На примере интересной жизненной и творческой биографии А.И. Коняшова можно проследить не только развитие личности учителя, поэта и гражданина А.И. Коняшова, но и ярче узнать, прочувствовать, с той остротой, на которую способны только поэты и писатели, те процессы, которые происходили и сейчас происходят в нашем обществе, мире.
В ходе выполнения исследовательской работы мы поставили перед собой следующие цели: изучить творческое наследие А.И.Коняшова, подобрать доказательства социальной значимости работ волгоградского поэта и композитора, неоспоримой роли творчества в деле воспитания подрастающего поколения.
Объект исследования: факты из биографии и произведения поэта и композитора А.И. Коняшова.
Методы исследования: анализ различных информационных источников, интервьюирование поэта, анализ творческого наследия.
Саша Коняшов родился 26 марта 1939 года в селе Средне – Погромное Средне – Ахтубинского района Волгоградской области. С юных лет и на всю жизнь Александр Иванович запомнил свою первую гармонь, привезенную отцом, запомнил и годовщину Победы в 1946 году и концерт в сельском клубе, которое увенчалось призом – кульком ирисок, первым послевоенным лакомством и – набором учебников для 1-го класса.
В Серафимовичевском техникуме, приобретая специальность, пришел в самодеятельность, в оркестр народных инструментов, где очень быстро выучился играть на мандолине. Менялась жизнь, появлялись новые музыкальные инструменты. Ребята, даже далекие от музыки, пытались играть на гитарах. Он тоже приобрел гитару, самую модную, акустическую, раскрасил ее под мексиканскую. Но гармонь, подруга детства, по-прежнему оставалась вне конкуренции. Шли годы, подошла и служба в армии. Служил Александр не где-нибудь, а в стратегической дальней авиации, стрелком-радистом на бомбардировщике. Пригодился небольшой опыт летной школы. В армии у него, наконец, появился собственный баян. Старшина разрешал заниматься после отбоя, чем Александр с удовольствием пользовался. В части был духовой оркестр, и он попробовал играть на кларнете и саксофоне. У него получилось. В свободное от службы время, в праздники его всегда сопровождала музыка. Одна за другой появлялись новые песни : «Солдатская», «Новогодняя». Далее учеба: училище искусств, а затем – учитель музыки и первый коллектив, которым руководит Александр Коняшов: ансамбль баянистов и хор. Судьба словно специально давала ему возможность приобретать опыт руководства творческими коллективами музыкантов.
В начале семидесятых годов открылся Дворец культуры алюминиевого завода, куда Александра Коняшова пригласили художественным руководителем оркестра, который надо было еще создать. Первыми музыкантами стали его бывшие старшеклассники, составившие этакий юношеский коллектив, который потом перерос в солидный биг-бэнд.
Инструменты в распоряжении оркестрантов были всякие, даже дефицитный саксофон-баритон. В оркестр естественно вошли духовые, флейта и так называемая аккомпанементная группа: соло-, ритм-, бас-гитары и ударная установка. Александр Иванович всех инструментов не знал, но понемногу изучал их, чтобы самостоятельно записывать партии. Аранжировки произведений композитор Коняшов делал сам. Правда, нот было мало. Популярные песни приходилось схватывать на слух по радио. Пока ноты выйдут в сборнике или журнале, он уже приносит собственную запись самой популярной мелодии на очередную репетицию оркестра.
Шли годы. Александр Коняшов окончил Высшую школу культуры в Ленинграде. Работал в Доме народного творчества старшим методистом по оркестровому жанру. Параллельно Александр Иванович занимался с вокально- инструментальным ансамблем «Аллегро» медицинского института. С ним он участвовал во Всесоюзном фестивале ВИА медицинских институтов в Казани и в Перми.
В то время в голове Мастера витала идея создать хор учителей — ведь всем известно, что среди школьных педагогов немало талантливых и склонных к музыкальному творчеству людей. Он с энтузиазмом взялся за дело, хотя сначала даже не представлял, что именно оно и станет главным в его жизни. Хором учителей он руководит, и по сей день, а это срок- 24 года!
Палитра творчества представлена следующими разделами: «О коллегах учителях, школе», «Тема патриотизма в творчестве», «Спектр социально-значимых работ», «Лирические произведения автора».
1. О коллегах учителях, школе: «Песнь о первой учительнице», «Кириллица», «Мои педагоги» на слова Ю.Коваленко, «О школе №12», «Школе №3 посвящается», «Гимн лицею», «Гимназия №13», «Последний звонок», «Я учитель», «Учитель» и другие.
2. Тема патриотизма в творчестве: «Ветеранам ко Дню ПОБЕДЫ», «Баллада о Мамаевом Кургане», «О ветеранах», « У северных окраин Сталинграда» на слова Ю. Коваленко, «В степях над Волгой», «Ветеранам ко Дню Победы» на слова Ю. Коваленко, «Волга – матушка река», « Я к Волге спешу», «О Волге», «О Черкассовских бригадах» на слова Ю. Коваленко, «Родное село», «Вечный зов» на слова Е. Иванниковой, «Нам дороже всего», «Баллада о казаке» на слова Кулагина, «Про атамана Платова, «Баллада о казачке Анне» и другие.
3. Спектр социально-значимых работ: «Теракт - необъявленная война», «Горячие точки – Донбасс» - слова и музыка А. Коняшова, а «Баллада о славянских народах» была написана на слова Евгении Крюковой
4. Лирические произведения автора: Первая лирическая песня юного композитора была посвящена девушке и первому любовному чувству, называлась «Сирени куст» была написана еще в 1996 году. Далее были песни «Отшептало лето», « Отчего тебя окликнула» на слова В.Овчинцева, «Живу не узнанной тобой», «Волге» на слова Е.Иванниковой, романсы «Хризантемы», «Осенний лист» на слова Ю.Коваленко, «Упали снега», «Новогодняя», «Ко Дню 8-го марта» в которых и слова и музыка А.Коняшова
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_konyashov_a.i.docx | 81.45 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №86 Тракторозаводского района Волгограда»
XX городские краеведческие чтения старшеклассников, для обучающихся образовательных учреждений Волгограда
«Культурное наследие родного края»
«Духовное наследие края»
Многогранность творческого наследия волгоградского поэта и композитора А.И.Коняшова
Работу выполнила:
Михайлова Милана, 10-б класс МОУ СОШ №86
Руководитель :
Говорова Е.В. - учитель биологии МОУ СОШ №86
Волгоград 2015
Оглавление
Оглавление | Стр.2 |
Введение | Стр.3 |
Глава 1. Истоки творчества | Стр.5 |
1.1 Детские годы А. Коняшова. | Стр.5 |
1.2 Музыкальные инструменты и музыкальные школы поэта и композитора | Стр.6 |
1.3 Творческие коллективы, в которых трудился Александр Иванович Коняшов | Стр.8 |
Глава 2. Палитра творчества | |
2.1. О коллегах учителях | Стр.11 |
2.2 Тема патриотизма в творчестве | Стр.12 |
2.3 Спектр социально-значимых работ | Стр.16 |
2.4 Лирические произведения автора | Стр.19 |
Глава 3. Анализ социальной значимости и актуальности творчества волгоградского поэта и композитора А.И.Коняшова (достижения) | Стр.20 |
Выводы | Стр.25 |
Рекомендации | Стр.25 |
Теоретическая и практическая значимость исследования | Стр.25 |
Литература | Стр.26 |
Приложение | Стр.27 |
Мне песни будто ветры в парусах,
Зовут меня в любое время года
Они мне не дают забыться в снах,
Они и дождь, и ясная погода.
Песни мои - мои откровения,
Ночи бессонные, дивные дни,
Надежды мои и сомнения
Песни мои, песни мои.
(Стихи В. Балеевского, музыка А. Коняшова)
Актуальность. Совсем рядом с нашей школой №86, на улице Патриса Лумумбы живет почетный гражданин ТЗР, Отличник народного просвещения, самодеятельный поэт и композитор, лауреат и дипломант огромного количества различных конкурсов, ветеран педагогического труда Александр Иванович Коняшов. Многие его знают, многие о нем говорят как о человеке с огромным творческим потенциалом. Но знаем ли мы о нем, молодое поколение и достаточно ли знают те, кто считает, что знает? По результатам анкетирования учеников и педагогов нашей школы получается что не очень хорошо знаем (Приложение №1).
В 2014 году нашему земляку, поэту, и композитору А.И. Коняшову исполнилось 75 лет, но Александр Иванович продолжает свою творческую, педагогическую и просветительскую деятельность, руководя народным хором ветеранов педагогического труда. Поэт и композитор может рассказать не только о себе, но и о городе-герое Волгограде, о черкасовских бригадах и атамане Платове, о казачке Анне и быте казаков, он является самым настоящим кладезем знаний об истории родного края. На примере его интересной жизненной и творческой биографии можно проследить не только развитие личности учителя, поэта и гражданина А.И. Коняшова, но и ярче узнать, прочувствовать, с той остротой, на которую способны только поэты и писатели, те процессы, которые происходили и сейчас происходят в нашем обществе.
Актуальность данной проблемы несомненна. Любовь и уважение к землякам, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении патриотических, нравственных и гражданских качеств личности человека.
Постановка проблемы: в ходе выполнения исследовательской работы изучить творческое наследие А.И.Коняшова, подобрать доказательства социальной значимости работ волгоградского поэта и композитора, неоспоримой роли творчества в деле воспитания подрастающего поколения.
Объект исследования: факты из биографии и произведения поэта и композитора, почётного гражданина ТЗР, ветерана педагогического труда А.И. Коняшова.
Предмет исследования: актуальность и социальная значимость творческого наследия поэта и композитора А.И. Коняшова.
Цель исследования: получение нового знания о жизненном и творческом пути поэта и композитора А.И. Коняшова, а также поиск доказательств социальной значимости работ Александра Ивановича.
Задачи:1. Изучить творчество и жизненный путь А.И. Коняшова, используя разнообразные информационные источники и личные встречи с поэтом и композитором.
2. Провести анализ творческих работ и концертной деятельности самодеятельного композитора на предмет актуальности и социальной значимости его произведений в наше время с целью воспитания патриотизма и гражданственности подрастающего поколения.
В связи с поставленной целью мною была выдвинута гипотеза: Творчество почетного гражданина ТЗР, Отличника народного просвещения, самодеятельного поэта и композитора, ветерана педагогического труда Александра Ивановича Коняшова, является актуальным и социально значимым в наше время, несет большой воспитательный и гражданственный потенциал для нашего поколения.
Методы: анализ различных информационных источников, интервьюирование поэта, анализ творческого наследия.
Глава 1. Истоки творчества
Саша Коняшов родился 26 марта 1939 года в селе Средне – Погромное Средне – Ахтубинского района Волгоградской области. Семья состояла из восьми человек. Отец – рабочий колхоза, совхоза, мать - домохозяйка. Особенностью детства будущего композитора было то, что в шестилетнем возрасте он стал самостоятельно осваивать игру на гармошке. По тем послевоенным, голодным временам это явление было достойно удивлению. Дело в том, что в военные годы в селе Погромное было три гармониста и еще Шура Коняшов, который без учителей и нотной грамоты выучился играть на маленькой примитивной двухрядке. Гармошку ту привез отец из Сталинграда для старших сыновей. Маленький Шура с нетерпением ждал когда братья уйдут в школу и брался осваивать гармошку, подбирая мотив песен. Тогда ему и в голову не приходило, что существуют ноты, которыми можно записывать любую мелодию. В результате тех детских усилий в его исполнительском репертуаре появилась первая песня «Катюша».
