Краткое описание становления районного добровольческого объединения "Живая память" в школе и районе.
Вложение | Размер |
---|---|
konk._titov.doc | 72 КБ |
МОМЕНТ ИСТИНЫ.
« Человеку присуща гордость за родное, близкое». Так думала и я, начиная работать в школе. Дети помогли мне увидеть проблему, которая и сегодня не дает покоя. Живая память. Мост между прошлым и будущим. Но он рушится. Что делать?
Патриотизм, как отношение человека к Родине, занимает исключительное место. Сложно расти в такое время, когда сдвинуты все нравственные ценности. Многие призывы быть культурными, воспитанными, любящими и уважающими свой народ не достигают результата. Рушится некая цельность, единство. Необходимо стало найти такую силу, которая бы смогла противостоять внутреннему разрушению, беспорядку. Душа. Душа должна работать, работать по законам нравственности. А иначе она становится недоразвитой, а то и совсем гибнет. Только в живой душе, умеющей жалеть и сопереживать, живет великое чудо – любовь. Любовь к дому, семье, роду, традициям. Тема живой памяти помогает рассмотреть предпосылки формирования патриотизма: привязанность человека к месту жительства, гордость за успехи Отечества. Она аккумулирует в себе огромные запасы развития и воспитания ментальности русского человека. Соборность, чистота, справедливость, гордость, великодушие, щедрость, любовь к своему Отечеству всегда были и будут основой становления человека. Живая память – это источник верности и преданности заветам отцов.
Особенность этой проблемы - преодоление современного нигилизма, утверждение самобытности русской души в современных условиях: понимание ее значимости как источника духовного возрождения. Вот тут – то и важно стало найти такие ориентиры, которые смогли бы помочь человеку увидеть в себе социальное, родовое; предложить ученикам такой способ взросления, который бы послужил примером подлинной нравственности. И ни в коем случае не вбивать неактуальные стереотипные лозунги о любви к Родине, а показать личным примером, что патриот - это человек, достойный уважения. Ведь, несмотря на отрицание очевидных истин, молодежь все равно стремится к «доброму и вечному». Это уже заложено, надо только развить.
Вот такой момент истины стал для меня очень важен. С этого момента я не имела права лгать. Моим идеологическим материалом стала человеческая совесть, труд и здравый смысл (уникальные человеческие ценности). И я поняла, что воспитание патриотизм должно проходить прежде всего через поступки, действия.
Двадцать пять лет назад, когда с учениками школы был собран первый материал о героическом прошлом односельчан, я не думала, что работа кружка «Живая память» перерастет во что-то большое и ответственное.
А сегодня не только учащиеся школы, но и жители села и района могут с уверенностью сказать, что добровольческое объединение «Живая память» не только сохранило свои традиции, но продолжает утверждаться в делах, неся в себе искру человеческого бескорыстия, милосердия и созидания. Эту искорку памяти стали передавать по наследству. Если мы ее сохраним, то не нарушится связь между поколениями. Поэтому для меня очень дорог момент истины в сердце каждого ребенка.
Зов души.
Все началось с того, как я приехала в Шелаболиху учительствовать и была настолько увлечена красотой этого места, что невольно захотелось поближе узнать о прошлом, побеседовать со старожилами, послушать рассказы о красивейших березняках, о белых пароходах, мерно ходящих по старому руслу Оби. И поняла, что нужно знать и чтить то место, где ты живешь. А еще то, что историю эту, так же как и памятники, надо сохранить. Перечитала материалы районного краеведа Д.П. Синявского. И начались встречи учеников с односельчанами. Узнали тогда о том, как жила Шелаболиха за семьдесят лет до их появления. Состоялась встреча с В.Т. Трушиным, который на классном часе, проходившем в чистом поле около села, поведал историю о героическом подвиге односельчан, защищавших свое родное село от белогвардейцев. Тронутые этой историей кружковцы решили, что на месте гибели защитников должен стоять знак памяти. Это была первая и серьезная проверка на прочность. Тяжелое это было время - время распада, безверия, и работа кружковцев казалась каким-то безумием. Надежда на сотрудничество с местным руководством не принесла радости. Вот и пришли тогда на помощь те самые старожилы села, ветераны войны. Привезли большой камень - гранит и установили на том самом месте, где погибли односельчане, защищая свое родное село. Но так бы все и осталось: камень, история, воспоминания. Устали тогда от безверия люди. А дети… дети проложили тропинку к Знаку памяти. То дерн подновят, то оградку покрасят, то снег зимой уберут.
Вот что вспоминают ребята о своей малой родине.
По этой земле учился ходить еще мой прапрадед. Здесь живут мои друзья. Я чувствую, что слово Родина живет во мне всегда. Идешь по улице с папой, а все уважительно здороваются с ним. Я тоже хочу, чтобы мои дети гордились мной. И жить я хочу здесь, на своей земле.
На одной из встреч с Юраш Михаилом Ивановичем, нашим выпускником, участником войны в Чечне, я задала вопрос: «Как тебе представлялась между боями в минуты затишья твоя малая родина?» Михаил, не задумываясь, ответил: «Это моя мама, которая стояла ранним утром с ведром парного молока на крыльце нашего дома».
Проблема патриотического воспитания является составной частью нравственного воспитания. Она важна как система моральных отношений. Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, человеческой культуре.
Главное все же случилось. Историю подвига односельчан, боровшихся за освобождение села, дети стали рассказывать своим друзьям, близким, родным. Это было 25 лет назад. И та маленькая тропинка к памятнику стала знакомой почти всем.
Сегодня члены школьного добровольческого объединения «Живая память» продолжают начатые традиции их отцов. И каждый год на зимних каникулах отряд добровольцев организует лыжный десант к Знаку памяти, где под шум ветра и шелест степного ковыля вновь звучит история о далеком прошлом. Участниками такого пробега становятся все желающие.
Булатов Руслан, который много лет назад был членом кружка, а теперь в звании подполковника, вспоминает.
Я тогда учился в школе. Мы вместе со своей учительницей ходили к Знаку памяти, чистили, убирали траву. Здесь я впервые услышал историю, связанную с этим местом. Я тогда не придавал значения всему, что мы делали: красили, пололи траву, подсыпали землю.
И вот только сейчас, когда у меня уже своя семья, я с теплотой и гордостью вспоминаю это время. Всегда, когда мы проезжаем мимо Знака памяти, я рассказываю своим детям всю историю и добавляю гордо: «Помните, что и ваш отец маленьким ухаживал за этим местом и вы, когда подрастете, будете помнить о людях, которые отстояли вашу малую родину в военное лихолетье».
Это чувство гордости не покидает меня и сейчас. Я передам эту живую память моим детям. Спасибо моим учителям, которые дали мне это ощущение.
Прошло время, но тропинка, проложенная к сердцу каждого ученика, стала дорогой к их родному дому. И откуда бы ни приезжали наши выпускники, они с гордостью рассказывают своим детям об истоках становления своей души и бережно передают в наследство частицу своей малой родины.
Постепенно, вместе с работой приходило понимание того, что чувство патриотизма зарождается в человеке не в одночасье. Важно бережно и не навязчиво передать эстафету живой памяти молодым людям и показать, что это не чужое, а сокровенное и дорогое для каждого из них.
В экспедицию по району.
Легкий дымок костра, стелющийся по ложбинам, туман, алые зори, все краски родного края отразились в глазах и душах участников экспедиции. Ребята занялись поисковой работой. И как это здорово, что все это время мы находили взаимопонимание и поддержку в своей родной школе. За 1994 и 1995 год было организовано две экспедиции по району. И ребята кружка «Живая память» задались целью побывать в селах и познакомиться с интересными людьми, их увлечениями, бытом, услышать и записать рассказы о далеком прошлом, а самое главное – увидеть красоту русского человека. Собрали большое количество историй, куда вошли легенды, обычаи, традиции, говоры.
Весь материал, переработанный кружковцами, был предоставлен на кафедру филологии АКИПКРО в виде видеофильма. И в течение 10 лет использовался как демонстрационный материал по теме «Региональный компонент в преподавании предметов гуманитарного цикла».
С большим интересом участвовала в опытно - экспериментальной работе по проблеме реализации регионального компонента под руководством профессора, кандидата филологических наук О.А.Любимовой. Работала с огоньком, так как вся программа была наполнена материалом, собранным вместе с ребятами в экспедициях по району.
Опыт по введению регионального компонента в общеобразовательный процесс распространила в сборниках АКИПКРО: «Региональный компонент в обучении русскому языку», «Загадки русской души».
И в 1995 году была награждена Почетной Грамотой Комитета Администрации Алтайского края по образованию и крайкома профсоюза работников народного образования за успешную работу по обучению и воспитанию учащихся. А в 1999г была награждена Почетной Грамотой ГУДО АКЦДЮТур за большой вклад в развитие туризма и краеведения на Алтае.
Итогом этой работы стало составление в 1999г программ регионального направления: «Этнография» и «Литературное краеведение». Они были введены в учебную программу старшеклассников и успешно реализуются до сих пор.
В 2002 году была награждена Грамотой комитета администрации Шелаболихинского района по образованию за успешное участие в региональной научно – практической конференции «Опыт, проблемы реализации регионального компонента Базисного учебного плана» 2002 года.
Приятно отметить, что в те годы многие выпускники школы поступили в педагогический университет на факультет истории и краеведения. Знание и опыт, приобретенный в экспедициях, пригодились им для успешного обучения в ВУЗе.
Чтобы вести за собой ребят, надо было и самой совершенствоваться. В 2003 году стала победителем районного конкурса «Учитель года» и награждена грамотой комитета администрации Шелаболихинского района по образованию. Принимая участие в краевом конкурсе «Учитель года Алтая– 2004», я защитила творческую работу по теме « Формирование и развитие духовной и творческой культуры ребенка в общеобразовательном процессе посредством применения методов, средств и элементов этнопедагогики и краеведения». Рассуждая в работе об истоках и содержании культуры современного человека, отмечала в своей работе, что истинная культура проверяется отношением к выработанным народным ценностям. За участие в краевом конкурсе «Учитель года Алтая – 2004» была награждена почетной грамотой Комитета администрации Алтайского края по образованию.
Память.
Лучший стимул для начатого дела – это хороший результат. Пытливый ум ребят из кружка «Живая память» находил все больше и больше дел. Стали хорошей традицией встречи с ветеранами войны. На одной из таких встреч состоялась беседа о солдатах, за чьими могилами нужен уход. Ребята не выбирали. Они просто пошли и сделали это. И каждую весну, и осень группа добровольцев вместе с ветеранами ухаживает за могилами. Их работа была отмечена грамотами районного музея за активное участие в добровольческом движении « Живая память». Вручение этих грамот проходило на выпускном вечере в присутствии родителей, что придало этому моменту особую значимость. И стало уже хорошей традицией получение благодарственных писем за хорошую службу наших выпускников, ушедших служить в армию.
Не прервалась ниточка живой памяти и в тот момент, когда в селе был открыт мемориал памяти односельчанам, погибшим в локальных воинах. Ребята сразу взялись за работу: уборка территории, озеленение. А самое главное, появилась еще одна возможность поближе познакомиться с воинами – интернационалистами. Стало еще одной хорошей традицией больше - стать участниками митинга и возложить гирлянду к подножию обелиска вместе с участниками войны, общественностью села, почтить минутой молчания память погибших в Афгане и на Чеченской земле. А самым достойным членам добровольческого объединения «Живая память» заступить на пост №1. И в такой момент видишь одобрение и поддержку односельчан. А глаза ветеранов, прошедших войну, становятся мягче, добрее. Детские же сердца переполняет гордость за свое, близкое, родное, что зовется родиной.
А детской фантазии нет границ. Им уже хочется сыграть в футбол с ребятами, которые служили в Чечне. Поздравить 25 ноября всех матерей, чьи сыны не вернулись с войны. И самое главное, что память жива. Она жива в сердце матери, в сердце солдата, в сердце мальчишки. И что это, если не оберег от растления, от неверия и слабодушия.
В 2004 году педагогическим советом школы была объявлена благодарность за вклад в воспитание детей. В 2006 году за активную реализацию идей патриотического воспитания школьников была награждена школьной грамотой.
И вновь, отыскивая все новые и новые точки опоры, я возвращалась к самому сокровенному, к душе ребенка.
Наверно, Родина – творится с детства.
По крохам собирается в пути.
Ее не получают, как наследство,-
Ты должен сам ее найти.
Любящий свою Родину человек не может не испытывать нравственной ответственности перед людьми будущего. А будущее – в настоящем. И сегодня продолжается…необъявленная война.
Идет война…на память.
Проходит время, меняются приоритеты. В активную жизнь вступает то поколение, для которого война — это давно прошедшее время. И нет сегодня более важной задачи, как выиграть битву, не менее серьезную, чем та, что была семьдесят лет назад, — за души наших молодых людей. Жизнь под «кайфом» от алкоголя, курения, наркотиков, свободной жизни разрушит все. Виртуальная жизнь в интернете стала для многих смыслом всей жизни. Совершаются попытки переписать историю подвига русского солдата. Идет война…на память.
Стало необходимым найти новые формы работы отряда «Живая память», и при этом сохранить прежние традиции. Так возник проект «Идет война…на память», который объединил не только ребят школы, но и всю общественность села и района.
В июле 2012 года совместно с отделом по культуре и делам молодежи Администрации района ребята приняли участие в краевом этапе Всероссийского проекта «Наша общая победа». Итогом большой совместной работы стал видеофильм, в котором ветераны войны делились своими воспоминаниями. В обращении к молодежи они говорили, что нужно как можно больше работать, делать добрые дела и не бояться трудностей.
И стало уже доброй традицией выходить на субботник по очистке территории памятников вместе с молодежью села, с участниками локальных войн, общественностью. Все это делают люди по доброй воле. И вдвойне приятно, когда после сделанной работы вместе возвращаются домой отец и сын, или, весело размахивая веником, бежит домой девчонка, дядя которой погиб в Чечне, закрыв своим телом командира. И уже по – другому хочется сказать: «Идет война…за память…»
За последнее время участники добровольческого объединения «Живая память» участвовали во многих акциях, проводимых в районе. Вместе с жителями района приняли участие в акции «И зашумит сосновый бор», где высадили саженцы сосны на площади 1,5 гектара. Участвовали во «Всероссийской уборке «Сделаем!» и навели порядок на территории мемориальных мест и памятников.
В феврале 2012 года я получила возможность участвовать в региональной научно – практической конференции «Психология волонтерской деятельности» в АГУ, где представила работу по теме «Добровольческое движение в школе, как основа формирования и развития нравственных ценностей молодежи». Статья была опубликована в сборнике «Волонтерство. Эффективные социальные практики в обществе».
В апреле 2012 года приняла участие в Межрайонном семинаре по развитию добровольчества, организованном Отделом по делам молодежи Павловского района совместно с Алтайским центром развития добровольчества и получила сертификат. Знания, которые я получила на семинаре, успешно применила в своей работе.
Современное использование ИКТ позволило расширить методы и формы работы. Появилась возможность поделиться опытом.
Опубликовала в социальной сети работников образования методическую разработку «Урок Мужества» и статью «Добровольчество в школе. Материал к конференции», получив свидетельство о публикации.
На школьном сайте открыла страницу добровольческого объединения «Живая память», где постоянно сообщаем новости о проделанной работе, На эту страничку могут зайти не только ученики школы, но и их родители. Дело это для нас новое. Еще не все получается, но уже есть идеи.
21 августа 2012 года Приказом комитета Администрации Шелаболихинского района по образованию за достигнутые успехи в обучении и воспитании детей была награждена Почетной грамотой.
Доверие.
21 февраля 2013 года произошло очень важное событие для отряда «Живая память» Было принято постановление Главой Администрации района А.С.Тарасенко об утверждении положения о районном добровольческом объединении « Живая память» с целью содействия социальному, нравственному, патриотическому развитию молодежи района. И снова появилось желание организовать работу по созданию патриотических отрядов во всех школах района. Но пока это не совсем получается.
Когда в газете прочитала о проекте «Бессмертный полк», который только начинал набирать обороты в Алтайском крае, то сразу поняла, что мы как раз та сила, которая поможет организовать и провести эту акцию. Обращаясь к родителям на школьных собраниях, через газету к жителям района нам удалось привлечь внимание к этой теме. 125 солдат – победителей снова встали в строй и прошлись по главной улице своего села в день Победы 9 мая. К нашему отряду присоединились многие: взрослые, дети, женщины. В руках у них были фотографии своих родных, погибших на фронте. И на праздничном митинге, на глазах у всех присутствующих , 23-м членам отряда «Живая память» были вручены книжки добровольцев. Нам было чем гордиться. Ведь вручение книжек происходило в присутствии ветеранов войны. А их в районе осталось всего несколько человек. И я думаю, что в этот момент искра живой памяти отразилась в сердце каждого присутствовавшего на митинге.
21августа 2013 года была награждена почетной грамотой Администрации Шелаболихинского района за высокие профессиональные достижения, многолетний добросовестный труд во благо Шелаболихинского района.
Растить себе достойную смену. Эти слова ко многому обязывают. Самые активные члены отряда приняли участие в районном этапе краевого конкурса лидеров волонтерских объединений «Волонтер года - 2013» и получили дипломы. Они поделились своим опытом работы и узнали много интересного.
В ноябре 2013г ребята приняли участие в краевом слете детских и молодежных организаций «Ключ на старт» в рамках молодежного форума волонтерских объединений «Содружество». С большим удовольствием участвовали в работе секций «Инновастика. Интеллектуальный ресурс волонтеров», «Формирование инновационного клуба лидеров». Это хорошая школа. Поделиться своими знаниями ребята смогли на первом районном слете добровольческих отрядов, который был организован отделом молодежи Администрации района 4 декабря 2013г.
На этом слете была награждена грамотой Администрации Шелаболихинского района за успешное участие в акциях и мероприятиях районного, краевого и всероссийского уровня и активную жизненную позицию.
В концепции модернизации российского образования четко определены новые приоритеты образования: « Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития». Ведущие задачи воспитания – формирование у школьников ключевых компетенций: гражданственной ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, здоровому образу жизни. Все эти компоненты являются составляющим звеном патриотического воспитания.
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Что есть на свете красота?
Одна беседа. Лев Кассиль
Загадка Бабы-Яги
Весёлая кукушка
Комментарии
Зов души
Наталья Владимировна, спасибо за патриотическую работу с детьми! На проект "Вахта памяти" отправляют работы с рассказами о конкретных людях войны, в приложениях помещают материалы с сайтов "Подвиг народа" и "Мемориал". Это могут быть детские сочинения, работы взрослых, которые знакомят всех с защитником Родины ( год и место рождения, воспоминания и фронтовые награды, послевоенная жизнь).