Автор работы выясняет значение нравственных качеств женщины для самосохранения, спасения души. В своем исследовании Сенченко Лина обращается к женским образам русской литературы XIX века, которые могут помочь понять себя и мир вокруг современным юношам и девушкам. Автору работы интересны не только возвышенные образы, но и те, что стали жертвами собственных страстей. Юный исследователь вместе с его сверстниками приходит к выводу, что необходимо ориентироваться в своем выборе на тех героинь русской литературы, которые не в состоянии совершить дурной поступок, а также брать себе на заметку то обстоятельство, что человек не есть «животное», а нечто большее, что опирается на завещанные нам ценности.
Проведя исследование, автор работы пришла к выводу, что именно русская литература выступает в роли носителя духовных ценностей и именно она влияет на нравственное становление личности.
Вложение | Размер |
---|---|
npk_evrika.docx | 139.71 КБ |
Сенченко Лина Сергеевна
Краснодарский край, Каневской район, станица Каневская
МБОУ лицей имени Дважды Героя Социалистического Труда В.Ф.Резникова, 10 класс
Читательские и нравственные приоритеты современного школьника
Научный руководитель: Непейпива Наталья Леонидовна, учитель русского языка и литературы МБОУ лицей имени Дважды Героя Социалистического Труда В.Ф.Резникова
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
Введение
Мир прекрасен в той мере,
в какой женщины сохраняют
верность своему долгу.
Иеромонах Порфирий (Левашов)
С целью повышения общего образовательного уровня наших граждан и приумножения культурной целостности нашей страны, сохранения своей самобытности, национальных ценностей и духовных традиций 2015 год в России был объявлен годом русской литературы.
«Наше общество стало катастрофически мало читать»,- об этом Путин говорил на прошлогоднем Российском литературном собрании, тогда же было заявлено о необходимости повышать интерес к чтению у подростков. Глава государства подчеркнул, что снижение читательского интереса регистрируют во всем мире, но это вовсе не значит, что Россия должна следовать такой тенденции. Нравственное развитие подростка напрямую связано с получаемой им духовной пищей. Огромную роль в развитии высоконравственной личности играет книга. Литература питает ум и воображение юного человека, открывает ему новые миры, образы и модели поведения. Литература помогает понять себя и мир вокруг, обогащает опытом, побуждает сознание сопоставлять свою жизнь с жизнью других людей, остерегает от неправильных поступков. Познавая в произведении картину человеческой жизни, читатель познает самого себя.
Для того чтобы произведение художественной литературы могло выполнить свою воспитательную задачу, оно должно быть соответствующим образом воспринято. Поэтому изучение проблемы восприятия литературного произведения представляет для нас несомненный интерес.
В своем исследовании мы решили изучить читательский спрос современного школьника (на примере лицеистов ст. Каневской) и определить его нравственные приоритеты.
В работе мы рассматривали «читательские пристрастия» лицеистов определенного возраста. Это школьники 15-16 лет. Возраст выбран не случайно. Объясняется это тем, что в такой важный для каждого человека период взросления отмечается наибольшая активность в познании самого себя и окружающего мира. Учащихся волнуют такие важные проблемы, как личностные взаимоотношения, духовно-нравственные искания.
Подобные проблемы волновали и русских писателей. Мы решили обратиться к произведениям литературы 19 века и непосредственно к женским образам. Женщины в литературе 19 века выступают в роли носителей нравственных и духовных ценностей. Они, несомненно, духовно богаче и даже сильнее мужчин, играющих в произведениях роли первых героев. О значении женских образов русской литературы в становлении и развитии личности написано немало статей В.Г.Белинским, Г.П.Макогоненко, Ю.М.Лотманом, М.Г.Бройде. Они восхищаются героинями А.Пушкина: Машей Мироновой, Татьяной Лариной и др. Но нам интересны не только возвышенные женские образы, которые могут быть и сегодня образцом для подражания, но и те, что прошли через грехопадение, стали жертвами собственных страстей.
Предмет исследования: читательский спрос современного школьника, степень интереса к женским образам русской литературы.
Объект исследования: значение нравственных качеств героинь русской литературы для самосохранения, спасения души, духовного развития.
Многочисленные исследования современных ученых (Молодежь новой России: ценностные приоритеты. Институт социологии РАН) показали, насколько восприимчивы школьники к прекрасному, какие богатые возможности духовного роста и эстетического развития имеют сегодня.