С тех юных пор Александр Иванович запомнил на всю жизнь свою первую гармонь и первое выступление на сцене сельского клуба. В 1946 году, в первую годовщину Победы, в Советском Союзе проводилась Всесоюзная олимпиада самодеятельного народного творчества. Устроители концерта, узнав об одаренном мальчике, включили его выступление в концертную программу и не ошиблись. Шестилетнего артиста ведущая вывела за руку на сцену, усадила на стул, дала гармонь, но удержать ее на коленях он не мог - ноги до пола не доставали, пришлось подставить скамеечку. Сыграл просто здорово, и его направили на районный смотр, который состоялся в Средней Ахтубе. Туда юного артиста сопровождала старшая сестра. Ехали на телеге запряженной верблюдами. Выступление увенчалось призом – кульком ирисок, первым послевоенным лакомством и – набором учебников для 1-го класса.
Было голодное трудное время. Семья Коняшовых в 1947 г. переезжает на Кавказ, в Шалинский район Чечено-Ингушетии. Чеченцы были выселены, и в горных районах жили русские и тавлины, отличавшиеся степенностью и зажиточностью. К приезжим они относились доброжелательно, помогали пережить тяжелые времена. Шура Коняшов опять оказался едва ли не единственным музыкантом в селе, Свадьбы и гулянки не обходились без него.
А в 1953 г. Александр возвращается в Сталинград точнее, в пригород Латошинку. Отец работал в совхозе. Александр учился, окончил седьмой класс. Мечтал стать летчиком и поступает в 7-ю Сталинградскую специализированную школу ВВС. Четырнадцатилетний курсант с удовольствием осваивал военную подготовку, участвовал в парадах и особенно гордился формой с лампасами, Но окончить школу не удалось — ее расформировали. Что ж, надо было обретать профессию — настоящую, мужскую. Ведь музыка не может стать делом жизни — так думал он тогда. После расформирования спецшколы полное среднее образование получил в ШРМ (школа рабочей молодежи).
С 1956 по 1959 г.г. учеба в Серафимовическом техникуме механизаторов сельского хозяйства. Серафимовичский сельскохозяйственный техникум, из которого выходили прекрасные специалисты — механики по тракторам и автомобилям, стал следующим этапом в его образованииТехникум закончил в 20 лет и в ноябре 1959-го был призыв в армию.
С юных лет и на всю жизнь Александр Иванович запомнил свою первую гармонь, привезенную отцом, запомнил и годовщину Победы в 1946 году и концерт в сельском клубе. В Серафимовичевском техникуме, приобретая специальность, пришел в самодеятельность, в оркестр народных инструментов, где очень быстро выучился играть на мандолине.
Менялась жизнь, появлялись новые музыкальные инструменты. Ребята, даже далекие от музыки, пытались играть на гитарах. Он тоже приобрел гитару, самую модную, акустическую, раскрасил ее под мексиканскую. Но гармонь, подруга детства, по-прежнему оставалась вне конкуренции. Вот если бы освоить настоящий баян! Александр Иванович вспоминает: «У однокурсника был баян. Я смотрел на него как на что-то недосягаемое, как на жар-птицу. Играть не умел, но очень хотел научиться». Позднее он поймет, что именно баян и любовь к нему поведут его по жизни, станут жар-птицей его судьбы.
В техникуме его товарищи старательно осваивали профессию. Он же, осваивая сельскохозяйственную технику, мечтал о музыке, которая звучала в его душе.сидя за рулем трактора, сочинял новую мелодию. В то юношеское время родилась его авторская песня на собственные слова «Сирени куст». Одним словом, «тракторное дело» очень скоро стало тяготить его. Спасло то, что после выпуска из техникума он, как положено, был призван в армию. Везли призывников поездом. На одной станции ребята из соседнего вагона купили гармонь. Александр взял гармонь , а руки, привычно тронул кнопочки, сердце радостно встрепенулось — и полилась мелодия. Другой же парень вдруг запел на удивление сильным лиричным тенором , так что сразу экспромтом возник самодеятельный дуэт. В слушателях тоже недостатка не было, концерт продолжался до позднего вечера. Ночью вагон отцепили и гармонь по счастливой случайности, наверное, было провидение, осталась у Александра. Кстати, с тем парнем они потом, вместе, служили, стали друзьями на много лет.
Служил Александр не где-нибудь, а в стратегической дальней авиации, стрелком-радистом на бомбардировщике. Пригодился небольшой опыт летной школы. В армии у него , наконец. появился собственный баян. Старшина разрешал заниматься после отбоя, чем Александр с удовольствием пользовался. В части был духовой оркестр, и он попробовал играть на кларнете и саксофоне. У него получилось. В свободное от службы время, в праздники его всегда сопровождала музыка. Одна за другой появлялись новые песни : «Солдатская», «Новогодняя». Он уже точно знал, что к трактору не вернется, и больше всего хотел по-настоящему учиться музыке.
Вернувшись в Сталинград, он подготовил программу для поступления в училище искусств и отправился на вступительные экзамены. Но члены приемной комиссии сразу почувствовали самоучку, на отделение баяна его не приняли, предложили поучиться на том, же факультете народных инструментов, но по классу домры. Он согласился, тем более что уже играл на струнных — балалайке, мандолине. И все же домра так и не стала его любимым инструментом, вся любовь была отдана баяну.
Бывший тракторист-механик, а ныне студент училища искусств Александр Коняшов нашел себя в роли школьного учителя музыки. В школе на поселке ГЭС с его приходом появились ансамбль баянистов и хор. Судьба словно специально давала ему возможность приобретать опыт руководства творческими коллективами музыкантов.
И действительно, вскоре этот опыт ему очень пригодился. В начале семидесятых годов открылся Дворец культуры алюминиевого завода, куда Александра Коняшова пригласили художественным руководителем оркестра, который надо было еще создать. Первыми музыкантами стали его бывшие старшеклассники, составившие этакий юношеский коллектив, который потом перерос в солидный биг-бэнд.
Инструменты в распоряжении оркестрантов были всякие, даже дефицитный саксофон-баритон. В оркестр естественно вошли духовые, флейта и так называемая аккомпанементная группа: соло-, ритм-, бас-гитары и ударная установка. Александр Иванович всех инструментов не знал, но понемногу изучал их, чтобы самостоятельно записывать партии. Аранжировки произведений композитор Коняшов делал сам. Правда, нот было мало. Популярные песни приходилось схватывать на слух по радио. Пока ноты выйдут в сборнике или журнале, он уже приносит собственную запись самой популярной мелодии на очередную репетицию оркестра.
В семидесятые годы были популярны песни в исполнении Магомаева, Ободзинского, новых вокально-инструментальных ансамблей. В оркестре Коняшова тоже выросли и своя вокальная группа, и свои солисты. Это был незабываемый, полный творчества период его жизни.
Одно событие тех лет Александр Иванович запомнил на всю жизнь: «В 1974 году я написал марш алюминщиков, назывался он «Металл XX века». Однажды приехали на завод смежники из Сибири — директор Красноярского алюминиевого завода и с ним целая делегация. Мы, конечно, подготовили концерт для них. Музыканты в костюмах, открывается занавес — и звучит марш алюминщиков. Мощно так! Это был настоящий успех. С тех пор марш стал как бы гимном нашего завода, и об этом знали все».
Шли годы. Александр Коняшов окончил Высшую школу культуры в Ленинграде. На некоторое время уезжал в Бердянск на Азовское море, где был художественным руководителем городского Дворца культуры. Не прижился, возвратился на родину. Работал в Доме народного творчества, нынешнем Центре культуры на Большой-15, старшим методистом по оркестровому жанру. Но эта работа была скучной, лишенной творчества. И он вернулся в школу, знаменитую 3-ю школу Тракторозаводского района, где широко поставил внеклассную работу. Школьный ансамбль занимал призовые места в городских и областных конкурсах творчества. Параллельно Александр Иванович занимался с вокально-инструментальным ансамблем «Аллегро» медицинского института. С ним он участвовал во Всесоюзном фестивале ВИА медицинских институтов в Казани и в Перми.
В то время в голове Мастера витала идея создать хор учителей — ведь всем известно, что среди школьных педагогов немало талантливых и склонных к музыкальному творчеству людей. Он с энтузиазмом взялся за дело, хотя сначала даже не представлял, что именно оно и станет главным в его жизни.
Первоначально думали привлечь именно ветеранов педагогического труда. Но получилось иначе: стали приходить молодые и даже начинающие педагоги, преподаватели разных предметов, очень скоро главным критерием приема в хор стало одно — одаренность и любовь к песне. Репетиции, концерты, выступления в школах, клубах, на городских сценических площадках и в области — хор приобретал известность. Среди его основателей сейчас называют О. Бирюкову, Е. Кулагину, Н. Рыльщикову, Н. Чернову, Г. Куликову, Т. Тазову. Есть в хоре и свои примеры потрясающей преданности. Бывший учитель физкультуры Лидия Петровна Емельянова добиралась на репетиции из Среднеахтубинского района, это восемь километров пешком, потом на автобусе. Но репетиции не пропускала.
Репертуар хора, конечно, особенный, по тематике близкий к школе, ее жизни, заботам. Прочно обосновались в программах концертов «Песня о педагогах», «Учитель», «Шутка», другие. Большинство песен Александр Иванович пишет сам. Это и быстрые, и задорные, и медленные лирические. Стихи тоже иной раз пишут сами учителя. Есть песни, без которых не обходится ни одно выступление хора. Визитной карточкой его, конечно, является «Я учитель», написанная на слова учителя высшей категории Свинаревой В.И.
Непростое и деликатное это дело — руководить творческим коллективом педагогов. Хору учителей уже 24 года. В 1999 году решением Волгоградского областного комитета по культуре ему присвоено звание народного. Данное звание систематически подтверждается, хористы исполняют песни поэта и композитора А.И.Коняшова, а также написанные в соавторстве с Юрием Коваленко, В.Овчинцевым, Е.Иванниковой.
Глава 2. Палитра творчества
2.1. О коллегах учителях, школе
Я уже писала, что Александр Иванович окончил училище искусств в г. Волгограде по классу домры и получил специальность- преподаватель музыки. Свою педагогическую деятельность он начал учителем пения в школе на поселке ГЭС, где с его приходом появился ансамбль баянистов и хор. Затем была школа №3 ТЗР, где учитель музыки А.И. Коняшов организовал внеклассную работу. Школьные ансамбли и хоры, которые он создал, лидировали в городских и областных фестивалях и конкурсах. В это время и позже, ведь Александр Иванович остается, педагогом и по сей день, он пишет песни о школах и учителях. Так появились песни на собственные слова «Песнь о первой учительнице»,«Последний звонок», «Кириллица», «Гимн лицею»,«Гимназия №13», «О школе №12», а также песни на слова заслуженного учителя РФ Юрия Ивановича Коваленко: «Мои педагоги», «Учитель», «Живой школьный поток», «Я- учитель» на слова В. Свинаревой.
Речь и внешность о том говорит.
Мне по жизни судьбою наказано
Детям радость познанья дарить.
Припев: Детский взгляд и ответ- для меня лучше нет,
Чем увидеть, услышать горение
Искру в душах зажечь, добрым словом увлечь
Это тоже все входит в учение.
Что весь день от зари до зари
Было время на школу потрачено
Есть резон в том, что ни говори.
Отдаю с чистым помыслом я.
Оттого так легко мне и радостно
Все, кого я учу, мне друзья.
( «Я – учитель», муз.А.И.Коняшова)
Теплом и радостью пронизаны слова, вошедшие в песню о гимназии №13: ( «Гимназия №13» сл. и муз.А.И.Коняшова)
На склоне горы возвышается
В 4 своих этажа
Гимназия наша – красавица
К ней утром ребята спешат
А рядом стоит 2-х этажная,
Как младшая классом сестра,
Начальная, но очень важная
И учится в ней детвора
Гимназия № 13 , позволь мне сердечно признаться
Как ты хороша, как ты хороша
Ты - мысли мои и забота, ты -дом мой второй , и работа
Ты -моя душа, моя ты- душа...
2.2 Тема патриотизма в творчестве
Любовь и уважение к родному краю, его истории, людям и событиям, создающим эту историю, всегда были присущи сильным духом высоконравственным русским людям. Любой здравомыслящий человек осознаёт, что с Родиной его связывает его семья, его друзья, окружающие люди, дела его предшественников, события сегодняшние и прошлых времен, абстрагироваться от чего невозможно. От благополучия страны зависит благополучие его детей и внуков. И он старается быть полезным своему Отечеству.
Настоящие поэты – люди одарённые и талантливые, всегда являлись и являются носителями лучших черт своего народа. Творчество русских поэтов, оставивших след в отечественной литературе и в памяти народной, проникнуто патриотизмом.
Патриотическая тема широко представлена в творчестве А.И. Коняшова. Это такие песни как: «Ветеранам ко Дню ПОБЕДЫ», «Баллада о Мамаевом Кургане», «О ветеранах», « У северных окраин Сталинграда», «В степях над Волгой», «О Черкассовских бригадах» на слова Ю. Коваленко, «О Волге», «Вечный зов» на слова Е. Иванниковой, « Я к Волге спешу» на стихи В. Балеевского, на собственные стихи «Баллада о Мамаевом Кургане», «Родное село», «Про атамана Платова, «Баллада о казачке Анне», «Баллада о казаке» слова Кулагина и другие.
Вникните в слова песни «Волга – матушка река»
Все в жизни начинается и как- то все кончается
все то, что окружает нас всегда.
Но только в нашей Волге из далека и долго
течет, не прекращается вода.
Припев: Волга- матушка река плесы золотистые,
Волны серебристые жемчугом горят
На твоих на берегах, где луга росистые
Был когда-то выстроен наш Царицын град.
В часы раздумий в прошлое
Возьму и мысли брошу я,
Увижу, как на волжских берегах
Солдаты погибали, но город защищали
И помогала им сама река.
Припев: Волга- матушка река плесы золотистые,
Волны серебристые жемчугом горят
На твоих на берегах, всех врагов неистово
Победил и выстоял город Сталинград.
Пусть канут лихолетия в прошедшие столетия
Оставив Волге 21 век.
Как жемчуг её волны, лесами берег полный
Все то, что очень любит человек.
Припев: Волга- матушка река, плесы золотистые,
волны серебристые жемчугом горят.
Пусть стоит на берегах знаменитым символом
всех побед красивый мой город Волгоград.
Патриотизм является лейтмотивом многих написанных ими произведений. Например, песня о дивизии гороховцев написана в соавторстве с Ю. Коваленко муз. А.Коняшова «У северных окраин Сталинграда». Особое место в обороне Сталинграда занимает 124-я отдельная стрелковая бригада. Командовал 124-й бригадой полковник С.Ф. Горохов. «Звали его и любили за человечность, - вспоминает бывший комиссар бригады генерал-лейтенант В. А. Греков, - верили и его способности и отвагу». Три месяца, с 29 августа по 29 ноября, бригада прочно удерживала занимаемый оборонительный рубеж севернее тракторного завода. За это время она уничтожила около четырех тысяч солдат и офицеров. Ее успешные боевые действия оказали немалое влияние на прочность обороны всей 62-й армии, так как она надежно прикрывала ее правый фланг. Об этом песня:
Когда фашисты к городу рвались
Дралась с врагом стрелковая бригада
Отважные гороховцы дрались.
А Волга им и Родина и мать.
Они призрели слово ОТСТУПЛЕНЬЕ
И некуда им было отступать.
Их не сломали стужа и пурга,
Зато они железной обороной
Сломили дух кичливого врага.
Но до бессмертья каждый и любой!
Пусть не дела, ни время и не беды
Не заслонят их славы боевой!
Сколько чувства и силы в песне о Черкасовских бригадах написанной на слова Ю. Коваленко муз. А. Коняшова.
Когда смолк последний залп
Город выжив в пекле адском
Весь в развалинах лежал.
Припев: Помня подвиги и войны
Не забудет Сталинград добровольный и достойный
Труд черкассовских бригад.
Поднимали город вновь,
Не прося за труд свой славный
Ни рублей, ни орденов.
Рос наш город вдаль и ввысь,
День за днем руками женщин
Восстанавливалась жизнь.
Слова и музыка песни «Баллада о Мамаевом Кургане» написаны А. И. Коняшовым.
