О том, откуда произошел домовой, говорят разное. Имеется представление о том, что домовые – это предки рода, которые были прокляты Богом на определенный временной срок. Они обречены служить нескольким поколениям своих потомков, и каждый раз после смерти хозяина принимают образ покойного. В данном случае об этом свидетельствует христианская версия. Но есть еще и более древняя, языческая версия. Вот и нам стало интересно: " Кто такой Домовой?" и все что связанно с ним.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_domovoy_guseva_p._-_kopiya.doc | 168.5 КБ |
Муниципальное Общеобразовательное учреждении
«Средняя Общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №36»
«Я – исследователь»
Исследовательская работа
на тему:
«Домовой – покровитель домашнего очага»
Автор работы:
ученица 3 Б класса
Гусева Полина
Руководитель работы:
Макарова Т. В.,
Учитель начальных классов
Саранск 2015
Содержание:
Введение
Глава I. Характеристика образа Домового
Глава II.Образы Домового в фольклоре, литературе и искусстве
2.1Упоминание о домовом в пословицах и поговорках
2.2 Упоминание о домовом в литературе
2.3 Домовой на экране
Глава III. Покровители домашнего очага в мордовском фольклоре.
Глава IV. Исследование-опрос «Кто такой Домовой»
4.1 Анкетирование учащихся 3-х классов
4.2 Опрос старшего поколения
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
В самом темном углу за стеной под трубой
Жил да был добрячок и шалун домовой.
Он исправно следил за порядком вокруг,
Дом от зла охраняя, как преданный друг.
И царили в квартире уют и тепло.
Всем кто в ней обитал, неизменно везло.
В постоянной борьбе, труде и заботах протекает жизнь людей на Земле. Была бы она намного тяжелее, если бы не оберегали их от всяких напастей домашние боги. Неказисты они и своенравны, но ведут себя по-хозяйски, домовито. Селятся, как правило, в облюбованных заранее местах и соблюдают там строгий порядок. Все они связаны тесно с хозяйством, в котором нашли пристанище, но отличаются друг от друга выполняемыми функциями. Среди них Берегиня, Чура, Жировик, Дворовой, Возило, Сарайник и, конечно же, Домовой [2, с.79].
Многие из нас еще от бабушек слышали о том, что Домовой живет в каждом доме. Кто-то верит в это, кто-то нет. Но, так или иначе, существует объяснение, кто же такой на самом деле домовой, как он выглядит и где живет. Мне захотелось поподробнее узнать об этом домашнем существе.
Актуальность данного исследования заключается в том, что каждый человек должен знать культурные традиции своего народа и почитать их.
Цель моего исследования:
проанализировать образ Домового в мифологии и авторских произведениях;
Задачи:
Объект исследования - Домовой.
Предметом исследования является вера людей в существование домовых.
Гипотеза исследования: Мы полагаем, что современные дети верят в существование домовых.
Методы исследования:
- анализ литературных и мифологических произведений;
- сравнение описаний образа Домового в разных источниках;
- обобщение полученных данных.
Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках литературного чтения, при проведении классных часов и викторин.
Глава I. Характеристика образа Домового
1. 1. Происхождение Домового.
Говорят, что в старых домах живет множество разных духов. Одни - это души прежних хозяев, другие - просто при-блудные духи, обычно безобидные. В овине живет овинник, на гумне - огуменник, в сарае - сарайник, в бане - банник, в курятне - куричий божок, в клети - клетник, в закуте - закутник, за печкой - кикимора запечная, шишиги и шиликуны, коргоруши, а в доме - сам хозяин всех домовых духов - домовой, который имеет наибольшее количество имен: домовой, домоведушко, домовид, доможил, доможирник, домоседушко.
В энциклопедии «Славянская мифология» я нашла такое определение: "Домовой-покровитель дома, добрый дух, который обеспечивает нормальную жизнь семьи, здоровье людей и плодовитость животных" [10, с. 30].
"Домовой - по суеверным представлениям сверхъестественное существо, якобы обитающее в каждом доме" [8, с.171].
Домово́й — у славянских народов домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, здоровье людей и животных, плодородие. [Википедия ]
О том, откуда произошел домовой, говорят разное. Имеется представление о том, что домовые – это предки рода, которые были прокляты Богом на определенный временной срок. Они обречены служить нескольким поколениям своих потомков, и каждый раз после смерти хозяина принимают образ покойного. В данном случае об этом свидетельствует христианская версия. Но есть еще и более древняя, языческая версия. В ней говорится о том, что домовой является духом, который заменил языческого Бога Рода, или Чура, память о нём сохранилась в восклицании-обереге "Чур меня!". Если вспомнить, то каждый из нас, наверное, не однократно слышал данное восклицание или даже сам употреблял, когда хотел избежать какой-нибудь опасности, хотя и не до конца понимал, какого же Чура зовет на помощь. Еще одна легенда гласит о том, что домовые – это непокорные духи, которые когда-то жили на небесах. Но как-то раз они подняли мятеж, и за это Бог отправил их на землю. Тогда эти духи стали расселяться по домам, со временем они стали переманивать привычки и повадки людей, и даже стали питаться энергетикой человеческой пищи.
Из книги "Мифы русского народа" я узнала, что по одной из версий древние славяне молились Роду. Под этими именами подразумевались души первых предков; основателей рода, ставшие его покровителями и являвшиеся прямыми предшественниками домовых. По второй версии, одряхлевший от старости Род спустился с небес на землю, измельчал, размножился, получив своё продолжение в избяных дедушках домовых, обитавших в каждом славянском доме. Иные уверены, что предком домового духа был последний сжатый сноп, который величали дедушкой- кормильцем, украшали лентами и ставили на зиму в дом до следующего сбора урожая [7, с. 127].
Изучив все версии происхождения домовых можно сделать ВЫВОД, что домовые – это души людей, задача которых – заботиться о благополучии человеческой семьи.
1.2 Другие названия домовых
“Бог ударил кремнем о кремень - посыпались ангелы, архангелы, херувимы, серафимы. Черт ударил кремнем о кремень - посыпались лешие, домовые, русалки, яги-бабы“. Такую пословицу приводит В.И. Даль.
У русского человека отношения с домовым, мягко говоря, сложные. А и вправду! Кто таков - непонятно: то ли дух предка, защитник и помощник, то ли дьявольское отродье, пакостник. Как выглядит - тоже неясно: старичок не старичок, кошка не кошка или иной какой зверь, а может, и двойник хозяина дома. Даже как называть домового, толком не знали. Одни считали, что звать-величать его следует только по имени - оно у каждого домового свое. Другие, напротив, уверяли, что дух на имя злится, и придумывали эвфемизмы: дедко, хозяин, доможил, доброхот, суседушка, кормилец, батанушка, сам, а коли не ладит с хозяином, - некошна.
В словаре славянских духов и нежити: Домовой – Доможил, Доброжил, Доброхот, Кормилец, Дедушка, Суседка, Батан, Другая половина, Жировик, Лизун, Постень, Карноухий, Клецник, Шут, Облом, Садолом.
По всему лесному северу России за свое охотливое совместное жительство с православным русским людом домовой зовется Суседком и Батаном. В семьях Олонецкого края величают его даже почетным именем Другая половина. Во всяком случае, он — Доможил, и за обычай житья в тепле и холе — Жировик и Лизун. За то, что он все-таки существо незримое, бесспорная и подлинная «нежить» (ни дух, ни человек), домового называют еще Постень, как призрачное существо, привидение. Иногда зовут его и «карноухим» за то, что будто бы у него не хватает одного уха.
На Руси в лице домового чествуется начальный основатель рода, первый устроитель семейного очага, и потому понятие о нем не дробится на множество однородных духов: в каждом доме есть только один домовой. Деятельность домового ограничивается владениями той семьи, с которой связан он священными узами родства и культа; он заботится только о своем доме. На Руси домовой также является покровителем кур, и в честь его 1-го ноября совершается особенное празднество, известное под названием «куриных именин».
Во многих преданиях разных народов об обретении счастья, семейного покоя и процветания встречаются упоминания о домовых духах – духах домашнего очага, приносящих достаток или разорение, долгую жизнь или смерть.
В Белоруссии домового называют Клецником — хранителем домовых клетей и кладовых. Если домовой разгневан, то он принимается за те же проделки, как и чужой домовой. Поэтому его называют Шут, Облом и Садолом.
В Древнем Риме существа, жившие в доме именовались "пенатами" или "ларами". В США - "боуги", в Шотландии - "богл" и брауни, в Германии - боглеман. В Японии не стали мудрствовать и обозвали домовых "они". И внешность им придумали не восточную: рыжий, зеленоглазый, кривоногий шкодливый чертик. У украинцев его называют "хатнiй дiдко", поляки называют домового - "хованец", чехи - "скржитек", "рарашек". Похожее существо есть и у осетин - "бындур", "бынаты хицау", у ингушей - "тарам".
В Норвегии домового называют Ниссе, там их даже несколько разновидностей - Домовой ниссе, Рождественский ниссе, Церковный ниссе, Корабельный ниссе, Лесной ниссе. Но в разных частях страны домового ниссе называют: «старичок с обжитого места» или «дворовый мужичок», «бонд из кургана», «хороший бонд», а в древней Норвегии его называли «хранитель хутора».
На Гавайях - они менахуны, в Испании - дуэнде, в Англии - фейри, в домах у финнов живут кодин-халтья, у датчан - кобольды, в вигвамах у североамериканских индейцев водятся шводы, в камбоджийских хижинах - араки. В Непале считают, что их приходится по двенадцать штук на каждого члена семьи.
Можно сделать Вывод, что вера в домовых существует у многих народов, поэтому, названий у домовых великое множество и каждый народ относится с уважением к своим домашним духам.
1.3. Как выглядит Домовой.
В книге С. Максимова "Нечистая сила" я прочитала о том, что "редкий может похвалиться тем, что воочию видал домового. Кто скажет так, то либо обманулся с перепугу и добродушно вводит других в заблуждение, либо намеренно лжет, чтобы похвастаться и удачным случаем, и храбростью, и всезнайством. Видеть домового нельзя: это не в силах человеческого глаза" [ 6, с. 169]
Но, древние славяне считали, что лик Домового очеловечен и сохраняет «звериные черты». По-разному люди представляли себе Домового:
1) домовой - человек, но обросший шерстью, мохнатый. С представлением о мохнатости домового связаны понятия о достатке дома, его хозяев. Если домовой мохнат, хозяин – богат; «голый» - к бедности [4, с. 148]
2) домовой – плотный мужичок, в смуром сарафане (по праздникам – в синем, с алым поясом.
3) домовой - старик с длинной всклоченной бородой, с маленькими, чуть заметными рожками, с подогнутым незаметным хвостом.
4) домовой – старичок, похожий на главу семьи, только заросшего до глаз волосами и с коготками на мохнатых лапах
Наряду с домовым - мужчиной в народе верят в женские ипостаси этого духа – домовиху, домовилиху, домаху. Иногда их считают женой либо дочерью домового, иногда – самостоятельным духом, хозяйкой дома. На Руси считали, что в доме, где есть мужчины, домовой - тоже мужчина, а если в семье одни женщины, то в доме живёт не домовой, а домовиха.
1.4. Где обитает Домовой.
Имя домовой происходит от слова « дом». Одни крестьяне утверждали, что домовой живет в каждом жилом доме; по мнению других обитает лишь в тех домах, где держат скотину. «Домовые могут находиться и в тех местах неосвященных, в кабаках, на мельницах, в пустых нежилых домах устраивают сборища и увеселения» [ 4, с. 149]
Домовой также устраивался жить в подполе под печью (в позднейшие времена, когда появились потолки, он облюбовал еще и чердак). [ 9, с.53]
В северорусских губерниях основным местом называли, прежде всего, хлев. При этом домовой - дворовой, показывающийся в определенных местах двора, дома, достаточно свободно перемещается по двору и по всей избе. Место, облюбованное домовым, ни в коем случае нельзя занимать - если лечь на это место, можно заболеть. Часто домового называли по его излюбленному месту в доме: голбешник, запечник и т.д.
Если семья переезжала в новый дом, нужно было горячие угольки из старого очага перенести в новый очаг и там развести из них огонь. Тогда и домовой перейдет в новый дом.
1.5. Характер Домового
В русских поверьях домовой выступает как безраздельный хозяин дома, как добрый, строгий, но справедливый глава рода, чьи требования обязательны для домочадцев и чей гнев необходимо смягчить подношениями и признанием собственной вины.
Наши предки были убеждены в том, что домовой- это покровитель дома, защитник скота. Он следит за тем, чтобы домочадцы жили мирно, и сурово наказывает зачинщиков ссоры, лжецов. Домовой охраняет благополучие в семье, по ночам он осматривает хозяйство, сторожит дом от врагов.
За домовым признавалось право поучать людей, осуждать или одобрять их поступки, проверять, как сделана работа. Если кто-то из домашних затевал ссору, его урезонивали:
«Вот расскажу домовому, он тебе правило даст, как с людьми жить». Если домового рассердить, он прячет вещи, пугает людей, шумит по ночам в подполе или на чердаке, бьёт посуду, сбрасывает с человека одеяло.
От бесов он отличается тем, что не делает зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги, если любит хозяина или хозяйку. Перед смертью кого-нибудь из семейства воет, иногда даже показывается кому-нибудь, стучит, хлопает дверями и пр. По общему поверью, живёт он по зимам около печи или на печи, а если у хозяина есть лошади и конюшня, то помещается около лошадей. Если лошадь ему нравится, то домовой холит её, заплетает гриву и хвост, даёт ей корм, отчего лошадь добреет, и напротив, когда ему животное не по нраву, то он его мучает и часто заколачивает до смерти, подбивает под ясли и пр. От этого мнения многие хозяева покупают лошадей той масти, которая ко двору, то есть любима домовым. Если домовой полюбил домашних, то он предупреждает о несчастье, караулит дом и двор; в противном же случае он бьёт и колотит посуду, кричит, топает и пр. Тому, кого любит, завивает волосы и бороды в косы, а кого не любит, того ночью щиплет до синяков. По этим синякам судят о какой-нибудь неприятности, особенно если синяк сильно болит. Также наваливается во время ночи на спящего и давит его, так что в это время нельзя ни пошевелиться, ни сказать ни слова. Обыкновенно эта напасть наваливается на того, кто спит на спине, в это время спрашивают, к худу или к добру, а домовой отвечает мрачным голосом — «да» или «нет». Считается, что он не любит зеркал, также козлов, а равно тех, кто спит около порога или под порогом. Иногда слышат, как он, сидя на хозяйском месте, занимается хозяйской работой, между тем как ничего этого не видно. В простом народе к домовому питают уважение, так что мужичок боится его чем-либо оскорбить и даже остерегается произнести его имя без цели. В разговорах не называют его домовым, а «дедушкой, хозяином, набольшим или самим». При переезде из одного дома в другой непременною обязанностью считают в последнюю ночь, перед выходом из старого дома, с хлебом-солью просить домового на новое место. Хозяйство каждого, по их мнению, находится под влиянием домового. Говорят, что домовой не любит ленивых. Если домовой не будет любить хозяина, то он начинает проказить, в этом случае пред порогом дома зарывают в землю череп или голову козла, а если его проказы выражаются в самовозгорании предметов, нехороших надписях на стенах и прочего в этом роде, то тогда домовому следует показать кто в доме хозяин. Надо взять в руку кнут или ремень и обходя дом и стегая мебель, стены, пол и вещи и приговаривать властным и сильным голосом:
Знай своё место, знай своё место.
Ты домовой должен дом стеречь, хозяйство беречь,
Да хозяйке угождать, а не воевать,
Знай своё место, знай своё место.
Слова можно говорить любые, главное чтоб они были произнесены хозяином дома.
Считается, что домовой рождается стареньким дедушкой, а умирает младенцем. Чаще всего домовой дает информацию самому пожилому человеку в семье. Это могут быть сны, пророчества, знамения, намеки, стуки, какие-либо образы, увиденные боковым зрением.
Для того, что бы заслужить благосклонность своего домового и жить с ним мирно и дружно, не стоит забывать ежегодно приносить ему так называемую жертву – в ночь на 28 января необходимо ставить в духовку на самом красивом блюдечке его самые любимые лакомства (крепко посоленный кусок черного хлеба и пару ложек гречневой каши), либо же то, что Вы больше всего любите сами. На утром угощение следует убрать, для того, чтобы не разводить тараканов, которых он сильно не любит. Скорее всего, Вы замечали, что у одних людей животные в доме живут долго, а у других – болеют или убегают, теряются, умирают. Наши предки считали, что это происходит потому, что хозяин-домовой невзлюбил животное.
В случае, когда животное нравится домовому, то он его холит и лелеет, заботиться о нем, шерсть у животного всегда гладкая и блестящая. Когда он кушает, то домовой подгребает ему корм прямо ко рту. Но если домовой не полюбил животное, то он будет его постоянно дергать, щипать и кошка, в свою очередь будет постоянно без причины вздрагивать и перебегать с места на место, шерсть у нее становится свалявшейся, матовой. Он не будет давать ей спокойно кушать, отгонять ее постоянно от миски. В такой ситуации, еще наши предки советовали:
Знаком от домового может стать постоянная пропажа носков. В основном это касается мужчины, который ведет двойную жизнь или же взваливает на жену всю домашнюю работу, сам при этом полностью устраняется от этого. Этот знак может быть еще и протестом против того, что давно не делалась генеральная уборка, так как домовой не любит беспорядок. Сделайте в доме уборку и тогда возможно носки станут парными. То есть если домовой начинает шкодить, значит в семье что-то не в порядке. Если в Ваш дом приходят гости с черными мыслями или недоброжелатели, то домовой даст Вам знать об этом. Он может начать нашептывать об этом хозяину, или же если хозяин не услышит, то он даст знать об этом другими способами, к примеру, у гостя может выпасть из рук кружка или же он что-либо прольет. Домовой такими способами старается насильно выгнать из Вашего дома этого гостя. Черному гостю станет не комфортно от этого, его вскоре все начнет раздражать и он постарается поскорее уйти.
1.6. День рождения Домового
10 февраля именины Домового (Ефремов день). Полагают, что в эту ночь домовой глумится на дворах, для него ставят на загнетке кашу. На Ефремов день в старину "унимали домового" для "суседушки" (так по-другому называли домового) ставили мисочку с молоком, угощали, уговаривали не вредить хозяйству, а помогать, для этого приговаривали: "Хозяин-батюшка, побереги скотинушку". Домовой олицетворял души предков и считался покровителем семьи, а потому отношение к нему в народе всегда было уважительным. Считается, что ни в одной, даже самой лучшей квартире, не будет новоселам счастья, если не перевезти с собой домового. Его приглашают словами: "Милости просим, дедушка, на новое житье!"
На именины (10 февраля) домовой справляет свои именины, поэтому необходимо ставить угощение для домового. Если дедушка-суседушка останется без гостинцев, то из доброго хранителя домашнего очага, он превратится в достаточно лютого духа. и с этого дня во дворе всё идет навыворот, беды одолевают семейство. Не пеняйте потом, что потолок протек или карниз с занавесками рухнул - это домовой свое недовольство выражает. В одних местах было принято ставить для него мисочку с молоком, уговаривая не вредить хозяйству, а наоборот, помогать. В других краях под печку, где, как считается, живет домовой, клали малый хлебец или ставили на печь или за печкой горшок с кашей, обложенный горячими углями, чтобы каша не остыла до полночи, когда домовой придет ужинать, и с той поры он весь год смирный.. Некоторые хозяева за ужином ставили на стол прибор для домового и откладывали для своего хозяюшки-суседушки всякого кушанья. Было принято также, выходя из бани, оставлять там ведро и веник, чтобы и домовой мог помыться - попариться. Домовой – дух добрый. Обычно он – рачительный хозяин, помогающий дружной семье. А еще 10 февраля столичные купцы и зажиточные крестьяне дарили имениннику серебряную монетку, чтобы помогал «дому богатеть». Люди победнее дарили монетку медную. Подарок обычно клали под печку. Чтобы угодить домовому, в этот день говорили в доме тихо и ласково, старались не спорить и не повышать голоса [11, с.134]
Не любит домовой, когда в него не верят да старину хают, традиции не соблюдают: ведь он как-никак хранитель. Считается, что его призывают к нам на помощь умершие предки, заботящиеся о нашем благополучии. О грядущей неприятности домовой предупреждает людей стуками и другими знаками. За легкомыслие может здорово насолить хозяевам, проучить их, чтобы впредь в его силах не сомневались и обычаи чтили. Ну а тем, кто относится к нему серьезно, подкармливает и разговаривает с ним, домовой по мере сил, помогает в решении проблем. Особенно любит тех, кто родился в один день с ним - 10 февраля: помогает им и оберегает от бед. Название праздника - кудесы (бубны) - указывает на то, что наши предки общались с домовым или же просто веселились, услаждая слух музыкой:
«Дедушка-суседушка! Кушай кашу, да избу храни нашу!»
Есть даже целый обряд, как умилостивить дедушку домового. На кухне или в комнате накройте стол чистой белой скатертью и поставьте полное угощение: кашу, булочку или кусок свежего белого хлеба, пироги, печенья, сладости, солонку с солью и блюдце с сахаром. а также стакан с чистой, лучше родниковой водой. Для развлечения домового и чтобы определить пол духа нужны колода карт, разноцветные ленты или лоскутки, несколько монеток, игрушки - домовой поиграть любит. Затем подходят к скатерти и, глядя в правый угол кухни, трижды четко говорят: "Дядюшка-домовой, хозяин-батюшка! Тебе хлеб-соль, а мне (свое имя) в этом доме счастье, здоровье, лад и любовь!" Потом трижды кланяются домовому до пола и уходят не оглядываясь. Чтобы не спугнуть важного гостя, в кухню до утра никто не заходит. Когда все уснут, домовой придет ужинать.
Идеальным подарком для домового будет 2-3-месячный котенок, лучше всего - пестрый (трехцветный) или полосатый. Котенка нужно сразу же принести на кухню к плите и поставить на пол, но, не выпуская из рук, сказать: «Дарю Вам, домовой-батюшка, мохнатого зверя на богатый двор». Если домовой примет «зверя», то обязательно возьмет его под свое покровительство и может жестко отомстить тем, кто кошку (кота) обижает. Говорят, что «кто кошку пнет, тот ногу ушибет», а кто убьет кота, тому «семь лет ни в чем удачи не будет».
В воспоминаниях стариков часто можно услышать истории о домовом. Нередко в старину домовые не только охраняли дом, но и следили за детьми. Наши прапрабабушки не отмахивались, когда ребёнок рассказывал, что он играл с маленьким лохматым комочком, и не обвиняли дитятко во лжи. Наоборот, радовались. Считалось, что если домовой играет с ребёнком, то он огородит его от всех бед и болезней. Если домовой полюбил домашних, то он предупреждает о неприятностях и о радостях, охраняет дом, если же ему что-то не нравится, то в вашем доме часто бьётся посуда, вы можете услышать, как он топает по ночам. Домовой не может жить в энергетической грязи. Если в доме нелады, ссоры, неприязнь, домовой становится раздражительным, перестаёт охранять дом и заботиться о благополучии семьи. В таком случае от вас начинает уходить достаток и часто здоровье. Деньги, даже если зарабатываются, мгновенно исчезают. Если хозяева не возьмутся за ум, не постараются наладить отношения в семье, домовой может вообще уйти из дома и отправиться на поиски более уютного и дружного семейства. В любом случае с домовым нужно дружить, не забывать угощать его пирожком и ещё чем-то вкусным, ласково с ним разговаривать.
Если вы не верите в домового, это ваши проблемы. Бояться домового не нужно. Домовой, который живёт в вашем доме, как правило, старается вам помочь. Но если вы его не замечаете, он впадает в уныние, опускает руки, и хозяйство, как бы вы ни вылизывали дом, не идёт на лад. Поэтому не бойтесь показаться смешной самой себе, поговорите с домовым, назовите его хозяином. Если же домового у вас нет, попробуйте завести его. Можно специально съездить в деревню и привезти домового из заброшенного деревенского дома, а можно попытаться заманить тутошнего – бесхозного городского. Возьмите веник и из четырёх углов выметите всё в центр комнаты. Станьте в середине комнаты и скажите: «Я тут, а ты где-то там. Что же порознь быть с тобою нам? Подмела я по всем углам. Приходи, будем вместе жить! Будешь дом ты наш сторожить. И с тобою мы будем дружить. Будем мы тебя уважать и ватрушками угощать. Приходи, заходи и живи в полной чаше добра и любви». Веник оставьте в центре. На столе поставьте блюдечко с угощением. Зажгите свечу и не трогайте её, пока сама не сгорит. Этот обряд повторяют 3 раза 1 раз в месяц на полнолуние. Скоро в вашем доме появится Хозяин. Вы почувствуете это по неуловимым изменением в доме. Не забывайте по вечерам беседовать с ним. Угощайте его чаем.
Если вы одиноки, то поделитесь этим с домовым. Не раз и не два этот метод помогал обрести одиноким женщинам не просто мужа, а понимающего и внимательного спутника жизни. Говорят, что домовые между собой общаются и сводят вместе своих хозяев. Но только после того, как домовой найдёт вам пару, не обделяйте и впредь его своим вниманием.
Если вы поссорились с домовым, то постарайтесь с ним помириться. Предложите ему клубничное варенье или немного мёда и извинитесь, если вы действительно виноваты, например, плохо смотрите за домом. Объясните, что заняты учёбой или карьерой, времени в обрез и вся надежда на его мудрость и деловитость. Домовой непременно войдет в ваше положение, простит ваши упущения и примется ещё тщательнее следить за домом.
Если с домовым у вас сложились хорошие отношения, то вы никогда не оставите включенным утюг или чайник на плите, кто-то неведомый непременно нашепчет вашему подсознанию все необходимые предостережения [5, с.85]
Глава II.Образы Домового в фольклоре, литературе и искусстве
2.1Упоминание о домовом в пословицах и поговорках. Приметы, связанные с домовым.
О том, что домовой играл важную роль в жизни наших предков, свидетельствуют пословицы и поговорки:
1. Без домового дом держаться не станет.
2. Купил дом, а с домовыми.
3 . Без домового не жить и не кормить.
4 . Без хозяина дом не стоит.
5. Без кошки да без бабы нет в доме хозяйства; без них и домовой со двора уйдёт.
6. Вертит, как домовой на конюшне.
7. Домовой лешему ворог.
8. На дворе только куры не подчинены домовому, у них свой бог.
9. Домовой тешится, леший заводит, а водяной топит.
Домовой, как известно, не любит показываться людям, а предупреждает о событиях в доме разными действиями и звуками, которые производит от полуночи до первых петухов - то есть до 4 часов утра.
Приметы, связанные с домовым
Дергает за волосы - к семейной ссоре.
Стучит по трубе - к обидам.
Гремит посудой - к пожару.
Охает - к убыткам. [1, с.53]
2.2 Упоминание о домовом в литературе
Также с нашим героем можно встретиться, прочитав литературные произведения: сказки Г.Х. Андерсена «Домовой и хозяйка», Н. Белостоцкой «Домовой у лавочника», В.Анютиной «Сказка о домовом Ивашке», сказочную повесть Т.И. Александровой «Домовёнок Кузя». Я составила сравнительную характеристику в таблице:
Автор, произведение. | Облик домового. | Характер домового. | + или - роль |
Г.Х.Андерсен «Домовой и хозяйка» | Одет в серый балахон, красную шапку. | Обидчивый (сердится на хозяйку, т.к. она не верит в его существование, не угощает кашей в Сочельник). | Домовой творит пакости: раздувает огонь над пищей, делает дыры в чулках, открывает коту чулан, чтобы он слизал сметану. |
Наталия Белостоцкая«Домовой у лавочника» | Благодарный. | Привязан к хозяину. | |
В.Аношина «Сказка о домовом Ивашке». | Небольшой человечек в допотопной рубашонке, портах. | Проказник (клал монетки в пирожки, прятал вещи, разбавлял водою квас, путал пряжу). | Бережёт от бед и барабашек. |
Т.И.Александрова «Домовёнок Кузя» | Небольшой, лохматый, в красной рубашке. | Дружелюбный, забавный, хозяйственный. |
Упоминания о домовомтак же мы нашли у Александра Сергеевича Грибоедова и у Александра Сергеевича Пушкина. Вот как русские поэты писали о домовом.
Детушки матушке жаловались,
Спать ложиться закаивались:
Больно тревожит нас дед-непосед,
Зла творит много и множество бед,
Ступней топочет, столами ворочит,
Душит, навалится, щиплет, щекочит.
Грибоедов А.С. 1823 г.
Всем довольны добрые кони:
Кормом, стойлами и надзором.
Сбруя блещет на стойках дубовых,
В стойлах лоснятся борзые кони.
Лишь одним конюшни непригожи —
Домовой повадился в конюшни.
По ночам ходит он в конюшни
Чистит, холит коней боярских,
Заплетает гриву им в косички,
Туго хвост завязывает в узел.
Как не взлюбит он вороного.
На вечерней заре с водопою
Обойду я боярские конюшни
И зайду в стойло к вороному —
Конь стоит исправен и смирен.
А поутру отопрешь конюшню,
Конь не тих, весь в мыле, жаром пышет,
С морды каплет кровавая пена.
Во всю ночь домовой на нем ездил
По горам, по лесам, по болотам,
С полуночи до белого света —
До заката месяца
А.С.Пушкин, 1827
Домовому
Поместья мирного незримый покровитель,
Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни селенье, лес и дикой садик мой
И скромную семьи моей обитель!
Да не вредят полям опасный хлад дождей
И ветра позднего осенние набеги;
Да в пору благотворны снеги
Покроют влажный тук полей!
Останься, тайный страж, в наследственной сени,
Постигни робостью полунощного вора
И от недружеского взора
Счастливый домик охрани!
Ходи вокруг его заботливым дозором,
Люби мой малый сад и берег сонных вод,
И сей укромный огород
С калиткой ветхою, с обрушенным забором!
Люби зелёный скат холмов,
Луга, измятые моей бродящей ленью,
Прохладу лип и клёнов шумный кров —
Они знакомы вдохновенью.
А.С.Пушкин 1819
Вывод: русские поэты и писатели представляли домового и как доброго духа и как проказника.
2.3 Домовой на экране
Мультфильмы:
Домовенок Кузя- Приключения домовенка
Домовенок Кузя- Дом для Кузьки
Домовенок Кузя- Возврощение домовенка
Домовенок Кузя- Сказка для Наташки
Гора Самоцветов – Куйгорож (мордовская сказка)
Песни
Сказка о домовом.
Песенка про домового
Глава III. Покровители домашнего очага в мордовском фольклоре.
Наши далекие предки полагали, что окружающий мир наполнен множеством невидемых простому человеку божеств. У каждого божества было свое место обитания, своя «сфера влияния». Вторгаясь в нее, человек должен был попросить прощения, разрешения , помощи. Мордовскими божествами, покровительствующими дому (кудо, куд), двору (кардаз), хранителями жилища и семьи считались Куд-ава и Кардаз-ава. Первая вместе с мужем Куд-атей обитала дома — в подполе, под печкой, под порогом или в переднем «красном» углу. Местом обитания Кардаз-авы (Кардаз-сярко) был двор, его правый угол. Позднее для обозначения дома со всеми надворными постройками стало применяться тюркское слово «юрт». В связи с этим сменились имена и у держателей дома. По-мокшански их стали называть Юрхт-ава и Юрхт-атя, по-эрзянски Юрт-ава и Юрт-атя.
В фольклоре мордвы имеется много упоминаний о покровительнице дома Кудаве или Юртаве. Например, в сказке «Куйгорож» говорится: «Жили-были в одном селе старик, звали его Пятань Сергей. У старика было шестеро детей, но все они умерли. А жену звали Акулей. Из домашних животных у них была только лошадь... Уж так плохо жили, даже Юртава покинула подворье: нечего ей у Пятаня делать - хозяин гол и в избе пусто». Как же мордва представляла себе Юрт-аву? Приведем рассказ женщины-мокшанки.
— Юрт-ава садится рядом с тобой — маленькая женщина, белая, она все видит, обо всем знает. Самый главный хозяин (азор) юрта — она, а не Юрт-атя. Когда человек умирает и идут проводить его на кладбище, все причитают и Юрт-ава тоже (явси): «Что буду делать без него, куда пойду». Когда жители дома разъезжаются, Юрт-ава бунтует, озорует, залезает на дом, бросает с крыши что-нибудь, шумит, плачет, недовольна. Каждый юрт имеет свою Юрт-аву. Называют ее также Юртонь кирди, Юрт-азор-ава.
Кудаву представляют в виде женщины, одетой в мордовскую одежду, которая обитает в подполье, под печкой, в «красном углу». Проявляет она себя (видится во сне, плачет или кричит) к какому-то несчастью: пожару, болезни или смерти кого-то из домочадцев, либо скотины. Ее облик и повадки часто описываются в быличках (рассказах человека о встрече со сверхъестественными существами). Так, в одной из них старая женщина рассказывает о том, как ей показалась «хозяйка» дома: «У нас болел старик, и я всю ночь не спала. Однажды слышу: за печкой кто-то горько причитывает. Смотрю: вышла на середину избы седая старуха и стала расчесывать свои волосы, а сама все причитывает. Потом потихоньку с плачем вышла из избы. Утром встали - старик умер. Я как увидела домовую старуху, так и подумала, что не к добру она показала себя, да еще так нехорошо, сердце разрывая, причитывала».
Когда строили дом, после настилки пола в переднем углу накрывали стол, ставили на него хлеб, соль и вино. Звали старуху. Хозяин дома наливал несколько стаканов вина своим родным, плотникам, соседям, присутствовавшим там. Все они рассаживались на бревнах сруба. Один стакан преподносили старухе, которая стояла у стола. Она брала его и произносила примерно такую молитву: «Кудонь-чинь-паз, кормилец, Кардаз-сярко, дорогой, соберитесь в одно место. Может, потревожили вас, может, испугали, соберитесь в одно место. Вот вам стол, вот вам хлеб, вот вам соль, и пейте, и ешьте, и живите, а хозяевам добра желайте. Неоскудевающее добро пусть сверху дождем льется, снизу родником выходит, двор пусть скотиной наполняется, дом семьей полнится, где поставлен, там пусть и сгниет, на благой глаз чтоб не попадался, злой огонь чтоб не брал его, тепло его пусть стелется понизу, дым — поверху». Закончив молитву, старуха выпивала вино, следом осушали стаканы все присутствовавшие.
При отделении сына от родителей и переходе его на новое место жительства считалось необходимым дать ему и домовое божество, В этом случае один из родителей открывал западню в подпол и говорил: «Ку-донь-чинь-паз, кормилец, Настасья домовая, Афанасий дворовой, провожаю сына с детьми, с семьей на новое место, в новый дом, поступает в новое хозяйство. Без домового бога нельзя жить; хозяйство ведет сын, в семье хозяйка — невестка, а глава в доме — домовой бог Настасья, во дворе — Афанасий дворовой. Провожаю, давай, Кудонь-чинь-паз, и у тебя есть в запасе молодые невестки и сыновья, отдели и с моим сыном проводи, а сам, старая голова, здесь оставайся».
При вселении в новый дом брали с собой кошку, пуская ее в дом первой, затем несли хлеб, соль, горящую свечу штатол, ухваты. Рассказывают, что один крестьянин построил дом. Когда стал вселяться, пустил в дом кошку с котенком. На третий день после вселения кошка подохла. Затем подох котенок. Крестьянин этот считал, что если бы он зашел в дом раньше кошки, то мог бы погибнуть от колдуна сам.
К домашним божествам обращены и многие молитвы (озномы) и заклинания (озломы), которые произносились во время многочисленных домашних молений, связанных как с хозяйственными делами, так и с семейными торжествами. Например, обязательно совершалось моление покровителям дома и двора при строительстве новой избы.
Богиню дома обязательно «приглашали» в новый дом. Для этого хозяева готовили еду, которую клали перед печью и молили Юртаву перейти в новый дом:
Хранительница дома,
Кудо Юртава, матушка...
Утоли свой голод,
Успокой свое сердце,
Затем пойдем в новый дом
На новое место,
Новое жилье обживать,
Новый дом оберегать.
Домашние божества часто упоминаются и в свадебном фольклоре. Невеста обращалась к ним в своих причитаниях, прося защитить ее от сватов:
Хранитель дома моего батюшки!...
Перед полуночью,
После пения петухов,
Войдут в дом моего отца чужие люди.
Входящего после первого,
Впереди последнего идущего,
Схвати во весь рост и стан,
Схвати за космы волос,
Войди в него через маковку,
Выйди из него через пятки.
В доме мужа молодую обязательно представляли его покровителям, в дар которым невеста преподносила полотенце или скатерть. При этом все присутствующие молили их признать нового члена семьи и помогать ей в домашних делах: «Хранитель дома, серебряный! Вот взяли мы молодушку - полюби ее, чтобы она ходила по твоему дому....Чтобы руки ее поднимались для пряжи, чтобы по вечерам поздно ложилась, по утрам рано вставала».
Божествам дома представляли и новорожденного, для этого колыбель с ним три раза опускали в подполье. Считалось, что с этого момента домашние духи берут его под свое покровительство и защищают его от злых сил.
Таким образом, в произведениях мордовского фольклора описываются покровители домашнего очага, а также молитвы и заклинания обращенные к ним.
Вывод: у мордовского народа домовым духом был не мужчина, а женщина. Как и у других народов домовую почитали.
Глава IV. Исследование-опрос «Кто такой Домовой»
4.1 Анкетирование учащихся 3-х классов
Мы провели опрос среди учащихся 3 классов, в котором приняли участие 42 человека.
Мы задали следующие вопросы:
На первый вопрос респонденты ответили что:
домовой это хранитель очага – 2 человек.
На второй вопрос респонденты ответили что: в существование домового верят - 28 человек, не верят – 14 человек.
На третий вопрос респонденты ответили что: домовой живёт в чистом и уютном доме – 30 человек. В печке – 3. Остальные респонденты назвали различные места: на чердаке, в подполе, в углу, в сундуке, за стенкой, в подвале.
На четвёртый вопрос респонденты ответили что: маленький бородаты человечек - 32 человек. Одет в старую одежду – 4 человек. Домовой это лохматый человек- 3 человека. 1 человек считает, что это маленькое чудовище.
На пятый вопрос респонденты ответили что: домовые живут в каждом доме - 17 человек. Не во всех домах есть домовые - 25 человек.
Вывод: большинство опрошенных третьеклассников верят в существование домового, но считают, что не во всех домах они живут.
2.2 Опрос старшего поколения
Мы провели опрос и среди населения старшего возраста. Опросить мы решили бабушек и дедушек нашего класса. Было опрошено 10 человек местных жителей. В возрасте от 45 до 82 лет.
На вопросы ответили:
Вывод: все опрошенные нами верят так или иначе в домовых, потому что в них верили их родители, бабушки и дедушки. Большинство опрошенных с домовыми не встречались.
Заключение
В результате моего исследования я сделала вывод о том, что домовой – добрый дух. Он представляется как хозяин, который оберегает дом, его трудолюбивых обитателей, домашних животных. Иногда он беззлобно, как ребёнок, проказничает, чтобы привлечь к себе внимание. Но он не любит нерадивого отношения к хозяйству, нерях и бездельников. В этом случае он вредит не только людям, но и животным. Из прочитанных мною произведений, я поняла, что авторы относятся к домовому с уважением, почтением, симпатией. Мне кажется, что это связано с тем, что издавна люди стремились расположить к себе домового, заручиться его поддержкой и помощью, задобрить, чтобы он был защитником их жилища, хозяйства.
Многие люди, хотя бы раз чувствовали присутствие домового, но некоторые из них не придавали этому значение. При установлении контакта с домовым в доме меняется обстановка – в доме появляется то, чего не хватало (защита дома, спокойствие жителей, порядок, благополучие и многое другое). Для современной жизни – это маленькая сказка, поверив в которую, жить, становится интереснее.
Цель нашей работы достигнута, мы выяснили, что вера современных людей в существование домовых сохранилась.
Задачи, которые мы ставили в работе достигнуты: мы познакомились с историей происхождения домовых, изучили жизнь домовых по литературным источникам, провели опрос среди старшего поколения и анкетирование среди учащихся 3 – х классов.
В ходе исследования мы сделали следующие выводы:
Таким образом, наша ГИПОТЕЗА о том, что современные дети верят в существование домовых, подтвердилась.
Таким образом, эта тема оказалась ещё интереснее, чем мы думали. Хочется как можно больше узнать о домовых и подружиться с домовым в своём доме.
На уроках литературного чтения мы знакомимся только с мифами Древней Греции. Поэтому данная исследовательская работа может использоваться как на уроках литературного чтения, окружающего мира, так и на внеклассных мероприятиях.
Список использованной литературы
Музыка космоса
Почта
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Есть ли лёд на других планетах?
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"