В представленном проекте ученик, освящает вопрос семьи и брака в период правления Хаммурапи. Перед автором стоял вопрос какую роль отводил вавилонский царь семье в государстве.
Вложение | Размер |
---|---|
semya_v_period_pravleniya_tsarya_hammurapi.pptx | 808.36 КБ |
zakony_hammurapi_-_semya.docx | 633.19 КБ |
Слайд 1
Защита реферата Семья в период правления царя Хаммурапи Греков Вячеслав МОУ Гимназия №4 5 Б классСлайд 3
Хаммурапи писал законы , заботясь о построении сильного и могущественного государства Существенная часть свода законов посвящена семье, поскольку семья является основой государства Что мы можем подчерпнуть из этих законов, чтобы сделать наше государство еще более могущественным? Семья в период правления царя Хаммурапи
Слайд 4
изучить семейные законы, правила и обычаи времен царя Хаммурапи, сравнить их с устройством современной семьи сформулировать выводы – чему мы можем научиться из законов Хаммурапи о семье Цель работы
Слайд 5
Законы вавилонского царя Хаммурапи /Хрестоматия по истории Древнего мира. Ч. I, М., 1980 История государства и права зарубежных стран. (Под ред. О. А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой) М.: 1998 Оппенхейм Н. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. М.: 1980 Wikipedia – открытая Интернет-энциклопедия Источники информации
Слайд 6
сын царя Син-мубаллита царь Вавилона ( 1793 — 1750 г.г . до н. э.) искусный политик и полководец Кто такой Хаммурапи
Слайд 7
Победоносные войны с соседями Расширение границ государства Развитие земледелия, ремесла и торговли Строительство обширной сети дорог Обустройство пристаней и торговых портов Создание свода законов Заслуги Хаммурапи
Слайд 8
в основе семьи – брачный договор основные цели брака рождение и воспитание детей перераспределение наследственного имущества наследование семейного дела (ремесла, торговли, государственной службы) семья может быть разрушена в исключительных случаях (см. далее) Семейное устройство при Хаммурапи
Слайд 9
безраздельно правит в семье (патриархат) может отдать жену и детей в рабство в другие семьи может развестись с женой, если она бездетна может завести вторую жену, если первая неизлечимо больна или стала рабыней Семья при Хаммурапи - Муж
Слайд 10
полностью подчинена мужу рожает и выращивает детей может быть переведена в рабыни защищена законами в основном в период беременности Семья при Хаммурапи - Жена
Слайд 11
особенно ценились сыновья идут по стопам отца, имеют право на получение наследства не могут ударить отца (отрубят руки) не могут говорить об отце плохо (будут лишены наследства) девочки, вырастая, выходят замуж или становятся жрицами Семья при Хаммурапи - Дети
Слайд 12
принимаются на воспитание в другие семьи обучаются ремеслу, помогают приемным родителям получают от родителей такое же отношение, как и родные дети не могут злословить приемных родителей (отрежут язык) Семья при Хаммурапи - Приемные дети
Слайд 13
некоторые требования «семейных» законов Хаммурапи применимы в наше время заключение брака должно оформляться по закону супруги должны быть верны друг другу и заботиться друг о друге родители должны обучать и воспитывать детей дети должны уважать родителей, заботиться о них дети, оставшиеся без родителей, должны приниматься в другие семьи и получать заботу и воспитание некоторые требования законов «устарели» второстепенная роль женщины в семье соответствовала её второстепенному положению в обществе возможность передачи членов семьи в рабство была допустима на фоне отсутствия других способов урегулирования долга наказания за нарушение законов чрезмерно строги для современного общества, но подчеркивают ценность отдельных положений законов Выводы
Семья в период правления царя Хаммурапи
ПРОЕКТ
ученика 5 «Б» класса
МОУ «Гимназия № 4
Грекова Вячеслава
В данной работе мы исследуем тему семьи и семейного права во времена правления вавилонского царя Хаммурапи. Основная цель нашего исследования – изучить обычаи, правила и порядки, по которым в те времена устраивалась семейная жизнь граждан, и по возможности сравнить их с современными представлениями о семье.
Эта тема выбрана для того, чтобы более подробно узнать, как жили древние вавилоняне. Мы проанализируем положение о порядке заключения брака, условиях его расторжения, определим правовой статус мужа, жены, детей.
В рамках данной работы мы изучим часть восстановленного историками и переводчиками текста свода законов Хаммурапи, относящуюся к семейному праву, получим дополнительные сведения из современной исторической литературы и источников научной информации в сети Интернет.
Для лучшего понимания особенностей семейного права во времена Хаммурапи мы также постараемся восстановить исторический фон, изучив общую картину повседневной жизни вавилонского общества того времени.
Время правления царя Хаммурапи относится к периоду так называемого Древневавилонского царства, длившемуся почти триста лет – с 1894 по 1595 год до нашей эры. Этот период является одним из наиболее ярких в древней истории, историки описывают как время наивысшего подъема Вавилона, при этом пика своего подъема Вавилон достиг именно в период правления царя Хаммурапи. К счастью, историки располагают обширным материалом об этой эпохе, в основном сохранившемся в виде древних памятников и глиняных табличек, выполнявших в те времена роль писем, документов и книг.
Хаммурапи унаследовал власть над Вавилоном от своего отца Син-мубаллита и правил более сорока лет – приблизительно с 1793 по 1750 год до нашей эры. В начале его правления Вавилония была достаточно небольшим государством – все крупные города, на которые простиралась власть царя, находились не далее 80 километров от столицы, со всех сторон Вавилония была окружена грозными соседями и степью, по которой бродили в поисках наживы племена кочевников. Однако уже к 1760 году в результате серии успешных военных походов и выгодных политических союзов он правил практически всей Месопотамией, занимавшей территорию от берегов Средиземного моря до Персидского залива, между реками Тигр и Евфрат.
Хаммурапи был не только выдающимся полководцем, но и очень мудрым политиком. Помимо расширения территорий, он уделял большое внимание развитию сельского хозяйства. Плодородные земли Междуречья приносили богатые урожаи зерна, но требовали строительства и поддержания в исправном состоянии ирригационных и мелиоративных сооружений. Обширная система искусно выстроенных каналов, озер для отвода воды, плотин и водоподъемов позволяла предохранить земли как от засухи в течение долгого жаркого лета, так и от заболачивания при весеннем разливе рек.
Также в те времена в Вавилоне было очень развито ремесленное производство. Жители выделывали ковры и ткани, изготавливали металлическое оружие и разнообразную глиняную посуду, кирпичи для строительства зданий, строили корабли и повозки.
Развитое сельское хозяйство и ремесленное производство обеспечивали государству возможность вести активную торговлю и товарный обмен с соседними странами, получая взамен урожая и ремесленных изделий необходимые строительные материалы, золото, самоцветные камни и другие товары. По всей территории страны проходили удобные дороги, крупные города, расположенные на берегах рек, имели пристани. Главный перекресток всех этих водных и сухопутных дорог находился в Вавилоне, где и велась наиболее активная торговля.
На фоне развивающейся торговли в обществе происходит расслоение – богатые землевладельцы и ремесленники нанимают на работу менее состоятельных граждан, широко используют труд рабов, которыми обычно становятся военнопленные, преступники или не сумевшие выбраться из долговой кабалы сограждане. Свободные граждане делятся на авилумов (полноправных) и мушкенумов (неполноправных), рабы являются их собственностью и выполняют всю поручаемую им работу. В каждой семье было в среднем по три-четыре раба.
В целях регулирования жизни граждан Хаммурапи издает свод законов, охватывающий практически все сферы жизни и деятельности, при этом наиболее существенная часть положений относится к семейному праву.
Во времена Хаммурапи типичной формой семейного устройства служил патриархат, когда муж и отец безраздельно властвовал над женой и детьми, а функции женщины сводились к ведению домашнего хозяйства, рождению и воспитанию детей. Отец мог заставлять членов своей семьи трудиться, как рабов, продавать их в рабство в другие семьи, отдавать дочерей в храмы. Законы Хаммурапи поддерживали такой порядок вещей – они закрепляли за отцом право распоряжаться в семье, подчиняли ему жену и детей. Женщины имели меньше прав в части использования семейного имущества, несли более суровые наказания за нарушение супружеской верности. Сыну, поднявшему руку на своего отца, полагалось отрубить обе руки. Если сын злословил на своего отца, его лишали наследства.
Брак заключался в виде договора между женихом или его отцом и отцом невесты, согласия невесты на брак обычно не требовалось, девочек обычно выдавали замуж в 7-8 лет. Брак, не скрепленный таким договором, считался недействительным. Чаще всего в договоре просто фиксировался факт, что такой-то мужчина взял в жены такую-то женщину, но иногда в него вносились и особые условия – например, что жена не отвечает по долгам мужа, которые возникли до брака (в противном случае супруги отвечали по всем долгам в равной мере) и так далее. Отец невесты при заключении брака мог требовать с жениха выкуп, но при этом он в любом случае был обязан дать ей приданое, которое в дальнейшем должно было достаться её детям. В целом же выходило так, что муж приобретал себе жену, словно рабыню, у её отца.
Основными целями брака в то время были рождение детей и перераспределение наследственных богатств таким образом, чтобы они оставались в распоряжении влиятельных семей. Законы Хаммурапи определяли четкие правила наследования семейного имущества, завещаний в то время никто не писал, в спорных случаях решения о порядке деления наследства принимали судьи. Дети же наследовали от отцов не только ценности, но чаще всего и семейное дело. Ремесленники с детства обучали сыновей своему мастерству, передавали им свои знания и навыки. Заняться делом, отличным от того, которым занимался отец, ребенку было крайне затруднительно. Дело в том, что в древнем Вавилоне люди разных профессий жили на разных улицах и там же держали свои лавки, и поэтому ребенок, выросший, например, на улице гончаров, повзрослев, тоже становился гончаром.
Ремесленники и земледельцы, у которых не было своих детей, часто брали к себе в семью приемных детей из тех, что по каким-то причинам остались без родителей. Случалось и так, что бедняки отдавали своих детей на воспитание в такие семьи, чтобы они обучились какому-то делу, при этом они не должны были ничего платить тем, кто принимал их детей на воспитание и обучение. Напротив, если мастеру не удавалось обучить приемного сына ремеслу, он должен был выплачивать штраф его родителям. Если усыновленный не чтил своих приемных родителей, он должен был вернуться домой; он имел на это право, если приемный отец не заботился о нем и не ровнял его со своими детьми. Законы Хаммурапи сурово наказывали приемных детей, отрекающихся от усыновивших их родителей. Если приемный сын говорил усыновителю, что тот ему не отец, ему следовало отрезать язык. Если он узнавал своих настоящих родителей и покидал дом усыновителя против его воли, ему надлежало вырвать глаз.
В отдельных случаях мужчине разрешалось иметь несколько жен, например, если его жена не могла родить ему детей или заболевала неизлечимой болезнью. При этом развестись с больной женой по закону мужчина не мог, он должен был продолжать за ней ухаживать. Только расточительную и позорящую мужа жену можно было покинуть или оставить в доме в качестве рабыни.
В законах Хаммурапи, регулирующих другие сферы деятельности, также можно найти отдельные моменты, говорящие об отношении к женщине в то время. Так, например, закон назначает суровое наказание в случаях, когда кто-то убивает или травмирует свободного человека (мужчину), его сына или раба, но за причинение вреда его жене наказание наступает только в случае, если она была беременна и в результате причинения ей вреда потеряла ребенка.
Принципы, провозглашенные сводом законов Хаммурапи, были приняты для того, чтобы предотвратить нравственный хаос и нравственный упадок, имевшие место в прежних поколениях. Это большой толчок в развитии цивилизации. Если Хаммурапи счел за благо определить брак, то это значит, что его поколение нашло предшествующие способы общежития хаотичными и ущербными. Брак как раз и был призван поддерживать общественный порядок, обеспечивать гармоничную преемственность поколений. Наверное, этот момент и есть то общее, что связывает нас с древними вавилонянами.
В современной семье супруги равноправны, дети имеют возможность получить ту профессию, о которой мечтают. В современном обществе нет таких жестоких наказаний, как казнь, отрубание рук и т.п., мужчина не может продать свою жену в рабство. Измена уже не подлежит наказанию. Для развода веских причин не требуется.
Во времена правления Хаммурапи развод для мужчины был возможен практически в любое время, а для женщины был ограничен исключительными обстоятельствами. Отношения между родителями и детьми носили также патриархальный характер. По законам Хаммурапи отец мог отдать детей в долговую кабалу, а сыну, поднявшему руку на отца, отрубали руки.
Очень трудно представить такое в наше время. Мир изменился – изменились и ценности человека.
Мы постарались исследовать тему семьи и семейного права, порядки и законы, по которым устраивалась семейная жизнь во времена правления вавилонского царя Хаммурапи.
Основная цель нашей работы была достигнута, мы изучили обычаи, правила и порядки в семье времен древнего Вавилона.
Пытаясь сравнить современную семью и семью времен Хаммурапи мы пришли к выводу о том, что семья в те давние времена совсем не похожа на то, как устроены семьи наших родителей. Сейчас люди женятся в основном по любви и взаимному согласию, по закону муж и жена имеют равные права в семье.
Общество развивается, оно стало более цивилизованным. И основой стабильности, порядка и законности является, в первую очередь, крепкий, стабильный брак.
Четыре художника. Осень
Заповеди детства и юности
Подарок
Плавает ли канцелярская скрепка?
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного