В данной исследовательской работе ученик анализирует роль образа-символа в творчестве поэтессы Хакасии Лели Серебряной.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_2014.doc | 66.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п Аскиз
Научно-практическая конференция
«Поэты рядом с нами»
Роль образа-символа в лирике Лели Серебряной
выполнил: Дроздов Олег
ученик 10 класса МБОУ СОШ п Аскиз
руководитель: Шулбаева Эльвира Николаевна,
учитель русского языка и литературы
п Аскиз 2014 г
Оглавление
стр
3. Анализ стихотворений с точки зрения использования символа как средства художественной литературы___________________________
3.1. «В одну из пустынных ночей…» _______________________
3.2. «Белое……» _____________________
3.3. Художественные средства создания образа-символа ________
Введение
Знание современной литературы невозможно без знакомства с личностью писателя или поэта и исследования их творчества. Мы знаем корифеев литературы родного края, тех, кто её поднимал, кто стоял у истоков ее развития. А сегодня молодые поэты и писатели продолжают литературное творчество своих старших собратьев по перу. Среди них Ольга Дмитриева. Ольга Дмитриева – выпускница института филологии, в настоящее время работает редактором в издательстве университета. Будучи на студенческой скамье была принята в Союз писателей России, в 18-летнем возрасте. Талантливейшая поэтесса выпустила уже три поэтических сборника.
Однако творчество молодых писателей и поэтов, тех, кто рядом с нами сегодня, на мой взгляд, еще не исследовано достаточно полно. Отсюда
Актуальность: исследование творчества молодых литераторов Хакасии должно способствовать развитию интереса к родному краю, его культурному наследию, а также расширению знакомства с литературным кругом современных писателей.
Практическая значимость: данное исследование позволит ближе познакомиться с творчеством талантливого молодого поэта Хакасии Ольги Дмитриевой, под псевдонимом Леля Серебряная.
Цель исследовательской работы: раскрытие роли символов-образов в стихотворениях Лели Серебряной.
Задачи: 1) Познакомиться с лирикой Лели Серебряной.
2) Проанализировать несколько ее стихотворений.
3) Сделать вывод о роли символов-образов в стихотворениях поэтессы.
Предметом исследования явились стихотворения Лели Серебряной.
Методы исследования: анализ поэтического текста.
2. Слово «символ» происходит от греческого слова symbolon, что означает «условный язык». В Древней Греции так называли половины разрезанной надвое палочки, которые помогали их обладателям узнать друг друга, где бы они ни находились.
Символ – предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления.
Символ заключает в себе переносное значение, этим он близок метафоре. Однако эта близость относительна. Метафора – более прямое уподобление одного предмета или явления другому. Символ значительно сложнее по своей структуре и смыслу. Смысл символа неоднозначен и его трудно, чаще невозможно раскрыть до конца. Символ заключает в себе некую тайну, намек, позволяющий лишь догадываться о том, что имеется в виду, о чем хотел сказать поэт. Истолкование символа возможно не столько рассудком, сколько интуицией и чувством. Создаваемые писателями-символистами образы имеют свои особенности, у них двуплановое строение. На первом плане – определенное явление и реальные детали, на втором (скрытом) плане – внутренний мир лирического героя, его видения, воспоминания, рождаемые его воображением картины. Явный, предметный план и потаенный, глубинный смысл сосуществуют в символистском образе символистам особенно дороги духовные сферы. К проникновению в них они и стремятся.
В пример можно привести стихотворение Шарля Бодлера «Лебедь». ……Но пыли целый смерч взвивался от метлы,
Больного лебедя; он вырвался из клетки
И, тщетно лапами сухую пыль скребя
И по сухим буграм свой пух роняя редкий,
Искал, раскрывши клюв, иссохшего ручья.
В пыли давно уже пустого водоема
Купая трепет крыл, все сердце истомив
Мечтой об озере, он ждал дождя и грома,…… Отчаяние белокрылого лебедя, очутившегося среди грязных строений парижской окраины, поэт сопоставляет со своими чувствами. Вместе с тем судьба лебедя становится поводом для раздумий о судьбах обездоленных обитателей бедных кварталов города. Лебедь – символ скорби и горя, переживаемых поэтом и народом.
3. Сборник стихотворений Ольги Дмитриевой «Кофе в степи» издан под творческим псевдонимом Леля Серебряная. Кроме него, изданы сборники «Полуночница» и «Можжевеловое». Стихи пронизаны фантастическо-философским настроением, погружая читателя в особый мир молодых людей, не понимающих, но пытающихся осмыслить мир. В этой попытке осмысления, наряду с существующими изобразительными средствами художественной выразительности, активно используются символы.
3.1. Обратимся к стихотворению «В одну из пустынных ночей» из сборника «Полуночница» (Приложение 1).
Первая же строчка «В одну из пустынных ночей…» несет в себе образ-символ: пустынная ночь - это одиночество, грусть лирической героини, впечатление усиливается в следующей строфе «льды зеркал», потому что лед и зеркало ассоциируются с холодом, одиночеством. Неспокойное, растерянное состояние души передано словами «смех паутины». Паутина – путаница, она в принципе не может быть смешной. Вероятно, героиня все же пытается себя ободрить, держать чувства под контролем. И потому она колодой карт, символизирующих неуверенность в себе, уступчивость, слабость, она одарила ветер и лужи. Ветер – это стремление к свободе, прежде всего к внутренней свободе, стремление сбросить с себя тяжкий груз ненужных переживаний. И все же, несмотря на это стремление, героиня одинока. Это одиночество тихое, грустное, смиренное. Так тихо одинок любящий человек. Подтверждение этому мы находим в следующих строфах. Так, например, гвоздика – символ обязательства, любви, обручения, цвет гвоздики выражает любовь. В то же время, гвоздика символизирует борьбу и отвагу. Это раскрывается в следующих словах: воровала, танцевала, ломала. Глаголы передают динамику ее души, непокорность обстоятельствам, борьбу с одиночеством. Н совершенно неожиданно попадается на глаза шкатулка с множеством «всякой всячины». Надо сказать, что в поверьях шкатулка символизирует сильную привязанность к одному человеку, но барахло в ней указывает на неразборчивость в людях. Героиня засыпает в счастливой уверенности, что «он будет рад».
3.2. Стихотворение «Белое» (Приложение 2) вошло в сборник «Можжевеловое». Стихотворения благожелательно встречены критикой и читателями (http://bes-smeha.livejournal.com), (http://adi19.ru). Настроение лирической героини разительно отличается от настроения в сборнике «Полуночница». Там - еще не разуверившаяся в счастье девушка, здесь мы видим взгляд как будто умудренного жизненным опытом человека.
Символично название «Белое». Это мир, чистота, непорочность. В стихотворении слово «белое» неразрывно связано со словом «поле», измеряющимся веками, что ассоциируется с человеческой жизнью. Однако в контексте данного стихотворения слово «белое» несет другую смысловую нагрузку – пустота, уныние. Продолжение этой мысли мы увидим в словах «заученный смех». Смех по своей природе должен быть естественным. Смех заученный – неестественный. Он убеждает нас в наигранности, неискренности, существовании ненастоящей жизни, потому что нет естественных, а значит, настоящих чувств. Об этом же говорит предложение «играли на флейте слепые слова» и другие. Постепенно чувство пустоты, тревоги нарастает. Неожиданно появляется «разбитая чаша целебной воды». Чаша в западноевропейской традиции рассматривается как символическая. Она символизирует искупление грехов человечества Иисусом Христом. Оттолкнемся от данного толкования. В стихотворении «разбитая чаша», то есть, разбита надежда на искупление грехов, следовательно, на прощение. Нет прощения – нет жизни. Это ведет к внутреннему одиночеству, воплощенному в словах «одинокий город зеркал». Что можно увидеть в зеркале? Свое отражение со всеми своими неблаговидными поступками. Это чувство одиночества усиливается словами «тосклив, безымянен». И, как следствие, за «разбитой чашей» следует хаос, беспорядок, страх в жизни и в душе лирического героя. Ощущение безысходности усиливается картинами разрушения («оторвана дверь», «расколот фарфор», «летят занавески»). Как приговор человечеству появляется буревестник. Буря стоит в одном лексическом ряду с дождем, метелью, ураганом и завершает эту круговерть картиной безмолвия и пустоты. Грозные силы природы оставили лишь пустоту – «белое поле».
3.3. Создание образов-символов невозможно без использования изобразительных средств художественной выразительности. В стихотворении «В одну из пустынных ночей…» создать образ-символ грусти и одиночества автору помогает эпитет («пустынная ночь», «льды зеркал»). Оксюморон («смех паутины») передает напряжение в душе лирической героини. Философское отношение к внутренней свободе человека поэтично передано использованием развернутой метафоры («одарила ветра и лужи»). Этой же цели служат ряды однородных членов («воровала, танцевала. ломала»).
В стихотворении «Белое» поэтесса активно использует стилистический прием расчленения фразы на части («Слюнявая слава. Заученный смех», «Ведьмацкая жажда. Пустые столы». «Разбитая чаша целебной воды»). Парцелляция придает речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения, каждая часть несет свою смысловую нагрузку, тем не менее, подчиняясь общей. Ряды однородных членов играют роль художника, рисуя картины надвигающегося разрушения («сбитые крыши», «дожди», «метель»).
4. Использование средств художественной выразительности, безусловно, помогает поэту в создании образов - символов, но какова роль символов? С одной стороны, мы видим вполне конкретную картину поэтического произведения: ночь, пустая комната, фото святой, раскрытую дверь (стихотворение «В одну из пустынных ночей…»). С другой стороны, эта картина несет в себе недосказанность, намек, пробуждает чувства, вызывает определенные ассоциации, а значит, заставляет размышлять и понимать. Это понимание истинного смысла символов приводит к пониманию внутреннего мира поэта, его чувств. Через образы- символы мы увидели образ одинокой девушки, которая в душе старается остаться свободной и в то же время покорилась чувству любви, засыпая в надежде, что «он будет рад». Проанализировав символическое содержание шкатулки, мы понимаем, что она может обмануться. Здесь, несомненно, поэтесса сочувствует своей лирической героине, и именно так она сумела передать свое миропонимание.
Таким образом, становится ясно, почему Леля Серебряная активно использует образы-символы: они помогают ее поделиться своим осмыслением бытия, своим видением мироустройства, взглядами на настоящее и будущее. Главным образом -символом поэтессы является, на мой взгляд, слов «зеркало». Оно встречается в нескольких стихотворениях, поэтесса как бы приглашает читателя заглянуть в себя, проанализировать свое внутреннее «я». Но использование символов служит не только художественной идее писателя или поэта, но и развитию читательской интуиции, способности поэтически воспринимать и переживать жизнь.
Список литературы
Приложение 1
*****
В одну из пустынных ночей
Она возвратилась обратно.
Кольца забытых ключей
Мазались шоколадом.
И расставляя всё сны,
Крестила углы своей спальни.
Льдинки в бокале и льды
Зеркал – её ожидали.
Кутаясь в смех паутины,
Окурила комнаты ладаном.
Вспомнила: кто был любим,
А кому позволяла быть рядом.
Колодой разгаданных карт
Ветра одарила и лужи.
Разделась и дверь наугад
Раскрыла – войдёт кто нужен.
И свечи – луна за луной
На столике плакали тихо,
На фото её святой,
На клумбе горит гвоздика.
Средь детских игрушек и книг
И вовремя включенных звёздочек,
Оживших стен и картин
И заржавевших иголочек
Она пила из дождей,
Умывалась белыми винами,
Плела с васильков и огней
Свои венки для любимого.
В округе её нарекли
Полночною сумасшедшею,
Но даже соседские львы
В котов превращались по-прежнему.
Она воровала часы,
Разбив, танцевала часами;
И кухонные ножи
Чужими ломала сердцами.
Качели вязала из простынь,
Любила стынущий чай,
И тот, кто забрёл к ней в гости,
Другим прилетал назад.
В шкатулке всегда хранила
Траур вечерних крыльев,
Пуговиц блеск, чернила,
Старинный кусочек мыла,
Бесяток стеклянных ряд,
Монеты, всякую всячину.
Улыбнулась: он будет рад, –
И заснула дни укорачивать.
Приложение 2
«БЕЛОЕ».
По белому полю гуляли века;
Голодные звери, святая вода.
Изношенный голос молился за всех.
Слюнявая слава. Заученный смех.
Играли на флейте слепые слова.
Тяжелые камни, кольца родства.
Посеянный ветер всходов не дал.
Старик у колодца с улыбкою ждал.
Светлейшие руки могильщика гнезд,
От времени стал он нахален и черств.
Ведьмацкая жажда. Пустые столы.
Разбитая чаша целебной воды.
Стоит одинокий город зеркал.
Тосклив, безымянен: он чад не искал.
Сбитые крыши. Земные дожди.
«Что, гость мой усталый, войди, отдохни».
По белому полю кралася метель.
Расколот фарфор, оторвана дверь.
Смешили толпу без крыльев грачи.
Остывшее горло сипит, не молчит.
Согрею ладони над бурею чувств,
Заглохших потерь и безумных занудств.
Летит занавеска с чужого окна,
В дыханье стучится чумная весна.
Найденыши-черти, прижавшись, ревут:
Здесь в теплых домах безжалостно бьют.
Качает разлука свою колыбель
И холодно дует в небесную щель.
Летит буревестник на белый костер,
Летит из-за синих волнующих гор.
Похмельное пламя паленой еды,
Сверкнувшая весть спешащей беды.
По белому полю плясала метла,
Ненужные души подальше гнала.
Истасканных мыслей бумажную пыль,
Случайно попавшую цепкую быль.
Поломанных кукол встречала в пути,
И что-то шепнуло: Ты их обходи:
Чудные игрушки опасны, страшны,
А милые лица лживо чисты.
Нагрянула полночь — веселье кругом.
И выпнула прочь шутов сапогом.
Блестящего платья на утро покой.
Бледные трупы зовут за собой.
Засохших маков, ромашек букет,
Простой да язвительный скорый совет.
Злоченые елки лежат вдоль дорог,
Спитых убеждений вырванный клок.
По белому полю гуляли века.
По белому полю неслася метла.
По белому полю кралася метель.
И все улеглися в одну постель.
Есть ли лёд на других планетах?
Мост Леонардо
Как нарисовать черёмуху
Невидимое письмо
Кто самый сильный?