Познакомиться с историей прадеда как представителя Закаменского казачества
Вложение | Размер |
---|---|
doroga_voyny_-_doroga_zhizni.docx | 30.63 КБ |
doroga_voyny_-_doroga_zhizni.pptx | 2.89 МБ |
literatura_xx_egorova_.pptx | 1.38 МБ |
pribaykalskiy_rayon_sibirskaya_vesna_.docx | 34.74 КБ |
eksursion_.docx | 1.88 МБ |
ekskursionnyy_marshrut_.pptx | 2.03 МБ |
kazachya_semya_.docx | 2.31 МБ |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Прибайкальский район
Турунтаевская районная гимназия
III районная краеведческая конференция
«Память сердца»
Тема : «Дорога войны – дорога жизни»
Автор: Спирин Роман ,
ученик 9 «А» класса
МОУ «Турунтаевская гимназия»
Руководитель :
Кудряшова Е.В,
Учитель русского языка и литературы
2015
Оглавление :
1Введение _____________________________________________________2стр
2 Довоенное время__________________________________________ 3стр
3 Волховский фронт ______________________________________________3стр
4 «Дорога жизни»________________________________________________ 4стр
5 День Победы ___________________________________________________5стр
6 После войны ___________________________________________________6стр
7 Заключение ____________________________________________________6стр
8 Список литературы_____________________________________________7стр
Введение
Всё дальше от нас годы войны. Сегодня сидят за партами правнуки тех, кто воевал, кто отдал свои жизни за мир, за свободу за то, чтобы мы были на земле. За все послевоенные годы про войну было написано так много, что не хватит целой книги, чтоб только перечислить названия произведений о войне. Но эта тема никогда не перестаёт волновать людей, потому что в ней слились история и память. Она живёт страшным, горьким воспоминанием, и каждый год алеют гвоздики на могилах погибших воинов, возле памятников Вечной Славы, как символ пролитой на войне крови, как символ нашей памяти.
С фотографии семейного альбома на меня смотрит мой прадед ,Коношонкин Трофим Васильевич , настоящий герой, скромный, равный среди равных, но единственный и неповторимый. Это личность, человек, от которого зависел ход истории, на чьих плечах удержался мир и не скатился в бездну фашизма
Все уходит в историю: страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к войне в воспоминаниях еще живых свидетелей того времени. Это я и хочу показать в своей работе.
Цель моей работы: изучить историю жизни моего прадеда, узнать, какой след оставила война в жизни и судьбе моего прадедушки и показать, что судьба каждого человека есть отражение судьбы страны.
Задачи: .
При выборе методов исследования я использовал беседы с дедушкой ( сыном Коношонкин Трофим Васильевич) , изучал документы и фотографии, награды прадедушки, изучал художественную литературу.
Тема данной работы весьма актуальна и интересна, тем более что время унесло из жизни многих свидетелей тех событий. Тем ценнее становятся документальные материалы военной суровой поры. Мне хочется, чтобы навсегда сохранилась память о моём прадедушке. Я хочу, чтобы мои будущие дети знали историю их семьи.
1 Довоенное время
Мой прадедушка ,Коношонкин Трофим Васильевич ,родился 15 июля 1915 г. В деревне Иркилик в семье крестьянина .Закончил два класса церковно-приходской школы. Очень рано с самого детства постиг азы тяжёлого деревенского труда. Выгонял с отцом , а позже и самостоятельно дёготь (1) , смолу , которую продавали или увозили бочками в южные районы и меняли на зерно . Трофим Васильевич очень рано обучился плотницкому делу. В начале 1935г. мой прадед женился, а осенью появилась на свет первая дочка, которую назвали Прасковьей. Так в тяжелом труде и проходила молодость моего прадеда : с весны до осени работа в поле и с топором, а зимой в обозе возили на север старателям (2) груза . Два маршрута делали за зиму. Морозы стояли жестокие : у лошадей из ноздрей кровь лилась. На воз не сядешь- окоченеешь, так пешком рядом с возом и шли.
Когда началась война и моего прадеда мобилизовали в армию, ему было 26лет, и дома оставались четверо малолетних детей. На фронт он попал в инженерно-строительный батальон.
К началу июня 1941 года практически все войсковые инженерные части и подразделения (полковые, дивизионные и корпусные) западного направления находились вне расположения своих полков, дивизий и корпусов. Они были заняты на возведении сооружений во вновь создаваемых укрепленных районах на новой западной границе в Польше. Задачи инженерных войск несколько изменились с переходом наших войск в наступление. Наряду с решением задачи проделывания проходов в минных полях противника, восстановления мостов и переправ зимой 1941-42 годов инженерные войска прокладывали колонные пути в глубоком снежном покрове. Эта задача была успешно решена.(3)
2 Волховский фронт
В августе 1941 мой прадед воевал на Волховском фронте
Волховский фронт первого формирования образован на северо-западном направлении 17 декабря 1941 г. на основании директивы Ставки ВГК от 11 декабря 1941 г. за счет войск левого крыла Ленинградского фронта и резервов Ставки ВГК в составе 4, 26, 29, 52, 59-й и 2-й ударной армий. С задачей разгромить противника, оборонявшегося по левому берегу Волхова, в дальнейшем наступать в северо-западном направлении и во взаимодействии с войсками Ленинградского фронта снять блокаду Ленинграда. В январе-апреле 1942 г. войска фронта вели тяжелые бои на любанском направлении.
23 апреля Ставка ВГК директивой от 21 апреля 1942 г. преобразовала Волховский фронт в Волховскую оперативную группу и включила ее в состав Ленинградского фронта.
Командующий генерал армии Мерецков К.А. (декабрь 1941 г. - апрель 1942 г.).
Член Военного совета армейский комиссар 1 ранга Запорожец А.И. (декабрь 1941 г. - апрель 1942 г.).
Начальник штаба комбриг, с 28 декабря 1941 г. генерал-майор Стельмах Г.Д. (декабрь 1941 г. - апрель 1942 г.).(4)
Батальон , в котором служил мой прадед занимался строительством и ремонтом переправ. Все тяготы этой адской работы, порой бессмысленной ,пришлось пережить моему прадеду.
Из воспоминаний :
« Зачастую по грудь в ледяной воде наводишь переправы, только вроде бы техника пошла, налетают самолеты и бомбят, бомбят - приходится все делать заново. Сколько раз просился, чтобы перевили на фронт, но каждый раз получал резкое «нет» «С винтовкой любой пойдет, а здесь любого не поставишь» - таков был ответ, да и гибло у нас не меньше ,чем в окопах от бомб и снарядов.
3 «Дорога жизни»
В 1942 году батальон перевели на соседний Ленинградский фронт, где также занимались строительством и восстановлением дорог .
Приказ об организации «Дороги жизни». Ленинградский фронт
ПРИКАЗ ПО ТЫЛУ ЛЕНИНГРАДСКОГО ФРОНТА ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА ЛЕДОВОЙ ДОРОГИ ПО ЛАДОЖСКОМУ ОЗЕРУ МЫС “ОСИНОВЕЦ” - МАЯК КАРЕДЖИ
№ 0164
Для руководства постройкой ледяной дороги по водной трассе мыс “ОСИНОВЕЦ” — маяк КАРЕДЖИ назначается начальник 3-го отделения Автомобильно-Дорожного отдела управления тыла фронта в/инженер [военинженер] 3 ранга т. ЯКУБОВСКИЙ.
2. Дорогу проложить по трассе мыс “ОСИНОВЕЦ” — маяк КАРЕДЖИ с учетом двустороннего движения автомобильного и тракторного транспорта. Ширина проезжей части дороги должна быть не менее 10 м [метров].
В районе ст. ЛАДОЖСКОЕ ОЗЕРО и маяк КАРЕДЖИ устроить перевалочные базы. Вдоль всей трассы с промежутком в 5 км, начиная от ст. ЛАДОЖСКОЕ ОЗЕРО открыть питательно-обогревательные пункты. На этих же перевалочных базах установить масловодогрейки и пункты техпомощи автотранспорту.
3. Для постройки дороги в распоряжение в/инженера 3-го ранга т. ЯКУБОВСКОГО передать за счет порта “ОСИНОВЕЦ” один рабочий батальн (БОСС), 165 строительный батальон и 88-й отдельный мостостроительный батальон; пять тракторов и 20 автомашин за счет 17-й автобригады; 100 саней и 10 водяных насосов за счет Интендантского управления фронта; 100 лошадей за счет Отдела укомплектования штаба фронта.
Два года мой прадедушка строил «Дорогу Жизни» через Ладогу, по которой осуществлялось поставка грузов для осажденного Ленинграда.
Из воспоминаний деда :
« Те же постоянные бомбёжки , артобстрелы ,так же постоянно в сырости . Голод , тяжёлый труд, , ответственность за свою работу .Мы понимали , что дорога очень нужна и это заглушало все невзгоды , особенно, когда мимо по нашей «Дороге жизни» провозили детей из блокадного Ленинграда , когда я их увидел первый раз, голодных обессиленных ,у меня сжало всё в груди , и слёзы сами по себе бежали по щекам .Я представлял, что мои ребятишки , наверное ,тоже голодные и такие же худущие».
Когда была прорвана блокада Ленинграда мой прадедушка со своим батальоном двинулись на запад , можно сказать впереди наступающих войск , так как переправы были все взорваны и опять их приходилось «наводить» .Прадедушка рассказывал родным , через реку ,название которой он забыл , построили мост , длинной 30 метров, за одни сутки ,по которому пошли наши танки.
Как бы тяжело на войне не было , ,как бы душа не болела о родных и близких , о погибших друзьях и товарищах ,чувство юмора мы никогда не утрачивали, и в любую свободную минуту шутка и юмор были с нами
4 День Победы
Так вместе с наступающими войсками прадед дошёл до Польши ,последнюю переправу наводили через реку Висла.
День Победы Трофим Васильевич встречал в госпитале с воспалением лёгких , после выписки думал, что поедет домой, но нет, пришлось еще ремонтировать или строить заново разрушенные войной переправы .
Домой мой прадедушка приехал только в 1947 г. ,где его встречала семья , детишки все были живы ,здоровы . Прабабушка рассказывала как было тяжело, как ребятишек приходилось кормить крапивой и лебедой .
5 После войны
Вернувшись домой ,прадедушка взялся за работу, отдыхать некогда . Работал в леспромхозе, рубил дома также гнал дёготь и смолу, был заядлым и фартовым охотником . За счёт охоты он покупал на год муку, сахар , одевал детей. Срубил себе большой новый дом, помог построиться и своим родственникам. Вместе со своей женой Анастасией Ефимовной они вырастили и воспитали девять детей.
Мой прадедушка был награждён орденом «Красной Звезды» ,орденом «Отечественной войны», медалью «За оборону Ленинграда» , «За боевые заслуги», «За отвагу» , «За победу над Германией» .
Заключение. Время неумолимо. Оно движется по своим законам. Все меньше и меньше остается людей, которые участвовали в Великой Отечественной войне. Живут в нашем селе Турунтаево ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла. Им далеко уже за восемьдесят, но в любую погоду 9 мая, превозмогая болезни, с палочками они приходят на митинг, посвященный Дню Победы. В конце торжественной встречи они пообещают друг другу дожить до следующего Дня Победы, чтобы снова встретиться… Я знаю о своем прадедушке только по рассказам взрослых, потому что его не стало в живых в 2000 году. Я родился уже в новом веке, но я горжусь своим прадедом и другими солдатами, которые завоевали нашу Победу. Мы им обязаны своей жизнью и мирным небом над головой, поэтому никогда не должны забывать об их подвиге!
Литература: .
Слайд 1
МОУ « Турунтаевская районная гимназия» Дорога войны- «Дорога жизни» Спирин Роман , ученик 9»А » классаСлайд 3
Мой прадедушка Коношонкин Трофим Васильевич
Слайд 4
Цель моей работы: 1 изучить историю жизни моего прадеда 2 узнать, какой след оставила война в жизни и судьбе моего прадедушки 3 показать, что судьба каждого человека есть отражение судьбы страны.
Слайд 5
Задачи : 1. Изучить биографию моего прадедушки на основе сохранившихся документов, фотографий. 2.Установить, где и в каких войсках он воевал. 3 .Написать краткий библиографический очерк о моём прадедушке
Слайд 1
« Не стоит село без праведника » Выполнила: ученица 8 класса, Егорова Варвара Руководитель: Кудряшова Елена Владимировна, учитель русского языкаСлайд 2
Цель работы: изучение места и роли праведника в литературе на примере рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор» Выявить критерии праведности Изучить произведение А.И. Солженицына, отражающее интерес автора к проблеме праведничества Охарактеризовать символику в рассказе «Матрёнин двор» Проанализировать значение рассказа Оформить выводы Задачи:
Слайд 3
Объект исследования: рассказ А. Солженицына «Матрёнин двор» Предмет исследования: главная героиня рассказа – Матрёна Васильевна Методы исследования: Анкетирование Анализ содержания текста
Слайд 4
Праведник – I. У верующих: человек, который живёт праведной жизнью, не имеет грехов. II. Человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности, морали
Слайд 5
«Юшка», А. Платонов «Левша», Н. Лесков
Слайд 6
Матрена Васильевна
Слайд 7
А. И. Солженицын А. Твардовский
Слайд 8
Матрёна у ворот своего дома «Плач» над Матрёной
Слайд 9
Восстановленный дом Матрёны Васильевны Фикусы в избе
Слайд 10
«Праведница»
Слайд 11
Спасибо за внимание!
Министерство образования и науки РБ
Прибайкальского района
МОУ «Турунтаевская районная гимназия»
XIX Республиканская научно – практическая конференция учащихся по гуманитарным дисциплинам « Сибирская весна»
Номинация: Литература XX века
Тема : «Не стоит село без праведника»
( по рассказу А.Солженицына « Матренин двор»)
Автор: Егорова Варвара, 8»А» класс
Турунтаевская районная гимназия Прибайкальский район
Домашний адрес: Республика Бурятия, Прибайкальский р-н,
с. Турунтаево, 1 кв-л., д.11, кв.2
Телефон : 89021639573
Руководитель: Кудряшова Елена Владимировна
учитель русского языка и литературы
телефон : 89146398967
г.Улан-Удэ
2019г
Оглавление
1 ) Кто такие праведники? стр 4
2) Матрена Васильевна – женщина праведница стр 4
3) Образ избы стр 6
4)Жизнь праведницы стр 6
Сейчас мало кто задумывается о праведности в наше время. Что уж говорить, даже нравственность иногда теряет свою значимость в современном обществе. Я считаю основным критерием человеческих отношений - золотое правило нравственности: относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Согласно этому утверждению, человек должен быть отзывчивым, воспитанным, честным, способным поддерживать и помогать. Проблема праведности близка мне, потому что я считаю, что люди должны сохранять в себе человеческие качества. Без таких понятий, как мораль, праведность, нравственность, человек может просто-напросто потерять своё лицо. И чем же тогда он будет отличаться от животного? Что уж говорить о праведности, когда нравственность иногда теряет свою значимость в современном обществе. За идеал чаще почитается не образованный воспитанный человек, а наглец, обладающий деньгами и славой. Я выбрала тему праведничества для своей работы, потому что мне стало интересно подробнее познакомиться с этим понятием, узнать мнение разных людей о том, кто такие праведники, проследить, как раскрыта данная тема в литературных произведениях разных писателей.
Целью данной работы является изучение места и роли праведника в литературе на примере рассказа А. Солженицына «Матрёнин двор»
Задачи:
1. Выявить критерии праведности;
2 Изучить произведение А. Солженицына, отражающие интерес автора к проблеме праведничества.
3. Охарактеризовать символику в рассказе «Матренин двор»
3. Проанализировать значение рассказа
4. Сделать выводы
Актуальность: Данное исследование актуально сейчас, когда и молодежь, и старшее поколение жаждут душевной чистоты в век научного и технического прогресса. А.Солженицын боролся за свою гибнущую малую родину и предупреждал, что невнимание к нуждам деревни, к морали русского человека приведет к гибели России.
Объект исследования: рассказ А. Солженицына «Матренин двор»
Предмет исследования: Матрена Васильевна – праведница из рассказ «Матрёнин двор»
Методы исследования:
1.Анкетирование
2. Анализ содержания текста
II Основная часть.
1 . Кто такие праведники
Согласно золотому правилу нравственности, человек должен быть отзывчивым, воспитанным, честным, способным поддерживать другого и помочь в трудную минуту.
Кто такой праведник? Слово «праведник» образовано от слова «правда», то есть, если рассуждать логически, праведник – это человек, который знает правду, живёт по правде. Мне кажется, что каждый по-своему представляет себе такого человека, критерии праведности у всех свои. Для того чтобы узнать мнения различных людей, я воспользовалась Интернет- ресурсами. Мною был проведён опрос среди посетителей социальной сети «ВКонтакте». Был задан единственный вопрос:« Какими качествами должен обладать праведник?». Наиболее часто были такие ответы: «жить по правде и по совести»; «верить в Бога»; «быть добрым»; «жить не только для себя, но и для других людей»; «любить природу, Родину»; «не иметь грехов»; «быть бескорыстным, жертвовать собой».
В словаре С.И. Ожегова «праведник – это человек праведно живущий, во всём поступающий по закону Божьему, безгрешник.».
Исходя из этих критериев праведности человека, можно провести исследование и найти образ героев-праведников в произведениях русской литературы. Таких примеров немало, можно вспомнить произведение А. Платонова «Юшка» Главный герой – праведник, потому что жертвовал собой, любил ближнего, жил по законам человеческим, не держал обиду на людей . Праведник Левша из одноименного произведения Н. Лескова, верит в Бога, думает не о себе, а о Родине, скромен, трудолюбив.
2 .Матрена Васильевна –женщина -праведница
В литературе встречаются и женщины-праведники - это Матрена Васильевна из рассказа А.И. Солженицына « Матренин двор». Первоначально рассказ назывался “Не стоит село без праведника”. Но, по совету А. Твардовского, во избежание цензурных препятствий, название было изменено. По этим же причинам год действия в рассказе с 1956 был заменен автором на 1953. “Матренин двор”, как замечал сам автор, “полностью автобиографичен и достоверен”, да и отчество рассказчика – Игнатич – созвучно с отчеством А. Солженицына – Исаевич. Жизнь Матрены Васильевны Захаровой и смерть ее воспроизведены как были. Истинное название деревни – Мильцево, Купловского района, Владимирской области. Рассказ, написанный в 1956 г., повествует о жизни русской деревни в пятидесятые годы. Бедность, нищета крестьянства, утратившего хозяйственные традиции работы на земле. Критика высоко оценила рассказ. Суть произведения Солженицына отметил А. Твардовский: “Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой большой интерес? Эта женщина неначитанная, малограмотная, простая труженица. И, однако, ее душевный мир наделен такими качествами, что мы с ней беседуем, как с Анной Карениной”.
В центре внимания писателя судьба деревенской женщины Матрены Васильевны, которая всю жизнь проработала в совхозе. Одинокая, потерявшая на фронте мужа, похоронившая шестерых детей, женщина много перетерпела много страданий от советской власти, всю жизнь работала не покладая рук, но так ничего за это и не получила. Лекарством от всех недугов, тоски и отчаяния для Матрёны был труд. Пережив на своём веку множество испытаний, Матрена Васильевна сумела сохранить общительный нрав и способность откликаться на чужую беду. Она умеет прощать людей, не таит обиды на судьбу. Для неё нормальное состояние - не злоба и воинственность, а доброта и смирение.