Вернувшись к датам не забытым
Жестокой памяти земли
Метелью Сталинградской битвы
Дымятся наши феврали ’’
Не безымянная здесь высота,
И город имеет имя...
Здесь столько в крови захлебнулось атак
Кто павших теперь подымет?
Не думал солдат, что он будет герой,
Но клятву он ‘’выстоять’’ дал.
У стен Сталинграда, где берег крутой,
Он участь страны решал.
Ведь до кургана всего полоса –
Только гранату бросить –
Яростным гневом сверкают глаза,
А пули косят, косят.
Кровью залит Мамаев курган.
Стонет железо, стонет.
Падает мёртвый живому к ногам.
Мир в глазах его тонет.
И тот, кто идёт на курган, в пантеон,
Сквозь призму слезы читает
Списки погибших героев, то он
Войну проклинает.
2.3 Спектр социально-значимых работ
Не мог остаться поэт безучастным к событиям на Украине. «Когда вокруг льется столько крови и развязана настоящая война, моё сердце сжимается от невыносимой боли при чтении и просмотре отчетов фото и видео корреспондентов с мест событий, ведь я- советский человек, я вырос в Союзе Советских Социалистических Республик, там мои братья, сестры, внуки…». Возникла песня, её нужно исполнять на всех концертах, она должна звучать из всех репродукторов, это крик, мольба к разуму, просьба и требование к благоразумию.
Баллада о славянских народах
Сл. Е.Крюкова Муз. А. Коняшова
Я вспоминаю старую картину:
Великих три богатыря стоят.
И духом, и стремлением едины,
И нам о том былинно говорят.
Мне кажется Добрыня - Украина,
Алёша, тот что, слева – Беларусь,
Илья, который занял середину,
При мнении - Россия- остаюсь.
Припев: Добрыня – это Украина,
Алёша - это Беларусь.
Илья – который посредине
Великая держава - наша Русь.
Когда они втроём – большая сила,
Когда втроём - им беды нипочём,
Куда бы их судьба ни заносила,
Они друг друга чувствуют плечо.
Нам вместе жить, мы - братские народы:
Добрыня, Украина, Беларусь.
Да воспевать великой дружбы годы-
Славянских братьев- золотой союз.
Все мы помним теракты, произошедшие в октябре и декабре в Волгограде. 21 октября 2013 года прогремел взрыв в волгоградском автобусе. Самодельное взрывное устройство привела в действие террористка-смертница Наида Асиялова. В результате подрыва погибли семь человек, больше 50 пострадали, в том числе двое детей. В конце декабря 2013 года в Волгограде произошла новая серия терактов: 29 декабря прогремел взрыв на железнодорожном вокзале, 30 декабря был подорван городской троллейбус.
В Волгограде прошли траурные мероприятия, ведется следствие, ликвидированы организаторы терактов, на месте взрыва установлен поклонный крест, здесь всегда живые цветы в память о безвинно погибших. Содрогнулись люди. Как ничтожно мало стоят человеческие жизни для нелюдей, имя которым террорист! Поэт и композитор Александр Иванович Коняшов пишет стихи и музыку к песне, которую если слушаешь - давят слезы, если поешь- комок встает в горле, настолько проникновенны слова, настолько близки и понятны проникновенные строки- призывы: «Только вместе, мы вместе с тобой победим её!»
Необъявленная война
Стихи и муз. Александра Коняшова
Солнце вновь к горизонту скатилось
С половины дневного пути.
Вроде всё как всегда, всё как было,
Только что ж так тревожно в груди?
Оттого, что покоя нет в мире,
Катастрофам земным нет преград!
И всё чаще мы слышим в эфире
Это страшное слово: « Теракт. Теракт. Теракт!»
Припев: Необъявленная война – не объявлена!
Заполняет сердца людей страхами она!
Необъявленная война, многоликая
Шар земной заплетает травой- повиликою!
Не грохочет вблизи канонада,
И сирена навзрыд не гудит.
И, казалось бы, что ещё надо,
Отчего так тревожно в груди?
Оттого, что жестокость в разгуле
В чьи- то души влезает как вор.
И разбои, и рабство, и пули
Всё сливается в слове: «Террор. Террор. Террор!»
Припев: Необъявленная война омрачает свет.
Всё пронизывает она, и спасенья нет!
Необъявленная война – боль незримая.
Только вместе, мы вместе с тобой победим её!
«Горячие точки- Донбасс»
В этом мире то здесь, то там
Возникают горячие точки
и приходится матерям
провожать в них родимых сыночков
непонятно чего делить , то ли нефть, от ли небо в звёздах
но ведь каждому надо жить
и понять это очень просто
Припев:
Мать прислушивается напряжённо
к сообщениям маяка
есть потери в рядах вооружённых
незначительные пока
НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ - ЭТО КАК ДЛЯ КОГО
для страны или для каждого
Вот в Донбассе дома горят
Православные там погибают
И воюет сынок- солдат
Стариков и детей защищая
дома мама его в слезах
их в тревоге сдержать не может
бьёт поклоны всем образам
Шепчет: "Сына спаси мне, БОЖЕ""
Песни «Теракт - необъявленная война», «Горячие точки – Донбасс» - слова и музыка А. Коняшова, а «Баллада о славянских народах» была написана на слова Евгении Крюковой
Первая лирическая песня юного композитора была посвящена девушке и первому любовному чувству, называлась «Сирени куст» была написана еще в 1996 году.
Далее были песни «Отшептало лето», « Отчего тебя окликнула» на слова В.Овчинцева, «Перекрещусь крестом дороги», «Волге» на слова Е.Иванниковой, романсы «Хризантемы», «Осенний лист» на слова Ю.Коваленко, «Упали снега», «Новогодняя», «Ко Дню 8-го марта», «Все было, было», «Кто даст мне ответ», «Холода, холода…», «Нам вместе холодно вдвоем», в которых и слова и музыка А.Коняшова. Хочется, чтобы каждая из этих песен была посвящена тебе и ведь каждая слушающая эти песни женщина может сказать и говорит: «Это обо мне!» Как тонко чувствует поэт женскую душу! Как нежно и трепетно звучат слова.
«Хризантемы» слова Ю.Коваленко, музыка А.Коняшова
Властно осень пришла,
Дань с деревьев цветною листвой собрала,
Изгнала из ветвей воробьиный напев,
И увяли цветы, перед ней оробев.
Но цветут у дорожек цветы хризантем
Чтоб дарить нам на память осенний букет
И послать нам из лета прощальный привет.
Весь он полон гармонии звуков и слов,
В нем цветы хризантем дышат в каждой строке
И томят чей-то дух в безысходной тоске
Пышным цветом цветут хризантемы вокруг.
Я смотрю на цветы и шепчу как в бреду
«Отцвели уж давно хризантемы в саду».
Даже, казалось бы, в напевных лирических строках мы чувствуем уважительное, а порой и трогательное, отношение автора к своему отечеству. Вспомним слова песни «Березовый лес»
Тучи грусти нависли над Вами.
Вы войдите в березовый лес.
Поцелуйте природу губами.
Красотой своей вам успокоит.
Вскружит голову Вам без вина
И тревожные мысли прогонит.
по ночам Вашу душу тревожит
вы спешите в березовый лес:
он из тех, кто всегда Вам поможет.
Александр Иванович написал и сам исполняет песню «Гимн любви», в которой есть слова «Любовь, я преклоняюсь пред тобой, любовь. Пусть правит миром на земле любовь, дарованная богом и судьбой!» Вот оно воспитание чувств, нравственные основы отношений: «любовь к любимым и друзьям, любовь к родным и близким тоже, любовь детей к родителям она в любой беде поможет…»
Глава 3. Анализ социальной значимости и актуальности творчества волгоградского поэта и композитора А.И.Коняшова.
Во второй главе работы была раскрыта палитра творческого наследия поэта и композитора А.И. Коняшова, мы проанализировали долю каждого компонента в общем многообразии работ, получилось, что социально –значимые и патриотические работы составляют более половины всех работ поэта и композитора.
Из всего того, совсем немногого и неполного, о чем я рассказала, можно сделать вывод, что работа Александра Ивановича заслуживает всеобщего признания и уважения.
Все его творчество необходимо, как воздух, в душном помещении, без него, пожалуй, можно и задохнуться. Александр Иванович не только творческая личность с большой буквы, но и на протяжении всей жизни остался верен педагогическому призванию.
На протяжении всей своей творческой жизни и по сей день Александр Иванович вместе со своими творческими коллективами выступает с концертами, участвует в конкурсах и эта деятельность достойно оценена высоким жюри. Вот перечень лишь некоторых конкурсов и фестивалей, в которых участвовали творческие самодеятельные коллективы под руководством Александра Ивановича и их оценка.
1.Диплом Коняшову А.И. за активное участие в смотре художественной самодеятельности в рамках III Всесоюзного фестиваля народного творчества (Председатель оргкомитета фестиваля, заместитель начальника УВД полковник внутренней службы В. А. Новиков, 21.10.89)
2.Почетной грамотой награждается Коняшов Александр Иванович, учитель музыки средней школы №94, руководитель хора ветеранов педагогического труда, за многолетний добросовестный труд, творческое отношение к работе и педагогическое мастерство, зав. Отделом администрации ТЗ района Н.И. Абляев
3.Областной фестиваль самодеятельных творческих коллективов профсоюзов в честь 65-летия Победы в Сталинградской битве. Диплом I степени в номинации «Авторская песня» награждается Коняшов Александр Иванович- ветеран педагогического труда ТЗР г. Волгограда, председатель Волгоградского областного совета профсоюзов В.В. Кобозев, 2008 год.
4.Областной фестиваль самодеятельных творческих коллективов профсоюзов в честь 65-летия Победы в Сталинградской битве. Диплом лауреата в номинации «Народное пение групповое» награждается народный хор ветеранов педагогического труда «Надежда» ТЗР, руководитель Коняшов А.И., председатель Волгоградского областного совета профсоюзов В.В. Кобозев, 2008 год.
5.Диплом. Награждается ансамбль песни «Вдохновение», руководитель А.И. Коняшов за творческие достижения, исполнительское мастерство в VI областном фестивале ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов, посвященном 65-летию Победы в Сталинградской битве
6.Почетной грамотой награждается Коняшов Александр Иванович, руководитель хора ветеранов педагогического труда и работников народного образования «Надежда» ТЗР г. Волгограда за большой вклад в развитие музыкальной культуры, творчество в работе, высокий уровень профессионального мастерства и в связи с 70- летаем со дня рождения, начальник ТТУКОАВ А.И.Рекунова
7.Почетная грамота. Волгоградский обком профсоюза работников народного образования и науки награждает Коняшова А.И. руководитель хора ветеранов педагогического труда и работников народного образования «Надежда» ТЗР г. Волгограда за большой вклад в развитие музыкальной культуры, творчество в работе, высокий уровень профессионального мастерства, активное участие в жизни районной профсоюзной организации и в связи с юбилеем, Председатель обкома профсоюзов Л. Ф. Нестеренко, 2009 год.
8.Грамота. Волгоградское областное отделение общественной организации «Союз композиторов России» Награждается Коняшов Александр Иванович, композитор- любитель за творческие достижения и в связи с 70- летием со дня рождения, председатель правления Волгоградского отделения СК заслуженный деятель искусств РФ А.В. Климов, 2009 год.
9.Благодарственное письмо. Волгоградский городской Совет ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов награждает Коняшова Александра Ивановича- руководителя хора учителей отдела образования ТЗР г.Волгограда за высокое исполнительское мастерство и в связи с юбилейным авторским концертом, председатель волгоградского городского Совета ветеранов С.Ф. Гороховцев, 2009 год.
10. ДИПЛОМ. ВТОРОЕ МЕСТО В НОМИНАЦИИ "ВОКАЛЬНЫЙ ЖАНР" АНСАМБЛЬ "ОТРАДА" ( Россия г. Волгоград ) Председатель жюри Аркадий Арканов, г.Волгоград апрель 2014г
11. ДИПЛОМ II СТЕПЕНИ. НАГРАЖДАЕТСЯ КОЛЛЕКТИВ
«НАРОДНЫЙ ХОР ВЕТЕРАНОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА (Худож. рук. КОНЯШОВ А.И.)» за участие в 1-вом городском смотре - конкурсе вокальных и инструмент ансамблей и солистов "ПОКЛОНИМСЯ ВЕЛИКИМ ТЕМ ГОДАМ" посвящ. 65-летию Победы в Сталинградской битве, председатель жюри Заслуженный деятель искусств Баранов Ю.П., Председатель оргкомитета: Заслуженный деятель ВМО КузнецоваЛ.С.
12.ДИПЛОМ. Награждается хор учителей Тракторозаводского р-на г. Волгоградаза концерт, посвященный 85-летию Григория Пономаренко Руков. хора - Коняшов Алекс. Иванович, Председатель Правления
13.Народный артист России - Э.СЕРОВ, Зам председателя правления - Л.Кузнецова, Член правления - Л.Карпов, г.Волгоград февраль 2006г
14.ДИПЛОМ, Награждается НАРОДНЫЙ ХОР ВЕТЕРАНОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА "НАДЕЖДА"Клуба пожилых людей Тракторозаводского р-на г.Волгограда (Художественный руководитель Коняшов А.И.) За активное участие в культурно-массовых мероприятиях, посвящённых празднованию 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945, Председатель Комитета по делам культуры администрации г.Волгограда - А.В. Бабушкин, Председатель Городского Совета ветеранов - С.Ф.Горохов Г.Волгоград 2010г.
15.ПОЧЕТНАЯ ГРАМОТА. Хору педагогов Тракторозаводского района (Музыкальный руководитель А..И. КОНЯШОВ) За большую творческую работу в организации досуга ветеранов в честь 50-летия Победы и присуждения ПЕРВОГО МЕСТА за высокое исполнительское мастерство, Президиум городского совета ветеранов
16.Федеральное собрание РФ БЛАГОДАРСТВЕННОЕ ПИСЬМО. Выражаю искреннюю признательность и благодарность народному хору ветеранов педагогического труда и работников народного образования «Надежда» за вашу творческую деятельность, высокий профессионализм, за то, что всегда готовы щедро поделиться светом ваших сердец, подарить людям радость и улыбки. Замечательно, что своим блестящим талантом Вы напоминаете людям чаще находить прекрасное в окружающей нас жизни. Если бы мне пришлось описывать ваше творчество, я бы сказал, что ваши песни- как яркое окошко в родном доме, в котором всегда ждут. От всей души желаю вам долгих лет, удачи и процветания, творческих успехов! Вместе мы сделаем нашу жизнь СПРАВЕДЛИВОЙ! Депутат Государственной Думы РФ Председатель Совета РО политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОСССИЯ в Волгоградской области О.Л.Михеев.
Выводы
В одной из бесед о своей жизни Александр Иванович сказал: «Мне повезло, меня всю жизнь окружали замечательные люди». На наш взгляд, кусочек этого везения достался и нам. Изучив биографию и труды нашего земляка, мы как будто окунулись в прошлое и прожили интересную жизнь вместе с ним. Ведь недаром считается: «Судьба человека и его страны неразделимы». От себя мы хотим добавить: «... если этот человек прожил свою жизнь ради родной страны, на благо её граждан».
Рекомендации
Наше поколение, несомненно, меньше обращает внимание на труды таких людей, как Александр Иванович, забывает их, и это плохо. Каждый достоин того, чтобы о нем помнили. И поэтому такие работы необходимы. Они позволяют нам вспомнить о самом главном – о доброте, понимании и сочувствии. Ведь это такое счастье для человека – когда его признают, любят его и восхищаются им.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Мы изучили жизнь и труды нашего великого соотечественника – Александра Коняшова.
Такие работы редко появляются на конкурсах, а жаль, ведь они также значимы, как и изучение точных наук. Они воспитывают нас, как классическая литература и музыка, они развивают нас, позволяют помнить, что действительно важно в жизни. Эта работа также позволила узнать о жизни композиторов, художественных руководителей, и даже жизни после войны. Также она дает нам чувство патриотизма и человечности, что также немаловажно.
Литература
Приложение №1
Анкета
А) композитор б) поэт в) художник г) депутат
2. Какое отношение имеет Александр Иванович к школе и педагогам?
3. Что вы знаете о его творчестве?
А) пишет стихи о родине б) пишет стихи о любви в) пишет патриотические картины г) руководит социально-значимыми мероприятиями
4. Что воспевает в своем творчестве А.И.Коняшов?
5. В каких творческих коллективах трудился А.И.Коняшов?
6. Что Вы знаете из биографии А.И.Коняшова?
Результаты анкетирования:
Вопрос №1
Вопрос №2
Вопрос №3
Вопрос №4
Вопрос №5
Вопрос №6
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Почему Уран и Нептун разного цвета
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Наводнение
Снег своими руками