очерк воспоминание детей родившихся в годы войны. О нелегкой судьбе и детстве.
Вложение | Размер |
---|---|
очерк о детях войны | 26.79 КБ |
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное
учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья Уренская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа – интернат VIII вида
Уренского муниципального района Нижегородской области.
Номинация: Военный очерк
« В лесу прифронтовом..»
Тема:
«Никто не забыт, ничто не забыто»
Выполнила: Смирнова Виктория
Ученица 7 класса
Руководитель: Прохорова А.С.
г. Урень,2015 год.
Без памяти о прошлом
нет будущего у народа.
Все дальше в прошлое уходят от нас годы войны. На смену одним поколениям приходят другие. Но память о тех, кто не вернулся с кровавых полей войны, кто грудью защищал независимость нашей Родины, кто не жалея сил работал в тылу – память о них живет в наших сердцах.
Война – это страшное и пугающее слово. Тяжелейшее испытание для всего народа. Самыми беззащитными и ранимыми оказываются в это время дети. Их детство безвозвратно уходит, ему на смену приходят боль, страдания, потери родных и близких, лишения. Хрупкие детские души война сжимает стальными тисками, раня и калеча их.
«Мы родом из войны»,- говорят те, чьё детство пришлось на тяжелые военные годы, когда легче было умереть, чем выжить.
Дети и война – два несовместимых понятия. Война ломает и калечит судьбы детей. Но дети жили и работали рядом со взрослыми, своим посильным трудом старались приблизить победу…
Кто же в настоящее время может нам рассказать о том, какой она была, та война? Семьдесят лет – это большой срок. Нет в живых ветеранов, их жен. Но живут среди нас те, кто во время войны сами были детьми. Дети войны – это особое поколение. Мне хочется рассказать о них – перенесших все ужасы войны, испытавших на себе, что значит не знать детства.
Мы новое поколение, не знающее войны, собираем по крупицам информацию о поколении наших предков, о поколении «детей войны». Живут рядом с нами пожилые, ничем с виду неприметные люди. Но когда начинаешь с ними беседовать, узнаешь много интересного. А война осталась в воспоминаниях этих людей с самой горькой стороны. Когда при встрече я просила что-нибудь рассказать о войне, все мои собеседники отвечали одинаково: «Да что там рассказывать. Жили мы плохо, голодно. Да ждали, когда наступит победа».
Нина Ивановна Куликова родилась в 1939 году. Когда началась война, ей был всего 3 года. Что может маленький человечек помнить в три года? Но видно, человеческая память избирательна.«Во всех деревнях были взяты мужчины в армию, моего отца тоже забрали, он сразу погиб. В общем я выросла без отца. Мы жили очень бедно. Питались одной картошкой. Я подросла и всё время тёрла эту картошку в самодельную тёрку. В нашей деревне все тёрли картошку. И чем острее была тёрка, тем было лучше. Картошки не хватало даже до весны потому, что из неё пекли хлеб. Однажды ко мне пришла соседка, мамы дома не было. Она и говорит: «Нин, дай мне картошки, а я тебе тряпочек дам». А тряпочки для нас тогда были, как игрушки. Мы из них делали кукол, делали ручки, ножки, головку. На голове рисовали угольком лицо с глазками, носиком и ротиком, и я дала ей картошки.
В деревне у нас с войны вернулось только двое или трое мужчины, остальные все одинокие солдатки были. Моя мама осталась вдовой в 26 лет. Нас у мамы было двое, я и брат. Она нас подняла, воспитала всё одна. Вот она мне и сказала: «Учитесь хоть ты, я то неграмотная» и я училась, закончила 10 классов и поступила в Городецкое педагогическое училище».
Александра Николаевна Кукушкина родилась 6 августа 1935 года. «На время войны мне исполнилось всего 5 лет. Как жили мы во время войны? Тогда я жила в селе Перевозе на реке Пьяне. Лесов там не было, в основном лесостепь, поэтому ни грибов, ни ягод у нас не было. Было очень тяжёлое голодное детство. Летом мы бегали босые, помогали взрослым. Взрослые на себе пахали и сеяли, не было никаких машин.
Детство брало своё, очень хотелось играть. Играли в различные групповые игры:лапту, прятки,классы, по берегу реки бегали и собирали стёклышки. Девочки дома шили тряпичных куколок. Очень были дружными. Зимой конечно, же катались на катке, играли в снежки…
Но очень трудно приходилось нашим мамам. Отца у меня забрали на фронт. Мы остались трое: мама, сестра и я. Дров дома не было, приходилось с мамой рубить деревья. Справляли их на санках.
Но самым запомнившимся событием была эвакуация детей из Блокадного Ленинграда. Когда открылась по Ладожскому озеру «Дорога жизни», к нам первой приехала из Ленинграда моя двоюродная сестра. Никогда не забуду нашу встречу. Дело было к вечеру. Я была дома одна. Вдруг открывается дверь, и я застыла от ужаса, словно видела покойника. В дом вошла хромая, очень худая и бледная девочка. Она открыла рот, силясь что-то сказать, но вместо зубов я увидела чёрную яму… Я сразу закричала от страха. Оказывается это была старшая дочь моей тёти. Девушка была ранена в ногу. Она осталась жить у нас. Летом , когда выросла картошка, вдруг в разных местахона начинала сохнуть. Мама не понимала, что происходит. А соседи и говорят: «У вас какая-то молодая девушка придёт с бидоном, накопает картошки и опять втыкает волоти на место». Вот до какой степени она не могла наесться».
Но есть и другая категория детей войны. Когда началась Великая Отечественная, им было по 10-13 лет. Их воспоминания более четкие, но более горькие. Это дети, у которых отобрали детство. Вместо того, чтобы учиться, они пошли работать.
Кострова Анастасия Михайловна родилась 1931году.
«Да, война… Никогда не забудешь этого времени. Вот знаете, ещё за три года до войны нам Господь- батюшка весточку присылал. Конечно, мне может и не поверят, но я своими ушами слышала… Стонала земля, понимаете, как женщина. Мы все стоим - старики, родители, а мужчины говорят: «Какая-то женщина стонет, что-то с ней случилось». А у меня мама была очень мудрая женщина, она молилась всегда. Она говорила: «Будет что-то не ладное…» Вот, и спустя некоторое время началась война. О том, что началась война, передавали по сельсоветам, а уж потом по деревням. В течение недели всех мужчин забрали в военкомат и на фронт. Всех провожали, ревели…
В 1941 году мне исполнилось 10 лет, я закончила тогда 4 класса.Остались в деревне только старики, женщины, да маленькие ребятишки. Вот и пришлось нам маленьким ребятишкам работать. Всё делали, сеяли, боронили, возили навоз. Все поля были тогда завожены навозом, поэтому и было очень много хлеба, но всё отправляли на фронт. Ходили на прополку льна, за него тогда большие деньги платили. Настало время лен убирать. Сначала мы драли этот лён, потом его сушили. Когда война закончилась, мне 15 лет исполнилось. В школу я так и не пошла, так и осталась с 4 классами. А мечтала я стать или учительницей или врачом.
Можно много говорить о детях войны, о их детстве, которого не было. Я могу привести ещё не один пример мужества наших маленьких сверстников, их трудной жизни. Но я думаю, что и этого будет достаточно, чтобы показать, что не только через 70 лет, но и через 100 лет память о Великой Отечественной войне будет жить. Наши потомки тоже будут помнить и подвиг солдат, и трудовой героизм тех, кто оставался в тылу. А также о тех маленьких детях, кто нес на своих плечах непосильную ношу военных лет.
Девиз: «Никто не забыт, ничто не забыто» - это не только дань прошлому, но и устремленность в сегодняшнее героическое настоящее. В способности помнить, любить, дорожить, ценить заключена огромная нравственная сила, которая помогает человеку глубже понять себя, оценить своё достоинство, разобраться в окружающей жизни.
Два морехода
Юрий Визбор. Милая моя
Для чего нужна астрономия?
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Загадка старого пирата или водолазный колокол