Работа выполнена для дистанционной олимпиады, организованной центром "Перспектива".
По результатам присуждено второе место.
Вложение | Размер |
---|---|
vserossiyskaya_distantsionnaya_olimpiada.kompleksnyy_analiz._ryabtseva.docx | 19.83 КБ |
Всероссийская дистанционная олимпиада:
Комплексный анализ поэтического текста (для 9-11 классов).
Работу выполнила ученица 9а класса
ГБОУ «Школы №41 им. Г.А.Тарана» города Москвы
Рябцева Виктория
Учитель: Ерохина Любовь Алексеевна
Анализ стихотворения В.В. Маяковского «Лиличка!»
В.В. Маяковский – неординарный и яркий поэт 20 столетия – широко известен своей громкой революционной лирикой, лирикой с остро социальным подтекстом, лирикой, провозглашающей идеи социализма. Маяковский – поэт революционер, бунтарь, призывавший сбросить Пушкина с корабля современности. Но тем интереснее и любопытнее обнаружить в этом человеке совершенно иную сторону, другую грань его поэтического и общечеловеческого таланта. Маяковский в стихотворении «Лиличка!» открывается читателю как тонкий лирик, как сильная и одновременно ранимая личность. Это поразительно, но, как мне кажется, в строках этого стихотворения поэту удалось передать всю возможную палитру чувств, которую только может вобрать в себя любовь.
Как и поэтический дар поэта, так и сама судьба Маяковского оказалась необыкновенной практически во всём. Такой необычной, удивительной была и история его любви к Лилии Брик, которой посвящено и адресовано стихотворение. Поэт познакомился со своей будущей музой в 1915 году. К тому времени Лиля уже была замужем. Брик, как пишут критики и историки литературы, не была красавицей, но недостатки внешней красоты она компенсировала своим необыкновенным характером: она обладала удивительным даром буквально с первого взгляда внушать к себе если не любовь, то симпатию. Она была удивительно легкой в общении, умной и творческой личностью. Конечно, стоит отметить, что у Лили были весьма специфические представления о браке. С 1918 года Маяковский переезжает в квартиру к Брикам, так продолжается их «роман втроем», начавшийся практически сразу после знакомства поэта с Лилей. Брик не скрывала своих отношений с Маяковским от супруга, но не допускала и мысли о разрушении своей семьи. Спустя много лет Лиля скажет: «Я влюбилась в Володю, едва он начал читать «Облако в штанах». Полюбила его сразу и навсегда». Но вместе с тем она же признавалась: «Я любила, люблю и буду любить Осю больше чем брата, больше чем мужа, больше чем сына. Он неотделим от меня», — и добавляла, что отказалась бы от всего в жизни, лишь бы только Осип продолжал жить. Когда её осторожно спросили, отказалась бы Лиля Юрьевна от Маяковского, чтобы не потерять Осипа, она утвердительно кивнула головой.
Стихотворение «Лиличка!» написано Маяковским ещё в 1916 году, буквально год спустя знакомства с Лилей, но уже в нем поэт предрекает все свои будущие мучения, неоднозначность и непостоянство отношений со своей музой.
Обращает на себя уже сам заголовок произведения: уменьшительно-ласкательная форма имени и восклицательный знак здесь неслучайны. Это стихотворение – настоящий крик души лирического героя, исполненный и нежности, искренности, чувственности, и исступления, боли и гнева.
Подзаголовок стихотворения «вместо письма», очевидно, отсылает читателя к традициям жанра «послание». Действительно, всё стихотворение строится как открытое обращение к возлюбленной, с которой хочет и не может проститься лирический герой:
Не надо этого,
дорогая,
хорошая,
дай простимся сейчас.
Но слово «вместо» говорит о том, что это письмо так и не будет отправлено: это вечная тайна и мука души поэта, которую он хранит в себе. Он не в силах сдерживать свои терзания и изливает их в пронзительные строки стихотворения, о которых возлюбленная не должна догадаться.
Высочайшее эмоциональное напряжение создано с самых первых строк:
Дым табачный воздух выел.
Комната -
глава в крученыховском аде.
Вспомни -
за этим окном
впервые
руки твои, исступленный, гладил.
Бросается в глаза яркий контраст нарочито грубой обстановки, созданной при помощи эмоционально окрашенной, оценочной лексики «выел», «ад», «исступленный», и бесконечной нежности, переданной в слове «гладил». Лирическому герою приходится испытывать на себе все муки ада, мучиться, но вместе с тем сдерживать свою страсть, бережно прикасаясь к возлюбленной.
Сама же Муза – очень любопытное явление. Несомненно, возлюбленная возведена поэтом на пьедестал, она его кумир, его идеал, но:
Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День еще -
выгонишь,
может быть, изругав.
Возлюбленная неспостоянна, своенравна. Она то приближает поэта к себе, то гонит прочь, ругает без всякой на то причины. Она непостижима для лирического героя. Она становится и источником счастья, и причиной страданий. Я думаю, что здесь образ героини приближен к представлениям о любви как стихии, неподвластной разуму, вмещающей в себя сразу всё: и блаженство, и боль.
Образ лирической героини в этом стихотворении удивительно пластичен, подвижен, здесь нет статики:
Слов моих сухие листья ли
заставят остановиться,
жадно дыша?
Она как будто ускользает от поэта, но связь их всё равно не прерывается. Любовь лирического героя «тяжкой гирей висит» не только на нём самом, но и на возлюбленной:
Все равно
любовь моя -
тяжкая гиря ведь -
висит на тебе,
куда ни бежала б.
Почему же так происходит? Почему то чувство, которое должно делать людей счастливыми, возвышать их, украшать их жизнь, на самом деле становится обузой, тяжелым грузом для них обоих? Я думаю, что разгадка кроется в следующем: Маяковский изображает непостоянство женской натуры, свободолюбивый и резкий нрав своей возлюбленной, которая не терпит никаких ограничений: ни «горечь обиженных жалоб», ни желания поэта знать, где она и с кем. Она, как естественная стихия, первозданная и неукротимая, не может подчиняться, не поддаётся контролю. Вот почему нет отдыха измученным чувствам лирического героя:
…у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.
Свою измученность, «исступленность» Маяковский показывет через развернутые метафоры:
Если быка трудом уморят -
он уйдет,
разляжется в холодных водах.
Кроме любви твоей,
мне
нету моря,
и:
Захочет покоя уставший слон -
царственный ляжет в опожаренном песке.
Кроме любви твоей,
мне
нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем.
Лирический герой не видит выхода из сложившейся ситуации, даже думает о самоубийстве, но любовь к Лиличке лишает его собственной воле. Он признается, что сам не владеет своей судьбой:
И в пролет не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
Любовь лишила героя силы воли и свободы, но он не может и не хочет отказаться от возлюбленной. Его стойкость достойна восхищения:
Если б так поэта измучила,
он
любимую на деньги б и славу выменял,
а мне
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.
Образность стихотворения создана, конечно, и за счёт узнаваемого маяковского стиля: акцентного стиха, «рваных» строк, авторских неологизмов, обилия риторических восклицаний и риторических вопросов.
Я считаю, что это стихотворение, по своей сути, уникальное явление в русской литературе, достойное занять своё место среди шедевров, классических образцов любовной лирики.
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Вокруг света за 80 дней
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Усатый нянь