Исследовательская работа нацелена на аудиторию учащихся8-11классов . Предсталяет собой углубление в текст художественных произведений с целью выявления роли случая в жизни человека.
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdeni1.doc | 155.5 КБ |
myatezhnyy.doc | 469.5 КБ |
hudozhnik_myslit_obrazami.doc | 842.5 КБ |
geroi_povest1.doc | 118.5 КБ |
u_d.doc | 2.48 МБ |
grinev_nravstvenno_prevoshodit_pugacheva.doc | 634.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Алтайская средняя общеобразовательная школа
Краевая программа для одаренных школьников и молодежи
«Будущее Алтая»
Исследовательская работа
(Литература, культурология)
Метель в жизни литературных героев
Работа ученицы 8 класса Никулиной Анны
Руководитель: Цыкунова Виктория Анатольевна, учитель русского языка и литературы
п.Алтай, 2016
Содержание
1. Обоснование темы исследования , ее актуальность ,цели , задачи стр. 1-5
2. Основная часть:
а) Введение в тему исследования стр.6-9
б)Работа с текстом повести А.С. Пушкина «Метель» стр.10-15
в)Работа с текстом романа «Капитанская дочка» стр.
3.Заключение стр.
Тема исследования «Метель в жизни литературных героев», выбрана не случайно.
На уроках литературы, при изучении произведений А.С. Пушкина, мы
предположили, что случай может изменить жизнь героя произведения, так или
иначе повлиять на нее. Мы решили практическим путем проверить насколько верно
наше предположение. Для этого мы провели опрос среди учащихся школы, их
родителей, учителей. Респонденты должны были ответить на вопрос:
-Может ли случай изменить жизнь человека?
Результаты опроса представлены на диаграмме.
Объектом исследования является «метель», как поворотное событие в жизни
литературных героев.
Предметом исследования являются тексты произведений А.С. Пушкина:
повесть «Метель», роман «Капитанская дочка»
Цели исследования:
произведений одного автора.
исследовательскую деятельность.
6) Умение работать со словарями разных типов.
7) Развитие умений видеть и оценивать смысл и значение художественных деталей.
Задачи исследования:
4)Проводить социологический опрос
5) Систематизировать полученные результаты
Методы исследования:
1)Частично-поисковый
2)Аналитический
3)Опрос
4)Репродуктивный
Актуальность темы обусловлена тем , что вопрос влияния случая на
последующую жизнь человека актуален не только для героев литературных
произведений, но и в повседневной жизни современного человека. Этот вопрос не
оставил равнодушным ни одного из респондентов, каждый из опрашиваемых
старался не только дать ответ на предложенный вопрос, но и привести пример,
подтверждающий его мнение.
В качестве респондентов выступали учителя школы, учащиеся 6-10-х классов,
родителей учащихся, жители поселка
Из представленной диаграммы видно,
что 86% (синий цвет диаграммы) считают , что случай может изменить жизнь
человека,
12% (белый цвет диаграммы) считают, что жизнь человека зависит не от случая, а
что судьба «предначертана свыше».
И только 2% считают что жизнь не зависит ни от случая, ни от судьбы .
Таким образом, актуальность темы представляется неоспоримой.
Гипотеза. Мы предположили, что случай может изменить жизнь героя художественного произведения
Проблема, которой мы занимаемся - это размышление, раздумье о
той непостижимой игре, которую ведет с человеком жизнь, судьба.
«Ах, судьба, судьба! Вне сомнений, ты самая загадочная дама на свете. Иной раз
и не понять: шутишь ли ты или осыпаешь нас своими странными капризами
с каким-то особым умыслом. Закружишь вдруг в вихре вальса, опьянишь любовью,
завьюжишь, запутаешь в непроглядной тьме, а потом посмеёшься над нами, да так,
что только и останется — улыбаться в ответ и благодарить — за все».(А.С.Пушкин)
Для начала определим те понятия, которые нам необходимы для исследования
текстов.
Прежде всего - «метель».
Обратимся к словарю Ожегова С.И.
Метель, и, ж. Сильный ветер со снегом, вьюга
Словарь эпитетов :
МЕТЕЛЬ. Адская (разг.), белогривая, белокрылая, белоснежная, бесноватая, бешеная, буйная, буранная, гулкая, густая, грозная, дикая, дьявольская (разг.), завывающая, заунывная, звонкая, злая, злобная, легкая, мглистая, мутная, надоедливая, неистовая, непроницаемая, непутевая (просторен.), неугомонная, нудная (разг.), порывистая, свирепая, сильная, слепящая, страшная, ужасная, унылая, холодная, шумная, яростная. Безвременная, безголосая, гулливая, дурная, зыбкая, косноязычная, кудлатая, перелетная, сирая, усатая. Верхняя, верховая, мокрая, низовая, поземная, полярная, снежная, сухая, сырая и т. п.
Большая советская энциклопедия :
МЕТЕЛЬ, перенос снега ветром в слоях, близких к земной поверхности. Различают поземок, низовую и общую М, Поземок и низовая М. представляют собой явления подъема снега ветром со снежного покрова, происходящие без выпадения снега из облаков. Поземок наблюдается при малых скоростях ветра (до 5м/сек), когда большинство снежинок поднимается всего на неск. сантиметров. Низовая М. наблюдается при больших скоростях ветра, когда снежинки поднимаются до 2 м и выше, вследствие чего видимость атмосферная ухудшается, снижаясь иногда до 100 м и менее. Низовая М. и поземок вызывают лишь перераспределение ранее выпавшего снега. Общая, или верхняя, М. представляет собой выпадение снега при достаточно сильном (обычно св. 10 м/сек) ветре и сопровождается значительным увеличением снежного покрова во всем районе, охваченном М. При сильном ветре и низкой темп-ре воздуха М. носит местное назв. буран (гл. обр. в Азиат, части СССР).
Этимологический словарь русского языка:
Метель ж. От мету́, напр.: на дворе́ метё́т; укр. метíль (ж.) – то же, словен. snẹ̑g métе "идет снег"; см. Бернекер (2, 41), который неправ., предполагая существование еще одного, особого слова из *męt- (там же, 44). Написание е или я в безударном слоге может отражать один и тот же исходный гласный.
Толковый словарь:
МЕТЕЛЬ метели, ж. Сильный, переменного направления ветер со снегом, снежный вихрь, вьюга. Поднялась метель.
Современный энциклопедический словарь:
МЕТЕЛЬ, перенос снега ветром в приземном слое воздуха. Различают поземок, низовую и общую метель. При поземке и низовой метели происходит перераспределение ранее выпавшего снега, при общей метели наряду с перераспределением - выпадение снега из облаков.
Орфографический словарь Ожегова:
Мятеж ,а ,м Стихийное восстание, вооруженное выступление против власти
Мятежный,- ая ,-ое, -жен—жна,1. полн.ф.Причастный к мятежу, поднимающий
мятеж. 2.Тревожный, неспокойный, бурный(высок.)
Мятежный,- ая ,-ое, -жен—жна,1. полн.ф.Причастный к мятежу, поднимающий
мятеж. 2.Тревожный, неспокойный, бурный(высок.)
Этимологический словарь:
Мятеж-ст.-слав. мѩтежь ταραχή, ζάλη, болг. мете́ж, сербохорв. ме́теж, словен. mȇtež "метель, вьюга", чеш. mětež "беспорядок, смятение". От мяту́, мути́ть; см. Бернекер 2, 44.
Толковый словарь:
МЯТЕЖ мятежа, м. Вооруженное выступление, возникшее в результате заговора против государственной власти. Кронштадтский мятеж 1921 г. Фашистский мятеж генерала Франка в Испании в 1936 г. Начало славных дел Петра мрачили мятежи и казни. Пушкин.
Толковый словарь:
мятеж, мят′еж, -а, м. Стихийное восстание, вооруженное выступление против власти. Контрреволюционный м. Подавить м.
Современный энциклопедический словарь:
Мятеж — под этим названием в проекте уголовного уложения 1895 г. объединены постановления о посягательствах: 1) на жизнь, здоровье, свободу и вообще на неприкосновенность особы царствующего императора, императрицы или наследника престола и на низвержение царствующего императора с престола; 2) на изменение в России или в какой-либо ее части образа правления или порядка наследия престола, на воспрепятствование царствующему императору самодержавно осуществлять права власти верховной и на отторжение от России какой-либо ее части. Посягательства эти обложены смертной казнью; но если посягательства, указанные в пункт. 2, обнаружены в самом начале и не вызвали особых мер для их подавления, то виновный наказывается срочной каторгой. Приготовление к мятежу наказуемо смертной казнью или каторгой. За участие в сообществе, составившемся для учинения М., положена каторга на срок не свыше 8 лет, а если сообщество предположило действовать посредством взрывчатых веществ, то срочная каторга (т. е. до 15 лет). За подговор к составлению сообщества для учинения М. или к принятию в нем участия назначено поселение. В действующем уложении термина М., как понятия, обобщающего определения о некоторых государственных преступлениях, — нет. К.-К.
Вооружившись необходимыми толкованиями слов «метель» и «мятеж», приступим к исследованию текстов.
Образ метели возник у Пушкина не случайно. Осень 1830 года. Пушкин в Болдине. Он пишет стихотворение «Бесы»:
…Вьюга мне слипает очи,
Все дороги занесло;
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
Зададим себе вопрос: «О чём это стихотворение?». О зимней вьюге ,о людях которым страшно…
Посмотрим на дату: «1830. 7 сентября. Болдино».
Невольно возникает вопрос: «Почему в самом начале осени Пушкин пишет о зиме и вьюге?»
Может быть потому, что на душе у него тревожно, неспокойно?
Литературовед М.Гершензон пишет: «Слишком густо сдвинулась, обступила его со всех сторон липкая. Темная существенность, загораживая ему жизненный путь, по которому он когда-то шёл так легко и беззаботно. Он чувствовал себя точно в плену у этой косной стихии… Судьба и людская толпа, как он уже давно о них мыслил сплелись вокруг него в бесовской пляске; так представлялось теперь ему его положение; этот образ жизни он и нарисовал в «Бесах»
Этот образ- вьюги, остался в сознании Пушкина. И уже в октябре он
Художник мыслит образами. Как они возникают в его воображении и как проявляются в художественном тексте, который мы читаем, мы точно не можем сказать. Но предположение – гипотезу выдвинуть можем.
Мы предполагаем, что метель, как природное явление, вмешавшись в жизнь героев, изменила ее.
Художественный текст и слово в нем, всегда многозначен. Благодаря многозначности каждый читатель может по-разному воспринять и истолковать его.
Каков сюжет повести ?
Главные герои:
Марья Гавриловна(«богатая невеста») , Владимир(бедный армейский прапорщик) влюблены друг в друга.
Но они – не пара! Родители «запретили дочери о нем и думать».Начитавшиеся романтических произведений герои, несмотря на родительский запрет, решают венчаться тайно.
Вот тут-то в их жизнь врывается метель, разрушая их планы.
Спросим себя: «А может быть метель благо для них? Может быть чувство , которое возникло между ними, вовсе не любовь? И тогда метель вовсе не разрушительница?»
Метель «заставила» Владимира заблудиться.
«Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не видел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землею.
Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались; Владимир старался только не потерять настоящего направления. Но ему казалось, что уже прошло более получаса, а он не доезжал еще до Жадринской рощи. Прошло еще около десяти минут; рощи все было не видать. Владимир ехал полем, пересеченным глубокими оврагами. Метель не утихала, небо не прояснялось. Лошадь начинала уставать, а с него пот катился градом, несмотря на то, что он поминутно был по пояс в снегу.(…)
Пели петухи, и было уже светло, как достигли они Жадрина.»
В это же время гусар Бурмин совершает поступок, о котором он рассказывает так: «Приехав однажды на станцию поздно вечером, я велел было поскорее закладывать лошадей, как вдруг поднялась ужасная метель, и смотритель и ямщики советовали мне переждать. Я их послушался, но непонятное беспокойство овладело мною; казалось, кто-то меня так и толкал. Между тем метель не унималась; я не вытерпел, приказал опять закладывать и поехал в самую бурю» (…)
Буря не утихала; я увидел огонек и велел ехать туда. Мы приехали в деревню; в деревянной церкви был огонь.(…)
Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» – «Начинайте, начинайте, батюшка», – отвечал я рассеянно. Девушку подняли. Она показалась мне недурна… Непонятная, непростительная ветреность… я стал подле нее перед налоем; священник торопился; трое мужчин и горничная поддерживали невесту и заняты были только ею. Нас обвенчали. «Поцелуйтесь», – сказали нам. Жена моя обратила ко мне бледное свое лицо. Я хотел было ее поцеловать… Она вскрикнула: «Ай, не он! не он!» – и упала без памяти. Свидетели устремили на меня испуганные глаза.»
Получается, что Бурмин обвенчался с чужой невестой...
Метель устранила Владимира из жизни Марьи Гавриловны и «подарила» ей другого жениха .
Бурмин, пройдя через войну,, где погиб Владимир, предстает перед своей женой, с которой его три года назад «обвенчала» судьба-метель.
Судьба-метель дописывает жизнь героев помимо их воли. Вот как сказал об этом литературовед Гершензон: «…здесь Пушкин изобразил жизнь-метель не только как властную над человеком стихию, но как у м н у ю (выделено Гершензоном), мудрейшую самого человека. Люди, как дети, заблуждаются в своих замыслах и хотениях – метель подхватит, закружит, оглушит их, и в мутной мгле твердой рукой выведет их на правильный путь, куда им, помимо их ведома, и надо было попасть. Она знает их подлинную, их скрытую волю – лучше их самих»
Исследуя повесть А.С.Пушкина «Метель», проследим, как природная стихия вмешиваясь в жизнь главных героев , круто её меняет
Герои повести : Марья Гавриловна – богатая невеста, стройная бледная семнадцатилетняя девица, Владимир Николаевич-бедный армейский прапорщик, находившийся в отпуску в своей деревне, гусарский полковник Бурмин, проходят испытание метелью.
У каждого из них она своя. Мы составили таблицу, отображающую состояние каждого из героев повести во время метели.
Марья Гавриловна | Владимир Николаевич | Бурмин |
на дворе была метель ветер выл, ставни тряслись и стучали –все казалось - угрозой и печальным предзнаминованием . Они сошли в сад. Метель не утихала; ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу…
| На дворе была метель ; ветер выл ,ставни тряслись и стучали Метель не утихала; ветер дул навстречу …езды было всего 20 минут», но «поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел Метель не утихала,небо не прояснялось | вдруг поднялась ужасная метель (непонятное беспокойство) |
Сравним второе значение слова «метель»- тревожный, неспокойный, с состоянием героини перед побегом «… сердце её сильно забилось. Дрожащим голосом…». Мы убеждаемся что как и природная стихия, героиня мЕчется, она в смЯтении. Ее состояние близко к мятежному , второе значение слова «мятежный»-тревожный, неспокойный..
И мы можем считать что на фоне природной стихии, в душе героини растет мЯтеж. …Нестабильность в природе соответствует нестабильности состояния человеческой души. Нам удалось «связать» понятия природной и социальной стихий.
МЕТЕЛЬ – МЯТЕЖ
Это связь необходима нам для аналитического исследования текста романа «Капитанская дочка»
В основе сюжета «Капитанской дочки» находится судьба молодого офицера Петра Гринева, который сумел в тяжелых исторических обстоятельствах остаться добрым и человечным. Любовная история взаимоотношений Гринева и Маши Мироновой, дочки коменданта Белогорской крепости, происходит во время Пугачевского восстания (1773-1774 гг.). Пугачев является связующим звеном всех сюжетных линий романа.
«Не приведи Бог видеть русский бунт бессмысленный и беспощадный»,-писал А.С. Пушкин в «Истории Пугачевского бунта».
Исследуя текст романа, мы исходили из гипотезы, возникшей в результате исследования текста повести «Метель» о том, что природное явление –метель и стихия бунта-мятеж связаны между собой не только тем, что оказывают влияние на жизнь героев, но и этимологически:
Метель ж. От мету́, напр.: на дворе́ метё́т; укр. метíль (ж.) – то же, словен. snẹ̑g métе "идет снег"; см. Бернекер (2, 41), который неправ., предполагая существование еще одного, особого слова из *męt- (там же, 44). Написание е или я в безударном слоге может отражать один и тот же исходный гласный.
Это дает нам право исследовать влияние на судьбу Петра Гринева не только метели, как природного явления, но и мятежа, как социального явления и, прежде всего, Пугачева, как предводителя мятежников.
Рассмотрим то «неожиданное происшествие которое оказало влияние на всю жизнь Гринева и дало его душе «сильное и благое потрясение».
В толковом словаре Даля читаем:
Благое- доброе, хорошее, полезное, служащее к счастью
Вслед за героем романа мы оказываемся «в мутном кружении метели» по пути к месту назначения – Белогорской крепости: (глава II «Вожатый»)
«Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело поднималась, росла и постепенно облегало небо. Пошёл мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель.В одно мгновенье темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло.
- Ну, барин, - закричал ямщик,-беда:буран!
Я выглянул из кибитки : все было мрак и вихрь . Ветер выл с такой свирепой выразительностью , что казался одушевленным ; снег засыпал меня и Савельича ; лошади шли шагом - и скоро стали.
…Снег так и валил . Около кибитки подымался сугроб. Лошади стояли, понуря голову и изредка вздрагивая.
…ничего не мог различить, кроме мутного кружения метели... Вдруг увидел я что-то черное.
-Эй, ямщик! - закричал я,- смотри: что там такое чернеется?
Ямщик стал всматриваться
Я приказал ехать на незнакомый предмет, который тотчас стал подвигаться нам навстречу. Через две минуты мы поравнялись с человеком.»
Так происходит первая встреча Гринева с «вожатым»-Пугачевым,
Который сам ,символизируя бунт, выводит Гринева к жилью. «Его хладнокровие ободрило меня..
…Сметливость и тонкость чутья меня изумили».
Г.И.Беленький пишет: «." Гринев поражен его сметливосте по, какой-то загадочной силой, но для него Пугачев пока случайный встречный, о котором выехав с постоялого двора, можно тотчас забыть:
Таково первое впечатление, произведенное «вожатым» на Гринева.
«Буран еще продолжался, хотя с меньшею силою», даже сила природной стихии уменьшается на фоне спокойствия и хладнокровия «вожатого». В этом своеобразном поединке «кто-кого» человек одерживает победу.
В благодарность за помощь-спасение во время метели Гринев отдает вожатому свой заячий тулуп, еще не подозревая, какую пользу принесет это ему впоследствии.
В книге Е.Н. Басовской « Литература. Сочинения» читаем: « Русский бунт, как и эта метель, начинался с мелких недовольств, их становилось все больше и больше. Они делались все серьезнее .Пружина народного терпения все сжималась и сжималась. И вот наконец распрямилась и ударила по обидчику. Тысячи крепостных двинулись на угнетателей. Все смешалось.
Бунт, как буран, кружит над страной, неся в себе тысячи снежинок и рождая новые и новые хлопья. Снежинки сталкиваются, одни разлетаются в разные стороны, иные соединяются и летят рядом. Так и люди: гонимые бунтом , мечутся, сталкиваются друг с другом, разлетаются или соединяются.
Еще встречи с мятежником Пугачева ожидают Петра Гринева. Каждая из них явится переломным моментом в его жизни, «сильным и благим потрясением»
В главе Vll «Приступ» происходит вторая встреча Петра Гринева с Пугачевым.
Теперь перед нами не «вожатый», случайно встреченный во время метели, а предводитель мятежников- Пугачев.
Гринев нравственно превосходит Пугачева, он «разрушает» иллюзию правоты Пугачева, который уже испытывает чувство одиночества среди своих соратников, знает о своей обречённости : «Для меня не будет помилования.»
ГлаваXII «Сирота»
Г.И. Беленький пишет:
«Интересно, как лаконично, с помощью интонации, мимики, жествов Пушкин раскрывает внутренний мир героя. Швабрин обвиняет Гринева в том, что он солгал Пугачеву. Создается взрывоопасная ситуация.
«Пугачев устремил на меня огненные свои глаза.- Это что еще?- спросил он меня с недоумением.
- Швабрин сказал тебе правду,- отвечал я с твердостью.
- Ты мне этого не сказал,- заметил Пугачев, у коего лицо омрачилось.
- Сам ты рассуди,- отвечал я ему,- можно ли было при твоих людях объявить, что дочь Миронова жива. Да они бы ее загрызли. Ничто ее бы не спасло!
- И то правда,- сказал, смеясь, Пугачев».
Авторские ремарки заставляют читателей догадываться о том, что происходит в душе Пугачева. Сначала он гневен и ждет разъяснений. Затем оскорблен: ведь он так верил человеку, которого успел полюбить. Наконец, убеждается в правоте Гринева- напряжение спадает.»
Человеческие качества: доброта, милосердие вновь одерживают вверх и Пугачев- человек помогает Гриневу.
Последняя встреча героев происходит перед самой казнью Пугачева на площади.( глава XIV «Суд»)
Эта последняя встреча героев «повторяет» встречу на площади в Белогорской крепости. Но с точностью до наоборот. И там и здесь площадь, народ. Там Пугачев милует Гринева , а здесь Гринев прощает Пугачева. Там- прощение, здесь- прощание. Пугачев узнал Гринева «в толпе и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу»
Заключение:
Исследование роли метели в жизни литературных героев позволяет сделать некоторые выводы и обобщения:
В повести «Метель» природное явление- метель изменила жизнь героев, разъединив героев, испытывающих «книжную» влюбленность , соединив любящие сердца.
В романе «Капитанская дочка»не только природное явление-метель, но и предводитель мятежников-Пугачев оказывают на Гринева «сильное и благое потрясение». Формируют характер юноши, который из наивного юноши превращается в молодого офицера, верного присяге, сумевшего сохранить в себе доброту. Человечность, честь и достоинство.
4) Мы считаем, что наше исследование будет интересно широкой подростковой аудитории, поможет по-новому взглянуть на изучаемые в школе «обязательные» для чтения произведения классической литературы, заинтересовать их «погружением в текст», поиском новых и новых деталей!
Агния Барто. Сережа учит уроки
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Шелковая горка
Упрямый зяблик
За еду птицы готовы собирать мусор