Исследовательская работа по изучению особенностей поэтического языка ямальского поэта
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа на тему "Метафоричность поэтического слова Л.Лапцуя" | 85.5 КБ |
Журавлёва Валерия
10 класс
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3», г.Салехард
Руководитель: Алдакаева Наталья Георгиевна,
учитель русского языка и литературы
Метафоричность поэтического слова Л.Лапцуя
Аннотация
Виды иносказания – это общее орудие риторов и поэтов, они активизируют и восприятие слушателя (читателя), который соотносит иносказание с прямым обозначением предмета, оценивая его меткость и выразительность. Одновременно иносказание в художественной речи всегда как-то характеризует говорящего, его угол зрения на предмет, может свидетельствовать о его жизненном опыте, системе ценностей. В связи с этим особенно велик интерес к общепризнанным тропам (под тропом понимается употребление слова в переносном значении) – метафоре и метонимии. Перенос значения слова в этих тропах основан на разных принципах, они по-разному направляют мысль.
Задача данной работы – проанализировать теоретический материал, составить ряд таблиц, позволяющих выявить различия между метафорой и метонимией. Выяснить функции такого приема, как метафора, в стихотворениях Л.Лапцуя.
Введение
Значения, получаемые словом в его различных сочетаниях с другими словами, изучает стилистика. Мы представляем один из ее основных разделов – иносказательность в художественной речи, в частности поэтические тропы (обороты). В современной стилистике к тропам относят только метафору и метонимию, а также синекдоху. Однако к этим классическим тропам близки другие приемы иносказания, которые многие исследователи также относят к тропам, например, такие, как: сравнение, перифраз, эпитет. Мы рассматриваем собственно троп – метафору, а так как метафора схожа с метонимией, то рассматриваем и метонимию, затрагивая родственные им стилистические приемы: симфору, сравнение, эпитет.
Метафора рассматривается не как «украшение» речи, технический прием, она – одно из проявлений постоянной работы мысли. Изучать метафору – значит изучать законы мышления. Метафора, выделяя посредством аналогии какой-то признак, свойство предмета речи, не столько называет (обозначает) его, сколько характеризует, создает живое представление, образ. Метафора может выступать основным конструктивным приемом, доминантой стиля произведения, а иногда и творчества писателя в целом.
МЕТАФОРА (греч.metaphorá – перенос) – троп, перенос названия одного предмета на другой на основании их сходства.
Из двух видов иносказания метафора родственна сравнению. Действительно, многие метафоры как будто поддаются их переводу в сравнения. Метафора замечательна именно своим лаконизмом, недоговоренностью и тем самым активизацией читательского восприятия. В отличие от сравнения метафора создает единый образ, как бы размывает границы между предметами или понятиями.
Как и в других тропах (метонимия, синекдоха), в поэтической метафоре переносное значение слова не вытесняет основного: ведь в совмещении значений и заключается действенность метафоры.[1]
Метафоры можно разделить на овеществляющие и олицетворяющие.
Виды метафоры
Поэтическая метафора | Стертые (сухие) метафоры | Вынужденные метафоры |
Солнце смотрит на поля Каменное слово | Дождь идет Часы стоят | Ножка стула Гусеничный трактор |
2. Метонимия и ее основное отличие от метафоры
МЕТОНИМИЯ (греч. metonymia – переименование) – троп, перенос названия с одного предмета на другой, смежный с ним, т.е. близкий ему.
При метонимическом переносе (замещении) предмет обозначается через его отдельные свойства, признаки, либо называются другие предметы, связанные с ним. Метонимические слова (словосочетания) берутся и в их прямом (привычном), и в переносном (подразумеваемом) значении. Составляющие основу метонимии связи не придуманы художником, а существуют в действительности, иначе говоря, они объективны. Этим метонимия в принципе отличается от метафоры – тропа, основанного не на смежности, а на сходстве, т.е. на связях, ассоциациях более субъективных. Для отличия метафоры от метонимии предлагается использовать такой прием: метафора переходит в сравнение, если ее дополнить словами «как бы», «вроде», метафорическое слово, кроме того, допускает сравнение с тем замещенным словом, взятым в прямом значении, которое подсказывается контекстом, с метонимией этого сделать нельзя. Способность слов приобретать смежный смысл (значение) заложена в особенностях самого языка, которыми в полной мере пользуется искусство слова.
