Цель данного исследования - выявить уроки, оставленные войной, в судьбе и творчестве Юлии Владимировны Друниной.
В процессе исследования решены такие задачи, как анализ пути становления и развития военного творчества Юлии Друниной, особенности изображения войны в ее поэзии, определено влияние войны и пережитого на войне на жизнь Юлии Друниной в послевоенные годы.
Для достижения цели исследования, решения поставленных задач и получения намеченного результата использовались такие методы, как анализ поэтических текстов, изучение и систематизация специальной литературы, интернет - источников по анализу поэтического творчества Юлии Друниной, социологическое исследование людей разного возраста на предмет отношения к поэзии Юлии Владимировны Друниной, обобщение полученных в процессе исследования результатов.
В процессе исследования установлено следующее:
Теоретическая значимость исследования состоит в комплексном взгляде на судьбу и творчество поэта и общественного деятеля Юлии Друниной.
Результаты исследования могут найти практическое применение при подготовке уроков истории и литературы, посвященных Великой Отечественной войне, а также при проведении внеклассных мероприятий, направленных на патриотическое воспитание школьников.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа НИК "Шаг в будущее" | 148.5 КБ |
Городская научно-исследовательская конференция школьников
«Шаг в будущее»
Секция «Литература, литературное краеведение»
Уроки войны в творческой судьбе Юлии Владимировны Друниной
Автор: Меликян Данил Александрович,
ученик 10 «Б» класса
МАОУ «Средняя школа №5»;
Руководитель: Воронина Валентина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Средняя школа №5»,
высшая квалификационная категория
г. Когалым, 2015г.
Содержание
Введение | ……………………… | стр. 3 |
1. «Я пришла из школы в блиндажи сырые» | ……………………… | стр. 5 |
2. Поэзия, ставшая судьбой | ……………………… | стр. 5 |
2.1. Герои произведений Юлии Друниной - реальные люди | ……………………… | стр. 7 |
2.2. Родословная лирической героини Юлии Друниной | ……………………… | стр. 8 |
3. Судьба, выкованная в горниле войны | ……………………… | стр. 9 |
3.1. Высшие ценности послевоенной жизни | ……………………… | стр. 10 |
3.2. Верность устоям поколения | ……………………… | стр. 11 |
Социологическое исследование по теме | ……………………… | стр. 12 |
Заключение | ……………………… | стр. 12 |
Литература. Источники | ……………………… | стр. 14 |
Приложение |
Введение
Весенним солнечным днем 9 мая 1945 года усталый, но счастливый солдат Великой Страны вытер с лица пороховую гарь последнего, самого трудного боя. Именно в этот день во всех уголках нашей необъятной Родины радостной вестью прозвучало долгожданное слово: «Победа!» С того памятного Мая минуло 70 лет.
Испокон веков на защиту родной земли от захватчиков всегда поднимались мужчины. Все наши представления о Великой Отечественной войне также связаны с ними. Но было бы несправедливым исключать заслугу женщин, воевавших наравне с мужчинами, их величайшую жертву, принесенную на алтарь Победы. Одной из этих женщин была замечательная поэтесса Юлия Владимировна Друнина, творчество которой можно без преувеличения назвать поэзией Человеческого Достоинства (Приложение 1).
Судьба поэта всегда драматична – где бы и когда бы он ни родился. Когда в 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия, Юлии Друниной едва исполнилось 17 лет. В столь юном возрасте Юлия посчитала своим долгом встать на защиту своей страны. Фронтовые будни и легли в основу ее стихов. Описывая пережитое на войне, она состоялась как поэт.
В чем же секрет популярности поэтессы? Его определяет Марк Андреевич Соболь, советский поэт: «Необходимы две вещи: талант и личное сопереживание…» [2, с.5] Духовная высота, солдатская дружба, взаимовыручка, мужество – все это для Юлии Друниной не только когда-то пережитое и обретенное, но и точка отсчета. В нравственном смысле она была очень требовательна к себе, неустанно проверяла себя: не поступилась ли самым главным.[2, с.7] В ее творчестве это прослеживается очень хорошо.
Когда Друнину спрашивали: «Что заставляет Вас вновь и вновь возвращаться к теме войны?» - она отвечала: «Память сердца».
Моя мама, Меликян Галина Леонидовна, очень любит творчество данной поэтессы, и эту любовь передала мне. Я выбрал для исследования военную лирику Юлии Друниной, чтобы понять сопричастность послевоенного поколения к тем суровым военным будням, проникновенно описанным в стихах поэта.
Актуальность исследования творчества Юлии Друниной связана с тем, что 2015 год – это юбилейный год Великой Победы, поэтому в который раз хочется отдать дань уважения солдатам и командирам Армии–победительницы, о которых с такой искренностью, теплотой и душевным трепетом вспоминает поэтесса Друнина.
Ее поэзия помогает лучше понять трудности военного времени, раскрывает жестокость войны, героизм простых русских людей, в том числе женщин, отдавших свои жизни во имя Победы! Военное творчество Юлии Друниной заставляет проникнуться уважением к историческому прошлому нашей Родины, тем самым подтверждая, что никогда не должны стереться из памяти поколений суровые испытания военной поры.
Гипотеза: война оставила неизгладимый след в судьбе и творчестве Юлии Владимировны Друниной, но не сломила ее, а закалила.
Проблема: Источник таланта и сила духа Юлии Друниной кроется в опыте военных лет. Почему такие поэты, как Юлия Друнина, так необходимы русскому народу, России?
В связи с этим цель данного исследования - выявить уроки, оставленные войной, в судьбе и творчестве Юлии Владимировны Друниной.
Для достижения поставленной цели считаю целесообразным решение следующих задач:
Объект исследования: процесс рождения военной поэзии Юлии Друниной и влияние суровых лет войны на дальнейшую жизнь поэтессы.
Предмет исследования: творческая и жизненная судьба Юлии Владимировны Друниной.
Для достижения цели исследования, решения поставленных задач и получения намеченного результата я использовал следующие методы:
1. «Я пришла из школы в блиндажи сырые»
Сверстникам Юлии Друниной выпало на долю в юном возрасте пройти испытание на зрелость на фронтовых дорогах Великой Отечественной войны. Это было поколение романтиков и энтузиастов! Позднее о нем Юлия напишет: «...Спасение челюскинцев, покорение полюса, Испания - вот чем жили мы в детстве. И огорчались, что родились слишком поздно...» [11]
И вполне закономерно, что в грозном 1941 году оно стало поколением добровольцев.
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые...
По статистике среди фронтовиков 1922 - 1924 годов рождения к концу войны в живых осталось лишь три процента. [10] В эту трагическую статистику вошли и девушки. Они воевали наравне с мужчинами (Приложение 2). Из их числа формировались зенитные полки, полки связи, ночных бомбардировщиков, медицинские батальоны и роты:
Качается рожь несжатая.
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы - девчата,
Похожие на парней...
Командир санитарного взвода так отозвался о Юлии: «...В первом же бою нас поразило ее спокойное презрение к смерти... Она переносила все тяготы фронтовой жизни и как будто не замечала их... оставалась романтиком!» [2, с.112]
Четверть роты уже скосило...
Распростертая на снегу,
Плачет девочка от бессилья,
Задыхается: «Не могу!»
Юлия Друнина не раз была на волосок от смерти, вынося с поля боя раненых солдат. Ее выносливость, храбрость и бесстрашие многим из них сохранили жизнь (Приложение 3).
2. Поэзия, ставшая судьбой
Уже в начале войны в невероятно коротком отрезке времени юной Друниной пришлось пережить артобстрелы, окружение, гибель друзей, тяжелое ранение, лечение в госпитале и возвращение на фронт. От пережитого сердце молодой девушки не выдержало и взорвалось стихами. Поэзия стала судьбой Юлии Владимировны Друниной:
Я столько раз видала рукопашный.
Раз - наяву, и тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно
Тот ничего не знает о войне.
Яркие, сочные, правдивые лирические картины в стихах Юлии: «заградительные рвы, словно обнажившиеся нервы»; «лежит он, напружиненный и белый»; «под чалмой намокшего бинта»; «в тревожной пустыне враждебного леса» и многие другие передают суровый колорит войны и потерь:
...О, погон измятые полоски
На худых девчоночьих плечах!
И лицо - родное, восковое,
Под чалмой намокшего бинта!..
Прошипел снаряд над головою,
Черный столб взметнулся у куста...
Девочка в шинели уходила
От войны, от жизни, от меня...
Война - страшное время, время боли и разлук. И казалось бы сердце в таком горниле могло очерстветь, но победила молодость! В пехотном батальоне Юля встретила свою первую возвышенную и романтическую любовь. В своих военных и послевоенных произведениях она называет его Комбатом - всегда с большой буквы:
Когда, забыв присягу, повернули
В бою два автоматчика назад,
Догнали их две маленькие пули -
Всегда стрелял без промаха Комбат.
Потом в землянке полкового штаба,
Бумаги молча взяв у старшины,
Писал Комбат двум бедным русским бабам,
Что... смертью храбрых пали их сыны.
И сотни раз письмо читала людям
В глухой деревне плачущая мать.
За эту ложь Комбата кто осудит?
Никто его не смеет осуждать!
В стихотворении «Комбат» поэтесса раскрыла истинную сущность русской души, сочетающую в себе не только суровость и бескомпромиссность, но и всепрощение.
2.1. Герои произведений Юлии Друниной - реальные люди
На фронтовых дорогах Юлия встретила и верных подруг. И самыми горькими событиями фронтовой жизни были не ранения, а потеря друзей-однополчан. Так, в своем одном из лучших стихотворений «Зинка» Юлия Друнина рассказывает о своей фронтовой подруге Зинаиде Самсоновой, санинструкторе 667 стрелкового полка (Приложение 4). Всех восхищала отвага этой девушки, она всегда была впереди. Зинаида погибла в одной из атак в 1944 году. Ей было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. [13]
Стихотворение «Зинка» Юлия Друнина пишет в необычной поэтической форме - форме диалога, тем самым подчеркивая искренность, простоту и теплоту отношений подруг:
Мы легли у разбитой ели,
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, сырой земле.
- Знаешь, Юлька, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где-то в яблочном захолустье
Мама, мамка моя живет.
Юлия Друнина меняет ритм стихотворения от напевного при воспоминаниях о доме, о маме до чеканного, говоря об атаке, бое и гибели Зинки:
Отогрелись мы еле-еле,
Вдруг нежданный приказ: «Вперед!»
Снова рядом в сырой шинели
Светлокосый солдат идет.
Зинка нас повела в атаку,
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам,
Через смертные рубежи.
...Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?
Ее тело своей шинелью
Укрывала я, губы сжав…
Душевная боль героини, недосказанность подчеркивается многоточием.
Трагичность происходящего усиливается еще и тем, что героиня мучительно ищет в себе силы сообщить матери погибшей подруги страшную весть:
...Я не знаю, как написать ей,
Чтоб она тебя не ждала?
Все стихи Юлии Друниной - это правдивая летопись событий трудных военных испытаний, вместивших в себя горечь невосполнимых потерь. Военная лирика как будто воссоздает перед читателями трагические моменты жизни нашего народа в годы войны. Вместе с автором мы скорбим, испытываем боль за лирических героев, сопереживаем им:
...И куда же мне деться?
Друг убит на войне.
А замолкшее сердце
Стало биться во мне.
2.2. Родословная лирической героини Юлии Друниной
Отгремела война. В свои права вступило мирное время, жизнь наполнилась новым содержанием. Но как это ни парадоксально звучит, Юлию Друнину не покидает ностальгия по суровым военным годам, ведь для поэтессы слово «война» равносильно слову «юность». В результате, отрезок времени, связанный с войной, оказывается значительнее всей дальнейшей жизни поэтессы:
Все грущу о шинели,
Вижу дымные сны,-
Нет, меня не сумели
Возвратить из Войны.
Во многих ее стихотворениях повествование идет от первого лица. Ее лирическая героиня молода, она родом из войны и как будто навсегда осталась в той суровой действительности:
Могла ли я, простая санитарка,
Та, для которой бытом стала смерть,
Понять в бою, что никогда так ярко
Уже не будет жизнь моя гореть!
Юлии Друниной удается показать в своих произведениях противоречие между внешней хрупкостью и внутренней силой лирической героини:
До сих пор не совсем понимаю,
Как же я, и худа, и мала,
Сквозь пожары к победному Маю
В кирзачах стопудовых дошла.
Через личный опыт героини поэтесса открывает глубинную тайну России:
И откуда взялось столько силы
Даже в самых слабейших из нас?..
Что гадать!- Был и есть у России
Вечной прочности вечный запас.
Через все творчество Юлии Друниной проходит образ встречи с юностью, которую поэтесса наделяет постоянными эпитетами: «фронтовая», «полковая» и отождествляет с Армией: «Я люблю тебя, Армия, юность моя!»
Юлия Друнина не раз скажет «спасибо» своей фронтовой юности, научившей ее острее ценить неповторимость каждого мгновения жизни, теплоту человеческого сердца:
Благодарю судьбу – я испытала
Все то, что делает людьми людей.
3. Судьба, выкованная в горниле войны
Много судеб было сломлено войной, но Юлию Владимировну Друнину война только закалила. Все выпавшие на ее долю испытания она с честью выдержала:
Кто осилил сорок первый,
Будет драться до конца.
Ах обугленные нервы,
Обожженные сердца!..
Казалось, что она знает о войне все. Ей необходимо было с кем-то поделиться пережитым и выстраданным. Эта потребность привела Юлию Друнину в 1944 году в Литературный институт имени А.М.Горького, куда она не поступила после своего первого ранения. Но после второго ранения и контузии, когда Юлия Владимировна уже была награждена орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу», ей не посмели отказать, и она вместе с первокурсниками стала изучать азы литературного дела (Приложения 5, 6). Было нелегко, но трудности Друнину никогда не пугали, она с честью преодолела и этот рубеж. [14]
В журнале «Знамя» в 1945 году были напечатаны стихи молодой поэтессы.
А в 1947 году вышел ее первый сборник стихов «В солдатской шинели».
В 1950 году она была принята в члены Союза писателей. Писались стихи, издавались книги. Большая часть ее стихов - на военную тему. Ей аплодировали малые и огромные аудитории. Восторженные почитатели поэтического таланта Друниной дарили ей цветы, писали письма.
В послевоенные годы Юлией Друниной владело счастливое сознание, что она «делает основное дело своей жизни». С войны она принесла презрение к лицемерию и фальши, верность дружбе:
Никогда друзей не предавала -
Научилась верности в бою.
Благодаря своей целеустремленности, Юлия Друнина впоследствии занимает высокие посты, хотя никогда об этом не мечтала. Она была членом редколлегий журнала «Знамя» и «Литературной газеты», Секретарем Союза писателей (Приложение 7). Росло ее писательское мастерство. Юлия Владимировна - автор восьми поэтических сборников и двух двухтомников.
В 1975 году поэтессе была присуждена Государственная премия РСФСР за книгу «Не бывает любви несчастливой» (Приложение 8).
3.1. Высшие ценности послевоенной жизни
Юлия Владимировна Друнина всегда ощущала себя на переднем крае. Была честной и бескомпромиссной:
Но все же я
Не опускала руки,
Торжествовать
Не позволяя злу…
В 1990 году Друнина была избрана депутатом Верховного Совета СССР.
Она надеялась защитить Армию, которой она была так предана, интересы и права участников Великой Отечественной войны и войны в Афганистане. Она видела, как страдают фронтовики ее поколения, как просят милостыню в переходах покалеченные афганской войной мальчишки. Одно из своих стихотворений, написанных в тот период, она начала так: «Безумно страшно за Россию…» [4, с.8]
Юлия Друнина была незаурядной личностью и не могла пойти на компромисс со своей совестью, с обстоятельствами, которые были неприемлемы для ее натуры. Смириться с ними также было не в характере Друниной. Обо всем наболевшем она писала в публицистических статьях, прямо и резко выступала на писательских съездах (Приложение 9).
В Друниной война воспитала волевую подтянутость и собранность. Юлия Владимировна всегда отличалась решительностью, готовностью к действию, к борьбе за идеалы, справедливость. Она горячо любила свою Родину:
О, Россия!
С нелегкой судьбою страна...
У меня ты, Россия,
Как сердце, одна.
Я и другу скажу,
Я скажу и врагу -
Без тебя,
Как без сердца,
Прожить не смогу...
3.2. Верность устоям поколения
Почти полвека со дня Великой Победы Юлию Владимировну Друнину не покидало ощущение связи с погибшими в годы войны:
Я порою себя ощущаю связной
Между теми, кто жив
И кто отнят войной...
Я связная.
Бреду в партизанском лесу,
От живых
Донесенье погибшим несу.
Когда в 90-е годы, в период перестройки, рухнула ее страна, когда были попраны идеалы, за которые отдавала жизнь ее юность, она перестала чувствовать себя «связной».
Связь времен оборвалась. Все идеалы были не просто забыты, а бессовестно, грубо растоптаны и осмеяны:
Нет, жизнь свою отдать не страшно,
Но, что изменится, скажи?
Стоит почти столетье башня
На реках крови, море лжи...
Друнина с горечью поняла, что, к сожалению, ничего изменить не сможет…Сначала она вышла из депутатского корпуса, затем выбрала смерть. Она простилась с жизнью по своей воле 21 сентября 1991года:
Как летит под откос Россия,
Не могу, не хочу смотреть!
Нам в наследство Юлия Владимировна Друнина оставила свои правдивые стихи, которые пробуждают патриотические чувства, учат быть искренними, решительными и принципиальными.
Опыт военных лет, которым делилась с подкупающей искренностью Юлия Друнина, помогает понять, что подобную войну нельзя допустить:
Только вдумайся, вслушайся
В имя «Россия»!
В нем и росы, и синь,
И сиянье, и сила.
Я бы только одно у судьбы попросила -
Чтобы снова враги не пошли на Россию...
Социологическое исследование
Я с большим интересом провел социологическое исследование на предмет отношения моих современников к поэзии Юлии Владимировны Друниной. Составил анкету и обратился с предложением ответить на ее вопросы не только к старшеклассникам и учителям МАОУ «Средняя школа № 5», но и к знакомым, друзьям, родственникам, живущим как в Когалыме, так и в других городах России. Мне было интересно узнать мнение людей разных возрастов и профессий и проанализировать его.
Результаты социологического исследования помещены в приложении 10.
Заключение
Татьяна Кузовлева в предисловии к книге «Неповторимый звездный час» написала: «Сергей Наровчатов заметил, что поколение, вернувшееся с войны двадцати-, двадцатипятилетним, не явило миру и русской поэзии какое-то единственное выдающееся литературное имя, но создало сообща – в меру литературного таланта каждого – многогранный и яркий образ Поэта фронтового поколения. Одна, совсем особая грань этого собирательного образа, – поэзия Юлии Друниной» [6, с. 4].
Как точно подмечено. Юлия Друнина для почитателей ее таланта – задушевный и надежный собеседник. Она говорит о том, что ее больше всего волнует, но угадывает и то, что тревожит многих. К ее стихам обращается старшее поколение, эстафету должна подхватить молодежь, ведь уроки войны поэтесса стремилась донести до нас, живущих в мирное время.
По итогам исследования жизненного и творческого пути Юлии Друниной, влияния суровых военных лет на дальнейшую жизнь поэтессы можно сделать вывод, что уроки войны для нее не прошли даром.
Методом изучения биографии поэтессы и анализа ее творчества, сохранившего память о войне, мной установлено следующее:
Теоретическая значимость исследования состоит в комплексном взгляде на судьбу и творчество поэта и общественного деятеля Юлии Друниной.
Я считаю, что результаты исследования могут найти практическое применение при подготовке уроков истории и литературы, посвященных Великой Отечественной войне, а также при проведении внеклассных мероприятий, направленных на патриотическое воспитание школьников.
Я верю, что поэтическое слово Юлии Владимировны Друниной будет жить долго и находить отклик в сердцах и помыслах последующих поколений нашей великой страны.
Ее талант уже давно нашел всенародное признание. Так Александра Пахмутова написала песни на стихи Юлии Друниной «Походная кавалерийская» и «Ты-рядом».
А крымские астрономы Николай и Людмила Черных 8 октября 1969 года открыли новую малую планету, получившую порядковый номер 3809, и назвали ее именем Юлии. [9]
И теперь во вселенной вращается планета «Юлия Друнина»:
И тембр, и интонацию храня,
На фоне учащенного дыханья
Мой голос, отсеченный от меня,
Отдельное начнет существованье.
Уйду… Но, на вращающийся круг
Поставив говорящую пластмассу,
Меня помянет добрым словом друг,
А недруг… недруг сделает гримасу.
Прекрасно, если слово будет жить,
Но мне, признаться, больше греет душу
Надежда робкая, что, может быть,
И ты меня надумаешь послушать.
Литература
Источники
Ёжикина Радость
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Как нарисовать лимон акварелью
Рыжие листья