Исследовательская работа ученицы 8 класса, подготовленная для научно-практической конференции
Вложение | Размер |
---|---|
aksakov.docx | 29.54 КБ |
Творческий путь С.Т. Аксакова - одно из самых сложных явлений в истории русской литературы. Ранний период творчества Аксакова -это начало постепенного формирования Аксакова как крупного русского писателя..
В Казани прошли юношеские годы выдающегося мастера реалистической прозы. И сейчас на бывшей Грузинской улице (ул. Карла Маркса, 57) наше внимание привлечет единственная сохранившаяся в городе деревянная усадьба. Предполагают, что здесь и жил С. Т. Аксаков. Здание гимназии на Воскресенской улице, где он учился в 1801—1805 годах, вошло в главный корпус университета.
Позднее, вспоминая свои гимназические годы, Аксаков тепло и благодарно отзывался о преподавателе русской словесности Н. М. Ибрагимове, математике Г. И. Карташевском — своем наставнике и воспитателе.
Выпускники гимназии стали первыми студентами университета, открытие которого в 1804 году было знаменательным событием для Казани и сыграло огромную роль в истории культуры края. В списке первых студентов значился и 14-летний Сергей Аксаков. В стенах университета была создана любительская театральная труппа, директором которой избрали С. Т. Аксакова.
Увлечение гимназистов и студентов литературным творчеством проявлялось и в том энтузиазме, с каким издавались рукописные журналы. Совместно с близким приятелем А. Панаевым Аксаков организовал выпуск рукописного «Журнала наших занятий». В 1806 году Аксаков принимал участие в собраниях казанских литературных знаменитостей. В начале 1807 года он уехал из Казани.
Вспоминая годы своей юности, Аксаков писал: «Я по крайней мере за все, что сохранилось во мне доброго, считаю себя обязанным гимназии, университету, общественному учению и тому живому началу, которое я вынес оттуда».
Казань и университет ярко обрисованы писателем в его «Воспоминаниях».
Довольно рано к влияниям домашним и деревенским присоединились влияния казенной школы. И казанская гимназия, куда Аксаков поступил на десятом году жизни, и новый воспитатель, суровый и умный Карташевский, и товарищи, и новые интересы – все это сводилось в целый мир, благотворно влиявший на открытую впечатлениям душу. Гимназия была выше обычного уровня; даже по замыслу основателей она должна была представлять собой нечто вроде лицея. В гимназии Аксаков провел всего три с половиной года, конец которых обогащен новыми литературными интересами. В университете он пробыл лишь полтора года, продолжая также брать уроки в гимназии, но эти полтора года много значат в его развитии. Трудно даже сказать, что сыграло здесь большую роль: собирание бабочек или товарищеский журнал, который он издавал вместе с И. Панаевым, увлечение театром или литературные споры. Французские лекции натуралиста Фукса, несомненно, сыграли серьезнейшую роль в упрочении той врожденной наблюдательности Аксакова, которая впоследствии давала И. С. Тургеневу право ставить его в известных отношениях выше Бюффона. Здесь он осмыслил свою любовь к природе, здесь закрепил любовь к литературе. Юность его протекала в первое десятилетие XIX века в Казани. Во время учебы в Казанской гимназии и Казанском университете у Аксакова пробудился интерес к литературе, искусству, все больше определялся гуманитарный настрой его ума. Одни из любимых увлечений Аксакова были литература и театр.
Аксаков отводил чтению большую роль в своей жизни. «Чтение было его страстью с самых детских лет, оно доставляло ему много наслаждения»1. Он очень рано научился читать и почти все свое свободное время проводил с книжкой в руках. С детства маленький Сережа любил декламировать свои любимые стихотворения в кругу родных и близких, в кругу гостей.
Первые начатки литературного образования, полученного Сережей еще в отеческом доме, носили преимущественно классический характер, под этим словом подразумевается господствовавшее в то время в России художественное направление - классицизм. Мальчик познакомился с сочинениями таких видных представителей этого направления как Сумароков и Херасков, ему нравились героические сюжеты и высокие темы, стройность художественной композиции, торжественность и красочность языка. Увлечение литературой было одним из любимых занятий гимназистов и студентов университета «Оно проявлялось в том энтузиазме, с каким издавались здесь рукописные журналы»2. Один из таких журналов - "Аркадские пастушки" - выпускал близкий писатель Аксакова, Александр Панаев. В своем журнале он издавал стихи, написанные в сугубо идеалистическом направлении на манер Карамзина. Под произведениями, помещаемыми в журналах, стояли подписи - Адонис, Дафнис, Ирис и т.д. - условные пастушеские имена обитателей выдуманной счастливой страны.
