Многие уверены, что рок - поэзия не представляет интереса для изучения, тексты, стихов непонятны и кажутся подчас бессмысленными. Мы думаем, что в текстах рок - музыкантов запечатлены исторические реалии, мироощущения людей того времени.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovateskaya_rabota.docx | 72.51 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
г. о Саранск
Пушкинские образы в творчестве рок-поэта Ю. Шевчука
Выполнил: Уханов Александр, ученик 8Б класса
Руководитель: Леутина Елена Валентиновна,
учитель русского языка и литературы
Саранск 2014
Содержание
Введение
Глава 1.Образ Осени.
Глава 2. Образ Метели.
2.1. «Метельная» лирика А.С. Пушкина.
2.2. Образ Метели в текстах песен Ю. Шевчука.
Глава 3. Образ Петербурга.
3.1. Образ Петербурга в стихотворениях А.С. Пушкина.
3.2. Образ Петербурга в текстах песен Ю. Шевчука.
Глава 4. Сходства и различия образов Осени, Метели и Петербурга в лирике А.С. Пушкина и текстах песен рок-поэта Ю. Шевчука.
Заключение. Выводы.
Литература
Введение
Еще несколько лет назад никто не мог предположить, что поэтическое творчество российских рок-музыкантов попадет в орбиту серьезного исследовательского интереса филологов.
В первом десятилетии XXI века исследовательский интерес к рок-поэзии со стороны российских языковедов и литературоведов усилился.
Тема нашей работы: «Пушкинские образы в творчестве рок-поэта Ю. Шевчука».
Мы считаем, что данная тема актуальна. Многие уверены, что рок-поэзия не представляет интереса для изучения, тексты стихов непонятны и кажутся подчас бессмысленными. Мы думаем, что в текстах рок-музыкантов запечатлены исторические реалии, мироощущение людей того времени.
Появляются новые работы, в которых исследователи отмечают, что ориентация значительной части произведений русской рок-культуры на классическую литературу является «одной из важнейших основ русского рока, без которой он не смог бы иметь такого воздействия на слушателей». Неоднократно отмечалось, что темы, образы, мотивы рок-текстов перекликаются с образами, темами и мотивами, встречающимися в русской классике.
Объект нашего исследования: образы Петербурга, метели, осени
Предмет исследования: образы Петербурга, метели, осени в стихотворениях А.С. Пушкина и текстах песен Ю. Шевчука
Великий русский поэт А.С. Пушкин и рок-музыкант Ю. Шевчук. Что может быть общего между ними? Один жил в Золотой век русской литературы, является Солнцем русской поэзии, его произведения вошли в сокровищницу Мировой литературы. А о другом отзываются так: «Крикун, хрипун, очкастый интеллигентище, человек, неразговорчивый, но со сцены выдающий строки, тут же входящие в поговорку, жуткий сквернослов, борец за правду до победного, душа нараспашку, совершенно неуправляемая личность». Классик русской литературы и рок-поэт. Между ними два века. Не оскорбим ли мы память о великом поэте, если поставим его рядом с человеком, о чьем творчестве еще недавно говорилось как о явлении низкопробном, несерьезном и малоинтересном в поэтическом отношении, а потому не достойном внимания.
Цель нашей работы: выяснить, что общего в воплощении образов Петербурга, осени и метели в стихотворениях А.С. Пушкина и рок-музыканта Ю. Шевчука.
Задачи:
1. Проанализировать художественно-изобразительные средства, при помощи которых поэты рисуются образы Петербурга, осени, метели в стихотворениях А.С. Пушкина и рок-музыканта Ю. Шевчука.
2. Выявить сходства и различия данных образов в текстах указанных поэтов.
Гипотеза: в изображении Петербурга, осени и метели А.С. Пушкиным и Ю.Шевчуком много общего.
При подготовке к работе нами были использованы различные методы:
-анализ художественных текстов, научной литературы, текстов периодической печати по данной теме
-сравнение художественно-изобразительных средств, используемых поэтами для создания указанных образов.
-знакомство с Интернет-источниками.
ГЛАВА 1. ОБРАЗ ОСЕНИ
1.1.Образ Осени в стихотворениях А.С. Пушкина.
Никакое другое время года не представлено так широко и ярко в пушкинском творчестве, как осень. Пушкин не раз повторял, что осень – его любимое время года. Осенью он лучше всего и больше всего писал, на него находило вдохновенье, особое состояние, «блаженное расположение духа, когда мечтания явственно рисуются перед вами, и вы обретаете живые неожиданные слова для воплощения видений ваших, когда стихи легко ложатся под перо ваше, и звучные рифмы бегут навстречу стройной мысли». Именно этой поре года мы должны быть благодарны за многие произведения поэта, вошедшие в сокровищницу мировой литературы.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
Эти строки были написаны поэтом в Болдино осенью 1833 года. В них раскрывается вся любовь А. С. Пушкина к русской природе, к осенней пышной и торжественной красоте, ее жизнеутверждающей силе.
«Из годовых времен я рад лишь ей одной», - говорит А.С.Пушкин в стихотворении. Действительно, как можно не любить осень? Во всей природе чувствуется покой и умиротворение: летняя жара уже спала, но солнце светит все еще ярко, глаз радуют золотистые и багряные оттенки листвы, и тоскливые монотонные дожди, мрачные тучи, сырой промозглый ветер не могут затмить строгую красоту этой поры.
О чем пишет Пушкин в своем произведении? О бескрайних просторах русской земли, о золотых и багряных красках осени, о чарующей привлекательности унылых пейзажей. Он с большим мастерством описывает красоту родных просторов, казалось бы, таких простых и однообразных.
Поэтичность образов по-новому раскрывает суть знакомых с детства картин: веселый ручеек, прихваченный первым морозцем, одинокий, запоздалый лист на обнаженной ветке, багряный лес, скрытый в туманной дымке.
Скупые детали, отмечающие лишь главные перемены в природе, не нарушают точной и наглядной картины. Кажется, что поэт смотрит на нее взглядом художника, замечая наиболее типичные, и в то же время своеобразные и яркие черты:
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкой солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Осень предстает перед нами действительно очаровательной порой, достойной любования. Она — символ увядания природы, но за ее унылостью скрывается стремление к новой жизни, к вечному обновлению.
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно…
Для Пушкина «пышное» увядание природы — само по себе прекрасно, он видит в нем могучее проявление жизни. Осень влечет его к себе «красою тихою, блистающей смиренно». Возможно, поэт и сам не может точно объяснить, чем манит его эта «унылая пора», почему именно «прощальная краса» вызывает в его душе такие волнующие чувства. Но в скромном осеннем пейзаже открывается ему подлинная красота и прелесть.
