Ученица рассмотрела материалы журнала, посвященные патриотическому воспитанию молодежи, поскольку вопрос этот в нашем обществе один из самых актуальных.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа ученицы 11 класса | 217 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лямбирская средняя общеобразовательная школа №1»
Лямбирского муниципального района
Республики Мордовия
Исследовательская работа
Роль журнала «Юность»
в нравственно-патриотическом воспитании молодежи.
Образовательная область:
филология
Выполнила:
ученица 11 класса
Казакова Марина
Лямбирь 2015 г.
Информационная страница
Ф.И.О. директора школы - Мензуллин Юнир Бясырович
Почтовый адрес школы - Республика Мордовия,
Лямбирский муниципальный район,
с.Лямбирь, улица Ленина, дом 4.
Телефон школы - 2-13-65, 2-13-30.
Ф.И.О. автора - Казакова Марина
Почтовый адрес - с.Лямбирь, улица Гражданская, дом 20, кв 22.
Телефон автора - 2-38-43
Ф.И.О. руководителя - Фазлова Наиля Исмаиловна
Почтовый адрес - с.Лямбирь, улица Лесная, дом 27
Телефон - 2-32-65
Оглавление.
II. Необходимость патриотического воспитания у школьников.
2.1. История создания журнала «Юность», его рубрики.
2.2. Первый журнал.
2.3. Эмблема.
2.4. Задачи журнала.
III. Проза журнала.
3.1. Роман Бориса Васильева «В списках не значился».
3.2. Роман Анатолия Кузнецова «Бабий Яр».
3.3. Повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда».
3.4. Роман Юрия Бондарева «Горячий снег».
IV. Поэзия на страницах журнала.
4.1. Ахматова «Мужество».
4.2. Булат Окуджава «До свидания, мальчики».
V. Публицистика.
VI. Заключение.
VII. Выводы.
VII. Список использованной литературы.
I. Введение.
Выбор темы исследования обусловлен желанием выявить на основе публикаций журнала «Юность», какие произведения о войне опубликованы в нем, какую направленность они имеют и над какими вопросами заставляют задуматься. Актуальность данной темы связана с тем, что существует проблема воспитания патриотизма и толерантности у подростков. В настоящее время патриотизм и национальная терпимость зачастую не являются основополагающими нормами в менталитете современной молодежи.
Проблема исследования – потребность в произведениях, формирующих патриотические чувства, воспитывающих любовь к Родине.
Цель исследования – в ходе анализа журнальных публикаций выявить, насколько публикации журнала о войне способствуют решению проблемы воспитания патриотических чувств у подрастающего поколения.
Объект исследования: публикации журнала «Юность».
Предмет исследования: произведения прозы, публицистики, поэзии.
Предварительная гипотеза: литература призвана воспитывать человека, повышать его культуру, служит формированию у детей и подростков чувства патриотизма, которое основано на осознании причастности к событиям, происходившим в годы Великой Отечественной войны, этой цели служат, по-видимому, и публикации журнала «Юность».
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:
Методы, использованные при проведении исследования:
Результаты исследования будут изложены в форме презентации исследовательского проекта на конференции.
II. Необходимость патриотического воспитания у школьников.
В наши дни патриотическому воспитанию в школах уделяется пристальное внимание. С самого раннего возраста детям прививают любовь и уважение к своей Родине, национальной истории и культуре. Дети, которые получили достойное патриотическое образование, уже будучи взрослыми, понимают, что именно от них зависит дальнейшая судьба родного государства.
Что такое патриотизм? По своей сути, настоящий патриотизм всегда гуманистичен. Он самым непосредственным образом связан с культурой межнациональных отношений и, так или иначе, предполагает уважение к другим странам, народам, их традициям и обычаям, национальным ценностям и культурно-историческому наследию. Понятие патриотизма чрезвычайно многогранно и включает в себя множество аспектов. Прежде всего, это чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос. Очень важным фактором является уважение и любовь к собственному языку. Каждый человек, приближающийся к моменту вступления во взрослую жизнь, должен осознавать свой долг перед Родиной, быть готовым отстаивать ее честь и достоинство, независимость и свободу в любых обстоятельствах. Укрепление могущества и расцвет Родины становится возможным только в том случае, если каждый человек ощущает ответственность за ее будущее и стремится сделать свой посильный вклад, посвятить собственный труд и способности этой цели. И, разумеется, немыслимо представить настоящего патриота, которому были бы чужды общечеловеческие ценности и гуманизм.
