Проследить военный и творческий путь Константина Симонова в соответствие с целью работы, можно по его дневниковым записям, большинство из которых в неизменном виде были собраны и опубликованы под названием «Сто суток войны». Опираясь на этот материал, удалось проследить за его творческой деятельностью, попытаться проникнуть в саму суть произведений, которые с такой достоверностью отразили эти страшные первые годы войны.
Вложение | Размер |
---|---|
Константин Симонов. Исследовательская работа. | 303.5 КБ |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№382 КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Творческая работа
"Константин Симонов. Подвиг слова"
Выполнила: Боброва Вероника, 6 «А» кл.
Руководитель: учитель русского языка и
литературы Кириллова Ольга Владимировна
Оглавление
1.Введение ………………………………………………………………...3 стр.
2.Биография ……………………………………………………………….4-5 стр.
3.К. Симонов – военный корреспондент………………………………6- 13стр.
4.Заключение…………………………………………………………...14-15стр.
5.Литература………………………………………………………………16 стр.
6.Приложение ………………………………………………………….17-19стр.
Все дальше отдаляясь от памятной даты победы в Великой Отечественной войне, мы все реже вспоминаем о подвигах, совершенных людьми во имя свободы и мира у нас на земле. За каждым бойцом, сражавшимся в те страшные годы, стоит целая история, за каждым событием - личность. Нашему поколению просто необходимо помнить все это, чтобы не повторять ошибки прошлого. Люди, защищавшие нашу Родину живы, пока живут в нашей памяти. Симонов был одним из тех людей, которые испытал на себе все ужасы войны. Его, как и сотни других мужчин, отправили на фронт. Проходя свой нелегкий фронтовой путь, он все годы войны вел дневник, и потом по этим воспоминаниям писал свои произведения. Интересно именно то, что легло в основу каждого из них, какие события тех страшных дней могли найти отражение в творчестве великого писателя. Все это и стало основной целью моей работы. Мне бы хотелось больше узнать о жизни самого писателя, проследить его фронтовой путь, познакомиться с еще неизвестными мне произведениями писателя. Я узнала, что дневниковые записи Константина Симонова были опубликованы в неизменном виде под названием «Сто суток войны». С этого произведения и начался мой путь исследования.
Кирилл Михайлович Симонов родился в 1915 году в Санкт-Петербурге. Его отец, армейский офицер, погиб на войне. Его мать, урождённая княгиня Александра Оболенская, принадлежала к небогатой, хотя и одной из самых старинных аристократических семей[1]. После смерти супруга она вышла замуж за другого офицера, Александра Иванищева. Отчим Кирилла участвовал в русско-японской войне 1905 года, а в первую мировую войну был ранен и пострадал в газовой атаке. После революции, будучи профессиональным военным, он вступил в Красную армию и стал преподавателем в военном училище в Рязани.
Отчим был приверженцем строгой дисциплины, для него всё имело своё время и место. Но в то же время, влияние Оболенских влекло Кирилла в другую сторону. В ленинградском доме своей тёти Софьи Оболенской, работницы библиотеки, он написал первое стихотворение.
Симонов рос в Советском Союзе тридцатых годов, казалось, что расцветает новая жизнь и вокруг появляются новые возможности. Ребёнком и подростком Кирилл всем сердцем верил в новое советское общество, однако, скорее всего, он осознавал, что вследствие своего происхождения полностью этому обществу не принадлежит. Возможно, именно поэтому после получения семилетнего образования Симонов оставил школу и начал учиться на токаря.
Его оптимистический взгляд на новую Россию вскоре подвергся суровому испытанию. Почти сразу после ухода Кирилла из школы его отчим был арестован, а он сам и его мать были выселены из квартиры. Найдя работу в Москве, Симонов сумел опубликовать несколько стихотворений. По совету издателя, он поступил в Литературный Институт имени Горького.
К 1940 году, будучи в возрасте 25 лет и уже сменив своё имя на Константина (имя особенно распространённое в семье Оболенских), он утвердился как поэт и драматург. Однако та Россия, которая поддерживала поэта и была созвучна его таланту, в те годы проходила сквозь ужас репрессий.
Обучался Константин Симонов на курсах военных корреспондентов, затем, с началом войны, писал для газет «Боевое знамя», «Красная звезда».
За всю жизнь Константин Михайлович Симонов получил несколько военных званий, самым высоким из которых стало звание полковника, присвоенное писателю уже после окончания войны.
