Многие рок - поэты умеют говорить с думающимей частью публики на понятном ей и убедительном языке о вере, Боге, христианских ценностях так, чтобы те услышали и задумались о многом. В своей работе мы хотим остановиться на творчестве рок-поэта Виктора Цоя
Вложение | Размер |
---|---|
issled.rabota.docx | 60.07 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
г.о. Саранск
Христианские мотивы в творчестве рок-поэта Виктора Цоя
Выполнила: Аксиневич Ульяна, ученица 9Б класса
Руководитель: Леутина Елена Валентиновна, учитель русского языка и литературы
Саранск, 2015
Содержание
Введение
3.1. Образ Отца Небесного и Иисуса Христа в песнях В.Цоя
3.2. Христианские добродетели в песнях В.Цоя
3.3. Библейский образ пастуха в песнях В.Цоя
3.4. Притча о сеятеле в песне В.Цоя «Мама, мы все тяжело больны»
Введение
Отношение церкви к рок - культуре всегда было неоднозначным. Большинство священнослужителей считают, что рок-культура – явление, враждебное христианству, но есть и такие, кто считает, что рок-музыканты — живые души, ищущие Бога, и во многих их песнях есть попытка понять смысл жизни, а в текстах песен звучит обращение к Богу.
Тема нашей работы: «Христианские мотивы в творчестве рок-поэта Виктора Цоя»
Многие рок - поэты (Б. Гребенщиков, Ю.Шевчук, В.Кипелов, В.Бутусов) умеют говорить с думающей частью публики на понятном ей и убедительном языке о вере, Боге, христианских ценностях так, чтобы те услышали и задумались о многом.
Но в своей работе мы хотели бы остановиться на творчестве рок-поэта, который никогда и нигде открыто не говорил о религии – творчестве Виктора Цоя.
Актуальность: Разговор о религии всегда актуален. В настоящее время поднимается вопрос о взаимодействии церкви и рок-культуры. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на встрече с рок-музыкантами заметил: «Зачастую бывает, что рок-музыканты на концерте говорят несколько фраз о православии, которые производят на молодежь большее впечатление, чем долгая проповедь в храме».
Проблема: До сих пор до конца неизвестно, какую религию исповедовал В.Цой. Так как он имел корейские корни, многие утверждают, что он исповедовал буддизм, но сам он это отрицал. Друзья и знакомые вспоминают, что он не носил креста и не ходил в церковь, но крестил своего сына. В одном из интервью В.Цой сказал: «Назвать себя воинствующим атеистом я тоже не могу». По воспоминаниям журналистов и знакомых, поэт вообще избегал разговоров на религиозную тему. Означает ли это, что темы религии он не касался и в своих песнях?
Гипотеза: Мы предполагаем, что в творчестве В.Цоя могли найти отражение христианские мотивы
Объект исследования: христианские образы и мотивы
Предмет исследования: тексты песен В.Цоя
Цель: выяснить, обращался ли В.Цой в своем творчестве к христианским мотивам и образам.
Задачи:
Методы
-анализ текстов песен и критической литературы;
-знакомство с Интернет - источниками.
1.Церковь и рок-культура
Отношение церкви к рок - культуре неоднозначно. Одни священнослужители указывают на жестко-агрессивный характер рок-музыки, на присутствие сатанинской символики, даже на то, что если прокрутить записи рок-музыки в обратном порядке, то получится молитва сатане. Кроме того, они отмечают, что в самой рок - культуре распространены блуд, наркотики, неуважение к родителям, не говоря уже о других грехах. Это отношение прочно укоренилось в православной среде и для некоторых православных становится в ряд с догматами веры.
Но есть и такие служители церкви, которые считают, что рок-музыканты — живые души, ищущие Бога и осуждение их поисков — наихудшее, что можно сделать для них. Во многих песнях есть попытка понять смысл жизни, есть обращение к Богу и молитвы:
И если вокруг одно лихо,
И если кругом слишком тонко,
Люби всех нас, Господи, тихо,
Люби нас всех, Господи, громко.
(Юрий Шевчук)
И, где бы я ни шел, я все стою у дверей,
Так, Господи мой Боже, помилуй меня.
(Борис Гребенщиков)
Есть известное клише: рок — это музыка протеста. Но против чего? Если проанализировать тексты рок - песен, то можно понять против чего направлен этот протест – против общепринятой системы ценностей в миру: денег, карьеры, успех, материальных благ.