Патриотизм – это целый комплекс позитивных человеческих качеств, который в будущем поможет добиться определенных высот на выбранной им стезе и стать по-настоящему достойным человеком и гражданином. И, разумеется, гармоничное развитие и воспитание ребенка нельзя представить без патриотического образования. Патриотическое воспитание способствовует изменению самого человека, его мировоззрения, стиля жизни, становлению нового типа культуры: не потребительской, а созидательной, главным отличительным признаком которой будет отношение к Родине, к войне как к явлению современной жизни.
В прошлые века именно литература «создавала» человека, растила всесторонне развитую и высокоморальную личность. Сегодня специалистами уже научно доказано, что художественная литература способна существенно влиять на массовое сознание, менять и культивировать те или иные ценности, создавать ориентиры для развития людей. И если литература действительно учит прекрасному, учит распознавать добро и зло, представляя собой квинтэссенцию мыслей и размышлений лучших умов человечества, то сегодня она представляется одним из наиболее эффективных средств, которые могут сделать этот мир лучше, добрее, в том числе и помогут решить проблему войны и мира.
2.1.История создания журнала, его рубрики.
«Юность» — советский, затем российский литературно-художественный иллюстрированный журнал для молодёжи. Выходит в Москве с 1955 года.
Журнал был основан по инициативе Валентина Катаева, который стал первым главным редактором и был снят с этой должности за публикацию повести «Звёздный билет» Василия Аксёнова. До 1991 года журнал являлся органом Союза писателей СССР, в дальнейшем он стал независимым изданием.
Одно перечисление редакторов и авторов журнала «Юность» выглядит, как летопись советской литературы 50-х-90-х: Ахмадулина, Вознесенский, Евтушенко, Рождественский, Окуджава, Искандер, Рубцов, Гладилин, Горин, Арканов, Кир Булычев, Римма Казакова, Олжас Сулейменов, Борис Васильев, Аксенов, Войнович, Ковальджи - откроешь архивный номер «Юности», и все они здесь, все еще молодые и улыбаются с фотографий.
«Юность» всегда оставалась юностью, и старалась идти в ногу со временем: и по советским курантам, и по маленьким наручным часам каждого читателя. Поэтому, кроме литературных новинок, - от обязательного сюжета о великих стройках до Ахматовой - здесь существовали постоянные рубрики «Наука и техника», «Спорт», дискуссионная «20-я комната». В конце каждого номера журнала - юмористическая рубрика «Пылесос» (переименованная позже в «Зеленый портфель»), редакторами которой были в разное время Марк Розовский, Аркадий Арканов, Григорий Горин, Виктор Славкин и Михаил Задорнов. Ее читали первой, разбирая на цитаты. Особенным успехом пользовался юмористический раздел «Каков вопрос - таков ответ», в котором на письма читателей отвечала Галка Галкина, персонаж, выдуманный Борисом Полевым. Ее реплики были по-настоящему афористичны, настолько, что сама Галка казалась реальной. Например, в одном из писем ее спросили: «Скажите Галка, что делать, если нельзя, но очень хочется?» На что Галка Галкина отвечала: «Дорогой друг! Если нельзя, но очень хочется, то - можно».
Полевой был вторым редактором «Юности», после Катаева и перед Дементьевым и Липатовым. Во многом благодаря вкусу, усилиям и авторитету главных редакторов именно на страницах «Юности» увидели свет «Незнайка в Солнечном городе» и «Отель «У погибшего альпиниста», «Затоваренная бочкотара» и «Остров Крым», «ЧП районного масштаба» и «Про Федота-стрельца», «Жизнь и приключения солдата Ивана Чонкина» и «104 страницы про любовь».
«Юность» пережила два девятых вала популярности: в 60-х и в конце 80-х. Тогда каждый номер становился событием частной жизни читателя. Немалое значение имел «Испытательный стенд» студии Кирилла Ковальджи, где впервые опубликовались И. Жданов, Н. Искренко, А. Парщиков, Е. Бунимович, Ю. Арабов, М. Шатуновский и другие поэты «новой волны» 1980-х годов.
2.2. Первый журнал.
Внешние изменения особенно заметны, когда берешь в руки изрядно потрепанный номер журнала за 1963 год. И читаешь: «Дорогие друзья! Сегодня вы держите в руках самый первый номер молодежного журнала «Юность». На его страницах вас ждут остросюжетная и психологическая проза современных писателей... Мы познакомим вас с новыми именами в местной поэзии и прозе, с молодыми художниками, бизнесменами, учеными, представителями разнообразных музыкальных течений...» Многое изменилось с тех самых пор, когда были написаны эти строки... Но не изменилось главное — желание быть в центре литературной жизни всей России, идти в ногу со временем, но при этом сохранять качество литературного слова и добрые традиции.
В Молодежном журнале «Юность» публиковалась и переводная литература, и популярные отечественные авторы, и детективы, и фантастика, и современная проза, и стихи... За 60 лет не один десяток молодых литераторов заявил о себе на страницах «Юности». Многие из них выросли творчески вместе с журналом и стали его постоянными авторами. Вокруг издания сложилась своя переводческая школа, «Юность» проводил конкурсы, раздавал призы (что делает и сегодня). В редакции журнала «Юность» давно существует традиция: устраивать первые персональные выставки молодых художников. На них обычно приглашаются читатели, искусствоведы, живописцы, графики, да и просто любители всего нового и необычного. Лучшие работы и некоторые отклики посетителей выставок появляются на страницах журнала. Рубрика «На стендах «Юности» запомнилась, полюбилась и существует, по сей день. Многие юные таланты, ставшие в дальнейшем известными книжными иллюстраторами, графиками, живописцами, начинали именно в Юности! Так, в октябрьском номере журнала за 1963 год привлекают внимание работы таинственного Арона Априля. Ещё одно удивительное открытие: в июньском номере за 1964 год впервые появляются рисунки Нади Рушевой. Надя училась тогда в 5 классе! Прошло 50 лет, а 1963 год стал историей.
А если вспомнить все литературные встречи, которые состоялись на базе журнала! Конечно, сегодня люди в принципе, стали меньше читать — бежит время, мы бежим за ним, не успеваем, спотыкаемся, падаем, встаем и продолжаем гонку. Но приятно осознавать, что и в такое суетное время у «Юности» есть своя аудитория, преданные друзья, читатели, которые вливаются в ряды «странников» и путешествуют вместе с ним... Путешествие продолжается!
2.3. Эмблема
Эмблема «Юности» — одноимённая линогравюра литовского художника-графика Стасиса Красаускаса, являющаяся одним из наиболее известных произведений автора («круглое девичье лицо с пшеничными колосьями вместо волос»). Она воспроизведена и на надгробии художника. Логотип (приложение 1) журнала «Юность» стал для многих символом надежды и вольного духа.
2.4. Задачи журнала.
Молодежный журнал «Юность» ставит перед собой задачу быть читаемым подрастающим поколением, а потому опирается на современную остросюжетную прозу (как молодых, так и маститых авторов), прозу, несущую в себе положительный нравственный заряд. Жанрово это - и фантастика, и детектив, и мелодрама. Однако, учитывая, что понятие «молодежный» вбирает в себя возрастные рамки от 14 до 30 лет, иными словами, от совсем молодых людей до вполне зрелых, Молодежный журнал «Странник» не чуждается серьезных тем и сложных вопросов как в прозе, так и в других материалах. Поэтому и кредо журнала: от развлекательного - к познавательному.
III. Проза журнала.
Перечитав номера журнала «Странник» за разные годы год, я выбрала произведения, посвященные теме войны, изучила их и пришла к следующим выводам.
3.1. Роман Бориса Васильева «В списках не значился».
Добровольцем Великой Отечественной, прошедшим ее от начала до конца, стал и Борис Львович Васильев, автор многих книг, посвященных этой святой для каждого теме.
Наибольшей известностью пользуется роман Б. Васильева «В списках не значился», который был опубликован в журнале «Юность» в 1974 году. В центре романа — судьба молодого лейтенанта Николая Плужникова. Он прибывает в Брестскую крепость в ночь на 22 июня 1941 года. Он почти еще мальчик, очень наивный и непосредственный. Но в этой наивности заключена, мне кажется, большая правда времени, которое Васильев рисует, избегая и намека на модернизацию, осовременивание прошлого в угоду моде, власти.
Коля искренне уверен, что известное сообщение ТАСС, в котором слухи о начале войны названы провокацией, исчерпывает все проблемы: «У нас с Германией договор о ненападении. Слухи о концентрации немецких войск у нашей границы... являются результатом происков англо-французских империалистов». А на вопрос о том, будет ли война, юноша быстро отвечает: «Это будет быстрая война. Самое главное — это решающая мощь Красной Армии. На вражеской территории мы нанесем врагу сокрушительный удар» [1]. Нам, людям начала XXI века, знающим о тяжких отступлениях Красной Армии в 1941 году, о страшном харьковском окружении 1942 года, эти слова героя невозможно читать без горькой улыбки. Война резко меняет жизнь и сознание Николая. Ценой тяжких ошибок, познав высокую любовь и низкое предательство, Плужников приходит к пониманию того, что от его личного участия зависит многое. Во второй части романа совершается переход героя в новое состояние: превращение мальчика в воина, в «товарища командира».
Когда погибли все друзья Плужникова, когда он остается единственным действующим бойцом в занятой, но непобежденной крепости, разворачивается основное действие романа. Резко меняется тон и даже ритм повествования, уходят драматические ноты военного сюжета, исчезают описания боевых эпизодов; возникает высокий психологический накал, на смену драме приходит высокая, превращающая юношу в Героя трагедия, кульминацией и развязкой которой одновременно становится последняя глава романа. Отсюда и торжественность, и особый, значимый смысл каждой фразы.
Непокоренный сын непокоренной родины не чувствует себя побежденным. Брестская крепость не пала, а просто истекла кровью, и Плужников — последняя ее капля. Он выше смерти, значит, выше забвения. Полуживого, голодного Плужникова боятся фашисты: «У входа в подвал стоял невероятно худой, уже не имевший возраста человек..., длинные седые волосы касались плеч. Он стоял, строго выпрямившись... и смотрел на солнце ослепшими глазами. И из этих немигающих, пристальных глаз неудержимо текли слезы» [1].
Подвиг Плужникова столь высок, что он поражает даже врагов. Когда он шел к санитарной машине, «вдруг немецкий генерал, щелкнув каблуками, вскинул руку к козырьку. Солдаты вытянулись и замерли» [1]. Но тот, кому отдавали честь враги, уже ничего не видел. Он был выше славы и выше смерти. Он шел гордо и упрямо, как жил, и упал только тогда, когда дошел.
Невозможно читать без слез эту последнюю главу романа, в которой автор ни разу не назвал своего героя по имени. В начале романа он был для нас Колей Плужниковым, потом «товарищем командиром», а прощаемся мы с неизвестным русским солдатом, чье имя навеки осталось в народной памяти.
Я думаю, что тема подвига вечно будет существовать в русской литературе не только потому, что память о героях не умирает в наших сердцах, но и потому, что в наши дни, к сожалению, вновь погибают девятнадцатилетние ребята, а матери вновь надевают траурные одежды. Своим мужеством, стойкостью Николай заставил восхищаться даже врагов. Плужников стал символом всех тех неизвестных солдат, которые боролись до конца и умирали, не рассчитывая на славу. «В списках не значился» — это история становления героического характера, мужающего в огне войны.
3.2. Роман Анатолия Кузнецова «Бабий Яр».
Анатолий Кузнецов родился и вырос в Киеве, где во время оккупации он стал свидетелем массовых расстрелов в Бабьем Яру. Этот опыт лег в основу его самого знаменитого произведения – «Бабий Яр». Впервые «Бабий Яр» был напечатан в 1966 году в журнале «Юность».
Роман состоит из авторского предисловия, вступительной главы, и нескольких десятков глав, объединённых в три части. Первая часть повествует об отступлении из Киева советских войск, катастрофе Юго-Западного фронта, первых днях оккупации. Также в первую часть включена хроника взрыва Крещатика и Киево-Печерской Лавры и первых расстрелах евреев в Бабьем Яру. В тексте заметны враждебные интонации по отношению к Сталину и проводимой им довоенной политике — в главе «Кто принёс ёлочку» рассказывается об объявлении Павла Постышева «врагом народа», в главе «Горели книги» — о сожжении книг, авторы которых объявлялись «врагами народа», в главе «Пионерия» — о лживости всей системы воспитания детей в 1930-е годы, в главе «Людоеды» рассказывается о голоде на Украине во время коллективизации, в которой принимал участие отец Кузнецова.
Во второй части рассказывается о жизни в оккупации в период 1941—1943 годов, о массовых угонах украинцев и русских в Германию на работы, оспекуляции на рынках Киева, о подпольном производстве колбасы, которую изготовляли даже из человечины, о действиях украинских националистов, о судьбе коллаборационистских журналов «Украинское слово» и «Литавры» и их редакторов, о футболистах киевского «Динамо», расстрелянных в Бабьем Яру за то, что они выиграли в футбол у немецкой команды.
В третьей части рассказывается об освобождении Украины от нацистов, о бегстве полицаев и коллаборационистов из Киева, о сражении за город, о поджогах, совершённых власовцами и немцами перед отступлением, о выкапывании в Бабьем Яру тысяч трупов и их сжигании нацистами с целью заметания следов преступления, об отчаянном восстании в концентрационном лагере Бабьего Яра, в результате которого спаслось 15 человек. Также в третьей части поднимаются вопросы об увековечении памяти Бабьего Яра в будущем, о забвении трагедии в сталинскую эпоху, о дальнейшей судьбе участников событий.
3.3. Повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда».
Далеко не каждое литературное произведение правдиво рассказывает о тяжелых буднях войны. Но повесть В.Некрасова «В окопах Сталинграда», опубликованная в журнале в 1981 году, позволила мне увидеть войну изнутри, глазами солдата, понять, какой ценой русский народ добился долгожданной победы. В.Некрасов – писатель – фронтовик; он воевал под Сталинградом, конечно, не скрывая правды, рассказывает о буднях войны, о том, что видел, знал и переживал сам. Этим и подкупает повесть читателя.
Повесть написана от лица двадцативосьмилетнего лейтенанта-инженера Юрия Керженцева, во многом автобиографического героя. При чтении мне казалось, что я перелистываю фронтовой дневник, страницы которого написаны по горячим следам войны. Наверное, поэтому так легко читается повесть. Главный герой повести, Юрий Керженцев, — настоящий интеллигент, человек чести, имеет собственное мнение и не боится его высказать.
Кроме описания боев в книге я встретила много воспоминаний героя о довоенной жизни, его размышления о пережитом; о том, как изменила его война. Оказывается, что «самое страшное на войне – не снаряды и бомбы, а бездеятельность, отсутствие цели». Красные, потные лица, хриплые голоса – вот что такое война в первой части повести. Бомбежки, жара, неразбериха, всеобщее смятение, Юрий испытывает стыд, неловкость за то, что он, командир, не знает, где его взвод, полк, дивизия. А ведь казалось, что самое страшное – отступление под Москвой – уже позади. Но наши войска снова отступают. И Юрию мучительно стыдно перед мирными жителями, которых они оставляют. Он чувствует свою вину за то, что те завтра проснуться и увидят немцев.
Война у Некрасова – это трудная работа, это не только бои, но и тяжелые физический труд. Бойцы долбят кирками твердый, как камень грунт. Им приходится быть и столярами, и плотниками, и печниками. Оказывается, что кроме боевых качеств на фронте еще ценится умение выжить, приспособиться к условиям, умение выстроить землянку, достать еду, устроить ночлег. И для героя повести война – это обычные будни, а порой «нудная тягомотина» [3].
Вторая часть повести начинается с описания сентябрьских дней Сталинграда: бомбежки с 7 утра до 9 вечера, сменяемые бесконечными атаками. «Немцы рвутся к Волге. Пьяные, осатанелые, в пилотках набекрень, с засученными рукавами…Кричат как оглашенные, поливают нас дождем из автоматов, откатываются, опять лезут» [3]. Бойцы, герои повести – участники самого грандиозного сражения Великой Отечественной войны – Сталинградской битвы. Они защищают Мамаев курган. Из истории я знаю, что бы за эту возвышенность центральной части Сталинграда велись боли ста тридцати суток. Ее вершина неоднократно переходила из рук в руки. Бой в Сталинграде велись за каждую пядь земли, за дом, за полдома, за каждую высоту — одним словом, за все, что можно превратить в оборонительный рубеж. Но именно у Некрасова я увидела, с какой отчаянностью и верой в победу, пусть и не скорую, бьются наши войны. Бьются насмерть. Не потому, что этот город носит имя Сталина, а потому, что за долгих два года войны насмотрелись они на города и села, превращенных фашистами в руины и пепелища. И нет уже сил у русского солдата терпеть и видеть, как рушатся все новые и новые селения.
