Исследовательская работа была удостоена Диплома III степени на II Межрегиональном литературно-краеведческом конкурсе "На волжских просторах".
Вложение | Размер |
---|---|
lev_kassil._cheremysh-brat_geroya.docx | 82.39 КБ |
II Межрегиональный литературно-краеведческий конкурс
«На волжских просторах»
Исследовательская работа
(Номинация: литературное краеведение)
Выполнили:
ученики 7 класса
Вилков Андрей, Миронова Юлия.
Руководитель:
учитель русского языка и
литературы
Исаева Лиана Вахтанговна.
Филиал МОУ «Ерышовская средняя общеобразовательная школа»
в с. Малиновка
2014-2015г.
Оглавление
Введение …………………………………………………………………........3
Основная часть……………………………………………………………….4-10
Глава 1. Чтобы помнили……………………………………………………...4-5
Глава 2.«Черемыш, брат героя». История создания повести …………….6-7
Глава 3.Легко ли быть братом героя?………………………………………..8-9
Заключение.……………………………………………………………… …...10
Литература …………………………………………………………………….11
Приложения…………………………………………………………………....12
-2-
Введение
Саратовского писателя Льва Кассиля мы открыли для себя после прочтения повести «Черемыш - брат героя». А прочитать произведение нам посоветовала Исаева Лиана Вахтанговна, наша учитель литературы. Она дала нам понять, что жить в Саратовской области и ничего не знать о своих писателях- земляках могут только «Иваны, не помнящие родства».
Так постепенно наметился план нашего исследования: мы поставили цель работы, определили задачи, выдвинули гипотезу и разработали маршрут движения к изучению темы. Мы посетили школьную и сельскую библиотеки, пользовались материалами из сети Интернет, познакомились с биографией Льва Кассиля, прочитали повесть «Черемыш - брат героя».
- изучить творческую биографию писателя;
- узнать, какие события легли в основу повести;
Задачи исследования:
-проанализировать собранные материалы;
Гипотеза:Лев Кассиль –превосходный рассказчик, отлично понимающий интересы, заботы и радости своих читателей – подростков.
Основные методы исследования:
2. Отбор наиболее значимых материалов.
Объект исследования: биография Льва Кассиля и его повесть «Черемыш-брат героя».
Значимость исследования: данная работа может быть использована на уроках внеклассного чтения.
- 3-
Чтобы помнили…
Лев Абрамович Кассиль родился 10 июля 1905 года рядом с рекой Волгой в Покровской слободе, после революции переименованной в город Энгельс.
С детства будущий писатель был неуёмным фантазёром, его детские мечты были вполне мальчишечьи: он хотел быть извозчиком, потом кораблестроителем пароходов типа «самолёт», потом натуралистом.
В гимназии Лев Кассиль начал учиться ещё до революции, а заканчивал обучение при советской власти в Единой трудовой школе (ЕТШ).
За хорошую общественную работу в библиотеке-читальне Кассиль получил от обкома партии командировку в высшее учебное заведение.
Он едет в Москву и поступает на физико-математический факультет Московского государственного университета по специальности «аэродинамический цикл», но примерно к третьему курсу фактически стал профессиональным литератором — московским корреспондентом газет «Правда Востока» и «Советская Сибирь», а также сотрудником газеты «Известия» и журнала «Пионер».
Он пишет очерки о полете стратостата «СССР», об успехах советской авиации. Тогда же вышли в свет первые книги Кассиля для детей: научно-популярные очерки «Вкусная фабрика», «Планетарий», «Лодка-вездеход» и принесшие ему быструю и долговременную читательскую любовь и славу одного из классиков детской отечественной литературы 20 века автобиографические повести «Кондуит» и «Швамбрания». В 1935 году оба эти произведения были объединены в одну книгу.Повествование велось от первого лица, детское сознание главных героев переносилось из скучного царствавзрослых в романтический мир выдуманного «Великого Государства Швамбранского», в котором автор наделял братьев не только страстью к путешествиям и приключениям, но и
-4-
жаждой справедливости.
Жизнь Льва Кассиля былаочень насыщенной: он вёл новогодние ёлки в Колонном зале Дома Союзов и праздничные радиорепортажи с Красной площади, комментировал футбольные матчи, работал специальным корреспондентом на олимпийских играх, плавал вокруг Европы, возглавлял объединение московских детских и юношеских писателей, преподавал в Литературноминституте, неизменно открывал Неделю детской книги и чуть лине ежедневно выступал перед своими читателями в школах, библиотеках, детских домах, санаториях, пионерлагерях — по всей стране. При таком уплотнённом распорядке дней он написал своё собрание сочинений, и каждые год-два у него выходила новая книга.
Кассиль писал о людях «экстремальных» профессий: спортсменах, летчиках, художниках, актерах.Роман «Вратарь Республики», написанный в 1938 году, отразил страсть писателя к футболу. «Ход белой королевы» был посвящен лыжному спорту, «Чаша гладиатора» – жизни циркового борца и судьбам русских людей, оказавшихся после 1917 года в эмиграции. В книге «Черемыш - брат героя» шел рассказ о мальчике – однофамильце героя-летчика.
Следом за «Швамбранией» Лев Кассиль придумал еще две страны - «Синегорию» и «Джунгахору», которые описал в книгах «Дорогие мои мальчишки» и «Будьте готовы, ваше Высочество!», объединенных позднее в сборник «Три страны, которых нет на карте».
Лев Кассильнаписал 70 книг, и его называют детским писателем, потому что, как он говорил, «дети сами выбрали его книги».
Вывод:писатель глубоко знал интересы, увлечения, нравы, язык, манеры - всю систему ценностей молодежи его времени. Всё это определило тематику и стиль его произведений.
-5-
«Черемыш- брат героя». История создания повести
Изучая творческую биографию Льва Кассиля, мы узнали, что его произведения основываются на жизненных фактах. Нам стало интересно: а что же лежит в основе понравившейся нам повести?!
Так начался поиск – результаты были неожиданными.
Однажды к писателю пришел мальчик и рассказал ему о своей жизни. Родителей у мальчика не было, все четыре брата служили в армии и были пограничниками в разных краях Советского Союза, а он жил у тетки. Мальчик показал писателю и конверты писем от братьев со штемпелями разных воинских частей.
Как раз в это время Лев Кассиль задумал повесть о мальчишке, брат которого — Герой Советского Союза, и о трудностях и обязанностях, связанных с большой славой.Казалось, сам герой повести пришел в гости к писателю. И Кассиль начал писать повесть о мальчике — брате четырех пограничников. Но повесть повестью, а пограничная служба — дело серьезное, и писатель решил проверить рассказ мальчика. И тут оказалось, что нет в наших пограничных войсках таких четырех братьев на разных границах СССР.
Писатель снова разыскал этого мальчика, и тот откровенно рассказал, что все про братьев он выдумал, чтобы интереснее было жить, мечтать и чтобы было на кого равняться... А письма — письма действительно были. Он знакомился в Москве с приезжими пограничниками, водил их по городу, дарил им открытки с видами Москвы, и пограничники, уезжая к себе на службу, писали оттуда маленькому заботливому москвичу, а он воображал, что это письма от братьев, которых у него и не было вовсе...
-6-
Конечно, работая над повестью, писатель многое изменил в этой истории: вместо четырех придуманных братьев остался один, и не пограничник, а летчик.
Мы узнали, что образу летчика КлиментияЧеремыша писатель придал черты знаменитого летчика, Героя Советского Союза Валерия Чкалова, с которым был хорошо знаком, не paз провожал его в дальние полеты и встречал на наших аэродромах.
Значит, в основу повести легли реальные события и реальные люди. Но это литературное произведение, поэтому писатель имел право на некоторый вымысел.
-7-
Легко ли быть братом героя?
Сюжет повести несложен, но очень динамичен, а внутренний мир героев раскрывается не сразу.
ГешаЧеремыш пришёл в школу из детского дома. Он однофамилец знаменитого лётчика и назвался его братом. Это, конечно, его прославило в школе. Чтобы быть достойным «брата», он хорошо учится, оказывается славным товарищем и к тому же превосходным хоккеистом.
Но тут случается непредвиденное: КлиментийЧеремыш выставлен кандидатом в Верховный Советот города, где учится Геша.Мальчик растерялся. Накануне приезда кандидата Геша сознаётся своей однокласснице Ане Баратовой, что он не брат лётчика: «Ведь это почему я так? Для уважения, может, думаешь? Нет же! Честное слово… Для себя просто… Вот я и подтягиваюсь, и дисциплину, понимаешь, стал в себе развивать, и по учению тоже старался, чтобы не подводить брата. Ну, не брата, то есть, а вот этого…». Геша решает уйти из города, чтобы избежать позора. Аня обещает выручить его, рассказать обо всем лётчику, но ей удаётся только пригласить Черемыша на хоккейный матч: команда девочек вызвала команду мальчиков.Гешка, капитан команды мальчиков, не пришёл на матч, чтобы не встретиться с «братом», но наблюдает за игрой из засады и видит, что его команда проигрывает. Взволнованный Гешка «по старой привычке… примерил свой поступок на рост «брата». Нет уж, никогда бы не бросил Климентий товарищей в беде!». Он мчится на поле и включается в игру. Но тут Аня Баратова, капитан команды девочек, погнавшись за мячом,проваливается в полынью. Гешка мчится её спасать — и сам проваливается. Обоих спасает Климентий Черемыш. Он увозит промокшего Гешку к себе в гостиницу, где наутро происходит объяснение.
-8-
Гешка больше не может молчать: он мучительно переживает из-за того, что красивая мечта незаметно превратилась в постыдную ложь, - и поэтому мужественно признаётся во всём знаменитому летчику.
Лётчик испытывает признавшегося в обмане Гешку: «Может быть, так и оставить? А? Пускай их себе думают, что братья. А? Как по-твоему?»Но Гешка не поддается соблазну, решает, что врать не надо: «А то какой же это я вам брат буду, если трусить и врать всё? Нет уж!»Ведь главное для мальчика не в том, чтобы хвастаться родством со знаменитостью — его ещё до приезда Климентиястала тяготить необходимость ежедневно поддерживать обман. Ему нужно сохранить мечту о старшем брате-герое, чтобы иметь постоянный эталон поведения. Все поступки Гешки в школе, в общении с товарищами показывают, что он человек честный и хороший.
Итак, мы, читатели, находимся в том постоянном напряжении, когда трудно оторваться от книги: острый конфликт, загадочные и напряженные ситуации увеличивают занимательность книги.Воспитательная направленность повести очевидна, ведь параллельно с решением задачи по арифметике решается задача на поведение: можно ли врать и плохо учиться, называя себя братом героя и стараясь быть достойным его? Можно ли стыдиться родной сестры только потому, что она не знаменитый летчик, а швея?
-9
-
Заключение
Читая повесть страницу за страницей, невольно сравниваешь себя и своих сверстников с теми школьниками, с которыми мы знакомимся на страницах произведения.
Да, у них не было мобильных телефонов, они не сидели часами за компьютерами, как теперешние мальчишки и девчонки. Но среди них, так же, как и среди нас, были неофициальные лидеры, отличавшиеся рано сформировавшимся характером, умением по-настоящему дружить. Таким был главный герой книги Геннадий Черемыш, мальчишка-детдомовец, мечтавший о старшем брате, очень обаятельный подросток. Нам нравится его рыцарское отношение к девочкам, что не так часто встретишь сейчас. Очень роднит тех ребят и нас увлечённость спортом. Нам стали близки замечательная Аня Баратова, «багровощёкий» Федя Плинтусов по прозвищу Плинтус. Так же, как и сейчас, ребята стремились походить на своих кумиров.
Повесть рассчитана на средний возраст. У нас, подростков, как говорят учителя,сложная психология, так было, и так есть. Но писатель отлично знает обычный круг интересов школьников - подростков, знает, как складываются их взаимоотношения, как возникают дружба и ссоры,умеет писать об этом интересно и непринуждённо. На положении старшего товарища психология подростка раскрывается автором с тонким юмором.
Самая характерная черта дарования Льва Кассиля в том, что он —замечательный рассказчик. Читая «Черемыша», никто не соскучится — ни дети, ни взрослые. Каждый эпизод занимателен, все возникающие в повести ситуации интересны автору.Приметливый и тонкий наблюдатель, превосходный рассказчик, отлично понимающий интересы, заботы и радости своих читателей, — таким предстаёт перед нами Кассиль после прочтения повести.
-10-
Использованная литература и источники
1.Лев Кассиль.Черемыш – брат героя. Издательство «Детская литература», М.,1972.
2.http://www.kritika24.ru/page.php?id=43
3.www.e-reading.link/book.php?book=26239
4.www.livelib.ru/book/1000458464
6.https://ru.wikipedia.org/wiki/Кассиль,_Лев_Абрамович
-11-
Приложение
Лев Кассиль за работой
Обложки книги
-12-
Волшебные звуки ноктюрна
Как нарисовать ветку ели?
3 загадки Солнечной системы
Лиса Лариска и белка Ленка
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей