Вложение | Размер |
---|---|
prirodnaya_osnova_religioznyh_verovaniy_slavyan.docx | 40.23 КБ |
Исследовательская работа по теме:
«Природная основа религиозных верований славян»
Оглавление
Краткое содержание работы…………………………………………………………3
Введение………………………………………………………………………………4
Глава 1. Религиозные верования славян……………………………………………5
Глава 2. Почитание сил природы…………………………………………………...6
2.1. Культ Матери – Земли…………………………………………………………..6
2.2. Культ воды…………………………………………………………………….…7
2.3. Культ деревьев……………………………………………………………….…..8
2.4. Культ камней………………………………………………………………….....9
Глава 3. Животные –Тотемы………………………………………….……………..9
Глава 4. Боги древних славян………………………………………………………10
Заключение…………………………………………………………………………...13
Список литературы…………………………………………………………………..15
Краткое содержание работы
В исследовательской работе на тему: «Природная основа религиозных верований славян» выясняется, что религиозные верования славян основываются на природных явлениях и во многом связаны с защитой природных ресурсов и самого человека. Рассматривается почитание сил природы через различные культы (культ Матери-Земли, воды, деревьев, камней); тотемы. Просматривается связь природных явлений с богами и божествами. На основе собранного материала прослеживается переплетение язычества и христианства. Представлена сводная таблица основных богов с их характеристиками, в приложении приведены иллюстрации по теме исследования.
Введение
В современном мире религия тесно переплетается с нашей жизнью. Мы соблюдаем множество праздников и обрядов, которые нас сопровождают с рождения до смерти. Интересно узнать, а каковы их истоки? Как жили и во что верили наши далекие предки? В чем особенности их древней религии и жизни? Что легло отпечатком в нашу жизнь, дошло до современности в неизменном виде, а что подверглось изменению? На эти и другие вопросы мы пытаемся дать ответ в нашей исследовательской работе.
Гипотеза: Многие религиозные верования имеют природную основу и связаны с ее защитой.
Цель работы – путём исследования выяснить, на чем основываются религиозные верования, установить связь верований с защитой природы.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1) изучив литературу, получить информацию по теме;
2) познакомиться с понятиями «религия», «язычество»;
3) изучить основных славянских богов;
4)узнать, каким стихиям поклонялись славяне;
5) рассмотреть вопрос смены религий (от язычества к христианству);
6) обобщить результаты исследований и сделать выводы.
Методика:
Глава 1. Религиозные верования славян
Религия - явление всеобщее и необходимое в истории человечества. В чем же заключается ее значение? Она является ответом на тайны мироздания, такие как: выражение сущности взглядов народа на мир, человека и причину, создавшую все, т.е. Божество. Восхищаясь многими объектами природы ( солнцем, небом, тучами, громом, сменой времен года и т.д.) и, не умея объяснить их величие, человек создал себе много богов. Так появилось язычество. Язычество - это общее название всех исконных верований разных народов, берущих свое начало из глубины веков и представляющих собой многобожие. Наш предок не мог допустить, что со смертью всё оканчивается. Сновидения, в которых он видел своих умерших родственников и знакомых, наблюдения за природой, ежегодно умиравшей под действием мертвящего холода и вновь оживавшей весной, вселяли в него мысль, что и умершие могут возвращаться к жизни, преимущественно с оживающей природой, а, следовательно, они не совсем погибают. Итак, у первобытных славян был культ природы и культ умерших.
Над всем останавливалась пытливая мысль нашего предка и старалась проникнуть в неразгаданную тайну.
Наш предок - язычник представлял себе природу живой, одухотворённой, сочувствующей или враждебной человеку, но не пассивной. Человек приписывает предметам те свойства, какие он наблюдает сам в себе. Вот почему наши предки наделяли чувствами и мыслительными способностями не только животных, но и неодушевлённые предметы. Можно сказать, что русский человек скорее оживотворял, чем обоготворял неодушевлённую природу. В былине "О добром молодце и реке Смородине" молодец кланяется реке и просит её перепустить его на другую сторону; река Смородина дозволяет ему переправиться, а когда, переехавши, молодец хвалится, река топит его за похвальбу.
Сварог, Дажьбог, Хорс, Ярило, были солнечные божества; Перун был бог дождя и грома; Стрибог - бог ветров. Всё это были небесные божества, от которых зависело благосостояние восточного первобытного славянина. По верованию малоруссов солнце - великан, обладающий светоносной и теплотворной одеждой. Месяц также великан, но менее могучий, чем солнце. Наши литературные памятники свидетельствуют, что, русский народ почитал воду, реки и источники, камни, деревья и вообще видимую природу.
Глава 2. Почитание сил природы
2.1. Культ Матери – Земли
Славяне почитали Землю не только в языческие времена, но и много веков спустя. Плодородие земли, ее способность рожать хлеб и кормить людей, делали ее в глазах человека всеобщей матерью. В поговорках землю называют святой и считают символом богатства: «Будь богат, как земля святая!» Она же воплощение здоровья и чистоты. Почтительное отношение к Матери-Земле породило множество строгих запретов и предписаний, нарушение которых хотя бы одним членом земледельческой общины грозило возмущением оскобленной стихии и наказанием всей общины неурожаем, голодом, смертью. Все эти строгости обусловлены представлением о том, что Земля, как и женщина, в определенные периоды оплодотворяется, беременеет и разрешается от бремени урожаем. Например, до праздника Благовещения (7 июня ст.ст.) нельзя было копать, рыть, вообще трогать землю, вбивать в нее колья, разбивать колотушками комья и глыбы земли, потому что в этот период земля беременна. И если потревожить ее, то она не сможет уродить хлеб. Существовало представление о том, что небо и земля –супруги, что небо оплодотворяет землю дождем и по истечению срока она разрешается новым урожаем. Земля почиталась как чистая, святая стихия- ею клялись в знак нерушимости и верности своего слова. В христианские времена древнее славянское почитание земли оказало большое влияние на особенности поклонения Богородице.
2.2. Культ воды
Почитая Мать-Землю, наши предки поклонялись и воде. В древнерусских рукописях можно прочитать о молитвах и гаданиях возле нее, о лечении водой, о заключении браков и союзов у источников, принесение клятв, о жертвоприношениях воде, в том числе и человеческих. Воде славяне поклонялись во все ее видах – рекам, озерам, дождю небесному и даже колодцам.
Главным смыслом поклонения водным источникам было вызвать дождь во время засухи – ведь в понимании язычника земная вода тесно связана с водой небесной, и воздействие на источник земной воды обязательно повлияет на появление небесной влаги – дождя. В соответствии с логикой язычника, чтобы открыть закупорившиеся небесные «источники», которые дают дождь, нужно отворить земные ключи. Для этого в засуху в селе и в ближайшей округе находили не действующие уже, закрытые, заброшенные старые колодцы и источники, открывали и расчищали их, служили около них молебен, добывали из них воду и обливались ею. Иногда с этой же целью раскапывали ключи на дне высохшей реки или же пахали плугом ее русло. В колодец во время засухи бросали, сыпали и лили все, что только можно. Обычай сыпать в колодец зерно имел чисто магическое значение – высыпание множество мелких зерен мака или льна должно было вызвать густой, частый дождь, если хотели, чтобы дождь был крупным, сыпали горох. Почтительное отношение к воде отмечено запретами плевать и мочиться в воду, считалось, что нарушитель плюет в глаза самому Богу или своим родителям. Поблизости от воды не следовало говорить или делать что-либо плохое – вода может оскорбиться и отомстить. Запрещалось также ходить по воду, а также полоскать белье в реке поздно вечером, потому что в это время вода спит. Ранней весной, когда на реке начинается ледоход, запрещалось бросать в воду камни и мусор, потому что в это время река чувствует себя как роженица и ее нельзя тревожить. Очистительная, охранительная и дающая потомство сила воды широко использовалась в различных магических ритуалах : торжественном внесении воды в дом ( на второй день свадьбы), краплении и обливании людей и скота, дома, хозяйственных построек, полей, домашней утвари; обрядовом умывании; ритуальном купании в реке, заговаривании воды, предназначенной для лечения.
2.3. Культ деревьев
В Древней Руси поклонялись многим деревьям, но прежде всего дубу, ему посвящались жертвоприношения. Одна из легенд гласит: « Давным-давно рос на одной поляне стародавний дуб очень больших размеров. Если кто-нибудь осмеливался рубануть его топором , с тем непременно случалось несчастье. Когда по приказу владельца его все же срубили, то, падая, он раздавил всех, кто его рубил, а после этого целую неделю свирепствовала буря с громом и молниями, причинившая много бед». Отождествление дерева с живым существом, его уважение и почитание имело широкое распространение у всех славян – они верили, что деревья ощущают боль. Треск сломанной ветки или скрип расколотого дерева ассоциировался с болезненными стонами, увядание – с иссушающим горем. Если дерево рубили топором, выделяемый сок считался кровью.