Актуальность и новизна нашего исследования в том, чтобы выявить отношение старшеклассников к высокой нравственности и грехопадению героинь русской литературы XIX века.
Цель исследования: определить специфику нравственной картины мира моих сверстников, проанализировав их отношение к героиням литературы XIX века.
Задачи:
3) выявить, какие героини русской литературы вызывают интерес и почему, какие считаются образцом для подражания, поступки каких осуждаются.
Методы исследования:
1) изучение и анализ литературы по данной теме;
2) анкетирование;
3) изучение, обобщение и систематизация полученных знаний;
4) учет данных, полученных в результате анкетирования.
5) составление списка произведений, рекомендованных для чтения и изучения с точки зрения нравственного выбора героини.
Практическая значимость:
Использование результатов работы на уроках литературы
Гипотеза:
Мы предполагаем, что современный старшеклассник, несмотря на значительные изменения в обществе, не потерял полностью интерес к чтению, сохраняет уважение к высокой нравственности, считает, что такие качества, как верность, целомудрие, доброта, любовь важны и сегодня.
Основная часть
I
1.Читательский портрет лицеиста.
2. Нравственная картина мира в понимании моих сверстников (анкетирование)
Еще до начала нашей работы мы сделали предположение о том, что современные старшеклассники читают немного, обосновав это возрастающим ритмом жизни, внедрением в повседневную жизнь подростка компьютера, информационными перегрузками. Мы поставили перед собой задачу: выяснить степень интереса современного школьника к чтению. Провели анкетирование, в котором приняло участие 47 человек, ученики 10 и 11 классов лицея.
В первую очередь нас заинтересовало, сколько же времени у подростков уходит на чтение, как часто они берут книгу в руки? Анализируя результаты, мы пришли к следующим выводам. В наш век технического прогресса учебное время явно преобладает над свободным. Учащиеся в основном читают классическую литературу при подготовке к урокам. Особое внимание уделяется программным произведениям. Мы задались вопросом: «В какой мере у ребят прочитаны программные произведения?» Больше половины опрошенных прочитали не все произведения за лето (68%). Но, несмотря на столь невысокий результат, выяснилось, что заданная литература читалась в подлиннике. В течение года количество прочитавших программные произведения увеличилось до 90%.
Заметим, что среди произведений школьной программы, повлиявших, как отмечают сами ученики, на их внутренний мир, называются следующие: роман в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина, драма «Гроза» А.Н. Островского, «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского.
В анкетировании приняли участие 32 девочки и 15 мальчиков.
Молодым людям были заданы следующие вопросы:
1.Какие нравственные качества женщины ты считаешь самыми важными?
2. Какие из героинь литературы 19 века заслуживают твоего внимания и почему?
3. Какие качества, на твой взгляд, должны быть присущи современной девушке?
Сравнив данные анкетирования по первому вопросу, мы выяснили: и мальчики, и девочки считают, что самое главное качество в женщине – это верность. Второе место отводится такому качеству как понимание, а в-третьих, мальчики считают немаловажным умение заботиться о близком тебе человеке. Отвечая на поставленные вопросы, юноши не раз обращались к образу Татьяны Лариной, потому что Татьяна, как они отмечают, по-настоящему любила и пыталась понять Евгения Онегина. Девочки оценили следующие качества Татьяны Лариной: верная, готовая к самопожертвованию, понимающая, что такое долг, живущая по принципам добра и справедливости. Мужская половина высказалась о Марье Болконской, как о женщине, которая остается до конца преданной своему мужчине. Парни не прощают героиням русской литературы измены (Наташа Ростова, Катерина Кабанова, Анна Каренина и др.), высоко ценят тех, кто до последнего верит в любимого человека. Высокую оценку заслужила Соня Мармеладова за готовность отдать все, ничего не прося взамен, за веру в лучшую сторону человеческой натуры, какой бы грешной она ни была.
Третий вопрос. По мнению девушек, в современной женщине должны сочетаться такие качества как доброта(15), преданность любимому человеку(12), умение заботиться(9), женственность(8).Результаты опросов мальчиков немного иные: для них главное в девушке - это чувство искренней любви(12) и целомудрие(10), верность, красота души и умение прощать(9).
Рис.1.Важные женские качества с точки зрения девушек
Рис.2. Важные женские качества с точки зрения юношей
Молодые люди не принимают девушек, которые преследуют только личные интересы, имеют завышенную самооценку, они сожалеют о том, что верность и искренность утеряли свои прежние позиции и встречаются в нашем обществе все реже.
3. Образцы высокой нравственности и блудные дочери в литературе XIX века
Во второй части нашего исследования попытаемся выяснить отношение лицеистов к героиням русской литературы 19 века.
Возьмем для анализа некоторые эпизоды из нескольких произведений русской литературы. Обратим внимание старшеклассников на поступки героинь, связанные с нравственным выбором.
Пушкин, отмечают ребята, за женщиной закрепил особую роль: следовать велению души, руководствуясь чистыми помыслами. Рассмотрим это на конкретном примере. На страницах «Капитанской дочки» нам открывается характер Маши Мироновой - благоразумной, доброй девушки, способной на глубокие, искренние чувства. Маша любит Гринева, в ответ на его объяснение «она без всякого жеманства» признается в сердечной склонности и говорит Петру Андреевичу, что родители « будут рады ее счастью» [1]. Однако выйти замуж за него она не соглашается, так как нет благословения родителей, а врожденное благородство не позволяет ей поступиться своими принципами. Такой поступок вызывает восхищение? Да. Ребята полагают, что надежность и крепость как личной, так и общественной жизни обусловлена людьми, которые исповедуют немногие, но незыблемые ценности.
Нас заинтересовал вопрос: почему повесть Пушкина называется «Капитанская дочка»? Почему такие яркие фигуры, как умный, лукавый и безжалостный Пугачев или дворянин Швабрин, совершивший ужасное предательство, или Петр Гринев, жизни и судьбе которого, по сути дела, посвящено повествование, или, наконец, венценосная Екатерина II, принявшая участие в судьбе героев,- почему все эти колоритные фигуры потеснились, чтобы уступить главенствующее место в повести девушке Маше? Ответ прост. Единственный подвиг Маши - следовать велению души и не делать того, чего нельзя делать, - по мнению старшеклассников, самый значительный. Она не в состоянии совершить дурной, бесчестный поступок не потому, что об этом кто-то узнает, а потому лишь, что этого делать нельзя. Это называется честью. А Маше пришлось особенно тяжело - ведь она, слабая и одинокая, не могла противопоставить бушующему вокруг злу ничего, кроме невозможности поступить дурно. А.С.Пушкин поставил эпиграфом к повести слова простые и народные: «Береги честь смолоду». Так уж они, приходим к выводу, под стать Маше.
Кроме закона чести существует еще закон православный, который невозможно ни обойти, ни отменить. Обеты, принесенные перед алтарём, перед Богом, святы и нерушимы, даже в том случае, если сердце отдано другому. Вот почему Александр Сергеевич особенно ценит верность. Его понимание женской верности близко и понятно Ф.М. Достоевскому [2], который в знаменитой речи на открытии памятника Пушкину (1880 год) раскрыл смысл поступка Татьяны Лариной. Вовсе не мнения света испугалась героиня А.С. Пушкина. Отказала Онегину она, потому что уверена: нельзя основать счастье своё на несчастье и бесчестье другого человека. Татьяна не может предать того, кого назвала перед Богом своим мужем. Наши старшеклассники уверены: всё дело в чувстве долга и ответственности, которые девушка впитала с молоком матери. Для них, как и для Пушкина, Татьяна - «милый идеал», так как она воплощает в себе то лучшее, что ценит в женщине поэт: нравственное величие, естественность, совесть и честь.
Это образцы высокой нравственности. Поступки героинь Пушкина, хотя прошло почти две сотни лет, поняты и приняты современным поколением. Об этом говорят результаты нашего исследования.100% анкетируемых восхищаются нравственной силой этих женщин, они благодарны писателю, который был так убедителен в создании своих образов.
А сколько блудных дочерей пройдет перед нами в произведениях А.Пушкина, М.Лермонтова, Л.Толстого и многих других писателей 19 вв. Обратимся в своем исследовании именно к этим образам, чтобы выяснить отношение старшеклассников к их поступкам.
Естественное и нравственное в человеке очень часто находится в столкновении; счастье и долг, натура и сознание - суть противоположности человеческой природы. На этом противоречии построены многие произведения русских классиков, которые ставят своих героинь перед мучительным выбором между долгом и счастьем.
Женщина перед выбором. Как поступить? Исполнять свой долг? Отказаться навеки от возможности личного счастья? Покориться судьбе? А может, рвануться к желанному? Зададим эти вопросы себе и русским писателям. Опять обратимся к произведениям
А.С. Пушкина. В «Станционном смотрителе» расхожий сентиментальный сюжет - соблазнение бедной девушки богатым ловеласом. Соблазненная Дуня, хотя и названа в повести несколько раз «бедной», отнюдь не несчастна: она любима, богата, а в конце повести, возможно, уже и повенчана. Так почему же все-таки «бедная»? М.Г.Бройде предлагает нам такое прочтение повести [3]. Дуня «бедная», хотя богата и благополучна, потому что пошла путем, воспрещенным церковью и моралью. Дуня «бедная» и потому, полагают лицеисты, что повязала душу грехом, повинна в страдании и смерти отца. Дуне выпало испытание богатством. И испытания этого она не выдерживает.
Увидев отца в доме ротмистра Минского, она с криком падает в обморок, вместо того чтобы упасть в его объятия. Завороженная гусаром, радостями любви и неизведанной ранее обеспеченной, беззаботной жизнью, она быстро «отвыкла от прежнего своего состояния» [4]. Отец вставал перед ней, считают старшеклассники, живым укором, напоминанием о грехе и попранном дочернем долге. Это мешало бездумно наслаждаться жизнью. Удобнее было вообще не вспоминать. Когда же он так неожиданно перед ней появился, что лишило ее чувств: удар пробудившейся совести, эгоистический испуг утерять душевный покой? Что бы там ни было, но придя в себя, она его не вернула.
Спустя годы «прекрасная барыня», выйдя из кареты в шесть лошадей, будет плакать на могиле смотрителя и даст священнику денег, вероятно, на помин души покойного. Запоздалое раскаяние? Едва ли. Ведь Дуня, подчеркивают ребята, не приезжала, а «проезжала»!
Еще одна из «Повестей Белкина» - «Метель» - также может служить прекрасным примером того, что показывает отсутствие у героев чистых помыслов. Марья Гавриловна, как и всякая романтическая барышня того времени, влюблена и бежит из дома с целью тайного венчания с возлюбленным. Но тут в действие врывается метель как орудие высшей воли и корректирует действия героев. Человек предполагает, а Господь располагает.
Ребята обращают внимание на то, что несчастье постигает героев, когда они противятся родительской воле и хотят самочинно устроить свою судьбу. «Ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу» [5]. Метель, как орудие высшей воли, выстраивает необыкновенные ситуации и приводит их к непредсказуемым разрешениям.
Счастливая развязка наступает совершенно неожиданно в тот момент, когда Марья Гавриловна и Бурмин, так неосторожно пошутивший, смирились со своей судьбой обвенчанных неизвестно кем людей и отрешились от всякой надежды на личное счастье. Библейская истина гласит: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». И это произведение, уверены лицеисты, послужит очередным жизненным уроком для молодых людей, вступающих в жизнь.
Хочется остановиться на проблеме выбора, перед которым оказывается замужняя героиня, сердце которой принадлежит другому (А.Островский «Гроза»). Ребята убеждаются на примере Катерины, что «счастливого» пути в тайной любви вовсе нет, что это дьявольский обман, чтобы погубить душу человека, и этот обман сразу же обнаруживается по совершении преступления. Нестерпимые душевные муки, ежедневную казнь «преступника» очень убедительно и наглядно показал Островский. Когда человек стоит перед выбором «перешагнуть запретную черту - не перешагнуть», то зло, понимают старшеклассники, предстает в соблазнительном виде, иначе бы человек никогда его не творил. «Пока делом не удовлетворена страсть, от удовлетворения ее чается рай: будете яко Бози» [6]. Мечта рисует привлекательные картины, и кажется - вот оно, счастье, только протяни руку. Но, о ужас! Как только страсть удовлетворена, «прелесть спадет с очей, призрак рассеивается и оставляет одну пустоту, расстройство и тяготу» [7]. Мрак, беспокойство, муки - вот награда удовлетворенной страсти. Прислушаемся к репликам Катерины! «Взяли бы да бросили меня в Волгу, я бы рада была. Казнить-то тебя, говорят, так с тебя грех снимется, а ты живи да мучайся своим грехом!» [8].
Нарушение заповеди влечет незамедлительную кару. По учению Святых Отцов, «грех без казни не бывает». Наказание следует тотчас за преступлением. В этом проявляется действие объективного нравственного закона, который существует вне нас и независимо от нашего сознания. Для нарушившего нравственный закон, лицеисты в этом не сомневаются, жизнь становится невыносимой пыткой, не прекращающейся ни днем, ни ночью. «Катерина. Ночи, ночи мне тяжелы! Все пойдут спать, и я пойду; всем ничего, а мне как в могилу… Свету-то рада сделаешься! А вставать не хочется, опять те же люди, те же разговоры, та же мука… Зачем они так смотрят на меня? Отчего это нынче не убивают? Прежде, говорят, убивали» [9].
Жизнь настолько невыносима, что смерть представляется единственным избавлением от кошмара действительности и героиня бросается в Волгу. Таким образом, рассматривая состояние и поступки героини Островского после грехопадения, лицеисты невольно соглашаются с тем, что в словах Пушкина «На свете счастья нет, а есть покой и воля» - заключена истина, в которую не очень хочется верить молодым сердцам.
Ребята вспоминают слова князя Андрея из романа «Война и мир»: «Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызения совести и болезнь. И счастье есть только отсутствие этих двух зол» [10]. Может быть, пушкинский «покой» - это и есть отсутствие угрызений совести, то есть спокойная совесть? А воля не есть ли та духовная свобода, которая позволяет управлять своими желаниями? Свободен не тот, кто говорит своим желаниям «да», а тот, кто может сказать им «нет» «Свободен только тот, кто стяжал свободу внутреннюю, равно и раб только тот, кто покорствует бессмысленным страстям», - так утверждал святитель Иоанн Златоуст [11].
Обращаясь к роману «Анна Каренина», задумаемся о соотношении в жизни человека эгоизма, естественного человеческого стремления к личному счастью и долга человека перед другими людьми, перед обществом. В период написания романа Толстой, такая информация прозвучала в нескольких анкетах, все более и более убеждался, что среди представителей высшего сословия стремление к счастью приобретало искаженный, идеалистический характер.
Трагедия Анны осмысливается старшеклассниками многогранно. И все же женщина отдается, к таким выводам они приходят, эгоистической страсти, презрев долг, что ведет ее в нравственный жизненный тупик. Героиня теряет естественность и обаяние. Все силы она сосредоточивает на том, как не потерять любовь Вронского, как сделать так, чтобы он принадлежал только ей. Ребята, решая вопрос о том, что привело Анну к трагедии, далеки от упрощенных выводов. Они возлагают вину на общество. Однако наблюдения приводят их к следующему. «Естественная и простая» в начале романа (Анна в первых главах говорит только по-русски, искренность ее поступков и мыслей противоречит условностям света, описание русской природы в глубоком психологическом подтексте - сопутствующее ей начало), она постепенно утрачивает естественность и простоту (появляются французские румяна, а речь ее теперь английская, французская). Заграничное путешествие с Вронским для Анны - попытка бежать от самой себя. Она чувствует внутреннюю опустошенность. Анна естественная и искренняя по натуре, не умеет, не может притворяться, не хочет жить полной фальши жизнью. Ее отношения с мужем все более запутываются, завязываются в узел, который, как кажется, мог бы при определенных обстоятельствах «развязаться». В минуты кажущегося наступления смерти Анна понимает самоотверженность и страдания своего мужа. Это для нее доказательство того, что он ее прощает. Обычно герои перед лицом смерти примиряются. Однако Анна, выздоровев, уходит к Вронскому. Каренин под воздействием мнения света отказывается отдать ей сына. Анна поставлена перед выбором: любовь к сыну или любовь-страсть. Толстой показывает, что она выбирает любовь-страсть, а значит, пытается построить свое счастье на несчастье других. И ей приходится расплачиваться за это. Толстой — гениальный психолог — искренне показывает страшные муки в последние часы жизни героини. Охваченная вихрем чувств, она понимает, что совершила страшную ошибку, но исправить ничего нельзя.
Исследователи творчества писателя долго и много спорили о том, как он оценивает свою героиню. Многие считали, что Толстой отказывается судить Анну. Но, ребята обращают на это внимание, в эпиграфе «Мне отмщение и Аз воздам» [12] присутствует все же элемент осуждения. Отмщение со стороны нравственной внешней силы — это осуждение. Осуждение того, что женщина презрела долг ради счастья.
Таким образом, приходим вместе с ребятами к выводу: счастье не в одних только наслаждениях любви, а и в высшей гармонии духа: следовать велению души, но не делать того, что делать нельзя. Необходимо ориентироваться на тех героинь русской литературы, которые не в состоянии совершить дурной, бесчестный поступок, не потому что кто-то об этом узнает и осудит, а потому лишь, что этого делать нельзя.
Поступок героинь, переступивших через страсть, показывает юным читательницам, что существуют иные ценности и иная любовь, чем те, к которым заставляет привыкать XXI век. Человек не есть «животное, которое рассуждает» и потребляет, а нечто большее, высокое, что опирается на завещанные нам ценности такими писателями, как А.Пушкин, А.Островский, Л.Толстой, Ф. Достоевский.
Писательское приветствие верности у женщин восходит к традициям, которые не должны быть утрачены современностью, если мы хотим спасти Россию, если мы хотим сохранить наш Дом. И сегодня очень актуально звучат слова Иеромонаха Порфирия: «Мир прекрасен в той мере, в какой женщины сохраняют верность своему долгу».
Заключение.
В своей работе мы предполагали, что современный старшеклассник, несмотря на значительные изменения в обществе, не потерял полностью интерес к чтению, сохраняет уважение к высокой нравственности, считает, что такие качества, как верность, целомудрие, доброта, любовь важны и сегодня. Наша гипотеза подтвердилась.
Важнейшими качествами женщины учащиеся называют верность, порядочность и считают, что счастливой может стать та, которая до конца верна своему женскому долгу: быть преданной, приносить в мир добро, заботу. Учащиеся уверены в том, что именно русская литература выступает в роли носителя нравственных и духовных ценностей и именно она влияет на становление личности.
Ребята согласны с писателями: счастье не в одних только наслаждениях любви, а в высшей гармонии духа: следовать велению души, но не делать того, что делать нельзя. Девочкам, считают лицеисты, нужно ориентироваться на тех героинь русской литературы, которые не в состоянии совершить дурной, бесчестный поступок, не потому что кто-то об этом узнает и осудит, а потому лишь, что это делает несчастными других.
Мы считаем обязательными для прочтения и обсуждения на уроках литературы именно с точки зрения нравственного выбора определенные произведения. Да, многие из них читаются при подготовке к уроку, но проблемы, обсуждаемые на занятиях, далеко не всегда касаются затронутых нами. Список литературы прилагается, хотя его ни в коей мере нельзя считать полным.
Список литературы.
1.А.С.Пушкин «Повести Белкина» М., «Просвещение» ,1984г.
2. Ф.М. Достоевский Дневник писателя.- М.:Современник,1989г.
3. Бройде М.Г. Читая Пушкина. М., Русский вестник. 1999г.
4-5. А.С.Пушкин «Повести Белкина» М., «Просвещение» ,1984г.
6.Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?- М.: Правило веры,1996
7. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?- М.: Правило веры,1996
8.А.Н.Островский «Гроза» М. Просвещение, 1993.
9.А.Н. Островский «Гроза» М. Просвещение, 1993.
10.Л.Н.Толстой «Война и мир» Собрание сочинений в восьми томах. Т. 3,4. М., "Лексика", 1996г.
11.Энциклопедия православной веры. - Клин, 2004г.
12.Л.Н.Толстой «Анна Каренина» М., 1975г.
Приложение
Список рекомендуемой литературы для девочек 15-16 лет с точки зрения нравственного выбора:
1)А.С.Пушкин «Повести Белкина».
2)А.С.Пушкин «Капитанская дочка».
3)А.С.Пушкин «Евгений Онегин».
4)Н.А.Островский «Гроза».
5)Н.А.Островский «Бесприданница».
6)Л.Н.Толстой «Война и мир».
7)Л.Н.Толстой «Анна Каренина».
8)Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание».
9)Н.М.Карамзин « Бедная Лиза».
10)А.С.Грибоедов «Горе от ума».
11)И.А.Бунин «Легкое дыхание».
12) А.И.Куприн «Куст сирени».
13) Н.А.Некрасов «Русские женщины» и др.
Пейзаж
Красочные картины Джастина Геффри
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Ледяная внучка
Попробуем на вкус солёность моря?