Но разве в Евангелии мы находим позитивные оценки карьеризма, стремления к материальному успеху? «Не копите себе сокровище на земле, но на небе», «счастье человека не зависит от изобилия имения его», «Кто хочет среди вас быть первым, да будет все слугою». Трата жизненных
сил на достижение так называемого «успеха», делание карьеры считается неприемлемым как в православии, так и в среде неформалов.
Нередки для рока и философские песни, в которых авторы пытаются понять: зачем они живут на свете, зачем создан мир. Эти темы мы видим и в «Легенде» Виктора Цоя, во многих песнях Юрия Шевчука, Бориса Гребенщикова и Игоря Кормильцева.
Довольно часто в текстах рокеров мы находим то, что называется тоской по гармонии, по Граду Божию. Очень ярко это выражено в песнях Виктора Цоя. «Мама, мы все тяжело больны, Мама я знаю мы все сошли с ума», «Все на месте, да что-то нет так». «И вроде жив и здоров и вроде жить не тужить. Так откуда взялась Печаль?» В свято отеческом богословии мы находим ответ — в каком духовном состоянии находился человек, писавший такие песни. Описывая действия божественной благодати в человеке, св. Феофан Затворник говорит: «Общая черта …действия благодати…есть
недовольство собой и всем своим и туга о чем-то. Становится человек не удовлетворяющимся ничем, что окружает его, — ни своими совершенствами, ни тем, что имеет, хотя бы то были несметные сокровища, и ходит как будто горем убитый» (цит. по «Путь ко спасению», ст. 156, М., изд. «Правило веры» 2000). Это объясняет истинный смысл таких строк В.Цоя:
«И мне не нравится, то что здесь было, и мне не нравится то, что здесь есть».
Несколько лет назад принял крещение в православной церкви известный рок-поэт Константин Кинчев. Обращение его было настолько искренним, что повлияло на его поведение (группа теперь не дает концертов в посты) и на тексты песен:
Душа магнитом-замком,
Тревожит вольную грудь,
Как по - доброму жить,
Да готовиться в путь,
Как с надеждой глядеть на разрушенный дом,
Как по доброму петь.
Видеть козни врага,
Да по вере прощать.
Посягательства чад
Волей одолевать,
Да гнушаться всех тех, кто порочит Отца,
Да по силе терпеть.
Мы Православные!
Гнать кручину-печаль,
Да с похмелья болеть,
Нараспашку идти,
Да в молитве радеть,
Да собором судить, кому тяжело держать
Во славу нашей земли!
Мы Православные!
А в небе сила — любовь!
Божья воля — закон!
Смертью смерти поправ
Дышит вечность с икон.
Да святится Имя твое
На все просторы Руси!
Мы Православные!
При этом сам Кинчев принципиально не поет многих старых песен, которые христианину петь просто неприлично. В своих интервью он настолько откровенно говорит о своей вере, что часть поклонников это раздражает. Сам автор говорит следующее: «Когда мы поем песню «Православные», мы в первую очередь, говорим о себе, о людях, стоящих на сцене, а в нашей группе все — православные христиане. И еще — вера рождает мировоззрение, а мировоззрение нельзя оставить дома, когда выходишь на работу».
Другой рок-поэт — Юрий Шевчук тоже вполне сознательно крестился во взрослом возрасте. По собственному признанию имеет любимые молитвы. Вот что о нем говорит дьякон Андрей Кураев: «У него серьезное отношение к православию. Шевчук — это человек, который готов судить себя мерками христианской этики. Для слишком большого количества людей приход в церковь это всего-навсего перемена библиотеки. Все ограничивается переменой круга чтения и набором цитат. В случае с Шевчуком это не так. Это намного глубже».
Борис Гребенщиков намного раньше своих коллег не только принял веру, но и стал крестным отцом многих своих поклонников (около
20 человек).
Творчество Вячеслава Бутусова и Игоря Кормильцева говорит об их интересе к религии, но никак не о религиозном восприятии жизни.
Лидер другой рок-группы «Агата Кристи» Глеб Самойлов в одном из интервью рассказывает: «Чувство, что я больше не могу быть разделенным, толкнуло меня на крещение. Крестился я в маленькой церкви, настоятель которой восстанавливал храм без помощи богатых людей, собственными силами. Это было абсолютно четкое физическое ощущение. Вышло оно слезами. Все остальное время я просто проревел».
Сергей Чиграков («Чиж и Ко») в своих песнях практически никак не задевает религиозную тематику, однако он принимает участие в создании альбома известного питерского священника-барда Олега Скобли.
Группа «ЧайФ», поющая в основном о трудностях семейной жизни, иногда затрагивает высокие темы, и,как оказывается, тоже ищет Всевышнего:
Силы Небесные так пожалейте же бедную нашу страну
Пусть виноватую, пусть миром клятую,
Но все же такую одну
Силы Небесные, пожалейте нашу страну!
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на одной из встреч с рок-музыкантами сказал: "Церковная проповедь и церковная миссия должны сегодня идти путем вхождения в ту культуру, которая присутствует в народе". "Сказать, что эта культура абсолютно не соответствует христианскому пониманию мира, было бы непростительной ошибкой", - отметил владыка. Он сравнил современную рок-культуру с русской литературой, в которой, по его словам, "незримо присутствуют христианские ценности". По его мнению, сегодняшняя потребность в молодежных кумирах неизбежна, поэтому Церковью в определенной мере должна быть одобрена деятельность тех музыкантов, которые транслируют в своем творчестве христианские ценности. «Если сто или двести человек черпают религиозное вдохновение в этой музыке, неужели ее надо запрещать? – сказал митрополит.– Зачастую бывает, что рок-музыканты на концерте говорят несколько фраз о православии, которые производят на молодежь большее впечатление, чем долгая проповедь в храме».
На чем может строиться взаимодействие Церкви и рок - культуры сегодня, и нужно ли это взаимодействие? Рокеры обладают очевидным преимуществом: они умеют говорить с думающей частью молодежи на понятном ей и убедительном языке, используя точные образы и транслируя личный опыт. Кроме того, музыканты пользуются у молодых людей неизменным авторитетом. Пожалуй, на сегодняшний день никто, кроме Кинчева, Шевчука и некоторых других рок-звезд, не имеет уникальной возможности говорить с сотнями тысяч молодых людей о Боге, вере так, чтобы они услышали и задумались. Вероятно, рок-музыка, или, вернее, рок-поэзия может стать образцом нового христианского искусства, органично вписывающегося в современность и расставляющего в повседневности христианские акценты.
2. Религиозные символы рок - поэтов
Самое большое влияние на рок-поэзию оказали символисты. Многие их религиозные символы используют рок – поэты:
ОГОНЬ – Дух Святой. В противовес ему иногда ВОДА
ДЫМ - символ злых сил, закрывающих от нас Бога
СВЕТ – светлые, божественные силы
ТЬМА – зло
ДЕНЬ – символизирует свет и всё, связанное с ним.
НОЧЬ – тёмные, сатанинские силы.
СОЛНЦЕ - духовное солнце, Бог
ЗВЕЗДА – путеводитель, чаще подразумевается Вифлеемская звезда
ВЕСНА – образ добрых сил, творящих всё хорошее на земле
МАМА – Богоматерь
ЗЁРНА – СЕМЯ, слово Божье
ДОЖДЬ – символизирует иногда омовение, очищение, искупление грехов; иногда имеется одна из функций дождя: условие роста, питательная среда.
ПЕТЬ – проповедовать, доносить до людей слово Божие.
МОЛЧАТЬ - не принимать никакого участия в судьбе христианства
ГОРОД – очень часто означает христианский мир, нашу цивилизацию
КОСТЕР – разрушение, уничтожение
ДОРОГА – жизненный путь
НЕБО – вечность, рай
3.Христианские мотивы в творчестве В.Цоя
3.1. Образ Отца Небесного и Иисуса Христа в песнях В.Цоя
К образам Отца Небесного и Иисуса Христа В.Цой обращался дольно часто, но ни в одной песне эти образы не названы конкретно. По определенным символам мы можем догадаться, к кому обращается поэт.
Познакомимся с малоизвестной песней В.Цоя «Хочу быть с Тобой», которую он написал в двадцать лет:
Мы не видели Солнца уже несколько дней,
Наши ноги утратили крепость на этом пути.
Мне хотелось войти в Дом, но здесь нет дверей.
Руки ищут опору и не могут найти.
ПРИПЕВ: Я хочу войти в Дом! Я хочу войти в Дом!
Я сточил не один медиатор о тёрку струны,
Видел много озёр, но я не видел морей.
Акробаты под куполом цирка не слышат прибой.
Ты за этой стеной, но я не вижу дверей.
Я родился на стыке созвездий, но жить не могу.
Ветер 20 метров в секунду и ночью и днём.
Раньше я читал книги, а теперь я их жгу.
Я хочу идти дальше, но я сбит с ног дождём.
В первых же двух строках Виктор говорит о невозможности жизненного пути без света Солнца - без идеалов, о том, что "ноги утрачивают крепость" на таком бессмысленном пути. Когда так живёшь, не можешь найти "опоры" ни вне, ни внутри себя, "руки ищут опоры", но без Бога её не найти.
В Доме Бога (имеется в виду Храм) "нет дверей", а это значит, что каждый может войти в него, но поэт не знает, как это сделать.
Не помогут увидеть Бога даже песни, хотя и "медиаторы в руках сточены о тёрку струны", и чистые тёплые отношения с ближними - лишь "озёра", которые не могут заменить Море Любви в отношениях с Создателем.
Поэт сравнивает людей с акробатами, которые стремятся забраться по социальной лестнице как можно выше и «не слышат прибоя», то есть подменяют естественную жизнь стараниями добиться материальных благ. Под куполом цирка "прибой" жизненных волн не слышен "акробатам", стремящимся перехитрить Самого Бога. Бог для них за "стеной" социума, и из этого цирка "дверей" к Нему нет и быть не может. Чем выше забираешься по иерархической лестнице, тем дальше удаляешься от Бога и ближних.
Поэт верит Богу и считает, что читать книги, где нет Божия присутствия, делом для себя бесполезным. Поэт говорит о себе как о человека, который "сбит с ног дождём" ледяных отношений окружающих его невеж и приспособленцев.
"Я хочу войти в Дом!» ( Царство Небесное)."Я хочу быть с Тобой!" (с Богом) – именно этого хочет поэт.
В песне «Апрель» Цой обращается к Иисусу Христу, которого поэт называет Апрелем, подразумевая традиционное весеннее празднование Пасхи – одного из главных христианский праздников, традиционно отмечающихся весной.
Над Землёй - мороз,
Что ни тронь - всё лёд.
Лишь во сне моём поёт капель.
А снег идёт стеной.
А снег идёт весь день.
А за той стеной стоит Апрель.
Здесь мы видим противопоставление Исуса Христа льду и морозу, царящему над Землёй. Снежной стене лжи, предрассудков, человеческих пороков противостоит образ многострадального Сына Божьего.
И только "во сне моём поёт капель" - то есть поэт мечтает о светлом будущем, в котором ледяная стена растает, мечтает о человеческих искренних чистых отношениях.
Слова "на теле ран не счесть" рисуют образ распятого Христа. А говоря о горящей в груди звезде, поэт имеет в виду сердце Иисуса, наполненное любовью к людям.
Но, пожалуй, самая главная мысль выражена в припеве:
А Он придёт и приведёт за Собой весну
И рассеет серых туч войска.
А когда мы все посмотрим в глаза Его,
На нас из глаз Его посмотрит тоска.
И откроются двери домов.
Да Ты садись, а то в ногах правды нет.
И когда мы все посмотрим в глаза Его,
То увидим в тех глазах Солнца Свет.
Стало быть, Вера пока на земле за стеной предрассудков. Эти "серых туч войска" будут рассеяны Апрелем, который "приведёт за собой весну" с "капелью" искренней Любви к Божьему миру.
В глазах у Апреля пока лишь тоска, обусловленная холодом не только наших сердец, но и социального, лицемерного пока понимания Бога.
Но поэт верит, что "двери домов откроются", то есть сердца откроются Богу, и люди обратятся к Иисусу Христу, искренне пожалеют Его ("Да Ты садись, а то в ногах правды нет"). Только тогда прекратятся страдания Богочеловека и Солнца Свет откроет новую эпоху в жизни человечества.
В последних строках второго куплета поэт говорит о воскрешении Христа, о том, что вера должна жить в человека до конца его дней:
И умрет апрель,
И родится вновь,
И придет уже навсегда.
Следующее стихотворение, как мы считаем, напоминает молитву-обращение к Богу:
В моём доме не видно стены,
В моём небе не видно луны,
Я слеп, но я вижу тебя,
Я глух, но я слышу тебя.
Я не сплю, но я вижу сны,
Здесь нет моей вины.
Я нем, но ты слышишь меня,
И этим мы сильны.
И снова приходит ночь,
Я пьян, но я слышу дождь,
Дождь - для нас.
Квартира пуста, но мы здесь,
Здесь мало что есть, но мы есть,
Дождь - для нас.
Ты видишь мою звезду,
Ты веришь, что я пойду.
Я слеп, я не вижу свет,
Я пьян, но я помню свой пост.
Ты смотришь на Млечный Путь,
Я - ночь, а ты - утра суть.
Я - сон, я - миф, а ты - нет,
Я слеп, но я вижу свет.
Можно говорить о том, что перед нами заблудшая душа, искренне желающая «прозреть» духовно. Несмотря на то, что лирический герой слеп, глух, пьян, он ощущает божественное присутствие. Дождь, шум которого герой все же слышит, в контексте данного стихотворения выступает как символ очищения, возрождения. Последние три строки говорят о глубокой вере человека в Бога, и именно эта вера заставляет его свет, то есть прозреть духовно.
Анализ самой, наверное, известной песни «Звезда по имени Солнце» хотелось бы представить в следующем виде, потому что каждая строка нуждается в объяснении:
Текст песни | Смысл |
Белый снег, серый лед | символы холода, многие люди равнодушны друг ко другу |
На растрескавшейся земле. | земля голодна, человечество жаждет Правды |
Одеялом лоскутным на ней - | символ нищеты (духовно обнищавшее человечество) |
Город в дорожной петле | петля безысходность |
А над городом плывут облака, | облака - символ "духов злобы поднебесных |
Закрывая небесный свет | ангельский мир (святых ангелов) |
А над городом - желтый дым, | человечество духовно отравлено |
Городу две тысячи лет | возраст Христианства |
Прожитых под светом Звезды По имени Солнце... | Христос – Солнце даёт благодать |
И две тысячи лет - война, | война со страстями, с "духами злобы поднебесными" |
Война без особых причин | вроде бы нет причин у беса нападать на человека, но... |
Война - дело молодых, | молодых (христианин верит, что он живёт вечно) |
Лекарство против морщин | верующий во Христа не умрёт во век (см. Евангелие от Иоанна) |
Красная, красная кровь | Кровь Христова |
Через час уже просто земля, | Кровь упала на землю и достигла головы Адама |
Через два на ней цветы и трава, - | животворящая Кровь Христова |
Через три она снова жива | постоянное совершение в храмах Таинства (Тело и Кровь Христа) |
И согрета лучами Звезды По имени Солнце | Христос сходит на Дары во время Евхаристии |
И мы знаем, что так было всегда, | предвечный совет Троицы о Жертве Христовой |
Что Судьбою больше любим, | выражение мысли о троичной любви |
Кто живет по законам другим | не по законам этого падшего мира, а по - духовным |
И кому умирать молодым. | в 33 года умер Христос |
Он не помнит слово "да" и слово "нет", | Он не помнит человеческих ошибок, не держит зла |
Он не помнит ни чинов, ни имен | сын плотника |
И способен дотянуться до звезд, - | Его Божественное достоинство |
Не считая, что это сон, | Божественное достоинство - реальность |
И упасть, опаленным Звездой По имени Солнце | Христос страдал за нас |
Хотя В.Цой конкретно и не называет образы Отца Небесного и Иисуса Христа, можно сделать вывод, что данные образы воплощены в его песнях. Это свидетельствует о том, что вопрос христианской веры был вовсе не чужд рок-поэту.
3.2. Христианские добродетели в песнях В.Цоя
По слову святых отцов, жизнь человека преобразится, если он будет следовать трем важнейшим христианским добродетелям – вере, надежде, любви.
Эти три добродетели являются началом и концом христианского доброделания. Добродетели находятся во взаимной связи, как кольца одной цепи. Человек, обретая любовь, находит и веру, и надежду. Если он теряет веру, тщетна надежда, угасает любовь.
Вспомним предание о святых великомученицах Вере, Надежде и Любови и матери их Софии. Святые мученицы Вера, Надежда и Любовь родились в Италии. Их мать, святая София, была благочестивой вдовой-христианкой. Назвав своих дочерей именами трех христианских добродетелей, София воспитывала их в любви ко Господу Иисусу Христу.
Святая София и дочери ее не скрывали своей веры во Христа и открыто исповедовали ее перед всеми. Наместник Антиох донес об этом императору Адриану (117 - 138), и тот велел привести их в Рим. Понимая, зачем их ведут к императору, святые девы горячо молились Господу Иисусу Христу, прося, чтобы Он послал им силы не устрашиться предстоящих мук и смерти. Когда же святые девы с матерью предстали перед императором, все присутствовавшие изумились их спокойствию: казалось, что они были званы на светлое торжество, а не на истязания. Призывая по очереди сестер, Адриан убеждал их принести жертву богине Артемиде. Юные девы (Вере было 12, Надежде - 10 и Любови - 9 лет) оставались непреклонны. Тогда император приказал жестоко истязать их. Перенося невиданные муки, святые девы прославляли своего Небесного Жениха и оставались непоколебимыми в вере. Святую Софию подвергли иной, тяжелейшей, пытке: мать была вынуждена смотреть на страдания своих дочерей. Все три девицы с радостью встречали свою мученическую кончину. Они были обезглавлены.
Чтобы продлить душевные страдания святой Софии, император разрешил ей взять тела дочерей. София положила останки их в ковчег и отвезла с почестями на колеснице за город и похоронила на высоком месте. Три дня святая София, не отходя, сидела у могилы дочерей и, наконец, предала там свою душу Господу. Верующие погребли тело ее на том же месте.
Не о трех ли добродетелях поется в песне В.Цоя «Вера, Надежда, Любовь»:
Волчий вой да лай собак,
Крепко до боли сжатый кулак,
Птицей стучится в жилах кровь,
Вера да надежда, любовь…
Далее появляется образ звезды звезды. Можно утверждать, что поэт имеет в виду вифлеемскую звезду, возвестившую о рождении Христа:
В небе над нами горит звезда,
Некому кроме нее нам помочь,
В темную, темную, темную ночь.
Ночь является символом темных сил. Поэт говорит не просто о времени суток, а о том зле, которое живет в душах людей. Именно звезда и названные добродетели могу спасти заблудшие души, указав правильное направление пути, в данном случае – это путь к вере.
В песне «Стук» есть такие строки:
Но странный стук зовет: "В дорогу!"
Может сердца, а может стук в дверь.
И, когда я обернусь на пороге,
Я скажу одно лишь слово: "Верь!"
Что это за странный стук? Вспомним слова Христоса: «Се стою у двери и стучу». Дверь – сердце человека. Тогда можно сделать вывод, что стук – это призыв церкви. Во что призывает верить В.Цой, становится понятным.
В песне «Красно-желтые дни» лирический герой говорит том, что люди уже не могут жить по-старому, устали от бездуховности и должны выбрать иную дорогу – дорогу в Храм:
Расскажи мне о тех, кто устал
От безжалостных уличных драм
И о Храме из разбитых сердец
И о тех, кто идет в этот Храм.
Поэт мечтает о том, что когда-нибудь на земле воцарится мир, гармония и человечество будет спасено. Только любовь как добродетель поможет построить такой мир, а звезда укажет правильный путь:
А мне приснилось: миром правит Любовь,
А мне приснилось: миром правит Мечта.
И над этим прекрасно горит Звезда.
В песне «Легенда» отразилось эпическое, былинное начало. Перед нами разворачивается картина после боя: «шатаясь, бойцы об траву вытирали мечи», «раскинув руки, лежали ушедшие в ночь», «спали вповалку живые, не видя снов». Ключом к пониманию смысла стиха будет строчка, которая располагается прямо посередине всей песни: «и внезапно в вечность вдруг превратился миг».
В момент смерти (она всегда внезапна) жизнь-миг превращается в вечность. Почему? Потому что есть Любовь, ждать стоит ради Любви. В этой песне Цоя именно Любовь является абсолютной ценностью. Что значит Любовь в этой песне? В этой песне Любовь вечна и противопоставлена жизни и смерти:
А "жизнь" - только слово, есть лишь любовь и есть смерть...
Эй! А кто будет петь, если все будут спать?
Смерть стоит того, чтобы жить,
А любовь стоит того, чтобы ждать...
В Библии так и говорится о любви: «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится»
«А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» [1 Кор 13:13].
Приходим к выводу, что такие христианские добродетели как Вера и Любовь нашли отражение в творчестве В.Цоя.
Библия часто сравнивает Господа с Пастырем, а народ Божий с овцами.
Господь Пастырь мой, я ни в чем не буду нуждаться… Пс. 22,1
Как стадо вел Ты народ Твой рукою Моисея и Аарона… Пс. 76,20
Этот образ переходит и в Новый Завет. Здесь Иисус - Пастырь Добрый, «готовый полагать жизнь Свою за овец и спасать одну заблудшую овцу» (Мат. 18,12; Лук. 15,4). «Он жалел людей, которые были как овцы без пастыря» (Мат. 9,36; Мар. 6,34). Его ученики названы "малым стадом" (Лук. 12,32). Когда Он, Пастырь, был поражен, овцы разбежались (Мар. 14,27; Мат. 26,31). «Он Пастырь душ человеческих» (1 Пет. 2,25) и «Пастырь овец» (Евр. 13,20).
Долг пастыря заботиться о питании стада Божия и охотно брать на себя ответственность за надзор за стадом, а не по принуждению и не из-за корысти, и не господствуя над стадом, но подавая во всем пример (1 Пет. 5,2.3). Последним повелением Иисуса Петру было: "Паси агнцев Моих" и "Паси овец Моих" (Иоан. 21,15-17).
В.Цой не раз упоминает об Иисусе Христе в образе пастуха.
Песня "Спокойная ночь" начинается песня с этого образа:
Крыши домов дрожат под тяжестью дней,
Небесный пастух пасет облака.
Надо ли говорить, что в данном контексте образ пастуха– это евангельский образ?
Город стреляет в ночь дробью огней,
Но ночь сильней, ее власть велика.
Данные строки можно объяснить так: христиан среди общей массы людей очень мало, своим светом они не в силах изменить тьму всего мира.
Тем, кто ложится спать -
Спокойного сна.
Поэт намекает, что те, кто живет неправдой и не собираются осознавать греховность всего мира, — спят во тьме.
Я ждал это время, и вот это время пришло,
Те, кто молчал, перестали молчать.
Автор имеет в виду служителей церкви (святые отцы, проповедники), деятельность которых, как мы знаем из истории, долгое время находилась под запретом. Люди тайком вынуждены были посещать церкви.
Те, кому нечего ждать, садятся в седло,
Их не догнать, уже не догнать.
В этих строчках говорится о тех, кто, не смотря на страх перед властью, все же решается встать на путь спасения – они приходят к Богу.
Соседи приходят, им слышится стук копыт,
Мешают уснуть, тревожат их сон.
Речь идет о людях, которые не видят вокруг себя ничего, кроме серости будней, не хотят большего, отказываются мыслить глубже, они хотят жить во тьме. Они раздражаются, когда “те, кому нечего ждать, отправляются в путь”.
Те, кому нечего ждать, отправляются в путь.
Те, кто спасен, те, кто спасен.
“Те, кто спасен” поняли, что живут неполной жизнью, ведь вынуждены слишком много времени посвящать повседневным делам. Но они не вступают в конфликт с внешним миром, они уходят от него вслед за “небесным пастухом” . И этот уход от серой реальности, пусть даже только мысленный, дает им ощущение свободы, надежду на право самостоятельного выбора своего жизненного пути, время думать, возможность действовать так, как пожелают они сами.Они выбирают для себя пусть сложный, но правильный путь, отказываются деградировать вместе с обществом “нормальных” людей, которые ночью должны спать. Спящие никогда не “сядут в седло”, не смогут распрощаться хотя бы на время с обыденностью, не найдут в себе сил изменить собственную жизнь. Причиной тому - страх перемен, ограниченность и банальная лень.
В «Песне без слов» тоже присутствует образ пастуха:
Если есть стадо - есть пастух, если есть тело - должен быть дух…
Если есть шаг - должен быть след, если есть тьма - должен быть свет.
В следующих строках, мы думаем, говорится о возможности каждого человека выбирать свой путь. Изменить мир может только тот, по мнению поэта, кто способен на самопожертвование ради спасения других людей. Конечно, Цой подразумевает Христа:
Хочешь ли ты изменить этот мир, сможешь ли ты принять, как есть,
Встать и выйти из ряда вон, сесть на электрический стул или трон?
В одной из последних песен «Атаман» опять же упоминается о пастухе:
И пойдём мы под пастушью свирель,
Дружным стадом на бойню.
Текст представляет собой обращение к атаману, который с товарищами готовится к битве, скорее всего к последней. Об этом свидетельствуют следующие строки:
Перестанут петь для нас небеса,
И послушаем земли голоса.
В финале звучат строки, которые говорят о глубокой вере бойцов, о способности выдержать все испытания:
Бог терпел и нам велел — потерпи…
Таким образом, можно сделать вывод, что к библейскому образу пастуха-пастора В.Цой обращался не раз.
В Библии говорится, что Царство Божие создается прежде всего в человеческой душе. Оно, как зерно, прорастает в сердце человека. Поэтому для пробуждения души и ее духовного роста необходима евангельская проповедь. Но Слово Божие для своего прорастания находит различные условия в человеческих сердцах. Поверхностное восприятие Истины, враждебные обстоятельства, ложный стыд, погоня за временными идеалами, окаменение сердец — все это препятствует росту Царства Божия «внутри человека». Эту истину Господь раскрыл народу в притче о сеятеле.
Обращаясь к слушателям, Он сказал: «Вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят иное же в тридцать».
В этом иносказании семя означает слово о Царстве Божием. Сеятель — Христос. Почва, на которую падает семя, — души человеческие, их ум, сердце, внимание, воля. Но как почва бывает разная, так и сердца человеческие различно воспринимают слова о Царстве Божием.
Сам Господь раскрывал ученикам смысл этой притчи следующим образом: «Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать».
Проанализируем песню В.Цоя «Мама, мы все тяжело больны». Согласно символике под словом «мама» рок-поэты часто подразумевали Богоматерь. В данной песне В.Цой действительно, как мы считаем, обращается к этому образу. В этом же тексте воплотилась и притча о сеятеле:
Зерна упали в землю, зерна просят дождя.
Им нужен дождь.
Сеятель – Христос, зерна – его слова. Но на благодатную ли почву они упадут, чтобы принести плоды?
Разрежь мою грудь, посмотри мне внутрь,
Ты увидишь, там все горит огнем.
Эти слова говорят о том, что душа человека жива, что человек способен действовать. Дух Святой дает горение духа человека, душа в этот момент очень ревностна к правде.
Через день будет поздно, через час будет поздно,
Через миг будет уже не встать.
Огонь души в любой момент может погаснуть, поэтому нужно действовать немедленно.
Мама, мы все тяжело больны...
Мама, я знаю, мы все сошли с ума...
Поэт осознает, что люди живут во мраке, не понимая, что творят. Он показывает бездуховный мир, построенный на жестокости, насилии, равнодушии:
Сталь между пальцев, сжатый кулак.
Удар выше кисти, терзающий плоть,
Но вместо крови в жилах застыл яд, медленный яд.
Разрушенный мир, разбитые лбы, разломанный надвое хлеб.
И вот кто-то плачет, а кто-то молчит,
А кто-то так рад, кто-то так рад...
Чтобы не дать человечеству погибнуть, каждый, по мнению поэта, должен начать действовать:
Если к дверям не подходят ключи, вышиби двери плечом.
Но действовать против кого?
Ты должен быть сильным, ты должен уметь сказать:
Руки прочь, прочь от меня!
Можно предположить, что человек должен научиться давать отпор темным силам, порокам. Возможно, автор имеет в виду Сатану, который завладел душами людей.
Ты должен быть сильным, иначе зачем тебе быть?
Должен быть сильным — идти ко Христу, иначе суждено жить во мраке. Поэт наталкивает на мысль, что жизнь без веры бессмысленна и пуста.
И вот ты стоишь на берегу и думаешь: "Плыть или не плыть?"
Каждый сам должен ответить на этот вопрос: плыть – значить идти к Христу, не плыть – значит жить прежней жизнью.
Мы думаем, данная песня будет актуальна всегда, так как отражает несовершенство мира, в котором мы живем и заставляет задуматься о проблемах, волнующих человечество во все времена.
Таким образом, можно сделать вывод, что библейская притча о сеятеле нашла отражение в творчестве В.Цоя.
В конце работы мы пришли к выводам:
Литература
http://pravaya.ru/dailynews/7420
http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=14414.0
И тут появился изобретатель
Фильм "Золушка"
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Сказка "12 месяцев". История и современность
Мороз Иванович