Война - самое трагическое событие в жизни людей. Она несет с собой боль и утрату, жестокость и разрушение, страдание многих людей и в первую очередь детей.
Войны всегда приносили горе, смерть, разрушение. И особенно трагической для советского народа была Великая Отечественная война 1941 - 1945 года. И, неслучайно, её называют Великой, так как она подняла весь советский народ на борьбу с фашистами, вероломно напавшими на СССР.
Каждый человек в годы войны старался своим трудом на фронте и в тылу приблизить Победу. В этой борьбе активное участие наравне со взрослыми принимали дети.
Большую роль в борьбе с фашистскими захватчиками сыграли и военные корреспонденты. Они поднимали боевой дух бойцов своими статьями, очерками и т.д. и давали надежду тем, кто был в тылу. Одним из таких корреспондентов в годы войны был Константин Михайлович Симонов.
Не случайно темой моего исследования является изучение жизни и творчества К. М. Симонова. Ведь в этом году мы будем отмечать не только 100 - летнюю годовщину со дня рождения этого великого писателя, но и 70 лет со дня победы в Великой Отечественной войне.
«Когда говоришь о Симонове,— вспоминал П.Антокольский,— война вспоминается прежде всего». Прочитав эти строки, мне захотелось узнать правдивость данного высказывания. Следовательно, это и стало задачей моего исследования.
Вложение | Размер |
---|---|
makarovas._referat_po_simonovu.docx | 372.28 КБ |
Макарова София Константиновна
26 апреля 2004 г. р.
356407 Благодарненский район
с. Елизаветинское,
ул. Путь Победы, 201
8-(988)-099-49-40
Муниципальное казенное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
5 класс
356407 Благодарненский район
с. Елизаветинское
ул. Ленина, 139
8- (86549)-2-55-40
Макарова Юлия Анатольевна
учитель русского языка и литературы
Война - самое трагическое событие в жизни людей. Она несет с собой боль и утрату, жестокость и разрушение, страдание многих людей и в первую очередь детей.
Войны всегда приносили горе, смерть, разрушение. И особенно трагической для советского народа была Великая Отечественная война 1941 - 1945 года. И, неслучайно, её называют Великой, так как она подняла весь советский народ на борьбу с фашистами, вероломно напавшими на СССР.
Каждый человек в годы войны старался своим трудом на фронте и в тылу приблизить Победу. В этой борьбе активное участие наравне со взрослыми принимали дети.
Большую роль в борьбе с фашистскими захватчиками сыграли и военные корреспонденты. Они поднимали боевой дух бойцов своими статьями, очерками и т.д. и давали надежду тем, кто был в тылу. Одним из таких корреспондентов в годы войны был Константин Михайлович Симонов.
Не случайно темой моего исследования является изучение жизни и творчества К. М. Симонова. Ведь в этом году мы будем отмечать не только 100 - летнюю годовщину со дня рождения этого великого писателя, но и 70 лет со дня победы в Великой Отечественной войне.
«Когда говоришь о Симонове,— вспоминал П.Антокольский,— война вспоминается прежде всего». Прочитав эти строки, мне захотелось узнать правдивость данного высказывания. Следовательно, это и стало задачей моего исследования.
Константин (Кирилл) Михайлович Симонов родился
15 (28) ноября 1915 в Петрограде. Своего отца так и не увидел: тот пропал без вести на фронте в Первую мировую войну. Мальчика воспитал отчим, который преподавал тактику в военных училищах, а потом стал командиром Красной Армии. Детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях. Семья была небогатой, поэтому мальчику пришлось после окончания семи классов пойти в фабрично-заводское училище (ФЗУ) и работать токарем по металлу сначала в Саратове, а потом в Москве, куда семья переехала в 1931. Так он зарабатывал рабочий стаж и продолжал работать ещё два года после того, как поступил в
Литературный институт им. А. М. Горького.
В 1938 году Константин Симонов закончил Литературный институт. К этому времени он уже подготовил несколько больших произведений - в 1936 в журналах "Молодая гвардия" и "Октябрь" были напечатаны первые стихи Симонова.
В том же 1938 Симонов был принят в Союз писателей СССР, поступил в аспирантуру ИФЛИ (Института истории, философии, литературы), опубликовал поэму "Павел Черный".
Во время ВОВ он работал военным корреспондентом.
Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин. Тема войны, жизни и смерти прочно вошли в творчество К.М.Симонова. Широкую известность и любовь читателей принесли Симонову стихотворения: «Жди меня, и я вернусь…», «Родина», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», «Майор привез мальчишку на лафете...», трилогия «Живые и мертвые»
Умирая, Константин Михайлович попросил исполнить его последнюю волю: остаться с теми, кто погиб в первые дни войны. Прах Симонова по его просьбе развеяли над полем недалеко от Бобруйска.
Константин Михайлович Симонов, видел войну своими глазами и хорошо знал, что это такое. Ему, как он писал в автобиографии, «пришлось снова надеть военную форму и не снимать ее до конца войны».
На уроках литературы мы учили стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете…».
Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.
Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой...
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой...
Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.
Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.
За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.
В этом стихотворении описывается впечатление, которое произвел на лирического героя «седой мальчишка», у которого погибла мать.
Выражение "...Седой мальчишка на лафете спал" обозначает, что поседевший от горя мальчик спал на лафете, т. е. на станке артиллерийского орудия.
Мать мальчика погибла под обстрелом, мальчик поседел от горя. Раненый отец привязал его к щиту, чтобы тот не упал. Проснувшись, мальчик махал рукой войскам, которые шли из глубины России на фронт.
«Седой мальчишка», десять лет, но за десять дней войны он пережил огромное горе, которое не под силу порой выдержать и взрослому человеку: гибель матери, обстрелы, эвакуация из родного города, ранение отца. Мальчик словно побывал "на том свете", потому что уже видел смерть и страдание. Десять дней ужаса войны, пережитые ребенком, будут вспоминаться последующими поколениями как подвиг
Слова: "Ты говоришь, что есть еще другие, // Что я там был и мне пора домой..." говорят о воспоминании, вероятно, о женщине, которая уговаривает любимого не ездить в опасные командировки, говорит ему, что он уже видел настоящую войну, что есть другие корреспонденты, которые еще не ездили на фронт, и можно устроить так, чтобы остаться дома, чтобы послали не его, а других.
Со словами: "Ты это горе знаешь понаслышке, // А нам оно оборвало сердца"? автор стихотворения обращается к человеку, который не был на фронте (к женщине), знает о войне только со слов других людей и не может почувствовать всей душой трагедию войны. Солдатам, которые отступали с западной границы, чувство сострадания проникло глубоко в душу.
"Кто раз увидел этого мальчишку, // Домой прийти не сможет до конца". Эти строки показывают то, что пока не закончена война, пока не освобождена от фашистов вся наша земля, воины не могут чувствовать себя спокойно, не смогут "домой прийти... до конца": они постоянно помнят о том, что в это время кто-то страдает там, где идут бои.
Автор хочет сказать, что он будет участвовать в борьбе с врагами, пока фашистов не прогонят с нашей земли. Он хочет увидеть, как ребенку будет возвращена его родина, как он возвратится в свой город и "поцелует горсть своей земли".
В двух последних строфах Симонов пишет о том, что ребенок любимой женщины, к которой обращается поэт, находится в безопасности, в эвакуации, тогда как миллионы других детей каждый день страдают от приближающейся к их домам войны. Автор верит в то, что он останется жив, вернется к любимой.
Но если не вернется, если сын вырастет и ему "наступит дата", придет срок "идти в такие дни", т. е. на фронт, - поэт просит любимую вспомнить о нем тогда, когда она будет прощаться с сыном. Этими словами он словно говорит: мы, мужчины, солдаты, и наш долг - защитить нашу страну от врагов.
Стихотворение Симонова – это монолог мужчины-воина. Оно состоит из двух частей - описания увиденной при отступлении картины и непосредственного обращения к любимой женщине. Стихотворение производит сильное эмоциональное впечатление. Именно такие проникновенные стихи нужны были русским людям в тяжелые месяцы отступлений: они зажигали сердца и звали на борьбу с врагом.
Подводя итог проделанной мной работы, я хочу сказать, что творчество Константина Михайловича Симонова, которое на сегодняшний день можно назвать одним из образцов подробного исследования фронтового быта 1941-1945 годов, никогда не достигло бы такого размаха и глубины, если бы за плечами у писателя не было опыта работы военным корреспондентом.
Стихотворения 1941-1945 годов явились фундаментом славы Константина Симонова как поэта. В лучших из них заключен вечный конфликт между двумя сильнейшими движущими силами его души: любовью к женщине и воинским долгом перед Россией. В них есть и упоение тяжелыми испытаниями и воинской дружбой, что были посланы ему кровопролитной войной, но также в них есть и страх перед тем, какой же будет его жизнь без любви и без Родины.
Поэзия этого замечательного поэта заставляет нас задуматься о том ужасе, который приносит война в жизнь человека, калечит ее и оставляет в душе кровоточащие раны.
И невольно всплывают слова-воспоминания П.Антокольского: «Когда говоришь о Симонове, война вспоминается прежде всего»
Все дальше уходят вглубь истории грозные годы Великой Отечественной войны, но время не сможет предать их забвению, выветрить из народной памяти. Наша победа над фашистской Германией – это победа над реакционными силами империализма, победа добра над злом. О том, как тяжело досталась эта победа нашей многонациональной Родине, написано много книг. Среди наиболее ярких произведений о Великой Отечественной войне особенно выделяются стихи и проза Константина Михайловича Симонова. Изучив жизнь и творчество (на примере стихотворения «Майор привез мальчишку на лафете…» ) К. Симонова, была решена задача данного исследования: связано ли слово «война» с именем данного поэта.
Дерево в снегу
Прекрасное далёко
Лиса Лариска и белка Ленка
Солнечная система. Взгляд со стороны
Аэродинамика и воздушный шарик