Познание окружающего мира начинается с маленьких открытий, которые делают наши ученики сами. В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества.Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ей эти чувства с детства. Дети часто слышат слова о том, что природу необходимо беречь. Но что стоит за этими, давно привычными, фразами? Как научить ребенка любить окружающий мир, внимательно и бережно относиться к каждому проявления жизни? И как объяснить, что чья-то жизнь имеет право на существование не меньше, чем его собственная? Встреча с природой - всегда праздник, новый шаг к познанию мира.
И я предложила учащимся 4-В класса поучаствовать в районном конкурсе детских работ “Моя родная красивая Меотида”. Трудно было прогнозировать результат. Мы выбрали творческий проект и решили составить энциклопедию “Красная книга Приазовья”.
Работа началась на уроке природоведения, затем вышла за рамки одного школьного предмета и перешла во внеурочную деятельность. После составления путевого листа был обозначен принцип последовательности и системности работы над проектом, который мы неуклонно наблюдали на всех этапах работы.
Обучающиеся собирали материал, ходили в походы к устью реки Еланчик, на берег моря, ездили на экскурсии в природный заповедник “Хомутовская степь”, сделались частыми гостями в региональном ландшафтном парке “Меотида”, работали со справочниками, словарями, другой научно-познавательной литературой, где находили описание видов животных нашего края, изучали условия их обитания. Долго работали над оформлением книги, рисовали обитателей, отправлялись в экспедицию, вели дневники наблюдений. Работа показалась детям увлекательной, интересной. Занимались проектом все. Она объединила учащихся, каждый стремился внести свои предложения, поучаствовать в оформлении презентации. Ребята заинтересовали родителей. Всем нашлось дело. Одни готовили выставку работ из рисунков, фотографий и поделок, другие составляли список литературы и выставку книг по теме. Защита проектов проходила в классе перед родителями. После защиты работа была отмечена как одной из лучших в районном конкурсе детских работ “Моя родная красивая Меотида”. На этом работа над проектом не закончилась. Возникли новые вопросы и идеи. Дальше появились стихи и проза, которые собрали в альбом “Меотида поэтическая”. Победители приняли участие во Всеукраинском экологическом конкурсе “Сталкер - спаситель вселенной”. С 21 представленной работы 17 стали дипломантами.
В настоящее время работа, созданная семь лет назад выпускниками школы, является учебным пособием для нынешних учеников.
Проект “Моя родная красивая Меотида” создан с целью расширения кругозора учащихся об окружающей среде, о проблеме водоохранной среды Азовского моря и его обитателей, способствует воспитанию патриотизма, социально активной личности, реализует задачу: включение школьников в активное взаимодействие, организация обмена информацией. Проект для учителя, представлен по такой схеме: проблема - планирование - поиск информации - продукт - презентация - портфолио. А для детей: “сигнал бедствия - маршрутный лист - хочу все знать - мой самый-самый родной край - нам нужна помощь - цвети, Земля - а все хорошо и есть мечта!”.
Вложение | Размер |
---|---|
meotida_poeticheskaya.docx | 91.18 КБ |
Меотида поэтическая
Проект 4-В класса.
Азовское море – самое маленькое, самое мелководное, самое пресноводное, самое продуктивное, самое удалённое от мирового океана на земном шаре.
За его судьбу Украина и Россия ответственны перед мировым сообществом.
Приазовские просторы
Алексей Гаевский
Шумит, шурша, вода морская, Звенит протяжно птичий крик. Нет на земле прекрасней края, Чем приазовский наш родник. Тут солнце светит озорное, То туча пригрозит дождём, То суетливо, то с покоем Деревья зашумят «огнём». | Былинки на ветру качаясь, О чём-то шепчут, о своём, И ветер часто разбегаясь, Курлычет в небе журавлём. О, Приазовские просторы, Тепло земли и моря гладь, Крикливых чаек, шумный хохот. Ведь это наш бесценный клад. |
Осень
Анатолий Подгорный
Пришла осень на берег Азовского моря.
Солнце в небе поднимается с каждым днём всё ниже. Дни чаще стоят печальные, плачут туманами. Гаснут осенние краски. Листва с деревьев уже осыпалась. Вода стала мутной. Она несёт жёлтую листву и сухой камыш. На песчаных отмелях отдыхают стаи путешествующих диких уток, журавлей. На полях тихо.
