Цель данной работы- найти взаимосвязь поэта и воина в личности Лермонтова; показать автобиографичность героев военных произведений писателя.
Вложение | Размер |
---|---|
lermontov-_poet-voin.docx | 22.91 КБ |
Районные Лермонтовские чтения «Светись, светись, далекая звезда…»
МБОУ «Можайская средняя общеобразовательная школа»
Тема: ПОЭТ И ВОИН ЛЕРМОНТОВ.
АВТОБИОГРАФИЧНОСТЬ ОБРАЗОВ ГЕРОЕВ
ВОЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА
Выполнил: Очиров Борис, учащийся 8 класса
Руководитель: Иванова Д.Б., учитель русского языка и
литературы
2014г
Содержание
I. Введение
II. Основная часть
1. Военная служба - удел предков поэта
2. Становление Лермонтова как военного писателя
3. Образ гусара в стихотворении «Гусар». Автобиографичность романа «Вадим»
5. Казачий сотник Михайло Лермонтов
III. Заключение
IV. Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Творчество М.Ю.Лермонтова как поэта изучено и исследовано основательно, а деятельность поэта как воина, участника боевых сражений на Кавказе ещё малоизвестна. В его военных произведениях образ русского офицера автобиографичен, потому что служба в армии для поэта стала судьбой, предопределением.
И в то же время невозможно рассматривать жизненный путь Лермонтова отдельно как поэта или как воина. Странное единение - поэт и воин - почему-то не кажется удивительным, противоестественным применительно к Лермонтову.
После того, как Лермонтов оставил Московский университет, военная профессия стала его судьбой. На этом поприще он проявил себя как храбрый и умелый солдат. Нельзя выделить в М.Ю.Лермонтове что-то одно: или поэт, или боец, но в то же время невозможно связать воедино в нем эти два противоположных рода занятий. Ведь обыкновенно мы никак не связываем поэтическое творчество с профессией и не называем Ломоносова поэтом-химиком, Державина - поэтом-губернатором, Грибоедова - драматургом-дипломатом. Поэт, кем бы он ни служил, интересен нам как поэт – и только.
Цель исследовательской работы: найти взаимосвязь поэта и воина в личности Лермонтова;
показать автобиографичность героев военных произведений писателя.
Задачи исследования:
- проследить историческую связь судьбы Лермонтова с судьбой его предков
- изучить путь становления Лермонтова как военного писателя
-проанализировать автобиографичность образа русского офицера в военных произведениях поэта
Объект исследования: страницы биографии поэта; произведения Лермонтова
Предмет исследования: особенности изображения поэтом русского офицера и солдата; загадочность соединения в Лермонтове воина и поэта; отношение поэта к военной службе
Актуальность исследования: 2014 год - юбилейный лермонтовский год. Поэт-патриот для современного читателя является примером служения Отечеству, толерантности к горцам, среди которых у него были друзья. Изучая произведения писателя через 200 лет, мы не перестаём восхищаться его офицерской честью, храбростью, удалью, проявленных при защите Родины.
Практическая значимость исследования:
- материалы исследования могут быть использованы на уроках литературы и на внеурочных занятиях при изучении творчества М.Ю.Лермонтова
Методы исследования: анализ художественных произведений, сопоставление исторических реалий с жизненными фактами.
Основная часть
1. Военная служба - удел предков Лермонтова
Сама судьба готовила поэту Лермонтову военное поприще. Предки его по линии и отца, и матери служили честно Отечеству. Они дослуживались до высших военных чинов, но никогда не были царедворцами. Примеры высокого долга и чести оказали большое влияние на юного поэта.
Детство и юность поэта прошли под звездой 1812 года. Ребенком он слушал рассказы своего гувернера Капэ, ветерана наполеоновской гвардии, который способствовал воспитанию в будущем поэте любви к военной жизни и подвигам. Перед глазами мальчика был и живой пример - героические деяния братьев его бабушки Елизаветы Алексеевны - штабс-капитана Афанасия Алексеевича и полковника Дмитрия Алексеевича Столыпиных. А.А.Столыпин служил адъютантом у А.В.Суворова, написал о нем мемуары. В Пятигорске будущий поэт слушал его рассказы о походах великого полководца, о мужестве и героизме русских солдат. Именно под влиянием А.А.Столыпина, героя Бородино, появились первые поэтические наброски, связанные с этой темой (стихотворение «Поле Бородина»), которые потом, в двадцать пятую годовщину великой битвы, превратились в «Бородино» - гимн Отечественной войне 1812 года. Поэт проявлял живой интерес к истории своего рода, в котором все мужчины были военными, и готовился избрать себе такую же судьбу.
2. Становление Лермонтова как военного писателя
М.Ю. Лермонтов учился в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Школа научила Лермонтова, который ещё недавно мог признаться товарищу, что «глаза каждую минуту мокры», умению владеть собой. Именно там, в юнкерской среде, закалилась его замечательная выдержка. Именно там в нем соединились воин и поэт.
3. Образ гусара в стихотворении «Гусар»
Все военные произведения Лермонтова автобиографичны. Поэт всегда дорожил честью русского офицера. Это доказывает вся его офицерская служба в четырех полках российской армии. В 1832 году после поступления в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров писатель пишет одно из своих ранних стихотворений на военную тематику «Гусар». Герой его произведения - гусар, наделенный многими автобиографическими чертами. В его образе ощущается присутствие самого автора, который сочувствует своему герою и в то же время критически оценивает его:
Гусар! ужель душа не слышит
В тебе желание любви?
Скажи мне, где твой ангел дышит?
Где очи милые твои?
Молчишь - и ум твой безнадежней,
Куда полнее твой бокал!
Автобиографичность романа «Вадим»
Сразу же при поступлении в Школу писатель начал работать над романом «Вадим», который так и не завершил. Он сделал офицера одним из главных действующих лиц своего юношеского романа «Вадим». Герой романа «Вадим», молодой офицер Юрий, оказался в гуще событий пугачёвского движения. Не случайно выбрано место романа - Пензенский край, здесь Лермонтов вырос. Поместье Юрия Палицына - это окрестности Тархан. Даже портрет молодого героя отображает черты отца Ю.П.Лермонтова, да и имя выбрано тоже не случайно. Говоря о детских годах Юрия, следует подчеркнуть, как похожи судьбы самого автора и его героя. «Но вот настал возраст первых страстей, первых желаний... его отдают воспитываться к старой и богатой бабке..» Многие строки этого романа можно отнести к описанию жизни самого Лермонтова.
Таким образом, уже в одном из своих первых юношеских произведений Лермонтов создает образ молодого офицера, наделив его привлекательной внешностью и такими честолюбивыми качествами, как смелость, стремление отличиться в бою, самопожертвование.
5. Казачий сотник Михайло Лермонтов
В военной биографии поэта именно служба на Кавказе стала действительной школой жизни, которая дала ему знание человеческой природы.
В конце сентября 1840 года Лермонтов участвует в походе на Большую Чечню. В одном из боевых столкновений под Шали получает ранение Дорохов, командовавший казачьей сотней охотников (добровольцев) , и генерал Галафеев назначает командиром этой сотни Лермонтова.
Оказалось, что поручик обладает боевыми качествами, особо ценимыми казаками. За хрупкой внешностью скрывалась недюжинная физическая сила. Сотник полностью разделял жизнь своих подчиненных, ходил небритый, ел с казаками из одного котла, спал на голой земле, ходил в красной рубахе и расстегнутом сюртуке без эполет. Лермонтов не стеснялся учиться у казаков боевым навыкам.
Казаки уже называли свою сотню Лермонтовским отрядом, а командира величали не иначе, как сотником, по-казачьи. Вот как поэт отражает в стихотворении «Валерик» удаль казаков своей сотни:
Сейчас , смотрите: в шапке черной
Казак пустился гребенской;
Винтовку выхватил проворно,
Уж близко... выстрел... лёгкий дым...
Эй вы, станичники, за ним...
Что ? ранен!.. - Ничего, безделка...-
И завязалась перестрелка...
Таким образом, казачья сотня Лермонтова действовала на острие движения Чеченского отряда, выполняя функции разведки и боевого охранения. В составе отряда находились храбрые и умелые в рукопашном бою люди, настоящие профессионалы войны. Командир действовал по собственной инициативе, проявляя храбрость и смекалку, которые были необходимы в бою. Начальство рапортовало:
«Невозможно было сделать выбор удачнее: всюду поручик Лермонтов, везде первый подвергался выстрелам хищников и во всех делах оказывал самоотвержение и распорядительность, выше всякой похвалы». Однако официально местом ссылки Лермонтова числился Тенгинский пехотный полк. Почти 5 месяцев командование этого полка не волновало отсутствие поручика, и только 30 ноября командир полка отправляет запрос в штаб Кавказской линии о местопребывании подчиненного ему офицера. И в конце декабря штаб отправляет блестящего казачьего сотника в пехоту, нанося ущерб боеспособности войск на Кавказе.
Лермонтова такой перевод ввёл в тяжёлое психологическое состояние. Он явился в Тенгинский полк в конце декабря. Офицерам полка сослуживец показался холодным, желчным, раздражительным. Быстро оформив необходимые документы, он уезжает в отпуск в Петербург. Военная карьера блестящего боевого офицера разрушена. Судьба, так благоволившая ему, изменяет путь воина.
По дороге на Кавказ из отпуска он заезжает в Пятигорск, где встречается со своим старым приятелем Николаем Мартыновым. Эта встреча оказалась роковой, да и вообще Лермонтов после перевода его из казачьего отряда потерял смысл жизни. Весть о смерти бывшего сотника потрясла казаков, один из них сохранял верность сотнику
Лермонтову до последнего вздоха. Он выкупил землю у могилы поэта, завещая похоронить себя рядом со своим командиром, и его завет был исполнен.
Заключение
Офицер Лермонтов был талантливым военным. Доподлинно познав вкус боя, цену подвигов русских солдат, он честно и правдиво отразил героизм воинов в своих военных произведениях. В его творчестве без прикрас отражается истинный герой, истинное служение Родине. В русской литературе появляется живой образ воина. Талантливый человек талантлив во всем. Это о Лермонтове. Его жизнь поэта-воина явила собой чередование двух таких замечательных и полярных талантов.
Список использованной литературы
1) Марченко А.М. Михаил Лермонтов. Жизнь и творчество. М., 1983.
2) Миклашевский А.М. Михаил Юрьевич Лермонтов в заметках его
товарища. М.Ю.Лермонтов в воспоминаниях современников. М., 1989.
3)Лермонтов М.Ю. Сочинение в 2 томах. М., Правда. 1990
4) Скуратов А. Казачий сотник Михайло Лермонтов. 2008. с. 12-13
Самый главный и трудный вопрос
Растрёпанный воробей
Нора Аргунова. Щенята
Заколдованная буква
Сказка "Морозко"