Исследовательская работа по литературе. Усадьба Е.А.Арсеньевой предстаёт одновременно роскошной резиденцией помещицы, сельским культурным салоном, кабинетом пресвященной дворянки, приютом поэта, многофункциональным хозяйством, семейным очагом, очагом русской культуры.
Вложение | Размер |
---|---|
imenie_e.a.arsenevoy_-_ochag_russkoy_kultury.docx | 49.79 КБ |
«Родные всё места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей...»
(М.Ю.Лермонтов)
ВВЕДЕНИЕ
Россия сохранила для своих потомков большое культурное наследие. Одно из важнейших составляющих отечественной культуры - загородные усадьбы с их искусством, архитектурой, бытом и укладом жизни. Усадьба сочетала жилые и хозяйственные постройки, сад и огород. Создать необыкновенно сказочный, гармоничный мир - главная задача любого усадебного строительства. Мир этот имел свои традиции, переходящие из поколения в поколение; особый стиль поведения домочадцев, стиль «житья».
Усадьба Арсеньевой Елизаветы Алексеевны располагалось в селе Тарханы на юго-западе Пензенской губернии. Это большое старинное село, появившееся в начале 19 века, теперь это Лермонтово, с которым неразрывно связано имя великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.
Тема исследовательской работы выбрана не случайно. Во-первых, усадьба Е.А.Арсеньевой является одним из ярких очагов русской культуры. Во-вторых, именно эта усадьба вскормила, вырастила великого поэта. В-третьих, имение Е.А.Арсеньевой - образец музейной культуры.
В России ведется большая работа по изучению и сохранению культурного наследия, созданного трудами многих поколений (в частности, русской дворянской усадьбы). Создание качественно новой культуры невозможно без бережного отношения к культуре прошлых эпох. Актуальность исследования продиктована самим временем: необходимостью возвращения в отечественную культуру национальных ценностей, к числу которых относится усадебная культура, в частности, и усадьба Арсеньевой Е.А.
Цель исследования: рассмотреть культуру и быт усадьбы Арсеньевой Елизаветы Алексеевны
Задачи исследования:
При написании данной работы использовались разнообразные источники. Среди них - книга Андрея Юрьевича Низовского, в которой автор уделяет особое внимание усадьбе второй половины XVIII - начала XIX веков, а также подчёркивает новизну и актуальность изучения усадебной культуры. Архитектурной стилистике усадебных господских домов посвятил свою работу «История русской архитектуры» В.И. Пилявский, выявляя развитие стилистических пристрастий владельцев и их влияние на формирование усадебной пространственно-бытовой среды. В работе также использовались книги Ю.В. Трубинова «Усадебная культура XVIII - XIX веков». Однако ведущее место в списке используемой литературы занимает научная работа Р.П. Алдониной «Русская усадьба», где усадебный комплекс рассматривается, как целостный «организм», уникальное сочетание элементов архитектуры, декора, интерьера и садово-парковой среды. В ней показана история усадеб, которая до сих пор привлекает внимание многих историков и исследователей. Мельникова Т.М. в книге "И дышит непонятная святая прелесть в них..." рассказывает о мемориальных вещах, связанных с жизнью и творчеством Лермонтова, его родными и близкими, о тех людях, которые сберегли и передали музею бесценные реликвии.
Фотоальбом В.В.Афанасьева "Люблю Отчизну я" посвящен жизни и творчеству замечательного русского писателя М. Ю. Лермонтова. Это своеобразная экскурсия по лермонтовским местам, в которой слова экскурсовода, знакомящие с биографией М.Ю. Лермонтова, сопрягаются с замечательными картинами, фотографиями, передающими атмосферу жизни писателя.
На Сайте Государственного лермонтовского музея-заповедника имеется огромный документальный материал и фотографии, карты усадьбы.
Виртуальная экскурсия по музею-заповеднику помогает окунуться в живую атмосферу усадьбы Е.А.Арсеньевой, ярко представляет её нынешнее состояние.
История усадьбы
Земли, которые занимала усадьба Арсеньевой Е.А., имеют древнюю историю, берущее свое начало ещё в Петровскую эпоху. Тарханская хроника начинается в 1701 году. Основателем села и его первым владельцем стал князь Яков Петрович Долгоруков, поручик Преображенского полка. С 1794 года владельцами имения стали Е.А и М.В. Арсеньевы, будущие бабка и дед М.Ю. Лермонтова.
Причина возникновения названия села «Тарханы» в том, что, зарабатывая на оброк, крестьяне (бывшие знаменитые костромские коробейники) продолжали коробейничать и на новом месте, но получили новую кличку - «тарханы» (По В. Далю: «Тархан» - в Тамбовской, Пензенской и Саратовской губерниях - прасол, маяк, скупщик по деревням холста, льну, пеньки, шкур и т.п.»). Основным занятием крестьян оставалось хлебопашество, но наряду с ним они активно «тарханили». Е.А. Арсеньева, хотя и перевела крестьян с оброка на барщину, но «тарханство» крестьян поощряла и даже открыла в селе ярмарку.
На протяжении многих лет село имело два названия: более официальное - Яковлевское, обиходное - Тарханы. Самое раннее упоминание названия «Тарханы» встречается в 1806 году в метрической книге Никольской церкви.
19 февраля 1795 года Е.А. Арсеньева подала прошение о вводе ее во владение имением и стала законной и полновластной хозяйкой поместья. Владела она Тарханами полвека, была энергичной, умелой и предприимчивой хозяйкой (при ее правлении имение стало приносить приличный доход). За всю историю села Е.А. Арсеньева была единственной помещицей, которая жила здесь и выезжала из Тархан только на время, оставляя хозяйство на попечительство приказчика С. Матвеева и управляющего Ф. Соколова. Самое длительное отсутствие Арсеньевой было в 1820-1835 годах, когда она жила с внуком в Москве и Петербурге.
Тарханы не были родовой вотчиной предков поэта. В начале18 века служилые люди Петра Первого поселились на необжитых землях Пензенской губернии. Среди поселян был и стольник Михаил Аргамаков, дочь которого вышла замуж за князя Долгорукова, а после смерти своего мужа продала село Настасье Александровне Нарышкиной. У Нарышкиных и купила Тарханы Елизавета Алексеевна Столыпина, в замужестве Арсеньева, бабушка поэта.
В одном старинном документе записано, что село располагалось «по обе стороны вершины речки Милорайки, на коей пруд, и при большой дороге из города Чембара в Пензу церковь Николая Чудотворца и дом господский деревянный».
Нарышкинская усадьба не понравилась госпоже Арсеньевой, и она решила реконструировать поместье. На берегу пруда за восточной стороной села были разбиты парк и сады, а также построен одноэтажный господский дом. Особняк простоял недолго, по распоряжению Елизаветы Алексеевны её разрушили, так как с ним были связаны тяжёлые воспоминания. В этом доме покончил жизнь самоубийством муж Арсеньевой, и умерла от скоротечной чахотки её единственная дочь Мария Михайловна, мать поэта.
Неподалёку от прежнего места построили деревянный дом с мезонином.
В память о Марии Лермонтовой в 1820 году была открыта домовая церковь. В 1817 году бабушка Михаила Юрьевича составила завещание, согласно которому её достояние должно перейти к единственному внуку, но после гибели его она сделала новый документ, в соответствии с которым имение досталось её брату Афанасию Алексеевичу Столыпину. Впоследствии Тарханы доставались его сыну, дочери и внучке. Сами наследники в имении не жили, все хозяйственные дела поручали управляющим. Естественно, усадьба ветшала и разрушалась, перестраивались отдельные постройки, делали перепланировку парка. В ночь с 13 на 14 июня 1908 года в имении случился пожар, который уничтожил лермонтовский дом.
Однако тарханская усадьба не осталась без внимания передовой русской общественности. В журнале «Пантеон»(1853г.) было напечатано письмо одного пензенского жителя, в котором говорилось: «Село Тарханы в последнее время приобрело известность, и часто бывает украшена свежими цветами гробница поэта». В других газетах появились очерки о Тарханах. Село посетили первые биографы Лермонтова – В.Х.Хохряков и П.А.Висковатый.15 июля 1891года, в день 50-летия со дня гибели поэта, в Тарханах состоялось чествование М.Ю.Лермонтова и был торжественно открыт его бюст. В 1912 году в Пензе попытались открыть музей поэта, но это намерение его земляков не осуществилось. Случилось так, что этим музеем становилась усадьба помещицы Арсеньевой. К 100-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова были отремонтированы церковь и фамильная часовня Арсеньевых.
После Октябрьской революции имение было национализировано, а 30 июля 1939года при огромном стечении народа был открыт дом-музей М.Ю.Лермонтова. Музейный комплекс реставрировали так, как было при жизни поэта, и сейчас в него входят памятники в Тарханах и вблизи них.
Архитектура строений усадьбы Е.А.Арсеньевой
Представители господствующих классов XVIII - XIX веков создавали вокруг своих резиденций и внутри них среду, соответствующую их материальным и духовным потребностям. Так возникла и дворянская усадьба со своей особой стилистикой, зависящей от вкусов и пристрастий владельцев. Жилищный стиль требовал свой культурный текст. В усадебной архитектуре наблюдались «большие стили». Это и классицизм, и барокко, и национальный стиль.
Усадебный мир создавался очень тщательно и подробно. В хорошей усадьбе всё должно быть продумано до мелочей. К примеру, жёлтый цвет усадебного дома подобно золоту являл богатство хозяина. Кровлю поддерживали белые (символ света) колонны. Серый цвет флигелей - это удаленность от деятельной жизни. А красный в неоштукатуренных хозяйственных постройках - наоборот, цвет жизни, деятельности. Всё это тонуло в зелени садов и парков - символе здоровья и радости. Этот идеальный мир, отгораживался от окружающего мира стенами, решетками, башнями, искусственными рвами-оврагами и прудами. И усадьба Е.А.Арсеньевой была устроена в традициях русских усадеб того времени.
«… Тарханы. Барский дом, одноэтажный, с мезонином, окружен был службами и строениями. По другую сторону господского дома раскинулся роскошный сад, расположенный на полугоре. Кусты сирени, жасмина и розанов клумбами окаймляли цветник, от которого в глубь сада шли тенистые аллеи. Одна из них, обсаженная акациями, сросшимися наверху настоящим сводом, вела под гору к пруду. С полугорья открывался вид в село с церковью, а дальше тянулись поля, уходя в синюю глубь тумана», – такое описание дает П.А. Висковатов в книге «Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество».
Усадьбы, созданные на территории России, отличались друг от друга. Ближе к столицам теснились увеселительные резиденции: Останкино, Кусково, Архангельское - близ Москвы; Гатчина и Павловск - близ Петербурга. Это высокохудожественные усадьбы, со сложной планировкой, роскошью и богатством отделки, стилистическим единством общего замысла.
Чем дальше от обеих столиц вглубь России, тем все более появлялось «экономических» поместий, архитектура и парки которых сравнительно просты. Таких усадеб было большинство. Как правило, средняя усадьба свободно сочетала в себе несколько функций: она была и увеселительной резиденцией, и местом тихого уединения, и хозяйственным предприятием владельца. Летом в ней веселилась молодежь, устраивались балы и спектакли, тихо коротали свои дни старики; предприимчивый хозяин устраивал здесь свои мануфактурные затеи.
Именно такой типичной средней усадьбой была усадьба бабушки Лермонтова Е.А. Арсеньевой. Помещица екатерининской закалки, Арсеньева строила тарханскую усадьбу в полном соответствии со своим положением в обществе. На некотором отдалении от крестьянских изб, на крутом берегу стоял большой барский особняк в тридцать с лишним комнат, с террасами и белыми колоннами.
Спланированные по всем правилам архитектуры и усадебного строительства сады, пруды, хозяйственные постройки, парк с неизменной беседкой, ажурные мостики, сирень и акация, липовые аллеи, розарий - все это окружало дом и входило в понятие «русская усадьба». На месте первого барского дома, в память о рано умершей дочери Марии Михайловне, Арсеньева выстроила небольшую церковь Марии Египетской, а новый дом был отстроен в двадцати шагах от церкви, гораздо меньших размеров, чем прежний.
С западной стороны от барского дома располагалась парадная часть с розарием и парком, а с восточной - хозяйственный двор. На дворе в два ряда выстроены были хозяйственные постройки. С северо-востока у барского дома стоял небольшой деревянный флигель, разделенный сенями на две половины, в нем жили конторщик и ключник; за ним, ближе к пруду, находился ледник из дикого камня. В одну линию с домом ключника помещалась барская кухня, а за ней кирпичный коровник и деревянный каретник. Ниже, на склоне оврага, стояла баня. На юго-востоке от барского дома располагались следующие службы: людская изба с кладовой и ледником для хранения продуктов; дальние за людской стоял сарай для фуража и деревянная конюшня для выездных лошадей. У барского пруда стояли овин и амбары.
Хозяйственный комплекс не только удовлетворял все бытовые потребности владельца и являлся одним из дополнительных источников дохода, но и служил предметом социального престижа: им гордились, его непременно показывали гостям, им восхищались. В силу этого все основные строения комплекса стали объектом постоянной заботы помещиков. При этом главным правилом усадебного строительства признавалось следующее: «дорого, но прочно». В крупных усадьбах местные помещики предпочитали возводить конные и скотные дворы в виде одноэтажных кирпичных корпусов.
Время изменило и барскую усадьбу. После гибели М.Ю. Лермонтова и смерти хозяйки имения Тарханы по ее духовному завещанию перешли к ее младшему брату Афанасию Алексеевичу. А.А. Столыпин жил в Саратовской губернии, Тарханами по доверенности управлял Иван Абрамович Соколов, бывший в свое время слугой Михаила Юрьевича и сопровождавший вместе с А.И. Соколовым и И.Н. Вертюковым прах поэта из Пятигорска в Тарханы.
В том же 1867 году, на смену управляющему Горчакову пришел П.Н. Журавлев, человек достаточно образованный и, вероятно, понимающий значение тарханской усадьбы. П.Н. Журавлев восстановил барский дом в прежнем виде. О том, как выглядел дом в это время, рассказывает А.П. Кузнецова, служившая горничной у Журавлева: «Барский дом был с мезонином, как и теперь. Стены его были бледно-желтые, крыша зеленая, а колонны белые... Комната Михаила Юрьевича была оклеена желтыми обоями, и в ней был камин; мебель в ней стояла желтого цвета, обитая желтым шелком. Стояла кровать с откидными стенками вроде дивана. В гостиной были две печи из белого изразца, а пол был разделан под паркет... В чайной комнате стоял шкаф с дорогой посудой, оставшейся после Арсеньевой».
Оригинальность усадебному ансамблю в Тарханах придает сохранившаяся с начала XIX века интересная по архитектурному решению церковь, которую Е.А. Арсеньева построила в 1819 году на месте старого дома в память о дочери. Церковь была «придельной», не имела своего штата, на что указано в клировых ведомостях Нижнеломовского духовного правления за 1841 год: «...придельная, теплая, каменного здания, на особом месте, построена и освящена в 1820 году во имя святой Преподобной Марии Египетской».
В лермонтовское время в центре села стояла еще одна церковь «деревянного здания, во имя Николая Чудотворца, построена в 1775 году, освящена в 1776 году». Церковь Николая Чудотворца была разобрана «за ветхостью» и перенесена на сельское кладбище в 1826 году Вместо нее на средства Е.А. Арсеньевой была построена новая, кирпичная, престол освятили в 1840 году во имя Михаила Архистратига, считавшегося святым покровителем поэта. Исторически, сложилось так, что с 1826 по 1840 годы все обряды совершались в церкви Марии Египетской. На барскую усадьбу по большим праздникам на торжественные богослужения стекались прихожане со всей округи. Церковь была одним из главных социальных институтов в жизни народа. Рождение, крещение, присутствие у исповеди, венчание, смерть - все важнейшие вехи судьбы русского человека были освящены церковным обрядом. Лермонтов, как и все обитатели дома его бабушки, особенно часто посещал церковь Марии Египетской.
Музейная экспозиция в этой церкви, основанная на подлинных материалах и документах эпохи, расширяет представление о культурной среде, в которой проходили детство и отрочество поэта.
Интерьер церкви восстановлен в соответствии с фотографией иконостаса 1923 года и описью имущества, составленной в 1925 году. Иконостас сделан из дуба, с позолотой на резных деталях. Заняли свое прежнее место иконы конца XVIII - начала XIX века. Образы Богоматери, Николая Чудотворца, Михаила Архангела находились здесь и в лермонтовское время. Среди предметов церковного обихода - чаша для святой воды, купель, подносы для сбора подаяния, потир (чаша для причастия), дароносица. На престоле - Евангелие, изданное в конце XVIII века.
Недалеко от барского дома в 1968 году на прежнем фундаменте был восстановлен маленький деревянный флигель, где во времена Лермонтова жили две семьи привилегированных слуг тарханской барыни: семья ключницы и семья конторщика.
Сейчас во флигеле размещена экспозиция, посвященная крестьянскому окружению М.Ю. Лермонтова.
«Лермонтов рос в Тарханах, как богатый барчук – бабушка делал все, чтобы он мог учиться, хорошо развиваться физически. У него было несколько комнаток в мезонине. В детской – изразцовая лежанка, обитые желтым шелком диванчик и кресло, стены тоже желтые, так что в солнечный день она светилась как фонарик. Окна выходили в сад… Пол покрыт сукном – мальчик рисовал на нем цветными мелками. В усадьбе подолгу жило несколько мальчиков и девочек – близких и дальних родственников. Все вместе они играли, занимались гимнастикой, учились ездить верхом, катались зимой с ледяных гор, устраивали детский театр», писал В.В Афанасьев в книге «Люблю отчизну я… Лермонтовские места.
Интерьер
Около двух столетий жизнь дворянина начиналась в усадьбе, протекала в ней и часто заканчивалась здесь же. В усадебной жизни всегда большое значение уделялось интерьеру и убранству помещений.
Интеллектуальным и хозяйственным центром «вседневной» жизни усадьбы был мужской кабинет. Однако обставляли его почти всегда очень скромно. Здесь всё было предназначено для уединенной работы. Барский кабинет почти не украшался и весьма скромно декорировался. Кабинет хозяина усадьбы был предназначен также и для работы, поэтому основную роль в его интерьере играли книги. Часть книг была необходима для успешного ведения хозяйства. Непременным атрибутом таких кабинетов являлись календари, содержащие советы на все случаи жизни. Каждый уважающий себя дворянин должен был иметь небольшую, но полную библиотеку. Дополняли довольно скромную обстановку мужского кабинета два-три портрета родителей и детей хозяина, небольшая картина с баталией или морским пейзажем.
Если мужской кабинет был приватным центром усадьбы, то его парадным лицом служила гостиная или зала. В богатых усадьбах гостиная и зала служили для разных целей, в большинстве же домов они прекрасно совмещались. Домочадцы проводят здесь большую часть времени, читая произведения известных писателей. Портреты царствующих особ заменяют портреты людей, милых сердцу хозяев. Именно такой гостиная и вошла в русскую литературу XIX века.
Во второй половине XVIII столетия появляется в усадебном доме женский кабинет День дворянки, особенно в сельской усадьбе, был полон забот. Утро ее начиналось в «уединенном» кабинете, куда шли за приказом с отчетом, за деньгами и с дневным меню. Однако с течением дня предназначение женского кабинета меняется, он превращается в салон. В своем кабинете хозяйка принимала самых близких родственников, друзей, соседей. Здесь она читала, рисовала, занималась рукоделием. Здесь же вела обширную переписку. Потому женский кабинет всегда отличался особым уютом и теплотой. Стены окрашивались в светлые тона, оклеивались обоями. Цветочный декор и такая же цветочная роспись покрывали потолок. Пол складывался уже не из яркого наборного паркета, а застилался цветным ковром. К теплу общения в женском кабинете добавлялось каминное тепло. Но главную роль в женском кабинете играла художественная мебель. Простенки между окнами занимали большие зеркала, опирающиеся на изящные столики. Сама мебель теперь выполнялась из карельской березы, в которой старались сохранить естественную фактуру, не закрывая ее позолотой и пестрой раскраской. Небольшие круглые столики и столики-бобики, кресла и бюро позволяли хозяйке кабинета самой выстраивать необходимый уют. При этом единое пространство кабинета старались разбить на несколько уютных уголков, каждый из которых имел свое предназначение. Большую роль в формировании образа женского кабинета играли ткани. Шторы, драпировки, обивка мебели, напольные ковры - все это тщательно подбиралось. Нередко в женском кабинете проходили семейные чаепития - эта особая русская форма домашнего общения.
Комната Е.А.Арсеньевой обставлена мебелью екатерининской эпохи. Две реликвии особенные: комод, принадлежащий матери Лермонтова и два нарядных платка с искусной вышивкой и отделкой кружевами – работа самой госпожи Арсеньевой. До гибели Лермонтова в переднем углу комнаты висела икона старинного письма «Спас нерукотворный», когда-то Елизавета Алексеевна ею была благословлена ещё своим отцом, потом этому образу ежедневно молилась о здравии внука. Узнав о его смерти, Арсеньева приказала отнести икону в большую каменную церковь, произнося при этом «И я ли не молилась о здравии Мишеньки этому образу, а он всё-таки не спас». Потом икону снова вернули в тарханский музей. На рабочем столе помещицы раскрыт номер журнала «Библиотека для чтения». В нем была напечатана поэма Лермонтова «Хаджи-Абрек». Бабушка трепетно относилась к сочинениям внука: «Стихи твои, мой друг, я читала, бесподобные, а всего лучше меня утешило, что тут нет нонешней неистовой любви…Стихи твои я больше десяти раз читала…»
Особо почетное место среди парадных покоев усадьбы занимала столовая. Именно здесь семья чувствовала себя единым целым. Мебели в столовых старались ставить как можно меньше - только ту, что необходима. Стулья были, как правило, очень простые, удобные. Столы часто делали раздвижными и выносили лишь во время обеда в зависимости от количества гостей. Однако в середине XIX столетия огромный стол уже занимает почти все пространство столовой. Особое место в русских столовых XVIII-XIX века принадлежало фарфору. Без него не мыслилась ни одна усадьба. Он говорил о богатстве и вкусе хозяина. Потому хороший фарфор специально добывали и коллекционировали. Специально изготовленные на заказ фарфоровые сервизы были редкостью даже в очень богатых домах, и потому весь набор посуды собирался буквально из отдельных предметов. И лишь в начале XIX столетия фарфоровые сервизы прочно занимают место на обеденных столах русской знати. Металлической посудой в усадьбах практически не пользовались, она была золотой или серебряной. При этом если золотая посуда говорила гостям о богатстве хозяина, то фарфор - об утонченных вкусах.
В тарханском доме Лермонтов занимал две смежные комнаты, окна которых выходили на юг, в парк. В ремарке к 4-му акту драмы «Два брата» читаем: «Большая заброшенная комната….С левой стороны виден коридор, освещённый в окна луной, в коридоре спускается лестница; направо две ступени и дверь, в середине стеклянная дверь на балкон». В стихотворении «Первая любовь» поэт вспомнит о жёлтых обоях своих комнат.
Обстановка в комнатах, где проживал Михаил Юрьевич, создаёт «эффект его присутствия» в тарханском доме. В шкафу красного дерева много книг, на особом месте издания сочинений Байрона, 2 февраля Лермонтов сделал свой вольный перевод «Умирающего гладиатора». На стене литография – портрет английского барда. В комнате собраны мемориальные вещи. Родственники передали в музей трубку в золотой оправе с янтарным мундштуком. Чёрную жестяную папиросницу с изображением сеттера Лермонтов получил от своего товарища по полку А.Г.Реми. Простая фарфоровая чернильница с фигуркой льва, и тут же шкатулка орехового дерева, которая была с Мишелем в Пятигорске. Она как горькая память о погибшем поэте. И, конечно же, в комнатах особняка экспонируются лермонтовские картины.
Сады и парки усадьбы
Усадебные сады и парки XVIII–XIX веков, регулярные или пейзажные, по характеру призваны были воздействовать на чувства и эмоциональный мир сельских помещиков. В эпоху позднего барокко регулярные парки в крупных усадьбах местных помещиков занимали небольшие участки относительно ровного рельефа, в виде продолговатых прямоугольников. Их окружали замаскированными естественными оврагами или искусственными рвами. В последней четверти XVIII века в сельских усадьбах местных помещиков в моду вошли пейзажные («аглицкие») парки, которые в идеале должны были включать в себя «…овощник, сад плодовитый, сад цветочный и сад увеселительный, или к украшению служащий; присовокупляется иногда к сему сад Ботанический». Основной массив усадебных пейзажных парков, состоящий преимущественно из типично русских деревьев и кустарников (липа, ель, береза, сосна, тополь, рябина, дуб, терн, орешник), включал в себя сезонные и вечнозеленые насаждения, которые обеспечивали ему привлекательность в любое время года. Местный колорит усадебных парков обогащали посадкой чужеродных видов растений экзотов, например, из Америки – клен американский, из Европы – лиственница европейская, с юга России – липа крупнолистная.
Как же устроена усадьба Арсеньевой Е.А.? Несет ли она в себе черты привычной усадьбы тех времен?
На расстоянии версты на восток в излучине оврага, образуемого речкой Марарайкой, было положено основание новой усадьбе, которая устроена по всем правилам тогдашнего усадебного строительства и в настоящее время представляет собой памятник садово-паркового искусства того времени. На обрыве над Большим прудом построили барский дом. От него открывались близкие и дальние живописные виды на пруды, поля, рощу, церковь. Из-за богатства окружающего ландшафта не было нужды в благоустройстве большой территории.
Новая усадьба была разделена на две части: парадную (с домом и парком) и хозяйственную (с различными подсобными постройками). При ее планировке использовался принцип того времени: включение в декоративное оформление поместья естественных природных деталей. Пруды, рощи и поля, обрамляя небольшой ухоженный парк, подчеркивали его стройность и строгость. В овраге и русле реки Марарайки был создан каскад прудов. Верхний, или Барский, пруд держит плотина у въезда в усадьбу. Самый значительный по площади назвали Нижним, или Большим, он тянется через все село к сельской церкви. Между этими двумя образовался Средний. Таким образом, искусственные декоративные элементы усиливались естественными. На юге Круглый сад соединялся с Дубовой рощей и образовывал единый зеленый массив. На востоке композиционная определенность Дальнего сада контрастировала с широкой равниной, протянувшейся до Долгого леса. По западному склону от барского дома террасами пролегали аллеи парка.
Оформление усадьбы имело еще одну особенность. Художественные элементы сочетались с практической необходимостью: декоративные кустарники (жасмин, шиповник, сирень, желтая акация, жимолость) выступали в ансамбле с фруктовыми насаждениями - яблонями, вишнями, грушами, смородиной, крыжовником, сливами, малиной, барбарисом.
Мемуарные свидетельства, а также специальные исследования послужили материалом для создания проекта реставрации зеленых насаждений, разработанного в 1969-1971 годах (Московское предприятие «Леспроект», автор - В.А. Агальцова). К 1990 году проектные работы были в основном осуществлены. В результате восстановлены главные особенности усадьбы: парк стал «открытым», светлым, он теперь состоит, как в лермонтовское время, из декоративных кустарников и нескольких аллей, обсаженных соснами, липами, ветлами. Живописная группа деревьев между домом ключника и церковью Марии Египетской, и старый вяз у барского дома украшают парк. Восстановлены фруктовые сады, цветники, элементы парковой архитектуры (беседка, дерновая скамья и др.), Дубовая роща, пасека.
От бывшего Чембарского тракта к усадьбе ведет прямая дорога. Въезд на усадьбу проходит по плотине Барского пруда, обсаженной ветлами. На восточном берегу пруда в зарослях сирени просматриваются строения: старый арсеньевский амбар и восстановленная конюшня. На повороте плотины вправо открывается вид на бывший помещичий дом.
По плотине Среднего пруда можно выйти на высокий холм, где откроется нечто особенное, такого не встретишь в других дворянских усадьбах, — «траншеи» — место военных игр будущего поэта. Лермонтов в детстве особенно увлекался этой забавой по возвращении из Пятигорска, куда бабушка возила его для поправки здоровья и где он много слышал о войне с горцами. Был у него даже свой «полк», который состоял из его сверстников.
«Когда Михаил Юрьевич подрос и вступил в отроческий возраст, - рассказывают старожилы села Тарханы, - были ему набраны однолетки из дворовых мальчиков, обмундированы в военное платье, и делал им Михаил Юрьевич учение, играл в воинские игры, в войну, в разбойников».
Еще одной любимой детской забавой мальчика были качели, которые устраивались на старом вязе. «Среди двора, - писал Лермонтов в неоконченной повести «Я хочу рассказать вам», - красовались качели; по воскресеньям дворня толпилась вокруг них, и порой две горничные садились на полусгнившую доску, висящую меж двух сомнительных веревок, и двое из самых любезных лакеев, взявшись каждый за конец толстого каната, взбрасывали скромную чету под облака: мальчишки били в ладоши, когда пугливые девы начинали визжать, — и всем было очень весело». Вяз рос у юго-западного угла барского дома. Летом 1941 года буря переломила его ствол, и он рухнул. Каким могучим был вяз, можно судить по рисунку П.А. Висковатого да по остатку дерева, который помещен в доме ключника.
На южном склоне парка у пруда почти два столетия простоял дуб, который, по преданию, еще ребенком посадил Лермонтов. В 1995 году буря с корнем вырвала могучее дерево. Его остов сохранен, а рядом уже растет дубок, родившийся из желудя старого дерева.
Здесь же, в южной части парка, по склонам холма рассажен фруктовый Средний сад. Он спускается от старой сосновой аллеи до самой воды.
С холма, где расположилась вишневая часть Среднего сада, от места «разрушенной теплицы» открывается вид на холмистую долину речки Марарайки.
Быт и культура усадьбы
А.А.Фет писал: «Что такое дворянская усадьба с точки зрения нравственно-эстетической? Это «дом» и «сад», устроенные на лоне природы, когда человеческое едино с «природным» в глубочайшем органическом расцвете и обновлении, а природное не дичится облагораживающего культурного возделывания человеком, когда поэзия родной природы развивает душу рука об руку с красотой изящных искусств, а под крышей усадебного дома не иссякает особая музыка домашнего быта, живущего в смене деятельности труда и праздного веселья, радостной любви и чистого созерцания».
Экспозиция дома Е.А.Арсеньевой воссоздает атмосферу дворянской культуры лермонтовского времени, раскрывает биографические, творческие связи поэта с Тарханами.
Хозяйка Тархан, бабушка поэта, Елизавета Алексеевна, была дочерью богатого пензенского помещика Алексея Емельяновича Столыпина, губернского предводителя дворянства и владельца известного в конце XVIII-начале XIX века в Москве и провинции крепостного театра.
О ней вспоминали, что она была «женщина замечательная по уму и любезности», и в то же время «деспотичного непреклонного характера, привыкшая повелевать».
«Горячо любила Михаила Юрьевича воспитавшая его бабка Елизавета Алексеевна Арсеньев, и память о ней тесно связана с именем поэта… По рассказам знавших ее в преклонных летах, она была среднего роста, стройна, со строгими, решительными, но весьма симпатичными чертами лица. Важная осанка, спокойная, умная неторопливая речь подчиняли ей общество и лиц, которым приходилось с нею сталкиваться. Она держалась прямо и ходила, слегка опираясь на трость, всем говорила «ты» и никогда никому не стеснялась высказать, что считала справедливым», - рассказывает П.А. Висковатов в книге «Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество».
Муж ее, отставной поручик Михаил Васильевич Арсеньев, дед М.Ю. Лермонтова, был страстным театралом. При жизни его в тарханском барском доме часто устраивались домашние любительские спектакли.
В классной комнате экспонируется экземпляр 3-й главы романа Пушкина «Евгений Онегин», изданной в 1827 году, принадлежавший лично Лермонтову, привезенный им из Москвы весной 1828 года. Здесь же находится альбом Нарышкиных с двумя оригинальными юношескими рисунками Лермонтова, а также представлены в копиях несколько его детских акварельных работ. В шкафу и на полке много книг русских и зарубежных авторов из круга чтения Лермонтова-мальчика.
До наших дней сохранились некоторые вещи, окружавшие его: два глубоких четырехугольных кресла, обшитых желтым штофом, вытканным растительным орнаментом; туалетный стол-комод его матери; парадные носовые платки его матери и бабушки, обшитые французскими кружевами и искусно вышитые белым шелком; небольшое старое зеркало в скромной прямоугольной раме из красного дерева. Все эти мемории представлены в экспозиции барского дома. В комнате Лермонтова сейчас находится и икона Богоматерь «Споручница грешных», поступившая в музей недавно. По легенде она находилась в доме Е.А. Арсеньевой именно в мезонине.
Эффект «присутствия» поэта усиливают его личные вещи: дорожная шкатулка, портсигар, пеньковая трубка с янтарным мундштуком, фарфоровая чернильница в виде сидящей львицы с чашей у лап, печатка с выдвижным ножичком для разрезания бумаги (на основании печатки монограмма Лермонтова: «ML»), его рисунки в альбомах, оригинальная картина «Кавказский вид близ селения Сиони», подаренная бабушке после возвращения из первой кавказской ссылки. В шкафах собраны книги русских и иностранных авторов из круга чтения Лермонтова.
Выводы
1. Усадьба Е.А.Арсеньевой предстаёт одновременно роскошной резиденцией помещицы, сельским культурным салоном, кабинетом пресвященной дворянки, приютом поэта, многофункциональным хозяйством, семейным очагом, очагом русской культуры.
2. В архитектуре усадьбы Елизаветы Алексеевны Арсеньевой проявились лучшие традиционные черты древнерусского зодчества. В ней нашли своё отражение и дальнейшее развитие такие особенности архитектуры XVIII - XIX веков, как единство композиций сооружения, компактность основного здания, связь с природой и активная организация окружающего природного пейзажа.
3. Усадебный интерьер - это оригинальное сочетание элементов русской и западноевропейской, средневековой и современной, светской и церковной культуры.
4. Современный музей-заповедник Лермонтово – яркий образец музейной культуры, несущий потомкам атмосферу творчества, вдохновения, гения великого поэта.
5. Уклад усадебной жизни был тесно связан с жизнью крестьян. Господская усадьба, являясь многофункциональным хозяйством, существовала в окружении мира крепостных и находилась с ним в постоянном и тесном взаимодействии. Владелец и его люди молились в одной церкви; крестьянский и барский мир русской усадьбы соприкасались ежечасно. Однако они были неизмеримо далеки друг от друга.
Литература.
Россия, 1989.
Филимоновская игрушка
Круговорот воды в пакете
За чашкой чая
Юрий Алексеевич Гагарин
Чайковский П.И. "Детский альбом"