У Аксакова такое направление вызывало противодействие, и с 1806 года он вместе со своим другом принялся издавать рукописный "Журнал наших занятий". "Я изгонял из этого журнала, сколько мог, идиллическое направление моего друга и слепое подражание Карамзину," - вспоминал впоследствии С.Т. Аксаков. Именно поэтому "Рассуждение о старом и новом слоге российского языка" А.С. Шишкова было воспринято Аксаковым как нечто гораздо более соответствующее его собственным настроениям. (Напомню, что Шишков выступал решительно против языковой реформы Карамзина, считая ее противоречащей природе русского языка, и ратовал за возвращение русского языка к его старославянским исконным основам.)
В выступлениях Аксакова против Карамзина и в защиту Шишкова не последнюю роль играли патриотические мотивы. С.Т. Аксакову казалось, что развитие русской культуры на евразийских началах, обогащение русского языка новыми западными словами и оборотами - все это умаляет национальные традиции.
Но в силу своих дружеских связей с Панаевым и потому, что сам не был до конца свободен от сентиментальных настроений, Аксаков явно колебался в своих художественных вкусах и симпатиях. Поэтому произведения Аксакова, сочиненные им для Журнала, были написаны в сентиментальной манере, свойственной популярной лирике того времени и творчеству окружавших Аксакова начинающих поэтов-студентов. Аксаков переводил Буало, ложноклассические трагедии, сочинял водевили, стихи, сначала мадригалы, потом - пасторали.
Вчера у ног любезной
На лире я играл;
Сегодня в доле слезной
Я участь проклинал.
Вчера она твердила,
Что я кажусь ей мил;
Сегодня разлюбила,
Я стал уж ей постыл...
Это стихотворение напечатано в одном из номеров "Журнала наших занятий". Тем не менее, литературная жизнь в Казанском университете все более оживлялась ,молодые поэты почувствовали необходимость объединиться. Это привело к возникновению весной 1806 года "Общества любителей отечественной словесности".
Членом общества мог быть каждый, кто сочинял или переводил. Каждый вступающий предоставлял свое сочинение или перевод, и только после его обсуждения решался вопрос о приеме в общество.
Аксаков был принят в общество в январе 1807 года, представив на суд стихотворение "Зима".
Литературное общество было хорошо организованно и вело большую работу. Заседания проводились еженедельно, позже раз в две недели, обсуждались стихи, переводы, трактаты.
Деятельность общества представлялась юноше Аксакову очень интересной и содержательной. В общество были вовлечены не только студенты, но и профессора университета. Вскоре о нем узнали и за пределами Казани.
Увлекались студенты и театром. Гордостью Казани в то время был публичный театр. На сцене которого временами играли известные столичные актеры С огромным успехом выступал здесь знаменитый П.А. Плавильщиков как актер и как постановщик новых спектаклей. Он и открыл Аксакову, по его словам, "новый мир и театральном искусстве". Аксакова потрясал талант Плавильщикова, манера исполнения, которая покоряла своей простотой, истинностью и естественностью. Под влиянием Плавильщикова Аксаков стал серьезнее относиться к своим собственным актерским опытам. Почувствовав недостатки своей декламации, он принялся за ее переработку. Переработка состояла в освобождении от вычурности, грубых эффектов, в применении большей простаты и естественности.
Склонность к театральным сочинениям у Аксакова проявилась еще в раннем детстве после того как он прочел театральную «пьеску» под названием "Драматическая пустельга", и она глубоко запала ему в душу. В пьесе была описана любовь пастушки и пастуха А первые спектакли, увиденные Аксаковым на казанской сцене, оказали на него такое сильное воздействие, что он «думал о них и день и ночь и на время потерял всякое желание учиться». Это впечатление было сравнимо, по признанию Аксакова, только с впечатлением от ружейной охоты. Дремлющая в Сереже страсть к лицедейству, к декламации и актерском» представлению вдруг получила первоначальный, но весьма сильный толчок.
В университете была создана любительская труппа из студентов. Они с успехов ставили комедии Сумарокова и Веревкина. С.Т. Аксаков был организатором этого самодеятельного театра и даже соавтором некоего драматическою сочинения, постановки которого и положила начало театру. Вначале спектакли ставили в одной из маленьких комнат студентов, а потом перенесли сцену в классную комнату.
Здесь, в Казани, на сцене университетского театра, который посещали как студенты, так и горожане, Аксаков узнал первый сценический успех. "... Я играл очень много, всегда с блистательным успехом," - вспоминал Аксаков много лег спустя. В основном репертуаре студенческого театра состоял из комедий и мещанских драм.
Первые опыты сочинений и выступлений в театре сыграли большую роль в творческой жизни Аксакова. Впоследствии он блистал своим сценическим талантом декламацией в доме А.С. Шишкова, имел большой успех и сделался постоянным чтецом литературных гостиных.
Казанский период жизни писателя подробно описан в его "Воспоминаниях»2. Общеизвестно, что Серёжа Аксаков особенно преуспевал в изучении гуманитарных предметов. Так оно и есть: просмотр Ведомостей успеваемости удостоверяет наличие высоких оценок у него по русской словесности, философии, российской истории, латинской древности, французского языка. Тяжелее давались точные науки. Но и в некоторых из них он со временем добивался успехов. Весьма показательны, например, результаты по курсу физики, которую вел любимый преподаватель Иван Ипатьевич Запольский. Так, если в начале курса (апрель, май 1805г.) по этому предмету у Аксакова стояло "может стараться" и "не очень хорош, а может успевать", и середине курса "старается" и "не худо" (осень. 1805 г.), то в конце обучения (сентябрь. 1806 г.) отмечено: "успешен" .
Курс математики преподавал также любимый и весьма положительно характеризуемый С.Т. Аксаковым Григорий Иванович Карташевский, бывший его воспитателем и наставником. Во второй половине 1805 года класс высшей математики после отъезда Карташевского в Петербург был поручен на некоторое время студенту А. Княжевичу, которого С.Аксаков хорошо знал еще с детства по Уфе. Тем не менее, в математике дела обстояли сложнее: в ведомостях за 1805-1806 гг. почти неизменное "слаб" лишь изредка перемежается с положительными оценками "посредственен" и "хорош" 4.
Оценка знаний студентов тогда, как видим, осуществлялась не по знакомой нам ныне цифровой пятибалльной шкале, а словесным выражением и заключала в себе не только степень, уровень знаний, но и характеристику поведения и отношения к учёбе. У С.Аксакова и его сокурсников встречаются и такие оценки-характеристики: "внимателен", "тих", "исправен", "благонамерен", "прилежен", "мало старается". Отметка "слаб" явно соответствует современной "двойке", "посредствен" - "тройке", а вот "старается не худо" - видимая "троечка с плюсом". "Довольно хор ", "усп." - аналоги "твердой четвёрки", а записи: "усп. хор.", "изрядно усп.", "весьма усп." - представляют что-то большее, - " четыре с плюсом" или "пять". Встречаются менее определенные оценки: "изряден", "не худо".
Отметки С.Аксакова по предмету «минералогия", изучаемого в первой половине 1806 г.. однообразны и отдают либерализмом: "внимателен" проставлено во все месяцы.
"В январе 1807 г. подал я просьбу об увольнении из университета для определения к статским делам. Подав эту просьбу, я перестал ходить на лекции, но всякий день бывал в университете и проводил все свободное время в задушевных, живых беседах с товарищами", -пишет Аксаков в "Воспоминаниях". Документы, хранящиеся в Национальном архиве РТ, раскрывают некоторые подробности и заключительного этапа пребывания его в университете.
В Ведомости за период с января по апрель 1807 года проставлены оценки, полученные Аксаковым в январе: по философии - "хор", российской истории - "очень хор." и российской словесности - "очень хорош". Курс русской словесности вёл профессор Григорий Николаевич Родчанинов, "противник карамзинского направления и обожатель А.С. Шишкова. С ним у Аксакова на первой лекции вышел курьезный случай, получивший отражение в «Воспоминаниях». После они подружились. В графе "февраль" напротив фамилии Аксакова прочерки, а в графе "март" стоит помета: "уволен из университета .
Другой архивный документ свидетельствует о том, что "1807 года января 9-го дня в собрании Совета Казанской гимназии рассматриваем был список учеников гимназии ,которые испытываемы были в собрании Совета 22-го прошедшего декабря и удостоены и слушанию профессорских и адъюнкторских лекций". Под номером 15 в списке значится Сергей Аксаков. Под номером 9 - Николай Лобачевский, впоследствии знаменитый математик, ректор Казанского университета.
Фамилия Лобачевского встречается в списках студентов и гимназистов и за другие годы, как и других сокурсников С. Аксакова по гимназии и университету, знакомых нам по "Воспоминаниям". Например, братьев Панаевых, братьев Княжевичей, Алексея Ахматова.
Последний выведен писателем в "Воспоминаниях" под неполной фамилией Ах-в и запомнился Аксакову чудаковатым владельцем огромного сундука с "драгоценными вещами и разными сокровищами", оказавшимися на самом деле примитивными лубочными картинками. Автор "Воспоминаний" сообщает, что вскоре мать Ахматова забрала его из гимназии. В архивном документе находим подтверждение тому, а также некоторые подробности, касающиеся этого гимназиста'. "Алексей Ахматов, 15 лег, из дворян Нижегородской губернии, сын отставного секунд-майора Асафа Ахмата за долговременное ненахождение в классе без всякого уведомления причин по определению Совета 23 февраля 1805 г. исключен из гимназии"'.
Наконец, в том же архивном деле хранится прошение титулярного советника Т. Аксакова, поданное 13 февраля 1807г., о разрешении забрать из университета его сына Сергея для определения на службу. Просьба была удовлетворена в тот же день, что явствует из записи в документе7. В романе Ивана Заботина "Лобачевский" великий математик перед своей кончиной ,будучи тяжелобольным, слушал чтение только что вышедших "Воспоминаний" С.Т. Аксакова, которые читала ему жена. Писал Аксаков удивительно просто и задушевно: "Прощайте первые невозвратные годы юности пылкой, ошибочной, неразумной, но чистой и благородной1.. Стены гимназии и университета, товарищи - вот чего составляло полный мир для меня.. Там был суд, осуждение, оправдание и торжество! Там царствовало полное презрение ко всему низкому и подлому, ко всем своекорыстным расчётам и выгодам, ко всей житейской мудрости, - и глубокое уважение ко всему честному и высокому, хотя и безрассудному. Память таких голов неразлучно живёт с человеком и, неприметно для него, освещает и направляет его шаги в продолжение целой жизни, и куда бы его ни затащили обстоятельства, как бы ни втоптали в грязь и тину, -она выводит ею на чистую, прямую дорогу..."
Использованная литература:
1.Аксаков С.Т.Собрание сочинений в 5 томах, том 2,М. Правда,1966.
2Лобанов М.П. Сергей Тимофеевич Аксаков. М. Мол. гвардия,1987 (ЖЗЛ).
3.МашинскийС.И. С.Т.Аксаков. Жизнь и творчество.М.1973 г.
Творчество Аксакова.
Как тонкий и большой художник Аксаков заявил о себе в 1839 году,
когда ему было сорок три года, очерком «Буран», ставшим хрестоматийным
произведением, образцом пейзажной живописи. Это произведение было написано
под влиянием Гоголя. «Буран» был своеобразным подступом к «Семейной
хронике» и «Детские годы Багрова-внука». Затем писатель приступил к
созданию книги «Записки об уженье рыбы». Она являлась не практическим
руководством рыболова, а произведением искусства. Над этой книгой он
работал свыше трех лет, добиваясь простоты, ясности и непосредственности.
Аксаков умел изображать природу и человека слитно в неразлучном единстве.
Его жанры.
Английский писатель Вильям Хадсон в автобиографической книге «Далекое
и прошлое», считающейся в Англии классическим произведением о детстве,
говоря о сложности художественного изображения жизни детей, назвал «Детские
годы Багрова-внука» самым крупным достижением автобиографического жанра во
всей мировой литературе. Есть еще один жанр у Аксакова–охотничьи рассказы и
очерки, где С. Т. Аксаков также является непревзойденным.
Заключение.
Читая произведения С. Т. Аксакова, мы с полным правом можем сказать о
них словами В. Г. Белинского, и к Крылову: «Здесь русский дух, здесь Русью
пахнет!». Аксаков всегда стремился к простоте языка, но вместе с тем он
свободно владел всеми богатствами русской речи, включая в текст своих
произведений слова, неумно употребляемые. Известный литературовед С. А.
Венгеров правильно заметил, что если когда-нибудь изучат словарь Аксакова,
то он окажется одним из самых точных, обильных разнообразными оттенками.
Книги Аксакова пользуются широким спросом не только в библиотеках нашей
страны. Они переведены на многие языки–польский, болгарский, немецкий,
английский, чешский, датский и др.
С.Т. Аксаков вошел в историю литературы как писатель-реалист, как
большой знаток и ценитель сокровищ русского языка.
Вот родина моя!
Вот родина моя… Вот дикие пустыни!..
Вот благодарная оратаю земля!
Дубовые леса, и злачные долины,
И тучной жатвою покрытые поля!
Вот горы, до небес чело свое взносящи,
Младые отрасли Рифейских древних гор,
И реки, с пеною меж пропастей летящи,
Разливом по лугам пленяющие взор!
Вот окруженные башкирцев кочевьями
Озера светлые, бездонны глубиной,
И кони резвые несчетны табунами
В них смотрятся с холмов, любуяся собой!..
Приветствую тебя, страна благословенна!
Страна обилия и всех земных богатств!
Не вечно будешь ты в презрении забвенна,
Не вечно для одних служить ты будешь паств.
МБОУ «Срок-Сайдакская оновная общеобразовательная школа Буинского района РТ»
Сочинение на тему «С.Т.Аксаков в Казани»
Работа ученицы 9 класса Исламовой Рузили Фанисовны
Учит. Габайдуллина Ф.М.
2012 год.
2012 год
Пейзаж
Барсучья кладовая. Александр Барков
Выбери путь
Мать-и-мачеха
Зимняя сказка