При изучении произведений устного народного творчества и произведений XIX века встречается много устаревших слов, которые требуют "перевода".
Понять образ мышления наших предков, значит прикоснуться к историческому прошлому нашего народа. В этом нам помогает раздел лингвистики, изучающий происхождение слов, а также само происхождение того или иного слова- этимология. Кроме того, знание этимологии слов обогащает нас. Мы видим, что слова, на первый взгляд, не имеющие ничего общего, оказывается, родственники!
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dalnie_rodstvenniki.doc | 664.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Куяшская средняя общеобразовательная школа»
Проект
«Дальние родственники»
Выполнили
Малышева Вика,
Чернышкова Мария,
Абдрахманова Диана,
ученицы 6 класса
Научный руководитель:
Малышева О.А.,
учитель русского языка
и литературы
с. Большой Куяш,
2016 г
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
Глава I Устаревшие слова…………………………………………………4
1.1.Как появились историзмы …………………………………………….4
1.2.Архаизмы ………………………………………………………………5
Глава II Дальние родственники…………………………………………7
Заключение………………………………………………………………….9
Список используемой литературы……………………………………….10
Приложение
Введение
При изучении произведений устного народного творчества и произведений XIX века встречается много устаревших слов, которые требуют "перевода".
Понять образ мышления наших предков, значит прикоснуться к историческому прошлому нашего народа. В этом нам помогает раздел лингвистики, изучающий происхождение слов, а также само происхождение того или иного слова- этимология. Кроме того, знание этимологии слов обогащает нас. Мы видим, что слова, на первый взгляд, не имеющие ничего общего, оказывается, родственники! С чего это клюшку назвали клюшкой? От слова клюка!
Исследование этимологии слов помогает:
Спустя много веков с тех пор, как сформировался словарный состав современного русского языка, этимология многих слов кажется неясной. А самое главное, не всегда понятна логика, следуя которой наши далёкие предки давали названия предметам окружающего мира.
Проблема: нужно ли привлечь внимание к живому слову, заинтересовать других школьников изучением русского языка, пробудить желание искать и находить исторические корни, исследовать, углубляться в историю слова и не просто делать открытия, а делать их с радостью и удовольствием.
Гипотеза: знание этимологии поможет развивать интерес к изучению языка как отражения истории, быта, культуры русского народа
Цель: изучить устаревшие слова (историзмы и архаизмы) названий органов и частей тела, научиться употреблять устаревшие слова в своей речи, знать их значение и роль в художественных произведениях.
Для достижения цели проекта решено было рассмотреть науки об устаревших словах, изучить историю появления в языке архаизмов и историзмов. Научиться находить устаревшие слова в толковом словаре.
Задачи исследования:
Глава I Устаревшие слова
1.1.Как появились историзмы
Слово живёт века, но меняется история, появляются новые предметы, явления – слова, обозначающие отжившее, уходят из активного употребления. Они называются устаревшими словами.
Архаизмы и историзмы – это определенная категория лексики. К ней относятся давно устаревшие слова.
К историзмам относятся наименования предметов, которые использовались нашими предками, а на сегодняшний день встречаются разве что в музеях. Например, слово «пищаль», которое обозначает древний вид оружия, использовавшийся на Руси несколько веков назад. К историзмам относится и слово «секира», обозначавшее один из видов боевых принадлежностей. Она представляла собой нечто, похожее на современный топор, но с двумя лезвиями.
Основной причиной того, что с течением времени в языке появились историзмы, стало изменение привычной жизни наших предков, обычаев, развитие науки и культуры. Так, например, исчезнувшие виды одежды - армяк, кафтан, камзол - перестали использовать, и это привело к исчезновению их названий из языка. Сейчас подобные понятия могут встречаться разве что в исторических описаниях. Существует множество слов, которые перестали использоваться, и сейчас их относят к категории «историзмы». Пример тому - понятия, которые так или иначе касались крепостного права в России. Среди них - оброк, барщина, подать.
1.2.Архаизмы
К этой категории относятся слова, которые обозначают вещи и понятия, существующие до сих пор, но уже с изменившимися названиями. Например, наши предки вместо современного «этот» говорили «сей», а «очень» звучало как «зело». Историзмы и архаизмы, примеры которых встречаются во многих литературных произведениях, далеко не всегда полностью заменяются другими словами, они могут лишь частично изменяться. Например, фонетически или морфологически.
Эта разновидность устаревших слов появилась вследствие того, что со временем любая лексика претерпевает изменения, эволюционирует и ассимилируется с другими языками. Таким образом, одни слова заменяются другими, но с тем же значением. Это та часть лексики, которая отжила свое, однако не исчезает полностью из языка. Эти слова сохраняются в литературе, документах и так далее. Для создания исторических романов они и вовсе необходимы, чтобы можно было воссоздать колорит описываемой эпохи.
Фонетические архаизмы. К этому виду относят современные слова и понятия, которые отличаются от устаревших всего на несколько звуков, иногда всего на один. Например, к фонетическим архаизмам можно отнести такое слово, как «пиит», которое со временем эволюционировало в «поэт», а «огнь» превратился в «огонь».
Морфологические архаизмы. К этой категории принадлежат слова, которые устарели по своей структуре. К ним относятся существительное «свирепство», которое превратилось в «свирепость», прилагательное «нервический», эволюционировавшее в «нервный», глагол «рухнуться», который теперь звучит как «рухнуть» и многие другие.
Семантические архаизмы. Архаизмы и историзмы, примеры слов, встречающихся повсеместно, часто со временем теряют свое истинное значение. Например, современное «позор» раньше означало не что иное как «зрелище», а старинное «обыденный» подразумевало что-то, что было сделано за один день (например, «обыденный путь»), а вовсе не «заурядный».
Иногда эти слова, вышедшие из употребления, настолько изменяются, что их начинают употреблять в новом значении. Это можно сказать как про архаизмы, так и про историзмы. Пример этого – слово «династия». Некоторое время назад его перестали использовать, но сейчас оно вновь в ходу. Если раньше оно могло сочетаться только с такими словами, как "царская" и "монархическая", то теперь сфера его использования значительно расширилась. Сейчас можно услышать и о династии лесорубов или шахтеров, которые подразумевают, что эта профессия наследуется от отца к сыну. Иногда устаревшие слова можно встретить и в ироническом контексте.
Устаревшие слова продолжают полноценно функционировать в языке в составе устойчивых выражений. Таким образом, сохранились некоторые историзмы. Пример: слово «баклуши» до сих пор используется в языке в рамках словосочетания «бить баклуши», что значит «бездельничать». Это же можно сказать и про устойчивое выражение «точить лясы», то есть «болтать без умолку». Вырождение и возрождение случается и так, что слова, которые лингвисты уже смело относили к историзмам, вновь стали употребляться благодаря тому, что понятия, которые они обозначали, снова начали использоваться. Подобное также может произойти, если было создано что-то новое, что каким-либо образом подобно устаревшему понятию или связано с ним. Пример: благотворительный вечер, мичман.
Глава II Дальние родственники
Устаревшими слова оказываются потому, что ушли из жизни предметы, которые этими словами назывались. Но есть и такие слова, которые устарели, а предметы, называемые ими, остались.
Каково происхождение самых обычных слов, какие изменения происходят в «биографии» слова, как объяснить эти изменения – вопросы, на которые отвечает этимология. На примере слов – названий частей тела. Поэтому приглашаем вас в путешествие по себе.
«Как это – по себе?» – спросите вы недоумённо. Не спешите удивляться: многие названия частей тела человека имеют интереснейшую историю. И познакомиться с этими историями нам поможет верный наш друг – этимологический словарь.
Например, устаревшие названия частей нашего тела. Это слова око (глаза), выя (шея), ланита, перст, уста, чело (лоб), десница (правая рука), шуйца (левая рука). Как видите, одни слова умерли и вместо них появились другие.
Некоторые слова уходят из языка совсем, другие оставляют после себя слова, которые от них образовались. Слово окно было образовано от слова око. Око — орган зрения, и окно сначала делали круглым, как око. Теперь окна не круглые, а все-таки окна. От слова очи(множественное число от око) произошло и слово очки.
Вам, наверное, знакомы слова перстень, наперсток, перчатка. На что мы надеваем эти предметы? От какого слова они произошли? Все эти слова объединяет то, что они имеют отношение к перстам(пальцам). От старых слов чело и уста ведут происхождение слова челка, устный, наизусть.
Мы выбрали 10 слов: веко, глаза, лоб, губы, щеки, глаза, ладонь, правая рука, левая рука, шея, которые известны и понятны всем. Мы их видим в зеркале каждый день, они служат нам на протяжении всей жизни.
Рассмотрели Школьный этимологический словарь, в котором очень конкретно и кратко говорится о том, как появились данные слова, и с помощью Историко-этимологического словаря П.Я. Черных, в котором детально показан путь, который в течение веков проделало слово, прежде чем приобрело современное звучание и значение. В сомнительных случаях привлекался также словарь М. Фасмера (ресурс интернета).
В своей работе мы также использовали занимательный материал из книги «Русский язык. Энциклопедия для школьников от А до Я», глава «Экскурсия по себе», книги для школьников «Русский язык. За страницами школьного учебника», Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля.
Следующим этапом было написание сценария и проведение внеклассного мероприятия для 3-4 классов "Недальние родственники". (Приложение 1)
Результатом чего получился этимологический словарь названий органов и частей тела человека, составленный обучающими.
Слова, вошедшие в словарь:
1. "Чело" означает - лоб, часть головы от темени до бровей. "Бить челом" - низко кланяться, отдавать поклон, благодарить. Отсюда и выражение "бить челом". Слово "чело" чаще всего употребляется в литературных произведениях как архаизм в значении "лоб".
2. Шуйцы, р. мн. шуйц, ж. (книжн. старин.). Шуйца - это левая рука. Слово является устаревшим, в настоящее время употребляется крайне редко. Чаще встречаем его в литературных произведениях.
Происходит от старославянского слова шуя, что обозначает левая.
Производные наречия от слова "шуйца" - ошую (слева), ошуюю (левее).
Иногда шуйцей называют левшу.
3. ДЛАНЬ - церк. РУКА, пясть с пальцами, кисть, вся лапа, ладонь. дланный, относящ. к ладони; ладонный, в ладонь ширины. дланистый, широкорукий, широколадонный, лапистый.
4. Ланиты, (церк. -книжн. , поэт. устар.) . Щека. Любовию горят младые свежие ланиты. Баратынский.
5. ВЫЯ - шея, а более хребтовая и боковые части ее; завой, высокая выя, гордость; непреклонная, Выя - это устаревшее слово, которое является архаизмом. В современное время такие слова употребляются в основном в художественной литературе. По всем толковым словарям значение слова "выя" одинаковое.
6. РАМЕНА́, рамен, (церк-слав. мн. отрамо). Плечи. «И помчались в Палестину, крест на раменах!» Жуковский. «Один, на рамена поднявши мощный труд, ты зорко бодрствуешь.» Пушкин.
7. Вежда, -ы, женский род (чаще множественное число вежды). То же, что веко. Сомкнуть вежды.
8. Уста -значение будет - отверстие, щель между губами. Но, конечно, говоря "уста", все имеют в виду губы или рот. "У всех на устах" - все говорят, все обсуждают. "Узнать из первых уст" - узнать от очевидца событий. "Устами младенца глаголет истина".
9. Слово "десница" - это устаревшее слово, в современной разговорной речи не употребляется. Это слово - архаизм. Значение слова "десница" - правая рука, также может означать и любую руку. В переносном смысле слово "десница" - власть правителя ("карающая десница правосудия"). "Десница короля" - "правая рука короля", то есть ближайший советник короля, который может принимать решения от имени короля.
Заключение
Немало слов, называющих части тела, получило своё наименование в связи с той функцией, которую они выполняют. Но, видимо, нашим предкам при подборе названия гораздо проще было назвать часть тела уже знакомым словом, обозначающим предмет, похожий на эту часть тела. Раз похож был орган зрения на блестящий гладкий камушек, то и название за ним закреплялось такое. И лишь тогда, когда часть тела не была ни на что похожа, как например, шея, она и получала название по выполняемой функции. В целом, видно, что при подборе названия выбирался наиболее простой путь. Кроме того, стремление перенести название предмета на другой предмет говорит о стремлении наших предков к образности.
Следует отметить, что хоть все вышеупомянутые устаревшие слова являются, скорее, пассивным пластом лексики, они не перестают играть в ней важную роль. Читая произведения таких именитых литераторов, как Толстой, Достоевский или Маяковский, можно очень часто встретить историзмы и архаизмы, а чтобы точно понять мысль, которую хотел донести автор, надо обязательно быть в курсе их значения. Поэтому в случае, если вам встретится незнакомое слово, лучше всего обратиться к авторитетному словарю.
Список использованных источников и литературы.
1) Волков С.В. Детская энциклопедия «Русский язык», М.: ООО «Фирма «Издательство Аист», ООО «Издательство «Астрель», 1999, 496 стр.
2) Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. – М.: Русский язык – Медиа, 4-е изд., стереотип., 2007 г., 555 стр.
3) Львова С.И. Русский язык. За страницами школьного учебника. 6 кл.: пособие для учащихся, М.: изд. Дрофа, 2007 г., 172 стр.
4) Фасмер. М. Этимологический словарь русского языка (ресурс интернета) В 2 т. — М.: Русский язык, 1993 г. 622 с.
5) Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. В 2 т. — М.: Русский язык, 1993. — Т.1: А — Пантомима. — 622 с.+Т.2: Панцирь — Ящур. — 560 с.
http://fb.ru/article/142756/arhaizmyi-i-istorizmyi-primeryi-i-znachenie
Одеяльце
Золотая хохлома
Пока бьют часы
Император Акбар и Бирбал
Астрономический календарь. Февраль, 2019