Исследовательский проект
Вложение | Размер |
---|---|
лексика ограниченного употребления | 201.02 КБ |
Слайд 1
Исследовательская работа по русскому языку на тему: «Лексика ограниченного употребления учащихся 5-х классов МАОУ СОШ п. Цементный». Выполнила : Зоркова Есения , ученица 5 «Б» класса.Слайд 2
Цель проекта : проанализировать речь современных школьников с точки зрения использования ими ограниченной в употреблении лексики .
Слайд 3
Задачи проекта: Определить понятие "сленг". Провести исследование (анкетирование) среди учеников 5 – классов моей школы с целью определения : -круга наиболее употребительных слов школьного сленга, -частотности употребления слов школьного сленга, -причин употребления школьниками слов школьного сленга. Систематизировать материал. Сделать выводы по теме исследования.
Слайд 4
Гипотеза: в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг - часто употребляемое средство в речи школьников. Употребление данной группы слов связано с желанием выделиться среди людей, быть современными.
Слайд 5
Объект исследования: учащиеся 5-х классов МАОУ СОШ п. Цементный
Слайд 6
Предмет исследования: устная речь учащихся 5– х классов МАОУ СОШ п. Цементный.
Слайд 7
Методы и приемы работы: чтение и анализ научной литературы; анкетирование; анализ анкет; сбор часто употребляемой ненормативной лексики.
Слайд 8
Этапы исследования: -Изучение научной литературы, подбор теоретического материала. -Проведение анкетирования, обработка результатов. -Написание проекта. -Создание компьютерной презентации.
Слайд 9
Что такое сленг? Сленг - речь какой-либо объединенной общими интересами группы, содержащая много отличающихся от общего языка слов и выражений, не вполне понятных окружающим. Сленг - это вариант разговорной речи, не совпадающий с нормой литературного языка.
Слайд 10
Молодёжный сленг — социальный диалект людей в возрасте 13 — 30 лет, возникший из противопоставления себя старшему поколению и официальной системе, и отличающийся разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской.
Слайд 11
Школьный сленг - разновидность речи, не совпадающая с нормой литературного языка, используемая узким кругом людей, объединённых общностью интересов, занятий.
Слайд 12
Анкетирование учащихся 5 - х классов. Части тела: грабли, заготовки (руки), пачка, башня (голова), зенки, бельма (глаза), варежка (рот), локаторы (уши); Слова,обозначающие людей по профессии: училка (учительница), водила (водитель), историчка (учитель истории), мент (милиционер); Бытовая техника: ящик, телик (телевизор), мобила , сотик (мобильный телефон), комп (компьютер), видак (видеомагнитофон), дивидишка ( DVD ); Транспорт: мотик , мотак (мотоцикл), велик (велосипед), тачка (машина), девятка, десятка, пятнадцатка (модели автомобилей)
Слайд 13
Слова,обозначающие людей по родству: предки, родичи, родоки (родители), папан , папка (папа), маман (мама), сеструха (сестра), братва (друзья), браток (брат). Учеба : домашка (домашнее задание), двойка (оценка «2»), пятак (оценка «5»). Слова-оценки : классно, клево , лафа, ништяк , зашибись, кайф (хорошо, отлично), прикольно (интересно), круто (отлично), сто пудов, конкретно (точно), по натуре, реально (правда), воще (восхищение), позорно, стремно , отстойно (плохо, некрасиво), везуха (везучий), фигня (очень простое) Глаголы : отвали, отвяжись, отцепись, отвянь (отойди, отстань), базарить (говорить), приколоться (пошутить), грузить (надоедать), обломиться (неудача), очуметь, обалдеть (удивиться), оттянуться (отдохнуть), балдею, тащусь (очень хорошо), слинять, смотать (сбежать), зыришь , пялишь (смотришь), лыбишься (улыбаешься), забить (убить), сгинь, слиняй (уйди), наехать (угрожать);
Слайд 14
Результаты анкетирования в 5 «А» классе.
Слайд 15
Когда вы вырастете, будете ли вы употреблять сленг?
Слайд 16
Результаты анкетирования в 5 «Б» классе.
Слайд 17
Когда вы вырастете, будете ли вы употреблять сленг?
Слайд 18
Результаты анкетирования в 5 «В» классе.
Слайд 19
Когда вы вырастете, будете ли вы употреблять сленг?
Слайд 20
Результаты анкетирования в 5 «Г» классе.
Слайд 21
Когда вы вырастете, будете ли вы употреблять сленг?
Слайд 22
Вывод. В своей работе я попыталась объяснить причины употребления сленга как элемента повседневной речи учащихся. Ученики 5 – х классов моей школы активно используют нелитературную лексику в своей речи. Кроме того установлено, что школьники относятся к сленгу как к временному явлению в их речи. Некоторая часть учащихся вообще не задумывалась над тем, как говорит. Я выяснила, что сленг существует давно (ещё со времен наших мам и бабушек), но степень употребления этого явления в языке в наше время возросла. Следовательно гипотеза, которую я выдвигала, верна - в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика. Значит, наша задача - учиться уместно использовать данную лексику в соответствии с ситуацией общения.
Слайд 23
Список использованной литературы С. И. Ожегов. – Словарь русского языка. - (под редакцией Н. Ю. Шведовой), - М.: «Русский язык», 1989 В.В.Волина Я познаю мир, русский язык.- М.: АСТ, 1998. 3. Д. Э. Розенталь М. А. Теленкова – Словарь лингвистических терминов (электронный вариант). 4. Л.И. Скворцов . Жаргоны / русский язык: энциклопедия.- М., 1979. 5. О.Л.Соболева. Справочник школьника. 5-11 классы. Русский язык/ М.: АСТ. 2003. 6. Материалы Интернет
Слайд 24
Спасибо за внимание!
Попробуем на вкус солёность моря?
Астрономический календарь. Март, 2019
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Большое - маленькое
Белый лист