Рецензия на творческую работу ученицы 8 класса Петровой Алины
«Голос Ленинградки»
в номинации «А музы не молчали…»
Представленная работа посвящена 70-летию Победы в Великой отечественной войне.
В годы суровых испытаний, в годы священной войны музы не могли молчать, они вели в бой, они становились оружием, разящим врагов. Автор работы подводит нас к мысли о силе искусства, которое помогло выстоять во время войны и победить. Казалось бы, война противопоказана искусству. Но жизнь блокадного Ленинграда доказала обратное.
Работа представляет собой блокадный дневник очевидца тех событий. Фрагменты текста – это повествование культурной жизни блокадного Ленинграда. Автор передаёт события тех дней глазами девочки-подростка.
Эпиграф, вступление и заключение полностью соответствуют теме и основной мысли работы. Содержание дневника имеет строго упорядоченную и хорошо прослеживаемую логику. В дневнике изложена хроника блокадных дней: от первых месяцев войны ( иоль 1941 года) до полного освобождения города от блокады ( март 1944 года).
Удачно начало работы: запись в дневнике современной девочки непосредственно вводит читателя в тему и позволяет представить жизнь девочки-блокадницы.
Дневник блокадницы начинается с радио Ленинграда. Для жителей блокадного города радио стало единственной связующей нитью – друг с другом, со страной, с жизнью.Отдельного внимания заслуживают записи о композиторе Дмитрии Шостаковиче, поэтессе Ольге Берггольц.
Работа написана доступным, ясным, понятным и живым языком. Автор использует как нейтральную лексику, так и стилистически окрашенную, оценочную. В тексте есть языковые средства, характерные разговорному стилю. Разнообразны временные значения глаголов. Имеются черты синтаксиса разговорного стиля: преобладание простых предложений, Перерывы в записях, связанные с волнением и другими причинами.
Петрова Алина обладает широким литературным кругозором, опирается на исторические факты. Сразу видно, что за строчками дневника стоит читающий, думающий, умный собеседник.
Вложение | Размер |
---|---|
golos_leningradki.docx | 41.01 КБ |
Голос ленинградки
26 января, 2015 год.
« …по телевизору идет документальный фильм «А музы не молчали…». После просмотра фильма бабушка ушла в свою комнату. Я постучала в дверь и спросила: «Ба, можно войти?» Мы сели за стол. В руках она держала сверток. «Это мой дневник», - тихо сказала она, - « Здесь не только моя жизнь, но и жизнь Ленинграда, жизнь культурного блокадного города».
Затем она, не спеша, бережно раскрыла сверток, провела ладонью по обложке и положила передо мной потрепанную синюю тетрадку. Я ухожу в другую комнату, сажусь в кресло и начинаю читать …
26 июля 1941г.
« …начал работать метроном. Его мирное тиканье походило на биение сердца: « Тук-тук.. тук-тук…».
Август 1941г.
«В ленинградском эфире звучит голос Ольги Берггольц. Она читает очерки, корреспонденции с фронта, письма, стихи. Чем тяжелее становится положение города, тем необходимее для нас именно голос Берггольц».
16 сентября 1941 г.
«Утром по радио композитор Дмитрий Шостакович обратился к ленинградцам: « Я говорю с вами из Ленинграда, в то время как у самых ворот идут жестокие бои с врагом, рвущимся в город, и до площадей доносятся орудийные раскаты …» композитор рассказал о своей работе над Седьмой симфонией».
8 октября 1942 г.
«Удивительно, что посреди всего этого ужаса, голода, бомбежек и обстрелов, открывается новый театр – «Городской». Пройдет премьера по пьесе К. Симонова «Русские люди». В труппу вошли остававшиеся в городе артисты».
«Мама рассказывала, что билеты раскупались моментально. В первый же день продаж за десять дней до спектакля. Лишний билетик спрашивали, начиная от Невского. На площади у Александринского театра - целая толпа».
Ноябрь 1941 год
«Мы с мамой были в театре. На сцене шла премьера: «Марица». В этой оперетте рассказана история любви светской дамы и обедневшего аристократа. Зал театра был полон. Отопления не было. В зале - полярный холод. Публика сидела одетой, а вот артистам приходилось играть в лёгких костюмах. Зрители горячо принимали спектакль. Музыка, танцы, нехитрый сюжет расслабляли нас. Позволяли на несколько часов забыть об ужасах войны и блокады».
25 декабря 1941г.
«Сегодня мы выступали в госпитале Военно-медицинской Академии. Нас так активно принимали, там папы, дедушки, они хотели прикоснуться к нам, обнять. Мы читали стихи, басни, пели песни. Я читала мое любимое «Утро» Никитина (прочитала наизусть полностью и очень проникновенно, выразительно):
Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается»
Январь 1942 г.
«Сегодня в Большом зале филармонии погас свет. Исполнялись увертюра к опере Глинки «Иван Сусанин» и Пятая симфония Чайковского. Паники не было, но артисты растерялись. И вдруг кто-то из зрителей зажёг карманный фонарик, потом появился второй луч, третий, десятый. Музыканты сделали все, что было в их силах. Весь сбор от концерта передан в фонд обороны».
2 января 1942 г.
«Наш класс посетил выставку работ ленинградских художников. Она проходила в промерзшем, с разбитыми взрывной волной стеклами Выставочном зале. День был очень морозный. Художники еле держались от голода на ногах, но открытие выставки прошло торжественно. Люди приходили по 10 – 15 человек».
6 января 1942 г.
«Сегодня нас, старшеклассников, пригласили на елку в Малый оперный театр. Несмотря на сильный мороз, стали собираться у театра ещё долго до начала.
При входе мы обменивали наши пропуска на театральные билеты. На обратной стороне каждого билета стояла цифра. Эта цифра показывала, в какую очередь получать обед.
Праздник начался спектаклем «Овод». В зале и на сцене было холодно, зрители сидели в пальто, но слушали все очень внимательно. На протяжении почти 3-х часов зал сопереживал главным героям спектакля. На последней сцене представления все присутствующие аплодировали стоя. И это было заслужено, ведь изумительная игра актеров достойна всяческих похвал.
После спектакля был обещанный обед, который в те суровые дни являлся очень ценным подарком. На обед дали суп с лапшой, пшенную кашу и ломтик хлеба граммов в пятьдесят. Ломтик я аккуратно завернула в платочек. Это для мамы.
Домой мы шли с приподнятым настроением.»
« На улице мороз был такой, что руки чувствовали его даже в теплых рукавицах. Я спустилась к Неве за водой. На набережной стоял мужчина с этюдником в руках. Закутанный в шерстяные платки и старую шубу, едва держа в ослабевшей руке карандаш, он работал с поразительным упорством».
«25 января в театр, где выступал коллектив Музкомедии, перестала поступать электроэнергия. Работу пришлось прекратить. В городе не осталось ни одного музыкального учреждения, дающего открытые спектакли или концерты. Не стало электричества, спектакли прекратились. Группу артистов направили на фронт и на Дорогу жизни.
Настроение сейчас у меня ужасное. Все так надоело… С каждым днем мне все труднее писать дневник. Неужели брошу? Хочется пожить в сытости, тепле, отдыхе, покое».
Февраль 1942 г.
«Февраль – месяц смерти. Не было света, тепла, воды и хлеба. Пульс города не бьётся уже несколько дней. В чёрных тарелках слышится легкое шуршание».
18 февраля 1942г.
«Сквозь шуршание и треск, собираясь с силами и вновь обессиливая, пробивался к людям слабый женский голос. И все услышали: голос говорил стихами:
«Он придет, ленинградский торжественный полдень,
Тишины, и покоя, и хлеба душистого полный.
О, какая отрада …»
« Её голос ежедневно звучит в передаче «Говорит Ленинград». С нами говорит близкий человек, такой же, как мы, блокадник. Звучат стихи в омертвелых квартирах. Они идут от сердца к сердцу. Их писал человек, который страдал вместе с нами».
Март 1942г.
«Весна. Как радостно забилось сердце! Казалось ли мне весна когда-нибудь прекрасной? Появились первые лучи солнца. Началась новая жизнь. Теперь уже не было этого однообразия… началась уборка улиц и дворов, вновь открывались театральные площадки. Повсюду расклеены афиши, написанные от руки. Я слышу весну в музыке первого трамвая, в моем сердце она звонче и прекраснее, чем вальс Штрауса ».
Июль 1942 год
«По радио поэтесса Ольга Берггольц рассказывает о том, как великий композитор Дмитрий Шостакович писал в блокадном Ленинграде свою Седьмую Ленинградскую симфонию».
«Дали объявление по радио о начале репетиции Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. Но в оркестре Радиокомитета оставалось 15 человек. А требовалось более 80. Дирижёр Карл Элиасберг обходил госпитали, даже отозвали музыкантов с фронта. Собрали 79 человек. В газете «Ленинградская правда» на первой полосе: «…первая репетиция продолжалась всего 15 минут, на большее не хватило сил. Тогда музыканты стали выдавать дополнительные горячие обеды».
9 августа 1942год
«В день премьеры, фашисты не смогли обстреливать город, потому что командующий Ленинградским фронтом генерал Говоров отдал приказ нашим артиллеристам подавлять их орудия самым интенсивным огнём. Все 80 минут, пока звучала симфония, не было воздушной тревоги. По громкоговорителям транслировали Ленинградскую симфонию, её слышали и в наших, и в немецких окопах…»
«Отзвучала музыка. В зале раздались аплодисменты. Аплодисменты напоминали сухой шелест. Но мы, слушатели, понимали, что это овации в честь автора симфонии, в честь героев-музыкантов».
18 января 1943 года
«Произошло долгожданное и радостное событие: была прорвана блокада Ленинграда. Жизнь в городе резко изменилась. Хотя не прекратились еще бомбежки и обстрелы, но отступил голод».
Март 1943г.
«Я за эту неделю днем два раза выходила гулять по 45 минут. Хорошо погулять, когда не стреляют! Но картины, которые видишь по дороге, не очень радуют глаз: медленно бродят очень закутанные люди, трамваи почти не ходят».
3 мая 1943г.
« В школах Ленинграда снова начались занятия. Ребятам строго-настрого запрещалось приходить в школу во время обстрела или воздушной тревоги. Да разве их остановишь? Кто из них боялся бомбёжки?»
« В заводское бомбоубежище привели школьников. Там есть электричество. Вот радость! Они достали тетрадки и принялись писать.
Вдруг земля содрогнулась. Все здание как бы подпрыгнуло. Свет погас. Все вскочили, повалились друг на друга. Девочки кричали одна громче другой. Чтобы всех успокоить, отвлечь, Анна Алексеевна предложила петь песни. Ребята запели « В бой за Родину» и в самом деле мало-помалу успокоились. Открылась дверь вошла с фонарём директор: «Молодцы, не струсили!»
6 октября 1943 год
«… В темную ночь ты, любимая, знаю, не спишь,
И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь.
Вышел фильм «Два бойца». Мы так соскучились по фильмам. Голодные, уставшие от 10-часовой работы, мы смотрели фильм, замирая от восторга. Правдивый рассказ о фронтовой дружбе солдат Аркадия Дзюбина и Саши Свинцова вызывал у нас слёзы радости и печали. «Шаланды, полные кефали» и особенно «Темная ночь», в исполнении Марка Бернеса, вселяли веру, надежду на спасение, умножали силу».
5 ноября 1943г.
«…ёще 330 снарядов обрушилось на город. Нас отправили расчищать развалы. Бомба попала в здание рядом с театром, он также сильно пострадал, и спектакли стали давать в Александринке».
Март 1944год
«По радио звучала музыка Штрауса, Листа, Мендельсона. У меня внутри все оттаивало, отошло и запряталось чувство голода … Оказалось, что на свете действительно существует музыка, книги, стихи, друзья, а не только продуктовые карточки и черные трупы»
«… за окном глубокая ночь, мне не спится… В Древнем Риме считали, что «когда говорят пушки, музы молчат». В блокадном Ленинграде музы не молчали».
Две снежинки
Юрий Визбор. Милая моя
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию