Тема моей работы: «Моя деревня Тинескуль – колыбель вдохновения чувашских поэтов»
Цель работы: рассказ о моей деревне Тинескуль (на русском языке Ефремкино), которая упоминается в произведениях поэтов и писателей, вдохновившей их на создание литературных произведений.
Гипотеза: Ефремкинцы любят своё село и будут вдохновлять его в своих произведениях.
Задачи:
1. Воспитание патриотизма у подрастающего поколения. Стимулирование деятельности школьников по изучению традиции, истории, культуры своего народа и родного края.
2. Изучение деятельности известных личностей села.
Объект исследования: село Ефремкино, его жители, а также чувашские писатели.
Предмет исследования: произведения писателей и поэтов, архивные данные, похозяйственные книги, рассказы старожилов.
Практическая значимость работы: данная работа может использоваться на уроках истории и культуры Башкортостана, чувашского языка и литературы, а также других уроках в МОБУ СОШ села Ефремкино, при использовании регионального компонента.
Описание работы: работа посвящена изучению истории моего родного села Ефремкино. Меня заинтересовало происхождение своей деревни, её историческое развитие, известные односельчане, жизнь и творчество которых отражается в историко-культурных событиях моей малой Родины. Я изучала архивные данные, литературу по данной теме и открыла для себя много интересного материала в историко-краеведческом плане: как появилась моя деревня, кто были её основателями и в связи с чем они переселились в эти края.
Вложение | Размер |
---|---|
История и культура села Ефремкино | 83.5 КБ |
Всероссийский конкурс среди школьников «Литературный краевед» в рамках программы «Тетрадка дружбы»
Номинация
«О Родина моя, ты – повод вдохновенья»
Рассказ
«Моя деревня Тинескуль – колыбель вдохновения чувашских поэтов»
Выполнила: ученица 11 класса
МОБУ СОШ с. Ефремкино
Кармаскалинского района РБ
Ефимова Ангелина Юрьевна
Руководители:
Павлова Людмила Николаевна
учитель чувашского языка и литературы,
Исламова Айсылу Камиловна,
учитель русского языка и литературы
2015 г
Предисловие
Тема моей работы: «Моя деревня Тинескуль – колыбель вдохновения чувашских поэтов»
Цель работы: рассказ о моей деревне Тинескуль (на русском языке Ефремкино), которая упоминается в произведениях поэтов и писателей, вдохновившей их на создание литературных произведений.
Гипотеза: Ефремкинцы любят своё село и будут вдохновлять его в своих произведениях.
Задачи:
1. Воспитание патриотизма у подрастающего поколения. Стимулирование деятельности школьников по изучению традиции, истории, культуры своего народа и родного края.
2. Изучение деятельности известных личностей села.
Объект исследования: село Ефремкино, его жители, а также чувашские писатели.
Предмет исследования: произведения писателей и поэтов, архивные данные, похозяйственные книги, рассказы старожилов.
Практическая значимость работы: данная работа может использоваться на уроках истории и культуры Башкортостана, чувашского языка и литературы, а также других уроках в МОБУ СОШ села Ефремкино, при использовании регионального компонента.
Описание работы: работа посвящена изучению истории моего родного села Ефремкино. Меня заинтересовало происхождение своей деревни, её историческое развитие, известные односельчане, жизнь и творчество которых отражается в историко-культурных событиях моей малой Родины. Я изучала архивные данные, литературу по данной теме и открыла для себя много интересного материала в историко-краеведческом плане: как появилась моя деревня, кто были её основателями и в связи с чем они переселились в эти края.
При озере Денис-Куль перед самой пятой ревизией 1795-ого года образовалась деревня Ефремкино (Денис-Куль). Она возникла на вотчине Дуван-Табынской волости. Время ее возведения относится к 1792-94-ым годам. (А.З.Асфандияров «История сёл и деревень Башкортостана», том III) Самым старым среди переселенцев был Ефрем. Отсюда и название села Ефремкино. Основано село на месте владений башкирского бая Денислама, поэтому чувашское название села –Тинескуль.
Первыми переселенцами были жители деревень Филиппова и Караево Казанской губернии Ядринского уезда, ныне Чувашской республики, Ядринского района, а также из деревни Тастуба Уфимской губернии, ныне Дуванского района Республики Башкортостан.
Причиной переселения была нехватка земельных угодий и гонения со стороны местных жителей.
Работая над темой, я узнала, что мой прадед – Дмитриев Максим Федорович, принимал активное участие в становлении колхоза. Первый колхоз под именем «Искра» возник в 1932 году, где первым председателем был Кудряшов Андрей Михайлович. Но в этом же году колхоз переименовали в колхоз имени «Ленина» и новым председателем уже был мой прадед – Дмитриев Максим Федорович. А во время войны колхоз возглавила сестра моего прадеда – Дмитриева Матрёна Фёдоровна. А Максим Федорович был отправлен на Стерлитамакский военный завод.
22 июня 1941 года началась мобилизация в Красную Армию. Из Ефремкинского сельского совета было призвано более 600 (шестисот) человек. В селе остались только старики и женщины. Не вернулись с полей сражения 365 человек.
Не вернулся с войны и уроженец нашего села Григорий Семенович Васильев, который пал смертью храбрых. Васильев Г.С. был командиром 605 полка 232 стрелковой дивизии. Он был опытным командиром и вел бои стратегически грамотно с минимальными потерями. Однако в бою за Нижнее Турово командир полка погиб от огня вражеских автоматчиков. И Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1943 года Григорию Семеновичу Васильеву посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Наше село славится творческими личностями. Один из них – Николай Васильевич Дмитриев (Ялтăр Мучи) – известный чувашский писатель Башкортостана, переводчик башкирского эпоса «Урал батыр», где редактором и корректором при выпуске книги была наша учительница Павлова Л.Н. И именно его перу принадлежит стихотворный рассказ на чувашском языке «Образ героя не забываем», посвященный Герою Советского Союза Григорию Семеновичу Васильеву. Как уроженец моего села, он славит красоту родного края, славит жителей своей малой Родины в стихотворениях «Тинескуль», «Деревня детства», «Ефремкинская сказка» и другие. На стихотворения «Тинескуль» и «В деревне пяти берез» написана музыка самим же автором.
Работая с архивными документами, я нашла в районной газете «Трудовая слава» №116 от 10 октября 2006 года материал о проведении вечера поэзии писателями и поэтами литературного объединения «Шуратал» Республики Башкортостан, посвященный творчеству чувашского поэта Н.В.Дмитриева и дню рождения Героя Советского Союза – уроженцев села Ефремкино. Селяне ознакомились с творчеством чувашских писателей и поэтов Н.Д.Иванова (Мигул Ишимбай), И.С.Степанова (Нугазак), А.С.Савельева (САС), З.Н.Семеновой (Сурпан), А.Н.Русакова и композиторов С.С.Матвеевой и В.А.Николаева. Воодушевленный красотой природы нашего родного края, славными жителями села Ефремкино, их гостеприимством, благодушием, И.С.Степанова (Нугазак) написал стихотворения «По дороге в Тинескуль», «Тинескуль». В газете пишется: «Этот день надолго запомнится ефремкинцам и их гостям, ведь он продемонстрировал то, что в Башкортостане, особенно в сельских глубинках, достаточно известных людей – носителей чувашской национальной идеи и патриотизма».
Плеяда известных людей нашего села на них не заканчивается. Мы, молодое поколение, школьники продолжаем историко-культурные традиции и участвуем в литературных конкурсах, сочинениях в масштабе района, республики, России. Ежегодный республиканский литературно-творческий конкурс «Пою мою Республику» привлекает много участников, есть победители (2014г. Михайлова Стелла, 8кл., «Горжусь, что я рожден в России»), призеры (2014г. Никитина Татьяна, 9кл., «Я счастлива на родной земле!»). Конкурс «Живое слово», приуроченный Году литературы, интересен обучающимся тем, что можно свои творческие литературные начинания представить на суд профессионалов. Свои работы представили Ефимова Ангелина, 10 кл., «Быть как отец», Дмитриева Инга, 9кл., «Родная деревенька. Мама» и другие. Я уверена, что и в дальнейшем увлеченных литературно-краеведческой работой будет немало.
Моя деревня Тинескуль – колыбель вдохновения чувашских поэтов.
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лунных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
С. Есенин
Родина – это место, где ты родился, где сделал свои первые шаги, пошел в школу, нашел друзей настоящих и верных, например, как у меня. А еще это место, где человек стал Человеком, научился отличать плохое от хорошего, творить добро, любить, где услышал первые добрые слова и песни…
У каждого из нас есть еще и ''малая родина''. Нет дороже места, где ты родился и вырос. Для меня – это мое родное село Ефремкино, изучению истории и культуры которого я посвятила свою работу.
Изучение истории родного края в наше время является актуальной проблемой. Согласно заветам предков, каждый человек обязан знать три вещи:
1. своё происхождение, свой род;
2. звёзды;
3. легенды и песни своего народа.
Чувашское население республики формировалось в течение многих столетий в разных исторических условиях. Возникновение представляет собой сложное и разностороннее социально-экономическое и культурное явление. Оно выступает составной частью заселения и хозяйственного освоения окраинных территорий Российского государства. Формирование чувашского населения в башкирском крае произошло в результате переселений чувашей из Среднего Поволжья в 17-19 веках. Основные причины: крепостной гнет в центральных районах России и малоземелье.
Переселение чувашей являлось вольной, крестьянской колонизацией, происходившей в тесной взаимосвязи с правительственной: государство через различного рода указов, запретов регулировало ход вольной колонизации, либо препятствовало ему.
Основание села Ефремкино.
При озере Денис-Куль перед самой 5 ревизией 1795г. образовалась деревня Ефремкино (Денис-Куль). Она возникла на вотчине Дуван-Табынской волости. Время ее возведения относится к 1792-1794 годам. (А.З.Асфандияров «История сёл и деревень Башкортостана», том III) Самым старым среди переселенцев был Ефрем. Отсюда и название села Ефремкино. Основано село на месте владений башкирского бая Денислама. Отсюда и чувашское название села Тинĕскÿл.
Деревня Ефремкино со всех сторон была окружена башкирскими селениями, вблизи деревни Ефремкино не было ни одной деревни с православным населением и, кроме того, оно находилось на башкирской арендной земле, а потому и состояли в полной материальной зависимости от башкир.
По указу 1793 года за припущенниками признавалось право владеть и землями, на которых они поселились по договору с башкирами и которые перешли в собственность путём покупки или по указам правительства.
Население деревни Ефремкино сформировалось за счёт переселенцев из деревни Филиппова (171 человек) и деревни Караево (76 человек), расположенных в Ядринском уезде Казанской губернии, а также из деревни Тастуба (5 человек) Уфимской губернии.
Ревизия 1795 года учла 125 душ мужского пола, 1811 году – 118 душ, 1870 – деревня состояла из 72 дворов с 400 жителями.
В 1920 году в деревне было 123 дома с 605 жителями, почти половина из них не имела лошадей, а 15 дворов никакого скота. Лишь 4 дома были крыты железом, а остальные соломой. Имелись в то время и чёрные избы.
Одежда была самотканого производства, обувь – лапти. Кожаная обувь, шубы, ситец были лишь у немногих зажиточных крестьян. Урожаи не превышали 60 пудов зерна с десятины. Основные орудия труда – соха, серп, цеп, телега.
Довоенная жизнь ефремкинцев
После Октябрьской революции, когда в стране развернулась коллективизация, в деревне возникли сельхозартели, которые, претерпев ряд преобразований, слились в единое крупное хозяйство и стали в 1932 году колхозом имени Ленина. До этого сельхозартель называлась «Искрой» и просуществовала месяц с председателем Кудряшовым Андреем Михайловичем. Ещё до создания колхоза на его территории существовала промартель, которая выпускала кирпич из белой глины. Там имелись механизмы, которые штамповали маленькие, но очень прочные кирпичи. Сельхозартель была расформирована и создан колхоз им.Ленина, где первым председателем колхоза был мой прадед Дмитриев Максим Фёдорович. В 1934 году колхоз купил трактор «Фордзон» и в 1935году автомашину-полуторку. Первоначально на ней ездил приезжий Давлетов Афанасий, затем за руль сел Петров Пётр Игнатьевич, потом Иванов Николай. Во время войны машину отправили на фронт.
Председателем колхоза в 1941 году был Дмитриев Пётр. Это при нём запрудили вручную большой пруд в селе. Во время войны председателем колхоза была Дмитриева Матрёна Фёдоровна. Во время войны колхоз на фермах содержал коров, овец, свиней и птиц. В 1944 году после тяжёлого ранения вернулся в село Дмитриев Леонтий Игнатьевич, его после войны Максим Федорович отправил учиться на агронома-садовода. Развели сад-огород, выращивали много ягод, возами на лошади возили продавать. На деньги, вырученные от продажи ягод, колхоз одним из первых в районе купил автомобиль-полуторку. Первый газик купили на деньги от продажи трёх больших бычков.
После войны по инициативе Дмитрия Василия Фёдоровича снова заработал кирпичный завод, в котором работали вручную.
До 1948 года в колхоз имени Ленина входили село Ефремкино и деревня Матросовка. В 1948-1950 годах в один колхоз объединились село Ефремкино и деревня Куллярово. Председателем этого колхоза назначили Газизова Кунакбая.
Во время руководства колхозом Закирова Вильдана Закировича провели электричество от дизельного двигателя, провели коммутаторный телефон. Работала мельница, пилорама от локомобиля. Машинистом был Иванов Иван, затем Валитов из деревни Куллярово.
В 1958-1959 годах председателем был Сольев Григорий Яковлевич. В 1959 году в декабре произошло укрупнение колхоза. Слились колхоз имени Ленина и имени Кирова. После Сольева председателем колхоза назначили Баталова Явита Сахиулловича. С 1960 года по 1971 год колхозом руководил Хамитов Рафаэль Шагалимович. При нём начали строительство фермы. Сменил Хамитова Файзуллин Асхат Закараевич. Абдулхай Лутфуллович Мухамедьянов, после окончания института, приехал в колхоз агрономом, затем до 1985 года возглавлял колхоз имени Ленина. При нём в деревне Алайгирово построили коровник и телятник, в Антоновке овчарню, в Ефремкино – два коровника, телятник с родильным отделением, автогараж, МТМ, склад удобрений и газобаллонов, водопровод, начали строить двухквартирные дома.
С марта 1985 по 1991 год колхоз возглавил Гадельшин Заки Фаритович, с 1991 года – Мухаметшин Флюр Фуатович. Колхоз имел 6700 га земельных угодий, 3 молочно-товарные фермы, две пилорамы, мельницу, пекарню, сад-огород площадью 3 га, основные средства на сумму 35,9 млн. рублей.
В 2008 году колхоз имени Ленина был преобразован в ООО «Агроинтер».
Участие наших сельчан в Великой Отечественной войне.
1941 год. Сколько тяжких испытаний принесла она народу. Для нашего государства наступил самый тяжелый и ответственный период. 22 июня 1941 года началась мобилизация в Красную Армию. Из Ефремкинского сельского совета было призвано более 600 человек. В селе остались только старики и женщины. Не вернулись с полей сражения 365 человек.
Наши земляки принимали участие во многих сражениях. Дмитриев Михаил Федотович участвовал в обороне Сталинграда, в боях при освобождении города Ворошиловограда, Краснодона, Лисичанска. В августе 1943 года был ранен под Харьковом и демобилизован.
Васильев Алексей Михайлович, проработавший долгие годы в нашей школе учителем труда после войны, участвовал в боях на Сталинградском направлении, был ранен, дошёл с боями до Праги.
Кириллов Яков Данилович, призванный на войну в 1941 году, участвовал в боях под Москвой, под Харьковом, в битве на Курской дуге и освобождении Ленинграда. С победой вернулся в 1945 году.
Участвовал в боях на Курской дуге и Яковлев Алексей Иванович, мой прадед со линии матери, в годы войны служивший разведчиком. Участвовал в боях под Брянском, потом сражался в Венгрии, Австрии. Награжден медалью «Отличный разведчик».
Погиб под Сталинградом в 1943 году Ефимов Тимофей, ушедший на фронт добровольцем. В сапёрном батальоне в 330-ой стрелковой дивизии воевал против фашистов (1910 – 1973 гг.) Ендураев Михаил Илларионович, ушедший на войну 17 июля 1941 года. В декабре этого же года участвовал в Московской битве. Воевал в Белоруссии, Германии. Был ранен. Победу встретил в 40 км севернее Берлина.
1942 года добровольцем воевал в составе 112 кавалерийской дивизии под Сталинградом, Орлом и на Курской дуге Титов Михаил Михайлович. Он был четырежды ранен, контужен. После лечения в госпитале воевал в Белоруссии. Домой он вернулся только в 1946 году.
Иванов Евстафий Егорович участвовал в боях под Ленинградом в 1942 году, но ему не удалось увидеть победы, он погиб 28 октября 1943 года в бою в Запорожской области.
Не вернулся с войны и Герой Советского Союза Григорий Семенович Васильев. Он родился 22 сентября 1897 года в селе Ефремкино в семье крестьянина. Когда Григорию было 11 лет, их семья уехала из нашего села. Они переехали в село Казанка Аскинского района. В 1918 году 22 апреля вступил он в ряды Красной гвардии, участвовал в боях против чехов и Колчака. В 1919 году он учился в Вятке на курсах Красных командиров. В 1931-1934 годах он учился в Военной Академии имени Фрунзе. Он женился на Антонине Андреевне и у них родились сыновья Юрий и Вадим.
До войны семья проживала в городе Бийске Алтайского края. 1942 год. Идут тяжелые бои. Из сибиряков формируется 232 стрелковая дивизия. Командиром 605 полка этой дивизии назначается Васильев Григорий Семенович.
Сосредоточив огромные силы на стыке Брянского и Юго-Западного фронтов, противник ударной группировкой прорвал оборону и разбил стремительное наступление на Воронеж. На сибиряков, занявших оборону, сразу обрушились и массированные удары с воздуха, и сильнейший артиллерийско-минометный огонь, и следовавшие одна за другой танковые атаки.
Против 605 стрелкового полка 232 стрелковой дивизии Г.С.Васильева неприятель имел в семь раз превосходящие силы. Какой же стойкостью и мужеством должны были обладать советские воины и прежде всего командир полка, чтобы сдержать такого сильного противника. И ведь сдержали! Пусть всего на несколько дней, но они-то, эти дни, как раз и были необходимы, чтобы успеть подтянуть главные силы наших войск.
Командир полка Васильев появился на самых горячих участках боя, показывая пример мужества и стойкости. В критический момент, когда гитлеровцы стали обходить с фланга, полк держался до тех пор, пока не поступил приказ свыше. И командир полка распорядился отойти подразделениям на другой рубеж.
Стрелковый полк занял оборону по восточному берегу Дона чуть севернее Воронежа и простоял в течение 6 месяцев. Советские воины делали всё, чтобы обескровить немецко-фашистских оккупантов и создать благоприятные условия для наступления наших войск.
В сентябре стрелковый полк форсировал Дон, с боями продвинулся на несколько километров вперед, к окраине Губарево. Дело доходило до рукопашных схваток. Так до января, до начала зимнего наступления 1943 года, за Доном сохранялся плацдарм.
И вот наступил долгожданный час, к этому времени 232-й стрелковый полк был передислоцирован южнее города Воронежа. После мощной артиллерийско-минометной подготовки наши части сломали сопротивление обороняющихся гитлеровцев и пошли на запад с боевой задачей окружить воронежскую группировку противника. Наступающие советские воины встретили упорное сопротивление врага на подступах к Кочетовке, сильно укрепленному узлу их обороны. Советские бойцы лежали в снегу: вражеские пули не давали возможности поднять головы. И тогда Васильев направил стрелковый батальон полка в обход Кочетовки, и сам тоже отправился с ними.
Манёвр удался. Стрелковый батальон продвинулся далеко вперед, заставив гитлеровцев поспешно отходить из района Кочетовки. Однако в бою за Нижнее Турово командир полка погиб от огня вражеских автоматчиков, действовавших из засады.
- Вы понимаете, - говорил командующий армией И.Д.Черняховский командиру дивизии И.И.Улитину – какую потерю мы понесли. После войны таким людям будут ставить памятники из гранита и мрамора…
Бойцы и офицеры 605-го стрелкового полка поклялись жестоко отомстить врагу за любимого командира. И они сдержали своё слово.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1943 года Г.С.Васильеву посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
В селе Нижнее Турово, близ Воронежа, установлен обелиск в честь погибшего командира полка Г.С.Васильева. Одна из улиц в этом селе носит имя героя. В сибирском городе Бийске, где жила семья Васильевых, имя героя присвоено школе, одной из улиц города и создан музей в честь нашего земляка.
В 1975 году перед зданием Ефремкинской средней школы был торжественно открыт бюст Г.С.Васильеву. Пионерская дружина нашей школы носит почётное имя героя-земляка. Одна из самых протяженных улиц села названа в честь Героя Советского Союза. А в школьном музее Боевой Славы хранятся личные документы, фотографии героя и посвященные ему книги. В 2006 году Дмитриев Николай Васильевич, наш земляк, поэт, выпустил стихотворный рассказ на чувашском языке «Образ героя не забываем», посвященный Г.С.Васильеву.
Известные жители с. Ефремкино
За более чем двухвековую историю Ефремкино ни одно историческое событие не обошло село стороной. Сельчане были активными участниками таких ключевых событий как войны, революции, коллективизация. Самое большое достояние села – люди, искренне любящие свою землю. Ефремкинцев всегда отличали стойкость духа, вера в свои силы, целеустремленность и патриотизм. Село дало Родине Героя Советского Союза Г.С. Васильева, который всегда останется в сердцах жителей. Ефремкинская земля питает творческим вдохновением наших земляков – поэтов, деятелей культуры, образования, народных умельцев и молодое поколение, в руках которого будущее села.
1 января 1933 года в нашем селе родился Николай Васильевич Дмитриев, который впоследствии написал прекрасные стихи, поэмы и перевел известный башкирский эпос «Урал батыр» на чувашский язык.
После окончания семилетней школы в родном селе он учился в Уфимском техникуме статистики. Затем заочно окончил Московский институт финансов и экономики. Три года прослужил на Тихоокеанском флоте. Затем он работал в управлении статистики. С 1994 года Николай Дмитриев на заслуженном отдыхе, но судьба чувашского народа не давала ему покоя, и он посвятил себя любимой литературной деятельности. В чувашской воскресной школе он нашёл близких по духу людей, которым тоже было небезразлично будущее чуваш. С 2004 года его произведения начинают печататься в республиканской чувашской газете «Урал сасси». В том же году он становится лауреатом фестиваля «Истоки вдохновения - 2004» и получает диплом в номинации «Лучший переводчик».
Николай Дмитриев готовился к выпуску сборника стихотворений, но не успел. Его творчество было очень разнообразным, потому что он писал не только стихотворения, но еще и музыку к ним. Своему родному селу он посвятил песню «Тинескуль» и «В деревне пяти берез».
Работая с архивными документами, я нашла в районной газете «Трудовая слава» №116 от 10 октября 2006 года материал о проведении вечера поэзии писателями и поэтами литературного объединения «Шуратал» Республики Башкортостан, посвященный творчеству чувашского поэта Н.В.Дмитриева и дню рождения Героя Советского Союза – уроженцев села Ефремкино. Селяне ознакомились с творчеством чувашских писателей и поэтов Н.Д.Иванова (Мигул Ишимбай), И.С.Степанова (Нугазак), А.С.Савельева (САС), З.Н.Семеновой (Сурпан), А.Н.Русакова и композиторов С.С.Матвеевой и В.А.Николаева. Воодушевленный красотой природы нашего родного края, славными жителями села Ефремкино, их гостеприимством, благодушием, И.С.Степанова (Нугазак) написал стихотворения «По дороге в Тинескуль», «Тинескуль». В газете пишется: «Этот день надолго запомнится ефремкинцам и их гостям, ведь он продемонстрировал то, что в Башкортостане, особенно в сельских глубинках, достаточно известных людей – носителей чувашской национальной идеи и патриотизма».
Плеяда известных людей нашего села на них не заканчивается. Мы, молодое поколение, школьники продолжаем историко-культурные традиции и участвуем в литературных конкурсах, сочинениях в масштабе района, республики, России. Ежегодный республиканский литературно-творческий конкурс «Пою мою Республику» привлекает много участников, есть победители (2014г. Михайлова Стелла, 8кл., «Горжусь, что я рожден в России»), призеры (2014г. Никитина Татьяна, 9кл., «Я счастлива на родной земле!»). Конкурс «Живое слово», приуроченный Году литературы, интересен обучающимся тем, что можно свои творческие литературные начинания представить на суд профессионалов. Свои работы представили Ефимова Ангелина, 10 кл., «Быть как отец», Дмитриева Инга, 9кл., «Родная деревенька. Мама» и другие. Я уверена, что и в дальнейшем увлеченных литературно-краеведческой работой будет немало.
Литература:
1. Асфандияров А.З. История сёл и деревень Башкортостана, том III.
2. Дмитриев Н.В. Образ героя не забываем. Чебоксары: издательство «Новое время», 2006.
3. Степанов-Нугазак И. Притяжение. Цивильск: РГУП «Цивильская типография», 2001.
4. Степанов.И. Праздник чувашской литературы и поэзии. Газета «Трудовая слава», №116 от 10 октября 2006. – С.3.
5. Степанов.И. Праздник чувашской литературы и поэзии. Газета «Урал сасси», № 40 от 5 октября 2006. – С.1.
6. Альбом «Никто не забыт, ничто не забыто».
7. http://www.biysk.secna.ru/vasilev-grigorii-semenovich
Есть ли лёд на других планетах?
Одна беседа. Лев Кассиль
Две снежинки
Рождественские подарки от Метелицы
Два плуга