Осень представляет собой некую неуловимую грань между всеми временами года, нечто мимолетное, что живо сегодня, а завтра уже исчезнет. Природа еще хранит признаки уходящего лета, «журча, еще бежит за мельницу ручей», но и зима уже дает о себе знать: «дорога промерзает», «пруд уже застыл». Все вокруг видоизменяется, преображается, словно летнее тепло и зимние холода спорят, отстаивая свои права.
Живописными, яркими и в то же время прозрачными красками рисует автор осенние картины. Ему кажутся прекрасным не только богатое убранство осенней природы, одетой «в багрец и золото», но и покрытое бегущими тучами небо, и бодрящий холодок, и первые морозы, напоминающие о скорой зиме. И красота природы пробуждает все лучшее в сердце поэта, осенью его душа расцветает, переполняется искренней любовью:
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят — я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн…
В эту пору Пушкин полностью отдается во власть воображения, забывает окружающий его реальный мир, и именно в эти минуты пробуждается в его сердце поэзия. Его душа «стесняется лирическим волненьем, трепещет и звучит ». Воображение создает перед ним абсолютно иной мир, и поэт полностью погружается в него. Мы чувствуем, как бесконечно радостен для поэта процесс великого творчества:
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.
Его вдохновенному взору открываются неведомые дали и пути, мысли и чувства поэта направлены в будущее. Пора сна и «пышного увяданья» готовит духовный расцвет человека, природы.
Пушкин завершает свое стихотворение (вернее обрывает его) метафорой- уподоблением поэта с кораблем, вопросом: « Куда ж нам плыть?..» В конце стихотворения поэт ставит две строки точек, означающих полную свободу ответа на этот вопрос. Тем самым сохраняется возможность для поэта избрать любой «курс» для его поэтического корабля.
... Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора,
Стоял ноябрь уж у двора.
В этих десяти строках из четвертой главы романа «Евгений Онегин» поэту удается нарисовать печальную красоту осенней природы. «Уж небо осенью дышало...». Одна метафора, а какой емкий и богатый смысл она содержит! Она будит множество ассоциаций: пасмурные холодные дни, моросящий дождь…
Последующие строки с календарной точностью воссоздают характерные приметы этого времени года. Каждая строка картина осени: оголенные леса, туманы над полями, отлет птиц... Солнце, небо, поля, леса, птицы - все это в природе взаимосвязано. И весь этот мир дан в восприятии поэта, которому он дорог. Это он любовно называет солнце «солнышком». Это не деревья печально расстаются с листвой, а поэту жаль уходящей красоты. Это ему довольно скучно в эту пору года. Заметим, не скучная, а «довольно скучная пора», ибо и это время несет свои радости. Выразительны строки:
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась...
Сень - книжное архаичное слово. В контексте пушкинских строк сень означает зеленый убор (покров) леса. Он- то и делает лес темным, как бы хранящим некую тайну. И вот деревья, как живые, обнажаются, оголяются, сбрасывая листву. Исчезает красота — уходит тайна.
Стихотворение «Осеннее утро» было написано в 1816 году. Автор не только описывает приход осени:
Уж осени холодною рукою
Главы берез и лип обнажены,
Она шумит в дубравах опустелых;
Там день и ночь кружится желтый лист,
Стоит туман на волнах охладелых,
И слышится мгновенный ветра свист.
Главная мысль — показать, единение человека с природой. Осеннее утро навевает тоску на лирического героя , который расстался со своей любимой. Осень в данном стихотворении показана не только как пора прощания с летом. На фоне печальной осенней картины происходит расставание людей, прощание с любовью.
Проанализировав стихотворения, мы пришли к выводу , что для А.С. Пушкина осень - не просто печальная, но удивительно красивое время года, а пора собственного духовного расцвета.
1.2. Образ Осени в текстах песен Ю.Шевчука
Ю. Шевчук также как и Пушкин, любил писать об осени. Это была воистину навязчивая тема в его творчестве. «Осень невеселая…» (Посвящение С. Есенину), «Осень, мертвые дожди…», «В последнюю осень», «Осенняя», «Что такое осень?» - все эти песни посвящены этому времени года.
Самой знаменитой песней об унылой поре зрелости и увядания стало размышление Шевчука над вопросом «Что такое осень?» По словам автора, песня была написана во время одной из прогулок: «Ее я написал на кладбище, на Никольском, в Александро-Невской лавре. Я там рядом жил в коммуналке на Синопской набережной, бродил в Лавре практически каждый день. Мелкий дождь моросил, ощущение было такой тоски, печали и колоссальной тревоги... Так грустно стало, что просто невмоготу – я всегда один – и просто она взяла так – бах и написалась. В 91-м году, в конце сентября. Вспомнилось, что ли…».
В песне поётся об осени, о присущих этому времени года природных явлениях: « плачущее небо под ногами», «ветер вновь играет рваными цепями», «в лужах разлетаются птицы с облаками», « сколько будет рваться листва». А также о душевной тоске: «Осень вновь напомнила душе о самом главном», « Осень, я опять лишён покоя», «тонет печаль».
Осень в данной песне предстает перед нами не только в ракурсе природной зарисовки. В этом тягостном грустном наблюдении отражены и настроение автора, и дух времени. Поэт размышляет не только о своей судьбе, но и о судьбе страны: «Осень, доползём ли, долетим ли до ответа: что же будет с Родиной и с нами?»
Песню «В последнюю осень» Шевчук написал в октябре 1990 года и посвятил ее памяти погибшего рок- музыканта В. Цоя. Эта песня - отнюдь не пейзажная зарисовка. Несмотря на то, что поэт говорит нам о приметах осени («осенняя буря шутя разметала», «осиновым ветром разорвано в клочья», «осеннее солнце», «остались дожди и замерзшее лето», « наблюдаем за тенью и светом»), перед нами размышление не просто человека, а поэта-гражданина о судьбе своей страны. Осень как пора увядания, угасания у Шевчука ассоциируется с политической обстановкой в стране в 90-е годы:
Прощальным костром догорает эпоха,
И мы наблюдаем за тенью и светом...
В следующих строках, говоря об осеннем ветре, автор подразумевает перемены в стране – развал СССР: все разрушено, разорвано:
Осеняя буря шутя разметала
Все то, что душило нас пыльною ночью.
Все то, что играло, давило, мерцало,
Осиновым ветром разорвано в клочья.
Неслучайно, говоря об осени, Шевчук обращается к образу А.С. Пушкина, и не только потому, что их творчество объединяет общая тема, а еще и потому, что Пушкин сам жил в сложное для страны политическое время. Рок-музыкант словно просит совета у великого поэта:
Ах, Александр Сергеевич, милый,
Ну что же Вы нам ничего не сказали
О том, как дышали, искали, любили,
О том, что в последнюю осень Вы знали.
