исследование в области литературы
Вложение | Размер |
---|---|
glagolnaya_leksika_chehova.docx | 39.96 КБ |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ»
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
«ОТКРЫТИЕ МИРА»
город Нижневартовск
Исследовательская работа по теме:
«Лаконизм прозы: функции глагольной лексики
в художественном тексте
(на примере рассказа А.П. Чехова
«Смерть чиновника»)»
Секция Литературоведение
Автор: Андреев Пётр
7А класс
Муниципальная общеобразовательная
средняя школа №6
Руководитель: Чеснокова Ольга Викторовна,
учитель русского языка и литературы
Муниципальная общеобразовательная
средняя школа №6
2012
«Лаконизм прозы: функции глагольной лексики в художественном тексте
(на примере рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника»)»
Андреев Пётр Владимирович
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра (Тюменская область)
город Нижневартовск
МБОУ «СОШ №6»
7А класс
Исследовательская работа
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………………2
Основная часть
Теоретическая часть
Глава I. Лаконизм как определяющая черта стиля А.П. Чехова…………………………………4
Глава II. Глагольная лексика и ее функционирование в художественном тексте………………..5
Практическая часть
Функционирование глагольной лексики
в рассказе А.П. Чехова «Смерть чиновника»……………………………………………………....6
Заключение……………………………………………………………………………………………9
Список использованной литературы………………………………………………………………10
«Лаконизм прозы: функции глагольной лексики в художественном тексте
(на примере рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника»)»
Андреев Пётр Владимирович
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра (Тюменская область)
город Нижневартовск
МБОУ «СОШ №6»
7А класс
Антон Павлович настолько ярко и точно использует
многообразие глаголов в ранних рассказах, что диву
даешься динамичности и стремительности его повествования.
В.И. Кулешов
Введение
Антон Павлович Чехов – один из величайших писателей-классиков. Тематика его произведений часто перекликается с творчеством Н.А. Некрасова, Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, Л.Н.Толстого, и всё же этот писатель был глубоко индивидуален: его стиль, его язык, его точка зрения во многом отличались от стиля и языка классиков литературы. Одна из величайших тайн чеховского искусства слова заключалась в том, что каждое его произведение, буквально каждая фраза наполнена личностью автора. Сам писатель говорил так: «Художественная литература потому и называется художественной, что рисует жизнь такой, какова она есть на самом деле» [1, с. 28]. Как «заговоренный клад», влекут к себе и трудно даются в руки секреты удивительного стиля писателя.
Актуальность темы исследовательской работы проявляется в том, что в настоящее время возник широкий интерес к изучению рассказов писателя. Своеобразие стиля А.П. Чехова, его художественная манера особенно актуальны в литературоведении. «Чеховская особенность письма, его динамизм и стремление представить в совершенстве картины жизни поражают своей простотой и необычностью», - пишет исследователь М.П. Громов [3, с. 38].
В исследовании я остановил свой выбор на рассказе А.П. Чехова «Смерть чиновника» не случайно, так как считаю, что это произведение уникально. «Просто удивляешься, как из такого простого, незатейливого, совсем даже бедного по содержанию рассказа вырастает в конце такая неотразимая, глубокая и колоссальная идея человечества», - приходит к выводу литературовед М.В. Кузнецова [8, с. 115]. Со словами М. В. Кузнецовой нельзя не согласиться.
Новизна исследовательской работы обусловливается более пристальным вниманием к функционированию глагольной лексики в рассказе А.П. Чехова «Смерть чиновника», с помощью которой достигается лаконизм сюжетной линии. В своей статье Г.А. Бялый указывает: «Антон Павлович прибегает к глаголам, потому что именно эта часть речи обогащает его произведение «Смерть чиновника» и многие другие шедевры» [2, с. 65].
Проблеме, вынесенной в название исследовательской работы, посвящены книги, где авторы излагают свой взгляд на роль глагольной лексики в ранних рассказах А.П. Чехова. Интерес вызывает работа Г.П. Бердникова «А.П. Чехов: идейные и творческие искания», где представлена биография писателя и раскрыты художественные особенности его произведений [1]. С позиции особенностей стиля оценивает творчество Чехова В.И. Кулешов в книге «Стилистика и морфология русского языка в произведениях великих классиков» [9]. О роли глагольной лексики в творчестве А.П. Чехова пишет в своей работе «Мастерство Чехова классика» А.О. Дерман [4].
Объект исследования - стиль писателя, в частности, одна из характерных его черт – лаконизм.
Предмет исследования - глагольная лексика с точки зрения ее функционирования в художественном тесте.
Материал исследования - рассказ А.П. Чехова «Смерть чиновника».
Гипотеза: приступая к анализу рассказа, я предположил, что глагольная лексика в нем является определяющей по отношению к развитию сюжета, к сюжетной схеме в целом, а также способствует реализации такой черты стиля писателя, как лаконизм.
Цель исследовательской работы: проследить функционирование глагольной лексики в рассказе А.П. Чехова «Смерть чиновника» и показать на этой основе особенности проявления лаконизма.
Для достижения указанной цели в ходе исследования решаются следующие задачи:
Теоретической базой исследования стали «Словарь русского языка» С.И. Ожегова [11] и «Словарь литературоведческих терминов» под редакцией Л.И. Тимофеева, С.В. Тураева [14].
В ходе работы применялись следующие методы исследования:
С целью исследования я использовал такие приемы: наблюдение, описание, анализ.
Считаю уместным в этой связи создание в русле дополнительных занятий по литературе факультатива «Особенности прозы Чехова. Лаконизм его рассказов». Это будет способствовать восприятию эстетического вкуса, развитию познавательных и творческих способностей учащихся, осознанному пониманию текста.
Основная часть
Теоретическая часть
Глава I. Лаконизм как определяющая черта стиля А.П. Чехова
«Лаконичное – значит немногословное, точное и краткое слово, которое позволяет вместить чувства, душу и веру в лучшее. Таковым будет каждый мой рассказ. И если люди смогут научиться чему-нибудь, значит, я работал не зря», - отмечает писатель [17, с. 16].
Лаконизм как специфическое и ярчайшее проявление таланта А.П. Чехова был оценен исследователями. Что же представляет собой понятие лаконизма? В соответствии со «Словарем литературоведческих терминов» лаконизм (от греч. lakolismos – краткость выражения) – предельная краткость выражения, сжатость и точность языка, доходящая до афористичности [14, с. 87]
В книге «О мастерстве Чехова» А. Дерман обращается к проблеме чеховской лаконичности и рассматривает «композиционный лаконизм» и «лаконизм стиля», которые создаются «благодаря несравненной характерности в приемах изображения» [4, с. 151].
М.Д. Смолкин учитывает роль авторских афоризмов и предельную сжатость описательной части его произведений, отмечает «концентрации на узком поле рассказа всех художественных средств, направленных к центру и характеризующих главное действующее лицо…» [15, с. 56].
М.И. Френкель говорит о лаконизме раннего Чехова, который «проявляется в том, что «заглавия рассказов эпиграфически выражают главную идею произведения» [16, с. 67].
Развив до подлинной виртуозности свое удивительное умение «писать талантливо, то есть коротко», Чехов пользовался сложными и по-своему необычными приемами. Наиболее эффективным из них является оригинальный способ типизации, понятие которой рассматривается в «Словаре литературоведческих терминов» как способ художественного обобщения действительности и выражения ее характерных черт в конкретных образах [14, с. 117]. Оригинальным способом типизации является форма выражения характерного через частное («частность – общение»), свойственная только Чехову.
Лаконизм определен и редкостной «целенаправленностью» каждого произведения
А. П. Чехова. Любое слово его коротких произведений подчинено определенному единому замыслу. Все другое несет печать своеобразной «попутности».
Глава II. Глагольная лексика
и ее функционирование в художественном тексте
Глагол вместе с отглагольными формами, обладающий большим «набором» категорий, форм и оттенками значений, является одной из примечательных в стилистическом отношении частей речи русского языка.
По своей природе глагол – одно из главных средств выражения динамики. Стилистическими свойствами различных категорий и форм определяется разная степень применения глаголов в функциональных стилях.
Чрезвычайно богата синонимия личных форм глагола, в частности, возможности использования форм одного лица и числа для выражения значения другого, что увеличивает экспрессию выражения. Времена глаголов обычно характеризуются со стороны их разнообразных значений.
Форма настоящего времени наиболее употребительна. Для разговорной и художественной речи характерно настоящее историческое, настоящее момента речи и настоящее в значении будущего; для научной – настоящее постоянное.
Все многообразие, гамма временных значений характерна для художественной речи. Здесь часто используется настоящее историческое, или живописующее, на фоне прошедшего. Употребление настоящего в значении будущего распространено в речи художественной и особенно разговорно-бытовой.
Следует также отметить и способность видов выражать реально существующие различия у действий. Это представление действия статически и представление действия динамически.
Таким образом, глагол является основным средством придания тексту динамичности, сообщения ему развития действий. Функционирование глагола в тексте определяется его личной формой, временем, наклонением, видом. Особенно многообразны в художественном тексте значения и функции прошедшего времени. Прошедшее время в художественном тексте подразделяется на три основных вида – прошедшее несовершенное, выражающее длительное в прошлом действие (так называется прошедшее описательное), прошедшее совершенное с результативным значением и прошедшее повествовательное.
Определяющим здесь является вид глагола, который представляет действие в двух аспектах. Это представление действие статически и представление действия динамически.
Практическая часть
Функционирование глагольной лексики
в рассказе А.П. Чехова «Смерть чиновника»
По воспоминаниям Антона Павловича Чехова, сюжет рассказа «Смерть чиновника» сообщил А. П. Бегичев. Что же могли рассказать Чехову? Разве лишь то, что какой-то человек, неосторожно чихнувший в театре, на следующий день пришел к незнакомому человеку и стал просить извинения за причиненное в театре беспокойство. Забавный анекдотический случай.
В рассказе Чехова один из участников событий оказывается мелким чиновником, другой – генералом. Фамилия чиновника – Червяков – говорит сама за себя, подчеркивая приниженность, рептильность героя. У Чехова генерал действительно крикнул на чиновника, и этого оказалось достаточно, чтобы погубить его: «Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер» [17, с. 62]. В рассказе «Смерть чиновника» изображен трагический случай, обозначенный уже в самом названии рассказа – смерть чиновника. Но в то же время автор рисует картину обмельчания и обеднения личности в результате ее подчинения господствующим нравам.
Кроме того, стиль произведения во многом определяется и его жанром. С этой точки зрения данное произведение можно рассматривать как сатирический рассказ.
Динамичность рассказа «Смерть чиновника» заключают в себе глаголы и их формы. Именно через глагольную лексику идет развитие сюжета, а также дается характеристика героев.
Для подтверждения своей гипотезы я проанализировал морфологический состав лексики исследуемого рассказа и выяснил, что из 514 слов самостоятельных частей речи 169 являются глаголами и глагольными формами (причастиями и деепричастиями), что составляет примерно 33%.
Главный герой произведения вводится с первых же строк: «В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитриевич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола». Он глядел и чувствовал себя наверху блаженства. Но вдруг…» [17, с. 59]. Прежде всего, следует отметить, что действие происходит статически. Это достигается благодаря форме глаголов – прошедшее время, несовершенный вид (сидел, глядел, чувствовал).
Глагол «глядел» дает нам первичную характеристику героя. Червяков сидел в театре и не смотрел, но глядел на сцену, хотя «Словарь русского языка» С.И. Ожегова дает толкование «глядеть – то же, что смотреть» [11, с. 132]. Таким образом, Червяков представляется нам простым обывателем, «маленьким человеком».
Повтор глагола (… и глядел в бинокль на «Корневильские колокола». Он глядел и чувствовал себя…) служит толчком развития сюжета, так как обусловливает неожиданность чихания. «Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось… он отвел от глаз бинокль, нагнулся и… апчхи! Чихнул, как видите» [17, с. 60]. Автор постепенно подводит читателя к одному из ключевых слов рассказа.
Четкими, яркими глаголами Чехов передает состояние героя через действие (ряд глаголов: поморщилось – подкатились – остановилось – отвел – нагнулся – чихнул). Стоит обратить внимание на звукоподражательное слово «апчхи!», которое ассоциируется с глаголом.
Исследуя текст рассказа А.П. Чехова, я пришёл к выводу, что глагол чихать встречается шесть раз, но многократное его повторение (четыре раза подряд) делает на нем логическое ударение. Так это слово становится одним из ключевых.
Далее действие развивается динамически. Это достигается за счет употребления глаголов совершенного вида: «Червяков нисколько не сконфузился, утерся платочком и, как вежливый человек, поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханием? Но тут уже пришлось сконфузиться» [10, с. 61].
Интересен и случай противопоставления: не сконфузился – пришлось сконфузиться. А сконфузиться Червякова заставило осознание того, что он причинил беспокойство, тем более, что это оказался статский генерал, определяющим здесь оказался чин старичка. Господствующие нравы, принципы преклонения перед высоким чином объясняют дальнейшее поведение героя. Таким образом, глагол « сконфузиться» является одним из ключевых.
И тут в голову героя приходит «роковая» мысль: «Я его обрызгал! – подумал он. – Не мой начальник, чужой, но все-таки неловко. Извиниться надо». На мой взгляд, в данной фразе содержатся два глагола, являющиеся ключевыми по отношению ко всему тексту: обрызгать и извиниться. Их композиционную ценность определяет частота их употребления. Исследование показало, что глагол обрызгать встречается четыре раза, причем в текст он входит чаще всего через диалог Червякова и Бризжалова. Глагол извинить/извиниться встречается семь раз и «сопровождает» героя с момента заявки конфликта.
Зарождающееся в голове у Червякова беспокойство также передается через глагол – оно «начало помучивать» его. Префикс по - придает глаголу начало действия, слабую его выраженность. Это-то беспокойство и вызывает у героя желание объяснить: «Надо бы ему объяснить, что я вовсе не желал…». Сослагательное наклонение придает действию оттенок желательности, но уже после следующей встречи «желательность» переходит в твердое намерение: «Я ему объясню…» [17, с. 61].
Во время второй встречи генерала и экзекутора в рассказ приходит смех. Следует отметить, что смех здесь воспринимается сразу же именно как насмешка: «Какие же тут насмешки? – подумал Червяков. – Вовсе тут нет никаких насмешек!» [17, с. 62].
Синонимом слову «смеяться» выступает «насмешка». Именно возможность насмешки и беспокоит, пугает Червякова: «Я вчера приходил беспокоиться ваше-ство, - забормотал он, когда генерал поднял на него вопрошающие глаза, - не для того, чтобы смеяться, как вы изволили сказать. Я извинялся за то, что, чихая, брызнул-с… а смеяться я и не думал. Смею ли смеяться? Ежели мы будем смеяться, так никакого тогда, значит, и уважения к персонам… не будет…»[17, с. 62]. Червяков не думал, не смел смеяться. Последнее же предложение вообще заключает всю суть философии злосчастного экзекутора Ивана Дмитриевича Червякова. Здесь же «всплывает» и несоответствие элементарному человеческому здравому смыслу. С одной стороны, «чихать никому не возбраняется», это естественно и свойственно каждому человеку, но с другой стороны, он «не смеет смеяться» над этим «естественным» и забавным случаем.
Это несоответствие становится роковым для героя. Трагическим для него оказывается последнее «объяснение» с генералом: «В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся… Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и … помер»[17, с. 62].
Исследование текста показало, что весь трагизм развязки и кульминация рассказа представлен глагольной лексикой: оторвалось – не видя – не слыша – попятился – вышел – поплелся – придя – не снимая – лег – помер. Все выше перечисленные глагольные формы передают состояние героя, его раздавленность, убитость: он не пошел, но поплелся, он ничего не видел, не слышал. А в результате «помер».
Трагическая развязка рассказа не воспринимается таковой. Слово «помер», в котором заключается кульминация и развязка произведения, - стилистически снижено. Читатель чувствует отношение самого автора к герою. Оно иронично. А.П. Чехов не считает это смертью Человека, и читатель не чувствует истинного «пафоса» смерти.
Итак, в ходе исследования выявлено, что поведение Червякова и развитие действий можно передать через следующий ряд ключевых глаголов:
сидел – глядел – чихнул – пришлось сконфузиться – обрызгал – извиниться – объяснить – не смею смеяться - оторвалось – попятился – поплелся – лег – помер.
Вся сюжетная ткань рассказа держится на глагольной лексике, которая передает состояние героя, сообщает предмету, действию, состоянию обобщенность и обыденность, является средством выражения авторского отношения к герою, показывает ключевые слова, передает эмоциональное состояние героя.
Заключение
У каждого писателя свои связи с современностью, с прошлым и будущим. Чем он крупнее, тем яснее улавливается традиционное и новаторское, национальное и общечеловеческое в его наследии. Специфическим и ярчайшим проявлением таланта А.П. Чехова является лаконизм.
Работая в ходе исследования с глагольной лексикой рассказа «Смерть чиновника», я сделал вывод, что глагол, обладающий большим «набором» категорий, форм и оттенков значений, является одной из примечательных в стилистическом отношении частей речи русского языка. Это основное средство придания тексту динамичности, сообщения развития действий. В данном рассказе глагольная лексика показывает всю сюжетную ткань рассказа:
В ходе исследовательской работы я пришёл к выводу, что именно глагольная лексика в рассказе А.П. Чехова «Смерть чиновника» становится определяющей в стилевой характеристике писателя и способствует проявлению лаконизма. Анализ глагольной лексики позволил взглянуть на творчество писателя по-другому. Мне было интересно выявить все нюансы функционирования лексики и понять, в чем же суть лаконизма прозы великого классика.
Список используемой литературы
17. Чехов А.П. Рассказы. – М.: Радуга, 2009.
Злая мать и добрая тётя
Почта
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Тигрёнок на подсолнухе
Юрий Алексеевич Гагарин