Засыпает уставшая земля, готовясь укрыться тёплым снежным покрывалом.
Меотида
Алексей Гаевский
То ли снег, то ли ветер, Ты прекрасна всегда. Нет милее на свете, Ты во все времена. Меотида живая Как живая земля. Лучше края не знаю Бакаи и поля. | Стройных сосен заборы И трепещет камыш, В приазовских просторах Ты как песня звучишь. Закричит птичья стая Иль деревья шумят, День за днём пролетают, Твой прекрасен наряд. |
Баллада о земле родимой
Александр Каширин
Жил в давние времена в наших краях добрый человек. Была у него большая семья, много земли, на которой паслись тучные стада коров, полные неводы рыбы.
Но случилось так, что заболел любимый сын у доброго человека. Много лекарей пытались спасти его, да всё напрасно. Но привёл отец к сыну одного старого лекаря. Посмотрел тот на умирающего, и сказал: «Есть на земле лекарство, которое тебя спасёт. Укажет его тебе птица с удивительным клювом. Сорвёшь, скормишь корове, выпьет больной молока и станет здоров».
Долго искал отец заветное растение и удивительную птицу – ничего не нашёл. Вытоптали траву коровы, разорили гнёзда. Разослал тогда отец гонцов по всему миру. Из дальних стран привезли заветную траву. Дорого стоило доброму человеку здоровье любимого сына. Понял он, что всё в природе связано, и безумен тот, кто эти связи рвёт ради наживы.
Дорогой друг! Срывая цветок, вспомни, что он часть природы, может именно он поможет спасти чью-то жизнь.
Алексей Гаевский
Когда с весенними лучами Всё оживает на земле, Налюбовались мы снегами, Теперь мечтаем о весне. С крыш так весело и шумно, Летит и падает капель, Еще морозно утром, Уже на улице апрель. Пусть ещё листва дремлет, Лежит сугроб под горой, Трава тихонько подрастает, И даль ясна весной. | Мы – озорные ребятишки, Как в доме скучно усидеть, Мотаемся, ну как зайчишки, На нас приятно посмотреть. Чудесно, что на белом свете, Приходит к нам всегда весна, Легонько веет тёплый ветер, И душу будит ото сна. |
Подснежники
Юлия Самарская
Приветливое ласковое солнышко плыло по небу. Снег почернел, съёжился. Звонкие ручейки щедро поят землю талой водой.
А земля радуется теплу и улыбается белыми лепестками первых цветов – подснежников. А те совсем не боятся холода. Листочки свои, будто ручки, стремительно протягивают к солнышку, к синему небу, к лёгким, будто лебединый пух, белым облакам, которые время от времени появляются на небе.
Здравствуй, весна красная!
Спасём её, друзья!
Алексей Гаевский
Песчаных россыпей курганы И голубые небеса Шумят деревья- великаны, Их хвои свежая краса. На берег набегают волны, Шумят тихонько о песок, И с неба смотрит месяц полный, Что-то шепчет ручеёк. Здесь видишь зеркало морское, Здесь крик и пенье птичьих стай И пахнет нежно свежей хвоей, Люби и охраняй свой край. Нельзя к природе быть жестоким, И равнодушным быть нельзя, Чтоб не остаться одиноким Скорей спасём её, друзья! |
МЕНЬШИМ ДРУЗЬЯМ ПОСВЯЩАЕТСЯ
Алексей Гаевский
На нас звериными глазами Посмотрит верная душа. Не отмахивайтесь руками, Постойте, посмотрите, не спеша. Мы же люди, как нам не стыдно, Что предаём своих друзей, А им печальным так обидно, Прожившим, с нами столько дней. С нами ведь они играли, Делили радость и печаль, Теперь уже не нужны стали. Как жаль, всем сердцем жаль. Какие всё-таки мы злые, Спешим лишь выгоду схватить. Они хоть звери, но родные, Прошу при жизни их ценить. |
Флейта и Ветер
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Девочка-Снегурочка
Военная хитрость
Чайковский П.И. "Детский альбом"