Метонимический словесный знак значительно расширяет представления читателей, возбуждает их воображение, заставляет их соотносить этот знак с невидимыми вещами и вследствие этого порождает новое значение. Этим метонимия отличается от синекдохи. Метонимия – стилистическое средство пополнения языка новыми значениями, способ развития языка.
Метонимия – это поэтическая недоговоренность, заставляющая читателей работать, развивающая их фантазию, способности к ассоциативному мышлению. Метонимия есть результат ассоциативного мышления художника, а не речевого топтания на месте; одновременно она и способ утверждения связей между разными предметами и явлениями.[2]
Как стилистический прием, метонимия способствует выразительности художественной речи, ее образности и краткости.
3. Сравнение и его отличие от метафоры
В сравнениях часто опускаются традиционные сравнительные союзы и такие неполные сравнения часто требуют домысливания. Неполные сравнения активизируют восприятие. Суть сравнения может раскрываться не сразу. Все же сравнения рационалистичнее метафор. Оба члена сравнения названы, причем используются их прямые значения. Метафора – тождество, сравнение - раздельность. Поэтому образ, привлекаемый для сравнения, легко развертывается в совершенно самостоятельную картину, связанную часто только в одном каком-нибудь признаке с тем предметом, который вызвал сравнение. Сравнение – всегда интерпретация, оценка предмета речи, его описание на другом языке. Сравнение называют еще формой подчеркнутого присутствия автора.
Метафора | Метонимия | Сравнение |
Перенос названия одного предмета на другой на основании сходства | Переименование. Замена слова или понятия другим словом, имеющим причинную связь с первым | Образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, обладающих общим признаком, за счет которого усиливается художественное значение первого |
И очи синие, бездонные Цветут на дальнем берегу (С.Есенин) | Но старость ходит осторожно И подозрительно глядит. (А.С.Пушкин) | Колокол луны скатился ниже. (С.Есенин) И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой. (И.Бунин) |
3. Симфора и ее отличие от метафоры
СИМФОРА (греч. – совмещение) – высшая форма метафорического выражения, в котором опущено посредствующее звено сравнения и даны характерные для предмета признаки, вследствие чего образ не названного прямо предмета ощущается как чистое художественное представление, совпадающее с понятием о предмете. В обыкновенной метафоре совпадение образного представления с понятием о предмете неполное (сближение по сходству отдельных признаков), в сравнении это совпадение частичное, а порой и случайное.
Метафорическое словосочетание
Метафора-сравнение (следует отличать от сравнения; метафора создает единый образ) | Метафора-загадка (симфора) |
Слово-носитель метафоры + ключевое слово, подсказывающее смысл метафоры Золото заката | Ключевое слово = отгадка В траве брильянты висли |
4. Анализ стихотворений Л.Лапцуя
Для анализа мы взяли три стихотворения Л.Лапцуя: «Первые шаги», «Лодочка», «Мозоли».
Стихотворение | Виды иносказания |
Первые шаги Мне сладки детских дней воспоминанья (1)… Морозным утром белый пар дыханья (2) Оленьего всю тундру покрывал (3), Отец меня брал на руки с постели, Глаза мои со сна едва глядели, Но хныканья отец не признавал, Мы уходили в тундру. У отца Учился я выслеживать песца, Учился понимать, какая птица Кричит; когда ж пурга поднимает вой (4) И мгла небес с землей соединиться (5) По бездорожью приходить домой, Чтобы мне ветер парусом был верным (6). Отец хотел, чтоб я в свои семь лет Умел любой разгадывать секрет (7), Стал пастухом, охотником примерным (8). Отец мне говорил под шум пурги (9): «Сын, никогда от тягот не беги (10), В железной схватке (11) со стихией снежной(12) Ты станешь острым (13), словно нож железный (14)». Капризы жизни я узнал потом (15), Когда в жару я сдерживал оленей Под звуки комариных песнопений (16), Их песни (17) были, кажется, о том, Что там, за горизонтом темно-синим (18), Конец человеческим усильям (19)… Зимой в пути я, разгребая снег, Как зверь (20), себе устраивал ночлег, Сидел нахохлившейся куропаткой (21), Дымок дыханья (22) вился из норы (23), Вокруг толклись снежинки (24)-комары (25)… Да, жизнь была далеко не сладкой (26). Я, как морошка (27), в детстве был румян, Я был упрям, не поддавался бедам (28). Да и теперь не страшен мне буран, Я не собьюсь – иду отцовским следом (29). | (1)метафорический эпитет (2) метафора (туман) (3) олицетворяющая метафора (4) олицетворяющая метафора (5) метафора (пурга) (6) метонимия (7) метонимия (природное явление) (8) метафорический эпитет (9) олицетворяющая метафора (10) метонимия (трудности жизни) (11)метафорический эпитет (12) метонимия (13) метафора (14) сравнение (15) метонимия (трудности жизни) (16) метафора (17) метонимия (писк) (18) метонимия (конец жизни) (19) метонимия (смерть) (20) сравнение (21) сравнение (22) метафора, (23) метонимия (убежище) (24) олицетворяющая метафора (25) сравнение (26) метафорический эпитет (27) сравнение (28) метафора (29) метонимия |
Стихотворение | Виды иносказания |
Лодочка …Вот жиром смазана тюленьим, Сверкает гладь воды живой (1); Как пар дыхания (2) оленей, Плывут туманы (3) над рекой. И лодочка вдали чернеет (4), Взрезает зеркало воды (5), Водоворотами за нею Легли чуть видные следы (6). Она плывет легко и вольно, С рекой соприкасаясь (7) чуть… В ее движении спокойном Я человека вижу путь (8). Обь, распахни перед ней ворота (9). Клубится пар. А солнца нет. Но за далеким поворотом Лучей горячих (10) виден свет. Над этой лодочкой-долбленкой Лишь ветерок поет, гудит, Ей непрерывной песней звонкой (11) Желает доброго пути (12). А путь не близок (13) до причала Через туман, сквозь пенный вал (14)… И в жизни есть пути начало (15), Потом, глядишь, и укачало Волной (16). Но далеко причал… | (1)метафорический эпитет (2)сравнение (3)олицетворяющая метафора (4) метафора (5)метонимия (поверхность воды) (6) олицетворяющая метафора (7) метафора (8) метонимия (путь жизненный) (9) метонимия (10) метафора (11) олицетворяющая метафора (12) олицетворяющая метафора (13) метонимия (годы жизни) (14) метафора (15) метонимия (рождение) (16) метонимия (смерть) |
Стихотворение | Виды иносказания |
Мозоли Я раскрываю ладони (1): изучены, С детства знакомы извилины эти (2), Словно гляжу на речные излучины (3), Где наклоняет кустарники ветер (4). Словно холмы под осеннею замятью (5), Здесь, на ладонях, бугрятся мозоли (6), И неспроста воскрешаются памятью Полузабытые беды и боли (7). Вспомни, как выйдя в седые долины (8), мы Белкой вертелись (9) в метельной закрутке (10), Время рвало (11) нас когтями орлиными (12) – Не было отдыха нам ни минутки. Вспомни простор этот, снежный, бескрайний, Где двухметровый, зеркальный – без устали – Лед (13) на Оби мы долбили под майны. И кровянились ладони мозолями (14), И наливалось усталостью тело (15), И на губах голубыми узорами (16) Наше дыхание вмиг леденело (17). Вот почему так тверда и мозолиста Эта ладонь – ей досталось немало. В юность мою не гляди, успокоясь, ты, Юность, морщин и мозолей начало (18). Нет мне без них ни тревог, ни веселия, Каждому времени (19) – свой отпечаток (20). Сколько еще на завьюженном Севере (21) Троп неоткрытых и дел непочатых! (22) Знать, не случайно в пути из тумана (23), Руки в мозолях несу молодежи я (24), Как эстафету (25), по тундре Ямала (26). | (1)метафора (2)метонимия (линии на ладони) (3)сравнение (4)олицетворяющая метафора (5)сравнение (6)метафора (7)метафора (8) метафорический эпитет (9)сравнение (10)метафора (11)метонимия (12)метафора (13) метафора (14)метафора (15) метафора (16) метафора (17) метафора (18)метонимия (19)метафора (20)метафора (21) метафорический эпитет (22) метафора (23)метафора (24)синекдоха (25)сравнение (26) метафора |
Таким образом, именно словесная ткань, наполненная различными видами иносказания, рождает в сознании читателя живое представление, образ. Например, на фоне общей метафористичности поэтического текста стихотворения «Мозоли» явно выделяется образ мозолистых рук, который можно назвать одним из основных мотивов повествования. Этот образ принципиально важен для понимания всего стихотворения, так как, с одной стороны, он занимает центральное место в ее образной структуре, а с другой – является мощной пружиной. Здесь «мозоли», благодаря с одной стороны, метафоре, с другой – метонимии и синекдохе имеют как бы три формы, каждая из которых выполняет в тексте соответствующую функцию, - для нас это три условия рассмотрения: 1) мозоли – образования на руках вследствие труда; 2) мозоли – поэтический образ человека труда; 3) мозоли – символ большого жизненного опыта. Впервые слово мозоли появляется в назывании стихотворения, затем в первых строках стихотворения, к концу стихотворения это слово приобретает более широкий смысл. Так, поэт от метафоры одночленной переходит к развернутой.
Следует отметить, что и в стихотворении «Лодочка» и «Первые шаги» поэт действует по этой же схеме: от конкретного понятия первые шаги с отцом, к отвлеченному – храню традиции; от конкретного понятия движение лодки по реке, к отвлеченному – река есть символ жизненного пути.
Перед нами также при использовании метафоры и метафорических эпитетов открывается художественный мир поэта: воображаемое время и пространство, где живет сам автор, где живут герои его произведений. Олицетворяющие метафоры:
Морозным утром белый пар дыханья
Оленьего всю тундру покрывал;
…когда ж пурга поднимает вой
И мгла небес с землей соединиться
Вокруг толклись снежинки –комары
Как пар дыхания оленей,
Плывут туманы над рекой.
вводят в зимний, суровый пейзаж лирического героя, передают его настроение, его тревогу, печаль.
В некоторых строчках мы видим совмещение видов иносказания в одном выражении, что свидетельствует о «дружной работе» различных стилистических приемов, выполняющих одну содержательную функцию. Оригинальные метафоры – это яркая примета авторского стиля.
Заключение
Обозначив все виды иносказания в выбранных нами стихотворениях, мы убедились, что они занимают в них 70 %. Но при анализе важно видеть контекст всего произведения. Отдельно взятые тропы, использованные в стихотворении не должны дробить поэтический текст. Поэтому мы, построчно проанализировав использование различных приемов иносказания, попытались сохранить поэтическую ткань чувств, мыслей, образов, доказав при этом, что метафора, действительно, является мощным средством выразительности.
Литература
1. Бальцер, О.А. Метафора как средство композиционно-стилистической организации текста // Аспекты семантического анализа высказывания и текста. - Ташкент, 1987. - С. 26-35
2. Банин, В.А. К вопросу об отношениях между метафорой и сравнением // Вопросы романо-германской филологии и методов преподавания иностранных языков в вузе. - Киров, 1995. - Т. 1. - С. 3-8
3. Банин, В.А. К вопросу о месте метафоры в системе тропов / Киров. гос. пед. ин-т им. В.И. Ленина. - Киров, 1992. - 30 с.
4. Баулина, Е.Ю. О глагольной метафоре // Рус. речь. - М., 1993. - N 6. - С. 32-39
5. Гучинская Н.О. О происхождении и сущности метафоры в поэзии.// Стилистика художественной речи. Л., 1980. С. 32-38.
6. Залевская, А.А. Метафора и формирование проекций текста // Текст в коммуникации. - М. , 1991. - С. 158-168.
7. Кожевникова, Н.А. Метафора в поэтическом тексте // Метафора в языке и тексте. - М., 1988. - С. 145-165
[1] Банин, В.А. К вопросу об отношениях между метафорой и сравнением // Вопросы романо-германской филологии и методов преподавания иностранных языков в вузе. - Киров, 1995. - Т. 1. - С. 3-8
[2] Банин, В.А. К вопросу о месте метафоры в системе тропов / Киров. гос. пед. ин-т им. В.И. Ленина. - Киров, 1992. - 30 с.
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Как нарисовать ветку ели?
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Простые новогодние шары из бумаги
Извержение вулкана