Творческая проектная работа "Женская дуэль-игра без правил"
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_.zhenskaya_duel.doc | 44 КБ |
gotovaya_prezentatsiya.pptx | 2.37 МБ |
Добрый день! Хочу представить вашему вниманию проектную работу по теме:
ЖЕНСКАЯ ДУЭЛЬ — ИГРА БЕЗ ПРАВИЛ.
Изучая произведения русской литературы 19 века, нас заинтересовала тема дуэлей. Эта тема нам показалась интересной тем, что выяснение отношений с помощью оружия, для нас современных читателей, является абсурдной. Неужели нельзя договориться с оппонентом с помощью слов? Неужели нельзя прийти к компромиссу? Зачем нужны жертвы? Пытаясь ответить на эти вопросы, мы столкнулись с интересными фактами, которые определили тему нашей исследовательской работы. Изучая эту тему, мы исследовали и обобщили многочисленные документальные свидетельства, осуществили комплексный анализ особенностей женской дуэли.
Оказывается, прекрасная половина человечества постаралась не отстать от мужчин. О женских дуэлях мало кто знает, из опрошенных нами респондентов, но в истории общества существует не один десяток фактов.
Самые первые сведения о женской дуэли, в лексическом значении слова, относятся к 16 веку. Французское слово «дуэль» происходит от латинского duellum, то есть война, поединок с применением оружия между двумя лицами по вызову одного из них.
27 мая 1571 года в миланский женский монастырь Святой Бенедикты прибыли две знатные дамы. Дамы попросили у настоятельницы разрешения разместиться в комнате для молитвы. Ничего не подозревающая настоятельница выделила дамам комнату. Как только за служками закрылась дверь, дамы выхватили кинжалы и начали дуэль. Когда встревоженные обитатели монастыря вошли в комнату, то их взору предстала страшная картина: комната была залита кровью. Одна дама была мертва, а другая была тяжело ранена и умирала.
Женская дуэль произвела неизгладимое впечатление на испанского художника Хосе Ривера, который в 1636 году написал одноименную картину, ставшую украшением музея Прадо в Мадриде.
Анализируя документальные факты, мы выяснили, что причиной дуэли могли стать как недоразумения личного характера, так и идейные разногласия.
Женщины легко и непринужденно хватались за оружие по любому поводу: любовники, мужья, одинаковое платье, небрежное слово, пренебрежительный взгляд. Современники отмечают особую жестокость женских дуэлей – они в два раза чаще, чем мужские, заканчивались смертью или тяжелым увечьем. Женщины же сражались без правил. У них не было запрещенных приемов, поэтому дамы позволяли себе особую изощренность.
В Европе пик моды на женские дуэли пришелся на середину 17 века: Франция, Италия, Англия, Германия стояли в ряду исторических событий.
Выбор оружия для женской дуэли был традиционным. Дамы, брали в нежные ручки шпаги или дуэльные пистолеты. Кончики шпаг смазывали раздражающими составами, чтобы каждое ранение причиняло жуткую боль, чтобы раны заживали дольше и были болезненными, а последующие шрамы были уродливыми.
Примером оригинального выбора оружия служит некая Мария д’Агу, возлюбленная великого композитора Франца Листа. Приревновав его к великой писательнице Жорж Санд. Мария вызвала Санд на дуэль, выбрав в качестве оружия острые ногти! Явную победу в этой необычной схватке не одержал никто, но Жорж посчитала за лучшее уйти с пути темпераментной Марии и переключить свою любовную энергию на творчество. А Мария вышла замуж за композитора и родила от него двух дочерей.
Француженки во все времена являлись законодательницами моды, и не могли остаться в стороне от модного веяния, характерного для мужчин.
Все слышали о кардинале Ришелье, но мало кто знает, что до того, как стать кардиналом, герцог Ришелье был большим дамским угодником и за его благосклонность дамы дрались на дуэли. Известно, что осенью 1624 года графиня де Полиньяк вызвала на дуэль маркизу де Несль. Достоверно известно, что дрались дамы в Булонском лесу. Каким оружием пользовались дамы неизвестно. Известно, что маркиза де Несль была легко ранена.
В 18 веке в России активно культивировался такой вид выяснения отношений. А предшествовала этим событиям история, которая свершилась в июне 1744 года. Известен такой факт: немецкая принцесса София Фредерика Августа Анхальт-Цербстская (будущая императрица Екатерина Вторая) получила вызов на дуэль от своей троюродной сестры, принцессы Анны Людвиги Анхальт и они принялись на шпагах доказывать свою правоту. К счастью, принцессам не хватило духу довести дело до смертоубийства, иначе история России не узнала бы имени Екатерины Великой.
И вот именно с восшествия на престол царицы и начался российский бум женских дуэлей. Только за 1765 год произошло 20 дуэлей, на 8 из которых секунданткой была сама Екатерина. Несмотря на то, что императрица являлась основательницей вооруженных поединков между женщинами, она была противницей смертельных исходов. Ее лозунг: «До первой крови!», и поэтому во время ее правления было всего три случая гибели дуэлянток.
В 1770 году с княгиней Екатериной Романовной Дашковой случилась история. Произошло это в Лондоне, в доме графини Пушкиной, жены российского посла. В гости к графине приехала герцогиня Фоксон. Причиной ее приезда было желание побеседовать с Дашковой, а по возможности и подискутировать. Разговор пошел на повышенных тонах и перешел в оскорбления. Графиня Пушкина не успела опомниться, как соперницы потребовали шпаги. После безуспешных попыток примирить женщин, она все-таки вручила им оружие и провела в сад. Поединок длился недолго и завершился ранением Дашковой в плечо.
Женщины настолько увлеклись дуэлями, что делали вызов не только женщинам, но и мужчинам. Надежда Андреевна Дурова (первая в русской армии женщина-офицер) в своем военном мужском обличии, собиралась вызвать польского офицера, неуважительно говорившего о русских. Позднее она способствовала дуэли между двумя своими сослуживцами и была секундантом одного из них.
В 19 веке модное веяние продолжало кружить головы русским дамам. В петербургском салоне госпожи Востроуховой только в 1823 году состоялось 17 дуэлей.
Не отставали и провинциалки. Сохранилась информация о таком трагическом случае: в июне 1829 года состоялась дуэль между помещицами Орловской губернии Ольгой Петровной Заваровой и Екатериной Васильевной Полесовой. Дамы были соседками и постоянно ссорились, а в июне указанного года произошла просто генеральная ссора. В результате этой ссоры помещицы вооружились саблями своих мужей, прихватили с собой молоденьких гувернанток и своих четырнадцатилетних дочерей, встретились в ближайшей березовой роще. Гувернантки предложили дамам помириться, но дамы начали оскорблять друг друга, а потом схватились за сабли и кинулись в атаку. Дуэль была недолгой: Ольга Петровна получила саблей по голове, но успела ткнуть соперницу саблей в живот. От полученных ран Заварова скончалась на месте, а Полесова умерла сутки спустя. Однако на этом история не закончилась: через пять лет на этом же месте на шпагах дрались дочери помещиц. В результате дуэли была убита девятнадцатилетняя Анна Полесова. А ее соперница, Александра Заварова, занесла эту историю в свой девичий дневник.
Абсолютно нелепой была смерть молодой девятнадцатилетней актрисы Мариинского театра Анастасии Малевской. Она была безумно влюблена в молодого человека. Малевская, в приступе ревности, вызвала девушку на дуэль и в тот же вечер дамы стрелялись. В результате юная незнакомка убила Малевскую первым же выстрелом. Дуэли из-за мужчин практически всегда заканчивались смертью одной из участниц.
В 1892году состоялась дуэль между женщинами-президентами. Одна из которых была почетный президент Венской музыкальной выставки, княжна Паулина Меттерних, другая — председатель Женского Комитета этой выставки Анастасия Кильмансегг. Поводом для дуэли послужили разногласия по вопросам устройства выставки. В последствии Меттерних была ранена в нос, но отплатила противнице уколом в руку.
Каждая эпоха диктует свои условия и свой этикет, и, если какая-то, пусть даже популярная в прошлые времена традиция изживает себя, это происходит естественным образом.
Хочется отметить, что, исследуя данную проблему, нас радует снижение количества фактов, подтверждающих проведение подобных поединков среди женщин в современном мне обществе. Никто не исключает возможности женщины отстаивать собственное право на любовь, веру, честь и достоинство, но существуют цивилизованные способы решения разногласий. У женщин 21 века есть возможности парировать, не нанося физических увечий. Участие в шоу-программах на телевидении позволяет дамам с достоинством провести словесный поединок и завершить его примирением сторон. В роли современных секундантов выступают ведущие этих программ. Для более серьезных разногласий существует система судебного разбирательства, где в законном порядке выносится справедливый вердикт.
Подводя итог нашей работы, хочу сказать о том, что выяснение отношений с помощью оружия стали причиной многих трагедий, о которых мы знаем из курса литературы 19 века. Но в русской классической литературе нет ни одного произведения, описываемого женскую дуэль. Писатели-классики считали такие поступки безнравственными, и дамы, участвующие в поединках, не вызывали уважения.
В первую очередь для женщины важно ее предназначение судьбой. Это инстинкт самосохранения и создание благоприятного доброжелательного окружения. В любые времена женщина должна оставаться женщиной: мамой, сестрой, подругой, женой и бабушкой.
Спасибо за внимание!
Слайд 1
Женская дуэль—игра без правил .Слайд 2
Цель работы : исследовать и обобщить многочисленные документальные свидетельства, осуществить комплексный анализ особенностей женской дуэли. В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи исследования: Провести теоретический анализ особенностей женских дуэлей. Изучить исторические факты по теме исследования. Выявить уровень осведомленности респондентов о фактах женских дуэлей в истории общества. Методы научной работы: - теоретический анализ литературы; - метод описания исторических фактов; - метод обобщения; - документально-иллюстративный метод; - метод анкетного опроса.
Слайд 3
О женских дуэлях мало кто знает, но в истории общества существует не один десяток фактов. Самые первые сведения о женской дуэли относятся к XVI веку.
Слайд 4
Дуэль (франц. Duel )от латинского duellum - война, поединок с применением оружия между двумя лицами по вызову одного из них. В переносном смысле борьба, состязание двух сторон. Цель дуэли- получение силой оружия удовлетворения за посягательство на чье-либо самолюбие, достоинство и честь.
Слайд 5
Женская дуэль произвела неизгладимое впечатление на испанского художника Хосе де Ривера, который в 1636 году написал одноименную картину, ставшую украшением музея Прадо в Мадриде. Дуэль Изабеллы де Карацци и Диамбры де Поттинеллы состоялась из-за молодого человека Фабио де Заресола в присутствии маркиза де Васта .
Слайд 6
Выбор оружия для женской дуэли был традиционным. Дамы, следуя мужскому выбору, как правило, брали в нежные ручки шпаги или дуэльные пистолеты.
Слайд 7
Графиня Мария Катерина София Агу, Амандина Аврора Люсиль Дюпен,французская французская писательница, писательница, известная под псевдонимом известная под псевдонимом Жорж Санд ( в замужестве баронесса Дюдеван ) Даниэль Стерн
Слайд 8
Екатерина II Алексеевна ( 1729-1796 гг.), российская императрица с 1762г.
Слайд 9
Княгиня Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова—основатель Санкт-Петербургской Императорской академии наук (1744-1810 гг.)
Слайд 10
Надежда Андреевна Дурова (1783-1866) - человек героической биографии, первая женщина-офицер. Жизнь ее воспроизведена в ряде произведений русской дореволюционной и советской литературы. Н. Дурова была талантливой писательницей, творчество которой высоко ценил А. С. Пушкин «Разумеется , дуэль была неизбежна , но какая дуэль!.. Я даже и в воображении никогда не представляла ее себе так смешною, какою видела теперь. Началось условием : не ранить друг друга в голову; драться до первой раны. Р*** затруднился, где взять секунданта и острую саблю; я сейчас вызвалась быть его секундантом и отдала свою саблю…»
Слайд 11
В 19 веке модное веяние на дуэль продолжало кружить головы дамам .
Слайд 12
В 1892году состоялась дуэль между почетным президентом Венской музыкальной выставки, княжной Паулиной Меттерних и председателем Женского Комитета этой же выставки Анастасией Кильмансегг .
Слайд 13
Никто не исключает возможности женщины отстаивать собственное право на любовь, веру, честь и достоинство, но дуэль — это не то, для чего создана Женщина.
Слайд 14
В любые времена женщина должна оставаться женщиной: мамой, сестрой, подругой, женой и бабушкой.
Горячо - холодно
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Астрономический календарь. Март, 2019
Нора Аргунова. Щенята
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды