Калмыцкий чай - джомба по- праву является главным блюдом нашей национальной кухни. Об этом удивительном напитке слагаются стихи, поются песни, ему превозносят благопожелания. Слава о калмыцком чае давно перешагнула границы Калмыцкой степи, и он стал достоянием многих народов многонациональной России. Целью работы является описание чайной церемонии калмыков в прошлом. В процессе работы над темой сравнивалась технология приготовления чая нашими пробабушками с современным рецептом. Феномен калмыцкого чая заключается в его отменных вкусовых и питательных качествах.
Вложение | Размер |
---|---|
chaynaya_tseremoniya.rar | 1.39 МБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
ЯШКУЛЬСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПРИВОЛЬНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Исследовательская работа:
«Чайная церемония калмыков в прошлом»
Выполнила: Наказная Дарья, ученица 8 класса
МБОУ «Привольненская СОШ»
Руководитель: Ходжаева Эдяш Омадаевна,
учитель географии и ИКРК
Адрес школы: Яшкульский район, п. Привольный
ул.Школьная, 2
тел.: 89615430746
п. Привольный 2015 г.
Содержание
Введение……………………………………………………..……………………..4
Глава 1 История калмыцкого чая…………………………………………………5
Глава 2 Правила чайной церемонии………………………………….…………..6
Глава 3 Практическая часть……………………………………..………………...9
Заключение ……………………………………………………………………….12
Список литературы……….………………………………………………………13
Приложение (электронное)
Введение
Калмыцкий чай – джомба по праву является главным блюдом нашей национальной кухни. Об этом удивительном напитке слагаются стихи, поются песни, ему превозносят благопожелания. Слава о калмыцком чае давно перешагнула границы Калмыцкой степи, и он стал достоянием многих народов многонациональной России. Калмыцкий чай получил широкое распространение у народов Северного Кавказа: ногайцев, чеченцев, ингушей, кумыков, армян Подонья и другие. Всех гостей без исключения, независимо от его имущественного положения, пола, возраста, национальности, калмыки сначала угощают чаем и только потом – другой пищей.
Цель нашей работы – описание традиционной чайной церемонии калмыков в прошлом.
Задачи:
Методы:
1) Изучение данного вопроса в этнографических материалах исследователей культуры калмыцкого народа.
2) Опрос жителей – калмыков п. Привольный
3) Анализ собранного материала.
Глава I История калмыцкого чая
От обычного, уже привычного для европейцев, листового чая кирпичный или калмыцкий отличается тем, что чайные листья для него собирают уже после того, как собран основной урожай из молодых зеленых листьев. Старые чайные листья, сорванные поздней осенью, крупнее молодых, они не подвергаются ферментации завариванию, благодаря чему настой из них имеет желто-красный цвет, ярко выраженную терпкость и горьковатый привкус.
Согласно одному калмыцкому преданию, происхождение чая связано с именем реформатора Цзонхавы, которому во время болезни лекарь прописал «божественный» напиток (деедсн идеи), который нужно было пить семь дней на голодный желудок. Через неделю Цзонхава был здоров. Седьмой день совпал по лунному календарю с двадцать пятым днем месяца барса. В этот день Цзонхава повелел верующим зажечь лампаду бурханам, к возрасту добавить год (нег нас зуух) и приготовить напиток, избавивший его от недуга. Позже калмыки назвали его «хальмг ця» («джомба»).
Именно с тех пор, по легенде, и отмечается почитаемый калмыками праздник Зул, на котором калмыцкий чай является самым главным блюдом. Тогда же возник ежегодный чайный ритуал подношение богам (дееж, ерглпн) в память о чуде исцеления.
По другой легенде, чай употребляли еще задолго до того, как предки современных калмыков стали есть мясо, тогда мясные блюда были запрещены. Один из лам захотел создать пищу растительного происхождения, которая была бы так же питательна, как и мясная. Для этого ему пришлось тридцать дней читать специальную молитву. Как гласит предание, благодаря его усилиям, на тридцатый день проросло чудесное растение. «Прошло некоторое время. Когда цветы стали осыпаться, люди собрались обсудить, что это за странные растения появились в степи, и какая от них может быть польза. Кто чем – ножом, топором – срезали листья с растений и засушивали их. Кто-то догадался бросить щепотку этих листьев в кипящую воду, добавил молоко, соли, который мы пьем дальше..» [2,c 86].
Глава II Правила чайной церемонии.
Кушанье из кирпичного чая - «ця». Так назвал свое описание технологии приготовления калмыцкого чая нашими прабабушками исследователь И. А. Житецкий: Котел (цягин хайсын), налитый водой, ставится на огонь, и, пока вода в котле согревается, наскабливают ножом из плитки нужное количество (смотря по числу душ) чаю и бросают его в кипящую воду, причем кладется щепоть чаю на пять шесть калмыцких чашек (ага) воды; затем котел закрывается деревянной крышкой. Чай варится минут 20-30 не более. Во вскипевший чай вливают молоко (на шесть чашек воды – чашку молока) и кладут соль по вкусу. Сваренный чай, сняв с огня, мешают шангой и цедят через шюр (мешочек из сотканного холста). Снимают «шар» тщательно выжимая с помощью шахлур (деревянные тиски).
В процеженный чай добавляют немного масла. Иногда в богатых семьях, а особенно в праздники в чай кладут еще пряности: лавровый лист мускатный орех и гвоздику. Чай из котла разливают в чашки. Вываренные остатки чая («шар») не выбрасывают, а сушатся и хранятся: их прибавляют при следующем варки чая, как из экономии, так и потому, что получается более мягкий вкус. А вываренный уже несколько раз чай идет на корм скота.
При распределении приема пищи в течение дня наблюдается такой порядок: когда встают, то готовят чай и пьют – «эрюни ця».
Часа через 4-5 бывает второй чай – «хоени». После этого через 2-3 бывает «юден хото» (полуденное кушанье) у зажиточных «махан», а у бедных опять чай. Перед вечером у зажиточных следует третий чай. Вечером, когда стемнеет, «асахани хото»: у состоятельных людей – махан, а у бедняков старики пьют «ця».
Таким образом, готовили чай наши прабабушки. Чай был самым почитаемым блюдом у калмыцкого народа, с него начинали день, без него не обходилась в праздники. Каждая калмычка должна была соблюдать правила, которые предписано соблюдать при приготовлении и подношении чая. Чайная церемония, часть культуры калмыцкого народа.
В своем дальнейшем разговоре я хочу познакомить вас с традициями чайной церемонии их девять.
Правила, которые предписано соблюдать при приготовлении и подношении чая:
1. Запрещено было кипятить воду (хоосан хар усн) без заварки чая. «Пустой» кипяток можно было пить лишь в самых исключительных случаях, когда человек был болен, крайне беден и т.п. Для предотвращения подобного в воду при кипячении добавляли одну из составляющих традиционного чая – заварку, каплю молока, соль.
2. Движения, совершающие во время изготовления чая и ритуала его подношения, должны идти строго по ходу движения солнца, слева направо. Очевидно, что это правило основано на солярном культе, оказывающем большое влияние на духовную жизнь народа. Круговые движения, по поверью, означают, что все начинания, и жизнь в целом, должны будут обязательно двигаться вперед в соответствии с диалектическими законами.
3. Как только чай хорошо заварится (агнь hарад), в него добавляют соль, молоко и толченый в сливочном масле мускатный орех. После этого чай размешивается половником.
4. После приготовления чая первая порция должна стать подношением (дееҗ) бурханам. Специальная жертвенная чашечка все время стоит на алтаре, туда наливается чай. Через определенное время чай отдают детям, обычно мальчикам.
5. Калмыцкий народ издавна поклонялся небесным светилам - солнцу и луне, с почтением относился к земле. Им регулярно совершались обряды жертвоприношения, к предметам, форма которых напоминала объекты почитания, у калмыков было особое отношение. Запрещено было ставить ногу на порог кибитки, имеющей круглое основание, в доме нельзя было держать пиалу, если у нее откололся краешек. Одна из пословиц калмыков гласит: «Хотын сээг куунд ег» - «Лучшую пищу отдай гостю». А лучшую пищу надо подавать лучшей посуде. Гость вправе был отказаться от чая, если у пиалы, в которой он подан, отломаны края (кемтркэ ааhд), если человек, подносящий чай опустил в пиалу указательный палец (ааhин ам чавчад бэрхлэ).
6. Подносящему чай предписывается пиалу держать двумя руками (в особых случаях – на хадаке). Пиалу держат на уровне груди, демонстрируя сердечное расположение и уважение к гостю. Ранее, когда чай пили, сидя за низким столиком или прямо на земле, ритуал подношения совершали, преклоняя колени.
7. Ритуал подношения чая строго учитывает иерархию присутствующих. Приоритет отдается старшему по возрасту. Из присутствующих, независимо от того, родственник это или гость. Если в доме присутствует духовное или важное государственное лицо, ритуал подношения совершает сам хозяин дома.
8. Тот, кто принимает подношение, берет пиалу двумя руками, затем безымянным пальцем правой руки совершает ритуал кропления (цацл цацх) и произносит добрые пожелания (йорял) в адрес напитка, угощающего чаем человека и его семьи.
9. После чаепития пустая посуда возвращается гостем хозяину. Пустую пиалу ни в коем случае нельзя переворачивать вверх дном. Этот жест расценивается как проклятие. Чайный ритуал – один из многих в культуре калмыцкого народа. Но в этой церемонии специфика национального характера отражается в полной мере, это часть целого. Здесь – и религиозные представления, и постоянство и преданность обычаям и традициям предков.
Глава III Практическая часть
Я калмыцкий чай готовлю так: берем трехлитровую кастрюлю, наливаем родниковой воды, ставим на огонь, и ждем, когда вода закипит. Как только вода закипела, кидаю хорошую щепотку чая "Ээжин цэ" или другого какого-нибудь черного или зеленого чая, столовую ложку соли и когда чай станет темным, вливаю литр молока 3,2% жирности ( можно 5% ), делаю тише огонь и жду когда чай снова закипит. Главное, не прозевать, чтобы он не убежал. Как закипит, помешивая его половником, выключаю газ. И раз семь, половник с чаем поднимаю над кастрюлей, держа правой рукой, а левой придерживаю локоть правой руки и выливаю обратно. Так семь раз можно и 99 раз. Добавляю масло сливочное, мускатный орех ( по вкусу ), кто-то лавровый лист для изюминки
. Существует общепринятое мнение: если за весь день человеку не удалось выпить хотя бы одну пиалу калмыцкого чая, то у него болит голова. И наверное, ни одно другое блюдо не имеет столько удивительных эпитетов, характеризующих свойство калмыцкого чая: устя(молочный), тоста(с маслом), давста(соленый), затьта (с мускатным орехом), хальмпрта (с гвоздикой), зандрсн (золотистый), амтта (вкусный), шимтя (питательный),канкнсн(ароматный),таалта (угодный душе),соньн (необычный).....Словом, у калмыцкого чая нет аналога ни в одной кухне мира.
Он и в самом деле необычен для тех, кто впервые пробует его. Вкусив его однажды, многие гости республики (люди других национальностей) запасаются рецептом калмыцкого чая и варят его потом всю жизнь. Надо сказать, что самой лучшей заваркой для калмыцкого чая является большая, килограмма на два, плотно спрессованная плитка грузинского чая, который чаще так и называют - "калмыцкий".
Но приготовление калмыцкого чая с такими, на взгляд непосвященного человека, странными компонентами, как соль, молоко, масло, лавровый лист, мускатный орех, а в старину еще и с курдюком овцы калмыцкой породы, еще не означает полной готовности чая.
Очень многое зависит от способа его приготовления. Так, например, закипающий чай следует обязательно «самрх». В русском языке нет аналога этому слову, поэтому попробую передать смысл этого действа: надо набрать в ковшик чая и, приподняв ковшик над кастрюлей, медленно выливать его обратно. И делать это надо множество раз, как говорят сами калмыки - 99 раз. Именно самрсн чай обладает необычной, принято даже считать - волшебной силой, которая излечивает головные боли, придает человеку силы, потому что, соприкасаясь с воздухом, чай наполняется еще и природной силой.
Традиционно калмыцкий чай подается гостям свежесваренным и преподносится обеими руками, таков обычай калмыцкого народа, таящий в себе знак уважения к человеку, которого угощают чаем.
Нельзя наполнять пиалу до краев: во-первых, грех, если чай прольется на пол, а кто-то нечаянно наступит на капли чая, на полу; во-вторых, соблюдается элементарная предосторожность, чтобы жирный чай ненароком не попал на деловой или нарядный костюм гостя. Гость, в свою очередь, приняв пиалу обеими руками, опускает в него кончик указательного пальца правой руки и, брызнув ( цацад) несколько капель вверх, произносит ритуальный цяягин йорял (благопожелание):
Дорогие родственники ( хозяева дома),
Держа в руке эту пиалу с чаем,
Хочу сказать следующее:
Пусть как можно больше будет в нашей жизни
Счастливых случаев,
Которые соединяли бы нас за общим столом,
Где чашка ароматного чая
Была бы подспорьем в доброй беседе
И наполняла нас радостью жизни.
Да не иссякнет гостеприимство хозяев этого дома,
А наши родственные связи пусть крепнут и впредь.
Счастья всем в этом доме!
Этот йорял произносят в том случае, когда чай полагается по случаю какого-либо радостного события. Если же, напротив, в доме горе, и люди собрались, скажем, по случаю проводов человека в последний путь, то капли чая брызгают (цацна) вниз и произносят соответствующий йорял, посвященный прощанию с близким родственником или хорошим товарищем.
Не могу обойти стороной и такой обычай: на донышко ковшика набирают несколько капель калмыцкого чая и, приоткрыв входную дверь, брызгают вверх, так,чтобы эти капли попали на стенку над дверью. Эти капли чая предназначены богу. После этого ставят дееж в маленькой чашечке. Если дееж ставится в праздничный день или в честь какого-то торжественного события, то чашечку с чаем ставят перед божницей (шутяня омн). Если же дееж ставится во время обычного утреннего чаепития, то дееж ставят тут же на столе. Через некоторое время, но обязательно в этот же день, дееж необходимо выпить, как правило, пить его должны или дети, или пожилые люди. .
Ну, а если предстоит отправиться в дальнюю дорогу, советую, не выходите из дома, пока на плите не закипит калмыцкий чай, дождитесь, когда будет готов, испейте его на дорогу, и тогда, поверьте, удача будет вашей спутницей, а дорога белой, как о том мечтают все калмыки.
Я опросила знакомых мне женщин калмычек, которым задала несколько вопросов о калмыцком чае. Каждая из них поделилась со мной секретами приготовления калмыцкого чая. На мой вопрос: «Используете ли вы калмыцкий плиточный чай?» Все домохозяйки ответили, что они используют листовой чай разных сортов в бумажной упаковке. Выяснилось, что большинство женщин молоко для чая покупают в магазине. Так при опросе местного населения выяснилось, что женщины нашего поселка совсем не доят коров. Поэтому для чая используют молоко, пастеризованное различной жирности. Самый вкусный чай был приготовлен из домашнего молока в соотношении 1:3 (молоко: вода) с добавлением масла, мускатного ореха. Каждая хозяйка первую порцию чая (дееҗ) наливает в специальную чашечку, которая все время стоит на алтаре. Вопрос: « Знаете ли вы правило приготовления и подношения чая в соответствии с чайным ритуалом?» Вызвал затруднение у всех женщин. Ответ сумели дать наши бабушки достигшие 70-80 лет. Их ответы: нельзя держать в доме пиалы с отломленными краями (кемтркэ ааhд). Нельзя опускать указательный палец при подношении чая гостям. Сначала чай подают старшим по возрасту. Нельзя долго кипятить пустую воду. На вопрос: «Как часто вы используете пряности для чая (лавровый лист, мускатный орех)?» Хозяйки ответили, что пряности добавляют в чай в особых случаях (свадьба, праздники и т.д).
Заключение
В процессе выполнения данной работы, я изучила традиции чайной церемонии калмыков в прошлом. Сравнила технологию приготовления чая нашими прабабушками с современным рецептом его приготовления. О калмыцком чае, который варился с бараньим жиром и солью писал А.С. Пушкин в своем «Кавказском дневнике», напиток произвел на него не самое лучшее впечатление. Наши прабабушки и бабушки заправляли чай домашним молоком и маслом. Сегодня компоненты калмыцкого чая, а также технология и способ приготовления сильно отличаются. Но традиции чайной церемонии передаются и сохраняются из поколения в поколение как знак преданности обычаем и традициям предков. Феномен калмыцкого чая заключается в его отменных вкусовых и питательных качествах. Из всех блюд ойратской кухни именно чаю суждено было осуществить мирную экспансию в сопредельные с Калмыкией регионы, и прежде всего на Северный Кавказ. А еще, с давних времен существует примета: где больше пьют чаю, там меньше тянет людей к водке. Поэтому надо знать, что калмыцкий чай - это символ культурного застолья и единственный на земле напиток, обладающий удивительными свойствами: он способен снимать возбуждение и , наоборот, вызывать его; он охлаждает организм в жару и согревает в холод. Калмыцкий чай освежает тело, укрепляет дух, смягчает сердце, пробуждает мысли, прогоняет лень. И в силу всего этого калмыцкий чай никогда не приедается, и чаепитие может затянуться надолго.
Чай - молочный символ счастья и покоя, поэтому любое торжество в честь любого события в нашей жизни мы начинаем чаепитием и заканчиваем чаепитием. Свое сообщение хочу закончить стихами Астраханского поэта Владимира Ерофеева «Калмыцкий чай»
Ах, русская теща,
Прошу не серчай.
Люблю я калмыцкий
Божественный чай.
Я пью с наслаждением
Его, не спеша.
Поет ему славу
В восторге душа.
Список литературы
О путнике
Император Акбар и Бирбал
Рисуем зимние домики
Рисуем осенние листья
Браво, Феликс!