Описание памятника в городе Старый Оскол женщинам-троителям в годы ВОВ
Вложение | Размер |
---|---|
emelyanov_v._shkola_no8_pamyatnik.doc | 33 КБ |
Емельянов Вячеслав Евгеньевич,
7 «Б» класс
МБОУ «ООШ №8»
Дорога жизни в судьбе моей прабабушки.
Памятник женщинам-строителям железной дороги Старый Оскол- Ржава посвящен Подвигу. В рекордно короткие сроки, всего за 32 дня, с 15 июня по 15 июля 1943 года они проложили 95 км железнодорожного пути.
Скульптурная композиция представляет собой три женские фигуры в момент работы по укладке рельс. Две девушки держат лопаты, третья наклонилась над рельсами, утрамбовывая грунт. Одна из девушек на минутку разогнула уставшую спину, чтобы вытереть пот со лба. Обуты работницы в грубые ботинки и сапоги, головы укрыты платками. Не до красоты сейчас!
Фигуры отлиты из бронзы и смонтированы на гранитном постаменте из камня, привезённого с Урала. Высота фигур – 2,5 м, вес композиции – 3 тонны, вес бетонного основания – 90 тонн. Проект создал архитектор М.А. Хромов, а скульптором стал А.А. Шишков – заслуженный художник России.
Открытие памятника состоялось 9 июля 2008 года и было приурочено к 65- летию Курской битвы. Рядом взметнулись в небо рельсы, соединённые между собой.
Сбоку от женских фигур на плите тёмного цвета начертаны слова Белгородского поэта В.Белова:
Вы здесь дорогу строили на Ржаву,
В подолах пол-Земли перенесли,
К сраженью подготовили Державу
И с воинами Родину спасли!
Я, Емельянов Вячеслав, с гордостью могу сказать, что эти строчки относятся и к моей семье. В строительстве «дороги жизни» принимала участие и моя прабабушка Емельянова Валентина Николаевна. Ей едва исполнилось 13 лет, когда пришла страшная беда - «война». А на период оккупации города Старый Оскол – 15: девочка-подросток, которая начала свою юность под дулами автоматов.
Вот, что осталось из воспоминаний о тех днях: «Из уст в уста передавалась новость о начале строительства дороги. Пошли все, кто мог держать в руках лопату: от мала до велика.
Не было слова: «Зачем». Все знали: просто так надо.
Материал для строительства снимали с путей Ржава-Белгород. Рабочим инвентарем были лопаты и кирки да лошади с повозками.
Сначала рыли длинные траншеи, утрамбовывая глину. Кровавые мозоли не сходили с рук. Останавливались только тогда, когда над головой раздавался страшный гул. Немецкие самолеты. Прятались в эти же траншеи. А потом снова за работу. Засыпали щебень. На него клали шпалы, а сверху - рельсы.
Самым трудным было проложить их в болотистых местах. Сил не хватало и так, а при такой работе они таяли в два раза быстрее.
Когда заканчивалась смена, никто не уходил, а продолжал помогать, пока было возможно физически.
Чтобы поддержать моральный дух, особенно после налётов, много пели, иногда от избытка сил даже рвались меха гармошек. Тогда продолжали петь без музыки. Так становилось легче. Ведь плакать было стыдно. Улетающим самолетам показывали кулак. Легчало. И снова за работу.
За смену прокладывали до трех километров готового пути. На строительстве трудилось более 25 тысяч человек.
Тридцать два дня. А такое ощущение, что прошла вечность.
Страшнее всего были не земляные работы, не бомбежки и даже не дикая усталость. Страшнее всего был страх, что что-то не доделаем. Не успеем.
Как сейчас помню тот день… Звуки оркестра не могут заглушить стук сердца. Замерли все. Вдали что-то появилось. Все ближе и ближе. Дрезина. Проехала. А за ней, спустя несколько минут, не спеша, будто осторожно ступая, показался паровоз. Дорога выдержала!
Слезы катились градом. От радости. И горя. За всех, кто строил. И кто выдержал».
Прошло уже больше 70 лет. Нет прабабушки, но память о ней останется навечно. С непередаваемым трепетом я смотрю на ее фотографию в альбоме и горжусь, что я правнук такой Женщины. Горжусь своей страной, потому что только в Великой державе может быть такой Великий народ.
Мальчик и колокольчики ландышей
Пока бьют часы
Басня "Две подруги"
Пчёлки на разведках
Аэродинамика и воздушный шарик