Сочинение выявляет особенности творчества великого поэта М.Ю.Лерсонтова.
Вложение | Размер |
---|---|
zagadki_tvorchestva_lermontova.docx | 17.13 КБ |
…Среди великих гениев России
Мне ближе всех один.
Он вольнодумец, волжская стихия
И гор Кавказа сын.
То Лермонтов; в его стихах свобода,
И сила, и любовь,
Слиянье человека и природы
В тени веков.
Меж этих строк сквозь горечь и страданье
Мы видим свет,
Огонь мечты и тайные желанья,
Ведь он – поэт!
Творя во имя русского народа,
Жил чародей.
Погиб, но так влечёт его свобода
Простых людей.
Как гимн душе мятежного героя,
Звучат светло
Колокола в Тарханах, где родное
Его село.
Это стихотворение я написала о своём любимом поэте, Михаиле Юрьевиче Лермонтове. Читая его произведения, я открываю для себя необыкновенный, удивительный мир, целую Вселенную красок и образов. Лермонтов – это один из ярчайших алмазов в короне отечественной поэзии. Он явил себя как очень разносторонний человек с богатейшим внутренним миром. Чтобы понять смысл стихов Лермонтова, прочитать среди этих строк тайные знаки и сокровенные мысли, нужно постичь его жизнь. Поэзия Михаила Юрьевича многогранна и касается множества самых разных тем, проходящих через времена и эпохи. Каждый может найти в ней что-то наиболее близкое, интересное для себя. Мне ближе всего тема Средних веков в лермонтовской лирике. Его «средневековые» стихи словно переносят меня на сказочную планету, где обитают прекрасные дамы, рыцари и мистические существа. Это как бы возвышает меня над серыми буднями, над серой действительностью, настраивает на романтический лад; у меня словно вырастают крылья. К «средневековым» можно отнести такие стихотворения Лермонтова, как «Баллада», «Русалка», «Пленный рыцарь», «Тростник», «Перчатка» (перевод баллады Шиллера), и, конечно же, моё самое любимое произведение этого замечательного поэта – «Жена Севера».
Это необыкновенно красивое стихотворение, навеянное скандинавскими мифами, пропитано духом прошедших времён. Читая его, мы отправляемся в удивительное путешествие в страну Скандинавию, где всё дышит чудесами и магией. Перед нами, как на ладони, открываются лесные чащи и горные цепи, покрытые вечными снегами, холодное суровое море с прибрежными скалами. Действие происходит в «года волшебной старины» - так Лермонтов, возможно, называет раннее Средневековье. В те незапамятные времена люди были суеверными и набожными, верили в высшие силы, в магию и существование сверхъестественных созданий. Языческие народы, коими являлись и викинги, поклонялись многочисленным богам, олицетворяющим силы природы.
Лермонтов рассказывает нам об одной из скандинавских богинь, покровительниц народов Севера. Наверное, это Фрейя, первая красавица в северном пантеоне, либо Фригг, мать всех божеств. «Покрыта таинств лёгкой сеткой», дева иногда являлась людям, словно знамение, и ослепляла своей убийственной, демонической красотой. Её голубые глаза сверкали, как холодный металл; всякий, кто видел эту девушку, прощался с жизнью. Древние скандинавы больше всего страшились гнева богов, поэтому в своих мифах и преданиях описывали их как грозных существ, великанов, обладающих огромной силой и могуществом, а также способностью колдовать. Они могли посылать на род человеческий страшные проклятия и кары, а могли быть милосердны, снисходительны к людям. «Дочь богов» Лермонтова – это тоже возвышенное, фантастическое, ирреальное создание, вестница из параллельного мира. Поэт рисует собирательный образ богини, который соединяет в себе черты богов и богоподобных созданий, рождённых фантазией языческих народов Древнего мира и Средневековья. Получившаяся квинтэссенция обретает женское лицо – так Лермонтов делает созданный им образ более ярким.
Викинги, которых поэт называет дикими сынами Финна (здесь хочется вспомнить пушкинскую поэму «Руслан и Людмила» - там был герой по имени Финн, волшебник родом из Скандинавии), возводят в честь своей покровительницы святыни, скальды посвящают ей свои песни. Почему же прекрасная дева была так жестока к людям Севера?
Ответ на этот вопрос кроется в истории. Всем известно, что викинги были весьма кровожадным и воинственным народом. Их основным занятием были сражения. «Сыны Финна» захватывали чужие земли или отбирали все сокровища, спрятанные в их недрах. Богиня мстила викингам за реки пролитой крови, за убитых женщин и детей, за сотни пленных. Но то, что она и сама прибегает к убийству, идёт на грех, лишает жизни людей, принижает её, умаляет её величие. Лермонтов словно «срывает» с неё тот сияющий нимб, «сетку таинств», что окружает её и делает недосягаемой для людей. Поэт пишет: «..Кто зрел её, тот умирал», «…как металл, язвили голубые очи». То есть нет в её взгляде той одухотворённости, блаженности, что присуща божественным существам.
Однако, как и все боги, дочь Севера многолика. В ней есть злоба, но есть и доброта; есть холодный блеск металла, есть и ангельская краса. Её «доброе» лицо могли видеть лишь скальды, мирные люди, живущие ради творчества, а не во имя войны и кровопролития. Скальдами в древней Скандинавии называли бардов, сказителей. Только к ним богиня проявляла милосердие, позволяла им восхищаться её красотой, не предавая их смерти. А они взамен за это дарили ей своё искусство – песни.
Лермонтов создаёт яркий, запоминающийся образ скандинавской богини с помощью изобразительных средств. Стихотворение очень богато ими. Так, в основе произведения лежат два приёма – гипербола и антитеза. Могущество и красота богини сильно преувеличены, гиперболизированы. Лермонтов наделяет её нечеловеческими способностями, например, убивать одним взглядом, и неземной внешностью. Дева Севера холодна и спокойна. Она как бы противопоставлена нам, смертным и вечно суетящимся людям. Однако такой контраст условен: люди грешны. Убийство – грех. Богиня убивает – значит, она тоже грешна. То есть, трактовать этот образ можно по-разному. Героиня отдалена от простого человека – и одновременно к нему приближена. Кроме двух приёмов, в стихотворении есть также тропы: эпитеты («угрюмой полуночи», «немое виденье», «пламенный восторг» и др.), сравнительные обороты (очи как металл). Неоднократно используется перифраз: «полуночная страна» - Скандинавия, «года волшебной старины» - Средневековье, «Финна гордые сыны» - викинги, «грозная дочь богов» - Фрейя. На иносказательных оборотах строится весь сюжет стихотворения. Произведение обладает удивительной напевностью, оно и само похоже на песнь скальдов; каждое его слово отсылает к далёким временам, к мифам и легендам. Я не без основания считаю, что это одно из самых прекрасных стихотворений Лермонтова.
Я тоже сочиняю стихи, и моя любимая тема – патриотизм. Вдохновлённая Лермонтовым, я написала стихотворение «Ровена». Оно посвящено Родине, но в нём, как и в лермонтовской «Жене Севера», есть образ «северной богини». А имя Ровена я заимствовала из другого произведения, которое я тоже очень люблю – «Айвенго» В. Скотта. Вот что у меня получилось:
Ровена
Что хладно так глядишь, Ровена?
Светлей луны твой гордый лик.
Рука твоя благословенна
Для воинов чужой земли.
Дитя Саксонии туманной,
Ты краше ангелов в раю!
Достань-ка арфу! Сытый, пьяный,
С тобою вместе я спою.
Прелестница! Любую цену
Отдам за хмель чуть влажных губ.
Взгляни! Красив ли я, Ровена?
Тебе я любый аль не люб?
Навек ли взял твой город древний
Меня в объятия свои?
Солёных волн блистают гребни
Огнём драконьей чешуи.
Так знай – я русич непокорный!
И чар твоих я не боюсь.
Мне наших дев милее взоры
И пенной браги терпкий вкус.
Какую б не послали участь
Мне Норны северных краёв,
Родного говора певучесть
Звончей германских языков.
Вставай же, Русь! Воспрянь от плена!
Пусть златом колосится рожь!
Победный гимн гремит, Ровена!
Что ж вместе с нами не поёшь?
Хвоста обрубок опалённый
Поджав, попятился назад,
Твоей рукой благословлённый,
Тевтонских рыцарей отряд.
Мост Леонардо
Шум и человек
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Груз обид
Три орешка для Золушки