В «некрасовских окопах» я не увидела привычных подтянутых «орлов-героев», здесь показаны обыкновенные люди, честно и добросовестно выполняющие свое дело. Но то, что они герои, читая, понимаешь сразу. Ведь какое мужество нужно, чтобы, испытывая голод, холод, нехватку боеприпасов, людей, так героически сражаться.
Некрасов одним из первых подошел к очеловечиванию войны. Он показал солдат не как безликую массу. Сама Сталинградская битва видится из окопа. Когда наблюдаешь величайшую битву не с высоты птичьего полета, а из окопа, то лучше виден человек – не винтик в боевой машине. Именно здесь, у Некрасова я разглядела характер каждого и поняла, что заставило этих людей не оставить своих товарищей, не задумываясь, отдать жизнь.
«Окопная правда» Некрасова, — это суровая правда о буднях войны, о народной беде и народном мужестве. И герой Некрасова – человек с высокой ответственностью за все, что происходит вокруг него, верящий в торжество справедливости и человечности. Познакомившись с повестью, я поняла, что нельзя, чтобы «сороковые» остались для нас, сегодняшних, в другом временном измерении, чтобы память о них оказалось прикрытой пеплом спокойного благополучия.
3.4. Роман Юрия Бондарева «Горячий снег».
Начинается действие романа именно под Сталинградом, когда одна из наших армий выдерживала в приволжской степи удар танковых дивизий фельдмаршала Манштейна, который стремился пробить коридор к армии Паулюса и вывести ее из окружения. От успеха или неуспеха этой операции в значительной степени зависел исход битвы на Волге. «Горячий снег» — это роман о недолгом марше выгрузившейся из эшелонов армии генерала Бессонова, когда буквально «с колес» пришлось вступить в бой.
В романе батарея Дроздовского поглощает едва ли не все читательское внимание, действие сосредоточено, по преимуществу, вокруг не большого числа персонажей. Кузнецов, Уханов, Рубин и их товарищи — частица великой армии. В «Горячем снеге», при всей напряженности событий, все человеческое в людях, их характеры раскрываются не отдельно от войны, а во взаимной связи с нею, под ее огнем, когда, кажется, и головы не поднять. Обычно хроника сражений может быть пересказана отдельно от индивидуальности его участников, и бой в
«Горячем снеге» нельзя пересказать иначе чем через судьбу и характеры людей. Образ вставшего на войну простого русского солдата возникает перед нами в еще небывалой до того у Юрия Бондарева полноте выражения. Это образ Чибисова, спокойного и опытного наводчика Евстигнеева, прямолинейного и грубого ездового Рубина, Касымова. В романе выражено понимание смерти как нарушения высшей справедливости.
Произведение показывает высокую цену отданной за родину жизни. Наверное, самое загадочное из мира человеческих отношений в романе — это возникающая между Кузнецовым и Зоей любовь. Война, ее жестокость и кровь, ее сроки, опрокидывающие привычные представления о времени, — именно она способствовала столь стремительному развитию этой любви. Ведь это чувство складывалось в те короткие сроки марша и сражения, когда нет времени для размышлений и анализа своих переживаний. А вскоре — так мало времени проходит — Кузнецов уже горько оплакивает погибшую Зою, и именно из этих строчек взято название романа, когда герой вытирал мокрое от слез лицо, «снег на рукаве ватника был горячим от его слез». Крайне важно, что все связи Кузнецова с людьми, и прежде всего с подчиненными ему людьми, истинны, содержательны и обладают замечательной способностью развития. Они на редкость неслужебны — в отличие от подчеркнуто служебных отношений, которые так строго и упрямо ставит между собой и людьми Дроздовский.
Во время боя Кузнецов сражается рядом с солдатами, здесь он проявляет свое хладнокровие, отвагу, живой ум. Но он еще и духовно взрослеет в этом бою, становится справедливее, ближе, добрее к тем людям, с которыми свела его война. Отдельного повествования заслуживают отношения Кузнецова и старшего сержанта Уханова — командира орудия. Как и Кузнецов, он уже обстрелян в трудных боях 1941 года, а по военной смекалке и решительному характеру мог бы быть превосходным командиром. Но жизнь распорядилась иначе, и поначалу мы застаем Уханова и Кузнецова в конфликте: это столкновение натуры размашистой, резкой и самовластной с другой — сдержанной, изначально скромной. С первого взгляда может показаться, что Кузнецову предстоит бороться с анархической натурой Уханова. Но на деле оказывается, что, не уступив друг другу ни в одной принципиальной позиции, оставаясь самими собой, Кузнецов и Уханов становятся близкими людьми. Не просто людьми вместе воюющими, а познавшими друг друга и теперь уже навсегда близкими.
Разделенные несоразмерностью обязанностей, лейтенант Кузнецов и командующий армией генерал Бессонов движутся к одной цели — не только военной, но и духовной. Ничего не подозревая о мыслях друг друга, они думают об одном и в одном направлении ищут истину. Их разделяет возраст и роднит, как отца с сыном, а то и как брата с братом, любовь к родине и принадлежность к народу и к человечеству в высшем смысле этих слов.
Гибель героев накануне победы заключает в себе высокую трагедийность и вызывает протест против жестокости войны и развязавших ее сил. Умирают герои «Горячего снега» — санинструктор батареи Зоя Елагина, застенчивый ездовой Сергуненков, член Военного совета Веснин. И во всех этих смертях виновата война.
В романе подвиг вставшего на войну народа возникает перед нами во всем богатстве и разнообразии характеров. Это подвиг молодых лейтенантов — командиров артиллерийских взводов — и тех, кого традиционно принято считать лицами из народа, вроде немного трусливого Чибисова, спокойного Евстигнеева или прямолинейного Рубина. Это подвиг и старших офицеров, таких, как командир дивизии полковник Деев или командующий армией генерал Бессонов.
Все они на этой войне, прежде всего, были Солдатами, и каждый по-своему выполнял свой долг перед родиной, перед своим народом. И Великая Победа, пришедшая в мае 1945 года, стала их общим делом.
IV. Поэзия на страницах журнала.
4.1. Ахматова «Мужество».
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.
Стихотворение Анны Ахматовой - "Мужество" было написано еще в самом начале войны. В своем произведении автор призывает всех к защите своей Родины от несчастья, которое ее настигло - от войны. Все содержание стиха заключается в его названии. Данное стихотворение - это крик души поэта, наставление гражданам - не опускать руки и быть мужественными. В строках: "Мы знаем, что ныне лежит на весах", ясно видно о том, что Анна Ахматова указывает на то, что на кону судьба не только Родины, но и всего мира. Все указывает на то, что спокойное и безмятежное время прошло, настал час мужества и необходимо взять в руки оружие, встать на защиту мира. Произведение «Мужество» отражает столь сильную идеологию того времени. Люди были готовы на все ради общего блага. Никого не страшила ни вероятность остаться без крыши над головой, ни даже смерть от вражеской пули на поле боя.
Данное стихотворение можно назвать клятвой. Этому способствует великий, торжественный ритм стиха - амфибрахий, четырехстопный. Знаки препинания также подчеркивают размеренную величественность стиха - лишь запятые да точки. Лишь в конце стоит восклицательный знак, как апогей, наивысшая точка напряжения. Так же скуп автор и на тропы, которые используются лишь несколько раз. Ключевой троп - это эпитет "свободное и чистое русское слово", который показывает, что страна должна остаться такой же чистой и свободной от западной напасти. Стихотворение "Мужество" - чистое проявление символизма с очень сильно выраженным авторским "я".
4.2 Булат Окуджава «До свидания, мальчики».
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли -
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли, за солдатом - солдат...
До свидания, мальчики!
Мальчики, постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат
и себя не щадите, и все-таки
постарайтесь вернуться назад.
Не мог поэт остаться в стороне и от события, которое объединяло разные народы, — войны. Этому периоду истории посвящено его стихотворение «До свидания, мальчики...». Отправляя на войну юношей и девушек, поэт призывает и заклинает их вернуться назад, говоря им не «прощай», а «до свидания.
«Ах, война, что ж ты сделала, подлая,
Стали тихими наши дворы...»
— так начинается это стихотворение. И здесь проявляется еще один элемент, характерный для творчества Окуджавы. Его «мы» говорит о его сопричастности и общему горю, и общей надежде.
Мальчики повзрослели раньше времени и подняли головы, чтобы встать на защиту своей Родины. Они лишь помаячили на пороге и ушли «за солдатом солдат». Герой прощается с ними и просит обязательно вернуться назад. Но это совершенно не значит, что надо прятаться от пули, чтобы выжить. Он советует не жалеть им ни пуль, ни гранат. Следует стать прямо, в полный рост, и себя не щадить в бою, но все равно постараться вернуться назад.
Но не только мальчики, но и девочки ушли на поля сражений. Вместо свадеб им суждено было увидеть лишь разлуки и дым. Свои белые платья они сменили на сапоги и крылья погон. Лирический герой им советует не обращать внимания на сплетников, так как с таких людей спрос будет потом. А сейчас они должны постараться обязательно вернуться назад. Надежда, звучащая на протяжении всего стихотворения, вообще характерна для всего творчества поэта. Он не хочет верить в гибель мальчиков и девочек, да и нам не дает такого права. Только надежда и наша всеобщая глубокая вера в них дают им силы снова и снова вставать в подный рост и защищать любимую Родину.
V. Публицистика журнала.
В номерах журнала «Юность» опубликованы статьи о Великой Отечественной войне, отражающие разные аспекты этой темы. В одном из номеров журнала в статье "Письма и блокадные записи Анатолий Беляков рассказывает о жизни блокадного Ленинграда: питание, топливо, освещение, транспорт, бомбежки, обстрелы, разрушения и вместе с тем — необычайная красота блокадного города, несокрушимая стойкость ленинградцев, праведная ненависть к врагу и абсолютная уверенность в победе над ним. В статье приводятся письма ленинградцев, а дополнением к этим письмам, представляющим собой своеобразный блокадный дневник, являются и блокадные записи, которые А. Г. Беляков делал с 29 августа по 15 сентября 1942 года. Записи охватывают период времени с 22 июня 1941 года (то есть с первого дня войны) по январь 1942 года. Именно поэтому завершают публикацию блокадные записи А. Г. Белякова, имеющие наряду с письмами несомненную историческую ценность как свидетельство участника обороны Ленинграда, написанное им в суровые дни блокады.
В статье Дмитрия Тартаковского «Из воспоминаний мальчишки военной поры» рассказывает о тяготах войны, пришедших на его долю и долю родителей. Познал все трудности военного и послевоенного времени: голод, холод, потеря близких.
VI .Заключение.
В журнале «Юность» опубликовано большое количество произведений прозы, поэзии, публицистики о войне. В них авторы создают прекрасные образы, которые не могут не оказать воспитывающего воздействия на читателей. Представленные произведения о Великой Отечественной войне, рассказывая о грозных, трагических событиях, заставляют нас понять, какой дорогой ценой была завоевана победа. Они учат добру, человечности, справедливости. Книги о войне — это нерукотворный памятник советским воинам, проявившим мужество в жестокой схватке с врагом.
Еще ярче образы, созданные в стихах авторов, они выражают любовь к своей Родине. Проанализировав эти номера журнала, я пришла к выводу, что они воспитывают в человеке гражданские и патриотические чувства. Журнал вносит свой посильный вклад в дело формирования нравственной личности.
VII. Выводы.
Исследовав данную проблему, я пришла к выводу что произведения, публикующиеся в молодежном журнале «Юность», прививают подросткам эмоционально-чувственное неприятие войны, формируют у молодежи любовь к своей Родине, воспитывают уважение к великим свершениям народа и достойным страницам прошлого. Журнал воспитывает в каждом из нас чувство личной ответственности за происходящие процессы и принимаемые решения. И авторы произведений пытаются донести до нашего разума, что война-это страшно, поэтому нельзя впускать это явление в современную жизнь, что мы должны мирным путем решать возникшие проблемы. И на примере Украины мы лично убеждаемся в этом. Не зря тема Великой Отечественной войны перевирается политиками Украины, потому что они хотят воспитать из своей молодежи совершенно другие личности.
Журнал «Юность» ставит другие цели и задачи, он публикует произведения очень разных жанров. И можно сказать, что проблема воспитания патриотических чувств, любви к Родине у подрастающего поколения является одной из самых важных. Произведения о войне глубокие и серьезные, заставляющие думать, поэтому они формируют личность глубокую, думающую.
Таким и должно быть сегодняшнее поколение.
Я считаю, что журнал следует читать со старшеклассниками на уроках внеклассного чтения, можно проводить по нему читательские конференции, беседы, потому что он интересен для молодежи.
VII. Список использованной литературы.
Интернет – ресурсы:
Приложение 1
Как напиться обезьяне?
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Весенняя гроза
Акварель + трафарет = ?
Свинья под дубом