Образ дерева был метафорой дороги, по которой можно достичь потустороннего мира, поэтому деревья были неотъемлемой частью обрядов и поверий, связанных со смертью. Славяне верили, что души умерших переселялись в деревья.
Существовали целые священные рощи. В них нельзя было не только вырубать живые деревья, но и рубить на дрова сухостой и бурелом- все должно сгнивать на месте, внутри самой рощи. На ветки священных деревьев в качестве приношений крестьяне вешали платки, ленты, куски холста, полотенца с просьбами от избавления от болезни или в благодарность за излечение. В народе ходило множество рассказов о страшных карах, постигших тех, кто пытался срубить дерево в священной роще. Чаще всего священными считались старые деревья, с наростами, дуплами, выступающими из- под земли корнями или расщепленными стволами, а также имевшие два или три ствола, выросшие из одного корня. Между стволами таких деревьев пролезали больные, протаскивали больных детей в надежде на выздоровление. У славян так же были широко распространены растительные тотемы. Наиболее часто ими становились дубы, березы, вербы.
2.4. Культ камней
Древние славяне почитали камни, видя в них опору, основание мира, символ мировой горы. Особо почитали камни ,возвышающиеся из воды – на реке или протоке. К камням совершали паломничества больные, они оставляли свои приношения (хлеб, полотенце, платки и т.д.) около камней или развешивали рядом на деревьях. Осколки таких камней, а также вода, собирающаяся в их углублениях, считались целебными. У священных камней совершали ритуалы, например, один из таких камней, находившийся недалеко от Тулы, опахивали, если случался мор скота.
Камни, как и другие силы природы, нельзя оскорблять, иначе они могут отомстить. Христианские представления о камнях гласят, что в камне живет не высший дух, а бес.
Глава 3. Животные-Тотемы
В эпоху, когда основным занятием у славянских племен была охота, они верили, что дикие животные являются их прародителями. А потому животные считались могущественными божествами, которым следует поклоняться.
В результате у каждого племени был свой тотем, иначе говоря, свое священное животное, которому поклонялось племя. Так, например, несколько племен своим предком считали волка и почитали его как божество.
Так как хозяином языческого леса был самый сильный зверь — Медведь, — он считался защитником от всякого зла и богом плодородия, а потому именно с весенним пробуждением медведя древние славяне связывали наступление весны. По этой же причине практически до XX в. многие крестьяне хранили в своих домах медвежью лапу как талисман-оберег, который должен защищать своего владельца от болезней, колдовства и всевозможных бед.
Из числа травоядных животных в охотничью эпоху наиболее почиталась Олениха (Лосиха). Это была древнейшая славянская богиня плодородия, неба и солнечного света. В противоположность настоящим оленихам богиня представлялась рогатой, ее рога были символом солнечных лучей, поэтому оленьи рога считались мощным оберегом от всякой ночной нечисти и прикреплялись либо над входом в избу, либо внутри жилища.
Среди домашних животных больше всего славяне почитали Коня. Это было связано с тем, что когда-то предки большинства народов Евразии вели кочевой образ жизни, и в облике золотого коня, бегущего по небу, им представлялось солнце. Образ солнца-коня сохранился в убранстве русской избы, увенчанной коньком с изображением одной или двух конских голов. Амулет с изображением конской головы или просто подкова, подобно другим солнечным символам, считались могучим оберегом (Приложение 1).
Постепенно человек все больше освобождался от страха перед миром животных, и потому постепенно звериные черты в образах божеств начали уступать место человеческим.
Глава 4. Боги древних славян
В славянских религиозных верованиях существовала иерархия, свойственная многим народам, поклонявшимся нескольким богам. Своеобразный пантеон богов был и у древних славян (Приложение 2).
Самым древнейшим верховным мужским божеством у славян был Род. Уже в христианских поучениях против язычества ХII-ХШ вв. о Роде пишут как о боге, которому поклонялись все народы. Род был богом неба, грозы, плодородия. О нем говорили, что он едет на облаке, мечет на землю дождь, и от этого рождаются дети. Он был повелителем земли и всего живого, являлся языческим богом-творцом. В славянских языках корень «род» означает родство, рождение, воду (родник), прибыль (урожай). Такие понятия, как народ и родина, кроме того, он означает красный цвет и молнию, особенно шаровую, называемую «родия». Всех мифологических существ, отвечающих за тот или иной спектр человеческой жизни, можно разделить на три основных уровня: высший, средний и низший.
Так, на высшем уровне расположились боги, чьи «функции» наиболее важны для славян и которые участвовали в самых распространенных сказаниях и мифах.
На среднем уровне находились божества, связанные с хозяйственными циклами и сезонными обрядами.
На низшем уровне разместились существа, которые были менее уподоблены человеку, чем боги высшего и среднего уровня.
При поклонении славяне старались соблюдать определенные ритуалы, позволявшие, как они думали, не просто получать то, о чем просили, но и не обидеть духов, к которым обращались, и даже защититься от них, если в этом была необходимость. После перехода славян к земледелию одну из важнейших ролей в их верованиях стали играть солнечные (солярные) боги. К древнейшему земледельческому культу матери-земли восходит общеславянское почитание Макоши (Мокши) — богини земли, урожая, женской судьбы, великой матери всего живого Мужским божеством плодородия, связанным с нижним миром, был Велес (Волос) — Бог торговли и зверей.
Духи рода, покровители хозяйственных построек и природных пространств.
По мнению древних славян дома и хозяйственные постройки имеют мифических хозяев. Различные природные пространства имеют мифических хозяев. Хозяином леса считался Леший, реки или озера- Водяной, болота- Болотник, поля- Полевой и т.д. (Приложение 3).
Леший сторожит лес, и безраздельно распоряжается всем, что в нем есть. На Русском Севере об этом рассказывают так : «Хозяин грибов, мха есть. Хозяин везде должен быть. Он вроде бы выйдет такой старичок старенький, выйдет из-под корня или с земли, окрикнет мальчишек: «Зачем так делаете неладно!» - если они грибы неправильно собирают. Это лесовой хозяин, он бережет, сторожит лес.»
Леший охраняет лесных зверей. Лесное эхо – это голос Лешего, поэтому в лесу без особой нужды не стоит кричать и тем более передразнивать эхо, а так же откликаться на незнакомый голос- этим можно вызвать Лешего. Он не переносит, когда свистят в лесу, и сурово наказывает свистуна- он может прийти в село вслед за свистящим человек и выбить в хате все стекла. Лесной дух недовольный тем, как ведет себя человек в лесу, может наслать на него болезнь, напугать до полусмерти, заморочить видениями. Считалось, что чаще всего с Лешим сталкивались охотники, чтобы этого не произошло, они не должны были брать дичи больше, чем разрешено, приходить на охоту в определенное время. Таким образом, древние славяне сохраняли лесные богатства.
В каждом водоеме живет свой хозяин – Водяной. Владеет всем, что есть в воде , на воде, он охраняет водоплавающих птиц и рыбу. Чтобы уберечься от Водяного, необходимо соблюдать правила поведения на воде : не купаться в неположенное время и месте, заходить в воду с крестом и молитвой, просить у Водяного разрешения искупаться и набрать воды. Рыбаки не должны ловить рыбу во время нереста. Водяной, как и Леший, не любит свиста и гневается на того, кто свистит.
Болотник – хозяин болот, требующий осторожности на своих владениях.
Полевой – хозяин полей, который заботится о траве и хлебе, бережет скотину. Он может поразить человека солнечным ударом, а если человек укладывается спать в поле на солнцепеке, особенно в полдень, насылает на него лихорадку.
Еще одна хранительница поля – Полудница, она появляется в межах во время цветения ржи и созревания хлебов и охраняет посевы от палящих лучей полуденного солнца. Она опасна для людей, особенно для детей, Полудница следит за тем, чтобы они не ходили в поле и не мяли хлебов. Часто полагали, что она обитает не только в ржаном поле, но и в гороховом, а также и на огороде и охраняет свои владения от набегов детей. Особенно сурово поступает со жнецами, если они, пренебрегая запретом, работают в полдень : она насылает на них солнечный удар или сильную головную боль.
Таким образом, с помощью духов древние славяне охраняли окружающий мир и свое здоровье.
Заключение
В Древней Руси верили не только в высших и низших богов- наши предки наделяли сверхъестественными свойствами всю природу: землю, воду, воздух, растения, камни, огонь. Древние славяне поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим всё вокруг. Каждое славянское племя молилось своим богам. Языческая вера, заставлявшая человека относиться ко всему в природе как к живым существам, породила особые представления о душе -отдельной от физической оболочки невидимой сущности, которая обеспечивает жизнь и которой обладает не только человек, но и все элементы природы.
В ряду важнейших дат в отечественной истории совершенно особое место, несомненно, занимает 988 год. В этом году Русь, как свидетельствуют источники, по повелению Владимира I приняла христианскую религию. Нужно сказать, что многие люди не хотели расставаться со своими богами. Они отказывались креститься, плакали, убегали, даже избивали иноземных священников. Но их силой принуждали принять новую религию.
Постепенно привыкая, люди всем сердцем приняли христианскую религию, хотя и старые языческие верования не исчезли окончательно. Простой народ, даже принявший христианство, ещё длительное время продолжал исполнять языческие обряды. Более того, некоторые из языческих верований и обрядов не только сохранились, но и органично влились в христианство. Например, языческий Иван Купала был преображён в Иоанна Крестителя, а Перун – в образ Ильи-пророка. В культе «святых мест», широко распространённом на Руси, проступают следы почитания объектов природы, в частности, водных источников. С язычеством связана вся декоративная часть деревенской архитектуры, крестьянской одежды, бытовой утвари, а фольклор пронизан фрагментами древних исторических мифов и героического эпоса. Языческими символами проникнуты и сохранившиеся в ряде мест сложные свадебные обряды. Языческая романтика и языческое мироощущение, сохранившееся в русском национальном сознании, придавали особую красочность и своеобразие русской народной культуре.
Одухотворение сил природы на протяжении многих веков после официального искоренения язычества оставалось важной частью мировоззрения восточных славян. Оно поддерживало традиционную древнерусскую систему календарных обрядов и ритуалов, цель которых состояла в том, чтобы жить в ладу с природой. Древний человек осознавал себя частью природы. Дерево, вода или огонь были для него не менее живыми существами, чем он сам, и требовали к себе почтительного отношения. Своевременное и точное выполнение обрядов, по мысли древнего человека должно обеспечить нормальное, упорядоченное течение жизни, как в обществе, так и в природе. Напротив, нарушение правил общения с силами природы грозило человеку наказанием: стихийными и общественными бедствиями – бурями, ливнями, заморозками, засухой, мором, неурожаем. Таким образом, в религиозных верованиях древних славян решались вопросы охраны природы и человека. Следовательно, гипотеза о природной основе религиозных верований подтвердилась.
Список литературы
Сайты:
Приложение 2
Таблица 1. Основные славянские боги и их характеристика
Имя Бога или Богини | За что отвечает | Характеристика | Как чествовали | Соответствующий образ в Христианстве | ||
Род | Бог неба, грозы, плодородия, повелитель земли и всего живого | Древнейшее славянское божество, считалось, что Род едет на облаке , мечет на землю дождь и от этого рождаются дети. | Устраивали ритуальные пиры во время осеннего праздника урожая и в дни зимнего солнцестояния. | |||
Рожаницы | Безымянные богини плодородия, изобилия и благополучия | Небесные Хозяйки Мира, рождающие все поголовье животных, рыб и птиц. | ||||
Стрибог | Повелитель ветров | Божество, наделяющее людей божественным благом и распределяющее его на земле. | ||||
Сварог | Верховный владыка Вселенной, творец небесного огня | Разбивал стрелами черные тучи, тьму, являл людям солнце. Дал людям огонь. | Воспринимался как олицетворение стихии, и почитание огня было почитанием одной из сил природы- как земли , воды, деревьев. | |||
Солнечные божества | ||||||
Даждьбог | Бог солнечного света и тепла, Символ — солнечный диск. | Родоначальник и покровитель русичей, от него зависит урожай, а, следовательно, благополучие | ||||
Хорс | Бог солнечного диска | Олицетворял хождение по кругу, цикличность | С ним связан обычай печь в честь Солнца блины, катать огненные колеса. | |||
Ярило | Божество яркого света, бог весны и веселья, Символ — гирлянда или корона из диких цветов. | Воплощал человеческую страсть, ярость , т.е. сильные чувства | В середине весны, когда земля и деревья одевались в зеленый наряд ,славяне праздновали встречу Ярилы, а в конце весны и вначале лета – его проводы , похороны. | Святой Юрий (Георгий) | ||
Купала | Божество плодородия, производительных сил природы и солнца. | Объединяет в себе поклонение двум разным стихиям – солнечному огню и воде. | Праздник Купалы (7 июля) | Иоанн Креститель | ||
Семаргл | Спутник богов солнца | Крылатый пес, хранитель посевов, бог корней , семян, ростков. | ||||
Божества плодородия | ||||||
Макошь | Богиня урожая, воды, судьбы, подательница благ, богиня женских работ | Покровительствовала браку , семейному счастью, пряла, стригла овец, распределяла урожай. | Поклонялись у родников, в качестве жертвы девушки кидали ей пряжу в колодцы. Из дней недели Макоши была посвящена пятница , и в этот день не пряли и не стирали- из почтения к богине. | Святая Параскева | ||
Лада | Богиня любви, красоты, брака, летнего урожая | Связывалась славянами с периодами летнего плодородия, когда созревает и тяжелеет урожай. Лада считалась также матерью двенадцати месяцев, на которые делится год. | К богине обращались с мольбами поздней весной и в течение лета, приносили ей в жертву цветы, живых птиц, мед, ягоды. | |||
Леля | Богиня весны, хранительница молодых побегов и всходов | Дочь Лады, самый светлый образ среди славянских богинь, щедро дарит миру изобилие, плодородие и красоту | ||||
Велес ( Волос) | Бог скота, урожая, мертвых и богатства ,защитник всех прирученных зверей. | На земле он был медведем или змеей, а на небе – месяцем. В отличии от Перуна властвовал в нижней части мирового пространства и в подземном мире. | Оставляли не сжатым последний пучок колосьев, обряд назвался «оставлять волотку на бородку» или « завивать бороду Волосу». Праздник Велеса отмечался 6 января, в конце святок. | Святые Власий и Николай. | ||
Боги смерти и подземного царства | ||||||
Морена( Марена) | Богиня мира мертвых и плодородия земли | Изображали в виде соломенного чучела, которое разрывали и сжигали на Масленицу. | ||||
Чернобог | Властитель подземного царства, повелитель тьмы | Как хозяин земных недр никому не приносит добра, он распространяет вокруг себя бесплодие, смерть, холод. | Почитатели светлых богов были уверены, с окончанием зимы он, как и всякая нечисть, гибнет, покидает земной мир. | |||
Илья Пророк | ||||||
Перун | Бог -громовержец, покровитель воинов и княжеской власти. | Перун представлялся славянам вооруженным воином, мчащимся на золотой колеснице, запряженной крылатыми жеребцами, белыми и черными. Топору — оружию Перуна — издревле приписывалась чудесная сила. | Из дней недели Перуну посвящен четверг, из животных- конь, а из деревьев – дуб. |
Приложение 3
Таблица 2. Духи рода и покровители хозяйственных построек
Духи рода и покровители хозяйственных построек. | |||
Наименование духа(покровителя) | Где обитает | За что отвечает | Описание |
Домовой | жилище человека | за нормальную жизнь семьи, здоровье людей и плодовитость животных | умерший член семьи |
Банник | баня | наказывает тех, кто моется в праздники, поздно ночью или после многих смен парящихся. | обычно невидим, иногда принимает вид голого старика, покрытого грязью и листьями от веника |
Овинник (Гуменник) | овин | он смотрит за порядками кладки снопов, за тем, как и когда затоплять овин, следит, чтобы хлеба не сушили во время сильных ветров | громадный черный кот, с горящими, как уголья, глазами |
Таблица 3. Духи природных пространств
Духи природных пространств | |||
Наименование | Где обитает | За что отвечает | Описание |
Леший | лес | охрана лесных зверей, следит за поведением человека в лесу, контроль размера дичи, сохранение лесного богатства | человекообразное существо, живущее в лесу, наказание свистунов, наказывает за непотребные слова, может завести в глушь |
Водяной | водное пространство | охрана водоплавающих птиц и рыбы | пучеглазый старик с рыбьим хвостом и зеленой бородой, рвет сети, топит |
Болотник | болота | охрана своих владений | существо, покрытое грязью ,водорослями, улитками и рыбьей чешуей, может затянуть в трясину |
Полевой | поля | забота о траве и хлебе, сохранение скотины | белобородый старик, поражает человека солнечным ударом и награждает лихорадкой в случае неповиновения |
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Астрономический календарь. Март, 2019
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Мороз и заяц
Повезло! Стихи о счастливой семье