Пьесы Островского до сих пор не оставляют равнодушными читателей. Ребят на уроке (во время обсуждения ) интересовал вопрос, почему же героиня пьесы идёт на такой страшный шаг - самоубийство. Почему случилась трагедия? Где "истоки" этого зла? Предлагаю Вашему вниманию интересные, на мой взгляд, рассуждения одного из учеников.
Вложение | Размер |
---|---|
po_pese_groza_lashev.docx | 38.2 КБ |
В чём трагедия в трагедии А.Н. Островского «Гроза»?
Во вступлении своего сочинения я всё же хочу объяснить, почему пьесу Островского я назвал трагедией. Примечательно, что сам автор назвал своё произведение драмой. Но пьеса Островского может восприниматься и как трагедия. «Гроза» с первых явлений вводит читателя и зрителя в обстановку напряжённой борьбы…Мы видим Кулигина, мещанина, часовщика-самоучку, отыскивающего перпетуум мобиле.
Кулигин: «Чудеса, истинно подобно сказать, что чудеса! Кудряш! Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и всё наглядеться не могу…Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!»
И тут же другая сцена. Красота природы сменяется дикой бранью Дикого. Он ругает своего племянника грубо, нагло, откровенно куражась над ним. Случайность постановки? Нет, конечно же, нет! Это мастерство великого писателя, художника, увидевшего в своём путешествии по Волге не только красоту природы, но и грех, который в этот мир привносит человек (в данном случае Дикой своим самодурством). Даже красота волжских просторов не смягчает жестоких нравов жителей Калинова.
Грех в этот мир приходит вкрадчиво, тихо, затем поселяется в уме и в душе человека. Именно зарождение греховного помысла в голове Катерины, потом отказ Тихона от ответственности (сцена прощания, где Катерина просит Тихона взять клятву не гулять), затем отказ Бориса (он тоже не берёт на себя ответственность за поруганную честь «нечестной жены») – всё это приводит к самоубийству главной героини. Но главный катастрофический исход, то есть трагедия в том, что разрушены семейные ценности. И это, на мой взгляд, является главной темой произведения. В пьесе великим мастером слова показана подмена ценностей, тех ценностей, которые были заложены в Домострое. Ведь именно в Домострое были заложены основные нравственные и культурные ценности русской семьи, где семья - это маленькая церковь. Вспоминаются евангельские слова о том, что муж и жена едина плоть. Едиными устами славили супруги Бога и не могли представить себе, что союз их сердец может разрушиться. По Домострою глава семьи – муж. Даже если нет мужа, не сын подчиняется матери, а мать должна уважать сына. В пьесе сын говорит матери: «Да я, маменька, без Вашей воли ни на шаг». Вроде и хорошо, что не прекословит матери. Но это раболепное признание, не признанное Богом! Тихон зависим от воли Кабанихи, у которой нет никаких сомнений в правильности порядков, но уверенности в их нерушимости тоже нет. Поэтому чем острее она чувствует, что люди живут не по-домостроевски, тем яростнее она пытается блюсти форму патриархальных отношений. Кабаниха выступает только за обряд, она пытается сохранить только форму, а не содержание патриархального мира. Получается, что трагедия не только в гибели Катерины, отвергшей принципы домостроевской нравственности, но и «в гибели» представителей века минувшего, неправильно понимающих истинные ценности.
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Рождественские подарки от Метелицы
Как нарисовать ветку ели?
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Астрономы получили первое изображение черной дыры