Сочинение в рамках конкурса Литературный краевед
Вложение | Размер |
---|---|
nosacheva_m.docx | 20.75 КБ |
Сочинение на тему «Неизвестное об известном»
ученицы 8 класса Одоевской средней школы Носачевой Марии.
«Вся река торопилась куда – то …» (Мои мысли о рассказе В.Г. Короленко «Река играет».)
Всё это было когда – то,
Но только не помню когда…
А.К. Толстой
Она тёмная теперь, мрачноватая, пугающая… она – это Ветлуга, моя родная река. Я стою на берегу, всматриваюсь в тяжёлые водяные струи, и невольно перед моим взором возникает картина другой Ветлуги – летней: искрится на воде лёгкая рябь, солнце играет в речных прядях, отражаются в воде прибрежные сосны…
А теперь начало ноября, пора глухая – предзимье. Река устала от летних хлопот и хочет погрузиться в долгий зимний сон, накрыться ледяным панцирем, чтобы сырой апрельской ночью взорвать его своей неистребимой яростной силой…
А ещё тяжёлая стынь вдруг заставляет вспомнить недавно прочитанный мною рассказ В. Короленко «Река играет». Он стал для меня открытием, настоящим откровением.
Прежде всего, я много нового узнала о самом писателе, его жизни, его творческом мире.
Ведь что я до этого знала о нём? Только то, что он автор «Детей подземелья», хотя более правильно эта повесть называется «В дурном обществе».
Обострённое чувство справедливости было свойственно Короленко с ранней юности. Он хотел «узнать свой народ, облегчить его участь, послужить ему…». Но Короленко не примыкал ни к какой – либо революционной организации и назвал себя «политическим партизаном», в тюрьмах, на этапах, в ссылках он проводил долгие годы. В течение десяти лет он жил в Нижегородской губернии, в том числе в маленьком городке Ветлуга. Когда – то, до 1944 года, мои родные места и село Одоевское входили в Нижегородскую губернию и были частью Ветлужского уезда, так что писатель Короленко жил на моей родине. Вот такое открытие я сделала для себя! А прочитанный мною рассказ «Река играет» не забуду никогда, он стал для меня поэмой о родной Ветлуге.
Рассказ представляет собой записки из дневника писателя – «эскизы из дорожного альбома», где повествование идёт от лица «проходящего». Слово это звучит уже в самом начале рассказа. Проснувшийся путник видит над собой голубое небо, на круче – церковку, незнакомый шалаш, серый неуклюжий столб с кружкой и доской, на которой было написано «Пожертвуйте проходящии на колоколо господне».
А у самых на путника плескалась река. Ветлуга не только постоянный фон, на котором разворачивается действие рассказа, она – главный герой повествования; здесь две темы – образ Ветлуги и образ русского мужика – ветлугая.
Автор с восхищением показывает красоту и мощь Ветлуги, когда она «взыграла» во время летнего паводка. Вот так пишет Короленко: «Несколько дней назад шли сильные дожди; теперь из лесных дебрей выкатился паводок, и вот река вздулась, заливая свои весёлые земные берега. Резвые струи бежали, толкались, кружились, свёртывались воронками, развивались опять и опять бежали дальше, отчего по всей реке вперегонку неслись клочья желтовато – белой пены… плескались шаловливые струи на стрежне, звенела зыбь, ударяя в борта старой лодки, а шорох стоял по всей реке от лопавшихся то и дело пушистых клочьев пены, или, как её называют на Ветлуге, речного «цвету»».
Очень точно, ярко, образно написано. Я сама не раз видела половодье на Ветлуге. А ещё у нас говорят, если несёт пену по реке, значит, вода всё ещё прибывает.
Ветлуга у писателя живая. При её описании он использует яркие, точные эпитеты, олицетворения, метафоры: «дружеский шёпот реки», « река торопилась куда – то», «Ветлуга взыграла», «звоном буйной реки».
Восхищается взорвавшейся рекой и главный герой рассказа перевозчик Тюлин: «Беды озорная речушка! Этто учнёт играть и учнёт играть, братец ты мой…»
Образом Тюлина писатель пытается ответить на волновавший его всю жизнь вопрос – что такое русский народ, что лежит в основе его характера.
С большой симпатией изображает своего героя Короленко: «… даже звуки его голоса тоже мне как – то приятно знакомы…». Писатель даёт его портрет, вроде неказистый, но вызывающий у читателя симпатию: «Одет он в ситцевой грязной рубахе и синих пестрядиных портах. На босу ногу надеты старые отопки. Лицо моложавое, почти без бороды и усов, с выразительными чертами, на которых очень ясно выделяется особая ветлужская складка, а теперь, кроме того, видна сосредоточенная угрюмость добродушного, но душевно угнетённого человека…». Выражение «особая ветлужская складка» встречается в рассказе несколько раз.
Мужик Евстигней «значительно старше Тюлина, у него седая борода, голубые, голубые, выцветшие, как у Тюлина, глаза, … а на лице, где – то около губ, ютится та же ветлужская складка». И ещё читаем: «… и при свете огонька на всех трёх лицах моих собеседников лежала одна и та же добродушно – насмешливая улыбка, с особенною ветлужской складкой, живо напоминавшего мне Тюлина».
Запоминается образ старого солдата Ефима – ветлугая, нарисованный писателем всего несколькими штрихами: « Из – под козыря глядели и искрились порой серые глаза, а около усов ютилась чуть заметная улыбка. Голос у старого солдата был очень приятный, грудной, с «перекатцем», выдававшим прежнего лихого песельника, но теперь уже значительно осипшим от старости… Как бы то ни было, слушать этот голос с юмористической ноткой и глядеть на ветлужскую усмешку старого солдата было очень приятно…»
Я читаю эти портреты ветлужских мужиков и с грустью вспоминаю покойного дедушку, коренного «ветлугая», у которого на лице, около губ, тоже ютилась ветлужская складка, и улыбка таилась в глазах и уголках губ.
В центре внимания писателя перевозчик Тюлин, «милый Тюлин», так говорит о нём Короленко в конце рассказа. Почему? За что понравился этот мужик, ленивый, безалаберный, писателю?.. есть в рассказе и другой Тюлин. Когда резвое течение понесло паром, Тюлин преображается: «Он, видимо, подтянулся, его взгляд становится разумнее, твёрже». Он командует всеми, кто находится на пароме. Иванко быстро исполняет отцовский приказ, Евстигней покорно прилаживается к вёслам, проходящий садится «в тую ж фигуру». Иванко смотрит на отца заискрившимися, внимательными глазами. В эти минуты Тюлин был на высоте своего «признанного перевознического таланта», когда он могучим толчком подаёт паром наперерез течению и одерживает победу над буйной Ветлугой. Глаза Иванко сверкают от восторга. Евстигней смотрит на Тюлина с видимым уважением. Но … критическая минута миновала, и искра в глазах Тюлина угасла вместе с опасностью.
Вот такой Тюлин. А разве вам не приходилось сталкиваться с таким вот проявлением русского характера, когда секунды решают исход дела? Конечно, приходилось. Ведь недаром твердят о загадочной русской душе…
Я не утверждаю, что события рассказа происходят около моего села, но где – то рядом, ведь озеро Светлояр, где молились герои рассказа, и где побывал рассказчик, находится недалеко от Мокарьевского, села, расположеннного недалеко от Одоевского. И Тюлины жили в деревнях, окружавших моё село. Умерли деревни, исчезла и фамилия…
А речь героев рассказа…
Это наш говор. Эта частица «те» характерная для речи моих земляков: «… вовсе тебя заплескивает река – те», « унесёт у меня лодку – те»… примечательно слово «беды», которое часто звучит из уст героев. Оно тоже «наше».
Подошедшие к перевозу ранним утром уренёвцы, которых видел рассказчик на богомолье, обращаясь к ветлугаям, называют их водохлёбами. Я сама много раз слышала прибаутку – адуи – водохлёбы! «Адуи» в просторечье – одоевцы. Мне хочется верить: мои, мои родные места изобразил Короленко в своём раассказе.
А Ветлуга… Вот она, до боли родная, такая близкая и понятная, всё течёт и течёт, не останавливая свой бег, «милая, весёлая, шаловливая».
Ласточка
Аэродинамика и воздушный шарик
Рисуем "Осенний дождь"
Петушок из русских сказок
Несчастный Андрей