Роль учителя:
Роль учеников:
создание одной «буквы-видимки», соответствующей первой букве своего имени.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_azbuka-vidimka.doc | 617.5 КБ |
uchastniki_proekta_azbuka-vidimka.doc | 34 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Советский",
ХМАО- Югра
Проект «Азбука – видимка»
Тип проекта: практико-ориентированный, творческий
Участники проекта: первоклассники МБОУ СОШ № 1 г. Советский
(список прилагается)
Руководитель: учитель – логопед
МБОУ СОШ № 1 г. Советский,
ХМАО-Югра
Срещикова В.В.
г.Советский
2015 г.
Проект «Азбука – видимка»
Даже очень маленького ребенка можно обучить чему угодно,
если найти адекватную форму подачи материала
Азбучная истина
1. Паспорт проектной работы.
Роль учителя:
Роль учеников:
создание одной «буквы-видимки», соответствующей первой букве своего имени.
Актуальность проекта.
Младшие школьники с ОНР, как известно, испытывают разнообразные трудности при овладении навыками письма и чтения. Это связано с тем, что у них не сформированы основные предпосылки письменной речи – как речевые, так и неречевые. При овладении чтением и письмом огромную роль играет формирование звуко-буквенных связей. В свою очередь, эти связи могут быть сформированы только при условии чёткого представления о зрительном образе буквы. Очень важно, чтобы информационный блок, который ученик должен усвоить, передавался бы ему одновременно по нескольким каналам восприятия. К сожалению, для усвоения информации в учебных пособиях предлагается материал, использующий, как правило, только два канала восприятия: зрительный и слуховой. Тактильный же канал восприятия почти не используется, а ведь тактильные ощущения хорошо запоминаются. Зрительный образ букв усваивается детьми более успешно в практико-ориентированной творческой деятельности, поэтому из современных технологий образования мною была выбрана проектная технология.
Речевые нарушения детей почти всегда сопровождаются более или менее выраженными нарушениями в формировании когнитивных, общеучебных и коммуникативных навыков. Следовательно, проектная деятельность должна быть направлена на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков подготовки к занятиям, правильного распределения времени, планирования и самоконтроля. Логопедические занятия со школьниками, имеющими нарушения письменной речи, целесообразно проводить по программе, основанной на взаимодействии взрослого и ребёнка. Взаимодействие способствует обучению ребёнка-логопата самостоятельному поиску путей и способов решения собственных проблем. Ребёнок перестаёт быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.
Метод проекта предоставляет ребёнку уникальную возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослости. Работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности. Главное – помочь ребёнку поверить в свои силы. Наиболее полно и отчётливо воспринимается ребёнком то, что было интересно, то, что нашёл и доказал сам. Продуктивный вид деятельности – благодатная почва для реализации принципа активности, который заключается в том, что человек усваивает 10% из того, что слышит, 50% - из того, что видит, 90% - из того, что делает.
2. Педагогическое описание проекта.
Слово «эксперимент» с латинского языка переводится как «проба, опыт», и одно из значений этого слова – опыт вообще, попытка осуществить что-либо. Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедических занятиях наряду с другими видами работ полезно использовать и экспериментальную деятельность. Наиболее полно и отчётливо воспринимается и запоминается ребёнком то, что было ему интересно. Знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительными эмоциями, не становятся полезными. Ребёнок на занятии пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как обучение не захватывает их. Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в жизни, в изучении русского языка. Нужно только найти его и подать детям, что побудит их самих подобным находкам и открытиям.
На логопедических занятиях дети могут не только учиться чему-либо, но и а самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывать знания. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. В проекте детям не сообщается, что они будут решать определённую педагогическую задачу. Им сообщается название и цели проекта, и уже через несколько минут дети погружаются в проблему проекта и уже что-то рисуют, вырезают, клеят, выписывают. Дети, сами того не подозревая, вполне самостоятельно, активизируют свои знания, применяя их на практике в незнакомой ситуации.
Главная задача учителя-логопеда – научить ребёнка учиться. Успешность познавательной активности деятельности школьника с речевыми нарушениями зависит от выполнения ряда условий, в частности от обеспечения эмоционально благополучной позиции ребёнка.
Создание ситуации успеха его деятельности – основное условие воспитания положительного отношения к учению. Успех – это внутренний комфорт, радость от того, что всё не так уж трудно и плохо. Добиться эффективной положительной мотивации ребёнка к учению педагогу помогает создание загадочного увлекательного мира для зарождения познавательных и социальных мотивов.
Задуманный проект «Азбука-видимка» помогает детям не только обрести навыки исследовательской деятельности, но и даёт возможность учителю-логопеду реализовать многие коррекционно-педагогические и воспитательные цели и задачи, вовлекая детей в творческую деятельность, соответствующую умственным и физическим возможностям детей с речевыми нарушениями. Проект задуман как коллективная деятельность. Ученику, сталкивающемуся с проблемами в учёбе, сотрудничество даёт возможность получить дополнительную поддержку со стороны детей и логопеда, преодолеть страхи и неуверенность в себе, научиться быть самостоятельным и ответственным. Часто в течение всего учебного дня такие ученики чувствуют себя одинокими, неуспешными. Именно дополнительные занятия с логопедом могут и должны стать для них источником радости и уверенности в себе, предоставив возможность почувствовать поддержку окружающих. Именно на таких занятиях ученик, сам испытывающий трудности в учёбе, может помочь другому справиться с проблемами, помогая, таким образом, и себе (вспомним о самом эффективном методе – «учусь сам, обучая другого».) Радость, веселье, раскованность, некоторая таинственность привлекает детей. У них формируется выдержка, настойчивость, сопереживание. Наблюдая за детьми, можно видеть, как они оживляются, стараются выполнить как можно лучше. Они безболезненно реагируют на замечания и ошибки, стараются исправить их. Дети не чувствуют усталости, не испытывают дискомфорта.
По завершению работы над азбукой, организуется презентация каждым учеником своей «буквы- видимки», для того чтобы обобщить полученные знания и умения, повысить самооценку учащихся, дать детям установку на дальнейшие учебные успехи. Учащиеся самостоятельно оценивают достигнутые результаты, а так же оценивают успехи и неудачи других детей. Детям очень нравятся свои работы, они гордятся ими, узнают свои “произведения искусства” среди множества других, даже через длительное время.
В ходе работы над проектом у учащихся возникает интерес к логопедическим занятиям. Они учатся планировать свою деятельность, пользоваться различными источниками информации, отбирать нужные материалы, выражать своё мнение, создавать конечный продукт – материальный носитель проектной деятельности, оценивать себя и других. Полученный результат доказывает, что нет бездарных детей, нужно лишь вовремя оказать ребёнку помощь и дать поверить ему в свои силы. Каждый ученик логопедической группы – это создатель одной «буквы-видимки» т.е. страницы азбуки. Между логопедом и учеником заключается договор, в котором вся работа по созданию страницы азбуки расписывается по этапам. Детям даётся конкретное творческое задание, которое они выполняют самостоятельно, затем с помощью родителей, а учитель-логопед преследует свои важные коррекционно-педагогические цели и задачи на каждом этапе. Попробуем описать ценность применения каждого задания в работе с детьми логопедической группы.
1этап. Подобрать картинку, название которой начинается на заданный звук.
Коррекционные цели: Формировать умение определять место звука в слове, развивать пространственную ориентацию при размещении картинки на странице азбуки.
Исследовательские цели: Формировать умение находить несколько вариантов решения проблемы и выбирать из них более подходящий.
Воспитательные цели: Воспитывать самостоятельность при работе с учебным материалом, чувства ответственности при выполнении своей задачи.
2этап. Подобрать стихотворение о «своей букве», отражающее описание зрительного образа буквы.
Коррекционные цели: Развивать фонематический слух и память, умение определять место элементов в букве, обогащать словарный запас, закрепить зрительный образ буквы.
Исследовательские цели: Формировать умение находить недостающую информацию в информационном поле.
Воспитательные цели: Воспитывать интерес к изучению русского народного творчества, приобщать детей к чтению художественной литературы.
3этап. Записать стих, оставляя пропуски вместо заданной буквы.
Коррекционные цели: Обучать определению места звука в слове и тексте, определять количество букв и звуков в слове, развивать слоговую структуру слова, корректировать мелкую моторику.
Исследовательские цели: Формировать умение самим ставить учебную задачу и умение запросить недостающую информацию у эксперта.
Воспитательные цели: Развивать творческие способности, аккуратность и самостоятельность.
4 этап. Подобрать скороговорку, в которой часто встречается заданный звук.
Коррекционные цели: Развивать фонематический слух, и умение выделять букву в тексте; отрабатывать дикцию, силу голоса, выразительность.
Исследовательские цели: Формировать умение работать с литературными источниками.
Воспитательные цели: Формировать навыки самоконтроля.
5 этап. Составить ребус с данной буквой.
Коррекционные цели: Развивать пространственное воображение при работе с буквами.
Исследовательские цели: Формировать творческое воображение, самостоятельность при принятии решения, умение отстаивать свою точку зрения, умение находить и исправлять ошибки в своей работе и работе других детей, умение оказывать помощь в группе при решении общих задач.
Воспитательные цели: Воспитывать эстетический вкус, уважение к чужому труду и гордости за свой труд.
6 этап. Обвести по трафарету рисунки, где заданный звук находится в начале, середине или конце слова. Заштриховать их.
Коррекционные цели: Формировать умение определять место звука в слове, узнавать предмет по контуру, корректировать мелкую моторику.
Исследовательские цели: Формировать умение выбрать нужный рисунок из заданной серии.
Воспитательные цели: Воспитывать аккуратность и бережливость.
7 этап. Первая буква моего имени .
Коррекционные цели: Развивать умение работать со словарём и дополнительной литературой.
Исследовательские цели: Узнать значение своего имени и его историю.
Воспитательные цели: Воспитывать уважение и интерес к истории разных имён и народов.
8 этап. Оформить страницу азбуки по образцу.
Коррекционные цели: Развивать пространственную ориентацию; корректировать мелкую моторику; развивать тактильные ощущения.
Исследовательские цели: Формировать умение работать по образцу, находить и исправлять свои ошибки, планировать свою деятельность, время и ресурсы.
Воспитательные цели: Воспитывать гордость за свой труд и труд своих друзей и родителей.
В современной жизни широкое распространение получило массовое искусство, которое пренебрегает спецификой детской субкультуры, оставляет в стороне устное народное творчество. От детей ускользает точность, выразительность и красота родного языка. Загадки и скороговорки развивают логическое мышление, приучают к образному меткому слову, способствуют обогащению детского словаря. Многие загадки выстраивают базу для формирования словообразования, для усвоения синонимов, создают основу для развития операций мышления и обобщения. Приобщение детей к народному творчеству не только помогает обогатить речь детей, но и позволяет сделать их внутренний мир более богатым.
При записи стихов с пропусками дети сами выступают в роли создателей заданий для других учеников. Так же речевой материал, построенный по законам ритма и рифмы, служит определённой дидактической цели: максимально пополнить лексический материал заданным звуком.
Составить ребус с заданной буквой детям предлагается только после того, как они познакомятся с готовыми ребусами и правилами их построения. Затем учащемуся даётся задание составить ребус со своей буквой, а остальным его отгадать. Таким образом, учащиеся творят сами, оценивают ребусы других детей, имея возможность сравнить своё произведение с остальными. Если сам ребёнок не может выполнить задание – то есть возможность обратиться за помощью к тем учащимся, у которых составление ребуса не вызвало затруднения.
Работа с трафаретами играет большую роль в коррекции мелкой моторики. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому развивая моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. В.А. Сухомлинский писал: «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Оформление страницы «Азбуки-видимки» не требует каллиграфического письма. Это может быть вполне объёмный предмет или макет буквы, имеющий покрытие из материалов разной фактуры:
А – атласная, альбомная; Б – бархатная; В – ватная, вермишелевая, из веток; Г – гороховая, Д – деревянная, дрожжевая, дюшесная, Е – из единиц; Ж – железная, жесткая, из жвачки; З – зазубренная; И – игольчатая, из ирисок; К – кофейная, картонная; Л – лохматая; М – меховая; Н – из ниток, нейлоновая, нежная; О – ореховая, овальная; П – пенопластовая, пластиковая; Р – рябиновая; С – соломенная, из спагетти, из семечек, Т – тканевая, тонкая, твёрдая; Ф – фасолевая, фланелевая; Х – хлебная, хрустящая; Ц – цветочная, Ч – чайная; Ш – шершавая; Щ – щетинистая; Я – яркая, ягодная.
Совершенствование ручной моторик и способствует развитию речевой функции. Этот этап также формирует умение различать буквы, сходные по начертанию, тренируют переключение внимания. Важно подкрепление изделия из материала проговариванием, так как в этот момент происходит согласование звучания произносимого звука, мышечных ощущений в органах артикуляции и зрительного образа буквы.
Каждый этап работы над азбукой должен иметь свой конкретный продукт. Все этапы соответствуют поисково-творческим приёмам и помогают развивать навыки исследовательской деятельности в соответствии и индивидуальными и психическими особенностями каждого ребёнка.
3. Этапы выполнения проектно-исследовательской работы.
1 этап. Создание рабочей группы.
Изучая литературу по теме «Метод проектов», я случайно наткнулась на проект «Чудо-азбука», выполненный силами детей начальных классов. До этого я думала, что осуществить проект с детьми логопедической группы практически невозможно. Объявив детям о начале нашего проекта, я увидела, как загорелись их глаза. Сначала я решила вовлечь в исследовательскую деятельность только детей, имеющих небольшие речевые нарушения, по потом решила дать возможность попробовать свои силы всем детям, посещающим логопедические занятия. Таким образом, создалась рабочая группа из 32 человек – учащихся 1 классов, посещающих логопедические занятия. В стороне никто не остался. Мы решили продемонстрировать продукт нашей проектно-исследовательской деятельности «Азбуку-видимку» всем первоклассникам и классным руководителям, а подарить её будущим первоклассникам.
2 этап. Анализ существующих пособий.
Для начала мы с ребятами просмотрели все азбуки и буквари, которые нашли в библиотеке. Мы выбрали некоторые элементы из этих книг, но решили вставить задания с буквами и звуками, которые мы используем на логопедических занятиях по коррекции речи.
3 этап. Выбор направления деятельности.
Многие учащиеся младших классов, являясь кинестетиками, познающими окружающий мир, прикасаясь к предметам, пробуя их на запах и вкус, толкая, кидая и разбирая на части, сталкиваются с большими трудностями в обучении через зрительное и слуховое восприятие. Поэтому мы решили создать такую азбуку, по которой дети могли бы не только знакомиться с буквами и звуками русского языка, но и исправлять недостатки в устной и письменной речи и обогащать словарный запас по лексическим темам с помощью тактильной стимуляции.
Работа велась в течение первого полугодия. Этому отводилось 5 -10 минут на каждом логопедическом занятии. Проект обсуждался с родителями первоклассников, посещающих логопедические занятия.
Хочу заметить, что с началом проекта дети стали посещать логопедические занятия намного охотнее, а некоторые приходили просто так после уроков и помогали другим в работе. Осуществление проекта велось по плану-договору, заключённому с каждым учеником. После осуществления каждого этапа работа детей оценивалась.
4 этап. Разработка структуры будущей азбуки.
Для осуществления проекта мы разделили страницы азбуки между всеми проектантами по первой букве в имени. Поэтому некоторые буквы в нашей азбуке повторяются несколько раз, несколько букв алфавита не использовались вовсе, например: Ь,Ъ, Ы.
5 этап. Анализ собранного материала.
После того, как весь материал был собран, пришлось отбирать самое лучшее, так как информации было очень много. Из материалов выбирали те, которые хорошо подходили по размеру и фактуре.
Среди стихов, загадок и скороговорок отобрали те, в которых чаще встречался заданный звук и которые лучше подходили к картинке.
При отборе ребусов предпочтение отдали тем, которые дети составляли сами.
6 этап. Иллюстрирование отобранного материала.
Мы хотели, чтобы азбука получилась яркой и красочной, поэтому приходилось покрывать некоторые материалы яркой краской. Мы хотели, чтобы детям наша азбука он очень понравилась, а главное запомнилась. Затем был объявлен конкурс на лучшее оформление обложки. Мы просмотрели все предложенные варианты и выбрали самые интересные элементы, из которых сделали общий эскиз. Его и использовали для оформления «Азбуки-видимки».
7 этап. Проверка в действии, обмен опытом.
Прежде чем собрать страницы нашей книги в одно целое, я использовала на занятиях с первоклассниками некоторые элементы нашей работы. Детей эта работа заинтересовала, так как задания были выполнены руками уже их старших друзей.
Так же дети представили друг другу варианты своих букв на подгрупповых занятиях и поделились полученным опытом. Но не все буквы получились. Некоторые дети не поняли до конца идеи «буквы-видимки» и выполнили работу из подручных материалов. Ошибки были нами разобраны и учтены в последующих работах.
8 этап. Презентация.
Презентацию нашей азбуки мы провели в виде устного журнала перед учащимися первых классов. На нём мы рассказали почти обо всех буквах русского языка, демонстрируя при этом страницы нашей замечательной « Азбуки-видимки», а так же приняли участие в празднике «Прощание с Азбукой !»
Литература:
Список детей, принявших участие в проекте " Азбука-видимка"
Руководитель проекта: учитель-логопед Срещикова В.В.
№ | Фамилия, имя | Класс | Буква |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 | Лаптев Егор Копытов Дима Витовский Ваня Рассказов Дима Бабичева Саша Соколова Олеся Абдуллина Маша Баева Маша Попов Юра Бондарева Юля Бакулина Ксения Арсёнов Кирилл Асадулаева Аминат Исмайылова Селджан Нуриева Хавва Скороход Алёна Петрова Ксюша Рахимова Камила Попова Влада Морковкина Яна Мухаметзянов Тимур Кабанова Ангелина Байрамова Фируза Аюбова Регина Оглы Эйнар Алгаева Гюнель Низина Вика Новикова Даша Бардина Саша Глухих Юра Карнаев Артур Савельев Данил | 1а 1а 1а 1а 1а 1а 1б 1б 1б 1б 1б 1б 1б 1б 1б 1в 1в 1в 1в 1в 1в 1в 1в 1в 1в 1в 1в 1а 1в 1в 1в 1б | Е- из единиц Д- дрожжевая В- из вермишели Д- джинсовая С- из спагетти О- ореховая М- меховая М- из морожен. Ю- из семян тыквы К- красивая К- картонная А- ананасовая С- из семечек Х- хлебная И – из ирисок П- пластиковая К- кофейная В - ватная Я - ягодная Т- тканевая А- атласная Ф- из фасоли Р- рябиновая Э- из эскимо Г- гороховая В- из веток Д- деревянная А- альбомная Ж- железная Д- дюшесная |
Одеяльце
Лист Мёбиуса
Два Мороза
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Медведь и солнце