Реферат на тему "Экзистенциализм и его отражение в новелле Жана-Поля Сартра "Стена" (опыт структурно-семантического анализа текста) представляет собою результат самостоятельной работы ученицы с текстом художественного произведения, которя строилась с опорой на мировоззренческую позицию автора новеллы. Мотивы произведения Сартра - мотивы заброшенности человека, враждебности мира к субъекту, мотивы свободы, выбора и ответственности человека за свою судьбу и судьбу человечества - зазвучали с новой силой. К работе прилагаются (см. приложение 2) карточки, в которых содержится выполненный ученицей самостоятельный комментарий ключевых образов новеллы. Для заинтересовавшихся данным видом анализа новеллы имеется свободная колонка для того, чтобы можно было самим попробовать интерпретировать текст.
VII ГОРОДСКАЯ ЗАЩИТА
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ, ПРИКЛАДНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ
«Я – ТАЛАНТ!»
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ
В НОВЕЛЛЕ ЖАНА-ПОЛЯ САРТРА «СТЕНА»
(ОПЫТ СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА)
Исполнитель: Никандрова Анна Витальевна
учащаяся 10 класса МБОУ СОШ № 59
Руководитель: Лазукина Надежда Юрьевна, учитель русского языка
и литературы высш.кв.к. МБОУ СОШ № 59
г.Екатеринбург,
2014-2015 учебный год
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………………3
Глава 1. Экзистенциализм как выражение философской концепции
Жана-Поля Сартра (теоретическая часть)……….…...................................7
1.1. Жан-Поль Сартр – певец Свободы. Биография мыслителя …………7
1.2. Экзистенциализм – направление в философии ХХ века.
Основные положения…………………………………………………..11
Глава 2. Основные положения экзистенциализма и их отражение в новелле
Сартра «Стена» (практическая часть)…………..………………………...13
2.1. Общая характеристика новеллы ………………………………………13
2.2. Связь новеллы с основополагающими принципами
экзистенциализма ………………………………………………………..15
2.3. Стена как многозначный символ в новелле Сартра ………………….19
Заключение ……………………………………………………………………………..23
Список литературы ……………………………………………………………………25
Приложения ………………………………………………………………………..…..27
Приложение 1. Тезаурус………………………………………………………………27
Приложение 2. Дидактический материал (образец карточки)……………………..28
Приложение 3. Результаты анкетирования…………………………………………..29
Конспект (рукописный вариант) эссе Ж.-П. Сартра «Экзистенциализм – это гуманизм»
Презентация
Но с чем мы придем к двадцать первому веку?
Сошедший с горящего неба – теперь повелитель
земли.
Конец и начало столетья мятежным живут
человеком…
Нострадамус
ВВЕДЕНИЕ
«Стена» - новелла Жана-Поля Сартра, французского философа, писателя, драматурга и эссеиста. Когда я прочитала это произведение, мало что поняла. Я задала себе вопросы: почему именно «Стена»? Что за этим кроется? Почему так неожиданно и именно так заканчивается эта новелла? Пожалуй, именно этот вопрос и привел меня к решению разобраться в поэтике произведения Сартра. Узнав, что Ж.-П.Сартр не только писатель, а в большей степени философ, да еще философ-экзистенциалист, решила узнать, что это за направление в философии и как оно отразилось в новелле, и, наконец, почему Сартр-философ обратился к художественной литературе. Так родилась тема моего исследования.
В процессе анкетирования на предложенные респондентам – ученикам старших классов школы и учителям литературы и истории – незатейливые вопросы, которые были мною составлены, чтобы узнать, а знакомы ли мои сверстники и учителя с творчеством Сартра, вообще знакомо ли имя этого мыслителя ХХ века учащимся старших классов, интересуются ли они вопросами философии, я получила, можно сказать, ожидаемый результат. Из учащихся не только мало кто знаком с творчеством Сартра, но и его имя для них ни о чем не говорит. Это еще в большей степени повлияло на выбор моей темы: стремление человека к новому, неизведанному, желание понять непонятное способны вывести его к новым «горизонтам».
Оказывается, что основы экзистенциализма были заложены еще в XIX в., а сложилось это направление в XX в. Правда, идеи экзистенциализма возникали в разных странах в различные годы. Так, в России теория экзистенциализма проповедовалась накануне первой мировой войны, в Германии экзистенциализм начал складываться после первой ее окончания, в период второй мировой войны и после нее он чрезвычайно быстро распространился во Франции и других европейских странах - Испании Италии, в США идеи экзистенциализма стали актуальны в 1950-ые годы.
Но возникали эти идеи всегда на почве исторических катаклизмов, которые вызывали в человеке настроение кризиса и крах иллюзий, чувство беспокойства и неуверенности. Естественно, что в экзистенциализме, проявилась национальная специфика; можно говорить о немецком, французском, итальянском экзистенциализме. Но при всех разночтениях экзистенциализм имеет общие исходные принципы. Центральным положением этой философии является одинокий человек.
Одиночество это вызвано тем, что чудовищные политические потрясения XX в., а именно, две мировые войны противопоставили человеку мир, жуткий и опасный. Человек оказался безнадежно заброшенным, отданным всеобъемлющему разрушению. Исторические катаклизмы привели к выводу о бессмысленности традиционных взглядов на историческое развитие и неустранимом трагизме человеческого существования. Один из представителей экзистенциализма так охарактеризовал состояние человека XX в.: безопасность исчезла. Поэтому эту философию часто называют «философией отчаяния», или «философией кризиса», а А.Камю ХХ век назвал веком «абсурда».
Совершенно неожиданным для меня оказалось содержание словарной статьи «Стена». Оказывается, это на первый взгляд простое слово в «Словаре русского языка» имеет 6 значений! (два из которых переносные) и большое количество фразеологических оборотов, в составе которых употребляется.
Считаю, что актуальность выбранной мною темы неоспорима.
1. В плане содержания новеллы. Человечество в XXI веке, как и в ХХ, оказалось в пограничной ситуации, в ситуации выбора дальнейшего пути, когда порожденное Человеком детище (ядерная бомба, клонирование) в любую минуту может обернуться против своего создателя. XXI век также начался с локальных войн и революций, в связи с чем с новой остротой встал вопрос о человеке, о его безысходности, выброшенности в этот враждебный ему мир и его одиночестве.
Объективный процесс обезличивания, «деперсонизация» общества вызывает сопротивление в индивидуальном сознании. Экзистенциализм же предлагает мысленно возвыситься над своим положением. Ставя в центр внимания человека, он утверждает, что может научить людей, стоящих на краю бездны, сохранить свободу и независимость в обстановке одиночества и страха и тем самым выступает не только как «философия отчаяния», но и как «философия утешения».
Пропаганда идей экзистенциализма вышла за рамки философских трактатов и широко проникла в различные жанры художественной литературы: прозу, поэзию, драматургию, публицистику, а также кинематографию, изобразительное искусство и т. д. Философия, и экзистенциализм в особенности, в значительной мере воздействует на современное западное искусство, видит в нем средство собственного самоутверждения.
2. В плане современных подходов к пониманию смысла текста. Таковым подходом является структурно-семантический анализ текста художественного произведения, который предполагает изучение текста и его компонентов в единстве структуры и семантики. Взяв за основу данный вида анализа текста, сделаю попытку дать собственную его интерпретацию.
Таким образом, цель моего исследования можно сформулировать следующим образом: охарактеризовать новеллу Ж.-П.Сартра «Стена» как произведение, созданное на основе идей экзистенциализма.
Задачи исследования:
Объект исследования: текст новеллы Сартра «Стена».
Предмет исследования: категории экзистенциализма и их отражение в тексте новеллы.
Гипотеза: определение ключевых образов новеллы и раскрытие их семантики с опорой на мировоззренческие ориентиры Сартра позволят дать собственную интерпретацию авторского замысла.
Методы исследования:
Результатом моего исследования должно стать определение символического значения образа стены в новелле, смысла названия произведения и его финала, составление тезауруса и дидактического материала, которые можно использовать во время изучения темы «Экзистенциализм в философии ХХ века» или «Творчество Ж-П Сартра» на факультативных занятиях, элективных курсах по выбору.
ГЛАВА 1. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ КАК ВЫРАЖЕНИЕ ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ЖАНА-ПОЛЯ САРТРА
Жан-Поль Сартр - философ, писатель, драматург, основной представитель того варианта французского экзистенциализма, который часто называют радикальным атеистическим. Мировоззрение Сартра формировалось под влиянием его семьи. Родился Жан Поль Сартр 21 июня 1905 года в Париже. Он был единственным ребенком Жана Батиста Сартра, морского инженера, который умер от тропической лихорадки, когда мальчику не исполнилось и года, и Анн-Мари Сартр, урожденной Швейцер, - она происходила из семьи известных эльзасских ученых и была двоюродной сестрой Альберта Швейцера. Дед мальчика, профессор Шарль Швейцер, филолог-германист, основал в Париже институт современного языка. Впоследствии Сартр вспоминал: «В детстве я жил с овдовевшей матерью у бабушки с дедушкой. Бабушка была католичка, а дедушка - протестант. За столом каждый из них посмеивался над религией другого. Все было беззлобно: семейная традиция. Но ребенок судит простодушно: из этого я сделал вывод, что оба вероисповедания ничего не стоят»[1]. Неудивительно, что, выступив одним из создателей учения экзистенциализма, Сартр развивал его атеистическую ветвь.
Окончив Эколь Нормаль, Сартр несколько лет преподавал философию в одном из лицеев Гавра. В 1933-1934 гг. стажировался в Германии, по возвращении во Францию занимался в Париже преподавательской деятельностью.
Сартр превращает в основной материал для философии свою собственную жизнь. Он вырос без отца, в католическо-протестантском окружении, в литературно-преподавательской среде. Отсутствие отца, пережитое как "отсутствие Бога", ранняя страсть к литературному творчеству, говоря шире - к "письму", определили философскую ориентацию всей его дальнейшей жизни: "богоборчество",обусловленное отказом зависеть от внешнего "творца", от сущностной заданности человеческого бытия вообще; признание неукорененности человека в мире.
Также на мировоззрение будущего мыслителя большое влияние оказала среда. Окончив Высшую нормальную школу в 1929, Сартр последующие десять лет посвятил преподаванию философии в различных лицеях Франции, а также путешествиям и учебе в Европе. Во время Второй мировой войны он провел девять месяцев в лагере для военнопленных. Стал активным участником Сопротивления, писал для подпольных изданий.
В 1950-е годы Сартр сотрудничал с Французской коммунистической партией. Сартр выступил с осуждением советского вторжения в Венгрию в 1956 и Чехословакию в 1968. В начале 1970-х годов последовательный радикализм Сартра проявился в том, что он стал редактором запрещенной во Франции маоистской газеты, а также принял участие в нескольких маоистских уличных демонстрациях. Он организовал подпольную группу под девизом "Социализм и свобода". Название в высшей степени знаменательное: это политическое кредо Сартра, считавшего, что социализму (как он существовал в то время) не хватает свободы. Следует отметить, что категория свободы - центральное явление всей философии Сартра. Идея свободного социализма руководила действиями и мыслями Сартра почти четыре десятилетия его жизни. Если помнить об этом, то можно объяснить многие, на первый взгляд странные его поступки.
Так, в 1964 году (1960-е годы - апогей популярности Сартра) Шведская академия присуждает ему Нобелевскую премию по литературе. И снова Сартр изумил аудиторию: он отказался принять эту награду, заявив о своём нежелании быть чем-либо обязанным какому-либо социальному институту и поставить под сомнение свою независимость.
Наступил 1968 год, который наложил определенный отпечаток на всю оставшуюся жизнь Сартра. В мае разразились серьезные студенческие волнения в Париже, и 63-летний философ решил, что настал час свержения "диктатуры буржуазии". Особенно вдохновлял лозунг бунтующих студентов - "воображение к власти!", ведь воображение, по Сартру, - самая характерная и самая драгоценная особенность человеческой реальности. Он начал свою философскую работу с феноменологии воображения, набросок которой был опубликован еще в 1936 году, и ею же кончил, исследуя мир воображения Флобера. Но звонкие лозунги делу не помогли, правительство де Голля довольно быстро восстановило порядок, а Сартр окончательно махнул рукой на коммунистов, обвинив их в том, что они «боятся революции".
Весной 1970 года Сартр становится главным редактором маоистской газеты "Народное дело" с целью, как он сам рассказывал, в какой-то мере обезопасить своим авторитетом это издание от полицейских преследований, а для таких преследований основания были. Об этом можно судить даже по интервью, которое Сартр дал в 1972 году, - интервью, многозначительно озаглавленное "Я верю в нелегальность"[2].
В 1979 году Сартр принял участие в последней политической акции своей жизни. Это было требование к правительству принять беженцев из Вьетнама, когда десятки тысяч человек на утлых суденышках вышли в открытое море, чтобы найти пристанище на чужой стороне; и немалое число их погибло... В последний раз старый философ продемонстрировал, что жизнь и свобода отдельного человека для него дороже идеологических догм. Печальным оптимизмом веет от его последней беседы со своим секретарем. "Видишь ли, мои сочинения неудачны. Я не сказал ни всего, что хотел, ни так, как я этого хотел... Я думаю... будущее опровергнет много моих утверждений; надеюсь, некоторые из них выдержат испытание, но во всяком случае История не спеша движется к осознанию человека человеком... Вот что дает тому, что мы сделали и сделаем, некоторого рода бессмертие. Иначе говоря, надо верить в прогресс. И это, может быть, одна из моих последних наивностей"[3].
Сартр умер 15 апреля 1980 года. Официальных похорон не было. Незадолго до смерти Сартр сам попросил об этом. Превыше всего он ценил искренность, и пафос парадных некрологов и эпитафий ему претил. Похоронную процессию составили лишь близкие покойного. Однако по мере того как процессия двигалась по левобережному Парижу, мимо любимых мест мыслителя, к ней стихийно присоединились 50 тысяч человек. Такого в истории наук о человеке не было ни до, ни после. Некрологи, разумеется, все-таки появились. Так, газета «Монд» написала: «Ни один французский интеллектуал ХХ века, ни один лауреат Нобелевской премии не оказал такого глубокого, длительного и всеобъемлющего влияния на общественную мысль, как Сартр»[4].
Таким образом, мы видим, что сам Сартр стал живым воплощением Свободы, Мира и Независимости, т.е. тех составляющих его мировоззрения, которые легли в основу его философской концепции.
1.2. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – НАПРАВЛЕНИЕ В ФИЛОСОФИИ ХХ ВЕКА. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Экзистенциализм или философия существования, иррационалистическое направление философии. В экзистенциализме преобладает настроение неудовлетворённости, искания, отрицания и преодоления достигнутого. Трагическая интонация и общая пессимистическая окраска экзистенциализма являются свидетельством кризисного состояния общества, господствующих в нём крайних форм отчуждения; поэтому философия экзистенциализма может быть названа философией кризиса.
Экзистенциализм стремится постигнуть бытие как некую непосредственную нерасчленённую целостность субъекта и объекта. Выделив в качестве изначального и подлинного бытия само переживание, экзистенциализм понимает его как переживание субъектом своего «бытия-в-мире». Бытие толкуется как непосредственно данное человеческое существование, как экзистенция. В «пограничной ситуации», в моменты глубочайших потрясений человек прозревает экзистенцию как корень своего существа.
Для философии Сартра характерен отказ от традиционного, рационалистического понимания соотношения сущности и существования. Основная идея экзистенциализма - существование предшествует сущности - выражена Сартром следующим образом: "Сознание есть бытие, существование которого полагает сущность" и еще: «…человек сначала существует, встречается, появляется в мире, и только потом он определяется»[5]
Другой характерной чертой философии Сартра является стремление разоблачения искажённых, превращённых форм сознания оборачивается требованием принять реальность сознания, разобщённого с другими и с самим собой. Поэтому общение индивидов подчёркивает одиночество каждого.
Однако ядром всей философской концепции Сартра является понятие свободы. Свобода - ключ ко всему его мировоззрению. Свобода, по Сартру, предполагает независимость по отношению к прошлому, отрицание его, разрыв с ним. "Свобода, - пишет Сартр, - это человеческое существо, выводящее свое прошлое из игры..."[6]. Согласно Сартру, никакая объективная обстановка не может лишить человека неотъемлемой от него свободы. Свобода сохраняется в любой обстановке и выражается в возможности выбирать - выбирать не реальные возможности, а свое отношение к данной ситуации. "Все барьеры, все кордоны рушатся, - пишет Сартр, - уничтожаемые сознанием моей свободы"[7]
По твердому убеждению Сартра, «человек обречён быть свободным»[8]. Таким образом, свобода предстаёт как тяжёлое бремя, которое должен нести человек, поскольку он личность. Он может отказаться от своей свободы, перестать быть самим собой, стать «как все», но только ценой отказа от себя как личности.
С категорией свободы у Сартра связана и категория ответственности: «Я ответствен, таким образом, за себя самого и за всех и создаю определенный образ человека, который выбираю, выбирая себя, я выбираю человека. <…> человек, который на что-то решается и сознает, что выбирает не только свое собственное бытие, но что он еще и законодатель, выбирающий одновременно с собой и все человечество, не может избежать чувства полной и глубокой ответственности», - а также «тревога, «заброшенность», «отчаяние». Все это обусловлено необходимостью человека из двух альтернатив выбирать только одну? Человек обречен на выбор»[9].
Но в своей заброшенности человек сам решает свою судьбу: «…реализовать себя по-человечески человек может не путем погружения в самого себя, но в поиске цели вовне, которой может быть освобождение или еще какое-нибудь конкретное самоосуществление»[10].
Итак, назовем основные категории экзистенциализма. Это Свобода, Пограничная ситуация, Выбор, Ответственность, Субъект и Объект, Экзистенция, Абсурд, Одиночество, Иррациональное.
2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА И ИХ ОСВЕЩЕНИЕ
В НОВЕЛЛЕ САРТРА «СТЕНА»
2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОВЕЛЛЫ
В предыдущей главе мы определили ведущие категории экзистенциализма. Остановимся на некоторых из них, на тех, которые нашли свое воплощение в новелле Сартра, и попробуем ответить на вопрос, почему Сартр обратился именно к жанру новеллы.
Новелла происходит от итальянского novella (буквально — новость) и представляет собою малый повествовательный жанр, сопоставимый по объёму с рассказом, но отличающийся от него генезисом, историей и структурой. Новелла характеризуется краткостью. Она предельно обнажает ядро сюжета — центральную перипетию, сводит жизненный материал в фокус одного события. В отличие от рассказа, новелла есть искусство сюжета и обращена прежде всего к деятельной стороне человеческого бытия. Так как новеллистический сюжет вобрал в себя культ трагииронической игры случая, обращение писателей к жанру новеллы сопряжено с отчуждением, поэтому содержание часто окрашено в фаталистические или гротескные тона. Действие новеллы происходит в современном автору мире. Характерной чертой новеллы является неожиданная развязка.
Видим, что содержание новеллы Сартра отвечает требованиям жанра. Весь сюжет «Стены» можно уложить в один абзац.
Трое испанских республиканцев попадают в плен. В подвале они подвергаются страшной пытке - ожиданием смерти, что лишает их мужества и воли. Главный герой Пабло Иббиета выбирает смерть, достойную его личности. Его попытка обмануть фашистов и направить их по ложному следу оборачивается тем, что он, не желая того, приводит их к разыскиваемому Рамону Грису.
Мы видим, что сюжет новеллы предельно краток, действие происходит в современное автору время («Стена» была написана в 1939 году): война в Испании, сопряжено с отчуждением индивида (главного героя), содержит неожиданную развязку, вобравшую в себя культ трагииронической игры случая.
Таким образом, обращение Сартра к жанру новеллы неслучайно, именно эта форма отвечала авторскому замыслу – воплощению идей экзистенциализма в художественном произведении.
2.2. СВЯЗЬ НОВЕЛЛЫ С ОСНОВОПОЛАГАЮЩИМИ ПРИНЦИПАМИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА
Проведем лексико-семантический анализ текста новеллы, взяв за основу категории экзистенциализма. Наша задача сводится к тому, чтобы посмотреть, как эти категории отразились в тексте художественного произведения.
Категория экзистенциализма | Текст новеллы | Комментарий |
Свобода, выбор. Выбор того или иного означает «утверждение ценности того, что мы выбираем, т.к. мы ни в коем случае не можем выбрать дурное. Таким образом, я создаю определенный образ человека, который я выбираю (С. 452) | …я был уже не в состоянии пожалеть ни себя, ни другого. Я сказал себе: ты должен умереть достойно. С. 308 | Герой лишен внешней свободы, но у него остается право выбора как у индивида, не лишенного свободы внутренней. Пабло Иббиета выбирает достойную смерть. |
Ответственность. Понятие «ответственности» у Сартра трактуется следующим образом: «…человек, который на что-то решается и сознает, что выбирает не только свое собственное бытие, но он еще и законодатель, выбирающий одновременно с собой и все человечество, не может избежать чувства полной и глубокой ответственности» (С. 440) | Я хотел быть освободителем Испании, преклонялся перед Пи-и-Маргалем, я примкнул к анархистам, выступал на митингах. Теперь жизнь была закрыта. С. 306 | Герой сделал свой выбор, в результате которого, он оказался в роли арестанта, ожидающего своей смерти, но, будучи человеком свободным, Иббиета ни о чем не жалеет, т.к. это его собственный выбор, за который он сам несет ответственность. |
Пограничная ситуация (между жизнью и смертью) – это такие ситуации (страдание, страх, тревога, вина), в которых выявляется природа существования. | Раньше я никогда не думал о смерти - не было случая, но теперь мне ничего не оставалось, как задуматься о том, что меня ожидает.<...> С той минуты, как я понял, что мне предстоит умереть, все вокруг стало мне казаться противоестественным…С.304 | Герой оказался в пограничной ситуации, т.е. за несколько часов до смерти. В соответствии с теорией экзистенциализма, прошел через страдания, страх, тревогу. |
Отчуждение означает, что «мы будем ограничиваться в наших расчетах лишь тем, что зависит от нашей воли, или той суммой вероятностей, которые делают возможным наше действие» (С. 452) | Раньше, когда я сидел в карцере архиепископства, я мог видеть клочок неба в любую минуту, и каждый раз оно пробуждало во мне различные воспоминания <..> Но теперь я глядел в небо так, как хотел: оно не вызывало в памяти решительно ничего. Мне это больше нравилось. С.302 | Герой уже отделен от реального мира, в нем не вызывает решительно ничего небо, которое раньше было для него великолепным. |
Тревога, заброшенность, отчаяние. Определяются через выбор и ответственность. «Это чувство хорошо известно всем, кто нес на себе какую-нибудь ответственность» (С. 452) | Моя жизнь не стоила ни гроша, ибо она была заранее обречена. С. 306 | Речь идет о том, что Иббиета заранее был обречен на свободу выбора, вынужден нести бремя ответственности за себя и за других. |
Существование. Характерной чертой для экзистенциализма является интерес к т. н. пограничным ситуациям (страдание, страх, тревога, вина), в которых выявляется существование. | Это было ужасное Я очнулся и вздрогнул, как под невыносимо | Экзистенциализм учит, что есть только одно бытие, у которого существование предшествует сущности, бытие, которое существует прежде, чем его можно определить каким-нибудь понятием, и этим бытием является человек, или человеческая реальность. Это означает, что человек сначала существует, встречается, появляется в мире, и только потом он определяется. |
Сущность. По Сартру, «человек – это прежде всего проект, который переживается субъективно, а не мох, не плесень, и не цветная капуста» | Я почувствовал, что стал бесчеловечным - я был уже не в состоянии пожалеть Теперь меня ничто не С. 308 | Мы видим, что Иббиета, в результате пережитых страданий выбрал и сделал себя сам. Действительно, мы убеждаемся, что Иббиета выбрал в себе Человека, он – не «мокрые штаны, не потная рубаха», поэтому его обмочившееся тело не вызывает у читателей отвращения. |
Абсурд. В философии экзистенциализма понятие абсурд означает то, что не имеет и не может найти рационального объяснения. В художественных произведениях метод reductio ad absurdum применяется автором, чтобы поставить читателя в тупик. | «- Да, я знаю, где он. Он прячется на кладбище. В склепе или в домике сторожа. Мне захотелось напоследок разыграть их. Я хотел поглядеть, как они вскочат, нацепят свои портупеи и станут с деловым видом сыпать приказами. Они действительно повскакали с мест. <..> Желающих его приютить было хоть отбавляй, но он никого не захотел ставить под удар. Он сказал мне: "Я бы спрятался у Иббиеты, но раз его арестовали, спрячусь на кладбище". С.311-312 | Абсурдность заключается в «неслучайной случайности». Пабло не хотел, чтобы нашли Рамона Гриса, и отправил врагов туда, где Рамона Гриса быть не должно, т. е. на кладбище. Абсурдность ситуации заключается в том, что Рамон Грис принял решение спрятаться именно там. |
Субъект и объект. По утверждениям философов-экзистенциалистов, основной порок рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта, то есть разделяет мир на две сферы — объективную и субъективную. Подлинная философия, с точки зрения экзистенциализма, должна исходить из единства объекта и субъекта. | 1. Я [Иббиета] понимал, почему он здесь: наши мысли его не интересовали: он пришел наблюдать за нашими телами, еще полными жизни, но уже агонизирующими. С.303 2.Я вижу свой труп: это не так уж трудно, но вижу его все-таки Я, и глаза, взирающие на этот труп, МОИ глаза. С. 304 | Первый отрывок можно интерпретировать таким образом: под объектом понимается реальность, под субъектом – Иббиета. Таким образом, объективно существующая реальность враждебна субъекту. А также объектом выступают приговоренные к смерти. Именно как объект они и интересовали врача-бельгийца. Во втором отрывке речь идет о сознании Иббиеты, разобщенного с другими и с самим собой. Субъект - его сознание, объект – его тело. А вместе они – одно целое, что и составляет человеческую сущность. |
Одиночество. Одиночество человека в экзистенциализме - это одиночество человека перед лицом ничто; отсюда возникает основное состояние страха, которое только и может открыть человеку бытие, привести его к самостоятельному бытию и к свободе. Поэтому этот страх нужно сознательно взять на себя и переносить его. | Предыдущие пять дней я провел в карцере одного архиепископства - что-то вроде одиночки, каменный мешок времен средневековья. С.298 | Камера – символ одиночества. В этом фрагменте заключается еще одна категория экзистенциализма – одиночество человека в этом мире. |
Иррациональное. Находящееся за пределами разума | С той минуты, как я понял, что мне предстоит умереть, все вокруг стало мне казаться противоестественным. <…> …Ее [смерть] нельзя было соотнести ни с чем <…> мы не созданы для подобных мыслей. С. 304 | Мысли человека о конечности жизни находятся за пределами его разума. Эта мысль одна из самых важных в новелле: человек живет в мире иллюзий, и бессмертие есть иллюзия. Сартр развенчивает эту иллюзию. |
Таким образом, можно сделать вывод, что в своей новелле Сартр осветил основные положения экзистенциализма на примере трех героев: Пабло Иббиеты, Тома и Хуана - оказавшихся на грани жизни и смерти, и раскрыл основные категории человеческого бытия: покинутость, отчужденность, страх, ответственность, выбор и др.
2.3. СТЕНА КАК МНОГОЗНАЧНЫЙ СИМВОЛ В НОВЕЛЛЕ САРТРА
Стена – центральный образ новеллы. На шестнадцати страницах небольшого произведения он встречается шестнадцать раз! Это и Стена непонимания, Стена как граница между жизнью и смертью, Стена как метафора внутреннего мира героев, Стена как граница между свободой и несвободой, Стена как необходимость выбора и ответственность, Стена как символ пограничного состояния, Стена как граница, отделяющая от реальности, Стена как символ одиночества, Стена как…
Стена как многозначный символ | Текст новеллы | Комментарий |
Стена непонимания | Ответов они [конвойные] | Конвойные не понимают арестантов, потому что не хотят слышать их. Их разделяет Стена. |
Стена как граница между жизнью и смертью | Нас втолкнули в просторную белую комнату. <…> Прочие арестанты теснились в отдалении. Мы пересекли комнату и присоединились к ним. С. 297 | За стеной больничного подвала – смерть. Вне стены – жизнь. Она разделяет живых и мертвых. |
Стена как метафора внутреннего мира героев | 1. - Нет, это непостижимо. Я хочу сохранить мужество до конца, но я 2. Я почувствовал, что стал бесчеловечным - я был уже не в состоянии пожалеть С.308 | Это внутренняя стена. Это выбор, который предоставляется человеку. Умереть достойно и стать человеком (человек познается в пограничной ситуации) или остаться жить, но убить сущность в себе. 1. Слова Тома не звучат решительно. В них слышен страх. Страх за свое тело, за невыносимую боль и за физические страдания. 2. Слова Пабло звучат решительно и спокойно. |
Стена – пограничное состояние | - Приговор вам сообщат в камере. <…>Вы приговорены к расстрелу. Приговор будет приведен завтра утром. С.297 | Сам факт столкновения героев со смертью, томительное ее ожидание. |
Стена – граница, отделяющая от реальности | 1. Мы были по другую сторону – три обескровленных призрака. С. 305 2. Но 3. Молчать он [Том] просто не | Внутренняя преграда. И как следствие – Сущность героев отчуждается от реальности, от мира. Однако Пабло, в отличие от Тома, осознает себя в собственных мыслях, т. е. является их хозяином. |
Стена как символ одиночества | Предыдущие пять дней я провел Но рядом с Хуаном и Томом я чувствовал себя одиноким. С. 304 | Пять раз в тексте встречается слово одиночество. Пабло Иббиета остается не один, но наедине с собой. Эта стена не только внутренняя, но и внешняя. Это больничный подвал и карцер архиепископства, ограничивающие пространство героев, изолирующие их. |
Стена как граница между свободой и несвободой, как символ неизбежности выбора | И все-таки я здесь, я могу спасти свою шкуру, выдав Рамона Гриса, но я этого не делаю. С. 310 | Стена – это та конечная, овеществленная граница, которую при желании можно обойти, перепрыгнуть и оказаться вновь в мире живых. В любом случае, они оказываются в ситуации необходимости выбора. |
Стена как граница между тем, что было До, и что есть Сейчас | Еще три дня назад это был хрупкий мальчуган - такой мог бы и понравиться, но сейчас он казался старой развалиной. С.299 Раньше если уж я к кому-нибудь цеплялся, то не оставлял его в покое так просто. А тут желание говорить бесследно исчезло.<…> теперь все было по-другому. С. 301 | Жизнь главного героя разделилась на две части «стеной». В жизни «До» у Пабло были «хорошие дурные воспоминания». «Сейчас» от неприятия смерти Иббиета перешел к неприятию жизни, все больше погружаясь в одиночество, он испытывал полное к ней равнодушие. Он утратил иллюзию вечности |
Стена как защита | Мне захочется отступить к стене, я прислонюсь к ней спиной, изо всех сил попытаюсь в нее втиснуться. С.303 | Стена – единственное, что осталось у узников, в отсутствие альтернативы они ищут защиты у нее. |
Стена как место расстрела | Человека толкают к стене и палят по нему, пока он не издохнет. С.310 | Стена – это место, где люди Власти, Системы расстреливают неугодных. |
Стена как сила, довлеющая над человеком | Он [Хуан] сделался землисто-серым: серыми стали руки, лицо. С 300 | Стены, окружающие героев, накладывают на них свой отпечаток, обезличивают их. Отпечаток стены виден даже на телах заключенных: их кожа приобретает ее цвет. |
Итак, Стена появляется с самого начала новеллы. Если сначала это стены камеры и подвала, то вещественное и материальное, что ограничивает свободу одних и делает безграничной свободу других, то далее Стена приобретает символичность и становится чуть ли не главным героем новеллы. Что хотел нам сказать этим автор? Многое. Но несомненно одно: Стена разрушает все иллюзии человека, а значит, и человечества на бессмертие. Новелла написана в первый год Второй мировой войны. Наверное, это не случайно. Война – это та пограничная ситуация, в которой оказалось человечество. Какой выбор будет сделан каждым? Останемся ли мы среди живых? Выберем ли мы будущее? Думаю, эти вопросы оказались жизненно важными и сейчас в связи с современной геополитической ситуацией.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате исследования я пришла к выводу, что работа с текстом художественного произведения – занятие увлекательное и познавательное, что труд читателя – это труд не легкий, что читатель должен пройти тот же самый путь, какой был пройден автором, дабы постичь смысл произведения, разгадать замысел автора. Я убедилась, что любое художественное произведение, пусть даже такое небольшое по размеру, необходимо рассматривать в неотрывной связи с жизненной биографией писателя, его мировоззрением, с жизненными реалиями и в контексте развития мировой истории, мировой литературы и мировой мысли.
Сейчас я с полной уверенностью могу ответить на вопрос, почему новелла имеет такое название. Стена – это не только центральный образ новеллы, это заглавная героиня новеллы, это символический образ пограничной ситуации – центрального явления экзистенциализма. Автор предупреждает человечество, оказавшееся в пограничной ситуации, что оно оказалось перед лицом собственного уничтожения и должно сделать выбор.
Почему Пабло смеялся? Трудно дать однозначный ответ на этот вопрос. Но думаю, что конец новеллы несет в себе особый, очень значимый смысл. Какой? Возможно, смех Пабло был вызван обычной реакцией человека, находившегося несколько часов в ситуации стресса. Смех как защитная реакция от стресса. Возможно, Пабло, решив напоследок посмеяться над франкистами, представив себе, как они рыщут по кладбищу, в конечном итоге вынужден смеяться над собой. Исходя из теории новеллы как жанра и природы абсурда, можно предположить, что смех Пабло был вызван именно абсурдностью ситуации. Возможно, есть и другие ответы. Но в одном я точно уверена, смех Пабло не был смехом радости от счастливого спасения.
Само содержание новеллы и обращение к экзистенциализму как к философии жизни заставило меня задуматься о себе самой, кто я такая? Каковы мои цели? Как они соотносятся не только с моими интересами, но с интересами людей, близких и дорогих мне? Что есть Человек в целом? В чем суть его бытия? В чем его назначение? И так ли уж страшна смерть? Если ты выбираешь в себе Человека, страх перед ней становится бессмысленным. Примером тому Пабло Иббиета, героизм людей, погибающих на полях сражений во имя жизни, стойкость людей, отдавших свою жизнь во имя общечеловеческой идеи, идеи свободы личности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
http://psy.1september.ru/article.php?ID=200204702
Приложение 1.
ТЕЗАУРУС
Абсурд, В философии и художественной литературе эпитет «абсурдный» иногда используется для характеристики отношения человека к миру. Альбер Камю определяет абсурд как «невозможное». Абсурд истолковывается как нечто иррациональное, лишенное всякого смысла и внятной связи с реальностью. В философии экзистенциализма понятие абсурд означает то, что не имеет и не может найти рационального объяснения. В художественных произведениях метод reductio ad absurdum применяется автором, чтобы поставить читателя в тупик.
Бытие, филос. категория, обозначающая реальность, существующую объективно, вне и независимо от сознания человека. Филос. понимание Б. и его соотношения с сознанием определяет решение основного вопроса философии. Сартр, противопоставляя Б. в себе и Б. для себя, разграничивает материальное Б. и человеч. Б. Первое есть для него что-то косное, сопротивляющееся человеч. воле и действию. Осн. характеристика человеч. Б. в субъективистской концепции Сартра — свободный выбор возможностей.
Иррациональное, (от лат. irrationalis - неразумный, бессознательный) находящееся за пределами разума, алогическое, несоизмеримое с рациональным мышлением или противоречащее ему.
Ничто, категория ряда идеалистических систем онтологии, означающая отсутствие, небытие конкретного сущего или же отсутствие бытия вообще.
Новелла, (итал. novella, буквально — новость), литературный малый повествовательный жанр, сопоставимый по объёму с рассказом (что даёт иногда повод для их отождествления), но отличающийся от него генезисом, историей и структурой. Н., как явствует из её названия, "есть ничто иное, как случившееся неслыханное происшествие" (Гёте).
Свобода, способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.
В истории обществ. мысли проблема С. традиционно сводилась к вопросу: обладает ли человек свободой воли, иначе говоря, обусловлены или нет все его намерения и поступки внеш. обстоятельствами.
Стена, перен. То, что отделяет, разделяет кого-, что-либо, является препятствием к общению, единению кого-либо.
◊ Припереть к стене – поставить кого-нибудь в безвыходное положение; В четырех стенах сидеть – никуда не выходить; Как за каменной стеной – под надежной защитой; Хоть головой об стену бейся – о тяжелом, безвыходном положении.
Субъект, (от лат. subjectus — лежащий внизу, находящийся в основе, от sub — под и jacio — бросаю, кладу основание), носитель предметно-практич. деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект. Термин «С.» употреблялся в истории философии в различных смыслах.
Существование, [позднелат. ex(s)istentia, от лат. ex(s)isto — существую], в диалектико-материалистич. философии синоним бытия. В 20 в. кьеркегоровское понятие С. возрождается в экзистенциализме (Ясперс, Хайдеггер, Сартр, Марсель и др.), где оно занимает центр. место. С. (т. е. экзистенция; отсюда сам термин «экзистенциализм») трактуется в экзистенциализме как нечто соотнесённое с трансценденцией, т. е. выходом человека за собств. пределы. Непостижимая для мышления связь С. с трансценденцией, его конечность обнаруживаются, согласно экзистенциализму, в факте самого С. Однако конечность, смертность С.— не просто эмпирический факт прекращения жизни, а начало, определяющее структуру С., пронизывающее собой всю человеческую жизнь. Отсюда характерный для экзистенциализма интерес к т. н. пограничным ситуациям (страдание, страх, тревога, вина), в которых выявляется природа С.
Сущность, филос. категория, отражающая всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность — это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия. В экзистенциализме категория сущности вытесняется понятием существования.
Экзистенциализм, (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование), также философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека.
Приложение 2
№ 1 Свобода, выбор
Категория экзистенциализма | Текст новеллы | Комментарий, выполенный ученицей в процессе работы с текстом | Собственный комментарий |
Выбор того или иного означает «утверждение ценноститого, что мы выбираем, т.к. мы ни в коем случае не можем выбрать дурное. Таким образом, я создаю определенный образ человека, который я выбираю (С. 452) | …я был уже не в состоянии пожалеть ни себя, ни другого. Я сказал себе: ты должен умереть достойно. С. 308 | Герой лишен внешней свободы, но у него остается право выбора как у индивида, не лишенного свободы внутренней. Пабло Иббиета выбирает достойную смерть. |
№ 2 Ответственность
Категория экзистенциализма | Текст новеллы | Комментарий | Собственный комментарий |
Ответственность. Понятие «ответственности» у Сартра трактуется следующим образом: «…человек, который на что-то решается и сознает, что выбирает не только свое собственное бытие, но он еще и законодатель, выбирающий одновременно с собой и все человечество, не может избежать чувства полной и глубокой ответственности» (С. 440) | Я хотел быть освободителем Испании, преклонялся перед Пи-и-Маргалем, я примкнул к анархистам, выступал на митингах. Теперь жизнь была закрыта. С. 306 | Герой сделал свой выбор, в результате которого, он оказался в роли арестанта, ожидающего своей смерти, но, будучи человеком свободным, Иббиета ни о чем не жалеет, т.к. это его собственный выбор, за который он сам несет ответственность. |
№ 3 Пограничная ситуация
Категория экзистенциализма | Текст новеллы | Комментарий | Собственный комментарий |
Пограничная ситуация (между жизнью и смертью) – это такие ситуации (страдание, страх, тревога, вина), в которых выявляется природа существования. | Раньше я никогда не думал о смерти - не было случая, но теперь мне ничего не оставалось, как задуматься о том, что меня ожидает.<...> С той минуты, как я понял, что мне предстоит умереть, все вокруг стало мне казаться противоестественным…С.304 | Герой оказался в пограничной ситуации, т.е. за несколько часов до смерти. В соответствии с теорией экзистенциализма, прошел через страдания, страх, тревогу. |
№ 4 Отчуждение
Категория экзистенциализма | Текст новеллы | Комментарий | Собственный комментарий |
Отчуждение означает, что «мы будем ограничиваться в наших расчетах лишь тем, что зависит от нашей воли, или той суммой вероятностей, которые делают возможным наше действие» (С. 452) | Раньше, когда я сидел в карцере архиепископства, я мог видеть клочок неба в любую минуту, и каждый раз оно пробуждало во мне различные воспоминания <..> Но теперь я глядел в небо так, как хотел: оно не вызывало в памяти решительно ничего. Мне это больше нравилось. С.302 | Герой уже отделен от реального мира, в нем не вызывает решительно ничего небо, которое раньше было для него великолепным. |
№ 5 Тревога, заброшенность, отчаяние
Категория экзистенциализма | Текст новеллы | Комментарий | Собственный комментарий |
Тревога, заброшенность, отчаяние. Определяются через выбор и ответственность. «Это чувство хорошо известно всем, кто нес на себе какую-нибудь ответственность» (С. 452) | Моя жизнь не стоила ни гроша, ибо она была заранее обречена. С. 306 | Речь идет о том, что Иббиета заранее был обречен на свободу выбора, вынужден нести бремя ответственности за себя и за других. |
№ 6 Существование
Категория экзистенциализма | Текст новеллы | Комментарий | Собственный комментарий |
Существование. Характерной чертой для экзистенциализма является интерес к т. н. пограничным ситуациям (страдание, страх, тревога, вина), в которых выявляется существование. | Это было ужасное Я очнулся и вздрогнул, как под невыносимо | Экзистенциализм учит, что есть только одно бытие, у которого существование предшествует сущности, бытие, которое существует прежде, чем его можно определить каким-нибудь понятием, и этим бытием является человек, или человеческая реальность. Это означает, что человек сначала существует, встречается, появляется в мире, и только потом он определяется. |
№ 7 Сущность
Категория экзистенциализма | Текст новеллы | Комментарий | Собственный комментарий |
Сущность. По Сартру, «человек – это прежде всего проект, который переживается субъективно, а не мох, не плесень, и не цветная капуста» | Я почувствовал, что стал бесчеловечным - я был уже не в состоянии пожалеть Теперь меня ничто не С. 308 | Мы видим, что Иббиета, в результате пережитых страданий выбрал и сделал себя сам. Действительно, мы убеждаемся, что Иббиета выбрал в себе Человека, он – не «мокрые штаны, не потная рубаха», поэтому его обмочившееся тело не вызывает у читателей отвращения. |
№ 8 Абсурд
Категория экзистенциализма | Текст новеллы | Комментарий | Собственный комментарий |
Абсурд. В философии экзистенциализма понятие абсурд означает то, что не имеет и не может найти рационального объяснения. В художественных произведениях метод reductio ad absurdum применяется автором, чтобы поставить читателя в тупик. | «- Да, я знаю, где он. Он прячется на кладбище. В склепе или в домике сторожа. Мне захотелось напоследок разыграть их. Я хотел поглядеть, как они вскочат, нацепят свои портупеи и станут с деловым видом сыпать приказами. Они действительно повскакали с мест. <..> Желающих его приютить было хоть отбавляй, но он никого не захотел ставить под удар. Он сказал мне: "Я бы спрятался у Иббиеты, но раз его арестовали, спрячусь на кладбище". С.311-312 | Абсурдность заключается в «неслучайной случайности». Пабло не хотел, чтобы нашли Рамона Гриса, и отправил врагов туда, где Рамона Гриса быть не должно, т. е. на кладбище. Абсурдность ситуации заключается в том, что Рамон Грис принял решение спрятаться именно там. |
№ 9 Субъект и объект
Категория экзистенциализма | Текст новеллы | Комментарий | Собственный комментарий |
Субъект и объект. По утверждениям философов-экзистенциалистов, основной порок рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта, то есть разделяет мир на две сферы — объективную и субъективную. Подлинная философия, с точки зрения экзистенциализма, должна исходить из единства объекта и субъекта. | 1. Я [Иббиета] понимал, почему он здесь: наши мысли его не интересовали: он пришел наблюдать за нашими телами, еще полными жизни, но уже агонизирующими. С.303 2.Я вижу свой труп: это не так уж трудно, но вижу его все-таки Я, и глаза, взирающие на этот труп, МОИ глаза. С. 304 | Первый отрывок можно интерпретировать таким образом: под объектом понимается реальность, под субъектом – Иббиета. Таким образом, объективно существующая реальность враждебна субъекту. А также объектом выступают приговоренные к смерти. Именно как объект они и интересовали врача-бельгийца. Во втором отрывке речь идет о сознании Иббиеты, разобщенного с другими и с самим собой. Субъект - его сознание, объект – его тело. А вместе они – одно целое, что и составляет человеческую сущность. |
№ 10 Одиночество
Категория экзистенциализма | Текст новеллы | Комментарий | Собственный комментарий |
Одиночество. Одиночество человека в экзистенциализме - это одиночество человека перед лицом ничто; отсюда возникает основное состояние страха, которое только и может открыть человеку бытие, привести его к самостоятельному бытию и к свободе. Поэтому этот страх нужно сознательно взять на себя и переносить его. | Предыдущие пять дней я провел в карцере одного архиепископства - что-то вроде одиночки, каменный мешок времен средневековья. С.298 | Камера – символ одиночества. В этом фрагменте заключается еще одна категория экзистенциализма – одиночество человека в этом мире. |
№ 11 Иррациональное
Категория экзистенциализма | Текст новеллы | Комментарий | Собственный комментарий |
Иррациональное. Находящееся за пределами разума | С той минуты, как я понял, что мне предстоит умереть, все вокруг стало мне казаться противоестественным. <…> …Ее [смерть] нельзя было соотнести ни с чем <…> мы не созданы для подобных мыслей. С. 304 | Мысли человека о конечности жизни находятся за пределами его разума. Эта мысль одна из самых важных в новелле: человек живет в мире иллюзий, и бессмертие есть иллюзия. Сартр развенчивает эту иллюзию. |
№ 12
Стена как многозначный символ | Текст новеллы | Комментарий | Собственный комментарий |
Стена непонимания | Ответов они [конвойные] | Конвойные не понимают арестантов, потому что не хотят слышать. |
№ 13
Стена как многозначный символ | Текст новеллы | Комментарий | Собственный комментарий |
Стена как граница между жизнью и смертью | Нас втолкнули в просторную белую комнату. <…> Прочие арестанты теснились в отдалении. Мы пересекли комнату и присоединились к ним. С. 297 | За стеной больничного подвала – смерть. Вне стены – жизнь. Она разделяет живых и мертвых. |
№ 14
Стена как многозначный символ | Текст новеллы | Комментарий | Собственный комментарий |
Стена как метафора внутреннего мира героев | 1. - Нет, это непостижимо. Я хочу сохранить мужество до конца, но я 2. Я почувствовал, что стал бесчеловечным - я был уже не в состоянии пожалеть С.308 | Это внутренняя стена. Это выбор, который предоставляется человеку. Умереть достойно и стать человеком (человек познается в пограничной ситуации) или остаться жить, но убить сущность в себе. 1. Слова Тома не звучат решительно. В них слышен страх. Страх за свое тело, за невыносимую боль и за физические страдания. 2. Слова Пабло звучат решительно и спокойно. |
№ 15
Стена как многозначный символ | Текст новеллы | Комментарий | Собственный комментарий |
Стена – пограничное состояние | - Приговор вам сообщат в камере. <…>Вы приговорены к расстрелу. Приговор будет приведен завтра утром. С.297 | Сам факт столкновения героев со смертью, томительное ее ожидание. |
№ 16
Стена как многозначный символ | Текст новеллы | Комментарий | Собственный комментарий |
Стена – граница, отделяющая от реальности | 1. Мы были по другую сторону – три обескровленных призрака. С. 305 2. Но теперь я глядел в небо так, как хотел: оно не вызывало в памяти решительно 3. Молчать он [Том] просто не мог: только произнося слова вслух, он осознавал себя. С.303 | Внутренняя преграда. И как следствие – Сущность героев отчуждается от реальности, от мира. Однако Пабло, в отличие от Тома, осознает себя в собственных мыслях, т. е. является их хозяином. |
№ 17
Стена как многозначный символ | Текст новеллы | Комментарий | Собственный комментарий |
Стена как символ одиночества | Предыдущие пять дней я провел Но рядом с Хуаном и Томом я чувствовал себя одиноким. С. 304 | Пять раз в тексте встречается слово одиночество. Пабло Иббиета остается не один, но наедине с собой. Эта стена не только внутренняя, но и внешняя. Это больничный подвал и карцер архиепископства, ограничивающие пространство героев, изолирующие их. |
№ 18
Стена как многозначный символ | Текст новеллы | Комментарий | Собственный комментарий |
Стена как граница между свободой и несвободой, как символ неизбежности выбора | И все-таки я здесь, я могу спасти свою шкуру, выдав Рамона Гриса, но я этого не делаю. С. 310 | Стена – это та конечная, овеществленная граница, которую при желании можно обойти, перепрыгнуть и оказаться вновь в мире живых. В любом случае, они оказываются в ситуации необходимости выбора. |
№ 19
Стена как многозначный символ | Текст новеллы | Комментарий | Собственный комментарий |
Стена как граница между тем, что было До, и что было Сейчас | Еще три дня назад это был хрупкий мальчуган - такой мог бы и понравиться, но сейчас он казался старой развалиной. С.299 Раньше если уж я к кому-нибудь цеплялся, то не оставлял его в покое так просто. А тут желание говорить бесследно исчезло.<…> теперь все было по-другому. С. 301 | Жизнь главного героя разделилась стеной. В жизни «До» у Пабло были «хорошие дурные воспоминания». От неприятия смерти Иббиета перешел к неприятию жизни, все больше погружаясь в одиночество, он испытывал полное к ней равнодушие. Он утратил иллюзию вечности |
№ 20
Стена как многозначный символ | Текст новеллы | Комментарий | Собственный комментарий |
Стена как защита | Мне захочется отступить к стене, я прислонюсь к ней спиной, изо всех сил попытаюсь в нее втиснуться. С.303 | Стена – единственное, что осталось у узников, в отсутствие альтернативы они ищут защиты у нее. |
№ 21
Стена как многозначный символ | Текст новеллы | Комментарий | Собственный комментарий |
Стена как место расстрела | Человека толкают к стене и палят по нему, пока он не издохнет. С.310 | Стена – это место, где люди Власти, Системы расстреливают неугодных. |
№ 22
Стена как многозначный символ | Текст новеллы | Комментарий | Собственный комментарий |
Стена как сила, давлеющая над человеком | Он [Хуан] сделался землисто-серым: серыми стали руки, лицо. С. 300 | Стены, окружающие героев, накладывают на них свой отпечаток, обезличивают их. Отпечаток стены выден даже на телах заключенных: их кожа приобретает ее цвет. |
Приложение 3
Анкета
В анкете принимали участие учащиеся 10-11 классов и учителя русского языка и литературы. В процессе анкетирования было опрошено 30 респондентов.
Предлагаемы вопросы и ответы на них.
Вопрос анкеты | Вариант ответа | Кол-во ответивших |
Знакомы ли вы с экзистенциализмом как направлением в философии ХХ века? | Да | 3 |
Нет | 14 | |
В общих чертах | 2 | |
Слышали что-то | 11 | |
Знакомо вам творчество Сартра? | Да | 6 |
Нет | 24 | |
Читали Вы новеллу Сартра «Стена»? | Да | 5 |
Нет | 25 | |
Можете ли Вы объяснить, почему именно так неожиданно заканчивается новелла? (Вопрос для прочитавших новеллу) | Да | 2 |
Нет | 3 | |
Можете ли Вы объяснить, почему Сартр назвал свою новеллу именно так? (Вопрос для прочитавших новеллу) | Да | 2 |
Нет | 3 |
[1] Степанов Сергей. Мэтры. Жан Поль Сартр. [электронный ресурс]// Школьный психолог. 2002. № 7(Дата обращения 05.02.2015)
[2] Жан Поль Сартр. Великие мыслители. [электронный ресурс]// Философия. Биография философов. (Дата обращения 05.02.2015)
[3] Там же
[4] Степанов Сергей. Мэтры. Жан Поль Сартр. [электронный ресурс]//Школьный психолог. 2002. № 7(Дата обращения 05.02.2015)
[5] Ж.-П.-Сартр «Экзистенциализм – это гуманизм». Избранные произведения. М.: Республика, 1994. С. 437
[6] Ж.-П.-Сартр «Экзистенциализм – это гуманизм». Избранные произведения. М.: Республика, 1994. С. 442
[7] Там же. С. 466
[8] Там же. С. 466
[9] Там же. С. 468
[10] Там же. С. 469
Слайд 1
Научно-исследовательская работа Исполнитель: Никандрова Анна, 10 класс, МБОУ СОШ № 59 Научный руководитель: Лазукина Н.Ю., учитель русского языка и литературы высшей категории Экзистенциализм и его отражение в новелле Жана-Поля Сартра «Стена» (Опыт структурно-семантического анализа текста )Слайд 2
«Стена» - новелла Жана-Поля Сартра, французского философа, писателя, драматурга и эссеиста .
Слайд 3
Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование), также философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека.
Слайд 4
Вопрос анкеты Вариант ответа Кол-во ответивших Знакомы ли вы с экзистенциализмом как направлением в философии ХХ века? Да 3 Нет 14 В общих чертах 2 Слышали что-то 11 Знакомо вам творчество Сартра? Да 6 Нет 24 Читали Вы новеллу Сартра «Стена»? Да 5 Нет 25 Можете ли Вы объяснить, почему именно так неожиданно заканчивается новелла? (Вопрос для прочитавших новеллу) Да 2 Нет 3 Можете ли Вы объяснить, почему Сартр назвал свою новеллу именно так? (Вопрос для прочитавших новеллу) Да 2 Нет 3
Слайд 5
Научный аппарат исследования Цель исследования: охарактеризовать новеллу Ж.-П.Сартра «Стена» как произведение, созданное на основе идей экзистенциализма.
Слайд 6
Задачи исследования: Познакомиться с жизнью и творчеством Ж.-П.Сартра и установить связь его жизненной биографии с его мировоззрением как философа-экзистенциалиста Проанализировать первоисточники и выявить основные положения экзистенциализма Определить, как основные положения экзистенциализма отразились в новелле Сартра «Стена»
Слайд 7
Объект и предмет исследования Объект исследования: текст новеллы Сартра «Стена» Предмет исследования: категории экзистенциализма и их отражение в тексте
Слайд 8
Гипотеза исследования Определение ключевых образов новеллы и раскрытие их семантики с опорой на мировоззренческие ориентиры Сартра позволит дать собственную интерпретацию авторского замысла
Слайд 9
Методы исследования: Контент-анализ . Выделение терминов-понятий, работа с различными словарями и справочниками Изучение первоисточников, последующее их конспектирование и анализ. Синтез эмпирической, полученной в результате анализа, информации. Структурно-семантический анализ текста новеллы (связь внешней формы произведения: жанра, системы образов, символов и с содержанием новеллы, замыслом автора) Классификация Реферирование
Слайд 10
Но с чем мы придем к двадцать первому веку? Сошедший с горящего неба – теперь повелитель земли. Конец и начало столетья мятежным живут человеком … Нострадамус
Слайд 11
Результаты исследования О пределение символического значения образа стены в новелле . Определение смысла названия произведения и его финала. С оставление тезауруса . Разработка дидактических карточек Составление конспекта
Слайд 12
Жан-Поль Сартр – певец Свободы Энциклопедии называют его философом и писателем, но такое определение не безупречно. Философ Хайдеггер считал его скорее писателем, чем философом, а вот писатель Набоков, напротив, скорее философом, нежели писателем. Но все, пожалуй, согласились бы с емким определением «мыслитель».
Слайд 13
Сартр превращает в основной материал для философии свою собственную жизнь. Сартр стал живым воплощением Свободы, Мира и Независимости, т.е. тех составляющих его мировоззрения, которые легли в основу его философской концепции.
Слайд 14
Категории экзистенциализма Свобода Выбор Ответственность Пограничная ситуация Отчуждение Тревога, заброшенность, отчаяние Существование Сущность Абсурд Объект и субъект Одиночество Иррациональное
Слайд 15
Категория экзистенциализма Текст новеллы Наш к омментарий Собственный комментарий Пограничная ситуация (между жизнью и смертью) – это такие ситуации (страдание, страх, тревога, вина), в которых выявляется природа существования. Раньше я никогда не думал о смерти - не было случая, но теперь мне ничего не оставалось, как задуматься о том, что меня ожидает.<...> С той минуты, как я понял, что мне предстоит умереть, все вокруг стало мне казаться противоестественным…С.304 Герой оказался в пограничной ситуации, т.е. за несколько часов до смерти. В соответствии с теорией экзистенциализма, прошел через страдания, страх, тревогу. № 3 Пограничная ситуация
Слайд 16
Стена как многозначный символ Стена как граница между жизнью и смертью Стена непонимания Стена как метафора внутреннего мира героев Стена – пограничное состояние Стена – граница, отделяющая от реальности Стена как символ одиночества Стена как граница между свободой и несвободой, как символ неизбежности выбора Стена как защита Стена как место расстрела Стена как сила , дов леющая над человеком
Слайд 17
Смысл названия новеллы Стена – это не только центральный образ новеллы, это заглавная героиня новеллы, это и есть пограничная ситуация, основная категория экзистенциализма.
Слайд 18
Смысл финала новеллы Возможно, смех Пабло был вызван обычной реакцией человека, находившегося несколько часов в ситуации стресса. Возможно, Пабло, решив напоследок посмеяться над франкистами, представив себе, как они рыщут по кладбищу, в конечном итоге вынужден смеяться над собой. Исходя из теории новеллы как жанра и природы абсурда, можно предположить, что смех Пабло был вызван именно абсурдностью ситуации. Смех Пабло не был смехом радости от счастливого спасения.
Слайд 19
Спасибо за внимание !
Астрономический календарь. Март, 2019
5 зимних аудиосказок
Фильм "Золушка"
Белый лист
Новогодние гирлянды