Одними из известных военных произведений Симонова стали: «Жди меня», «Война», «Русские люди». После войны в биографии Константина Симонова наступил период командировок: он ездил в США, Японию, Китай, два года жил в Ташкенте. Работал главным редактором «Литературной газеты», журнала «Новый мир», входил в состав Союза писателей. По многим произведениям Симонова были сняты фильмы.
Умер писатель 28 августа 1979 года в Москве, а прах его был развеян, согласно завещанию, над Буйничским полем (Белоруссия). Его именем названы улицы в Москве и Могилеве, Волгограде, Казани, Кривом Роге и Краснодарском крае. Также в его честь названа библиотека в Москве, установлены мемориальные доски в Рязани и Москве, названы его именем теплоход и астероид.
22 июня 1941 года Германия напала на Советский Союз. Об этом становиться известно из сообщения Молотова в полдень этого же дня. Советские войска были застигнуты врасплох. Организации мощных контрударов по противнику препятствовало то, что они относительно равномерно были распределены по всему фронту вдоль всей границы и рассредоточены на большую глубину. При таком построении трудно было противостоять противнику.
Все утро 22 июня Константин Симонов пишет стихи, еще не зная о том, что началась страшная война. [2]
Ему всего двадцать пять лет, когда из звонка по телефону он узнает о нападении гитлеровской германии на Советский Союз.
Несколько дней спустя его как корреспондента, распределяют в армейскую газету на западный фронт. Он спешит на поезд, идущий до Минска.[3]
«Шинель была хорошо пригнана, ремни скрипели, и мне казалось, что вот таким я всегда и буду. Не знаю, как другие, а я в эти первые два дня настоящей войны был наивен, как мальчишка». [4]
Симонов должен был явиться в политуправление фронта в Минске, а оттуда — в армейскую газету 3-й армии. Но ему предстоял несколько другой путь.Первой остановкой по ходу его движения становится город Борисов. Им сообщают, что поезд дальше не пойдет.[5]
Дальше движение он будет продолжать на машине. Симонов, двигаясь на восток, пересекает реку Березину. Здесь он впервые попадает под обстрел, с воздуха непрерывно скидывают гранаты и стреляют по редкому лесочку, где находятся солдаты, вокруг твориться неразбериха. Люди не готовы к войне, в панике разбегаясь, они падают замертво.
Неожиданное нападение врага прекращает все внутренние колебания Симонова. Поэт, наконец, с полной уверенностью осознает, по какому жизненному пути должен идти дальше, и чувствует полное единение с обществом, к которому принадлежит.
Уже в первый год войны Симонов стремительно взлетел на небывалую высоту как военно-патриотический поэт. Своими стихами, пьесами, фильмами и прозой он внёс значительный вклад в восстановление боевого духа советского народа, потрясенного вторжением немецких захватчиков.
Как выражение собственных чувств поэта, наиболее знаменитое его стихотворение «Жди меня», для бессчётного числа русских солдат и их близких оно выражало то, во что хотелось верить. И именно как выражение веры народа это стихотворение имело чрезвычайное значение.
В первые годы войны Симонов казался непоколебимым. Стихотворение «Если бог нас своим могуществом» было написано в осаждённой Одессе, где смерть смотрела ему в глаза. На её взгляд поэт ответил смехом, смиряясь с ней как с неизбежностью. Что бы он хотел взять с собой на небеса? Всё, что пережил или мог пережить на земле, даже смерть:
Даже смерть, если б было мыслимо,
Я б на землю не отпустил,
Всё, что к нам на земле причислено,
В рай с собою бы захватил.
И за эти земные корысти,
Удивлённо меня кляня,
Я уверен, что бог бы вскорости
Вновь на землю столкнул меня.
Симонов ведет дневник все годы войны, это уникальное явление, так как это было строго запрещено тогда. Зная об этом, он прячет их в сейфе у своего друга, издателя газеты «Звезда». По этим дневниковым записям впоследствии будет издана книга «100 суток войны», которая будет эмоциональна и кинематографична. Повествование из первых рук. Первые дни и месяцы страшной войны. Все это дойдет до нас в неизменном виде, лишь позже будут добавлены комментарии, в которых он во многом переосмыслит свои взгляды на происходившее тогда.
«Мы, пройдя через кровь и страдания,
Снова к прошлому взглядом приблизимся,
Но на этом далеком свидании
До былой слепоты не унизимся.
Слишком много друзей не докличется
Повидавшее смерть поколение,
И обратно не все увеличится
В нашем горем испытанном зрении».
Напишет он в одном из более поздних своих стихотворений.
В июне и июле 41 на фронте Симонов часто встречает людей, вернувшихся из лагерей. Одна из таких встреч особенно запомнилась ему. Он потом напишет об этом роман «Живые и мертвые», героем которого будет Серпилин, прошедший во время войны путь от командира полка до командарма. С этим образом входят в военную прозу люди трагической судьбы — те, кто был подвергнут репрессиям в 30-е годы. Федор Серпилин был осужден без суда и следствия на десять лет, несмотря на то, что он не признал предъявленных ему обвинений. [6]
«Фигура комбрига Серпилина сложилась у меня из воспоминаний двоякого рода, — писал Симонов, — во-первых, у меня в памяти осталось несколько встреч в разные годы войны с людьми, превосходно воевавшими и имевшими... ту же самую нелегкую биографию... Во-вторых, мне врезались в память некоторые эпизоды обороны Могилева в июле 1941 года и облик командира одного из полков... человека, не желавшего отступать. И внешний, и внутренний облик этого человека лег в первооснову образа Серпилина”. [7]
Этим человеком был полковник Кутепов, чей полк окопался на ржаном поле близ Могилева и ценой своих жизней сдерживал натиск врага, пока другие части отступали. Кутепов после тяжелого боя с мальчишеским задором рассказывал Симонову, как они били танки врага:
« Танки, танки, а мы их бьем. Если пехота решила не уходить, никакие танки с ней ничего не смогут сделать! Можете мне поверить. Вон, там их танк стоит, вот куда дошел, а все-таки ничего у них не вышло». [8]
Перед смертью Симонов завещал развеять свой прах на том поле под Могилёвом, где в июле 41 насмерть стоял полковник Кутепов, обеспечивая другим возможность отрыва от вражеских войск.[9]
Однажды по дороге к Смоленску Симонов с поэтом Алексеем Сурковым решают заглянуть в избу в деревне под Борисовом.[10]
В дневнике он пишет: «В правом углу была божница, а на широкой лавке сидел старик, одетый во все белое — в белую рубаху и белые порты, — с седою бородой и кирпичной морщинистой шеей.
Бабка, маленькая старушка с быстрыми движениями, усадила нас рядом со стариком на лавку и стала поить молоком. Сначала вытащила одну крынку, потом — другую.
Зашла соседка. Бабка спросила:
— А Дунька все голосит?
— Голосит, — сказала соседка.
— У ней парня убили, — объяснила нам старуха.
Потом вдруг открылась дверь в сени, и мы услышали, как близко, должно быть в соседнем дворе, пронзительно кричит женщина. Бабка, сев рядом с нами на лавку, спокойно следила, как мы жадно пьем молоко.
— Все у нас на войне, — сказала она. — Все сыны на войне и внуки на войне. А сюда скоро немец придет, а?
— Не знаем, — сказали мы, хотя чувствовали, что скоро.
— Должно, скоро, — сказала бабка. — Уже стада все погнали. Молочко последнее пьем. Корову-то с колхозным стадом тоже отдали, пусть гонят. Даст бог, когда и обратно пригонят. Народу мало в деревне. Все уходят.
— А вы? — спросил один из нас.
— А мы куда ж пойдем? Мы тут будем. И немцы придут — тут будем, и наши вспять придут — тут будем. Дождемся со стариком, коли живы будем.
Она говорила, а старик все сидел и молчал. И мне казалось, что ему было все равно. Все — все равно. Что он очень стар и если бы он мог, то он умер бы вот сейчас, глядя на нас, людей, одетых в красноармейскую форму, и не дожидаясь, пока в его избу придут немцы. А что они придут сюда — мне по его лицу казалось, что он уверен.
Он так молча сидел на лавке и все качал своей столетней седой головой, как будто твердил: «Да, да, придут, придут».[11]
Потом по этим воспоминаниям Симонов напишет стихотворение, которое посвятит Алеше Суркову, там будут такие строки:
«…»Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик.
Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем. «…»
В тяжелые годы Великой Отечественной войны поэзия была необходима не только на фронте, в местах боевых действий, но и для тех, кто остался в тылу, - матерям и любимым, женам и детям.
В одном из неразбомбленных домов Смоленска был телефон, Симонов просит телефонистку связать его с Москвой. [12]Долго дожидаясь ответа и услышав лишь знакомое «Алло», звонок прерывают по причине воздушной тревоги в городе. Симонов звонил Валентине Серовой.[13] Лучшие симоновские военные стихи войдут в цикл «С тобой и без тебя», посвященные ей, его возлюбленной женщине, среди других там будет стихотворение:
«Твой голос поймал я в Смоленске,
Но мне, как всегда, не везло -
Из тысячи слов твоих женских
Услышал я только: алло! «…»
Валентина в возрасте 21 года уже была восходящей звездой сцены и экрана. Недолгое время она была замужем за Анатолием Серовым, истребителем-асом, героем гражданской войны в Испании и сталинским любимцем, вскоре погибшим в авиационной катастрофе. Впоследствии у неё было несколько любовников, но никого она не любила так сильно, как Серова, и всю жизнь носила его фамилию.
Стихотворения 1941-1945 годов, в особенности те, что были адресованы Валентине, впоследствии включённые в сборник «С тобой и без тебя», скорее всего и явились основой поэтической славы Симонова. Лучшие из них выражают конфликт между двумя сильнейшими движущими силами его души: любовью к Валентине и воинским долгом перед Россией; кроме того, в них скрыто и упоение той целеустремлённостью, что была дарована ему обстоятельствами, и страх перед тем, какой будет жизнь без этих двух направляющих его стихий.
Маргарита Алигер[14], советская поэтесса, писала:
«Симонов сумел угадать самое главное, самое всеобщее, самое нужное людям тогда и тем помог им в трудную пору войны».
В дневниках Симонова есть одна очень важная самооценка - он относит себя к тем литераторам, которые вполне сознательно стремятся «написать войну правдиво и буднично, как великий и страшный труд.
Война стала для Симонова временем, когда его лирические произведения достигли абсолютной вершины. Книгу «С тобой и без тебя» невозможно было достать. Закаленные в боях воины и хрупкие девушки от руки переписывали стихи из этого сборника, учили их наизусть, посылали своим любимым.
Он призывало вопреки всему – надеяться и ждать! А фронтовику верить в то, что дома его очень ждут. Эта вера во многом будет питать его мужество и стойкость. «Жди меня» повторяли как заклинание тысячи мужчин и женщин.
«Поэзия всегда должна звать людей к мужеству, к решимости не отступать ни перед препятствиями, ни перед угрозами, ни перед необходимостью отдать свою жизнь за правое дело".
(К.Симонов)
4.Заключение
Проследить военный и творческий путь Константина Симонова в соответствие с целью моей работы, я смогла по его дневниковым записям, большинство из которых в неизменном виде были собраны и опубликованы под названием «Сто суток войны». Опираясь на этот материал, я постаралась проследить за его творческой деятельностью, попыталась проникнуть в саму суть произведений, которые с такой достоверностью отразили эти страшные первые годы войны.
Я сделала вывод, что главной задачей Симонова было показать дух Армии, конкретного человека в условиях фронта, показать жизнь, условия, сформировавшие характер героя. Изучая некоторые дневниковые записи К. Симонова, я отметила, что все они отличаются большим вниманием к военным деталям, автор пишет о новых военных задачах и их решении, о боевом мастерстве, отваге и героизме воинов. При этом прямо говорит о трудностях боев, о великих испытаниях, выпавших на долю русского народа. В основе каждого произведения, нашли отражение события тех страшных дней. Из его творчества мы узнаем не только о жизни и военном пути самого автора, но и о судьбах других людей, с которыми он встречается на фронте. В героях его произведений мы видим образы людей, с которыми Симонову пришлось сражаться бок о бок с врагом. Эти люди, поражая его своим героизмом, бесстрашием и отвагой, навсегда были запечатлены на страницах произведений писателя. Подвиг этих героев не
Симонов настойчиво стремился к тому, чтобы раскрыть героизм солдата без всяких прикрас и преувеличений, во всей его подлинности.
Симонов был бесстрашным солдатом, посвятившим себя изгнанию противника и достижению победы в войне. К тому же, Симонову повезло в том, что оружием, доверенным ему для борьбы с Гитлером, поэт владел в совершенстве. Этим оружием было его перо. Поэт, с первых дней войны надевший военную форму, понимал могучую силу слова, пройдя весь фронтовой путь от начала и до конца войны, он мог не стыдиться, он совершил свой подвиг, подвиг слова!
5. Литература
1) Симонов Константин. Собрание сочинений: В 10 томах. Том 01. Стихотворения. Поэмы. Вольные переводы
2) Симонов Константин. Собрание сочинений: В 10 томах. Том 09. Разные дни войны: дневник писателя. Том 2: 1942-1945 годы
3) Симонов Константин. Собрание сочинений: В 10 томах. Том 04. Живые и мертвые: Книга 1
4) http://territa.ru/load/1-1-0-8256
5) http://www.liveinternet.ru/users/astrahanka/post132251814/
Нора Аргунова. Щенята
Девочка-Снегурочка
Знакомые следы
Сверчок
Пока бьют часы