Автор не хочет превращать свою героиню в идеал, она такая, какая есть, с недостатками и предрассудками, живой реальный человек. "Боялась она пожара, молнии и почему-то поезда..". Мало видела хорошего в жизни, больше было потерь и страданий. Вся деревня решила, что на Матрене порча. Но человек так устроен, что не может все время только страдать и мучиться. Она находит светлые стороны жизни: дали пенсию, небольшую, но постоянную, платит квартирант и добавляют от школы. Матрена могла спокойно жить, но ей досталась не та судьба. Родственники начинают требовать имущество, и этого не жаль хозяйке, она никогда не жалела для других. Не зря теснились в душе героини смутные предчувствия, как-то "порушилась жизнь вместе с горницей". Ходила хозяйка в эти дни “как потерянная", из-за чужого чувства жадности. Именно из-за него и погибли люди. "Нет Матрены. Убит родной человек", горестно отмечает автор. Рассказчик же, живя под одной крышей с этой женщиной, не задумывался, каким замечательным человеком она была. Только теперь стал осознавать, что трудолюбивой, сердечной, и как-то особенно бескорыстной была Матрена.
3. Образ избы
Образ избы является одним из главных в рассказе - он тесно связан с образом героини. Автор подробно описывает избу: «Кроме Матрены и меня, жили в избе еще: кошка, мыши и тараканы". Именно мыши и тараканы, бегающие под обоями, создают особую атмосферу жизни - «редкое быстрое шуршание мышей под обоями покрывалось слитным, единым, непрерывным, как далекий шум океана, шорохом тараканов за перегородкой». Можно легко провести параллели между ними, уже в названии оба образа слиты воедино. На протяжении всего произведения автор показывает, как они взаимодействуют друг с другом. Избу героини и вещи, находящиеся в ней, нельзя назвать предметами, все они живые. Изба наполнена особенным воздухом, светом и атмосферой. Глубокий смысл обретает её описание: Матрёна, одинокая среди людей, окружила себя близкими «существами», в её доме были фикусы. Однажды, проснувшись в дыму, она не бросилась спасать избу, она валила фикусы на пол, «чтобы не задохнулись». Они заполняли одиночество хозяйки, безмолвной, но живой теплотой. Фикусы сравниваются с лесом, словно составляя некую частицу естественного мира. Так сама природа живет в бедном доме Матрёны. Таким образом, жизнь героини неразрывно связана с "жизнью" избы. Если умрет она, то "погибнет" изба. Если разрушат избу, то погибнет Матрена. Именно поэтому она долго не соглашается ломать избу, а когда ,наконец, решается, то на нее наваливаются все новые и новые беды. Колченогая Матренина кошка убегает из дома перед предстоящей бедой. Хозяйке «жутко было начать ломать ту крышу, под которой она прожила пять лет, для Матрены было это конец ее жизни всеи». Образ молодой героини у автора ассоциируется с образом только что срубленной избы: "Этот старый серый изгнивающий дом вдруг сквозь блекло-зеленую шкуру обоев, под которыми бегали мыши, преступил молодым, еще не потемневшими тогда, струганными бревнами и веселым смолистым запахом".
4. Жизнь праведницы
Матрена совершенно не похожа на односельчан, её жизненная позиция не совпадает с позицией рядом живущих людей. В эпоху коллективизации ей удалось сохранить настоящую русскую душу, но здесь и проявляется их конфликт. Матрёна была отзывчивой, всем всегда и во всем помогала. "Не выбивалась, чтобы купить вещи. Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев", - для нее не свойственно стремление к приукрашиванию. Ведь богатство и вещи, прежде всего, портят душу. Автор наделил героиню православною верою в Бога. В самые тяжелые минуты своей жизни она обращается к нему, но для этого совсем не обязательно молиться. "Может быть, она и молилась, но не показывала этого, стесняясь меня или боясь меня притеснить‘. Материнскую заботу, сосредоточенную в образе Матрёны, рассказчик особенно ценит. Героине удалось воспитать Киру, это чуть ли не единственный человек, который искренно рыдает над ее гробом. Все остальные близкие ей люди никогда не понимали ее. Они использовали, надсмехались над ней, грубо обращались. Одним словом, вели себя неправедно. На их фоне особенно выделялась праведность Матрены. Врач, приехавший к ней, причинил больше боли и неудобства, чем помог, а посещения Матреной больницы приносили ей больше хлопот, чем положительный результат. Они только ее измучили и подорвали здоровье.
Главная героиня Матрёна это противопоставление той действительности, которая в рассказе Солженицына выражена через злобу, зависть и стяжательство людей. Своим образом жизни она доказала, что любой, кто живет в этом мире, может быть честным и праведным. Гибнет праведница Матрена. Она ничего не оставила после себя, «не скопила имущества к смерти». Жила она неправедной земле, в которой царят безверие, злоба и грех. Рядом с ней прожил Фаддей, любивший её когда-то, думает только о том, как разделить скудное имущество и не успокаивается до тех пор, пока не перевозит к себе домой доставшиеся ему сарай и забор. У него с Матрёной была одинакова тяжёлая судьба, но она осталась человеком, и в этом её отличие. По свидетельству автора, жизнь Матрены Васильевны Григорьевой и смерть её воспроизведены были в действительности. Матрёна настоящий образ русской женщины. Скромность, кротость, автор видит в ней смысл русской жизни, но образ этот таит в себе и трагедию. Трагично её прошлое, трагичен её конец: жадный деверь вырвал у неё горницу и сделался косвенной причиной её бессмысленной смерти на железнодорожном переезде.
Пока звучит рассказ о таких людях, как Матрёна, живут в народе совесть, бескорыстие, доброта, трудолюбие. Жила Матрёна по христианским заповедям: никого не обманывала, много трудилась, ничего не просила для себя. Она была необразованной, простой женщиной, но с богатым внутренним миром
Таким образом, обычная деревенская женщина, всю жизнь проработала в совхозе, но так ничего за свой труд и не получила. Лекарством от всех недугов, тоски и отчаяния для Матрёны был труд. Это человек с безмерно доброй душой: никому не отказывала в помощи. В её образе сплошное самоотречение. У Матрёны другая система ценностей: она не гналась за вещами, богатством, хорошей пищей. Автор отмечает простоту и неприметность героини и в то же время исходящий от неё внутренний свет. К тому же, она живёт по правилам, которые считает непоколебимыми, то есть, по своей правде. Верует ли Матрёна в Бога? Об этом в рассказе не сказано ни слова, но в её доме есть иконы, всякое дело она начинает с именем Бога на устах, поэтому она верующий человек. Моральные качества Матрёны, такие как самоотречение, честность, терпение, отсутствие зависти, позволяют нам считать её праведнице
5. Заключение
« Нужны ли праведники сегодня?» «Человеческая натура несовершенна, а потому странно было бы видеть на земле одних только праведников», - писал А.П.Чехов. Проанализировав произведение А.И. Солженицына, сопоставив мнения людей, мы составили собирательный образ праведника. Нам известно, что праведники могут быть разными, верующими или неверующими, но всех их объединяет честность, жизнь по своей правде, любовь к ближним, забота, бескорыстность, мудрость. Пока человек не научится признавать свои ошибки и исправлять их, он не сможет стать праведником. К тому же, праведнику не нужны деньги и слава, он предпочитает жить мирной жизнью и творить добро на благо окружающих. Но сам собой напрашивается вопрос: нужны ли праведники в наше время? Я думаю, эти люди вносят в нашу жизнь, полную зла и фальши, что-то доброе и настоящее. Праведники могут направить на верный путь в нашем мире, где нравственность и мораль постепенно теряет значимость, могут подать хороший пример современникам, научить с уважением относиться к людям, посеять зерно правды. Ведь силён не тот, кто богат и властен над окружающими, а тот, кто сохраняет в себе и взращивает моральный стержень. Если бы не было людей, которые делают добро бескорыстно, мир давно бы погряз в жестокости, а люди превратились бы в бездушных существ.
IV Литература
Слайд 1
Экскурсионный маршрут: «Маршрут Памяти» Автор: ученица 8 класса, Егорова Варвара Руководитель: Кудряшова Елена Владимировна, учитель русского языкаСлайд 2
С. Турунтаево
Слайд 3
Продолжительность: 5 ч. Протяженность маршрута: 30 км Состав экскурсантов: учащиеся и взрослые Цель проекта: Ознакомление экскурсантов с военно-историческими памятниками Прибайкальского района, историческим прошлым наших героических предков Задачи: Сбор информации о военно-исторических памятниках района Разработка экскурсионной программы Создание и оформление проекта «Маршрут Памяти»
Слайд 4
Паспорт проекта № п / п Точки маршрута Расстояние от предыдущий точки маршрута Предполагаемый способ передвижения по маршруту Время пути от предыдущий точки марта (в мин.) Объекты показа Время рассказа (в мин.) Между точками № 3 и 4 предлагается перерыв на обед 1 Место сбора и начало экскурсии Точка № 1 «Воинам – землякам, павшим на фронтах Великой Отечественной Войны» 30 2 Точка № 2 230 м Пеший 3 Памятник-стела «Нашим землякам из сел Турунтаево и Засухино , павшим в боях за Родину» 30 3 Точка №3 190 м Пеший 3 «Зал боевой славы» 30 4 Точка №4 13 км Транспортный 15 «Воинам – землякам, павшим на фронтах Великой Отечественной Войны» 30 5 Точка №5 17 км Транспортный 20 «Вечный огонь» 30
Слайд 5
Целевая группа: школьники, студенты и взрослые, интересующиеся исторических прошлым Действие туристического маршрута: всесезонно «Маршрут Памяти» является познавательным, однодневным маршрутом продолжительностью по времени около 5 ч.
Слайд 6
Программа экскурсионного маршрута: 9 30 – 9 45 – встреча участников экскурсии 10 00 – 11 30 – посещение памятника «Воинам – землякам, павшим на фронтах Великой Отечественной Войны» 11 35 – 12 05 – посещение памятника-стелы «Нашим землякам из сел Турунтаево и Засухино , павшим в боях за Родину», 12 10 – 12 40 – посещение Зала боевой славы 12 50 – 13 50 – Обед 14 10 – 14 40 – посещение памятника «Вечный огонь» 15 05 – 15 35 –посещение памятника «Воинам – землякам, павшим на фронтах Великой Отечественной Войны» 15 50 – разъезд участников экскурсии.
Слайд 7
Технологическая карта экскурсионно –туристического маршрута Памяти Точка C Место сбора, памятник «Воинам – землякам, павшим на фронтах Великой Отечественной Войны» Точка B Памятник-стела «Нашим землякам из сел Турунтаево и Засухино , павшим в боях за Родину» Точка D «Зал боевой славы» Точка E Место обеда Точка A Место выезда из с. Турунтаево Точка F Место прибытия в с. Зырянск , памятник «Воинам – землякам, павшим на фронтах Великой Отечественной Войны» Точка G Место прибытия в с. Нестерово, «Вечный Огонь"
Слайд 8
1. «Воинам – землякам, павшим на фронтах Великой Отечественной Войны», с. Турунтаево
Слайд 10
2. «Нашим землякам из сёл Турунтаево и Засухино , павшим в боях за Родину», с. Турунаево
Слайд 12
3. «Зал боевой славы», с. Турунтаево
Слайд 13
4. «Воинам – землякам, павшим на фронтах Великой Отечественной Войны», с. Зырянск
Слайд 14
5. «Вечный огонь», с. Нестерово
Слайд 15
Спасибо за внимание!
Снегири и коты
Хризантема и Луковица
Соленая снежинка
Горка
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой