В работе рассмотрены популярные сказки.
Вложение | Размер |
---|---|
chisla_v_skazkah.doc | 570 КБ |
VIII муниципальный конкурс исследовательских работ учащихся
Направление: математика
Числа в сказках
Выполнила:
ученица 3 А класса
МБОУ «Комсомольская СОШ»
Лейбюк Ксения
Татаринова Наталья Васильевна
учитель начальных классов
Кунгурский район - 2014 год
Содержание
Глава II. Исследовательская работа
Введение
О математики законы,
Не каждый в силах вас понять!
Но вами можно, гений скажет,
Поэта чувства направлять.
Воронцова Т. В.
Великие говорили, что математика – царица наук и одновременно служанка наук, и мне кажется, что они правы, так как ни одна наука не может обойтись без математики. Она лежит в основе геометрии, биологии, физики, астрономии, литературы и т.д. [6]
Мы не можем обойтись без математики и в повседневной жизни – без неё мы даже не могли бы измерить время, массу, расстояние – поэтом она воистину царица всех наук.
Математика – великая и древнейшая наука. История её богата именами, событиями, замечательными, а иногда и великими открытиями. Если бы не было математики, не было бы и цивилизации. Ещё в древнем Египте архитекторы рассчитывали размеры пирамид и величественных дворцов фараонов. Благодаря их точным расчётам эти воистину монументальные произведения искусства, воздвигнутые несколько тысяч лет назад, простояли невредимыми до наших дней. Без математики мы были бы первобытными людьми.
Математика стоит в основе всего современного мира, и мы славим эту великую науку, создавшую мир, в котором мы живём.
«Мир построен на силе чисел», - говорил Пифагор. «Все есть число», - полагали древние ученые. (Приложение 1) Проникая в свойства чисел, объясняя их различные сочетания, он пытался создать науку всех наук. Все числа он разделил на два вида: четные и нечетные.
Однако количество чисел, которыми они пользовались, ничтожно по сравнению с фантастической пляской цифр, окружающих нас сегодня. В нашу жизнь прочно вошли номера домов, квартир, телефонов, цифровые фотоаппараты, камеры, телевидение и т.д. Вокруг цифры, цифры, цифры…
Какую роль играют чётные и нечётные числа в сказках?
Сказки – самые удивительные произведения. Они не знают власти времени.
Тема исследовательской работы: Числа в сказках
Цель: Проанализировать, какую роль играют чётные и нечётные числа в сказках.
Задачи: Изучить литературу по теме;
Выяснить какие сказки с использованием числительных знают
одноклассники;
Сравнить роль чётных и нечётных чисел в сказках.
Метод работы: Анализ сказок.
Актуальность работы: Данную работу можно использовать на уроках литературного чтения, математики при составлении задач.
Гипотеза: В сказках используются нечётные числа.
Глава I. Числа в сказках
Употребление числительных в художественных текстах настолько ограничено, что вроде бы и не стоит говорить о функции этих слов. Однако так уж незначительно использование чётных и нечётных чисел в тексте? На этот вопрос я решили ответить, проанализировав сказки.
Сначала названия получили только числа «1» и «2». [2]
- Название числа 1 происходит от латинского слова «солюс» - один. Да и русское слово «солнце» похоже на слово «солист». Разгадка очень проста: когда римляне (в древности они говорили на латыни) придумывали имя числу 1, они исходили из того, что Солнце на небе всегда одно.
А название для чётного числа 2 во многих языках связано с предметами, встречающимися попарно. Это - руки, ноги, уши, крылья… (Приложение 4)
Самым распространенным числительным в сказках является нечётное число 3.
Кто из нас не помнит знаменитого сказочного зачина: «За тридевять земель в тридевятом царстве жили - были...» И кто из нас, зачитываясь в детстве сказками, не сталкивался с таинственным числом «три».
«У крестьянина три сына: [5]
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак».
(П. Ершов. Конек - горбунок.)
И вот этого младшего, любимого всеми Иванушку, судьба всегда испытывает трижды. С числом «три» связаны и названия сказок, причем не только русских: «Три сокровища» (японская), «Три брата» (осетинская, немецкая, чукотская), «Три источника» (турецкая) и другие.
Само наблюдение над природой наводило на мысль об особом значении этого числа. Люди всюду встречали или думали, что встречают, деление на 3. Они видели, что вселенная состоит из неба, земли и воды; перед ними стояли небесные светила - солнце, луна и звезды; в телах они наблюдали три
измерения - длину, ширину и высоту; во времени - прошлое, настоящее и будущее.
Это нечётное число стало играть большую роль в магических обрядах. Так, например, заклятия и заговоры для придания им колдовской силы произносятся трижды.
Число 3 вошло в христианскую религию, верующие представляют Бога в виде триединства: отец - сын - святой дух.
Нечётное число 3 в сказках наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве. Ведь в русских сказках всегда желания исполняются только в третий раз. Так, в написанной в Болдине осенью 1830 года «Сказке о попе и работнике его Балде» с виду глупый работник Балда соглашается работать всего за 3 щелка, но щелк щелку ведь рознь, особенно если у Балды такой огромный кулак. [3]
Жадный поп, считая себя умным и хитрым, надеется на «русский авось».
Наступает уже срок расплаты, не на шутку испуганный поп хочет «погубить Балду, отправляет его к чертям собрать «недоимки за 3 года». Чтобы показать «русское лукавство» ума Балды, автор использует традиционный утроенный мотив сказок – поединок с чёртом.
Три раза Балда в море «верёвку крутил», чертям покоя не давал. Мы ощущаем, как нетерпеливее, грознее становится Балда с каждым разом:
в первый раз Балда «море морщил», во второй раз «наделал такого шуму, что все море смутилось и волнами так и расходилось», а в третий «Балда над морем опять шумит да чертям верёвкой грозит».
Три раза мерился силой Балда с «посланным бесёнком».
Первые два задания чертёнок придумал:
- «кто скорее из нас обежит около моря».
- «кто далее палку бросит».
А третье задание сам Балда задал:
«Кобылу подыми-ка ты,
Да неси её полверсты».
Мы видим, как хитрый Балда лихо и весело побеждает чёрта.
Не зря испугались черти Балды. С таким же страхом ждёт своей расплаты поп.
С каждым щелчком сила щелчка растёт. Мы чувствуем юмор в слове «щелк». Не удар, а щелк. Каким же должен быть удар балды, если щелк его такой силы. Вот тебе и «глупый» Балда. Оказался он умнее и хитрее даже попа.
С первого щелчка
Прыгнул поп до потолка;
Со второго щелчка
Лишился он языка,
А с третьего щелчка
Вышибло ум у старика.
Поэт говорит о бесшабашности русского характера. Выражая свои симпатии Балде, автор презрительно смеется над бесёнком («ножки протянул») и над попом («со страху корчится»), которые вздумали тягаться «с самим Балдой».
Свою первую сказку-поэму «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Она написана как своеобразное величание невесты-красавицы. [1]
Уже в первой строчке читаем:
«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком».
Только желание третьей девицы родить для батюшки-царя богатыря полюбилось царю, тихо подслушивавшему речь девиц «позадь забора».
Так же, как и в народных сказках, у Пушкина из 3-х сестриц две оказались злыми, коварными и завистливыми. Обманом, хитростью заставили бросить в океан младшую сестрицу с сыном.
Через 3 дня, как пустили бочку с матерью и с младенцем в океан, царевич и царица стали княжить в городе, подаренном им лебедем. Чудо свершилось через 3 дня. Они как бы заново воскресли. Чтобы царевич смог попасть в царство Салтана, три раза лебедь превращает его в насекомое. Сначала он становится комаром, затем мухой, а потом превращается в шмеля. В царстве своего отца он узнает сначала о чудесной белке, затем о 33 богатырях и, наконец, о прекрасной царевне. Три раза выручает лебедь царевича.
Так в городе появилась чудо-белка:
«Белка песенки поет,
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра чистый изумруд.»
Превращенный в насекомое, три раза ужалил царевич своих обидчиков: «впился комар тётке (поварихе) прямо в правый глаз», «ткачихе сел на левый глаз», а сватью бабу Бабариху ужалил прямо в нос.
Когда в третий раз прилетел царевич к царю Салтану, мы читаем:
«А ткачиха с поварихой,
Со сватьей бабой Бабарихой,
Около царя сидят –
Четырьмя все три глядят».
Действительно, у поварихи с ткачихой осталось по одному глазу, а у бабы Бабарихи – два. Так наказал царевич своих тёток за злые языки.
Осенью 1833 были написаны «Сказка о семи богатырях и о мёртвой царевне», «Сказка о рыбаке и рыбке» и возник замысел «Сказки о золотом петушке».
Использовал нечётное число три в своих сказках датский сказочник Ганс Христиан Андерсен.
В известной всему миру сказке «Огниво» солдат преодолевает 3 двери, у которых сидит три огромных собаки стерегущих медные, серебряные и золотые монеты. Три раза собаки приносили принцессу к солдату.
Число 4 встречается в сказках куда реже. Чётное число четыре обозначает божественный процесс, очищения и чистоты. Однако, оно также является и числом страдания, так как часто страдание - единственное средство очищения.
О том, что оно когда-то играло особую роль, видно из русской грамматики. Вслушайтесь, как мы говорим: «одна лошадь», «две лошади», «три лошади», «четыре лошади». Казалось бы, все хорошо: после единственного числа идет множественное. Но, начиная с пяти, мы говорим: «пять лошадей», «шесть лошадей», и будь их хоть миллион, а все равно – «лошадей». Значит, когда-то за числом 4 в русском языке начиналась необозримая область «много».
В русской народной сказке «Колобок» четырёх персонажей встретил главный герой на своём пути - зайца, волка, медведя, лису. От троих зверей Колобоку удалось убежать, а от встречи с последним героем его ждёт неминуемая гибель [4] Это же чётное число 4 используется в сказке «Звери в яме».
«Вот и набралось там, в яме четверо, и стали они горевать, как им еду добывать». Четыре задания лисы выполнял дрозд: накормил, напоил, из ямы вытащил, рассмешил.
Есть сказки, в которых встречается нечётное число 5. Сказка «Грибы» - это количество грибов, которых звал боровик на войну (белянки, рыжики, волнушки, опёнки, грузди).
В сказке «Зимовье зверей» проживали в избушке: бык, баран, свинья, гусь, петух. А вот напали на зимовье волк, медведь и лиса. (Приложение 3)
В сказке «Козьма Скоробогатый» «У него был один петушок, да пять курочек».
Пятерка считается числом совершенства, она символизирует собой законченность, завершенность. Человек имеет на руках и ногах по пять пальцев, именно поэтому пятерка также служит символом умельцев.
Известно, что в народе число 6 ассоциируется с нечистой силой. А обычай хоронить покойника через три дня связан с христианским вероучением.
Семь чудес света. Семь дней недели. Семь цветов радуги. Семь недель поста. Счастливый чувствует себя на седьмом небе. Герои сказок надевают семимильные сапоги и сражаются с драконами о семи головах. А названия сказок: «Волк и семеро козлят» (русская), «Семь козьих голов» (албанская)…
Про непонятное мы и до сих пор говорим, что это книга за семью печатями.
В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» мы встречаемся также с нечётным числом «7». Люди давно считали, что 7 – число особое. Так, известно, что жрецы Вавилона поклонялись семи богам. Символика числа 7 характерна и для библейских сюжетов. Богословы трактуют это число как соединение числа 3-божественного совершенства и 4 –мирового порядка. Несмотря на то, что это нечётное число 7 многие очень любят, это самая тревожная цифра. Семерка - символ отмирания старого, прощание с ненужным.
Семерка частенько использовалась колдунами и ведьмами, так как в ней заключена особая магическая сила. Народ не случайно употребляет число "семь" в своих сказках. Люди, которые используют число "семь" тоскуют по недостижимому будущему.
В сказке А.С. Пушкина число 7 имеет значение «много»: «семь богатырей, семь румяных усачей».
В приданое царевне было дано «семь торговых городов,
да сто сорок теремов».
Три раза обращается к своему зеркалу злая царевна.
Елисей в своих поисках три раза обращается за помощью:
1. «К красному солнцу».
2. «К месяцу ясному».
3. «К ветру буйному».
И только от ветра он узнает, где царевна. (Приложение 2)
После смерти царевны богатыри «ждали три дня, но она не восстала ото сна».
И они «гроб её к шести столбам
на цепях чугунных там
осторожно привинтили
и решёткой оградили».
В 1834 году поэт написал «Сказку о золотом петушке».
Сказочное царство, где происходит действие «Сказки о золотом петушке», находится «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве», что значит очень далеко. [4] Три раза выезжало войско биться с врагом. Через 8 дней, как выехал старший сын царя, закричал петух. После выезда младшего сына опять через 8 дней петух снова возвестил о нападении врага.
В третий раз сам царь поехал. Через 8 дней доехал он до места. И что же видит царь?
Что за страшная картина!
Перед ним его два сына
Без шеломов и без лат
Оба мёртвые лежат.
Цифры «6, 8» являются чётными. А у народа есть суеверное представление, что чётное число связано со смертью. Поэтому и в сказках это число упоминали крайне редко.
Почитание нечётного числа 9 было свойственно многим народам. Так, Чингисхану подчинялось 9 воевод, а знамя его состояло из 9 конских грив, укрепленных на копьях. При жертвоприношениях монголы также придерживались числа 9 и белого цвета. Например, в 9 - й день мая монголы собирали белых кобылиц и освящали их.
Число 9 почиталось бурятами, якутами, тунгусами. Это число фигурировало в заклинаниях, произносилось при посвящении в шаманы, лечении болезней.
В сказке «Волшебное кольцо» присутствуют 12 молодцев (…перекинул кольцо с руки на руку – тотчас явилось перед ним 12 молодцев, все на одно лицо, волос в волос, голос в голос), «Морской царь и Василиса Премудрая»
«Вдруг прилетают 12 голубиц, ударились о сыру землю и обернулись красными девицами…, а за ними прилетела тринадцатая голубица;…и была она всех пригожее, всех красивее!»
«Хитрая наука» 12 работников («Есть ещё одиннадцать работников, не узнаешь меня, так и останусь при нём двенадцатым»).
«Фролка – сидень» «..в этих палатах живёт двенадцатиглавый змий»
В сказке «Хрустальная гора» наводит страх змей,
«коли прилетит змеё о трёх головах - дай ему три коровы, коли о шести головах - дай шесть коров, а коли о двенадцати головах – то отсчитывай двенадцать коров».
В древности к самым «несчастливым» относили нечётное число 13. И до сих пор люди избегают встречаться с этим числом. Например, в США во многих домах и гостиницах нет этажей и комнат под номером 13.
Представление о числе «тринадцать», как о приносящем несчастье, могло возникнуть в связи с тем, что, освоив числовой ряд до двенадцати, человек считал 12 последним числом, символом полноты; следующее за ним число являлось лишним, потому «нечистивым» и приносящим несчастье.
В Англии многие корабли не покидают гавань 13 - го числа. В Париже существуют конторы для доставки четырнадцатого, если собравшихся на обеде оказывается «чертова дюжина». В знаменитой чикагской гостинице «Статлер», когда на званый обед собирается 13 гостей, администрация ставит четырнадцатое кресло и сажает туда одетый во фрак манекен. Ему, как и всем гостям, подается обед.
Так счастливое оно или несчастливое это число - «чертова дюжина»? Вера в «чертову дюжину» родилась давно. В Древнем Вавилоне самым замечательным числом было 12. На 12 месяцев, по числу созвездий Зодиака, вавилоняне делили год. Сутки они делили на - 24 или 12 двойных часов, каждый час на 60 минут, или 5 раз по 12. Кроме того, это число было очень удобно для счета: его можно без остатка делить на 2, на 3, на 4 и на 6.
Совсем непохожим на 12 было нечётное число 13. Его нельзя было разделить ни на одно число, кроме него самого и единицы. Поэтому и стали его считать несчастливым, «чертовой дюжиной». Кстати, у древних евреев числа обозначались буквами. Число 13 начиналось с буквы «м», и с этой же буквы начиналось слово «мэм» - смерть. Очевидно, это тоже сыграло свою роль в наделении числа 13 отрицательными качествами.
В сказках число 13 не употребляется, я не нашёл ни одной сказки где было бы использовано это число.
Со временем людям пришлось отказаться от мысли существования самого большого числа. Еще Архимед в своей книге «Счет песчинок» доказал, что счет можно вести бесконечно.
Глава II. Исследовательская работа
Собирая материал по данной теме, я попросила своих одноклассников, а у нас в классе 23 человека, ответить на два вопроса:
- На первый вопрос ответили так:
Волк и семеро козлят – 17 человек 89 %
Три поросёнка – 18 человек 94 %
Белоснежка и 7 гномов – 5 человек 26 %
Три медведя – 9 человек 47 %
Три орешка для Золушки – 4 человека 21 %
Цветик – Семицветик – 3 человека 16 %
Двенадцать месяцев – 12 человек 63 %
Три толстяка – 4 человека 21 %
Два брата – 2 человека 11 %
- На второй вопрос я получила такие ответы:
«Колобок» – 4 героя,
«Цветик – Семицветик» – 7 лепестков
«Спящая красавица» – спала 100 лет
«Стойкий оловянный солдатик» – 25 солдатиков в коробке
В сказке «Крошечка - Хаврошечка» - Одноглазка, Двуглазка, Трёхглазка
«Сказка о рыбаке и рыбке» - три раза ходил старик к морю
«Дикие лебеди» - 11 лебедей
«Принцесса на горошине» - 12 перинок
Проанализировав ответы одноклассников, я увидела, что существует огромное количество сказок с использованием нечётных чисел, они очень популярны, их хорошо знают одноклассники. Нечётное число имело большую живительную, волшебную силу. Сказок, в которых есть четные числа, я нашла мало. Даже в сказке «Колобок», где главному герою удаётся уйти от зайца, волка, медведя, от встречи с четвёртым героем его ждёт смерть.
Заключение
Все числа делятся на чётные и нечётные. И это деление не только математическое, но и символическое: отношение к чётным и нечётным числам у людей всегда было неодинаковое. Чётные числа связывали и продолжают связывать со смертью (чётное количество цветов в поминальном букете). Нечётные числа обычно являются счастливыми или священными: 3,7,9...
Изучив употребление в сказках различных чисел, я могу смело утверждать, что выбор чисел в сказках не случаен.
Самыми распространенными числительным в сказках являются числа 3 и 7. Они наталкивают читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве.
Цифры «6» и «8», являются чётными. А у народа есть суеверное представление, что чётное число связано со смертью, с нечистой силой.
Выбор числительных в сказках основан на народном представлении о числе.
Я пришла к выводу, что в сказках чаще используются нечётные числа (Приложение 4).
Библиографический список
1. Зуева Т.В. Сказки А.С. Пушкина. – Москва 1989.
2. Львова С.И. Уроки словесности.5-9 классы.-3-е изд., стереотип. -М.:Дрофа,2000.
3. Пушкин А.С. Сказки. – Москва 1990. с.135
4. Сказки русских писателей. – М. 1980. с. 251
5. Сборник «Народные русские сказки (Из сборника А.Н.Афанасьева). - М., 1977.
6. http://dustyattic.ru/lingo/
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Ребята и утята
Плавает ли канцелярская скрепка?
"Разделите так, как делили работу..."
Сочини стихи, Машина
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды