Работа посвящена творчеству В.Г. Распутина и иркутским писателям
Вложение | Размер |
---|---|
my_ne_hotim_raschelovechivatsya.doc | 100.5 КБ |
Районная научно-практическая конференция «В мир творчества, в мир поиска, в мир науки»
«Мы не хотим расчеловечиваться»
Работу выполнила:
ученица 11 класса
МКОУ СОШ № 16 г.Бирюсинска
Тумаева Анастасия
Научный руководитель:
учитель русского языка и литературы
Орлова Р.И.
Исследование посвящено изучению литературы сибирских писателей, раскрывших суть современных проблем, захлестнувших молодежь
г. Тайшет, 2013 г.
ТЕЗИСЫ
АННОТАЦИЯ
Исследование посвящено изучению литературы сибирских писателей, в которой раскрывается суть современных проблем, захлестнувших молодежь. Использую высказывания старшеклассников о Родине, о жизни и о тех соблазнах, которые окружают нас в сегодняшнее время. Работа является как бы призывом к тому, чтобы не дать современному человеку под напором тяжкого груза проблем сломиться, перестать быть самим собой.
Орлова Р.И.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
журнал «Москва», 2001 г., сентябрь.
ПЛАН:
Вячеслав Куприянов.
«Мы не хотим расчеловечиваться»
Невозможно не прийти к соблазну,
Но горе тому, через кого они проходят..
От Луки (7:1-2)
Все на свете остается - ты уйдешь, но не уйдут ни деревья, ни колодцы, что во тьме тебя найдут.
Ты и мнишь себя счастливым оттого, Что все, твое остается - и крапива, и ожоги от нее.
Анатолий Кобенков.
А там где мальчишки при жгучих кистенях То лбы набычат, то ладони стиснут,
Где девочки в жестяных кителях То скажут: «Ва», а то в три пальца свистнут, -
это ли не портрет моего современника? Сегодняшнего молодого человека? Заканчивается праздничная детская жизнь, наша учеба в школе, и вроде бы мы готовы к другому рубежу - взрослой, самостоятельной жизни. Готовы ли мы? Как живет молодежь? Какие у нее идеалы? Вот вопросы, которые волнуют моих одноклассников, меня. Я пытаюсь найти ответ на эти вопросы, обращаюсь к произведениям моих земляков, авторов художественных произведений;
Понимаю, что последние пятнадцать лет события в нашей стране, в первую очередь, затронули нас, требуя, не столько выражения эмоций, а более осмысления произошедшего и происходящего.
Особая связь с миром, которую мы ощущаем, выстраивается в проблемы. Как преодолеть их молодым, не имеющим жизненного опыта.
Перечитывая произведения Александра Семенова, Юрия Балкова, Глеба Пакулова, убеждаюсь в том, что литература иркутских писателей - это литература «живой жизни», отражающая и бытие человека, и самого человека.
Любовь к Родине осмысливается, как не поддающиеся рассудку чувство, которое должно быть в нас от дедов и прадедов, от земли и неба.
Думаю, что это главное в моих ровесниках. И глубокое чувство раздражения испытываю, когда слышу:
«Родина - где хорошо. Большая, любимая, она дорога мне. Но в ней столько проблем. И их решать не мне», - говорит Ю.Д., 15 лет.
«Такая Родина, в которой плохо живется, не нужна. Убийства, пожары, безработица.... Вырасту - уеду...», - пишет ученик 10 класса.
Задаю себе вопрос: «Почему это святое чувство теряется в нас?» В чем причина?
Да, Родина переживает трудные времена. Этому виной старшее поколение, перестраивая общество, мало заботилось о нас. «Молодого человека» почти нет.
Поистине откровением для меня стали поэтические строки Анатолия Кобенкова, который выражает свою позицию, очень близкую мне.
Никуда не уеду из этого дома.
Из этой робкой жизни, с дешевой котлетой,
с газетой полузрячей;
Из рощицы, полураздетой.
Жадным ветром; из жизни - с щелястым клозетом,
С панорамой на поле; из жизни - с поэтом Недочитанным: где-то я такого найду? ..
Никуда не уеду из лета отшумевшего,
Осени, вышедшей к свету налетевших снегов...
Анатолий Кобенков «Строка уставшая от странствий»
Иркутск, 2003 г., стр. 295
Стихотворение пронизано мыслью: «Страна, я - твой, я принадлежу тебе всей душой. И здесь я буду нужен» Читаешь стихи Кобенкова и чувствуешь благодатную связь с Родиной, Сибирью:
На смешном пароходике,
на осенней реке
Я проснусь возле, Родины
с сединой на виске.
Обниму ее, тихую,
и душой, и строкой
С некрасивыми птицами,
с неизвестной рекой,
С тишиной огородною
и ромашкой в пыли Позови меня, родина.
Если что — позови ...
Вот тот мир, который должен любить каждый из нас, дорожить им. Поэт ценит все то, что даровано судьбой. В его стихах обыденность и доброта, надежда и вера в будущее. И духовное в его стихах - большой смысл любви к Отечеству:
Я - то и прежде об этом не мог,
Да и сегодня случайно:
Вдруг я подумал, что родина - Бог,
В нас вырастающий тайно.
С ним светло и, конечно, темно.
Радостно и одиноко,..
Родина .... может быть, это письмо,
Может, и правда, от Бога...
Родина - это ... А ты - про овсы
Да про луга, да криницы...
Родина - это та капля росы,
В коей не грех утопиться…..
Анатолий Кобенков «Строка, уставшая от странствий...» Иркутск, 2003 г., стр. 375 там же стр. 338.
Одно ясно: чтобы менялась Родина, чтобы жилось «удобно» нам, молодым, необходимо и жить иначе, почувствовать себя причастным к нужным делам в своем Отечестве.
Белинский говорил: «... до тех пор, пока не придет в порядок жизнь гражданина, до тех пор и не придет в порядок земное гражданство».
Если раньше соотносили человека без нормы поведения со зверем, то теперь есть понятие о «нечеловеке». Поэтому воспитать в себе гражданина, патриота - долг каждого начинающего жизнь. Не потерять связи с малой родиной. Иначе грозит полное несуществование.
А наша будничная жизнь в разрушительном мире художественных фильмов, мультфильмов, компьютерных игр не всегда позволяет сохранить норму человеческую.
«Невозможно не прийти к соблазну....» И таким соблазном являются наркотики. Как сохранить себя, не соблазниться в 15 - 16 лет? Вот некоторые высказывания моих одноклассников:
И эти тревожные высказывания не относятся к юношам и девушкам из так называемой «группы риска». Этот соблазн испытывали подростки из вполне благополучных семей. В Сибири всегда был здоровый дух у молодежи, но теперь все чаще слышим об употреблении наркотиков, о фанатах рока.
«Звучит музыка, а ты под кайфом, закроешь глаза и чувствуешь, что ты нигде, что ты над толпой, ты в обмороке», - это очередное восторженное признание. Стремление к свободе, риску, «отключке», кайфу - это ли не страшный идеал?
Что же говорят обо всем этом писатели? Я нашла в журнале «Русская сила» статью ныне живущего отца Родиона «Наркомания и рок-фанатизм».
В самой основе рок-философии лежит убеждение, что мир по своей природе бесчеловечен и жесток. Характерные для рок - музыки визжащие, скрежущие, вопящие звуки. Это оправдано тем, что рок-крик человека, выброшенного в безбожий мир. Это утверждение Ницше никак не отражается, я думаю, на нашем восприятии рока. Ведь всякий наш досуг и отдых не мыслится без музыки, песен. Число поклонников рока не счесть. Отец Родион имеет другую точку зрения. Он связывает одной нитью рок, для которого характерны усиление реакции нервной системы и мозга, и наркотики, как «фантастическое внутреннее путешествие» в собственное бессознательное состояние. В своей статье он предостерегает молодежь, приводит факты, убеждающие в том, что воздействие наркотиков опасно. Тяжелый рок и наркотическое вещество способствуют появлению агрессии, «низменных эмоций» может привести аудиторию к коллективному насилию. Безусловно, в этом очерке так ярко представляющем состояние юных при восприятии своеобразной музыки и наркотических средств, я нахожу много ценного не только для себя.
Очерк отца Родиона - это процесс исследования - как уйти от одиночества, тоски и отчаяния, от неистового состояния, связанного с употреблением наркотиков на фоне тяжелого рока.
Во - вторых, очерк носит религиозную основу, и с религиозной точки зрения рассматривается происхождение музыки, силы тьмы, воздействия наркотиков и рока на психическое и физическое состояние человека.
Публицистический очерк «Рок — музыка и наркотики» документален. Приводится в нем масса фактов о том, как наркоман постепенно «съедает трепещущий луч жизни».
Несмываемым черным пятном
Смертный грех — на душе и на теле,
Мне не дает опуститься на дно
Благодатная сила купели.
«Русская скиа» К» 2,2001 г.
Священник Родион: «Рок музыка и наркотики»
Ксения Михалкова «Русская сила» № 2, 2001 г., «Какое счастье - быть твоей рабою...»
Злобный хохот затих за спиной,
Впереди чьи-то мрачные тени...!
Как мне страшно остаться одной.
Боже, сжалься, избавь от смятенья!..
Наркотики - общечеловеческая проблема. Как сохранить себя? Как избежать в 15-18 лет этого соблазна?
В иркутской прозе есть произведения, которые заглядывают в глаза реального человека, взявшего иглу в руки.
Юрий Балков в рассказе «Мы ждали тебя, а ты все не шел» заставляет читателя прислушиваться к чужой беде, к тому горю, которое испытывает Марья, Аюр, Касьян.
Судьба Аюра страшная. Даже природа соответственна состоянию героя, «снег... забивал низины и распадки, оседая на полыни и дикой конопле». И как дикая полынь, горькая, чужая, ненавистная жизнь Аюра.
«Чтобы взбодрить себя, Аюр на полную громкость включил магнитофон: послышались дикие возгласы, треск ударников...»
«От гашиша не отказался. Знал, что после приема обострялось сознание, и то, на что прежде вряд ли обратил бы внимание, казалось интересным, загадочным. Но стоило выйти из этого состояния, как мир суживался до предела: вросшие в землю бараки, мусорные кучи на задворках, прокуренные забегаловки. ..Ив такие минуты он готов был кричать от отчаянья, биться головой о стенку, чтоб хоть как-то изменить жизнь.»
Не удалось изменить ничего в своей жизни Аюру. И мать,
Мария, увидела своего сына в сосновом гробу, обшитом алым материалом с черными полосами по краям. Подошла к нему, долго всматриваясь в бледное, с желтыми пятнами на щеках лицо, поцеловала в холодный лоб». И природа как бы растворилась в этом страшном горе:
И была ночь, на удивление тихая и
умертвившая все звуки живого мира и словно растворивши их в себе.»
Юрий Балков «Мы ждали тебя, а ты все не шел», журнал «Москва», 2001 г.. сентябрь
Горестное чувство испытываешь, читая рассказ. Автор осуждает порчу, людей, калечащих молодых, неопытных, готовых на преступление ради грамма, ломающих судьбы.
И в то же время автор, Юрий Кимович, находит путь спасения для тех, кто стал «нечеловеком», потерял свое лицо. Простые люди, люди старшего поколения способны помочь «наладить в себе то, что успел сломать».
«Касьян подвинулся к столу, за которым сидела Марья, Нестерпимо захотелось посмотреть ей в глаза.
Каким-то странным образом они действовали на него. Касьян видел едва уловимое свечение, от которого теплело на сердце.»
Произведение Юрия Балкова «Мы ждали тебя, а ты все не шел» рассказывает о полном несуществовании человека, погрязшего в «мертвом мире» зависимости от наркотиков, окруженного чернотой и злобой. Рассказ учит понимать - легко стать жертвой мифа свободы и кайфа, но трудно сохранить в себе человека, сохранить духовное достоинство. А оно не в том, что человек получил от Бога, а в том, как он этим даром распорядился.
И Касьян находит в себе силы остаться человеком, впитывал в себя мудрость людей старшего поколения.
Очень близки по теме произведению Юрия Балкова повести и рассказы Анатолия Байбородина. В них немало «чада угарного», темени жизненной разрухи и покалеченности. И все-таки писатель в своих персонажах сохраняет горячую жажду жизни, добра, превосходства над потребительством, не боящихся принять в свое сердце чужую боль.
«Сцены из грешной жизни» Анатолия Байбородина на первый взгляд, как бы продолжают исследовать небытие человека, погруженного в пьяный разгул, духовную опустошенность.
Ефим Карнаков - удивительная личность первой повести «Нежить». Знал цену труду и теперь в непонятное трудное время он работал.
И люди старшего поколения, глядя на молодых и сам Ефим
думали, что «божьи слуги спихнули падших ангелов с небес, и посыпалась клятая нежить с небес на землю. Те, что пали на воду, стали водяными, в лес - лешими, в дом - домовые. И судачили старики, будто молодая нечисть, обитая подле живого люда, стала обрастать их лычками и добрыми, и худыми. К этой нечисти относился и внук Ефима. Потерял в пьянстве, разбое человеческое лицо. А их хозяин дергал, казалось, за ниточки и правил ими, пустыми, РАСЧЕЛОВЕЧЕННЫМИ. «Дикошарый внук Ефима потерял родственные чувства. Убив деда, он не испытал чувства покаяния.
Ждавший наслаждения от жизни, не понимавший меру труда и счастья, Жора Наглый пребывал в глухом небытие, уважал только себя, жил только для себя, не чувствовал своей покалеченности, постепенно становился нежитью.
И все-таки Байбородин - писатель необычный. Он видит в молодом человеке сегодняшнего дня способность ощущать красоту сибирской природы, умеющего в экстремальных ситуациях остаться личностью, сохранить национальные русские черты.
В рассказе «Подарок для жены» виден прежде всего сам автор. Он понимает жизнь, полную проблем. И чувствуется, что Байбородин со знанием повествует о жизни Тохи (Анатолия). Писатель видит в молодом поколении не мир удовольствия, праздность и наслаждение жизнью, а облик современника, человека с сердцем, идущего «доброй дорогой».
Тоха близок автору, в нем есть то, что не сломит его,- крепкий стержень сибиряка.
Анатолий любит тайгу, растит детей, не ожесточился, не озлобился, хотя в молодые годы испытал немало: война, тяжелое ранение, смерть друга. Но, кажется, лечит его тайга, «устланная красным брусничным ковром, мерцающим голубичными туманами».
«Тоха казался мне уже таким родным, будто я его и породил, - то ли оттого, что и сам я вырос в глухой деревне, то ли оттого, что в отличие от своих сверстников, Тоха не оледенел душой, хотя и прошел Чечню, и был чудно для своих молодых лет по-мужицки рассудителен, но и по-деревенски доверчив и мягок».
Такая теплота и светлость исходит от рассказов Байбородина,
Потеря духовности, изменение ценностных ориентиров — страшная угроза для подрастающего поколения. Как избежать этого? Как остаться человеком?
Я думаю, что нам помогает и опыт наших родителей, и обыденная трудовая жизнь. Говорят, что в юную душу, что положишь, то и достанешь. И в этом, чтобы не расчеловечиться, главное чувство меры во всем. Происходит осмысление важности жизни человека на земле. Мы стараемся разобраться в потоке информации, читаем произведения, в которых ищем ответы на вопросы, разыскиваем свой положительный идеал.
Проза и поэзия сибиряков как бы вес времени и событий: распахнуты чувства, в них правда и правота.
Вот поэтому наверное стихотворение Вячеслава Куприянова «Искусство стрельбы» вызвало дискуссию: одни утверждают, что автор «не видит жестокости сегодняшнего мира (Т.С.), «нет другого пути, кроме оружия и смерти» (Я.В.), «считаю, что надо быть готовым к борьбе с противником, а значит, не так важно, кто перед тобой: старик, женщина, а важно то, чтобы была одержана победа» (Н. А.). Но это точка зрения малой части моих одноклассников, большая же часть думает иначе: «Чтобы «не стрелять», «не совершенствовать искусство стрельбы», необходимо быть добрее, беречь человека, сохранить в себе человека» (П.О.), « не приносить смерть другим, и она не придет к тебе» (А.А.)
Я считаю, что эти поэтические строки служат наставлением нам, еще не окончившим школу, начинающим свою жизнь.
ИСКУССТВО СТРЕЛЯТЬ
Совершенствуй искусство стрельбы Старайся как можно точней Не попасть в человека Ни в мужчину, ибо он идет к женщине Ни в женщину, ибо она идет к ребенку Ни в ребенка, ибо он еще не знает куда идти
Вячеслав Куприянов, «Москва», сентябрь, 2002 г
Ни в старика, ибо он вовсе не хочет
Встречи не со своей смертью
Тщательно совершенствуй
Искусство бомбометания.
Это так трудно
Не попасть в город или не задеть деревню,
Не стереть с лица земли
Еще одно необщее выражение,
Совершенствуй это искусство.
Ради чужой и собственной жизни,
Ибо пули и бомбы минуют тебя самого,
И тебе еще удается миновать мины
Лишь потому,
Что твой совершенный противник
Не кочет тебе уступить
В этом искусстве.
Хочу закончить свою работу четверостишием, которое так близко мне:
Прощай и здравствуй, мир невероятный,
замешенный на зависти и счастье!
Я так устал, я кончил десять классов
и никого еще не потерял....
Вячеслав Куприянов, «Москва», сентябрь, 2002 г
По морям вокруг Земли
Как Снегурочке раскатать тесто?
Ёжикина Радость
Рисуем кактусы акварелью
Четыре художника. Осень