В данном альбоме размещены впечатления шестиклассников от прочитанных стихотворений великих русских классиков А.А.Фета и Ф.И.Тютчева. Интерпретируя прочитанное, дети выразили чувства и умонастроения, вызванные великим руссским словом. Пусть это только первые опыты, но откровенные и душевные.
Вложение | Размер |
---|---|
v_literaturnoy_gostinoy.rar | 695.85 КБ |
МИНИ-ПРОЕКТ
«В литературной гостиной
Ф.И.Тютчева и А.А.Фета»
Составители: ученики 6 класса
2015-2016 учебный год
МБОУ «Нижнеенангская СШ» Кичменгско-Городецкого муниципального района
Вологодской области
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Ветра теплого порывы,
Дальний гром и дождь порой...
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя —
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Все сердитей и смелей.
Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля,
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.
Колосова Елизавета
Ф.И.Тютчев написал стихотворение «Неохотно и несмело». Мне это стихотворение понравилось тем, что в нём поэт описывает красоту русской природы. Я выучила это стихотворение потому, что в нём меня привлекли яркие прилагательные – эпитеты: «зеленеющие нивы», «синей молнии». В тексте много олицетворений: «солнце смотрит», «струя пробилась».
Читаю тютчевские строки и представляю картину: робкое солнце поднимается над землёю и согревает своими ещё не такими горячими лучами поля. И вдруг надвигается гроза, наступает весна, её победа над зимой становится всё ощутимее и очевиднее. И гроза сметает оставшуюся пыль с полей.
Это стихотворение написано перекрёстной рифмой, трёхсложным размером – анапестом.
Учись у них - у дуба, у березы...
Учись у них - у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.
Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!
Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
Усова Анастасия
Стихотворение А.А.Фета мне понравилось. Я его даже учила наизусть. Оно меня привлекло тем, что Фет смог передать в нём какое-то необыкновенное состояние человеческого терпения.
Стихотворение построено на антитезе. В самом начале поэт рассказывает о суровой зиме, а уже в конце – о начале весны. Рисуя картину природы, А.Фет использует олицетворение «листы стоят», это позволяет ему очеловечить природу. Стихотворение написано перекрёстной рифмой. Чередование мужской и женской рифмы позволяет автору «играть» со словом. Четырехстопный ямб с облегчённой стопой (пиррихием) придают стихотворению лёгкость и звучность.
Философствуя, А.Фет говорит о жестокости человеческой жизни. Но в ней обязательно наступают такие ясные и добрые минуты, которым надо радоваться. Сравнивая жизнь человеческую с жизнью матери-природы, он восторгается, насколько терпеливы дуб и берёза.
С поляны коршун поднялся,
Высоко к небу он взвился;
Все выше, дале вьется он,
И вот ушел за небосклон.
Природа-мать ему дала
Два мощных, два живых крыла —
А я здесь в поте и в пыли,
Я, царь земли, прирос к земли!..
Сухнёва Ирина
В стихотворении А.А.Фета «Учись у них – у дуба, у берёзы» описывается зимняя природа. Создавая прекрасную картину, поэт использует распространённый в поэзии размер – четырехстопный ямб с пиррихием. Автор лирического текста хочет сказать, что весна не бывает вечной, она- лишь счастливое мгновение.
Другое стихотворение поэта Ф.И.Тютчева «С поляны коршун поднялся» у меня тоже вызвало интерес. Используя трёхстопный ямб с пиррихием, автор рассказывает о коршуне, который поднялся с поляны и ушёл под облака. Ведь природа дала ему крылья. А человек, провозгласивший себя царём природы, так и не смог оторваться от земли.
ЕЩЁ МАЙСКАЯ НОЧЬ
Какая ночь! На всём какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!
Какая ночь! Все звёзды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песнью соловьиной
Разносится тревога и любовь.
Берёзы ждут. Их лист полупрозрачный
Застенчиво манит и тешит взор.
Они дрожат. Так деве новобрачной
И радостен и чужд её убор.
Нет, никогда нежней и бестелесней
Твой лик, о ночь, не мог меня томить!
Опять к тебе иду с невольной песней,
Невольной - и последней, может быть.
1857
Ордин Владислав
Стихотворение А.А.Фета «Ещё майская ночь» построено на антитезе. Автор использует пятистопный ямб и перекрёстную рифмовку, чередуя мужскую и женскую рифмы. Это придаёт его стиху какую-то музыкальность, необыкновенность и загадочность… Использование эпитетов передаёт авторское восхищение родной природой («полночный край», «лист полупрозрачный»). Природа для поэта – живое существо, поэтому неудивительно, что в стихотворении встречается средство выразительности – олицетворение («лист манит и тешит», «вылетает май»). Природа, в понимании А.Фета, всегда прекрасна, лирический герой как бы растворяется в ней. Нельзя не заметить развёрнутое сравнение, где родная природа уподобляется невесте. Риторические восклицания («Какая ночь! На всём какая нега!) открывают читателю тонкую душу поэта, восхищённого увиденным весенней ночью.
Поэт хочет остановить прекрасное мгновение, поделиться с миром своими ощущениями, восторгом, радостью от увиденного и прочувствованного.
Музыканты не могли «пройти мимо» такого произведения. Оно музыкально и искренне. Поэтому композитор А.С.Аренский положил слова А.Фета на музыку. Получился великолепный романс.
А я выучил это стихотворение наизусть и с удовольствием повторяю: «Из царства льдов, из царства вьюг и снега//Как свеж и чист твой вылетает май!»
Можно от Солнца уйти...
Две снежинки
Подарок
Весенние чудеса
По морям вокруг Земли