Испокон веков лес был нам верным другом и защитником. Без мягкого, утешающего, всегда таинственного и зовущего шума зеленого океана нельзя представить себе существование, а также ближайшее и отдаленное будущее всего живого на планете — биосферы, а значит, и нас, людей.
Вложение | Размер |
---|---|
patriarh_lesa.docx | 30.59 КБ |
Патриарх леса
Автор работы:
Нану Виктория
8 класс, МБОУ СОШ №23
с. Новозаведенное
Руководитель:
Писаренко Надежда Ивановна,
с. Новозаведенное, Ставропольский край, 2015
Человек — собиратель и охотник на заре истории — с каждым шагом по лестнице времен наращивал свои мускулы. И вот он уже великан, обладающий силой планетарного масштаба. А Земля на фоне невиданного доселе размаха своего сына-гиганта прямо на глазах вдруг стала быстро уменьшаться, теряя былую незыблемость. Не забыл ли человек, что он сам — часть природы, и что она до сих пор кормит и защищает его? Нет, наверное, не забыл, просто недостаточно думал об этом. А результат? Истощение природных богатств, загрязнение воздушной и водной среды,— вот самые важные и трудноразрешимые проблемы, которые еще никогда ранее человечеству решать не приходилось. Но делать это жизненно необходимо и чем быстрей, тем лучше.
Испокон веков лес был нам верным другом и защитником. Без мягкого, утешающего, всегда таинственного и зовущего шума зеленого океана нельзя представить себе существование, а также ближайшее и отдаленное будущее всего живого на планете — биосферы, а значит, и нас, людей.
Деревья – это не просто лес, это параллельный мир, который существует рядом с нами миллионы лет. Этот мир наделён высшим разумом или, как мы сейчас его называем, биоэнергетикой. Поэт Николай Гумилёв называл деревья свободными, зелёными народами. Дерево обладает удивительными способностями и возможностями. Находясь большую часть времени в своих каменных домах, мы заболеваем, раздражаемся, теряем связь с природой. А помочь нам могут деревья. Дать они могут многое: душевное равновесие, спокойствие, энергию, лекарства, а не только дрова и мебель. В лесу всё целебно – воздух, звуки, краски и даже мысли. В лесу мы полностью очищаемся, не понимая даже, почему нам так хорошо. А всё дело в том, что гармонично сочетаются деревья – доноры и деревья потребители энергии. Уникальная энергетика деревьев присутствует во всём – в лекарствах, в деревянных домах, в мебели, в амулетах из древесины.
Есть такая притча: пpишел как-то к мудpецу юноша и спpосил, что делать, чтоб его люди не забыли.
- Стань полководцем и воюй, - ответил мудpец.
- А что нужно сделать, чтоб меня люди добpом вспоминали? - еще спpосил юноша.
- Сади деpевья и воспитывай детей, - посоветовал мудpец.
Спpосили мудpеца: кто научил людей злу?
- Огонь, - был ответ.
Кто научил их быть сильными?
- Вода, - был ответ.
А кто научил их добpу?
- Деpево, - ответил мудpец.
Наши предки справедливо считали деревья живыми существами. Их сравнивали с богатырями, великанами. Например, дуб у разных народов – воплощение силы, символ долголетия, здоровья. У многих народов дуб считался самым красивым деревом, и к нему относились почтительностью и любовью. На латинском языке недаром дуб так и называется: «красивое дерево» -кверкус (Quercus), от кельтских слов «guer» -«красивый» и «cuez» - «дерево». Сколько сказок у разных народов о дубе с золотыми желудями, под которыми скрыты богатые клады, под которыми ларец со смертью Кащея; о дубе на ветвях которого висит хрустальный гроб со спящей красавицей! Почему именно с дубом связано столько сказок, преданий, легенд, суеверий? Дуб – громадное дерево, с толстым стволом и извилистыми, толстыми, как мускулистые руки, ветвями, кряжистыми сучьями, образующими широкий шатер листвы, - производит впечатление мощи и силы, упорства. Особенно яркое впечатление производит это дерево во время грозы на фоне черных туч, при свете молний, неколеблемое ветром. Мощь дуба и порождала у наших предков фантастические образы, связавшие с ним бога грома и молний Перуна. Этот облик дерева породил и тысячи сказок.
Село Новозаведенное, в котором я живу, лежит на открытой местности, на берегу реки Кумы. Вдоль правого берега реки расположен лес, он является естественной здравницей и местом отдыха жителей села. Основной лесообразующей породой является дуб. Но последние сведения, полученные в Георгиевском лесхозе, позволяют говорить о смене доминантных пород. Если лет 30 назад явным доминантом леса являлся дуб черешчатый, то сейчас преобладает тополь белый и клен полевой.
А ведь это о нем, о черешчатом дубе, написаны многочисленные специальные исследования лесоводов, дендрологов, ботаников, это его чаще всего рисуют художники и воспевают поэты. Кому не памятны знаменитые пушкинские строки:
Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.
Но не одним своим долголетием и величавой той завоевал дуб любовь и признательность многих людей. Велика польза, приносимая этим исполином человечеству. Широко, например, применяется его кора в кожевенной промышленности. А дубовые листья — хороши для одного из поставщиков натурального шелка — «дубового шелкопряда». Вряд ли стоит подробно говорить о высокой ценности дубовой древесины, о том, как долго и надежно служат людям различные, так необходимые в быту изделия. Древесина дуба отличается высокой твердостью, крепостью и упругостью и не поддается гниению. В связи с этим ее очень ценят и используют в мебельном, столярном и бондарном производстве. В довоенное время жил в нашем селе Андрей Колесников и славился он тем, что колеса для подвод делал и бочки дубовые. Была в нашем селе в 40-е годы сапожная артель, возглавлял ее Козырев Иван Петрович, работники артели шили обувь для жителей села, сами кожи выделывали под руководством известного в селе мастера по выделке кожи деда Черепахи. Этот человек знал многие секреты выделки, умел дубить кожи, после чего они становились более прочными с особой поверхностью. Прожил дед Черепаха долго, участвовал в Великой Отечественной войне, но секреты своего мастерства он ни кому не передал.
Могучему дубу в юном возрасте необходим забатливый уход. Всходы дуба не выносят ни заморозков, ни ярких лучей солнца, ни сильного ветра. На открытом месте они гибнут. Но в зарослях, под защитой широких листьев орешника они выживают, растут. Наблюдая за дубом, моя прабабушка, которая работала в лесхозе, рассказывала, что в первые годы дуб растет очень медленно, осторожно, как бы чего-то опасаясь. Потому что в это время дуб, готовясь к многовековой жизни, строит себе надежный «фундамент», пуская глубоко в землю толстые корни. Только с 8—10летнего возраста начинается у него формирование надземной части — ствола и ветвей. С этих пор дуб ежегодно вырастает на полметра, а то и больше, по диаметру же ствол утолщается всего лишь на несколько миллиметров. В отличие от многих других деревьев он может дважды в год давать прирост (трогаться в рост), образуя так называемые «ивановы побеги». При благоприятных условиях у дуба бывает и три прироста.
А вот еще одна черта его характера: дуб любит, как говорят лесники, расти «в шубе, но с открытой головой». Другими словами, он нуждается в боковом затенении и плохо выносит затенение сверху. Зато дубу не страшны ни суровые морозы средней полосы, ни южные засухи.
Чтобы вырастить дуб, не всегда достаточно и человеческих поколений. Только отдельные деревья на 30-м году своей жизни дают первые редкие желуди. А что бы дождаться обильных, постоянных урожаев, нужны многие и многие годы. Они далеко не всегда выпадают на долю тех, кто отдает все свои силы на выращивание этого дерева. Но сторицей воздастся им за труды, когда зашумят над землей зелеными кронами могучие лесные великаны.
На полях наших бывших колхозов растут дубовые лесополосы. Зеленым гребнем перекинулась через все поле дубовая посадка. А посадили эти дубки в послевоенное время, хотя не до них тогда было. Но председатель, фронтовик, далеко вперед смотрел: он убедил колхозников поставить заслоны на полях — не железные, не каменные, а живые, зеленые. Теперь под этими крепкими заслонами зимой вырастают сугробы. А летом вокруг подымаются хлеба. На других полях, где нет заслонов, хлеб родится такой жиденький, мелкоколосый, что поле просматривается насквозь. А тут, где дубки, колос— в ладонь, зерно — в горошину, копен соломенных — не перечесть. В тени, под кронами дубков, сладко пахнет красным клевером. А на окраине поля — васильки, шпорницы, кашка... Цветут вовсю! Налетел ветер — и зашумели, заговорили дубки. А было время, тормошили их ветры, сушила жарынь, пугали грозы, леденили морозы до последнего корешка, скот вытаптывал... Но дубки выжили!
В нашем лесу есть Фенин курган. У подножия кургана с северо-восточной стороны растет старый дуб. Этот дуб является одним из самых любимых и почитаемых у жителей села деревом. До 18-19 вв. возле этого дуба служили молебны, совершали бракосочетание, обращались к нему в заговорах, приписывая дубу целительную силу. По народным поверьям этот дуб не подпускает к себе темные силы, поэтому люди не боялись под ним отдыхать, но сажать дубы у своих домов боялись, ибо считали, что эти деревья притягивают молнии. У старообрядцев - беспоповцев еще в 19 в. брачный союз заключался таким образом: парень, сговорясь с девицей, отправлялся вместе с ней к заветному дубу и обходили его три раза кругом.
У жителей нашего села этот дуб отождествлялся с богом грома, посылавший дождь, поэтому к дубу обращались с заклинаниями о том, чтобы он разразился дождем.
В селе мать ребенка страдающего бессонницей, шла к дубу и обращалась к нему с заговором: Дубе, дубе! ты черный: у тебе, Дубе сыночки, Тебе, Дуб, шуметь та густи, а рожденному (имя) спать та рости! В другом заговоре от детской бессонницы обращались к дубу, каждая ветка которого имеет собственное имя: ветка с желудями мужское, а без желудей женское.
Маленьким детям пели песенки в которых также упоминается дуб.
Ой люли, та-ра-ра!
На горе стоит гора,
А на той горе лужок,
А на том лужку дубок,
А на том дубку сидит ворон в красных
Сапогах,
Во зелененьких серьгах.
Черный ворон на дубу
Играет во трубу.
Труба точеная, позолоченная.
Он утром в трубу трубит, а вечером сказки
Говорит.
Сбегаются зверьки
Ворона послушать,
Пряничка покушать.
Жители села использовали дуб в народной медицине. К дубу прибегали при зубной боли, грыже, грудной жабе и других заболеваниях. В конце 18 в. пользовался большим уважением у жителей села толстый старый дуб со сквозным отверстием, через которое протаскивали по три раза детей, больных грыжей, после чего дерево перевязывали поясом или кушаком. А еще больных детей носили в лес, раскалывали там надвое молодой дубок, трижды протаскивали через него ребенка, а затем связывали дерево ниткой. В давние времена люди верили, что дуб расколотый молнией, обладает целебными свойствами. Жителей нашего села в народе называют «колдунами». Это название, по- видимому связано с обрядами, которые происходили в лесу в давние времена.
Ученые, на основании археологических находок, утверждают, что первым и наиболее древним хлебом был хлеб из желудей. В голодные годы жители нашего села сушили желуди в печах, растирали в муку и пекли из нее хлеб. По питательности желуди почти не уступают ячменю. В них содержится 57% крахмала, 7% белковых веществ, 10% сахара, до 5% жира. Дубильные вещества придают желудям вяжущий, горьковатый вкус. Если же удалить эти вещества, то из желудей получится питательный продукт, из которого можно делать кашу, лепешки, оладьи и даже ореховые торты.
Моя прабабушка рассказывала мне о том, как из желудей муку приготовить. Вот ее рецепт: собирать желуди следует зрелыми, когда они в конце сентября выпадают из плюсок, а еще лучше - после первых заморозков. Их очищают от кожуры, разрезают на четыре части и заливают водой. Вымачивание продолжается двое суток, причем каждый день воду сменяют три раза. Затем перекладывают желуди в кастрюлю, заливают водой (две части воды на одну часть желудей) и нагревают до кипения. Потом желуди измельчают и полученную массу высушивают, рассыпав тонким слоем. Высушенные желуди толкут и пекут из них лепешки. Так желудевое тесто не обладает клейкостью и вязкостью, то при переворачивании лепешки ломаются. Чтобы избежать этого сковородку с положенной на нее лепешкой накрывают другой сковородкой таких же размеров и, когда одна сторона поджарится, сковородки переворачивают. Лепешка падает с одной сковородки на другую, и вторая сторона ее поджаривается. Для приготовления кофе желуди не вымачивают. Их очищают от кожуры, поджаривают и размалывают.
В старину жители села устраивали специальное моление о дожде, для этого всем селом, шли к дубу, у подножия которого был родник, углубляли, прочищали его, будили, таким образом, и просили дать дождя.
Старожилы рассказывают такую историю, связанную с этим родником. В 1881 г. родился в селе мальчик по имени Яков, вырос он, женился, но долго у них с женой не было детей. И тогда он дал перед Богом обет, если родится у него ребенок, то выкопает он родник у подножия старого дуба. Родился мальчик. И Яков выполнил свой обет. Выкопал и обустроил родник. Всего же, если верить легенде, у Якова было пять детей, два мальчика и три девочки.
Местные жители регулярно очищают колодец, очищение источника приносит очищение душе, радостное настроение и чувство выполнения должного. Такое дело служит единению людей. На Крещение жители села ходят за святой водой к роднику, считается, что крещенская вода наделяется особой целебной и очищающей силой.
Hаpодом придумано немало пословиц и поговорок о дубе, имеющих пpиpодоохpанное значение. Вот некоторые из них: один дуб свалил - посади десять; кто посадит дуб, того благословят внуки, кто срубит, того проклянут дети; кто с дуба коpу снимает, тот его убивает; на молодой дубок не поднимай pуку - будет он служить тебе и внуку; держись за дубок, дубок в землю глубок.
В книге лауреата Ленинской премии Василия Пескова «Шаги по росе» есть такие слова: «Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, в самодельные пистолеты, в старые берданки и новые двустволки? Кто должен научить их беречь и любить природу? Кто должен объяснить, что лес без птиц скучен и неприветлив? Кто должен научить их радоваться прилету журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?» Так кто же должен? — как ответить на этот вопрос? Конечно, взрослые.
Лес можно сохранить даже в самых посещаемых местах, если предусмотреть на его территории дорожки и тропинки, по которым удобно ходить, поляны и лужайки для игр, маршруты дальних походов, позволяющие рассредоточить людей. Все это предохранит лесной массив от вытаптывания, замусоривания, различных повреждений. И надо наметить еще места, вроде как маленькие заповедники, куда бы люди совсем не заглядывали. Пусть там останется нетронутая природа. С непривычки, может, это покажется трудным. Но ведь, бывая в столовой или ресторане, мы же не заходим на кухню, где готовится еда! И в лесу надо иметь такие же кухни природы, где для нас будет готовиться чистый воздух, озон, фитонциды — и все это в сопровождении музыки птичьих голосов.
Какая бывает зима
Отчего синичка развеселилась
Снежный всадник
Извержение вулкана
Акварель + трафарет = ?