Анализ эпизода дуэли в 2-х романах.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.58 КБ |
Добрый день, уважаемые члены экспертной комиссии научно-практической конференции и участники!!!
Я, Дорофеева Дуня, ученица 10 класса Хаяхсытской средней общеобразовательной школы им. А.П. Илларионова. Мы представляем вам нашу исследовательскую работу по теме «Сравнительно-психологический анализ эпизода дуэли и их участников в произведениях «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени».
Цель нашего исследования: - выявить (найти) общее и различие у писателей.
Объект исследования: Роман в стихах «Евгений Онегин», роман «Герой нашего времени».
Предмет исследования: Эпизод дуэли в двух романах.
Исходя из поставленной цели, мы ставили такие задачи: - Например…
-- Сопоставить причины, следствия, мотивы поведения героев, приемы раскрытия их образов в эпизодах дуэли
-- Рассмотреть числовое построение в сцене дуэли романа «Евгений Онегин», сюжетно-композиционную роль произведений
-- Исследовать имена и фамилии героев с точки зрения фонетики, этимологии, семантики, антропонимики и доказать влияние имен Евгений и Григорий к отчаянным поступкам.
Гипотеза: Предположим, что дальнейший ход развития дуэли склонился бы к примирению обеих сторон, если бы посторонний взгляд на отношения героев не был бы столь коварным и жестоким как на двух изученных нами произведениях.
Актуальность: В наше время ученики могут совершать необдуманные, отчаянные поступки.
Главный вопрос любого времени - о смысле человеческой жизни. Актуальность такого решения вопроса смысла жизни несомненна для всех времен.
Практическая значимость: Ученик, который умеет сопоставлять жизненные ситуации, должен правильно осмыслить, устроить свою жизнь. Изучая ход жизни героев, можно получить нравоучительный урок и принимать это в своей жизни, устроить свою жизнь в лучшую сторону. Современный ученик должен быть хозяином своей судьбы.
История и кодекс дуэли. Дуэль от французского дословно переводиться как «поединок» или «борьба 2-х». Она развивалась во Франции рубежа 16- 17 веков. А в России дуэль вошла в моду поздно- в 18 веке. Стрелялись их пистолетов лепажа, условия для дуэлянтов были равные.
Сопоставительный анализ 2ух дуэлей.
Сопоставления в таблице
Онегин | Печорин | |
Повод для дуэли | Защита чести девушки | Защита чести девушки |
Отношение главных героев к дуэли | Не верит, что дуэль состоится. Увидев перед собой труп Ленского, он понимает, что сделал ошибку, его мучает совесть. | Дуэль-развлечение, не боится дуэли. «Что ж? Умереть так умереть: потеря для мира небольшая, да и мне самому порядочно: уж скучно…» |
Причина дуэли | Общественное мнение | Печорину скучно жить |
Условия дуэлей (не равны) | Поединок равный, с соблюдением всех правил | Нарушение правил, фактическая попытка убийства противника |
Поведение перед дуэлью | Онегин спал всю ночь «мертвым сном» и проснулся, когда давно надо было выехать к месту дуэли. | Промучился без сна |
Роль секундантов | Секундант способствует проведению дуэли | Секундант подталкивает на убийство |
Итог дуэли | Смерть Ленского | Смерть Грушницкого |
Сравнили художественно-выразительные средства и их разнообразие в эпизодах дуэли
«Евгений Онегин» | «Герой нашего времени» | |||||
эпитеты | метафора | инверсия | сравнение | эпитет | метафора | сравнение |
Туманный взор | «растянуть кого-нибудь» | Дохнула буря | Как в доме опустевшем | Сияние первой теплоты солнца | Зубцы скал ожидали своей добычи | Казалось темно и холодно, как в гробе |
Цвет прекрасный | «гремит о шомпол молоток» | Спадает глыба | Дымной дали | Солнце казалось… тускло, лучи его не грели | «Побледнев как полотно» | |
труп оледенелый», «младой певец» | «не мячиком предрассуждений» | «потух огонь» | Синее и страшнее … сходились непроницаемой стеной | «Хотел убить как собаку» | ||
Лепажа стволы роковые» | «увял на утренней заре» | «чувство кипело» | «околевай себя как муха» |
У Лермонтова до, во время и после дуэли мы видим изменяющийся пейзаж, отражающий внутреннее состояние героя. До дуэли: эпитет «сияние первой теплоты солнца». Во время дуэли: сравнение «казалось темно и холодно, как в гробе», метафора «зубцы скал (…) ожидали своей добычи». После дуэли: метафора «солнце казалось … тускло, лучи его … не грели» - в душе Печорина после смерти Грушницкого темно, пусто и ничто не греет его.
Мы исследовали скрытое Числовое построение в сцене Дуэли Онегина с Ленским
1)Шаги дуэлянтов названы “смертными ступенями” — это шаги к смерти
-4 строка- 4 «перешли шага» + 9 строка-«5шагов еще ступили» = 9
то есть оба сделали по 9 шагов в сумме-18 шагов к смерти.
Таким образом, смертные ступени” выступают метафорой стихотворных строк романа, особым роковым шифром совершающегося события дуэли.
2)Формальное числовое построение в сцене дуэли с числом 18 реализует глубинную сюжетно-композиционную инверсию, связанную в романе с числительным восемнадцать, которое соотнесено с темой смерти.
-В начале романа Онегину-18лет “Все украшало кабинет/философа в осьмнадцать лет” Онегин в образном смысле “умер” в 18 лет (Но “рано чувства в нем остыли”),
-а Ленский реально погиб на дуэли в 18лет. («пел поблеклый жизни цвет, без малого в осьмнадцать лет”). Числовое построение, связанное с числительным восемнадцать, реализует циклическую сюжетную инверсию
Циклическая сюжетная инверсия 1:
герои | До дуэли | Итог дуэли |
Онегин | «мертвый» | «оживает» |
Ленский | «живой» | «умирает» |
3)Эта инверсия перекликается с другой инверсией, когда в момент их встречи Онегин метафорически уподобляется “льду”, а Ленский — “пламени”: (“Они сошлись, вода и камень, стихи и проза, лед и пламень”). В момент дуэли происходит инверсия: Онегин становится “пламенем” (“выстрелил” из пистолета) а убитый Ленский уподобляется “глыбе снеговой” и превращается “в труп оледенелый”
Инверсия 2
герои | В момент встречи | В момент дуэли |
онегин | лед | пламя |
ленский | пламя | Труп оледенелый |
Мы исследовали влияние имен героев на отчаянные поступки
По французски genie-«жени» как русское имя Женя. Евгенiй - Neige произносится как «неж». Через однокоренное название русского озера – «Онежское».
Онег+ин. Neige –(Онежское озеро) Печор+ин –(река Печора).
Вывод: Печорин является естественным продолжателем Онегина.
Мы провели опрос по вопросу «Использовал бы ты дуэль в качестве защиты чести девушки?». И получили такие ответы
1- Не хочу убивать человека
2- Защитил бы, но только без дуэли
Из диаграммы видно, что парни старших лет склонны к отчаянным поступкам.
Выводы проведенного опроса
Проведя опрос по вопросу «Использовал бы ты дуэль в качестве защиты чести девушки?», мы пришли к выводу, что имена косвенно отвечают за ответственность выбора действия, особенно такие как Евгений и Иван. Мы решили, что мужчины, носящие такие имена, склонны к отчаянным поступкам.
Заключение
Дуэль задействовался и в психологической сфере героев произведений, апогей которого является перерождение Евгения Онегина и, наоборот, очередное разочарование в жизни и смысле жизни Григория Печорина. Но всё-таки в произведениях двух больших писателей, как Пушкин и Лермонтов, основной частью передачи смысла является не только дуэль, как нам всем так кажется, а сам ход жизни героев; что они делали в повседневной жизни, в быту, как они относились к жизни, к чувствам, которые испытывает любой «человек». Впрочем, мы всё наглядно увидели и поняли, что не зря говорят о них, что они «лишние люди» и «герои своего времени».
Лягушка-путешественница
Подарок
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Две лягушки
Шум и человек