За описанием осенних картин скрывается еще одна тема – тема творчества, тема памяти об этом творчестве. В начале стихотворения автор намекает на то, что с приходом осени для него наступает период покоя в творчестве:
В последнюю осень ни строчки, ни вздоха.
Последние песни осыпались летом.
В последнем четверостишье Шевчук говорит о народной любви к настоящим поэтам. Поэты покидают нас, но их творчество продолжает жить в наших сердцах, а их образы увековечены в памятниках («ожившие камни»):
Уходят в последнюю осень поэты,
И их не вернуть, заколочены ставни.
Остались дожди и замерзшее лето.
Осталась любовь, и ожившие камни.
В следующей песне Шевчук рисует не просто печальный, а мрачный осенний пейзаж: «мертвые дожди», «юные морозы», « задубевшие березы», «падшая листва», « с неба рвет хмельная муть»:
Осень - мертвые дожди,
Осень - юные морозы,
Задубевшие березы
Ковыляют по Руси.
Осень - падшая листва,
Оплевавшая дорогу,
Осень - смертная тревога…
Неудивительно, что подобная картина вызывает у поэта «смертную тревогу»:
А я зарезан без ножа
Я прострелен но не пулей
Вы мою свечу задули
Осень - темная душа.
Именно осенью поэту хочется очиститься перед Богом, так как он предчувствует смерть: «Отчего Ему я каюсь? Скоpо, чувствую, отмаюсь».
Проанализировав тексты песен Ю. Шевчука об осени, мы пришли к выводу, что осень для рок-музыканта – пора, заставляющая его размышлять не только о собственной жизни, покаяться в собственных грехах, но и задуматься о судьбе целой страны. Осенний пейзаж рисуется мрачным, печальным, вызывающим чувство тоски и тревоги.
ГЛАВА 2. ОБРАЗ МЕТЕЛИ
2.1. «Метельная» лирика А.С. Пушкина.
Существует понятие «метельная» литература, представляющая собой особый тип художественных текстов в русской культуре. Мотив метели вошел в русскую литературу вместе со стихами П.А. Вяземского, зимней лирикой В.А. Жуковского, Н.М. Языкова , а начиная с А.С. Пушкина, образ метели прочно занимает свое место в русской литературе.Метель — один из самых излюбленных образов-символов в творчестве Пушкина.
1825 год. Михайловское. Очень тяжёлое время для поэта. Надежда на освобождение была потеряна, план побега за границу не удался, Пушкин серьёзно поссорился с отцом, после чего вся семья уехала в Петербург, оставив его одного на попечение няни. Пушкин переживал тяжкий душевный кризис, разочаровавшись в молодых романтических идеалах и не найдя новых. Особенно трудно давалась ему долгая студёная зима. Слушая надрывное пение вьюги за окном, Пушкин размышлял о своей, казалось бы, безнадёжной, горестной судьбе. Эти размышления, душевная тревога нашли отражение в одном из самых грустных стихотворений "Зимний вечер”.
Зимний вечер. В комнате тепло, потрескивает затопленная печь. Няня, сидя на скамейке, прядёт пряжу. Пушкин тут же, у стола. Оплывающая свеча дрожащим светом озаряет его обросшее бакенбардами молодое лицо. Он смотрит в окно, за которым ничего не видно, и прислушивается к тому, что делается там. А там:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя…
Вначале Пушкин ограничивается общим замечанием, а затем раскрывает понятие "снежная буря”. Поэт для создания образа использует олицетворения и мы начинаем различать в ней её отдельные голоса, её многообразные звуки:
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя.
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Художественная чёткость, с которой поэт описывает вьюгу, позволяет предположить, насколько была сильна душевная буря, насколько разнообразны были её проявления.
В третьей части стихотворения подчёркивается мысль поэта: пусть воет вьюга, нагоняет зимнюю тоску, но мы не поддадимся ей, победим грустное настроение, не дадим ему овладеть нашей душой.
Поэт думал не только о личном счастье, о своём месте в жизни. Он напряжённо – мучительно размышлял о путях современной ему России и о её будущем. Результатом духовного развития Пушкина конца 20-х годов явилось ещё одно стихотворение из «снежной» темы – «Бесы». Это одно из чрезвычайно сложных произведений, итог горьких раздумий поэта. Д.Д.Благой в своей книге «Творческий путь Пушкина» писал: «Бесы» сложились в условиях постдекабрьского тупика. Русская зима, которая обернулась непроглядной вьюгой, занесла не только все пути, но и все следы к ним. Отсюда тема безвыходности, пронизывающая всё стихотворение».
В «Бесах» строка за строкой кружила и неслась куда-то вьюга, занося дороги, плюя в очи снегом, сбивая с пути. Каждый русский человек знает это чувство тревоги и тоски, когда вьюга плачет и злится, а снег уже не просто снег – он кажется чем-то неведомым и злым, толкающим в овраг коня. Кружишь и кружишь в поле, не в силах вырваться из чьих-то колдовских объятий. В народе говорят: это водит бес. И разве не видит его отчаявшийся путник – этот сверкающий искрой глаз? Разве не слышит жалобного бесовского воя? Не так ли и в жизни порой кружат возле нас бесы разные, пугая и надрывая сердце своим визгом?
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Вьюга злится, вьюга плачет,
Кони чуткие храпят,
Вот уж он далече скачет;
Лишь глаза во мгле горят…
Вижу: духи собралися
Средь белеющих равнин.
Образ бесов вводится здесь целым комплексом средств. Мало того, что сами слова «бесконечны, безобразны» дают представление об огромной, неисчислимой массе. Тучи параллельны бесам, напрямую связаны с ними. Мчащиеся тучи оказываются мчащимися бесами. Невозможно понять, кто есть кто. И буря, и бесы знаменуют переживания поэта в переломный момент его судьбы.
Бесы проявляют враждебность по отношению к человеку:
Посмотри: вон, вон играет,
Дует, плюет на меня;
Вот - теперь в овраг толкает
Одичалого коня…
но сами оказываются существами страдательными: они гонимы, подобно осенним листьям - игрушке ветра, вой их похож на плач:
Сколько их! Куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне.
Ведьмы и бесы – злые существа. Бес может вселиться в человека и мучить его. Может запутать человека, и тот собьётся с пути: «Сбились мы. Что делать нам?»
Бесконечны, безобразны,
Будто листья в ноябре...
Сколько их? куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?
Суеверные чувства заражают поэта, и в его воображении весь хаос метели, снежная буря, жалобные звуки ветра превращаются в фантастическую картину – бесконечную и безобразную толпу бесов, мчащихся куда-то, кружащихся над санями с жалобным пением, визгом, воем. Стихотворение создано в первую болдинскую осень. Это свидетельствует о том, что зимний, «метельный» колорит пейзажей и образов не является поэтическим отражением непосредственно болдинских впечатлений. Разгром декабристов, наступивший кризис декабристкой идеологии поставили перед всеми мыслящими людьми трудные, драматические вопросы о будущем Родины. Вставала и другая проблема: где та общественная сила, которая спасёт Россию? Эта вера, возможно, отразилась в символическом смысле образа коней, которые в «мутной ночи» лишь на минуту «стали», а затем, преодолев испытания злой вьюги, «снова понеслись».
«Бесы» - это раздумья поэта и о своей судьбе. Кажется, что его захлестнуло какое-то безысходное одиночество, пусть на миг, но он ощутил себя беспомощным перед «шабашом ведьм».
Поэт в своих «зимних» произведениях показал, что истинная духовная деятельность требует от человека готовности ко всяким неожиданностям, превратностям судьбы. С одной стороны, метель даёт человеку внутреннее просветление, ощущение собственного величия, победы над стихией. С другой стороны, она, как русская рулетка, терзающая человека неизвестность, определяет его удачу – счастье или проигрыш – смерть, может награждать или мстить. И в этом значении метель выступает как рок, властительница судеб.
Сам Пушкин отдавался жизни беззаветно. Отсюда трагизм судьбы поэта. И есть что-то символическое в его дуэли с Дантесом, которая произошла 27 января 1837 года во время метели. Снежная стихия не оставляла Пушкина до последнего часа жизни и лишь смерть освободила от неё поэта. И тогда, как писал В.А.Жуковский, «буря, которая волновала его душу яростною страстью, исчезла, не оставив в нём никакого следа».
Метель стала роковой и для А. С. Пушкина. … «В роковой день дуэли Пушкина день был морозный, дул ледяной ветер, снега на Черной речке намело по колено. Как метался поэт накануне дуэли, какая буря бушевала в душе его!» — напишет позже Лермонтов. Конец января — время белых снегов, вьюг и метелей, которые так любил поэт, вкладывая в понятие бури понимание жизни как стихии.
2.2. Образ Метели в текстах песен Ю. Шевчука.
Метель у Ю.Шевчука олицетворяет перемены в его собственной жизни и в жизни целой страны.
Стихотворение «Метель августа» Ю. Шевчук посвятил путчу, который произошел в Москве в августе 1990 года. Вооружённое противостояние двух вертикалей власти привело к радикальным изменениям политической ситуации в Союзе и ускорению распада СССР.
Небо звездное, метель августа,
На дороге - машин канителица,
Возят засуху, а мне радостно,
Знаю точно: погода изменится,
Я смотрю наверх, там, где мы живем -
Так все тихо, сухо, да правильно.
Я ж из тех, кому нет победы днем,
Я - как степь, дышу сном неправедным.
Я по засухе - ведро полное,
Между фар - лисой, живьем пламени.
Я так мал, а вокруг все огромное,
И плевать, что не ружья да не знамени.
Небо звездное, сердце августа,
Оглянись, рассветает пророчество,
Тело - степь - мое одиночество,
Смерти нет, но всегда пожалуйста.
Новое сердце взорвется над нами,
Новая жизнь позовет за собой,
И, освященный седыми богами,
Я, как на праздник, пойду за тобой.
Небо звездное, руки августа,
На дороге - машин метелица,
Что пожнем, когда пыль рассеется,
Степь красна, как чернила Фауста.
Ночь светла, как круги от времени,
Что забросил я в смерть уставшую,
Все дороги растут из семени,
Недошедшего да не доставшего.
Жду от нового века белого
Продолжения понимания,
Что мы - часть всего безответного,
Что мы - ночь всего ожидания.
Новое сердце взорвется над нами,
Новая жизнь позовет за собой
И, освященный седыми богами,
Я, как на праздник, пойду в этот бой.
То, что под метелью Шевчук подразумевает политические события, говорят следующие примеры: «машин канителица» (танки), « плевать, что ни ружья, да ни знамени», «степь красна» (красные флаги). В данном стихотворении Шевчук выступает как поэт-гражданин, патриот. Он, как и все вокруг, находится в предвкушении чего-то нового в жизни своего народа (« мне радостно,Знаю точно: погода изменится»), ощущает себя винтиком в огромном механизме («я так мал, а вокруг все огромное»), но несмотря на то, что нет «не ружья да не знамени», готов пойти на смерть («смерти нет, но всегда пожалуйста») ради счастливого будущего своей страны:
Жду от нового века белого
Продолжения понимания,
Что мы - часть всего безответного,
Что мы - ночь всего ожидания.
Новое сердце взорвется над нами,
Новая жизнь позовет за собой
И, освященный седыми богами,
Я, как на праздник, пойду в этот бой.
В другом стихотворении Шевчук рисует величественный образ метели:
Коронована луной,
Как начало - высока,
Как победа - не со мной,
Как надежда - нелегка.
За окном стеной метель,
Жизнь по горло занесло.
Сорвало финал с петель,
Да поела всё тепло.
Несмотря на то, что метель «поела всё тепло», что жизнь поэта «по горло занесло» (т.е. возможно наступили трудные времена), он не хочет, чтобы метель его покидала, и обращается к ней с такими словами:
Играй, как можешь, сыграй.
Закрой глаза и вернись.
Не пропади, но растай,
Да колее поклонись.
Мое окно отогрей,
Пусти по полю весной.
Не доживи, но созрей,
Ты будешь вечно со мной.
«Играй, как можешь, сыграй… Я спою, ты в такт пролай», - просит поэт метель, словно подругу, которая помогает ему размышлять о «затерянных вещах», о своей «замерзшей душе, дает внутреннее просветление:
Что же, вьюга, наливай,
Выпьем время натощак.
Я спою, ты в такт пролай
О затерянных вещах.
У Шевчука метель прекрасна. Поэт рисует торжественный пейзаж, который дарит покой и умиротворение:
Ищут землю фонари,
К небу тянется свеча,
На снегу цветы зари,
Крылья павшего луча.
Песня «Метель» - это песня об одиночестве. По мнению некоторых музыкальных критиков ее он посвятил своей первой жене Эльмире, которая в 24 года умерла от рака. Понятно, что именно о своей «озябшей душе», которая чего-то ждет, говорит он в последних строках песни:
Осторожно, не спеша,
С белым ветром на груди,
Где у вмерзшей в лёд ладьи
Ждет озябшая душа...
ГЛАВА 3.ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА
3.1. Образ Петербурга в стихотворениях А.С. Пушкина.
Петербург, пожалуй, самый знаменитый, необычный и противоречивый город в нашей стране. Многими поэтами и писателями он был отмечен в произведениях. Одни воспевали его и называли «окном в Европу», другие со всей ненавистью и отчаянием говорили о Петербурге как о городе, «построенном на костях». Интерес к этому поистине великому городу не угасал практически с самого его возведения и до наших дней. Такая литературная слава Петербурга объясняется не только тем, что он является столицей на протяжении как Золотого (первая треть ХIХ столетия), так и Серебряного (начало ХХ столетия) веков русской культуры. Сам город с его островами и каналами, белыми ночами, великолепными памятниками архитектуры необыкновенно привлекателен для писателей, поэтов и художников. В произведениях всех живших здесь писателей и поэтов Северная столица становилась не только местом действия, но и равноправным действующим лицом.
В жизни А.С. Пушкина Петербург играет весьма значительную роль. После окончания лицея Петербург целиком и полностью захватил поэта своими светскими балами, бесконечным блеском и пышностью. Столица Российского государства, Северная Пальмира, представляла для Пушкина край красоты и вдохновения. Не случайно гениальный поэт постоянно обращается к этому образу в своем творчестве. В этом городе он учился, здесь жили его друзья, его любимые женщины, которым впоследствии были посвящены его гениальные творения. Именно в Петербурге он утвердился как творческая личность, здесь были написаны его лучшие произведения.
С образом Петербурга мы сталкиваемся в романе в стихах «Евгений Онегин». В первой главе этого произведения мы видим, с какой любовью Пушкин описывает дорогой и хорошо знакомый ему город. Он смотрит на него глазами Евгения Онегина - главного героя романа, типичного представителя дворянской молодежи 10-20-х годов XIX века, жизнь которого протекала «в вихре света», состояла из балов и маскарадов, шумных, модных вечеринок, посещения театров и ресторанов:
Еще бокалов жажда просит
Залить горячий жир котлет,
Но звон брегета им доносит,
Что новый начался балет.
И сам автор, и его герой — оба восхищались красотой Петербурга, «упивались дыханьем ночи благосклонной»:
Все было тихо; лишь ночные
Перекликались часовые,
Да дрожек отдаленный стук
С Мильонной раздавался вдруг.
Наравне с дворянским Петербургом представлен и Петербург, «барабаном пробужденный»:
Встает купец, идет разносчик,
На биржу тянется извозчик,
С кувшином охтенка спешит.
Но главное в образе Петербурга первой четверти XIX века - это царившая в воздухе атмосфера приподнятости, ожидания грядущих перемен и «вольности святой». Отсюда и лексика того времени, которой насыщено произведение: «вольность», «гражданин», «томленье жизнью», «охлажденный ум», буря, море, свобода. На самом деле, Петербург в первой половине романа — это город декабристов и, следовательно, город высокой духовности, город красоты и добра, помогающий найти путь к свободе.
Белые ночи Петербурга манят своей «задумчивостью», «прозрачным сумраком», «безлунным» блеском, в котором
...ясные спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла.
В бездушный камень поэт вселяет жизнь, наделяя его эпитетом «спящий». Тьме нет места в этом светлом городе:
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
Очарование ночи соткано из светлых эпитетов: «прозрачный», «ясный», «золотой». В такую ночь невозможно уснуть, и Пушкин пишет, читает «без лампады». Ночь дарит ему вдохновение, она «благосклонна» к поэту и его герою - Евгению Онегину. В такую ночь хочется не только писать, но и мечтать, вспоминать все лучшее в жизни, любить.
Совершенно другой предстает Петербург перед нами в поэме «Медный всадник», написанной в 1833 году. Это столица европейского государства, блестящая, богатая, пышная, но холодная и враждебная для «маленького человека». В произведении автор обращается к образу основателя города -Петру I. Во вступлении к поэме Петр предстает перед нами таким:
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн
И вдаль глядел.
В обрисовке местности подчеркиваются черты убожества, мрака:
Пред ним широко
Река неслася; бедный чёлн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.
И вот Пушкин переносит нас на 100 лет вперед. Петра уже нет, но мечта его воплотилась в жизнь. «Юный град» «вознесся пышно, горделиво» из мрака и хаоса и стал сердцем могучего государства:
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво;
По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова…
Все эпитеты подчеркивают гармоничность, пышность и яркость. Пушкин поет гимн столице Российского государства. Для него Петербург является символом новой России, грозной, богатой, просвещенной империи:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный...
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо как Россия,
Пушкин не забывает боевого происхождения столицы, и мотив бога Марса врывается в его величавую симфонию:
Люблю воинственную живость
Потешных Марсовых полей.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Люблю, военная столица,
Твоей твердыни дым и гром,
Когда… победу над врагом
Россия снова торжествует.
Для бедного люда не существует того пленительного Петербурга, «полнощных стран красы и дива», что так очаровал Пушкина. Это город окраин, с ветхими домами, некрашеным забором да одинокой ивой. Но «маленький человек» лишается и этого, привычного ему, Петербурга. Чтобы раскрыть сложные отношения, царящие в обществе, показать проблему государства и народа, Пушкин вводит в свое произведение образ стихии. Стихии наводнения никто и ничто не может противостоять: ни маленький человек Евгений, мечтающий о счастье обыкновенного человека, ни Медный всадник, омываемый мутными волнами. Последний также бессилен остановить этот натиск. Волевым, насильственным путем Петр утвердил среди дикой природы город – «красу и диво полнощных стран», который вечно будет подвергаться натискам стихии, так как любое насилие влечет за собой возмездие. Нева, «как зверь остервенясь», похоронила в своих волнах и «обломки хижин», и «пожитки бедной нищеты», и «гроба с размытого кладбища.
3.2. Образ Петербурга в текстах песен Ю. Шевчука.
В песне Ю.Шевчука «Черный Пес Петербург» образ города сложен, многогранен, отношение автора к нему неоднозначно. «Черный Пес Петербург, морда на лапах...». В греческой мифологии врата ада охраняет собака Цербер. Петербург - это тоже ад, который охраняется от вторжения в свои пределы. Почему черный? «Черный Пес» сумрачен, потому как и жизнь наша такая, и сам Питер погрязнел изрядно. И если сам город грязен, мертв, то душа его хоть и черна, но жива еще. А пока жива душа, символом которой стал Черный Пес, поэт без страха вдыхает «каменный запах домов, «пьет названия улиц», он живет этим, этот город ему необходим, как воздух, вода, пища:
Черный Пес Петербург, морда на лапах,
Стынут сквозь пыль ледяные глаза.
В эту ночь я вздыхаю твой каменный запах,
Пью названия улиц, домов поезда.
Пока жива душа, живет город. Поэтому «ледяные глаза» еще способны «стынуть сквозь ночь», значит, еще не мертвы, значит - зрячи. Город страшен, но страшен одинаково и для прохожих, трепещущих от «птичьего ужаса», и для «втиснутых в окна ночных фонарей»:
Черный Пес Петербург, птичий ужас прохожих,
Втиснутых в окна ночных фонарей...
Шевчук «одушевляет» мертвую материю. В «мертвых парадных» города слышится голос Черного Пса - души города, а пока кричит душа, смерть не вошла в свои права. С ней еще можно бороться, еще возможно возрождение.
Черный Пес Петербург, я слышу твой голос
В мертвых парадных, в хрипе зонтов.
Твои ноты разбросаны всюду, как хворост,
Капли крови на черствых рублях стариков.
В «Черном Псе» все образы содержат семантику смерти. Так, одним из значимых символов смерти становится образ волка. Волк в славянской мифологии, многообразно использованной в отечественной литературе, олицетворяет переход в иной мир:
На Волковском воют волки, и похоже,
Завтра там будет еще веселей...
Волковское кладбище. Царство смерти. Петербургские кладбища, Волковское в частности, стали усыпальницами русской классической культуры (писательские мостки расположены именно там).
Описывая Петербург, Шевчук прибегает к помощи двух слов: «чистота» - «пустота». Чистота... Надежда на то, что город воскреснет, оживет, что может вдруг произойти метаморфоза, и Петербург из «черного» превратится в белый. Да, Ю.Шевчук живет надеждой. Ведь «северная Пальмира» - терпеливый город, перенесший на своем веку тысячи трудных часов, минут, дней, годов, но несмотря на это, он живет, а вместе с ним должны жить и мы:
Только я, только ты, я, ты, я, ты
Сердце, наше сердце живет, наше сердце поет.
В творчестве Ю.Шевчука нашла отражение и идея неопределенности положения Петербурга:
...Черный Пес Петербург, крыши, диваны,
А выше поехавших крыш пустота.
Наполняются пеплом в подъездах стаканы.
В непролазной грязи здесь живет чистота.
Пустота... Чистота... Символы смерти и жизни. Петербург находится на границе двух миров.
Петербург пугает поэта, но он готов принять действительность глаза в глаза. Он всего лишь человек, и в обращенных к городу словах звучит почти мольба о пощаде:
Черный Пес Петербург, ночь стоит у причала,
Скоро в путь, я не в силах судьбу отыграть.
В этой темной воде отраженье начала
Вижу я, и как он не хочу умирать.
В последней строчке лирический герой Ю.Шевчука, просит о милосердии:
Петербург! Я еще не хочу умирать:
У тебя телефонов моих номера.
Петербург! У меня есть еще адреса,
По которым найду мертвецов голоса.
Ю. Шевчук с горечью говорит об истории создания Петербурга. Для него «эти камни грешней всей земли, это небо больней всех небес». Он вспоминает тех людей, на костях которых был построен этот город: «он людьми одевал берега», «мимо павших и бывших живых, замурованных в склепы дворов». Поэт называет Петра Первого «старым хозяином», который недоволен тем, что стало с его детищем – северной столицей. Гибель Петербурга приводит в отчаянье не только поэта, но и самого хозяина, создателя северной столицы - Петра I:
Черный Пес Петербург, время сжалось с луною
И твой старый хозяин сыграл на трубе.
Вы молчите вдвоем, вспоминая иное
Расположение волн на Неве.
Ход времен, разрушение-распад культуры прошлого не остановить. Петр 1 уже не верит в блестящую судьбу Петербурга, и ему не остается ничего другого, как «сыграть на трубе» и тем самым предсказать городу его гибель. Но для Шевчука характерна и вера в Петербург:
Только я, только ты, я, ты, я, ты
Сердце наше сердце живет,
Наше сердце поет.
Большое значение в описании города имеет цветовой фон. Ю.Шевчук называет Петербург «Черным Псом». Черный... Цвет траура. Поэт ассоциирует город со смертью.
В творчестве Ю.Шевчука мы можем встретить и весенний Петербург:
Старый город, зевая, поднялся с земли,
Он встряхнул с себя мусор, разогнал корабли,
Засадил голый Невский зеленой травой,
Александрийский столб покрылся, как мечтами, листвой.
В стихотворении Ю.Шевчука «Любовь» город медленно пробуждается весной, а, пробудившись, обновляется, стряхивая с себя «мусор» прошлых обид, неудач. Вместе с весной приходит надежда, вера в то, что все сбудется. Только любовь способна возродить этот город. Совсем другим становится город ночью. Меняется не только его внешний облик, но и внутренний мир города. Ночь преображает город, прячется под покровом темноты «безобразный лик» Петербурга, приметы разрушения, черты распада. И пред нами предстаёт город-«младенец», не познавший бед, живущий надеждой, мечтой о блестящем будущем. Поэт любит такой город.
Совсем иным предстает перед нами ночной Петербург в стихотворении Ю.Шевчука «Белая ночь». Город мучает человека, не дает ему покоя:
Не дожить, не допеть, не дает этот город уснуть.
И забыть те мечты, чью помаду не стер на щеке.
В эту белую ночь твои люди шаги, как враги,
Обнаженная ночь, твоя медная речь - острый меч.
В эту белую ночь, да в темные времена.
И не хочется никого видеть, не хочется слышать «медной речи» города. Необходимо побыть наедине с возвратившейся душой. Белая ночь сейчас все: и друзья, и город, и возлюбленная.
Эта белая ночь без одежд ждет и просит любви.
Эта голая ночь, пропаду я в объятиях ее, не зови.
В стихотворении Шевчука больше занимает не описание ночи, а то состояние, которое дает эта ночь. Белая ночь предстает искусительницей, соблазнительницей, не позволяющей «забыть те мечты, чью помаду не стер на щеке».
Шевчук не дает нам возможности окончательно плениться белыми ночами; тревожным рефреном звучит в припеве:
В эту белую ночь, да в темные времена...
Поэт любит свой город. Именно Ленинград сделал его поэтом-гражданином, в нем он черпает силу и уверенность, в нем остались идеи его молодости:
Эй, Ленинград, Петербург, Петроградище
Марсово пастбище, зимнее кладбище.
Отпрыск России на мать не похожий
Бледный, худой, евроглазый прохожий.
Герр Ленинград, до пупа затоваренный,
Жаренный, пареный, дареный, краденый.
Мсье Ленинград, революцией меченный,
Мебель паливший, дом перекалеченный.
С окнами, бабками, львами, титанами,
Липами, сфинксами, медью, Аврорами.
Сэр Ленинград, Вы теплом избалованы,
Вы в январе уже перецелованы.
Жадной весной Ваши с ней откровения
Вскрыли мне вены тоски и сомнения.
Пан Ленинград, я влюбился без памяти в Ваши стальные глаза.
Переживший немецкое влияние в XVIII веке и «до пупа затоваренный» в ХХ веке буржуазный «герр Ленинград», принявший одинаково и идеи французской революции и увлечение французской модой в XIX веке «мсье Ленинград», американизированный в ХХ веке «сэр Ленинград» все равно остается для него просто Ленинградом. «Я влюбился без памяти в Ваши стальные глаза...», - признается поэт. Обращение на «Вы» говорит о безграничном уважении к городу. «Стальные глаза» - тоже не случайно. Эпитет этот многогранен: здесь и непреклонность, и благородство, и блеск, и отвага. Глаза Ленинграда смотрят вперед уверенно и спокойно. Значит есть еще надежда на жизнь...
Рок-музыканту дорог Петербург, он не хочет, чтобы он исчез с лица земли. Поэт словно обращается к людям, которые могут спасти город, если возродятся духовно. Наверное, призыв именно к этому слышится в таких строчках:
Не рубите на хлев корабли, не торгуйте крестами на веc.
Эти камни грешней всей земли, это небо больней всех небес...
Поэт готов на все, лишь бы его город жил. Последний, к кому обращается автор – это Бог:
Разорви тело мое,
Собери веру на час.
У зари разгони воронье,
Сохрани этот город для нас.
ГЛАВА 4
Сходства и различия образов Осени, Метели и Петербурга в лирике А.С. Пушкина и текстах песен рок-поэта Ю. Шевчука.
Проанализировав стихотворения А.С. Пушкина и тексты песен рок-музыканта Ю. Шевчука, мы пришли к выводу, что в изображении Петербурга, осени и метели А.С. Пушкиным и Ю.Шевчуком много общего
Никакое другое время года не представлено так широко и ярко в пушкинском творчестве, как осень. Пушкин не раз повторял, что осень – его любимое время года. Ю. Шевчук, в свою очередь, тоже любил писать об осени. Это была навязчивая тема в его творчестве.
Сравнивая изобразительно-выразительные средства, которые использовали поэты для создания образа осени, мы пришли к выводу, что они перекликаются. Оба поэта очеловечивают природу, наделяют ее качествами живого существа. У Пушкина: «роща отряхает», « дохнул осенний хлад», «бежит ручей», «страждут озими». У Шевчука: «меpтвые дожди», «задубевшие беpезы», «плачущее небо», « ветер играет рваными цепями».
И Пушкин, и Шевчук рассказывают о главных переменах в осенней природе, описывая деревья: «роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей», «кружится желтый лист», «главы берез и лип обнажены» (Пушкин), «падшая листва», «сколько будет рваться листва» (Шевчук). Ветер: «ветра шум», «слышится мгновенный ветра свист» (Пушкин), «это ветер вновь играет рваными цепями» «осенняя буря шутя разметала», «осиновым ветром разорвано в клочья» (Шевчук). Птиц: «гусей крикливый караван тянулся к югу» (Пушкин), «в лужах разлетаются птицы с облаками» (Шевчук). Небо: «мглой волнистою покрыты небеса» (Пушкин), «плачущее небо» (Шевчук). Пушкин описывает пруд («пруд уже застыл»), а Шевчук -море («голодное море, шипя, поглотило осеннее солнце». Поэты с грустью говорят об этом времени года: «унылая пора», «довольно скучная пора» (Пушкин), «осень, темная душа», «осень, темная даль» (Шевчук).
Разными оказываются чувства, которые переживает каждый из поэтов осенью. Именно в это время года Пушкин, как говорит он сам, «жизни полон», «счастлив, молод» и готов творить, забыв обо всем на свете. «Задумчиво бродя», «мечтами привлеченный» он полностью отдается поэзии. Именно осенью душа поэта «стесняется волненьем», «мысли в голове волнуются», «легко и радостно играет в сердце кровь».
Совсем другие чувства посещают Ю. Шевчука осенью. Осень для него это не только наблюдение «за тенью и светом», но и время, которое напоминает «душе о самом главном». Если у Пушкина осень-время его духовного расцвета, то рок-музыкант «лишен покоя» и испытывает «смеpтную тpевогу». Осенью он « заpезан без ножа, …пpостpелен, но не пулей». Именно осенью поэту хочется очиститься перед Богом, так как он предчувствует смерть: «Отчего Ему я каюсь? Скоpо, чувствую, отмаюсь».
В отличие от Пушкина, осень Шевчука предстает перед нами не только в ракурсе природной зарисовки. В этом тягостном грустном наблюдении отражены и настроение автора, и дух времени. Поэт размышляет не только о своей судьбе, но и о судьбе страны: «Осень, доползём ли, долетим ли до ответа: что же будет с Родиной и с нами?» Осень как пора увядания, угасания у Шевчука ассоциируется с политической обстановкой в стране в 90-е годы: « прощальным костром догорает эпоха».
В этих строках автор говорит о переменах в стране - развале СССР: все разрушено, разорвано.
Неслучайно, говоря об осени, Шевчук обращается к образу А.С. Пушкина, и не только потому, что их творчество объединяет общая тема, а еще и потому, что Пушкин сам жил в сложное для страны политическое время. Рок-музыкант словно просит совета у великого поэта:
Ах, Александр Сергеевич, милый,
Ну что же Вы нам ничего не сказали
О том, как дышали, искали, любили,
О том, что в последнюю осень Вы знали.
Метель — один из самых излюбленных образов-символов в творчестве Пушкина. Сравнивая образы метели в стихотворениях Пушкина и Шевчука, мы пришли к выводу, что метель у обоих поэтов олицетворяет перемены не только в их жизни, но и в жизни целой страны.
Например, стихотворение «Зимний вечер» Пушкин написал во время тяжелого душевного кризиса. Слушая надрывное пение вьюги за окном, Пушкин размышлял о своей, казалось бы, безнадёжной, горестной судьбе.
Стихотворение «Бесы» является откликом на политическую ситуацию в стране после разгрома декабристов. Метель олицетворяет наступивший кризис. Куда идти, когда не видно ни одной дороги? Перед мыслящими людьми встали вопросы о будущем страны.
Стихотворение «Метель августа» Ю. Шевчук посвятил путчу, который произошел в Москве в августе 1990 года. Вооружённое противостояние двух вертикалей власти привело к радикальным изменениям политической ситуации в Союзе и ускорению распада СССР. То, что под метелью Шевчук подразумевает политические события, говорят следующие примеры: «машин канителица» (танки), « плевать, что ни ружья, да ни знамени», «новая жизнь позовет за собой», «жду от нового века белого», «я как на праздник пойду в этот бой», « мы часть всего безответного», « мы ночь всего ожидания».
