В работе рассказывается о добрых и бескорыстных делах А. П. Чехова, служившего людям всю свою недолгую жизнь. Будучи больным, постоянно помогал нуждающимся в различной помощи.
Вложение | Размер |
---|---|
s_grustinkoyu_ulybki_dobroy.docx | 391.02 КБ |
С грустинкою улыбки доброй
Описывал той жизни быт.
Почти такой же, иль подобный,
Не перед нами ли стоит?
Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные
А. П. Чехов
Милосердие, приветливость, доброта всегда украшали человека. Некоторые люди, независимо от возраста, никогда не утрачивают красоту - просто красота лица превращается в красоту сердца, красоту души. Можно привести множество примеров человеческого участия, щедрости, душевной красоты. Наверное, всегда и везде у человека есть возможность быть добрым и милосердным, было бы желание. Достоевский писал: «Красота спасет мир». Да, мир спасет именно красота человеческой души. Чем более милосерден человек, чем больше занимается он благотворительностью, тем красивее становится его душа.
Что же такое благотворительность? Буквально, значит «творить благо», независимо от того, беден ты или богат; просто делать благо, на которое ты способен в данный момент, причём безвозмездно и бескорыстно. Основной чертой благотворительности является свободное волеизъявление в помощи.
Традиции благотворительности в России складывались на протяжении многих веков. С конца XVIII в. в России начинает активно развиваться такое общественное явление как меценатство искусству, наукам, культуре путем собирания больших библиотек, коллекций, создания художественных галерей и театров.
В России меценатство для предпринимателей - это был, прежде всего, патриотический долг перед Родиной, они считали, что если Бог наградил их деньгами с какой-то целью, то целью этой была благотворительная деятельность и помощь ближнему. В истории Российского государства есть множество имен и фамилий, чьи дела никогда не будут забыты. Частная инициатива в лице Рябушинских, Морозовых, Третьяковых, Бахрушиных и многих других способствовала получению признания многих явлений отечественной культуры, которым было суждено позднее стать национальной гордостью. Благодаря этим людям российская культура получила мощный толчок в своем развитии. На их средства устраивались выставки живописи и вечера поэзии. Мамонтов приглашал семьи молодых художников к себе в усадьбу, где они писали картины. Многие картины он приобретал сам, для других находил заказчиков. М. К. Тенишева создала училище ремесленных учеников, открыла несколько начальных народных школ. П.М. Третьяков стал известен, благодаря своей галерее. Он коллекционировал картины начинающих художников и иконописцев. Настоящих меценатов всегда было мало. Все известные коллекционеры и меценаты были людьми глубокой веры, и цель каждого из них была служить людям.
Благодаря деятельности таких меценатов русская культура расцвела на рубеже XIX-XX вв., и были найдены такие таланты, как Шаляпин, Врубель и др., собраны и сохранены изделия народных промыслов, произведения отечественных и зарубежных мастеров искусства.
Многие поэты и писатели занимались благотворительностью. Одним из них был великий русский писатель А. П. Чехов. Отношение Чехова к людям удивляло многих. Свое жизненное и творческое кредо он формулировал так: «Литератор не кондитер, не косметик, не увеселитель; он человек обязанный, законтрактованный сознанием своего долга и совестью». Давайте вспомним те поступки, благодаря которым Чехова помнят не только, как прекрасного писателя, но и как человека добрейшей души.
Самое знаменитое путешествие Антон Павлович совершил на Сахалин в 1890 году с целью изучения быта каторжников и помощи им. После возвращения Антон Павлович написал книгу «Остров Сахалин», в которой описал и невыносимую жизнь каторжников и произвол чиновничества. «Сахалин – это место невыносимых страданий! »- писал он. Уникальность его работы была в том, что в одном лице объединились исследователь, медик, социолог, общественный деятель и писатель.
Труд Чехова заставил официальных лиц обратить внимание на вопиющее положение каторжных и ссыльных. Министерство юстиции и Главное тюремное управление командировали на остров своих представителей. Как уступка общественному мнению, взбудораженному книгой Чехова, были предприняты тюремные реформы: в 1893 году - отмена телесных наказаний для женщин и изменение закона о браках ссыльных; в 1895-м - назначение казенных сумм на содержание детских приютов; в 1899-м - отмена вечной ссылки и пожизненной каторги; в 1903-м - отмена телесных наказаний и бритья головы.
Столько много сделано благодаря неимоверным усилиям одного человека, не желающего думать только о себе.
В 1892 г. осуществляется давняя мечта Чехова, и он покупает имение в Мелихово. Именно этот период вдохновил его на литературный труд. Помимо этого, мелиховский период ознаменован так же активной медицинской практикой.
Во время холерной эпидемии Чехов открыл на свои средства медицинский пункт, в дальнейшем снабжая его лекарствами. Кроме этого, он устраивается земским врачом и обслуживает 25 деревень, четыре фабрики и монастырь, проверяет состояние изб, строит холерные бараки, собирает средства для борьбы с болезнью, обходя состоятельных людей. Так же А. П. Чехов, будучи больным страшной болезнью (туберкулёзом), которая проявилась еще в 1884 году, сам навещал тех, кто нуждался в его помощи, проделывая порой путь в десятки верст, и это с постоянной температурой и кровохарканием. Писатель всю свою жизнь напряженно работал, почти всегда нуждался материально и, следовательно, не имел возможности полноценно лечиться. Поражает тот факт, что Антон Павлович никогда не жаловался на свою болезнь. Как-то раз Савва Морозов, находясь с писателем в одной гостинице и слыша, как он кашляет, вспоминал: «Я назвал его по имени. Чехов отвалился навзничь на подушки, и, обтирая платком окровавленные усы и бороду, медленно, в темноте, нащупывал меня взглядом. И тут я — в желтом, стеариновом свете огарка — впервые увидел его глаза без пенсне. Они были большие и беспомощные, как у ребенка, с желтоватыми от желчи белками, подернутые влагой слез... Он тихо, с трудом проговорил: - Я мешаю... вам спать... простите... голубчик..." Это поразительно, какая забота о ближнем! Только с такой душой можно сделать мир добрее и прекраснее!
Занимаясь благотворительностью, Антон Павлович строит в окрестностях Мелихово 3 школы для крестьянских детей и пожарный сарай.
В то время Чехову приходит идея открыть в Таганроге общественную библиотеку, куда он жертвует более 2000 книг из собственной коллекции. В дальнейшем он постоянно пополняет библиотеку, причем в больших количествах. Так же благодаря усилиям Антона Павловича в Таганроге появляется памятник Петру Первому. В 1891-92 годах в средней полосе России были засуха и неурожай, что привело к страшнейшему голоду. Писатель организовал сбор средств для Нижегородской и Воронежской губерний. Имение в Мелихово было продано в 1899 году. Чехов с матерью и сестрой направляется в Ялту, где для него уже построен дом. И здесь он ведет активную общественную деятельность: избирается в члены попечительского совета женской гимназии, жертвует 500 рублей на строительство школы. Активно продвигает идею о строительстве биологической станции. И это притом, что он неизлечимо болен; вместо отдыха и покоя, работает в Попечительстве о приезжих больных. В то время многие больные чахоткой приезжали в Ялту, с минимумом средств, потому что были наслышаны о Чехове. Он в свою очередь помогал многим обустроиться и хлопотал о виде на жительство для евреев.
Даже перед смертью Антон Павлович пишет завещательное письмо своей сестре, в котором упоминает и крестьян своего имения: « Я обещал крестьянам села Мелихово сто рублей — на уплату за шоссе... Помогай бедным... Береги мать. Живите мирно".
Как пронзительно и точно высказал своё мнение об А. П. Чехове Валерий Дружбинский : «Он шел своим путем, один на один со своей совестью, и совесть эта ни разу не увела его в сторону, не позволила написать ни строчки, которой бы устыдился впоследствии — строгая совесть духовно чистого человека».
Неплохо было бы, если бы наши сегодняшние предприниматели осознали слова Василия Ивановича Прохорова, основателя известной династии, произнесенные им на смертном одре: "Живите не для богатства, а для Бога, не в пышности, а в смирении".
Сейчас, в начале двадцать первого века, века машин, скоростей, новейших информационных технологий проблема милосердия остается актуальной. Мы нередко сталкиваемся с равнодушием, озлобленностью, эгоизмом, нежеланием помочь другим людям. Мы не умеем ставить себя на место людей, оказавшихся в трудной ситуации. И если так будет продолжаться дальше, то прожить без милосердия и сочувствия будет невозможно. Каждому из нас нужно работать над своей душой и проявлять сочувствие, сопереживание окружающим и помнить завет А. П. Чехова: «Не уставайте делать добро! Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!» Без милосердия и сострадания невозможно прожить. Оно нужно всем: и тем, кому помогают, и тем, кто помогает.
Анастасия Антипова
Три орешка для Золушки
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Спасибо тебе, дедушка!
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Лягушка-путешественница