Сравним изобразительно-выразительные средства, которые поэты используют для создания образа метели.
Пушкин в стихотворении «Зимняя дорога» говорит о метели как о живом существе: «как зверь завоет», «заплачет, как дитя», «как путник в окошко застучит».
В стихотворении «Бесы» хаос метели, снежная буря, жалобные звуки ветра превращаются в фантастическую картину – бесконечную и безобразную толпу бесов, мчащихся куда-то, кружащихся над санями с жалобным пением, визгом, воем и старающихся сбить путников с пути. Поэт создает ужасающую картину, используя олицетворения, эпитеты и сравнения: «невидимкою луна», «мчатся тучи», « вьюга злится, вьюга плачет», « глаза во мгле горят», «духи собралися», « жалобно поют», «визгом жалобным и воем», « бесконечны, безобразны», « мчатся бесы рой за роем».
Шевчук рисует иной образ метели. У него метель «коронована луной, как начало высока».
«Играй, как можешь, сыграй… Я спою, ты в такт пролай» - просит поэт метель, словно подругу, которая помогает ему размышлять о «затерянных вещах», о своей «замерзшей душе, дает внутреннее просветление. Если Пушкин показывает нам метель как страшную стихию, способную погубить, то Шевчук рисует такой пейзаж:
Ищут землю фонари,
К небу тянется свеча,
На снегу цветы зари,
Крылья павшего луча.
Несмотря на то, что метель «поела всё тепло», что жизнь поэта «по горло занесло» (т.е. возможно наступили трудные времена), он не хочет, чтобы метель его покидала, и обращается к ней с такими словами: «закрой глаза и вернись», «не пропади», «калее поклонись», «мое окно отогрей», «пусти по полю весной», «ты будешь вечно со мной».
Петербург, пожалуй, самый знаменитый, необычный и противоречивый город в нашей стране. Многими поэтами и писателями он был отмечен в произведениях. Одни воспевали его и называли «окном в Европу», другие с ненавистью и отчаянием говорили о Петербурге как о городе, «построенном на костях.
Столица Российского государства, Северная Пальмира, представляла для Пушкина край красоты и вдохновения. Все эпитеты подчеркивают гармоничность, пышность и яркость. Пушкин поет гимн столице Российского государства. Для него Петербург является символом новой России, грозной, богатой, просвещенной империи.
Совсем другой образ Петербурга рисует нам Ю. Шевчук. Автор сравнивает его с «черным псом». «Черный Пес Петербург, морда на лапах...” В греческой мифологии врата ада охраняет собака Цербер. Петербург - это тоже для поэта своеобразный ад. Черный... Цвет траура. Поэт ассоциирует город со смертью, но смертью не физической, а духовной. Говоря о нищите жителей города, поэт использует метафоры: «мертвые парадные», «капли крови на черствых рублях стариков», «наполняются пеплом в подъездах стаканы», « в непролазной грязи здесь живет чистота», «в коммуналках тонули тела».
Но несмотря на тот страх, который поселился в этом городе, Шевчук любит его, вдыхает его «каменный запах», «пьет названия улиц». Он «слышит его голос» и понимает, что душа города жива, что “ледяные глаза” еще способны “стынуть сквозь ночь”, значит, еще не мертвы. Значит Петербург из “черного” может превратиться в белый. Ю.Шевчук живет надеждой, ведь Петербург - терпеливый город, перенесший на своем веку тысячи трудных часов, минут, дней, годов, но, несмотря на это, он живет.
В творчестве Ю.Шевчука мы можем встретить и весенний Петербург. Вместе с весной приходит надежда, вера в то, что все сбудется. Только любовь способна возродить этот город.
Автор открыто признается в любви своему городу. Обращение на «Вы» говорит о безграничном уважении к городу. “Стальные глаза” - тоже не случайно. Эпитет этот многогранен: здесь и непреклонность, и благородство, и блеск, и отвага. Глаза Ленинграда смотрят вперед уверенно и спокойно. Значит, есть еще надежда на жизнь.
И Пушкин , и Шевчук, рисуя образ Петербурга, говорят и о его создателе- Петре Первом. Для Пушкина Петр Первый это не только великий человек, благодаря которому Петербург « вознесся пышно, горделиво» из мрака и хаоса и стал сердцем могучего государства. Это еще и человек, который пошел против природы – построил город там, где он вечно будет подвергаться натискам стихии, так как любое насилие влечет за собой возмездие. Читая поэму, мы видим, как Нева, «как зверь остервенясь», хоронит в своих волнах и «обломки хижин», и «пожитки бедной нищеты», и «гроба с размытого кладбища».
Ю. Шевчук с горечью говорит об истории создания Петербурга. Для него «эти камни грешней всей земли, это небо больней всех небес». Он вспоминает тех людей, на костях которых был построен этот город: «он людьми одевал берега», «мимо павших и бывших живых, замурованных в склепы дворов». Поэт называет Петра Первого «старым хозяином», который недоволен тем, что стало с его детищем – северной столицей.
Рок-музыканту дорог Петербург, он не хочет, чтобы он исчез с лица земли. Поэт словно обращается к людям, которые могут спасти город, если возродятся духовно. Наверное, призыв именно к этому слышится в таких строчках:
Не рубите на хлев корабли, не торгуйте крестами на веc.
Эти камни грешней всей земли, это небо больней всех небес...
Поэт готов на все, лишь бы его город жил. Последний, к кому обращается автор – это Бог:
Разорви тело мое,
Собери веру на час.
У зари разгони воронье,
Сохрани этот город для нас.
Заключение
В конце работы мы пришли к выводам:
Литература
1. Алексеев А.Н. Кто есть кто в советском роке. А.Н Алексеев / М.: Останкино, 1991.
2. Вересаев В.В. В двух планах: Статьи о Пушкине. - М.: Захаров, 2000.
3. Викторова К.П. Неизвестный, или Непризнанный Пушкин. - СПб.: Политехника, 1999.
4. Дидуров А.М. Золотое десятилетие рок - поэзии / А. М. Дидуров.: Молодая гвардия, 1992.
5. Козлов А.С. Рок-музыка: истоки и развитие. М.: Знание, 1989.
6. Маранцман В.Г. Изучение творчества А.С.Пушкина в школе. На пути к А.С. Пушкину: Пособие для учителя и учащихся: В 2-х частях. - М.: Владос, 1999.
Три загадки Солнца
Как нарисовать портрет?
Тигрёнок на подсолнухе
По морям вокруг Земли
Компас своими руками