Данная работа содержит краеведческий материал о подвигах водителей Чапаевского поселка Красноармейского района Куйбышевской области во время Великой Отечественной войны.Данный материал хранится в школьном музее Труда и Славы,он используется на классных часах,уроках истории, информационных линейках.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.doc | 69.5 КБ |
Исследовательская работа
Подвиги земляков на дорогах войны
Автор:
Вьюшкова Светлана Александровна
Учащаяся 10 класса
ГБОУ СОШ пос.Чапаевский
м.р.Красноармейский
Научный руководитель:
Майорова Ольга Петровна
Учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ пос.Чапаевский
м.р.Красноармейский
2015г
Содержание
§1. Трудности военных верст шофера……………………………………….5
§2. Подвиги земляков на дорогах войны…………………………………….8
Введение
Я считаю, что для людей память - связующее звено между прошлым, настоящим и будущим. Ведь, как можно понять, почувствовать значимость прошлого? Конечно же, изучая историю, воссоздавая события. Также можно заставить себя пережить хотя бы на мгновение то, что пережили участники героических сороковых годов, если воссоздать хотя бы несколько минут чьей-то жизни…
У меня давно тлела надежда восстановить в памяти давнишние, еще с детства знакомые рассказы любимой бабушки о прадедушке, постоянно целовавшего ее в щечку, выпивавшего рюмочку, начинавшего такие интересные рассказы о военных дорогах, что, по рассказам бабушки, все домашние замирали часа эдак на четыре, прячась в закутке между русской печкой и кроватью, слушая простые и порой страшные рассказы о ТОЙ ВОЙНЕ…
И Слава Богу, мы ее не знали, мы верим, что ее никогда не будет, что такого быть просто не может…
В этот год юбилейный, в год 70-летия Победы, такой момент, наконец, настал! Пусть же этот рассказ будет маленькой данью всем, кто отстоял Свободу нашей Родины, кто уже не сможет рассказать, каким страшным трудом было завоевано право обнять детей и внуков.
Я, конечно же, знаю, что воспоминания о войне для каждого русского солдата – незаживающая рана. Скольких товарищей потерял мой прадедушка, сколько фронтовых верст он отмерил на своей «полуторке» - не отмечено ни в одном документе. Эти версты были отмечены в его сердце, теперь я это точно знаю из рассказов моей бабушки. Для меня очень важно воссоздать эти исторические события, чтобы чтить их в памяти нашей семьи, т.к. со временем некоторые события забываются, а моя работа останется в семейном архиве.
Проблема - сохранения историческо-культурного наследия страны.
Предмет исследования – биографические справки из жизни земляков.
Цель настоящей работы - изучить биографии земляков и выявить их подвиги на военных дорогах (среди которых мой прадед - Казаков Михаил Матвеевич).
Для достижения поставленной в исследовании цели предполагается решить следующие исследовательские задачи:
Основная часть
§1. Трудности военных верст шофера
Великая Отечественная война по освобождению нашей Родины от фашизма потребовала неимоверного напряжения воли всего советского народа, его Вооруженных Сил и унесла тысячи жизней лучших его сынов.
Ведь, фронт и тыл в то тяжелое время были едины! Я считаю, что массовый героизм и патриотизм обеспечили победную весну 1945 года, быстрое восстановление народного хозяйства, разрушенного войной, поднятие Отчизны из руин и пепла! Также неоценим был и труд шоферов, которые в любой ситуации должны были доставить груз по назначению, и помогала им в этом нелегком пути простая песня фронтового шофера. Песенка фронтового шофера была написана на музыку Б. Мокроусова и на слова Н.Лабковского.
Через горы, реки и долины,
Сквозь пургу, огонь и черный дым
Мы вели машины, объезжая мины,
По путям-дорогам фронтовым.
Эх, путь-дорожка фронтовая,
Не страшна нам бомбежка любая.
А помирать нам рановато,
Есть у нас еще дома дела.
А помирать нам рановато,
Есть у нас еще дома дела.
Путь для нас к Берлину, между прочим,
Был друзья не легок и не скор,
Шли мы дни и ночи, трудно было очень,
Но баранку не бросал шофер.
Эх, путь-дорожка фронтовая,
Не страшна нам бомбежка любая.
А помирать нам рановато,
Есть у нас еще дома дела.
А помирать нам рановато,
Есть у нас еще дома дела.
Может быть отдельным штатским лицам
Эта песня малость невдомек,
Мы ж не позабудем, где бы жить ни будем,
Фронтовых изъезженных дорог.
Эх, путь-дорожка фронтовая,
Не страшна нам бомбежка любая.
А помирать нам рановато,
Есть у нас еще дома дела.
А помирать нам рановато,
Есть у нас еще дома дела.
Эх, путь-дорожка фронтовая,
Не страшна нам бомбежка любая.
А помирать нам рановато,
Есть у нас еще дома дела.
А помирать нам рановато,
Есть у нас еще дома дела.
Когда я вчиталась в текст этой песни, то поняла, что она мне очень знакома по военным фильмам. Мне было интересно время появления этой душевной фронтовой песни. Работая над своей темой, я узнала, что родилась «Песенка фронтового шофера», не в годы войны, как я предполагала, а в послевоенном 1947 году и прозвучала впервые в популярном тогда радиообозрении «Клуб весёлых артистов». Оказывается, что пел её Марк Бернес от имени шофера Минутки – воскресшего героя фильма о Сталинградской битве «Великий перелом», роль которого сыграл в этой картине Марк Бернес. Этот фильм я с большим удовольствием просмотрела. Роль Минутки была далеко не главной, скорее эпизодической, и в самом фильме этой песни не было. Роль шофёра, которого играл в фильме Бернес, не только не пел, как все сыгранные им кинематографические герои, но, практически, не произнёс по ходу действия почти ни одного слова, хотя запомнился многим, кто видел эту картину своим подвигом, совершённым в ключевом эпизоде. Шофёр, работающий на командующего фронтом, Минутка погибает, но успевает соединить в зубах телефонные провода, восстановив прерванную связь с командным пунктом. Этот эпизод фильма меня сильно затронул, т.к. Минутка мне очень понравился. Он бесстрашно мчался в фильме по любым дорогам, не выпуская из рук баранки, и это отразилось в песне, слова которой для радиообозрения сочинили Бернесу его давние друзья – Борис Ласкин и Наум Лобковский, а музыку – композитор Борис Мокроусов. Война в их песне еще не кончилась. И хотя герой рассказывает о ней в прошедшем времени, он напевает слова явно из той военной поры[2;32].
Фронтовые шоферы пользовались немалым авторитетом среди солдат и мирных граждан. Ведь, не зря им посвятили фирменную песенку «фронтового шофера». Как артиллерист без пушки, так и шофер без машины.
Таким образом, в честь подвига воинов-водителей у шоссе Орел — Брянск недалеко от Брянска воздвигнут памятник: у подножия 30-метрового пилона — фигура солдата-водителя, который стоит на подножке вздыбленного автомобиля. Его правая рука лежит на руле, взгляд устремлен вперед, на дорогу (Приложение 1) …Это был первый в нашей стране памятник водителям, павшим на дорогах войны. Идея создания памятника и место его сооружения возникли не случайно. Ведь, отсюда — с Осиновой горки ушел на фронт автобатальон, сформированный из брянских водителей в первые месяцы войны и прошедший путь от Москвы до Одера. П.Ф.Мовчун – заслуженный художник Украины и лауреат Государственной премии и А.А.Гайдученя – архитектор: они проектировали памятник на общественных началах. Средства на его создание вложили автопредприятия области[1;67].
Похожий памятник шоферам, погибшим в годы Великой Отечественной войны расположился в городе Самара Самарской губернии на пересечении улиц XXII Партсъезда и Юрия Гагарина. Его торжественно открыли 15 мая 1985 года. Памятник представляет собой установленный на необычном постаменте легендарный автомобиль ЗиС-5 завода имени Сталина (Приложение 2). В народе этот советский грузовик называли «Захар» или «Трёхтонка». Ведь, в военные годы он сослужил хорошую службу всей советской армии. Автомобиль ЗиС-5 отличался большой грузоподъемностью и неприхотливостью. Даже в любую непогоду доблестные шоферы на ЗИСе-5 перевозили промышленное оборудование и продовольствие, раненых, также он служил тягачом полковых и дивизионных пушек. Данный грузовик, установленный сегодня в Самаре, был создан конструкторами Е.И.Важинским, Б.Д.Строкановым и В.И.Лялиным из машины американской модели. Постамент украшен табличкой «1941-1945. Шофёрам и машинам. Потомкам пример», а регистрационный номер грузовика символичен- 41-45 ВОВ. Эта строгая надпись будет всегда напоминать жителям города о фронтовых верстах, а мне- о моем прадедушке. А я до сегодняшних дней ничего не знала о его существовании, да еще так близко - в 70 километрах от нашего поселка.
§2. Подвиги земляков на дорогах войны
Задача, которую я поставила в этой работе – это нести ребятам знания о подвигах простых русских людей, о маленьких, но таких весомых вкладах каждого советского человека в Победу над врагом. Ведь, осознание того, что из малых, неприметных на первый взгляд подвигов, складывалась Великая Победа меня и натолкнуло на создание данной работы. Да, после войны прошло целых 70 лет. Но трудно найти семью, которой бы она не коснулась. Ведь, участников войны осталось не так уж много, а они завоевали нам победу, чтобы мы жили счастливо и наслаждались жизнью. Но в независимости от того, сколько времени прошло с окончания войны, мы все просто должны всегда помнить, кому мы обязаны жизнью. Еще ученицей младших классов я обещала себе написать рассказ о фронтовых дорогах моего прадеда – фронтового шофера Казакова Михаила Матвеевича, отца моей бабушки (Пономаренко Галины Михайловны), человека интереснейшей судьбы, прошедшего всю войну, оставшегося Настоящим Человеком. Для меня этот факт – на все времена! Так же меня заинтересовали военные подвиги моих сельчан: Казимова Вениамина Ивановича, Казимова Ивана Филипповича и Сарбаева Афанасия Тимофеевича, таких же шоферов, как и мой прадедушка. Свой рассказ я начну именно со своего прадедушки Казакова Михаила Матвеевича (Приложение 3). Родился он 5 ноября в 1917 году в селе Воздвиженка Чапаевского района. Окончил всего лишь 7 классов и выучился на шофера. В 1939 году его взяли в армию, и началась Финская война, он пересекал линию Маннергейма. А 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, и его отправили на первый Белорусский фронт, где Михаил Матвеевич возил генералов. Он прошел до самого Берлина. Потом их часть отправили на Дальний Восток, на Монголо-Китайскую границу на остров Хасан и там прадедушка провоевал еще год. Вернулся в 1946 году. За три войны он награжден 7 медалями 1 орденом Красной звезды (Приложение 4, 5). Но они не сохранились. Михаил Матвеевич пришел контуженым. Домой вернулся только в марте 1947 года со званием старший сержант. Все время носил с собой молитву, написанную на листочке. Считал, что именно она уберегла его от смерти.В 1943 году от болезни умерла жена, детей взял на воспитание его дед. Жили в Воздвиженке. После войны Михаил Матвеевич снова женился. В этом браке родилось пятеро детей. Сам работал в совхозе имени Чапаева завгаром до 1970года. Работая в с/х Чапаева главным механиком. Умер он в 1971 году. Прадедушка навсегда останется для меня героем, о его подвиге я буду рассказать своим детям и внукам. Таким же отважным и смелым военным шофером был и еще один односельчанин - Казимов Вениамин Иванович (Приложение 6). Все данные о жизни, службе и подвигах я узнала в беседе из воспоминаний его правнука – Казимова Никиты Вячеславовича. В 1939 году Вениамин Иванович был призван в ряды Красной Армии и служил на Дальнем Востоке. Обстановка там была напряженная, так как японцы то и дело нарушали границу Советского Союза. Через некоторое время он был мобилизован в Монгольскую Народную Республику. Когда в 1943 году началось сражение на Курской дуге, войска с Дальнего Востока перебросили под Курск на подмогу. Вениамин Иванович работал на многих машинах: ЗИС-5, ГАЗ-АА. В 1943 году американцы дали Советскому Союзу новую технику – машины «Студебекер», на которой мой прадед провоевал до 1944 года. На этой машине он перевозил различные грузы: снаряды для легендарных «Катюш», раненых, продукты питания. Однажды при перевозке груза к линии фронта их колонна в несколько машин попала в окружение. Вениамин Иванович умело вывел колонну из окружения (Приложение 7). За этот подвиг был награжден медалью «За отвагу» (Приложение 8). После войны он жил и работал в совхозе имени «Чапаева». В 70- 80-е годы был парторгом. Храбрым и отважным шофером во время войны был еще один земляк - Казимов Иван Филиппович. Его биографические данные мне стали известны из воспоминаний его внучки – Майоровой Анны Васильевны. Она рассказала, что Казимов Иван Филиппович (Приложение 9) родился 2 августа 1902 года в с.Каменный Брод Колдыбанского района. В семье было 7 детей. Иван Филиппович будучи юношей вместе со своими братьями пел в церковном хоре и являлся звонарем в церкви в с.Каменный Брод. В 1936 г. Переехал в совхоз им.Чапаева, где проживал до конца своих дней. До войны работал шофером в совхозном гараже. За время своей рабочей деятельности отличался трудолюбием, честностью и особенной любовью к технике. Машина его всегда была исправна, а если он выезжал в рейс и на дороге видел яму или ухабину, всегда возил с собой лопату, чтобы закопать …?.. После ухода на пенсию продолжал работать в гараже вулканизаторщиком. Его очень уважали сельчане. Неоднократно избирался председателем товарищеского суда. В 1941 году был призван Северо-Западном фронт под командованием маршалов Рокоссовского, Малинкова, Чуйкова, где продолжал служить по своей профессии - водителем 237 батальона. Основной его обязанностью было подвозить снаряды к батареям. Запомнился случай, который он рассказывал. Его машина пробивалась сквозь шквал огня. Загорелась обшивка руля, расплавилась, остался металлический каркас. Но обжигая руки, он все-таки смог довести снаряды на позицию. Доставка снарядов, продовольствия, раненых в тыл – все было за годы войны. День Победы встретил в Чехословакии в Праге. В тот момент находился на посту (в охране). Вдруг бежит человек: «Стой, кто идет?! Стрелять буду!» - приказал дедушка. Но в ответ раздался радостный крик: «Казимыч! Война кончилась!» «Вот тут-то и началась великая радость»,- вспоминал дедушка. Слезы, стрельбы, плач и смех - все смешалось в один гул. Но вспоминать о войне не любил, очень больно ему было. Часто во сне снились военные эпизоды, просыпался от криков и говорил: «Как же я устал от этой войн! Когда перестанет сниться?» В последнее время встречался с Чухвичевым Николаем на Куйбышевском телевидении (из командирского состава их батальона). Награжден медалями «За взятие Праги», «За Победу» орденом «Красная Звезда» (Приложение10,11). В семье было два сына и две дочери.
Еще одним фронтовым шофером – моим земляком являлся Сарбаев Афанасий Тимофеевич. (Приложение 12). Он краткосрочно служил шофером на Дальнем Востоке с1937 по 1939 года. Затем работал в селе Ново - Александровка в колхозе «Солидарность». Он был женат, до войны имел троих детей. В начале войны семья жила в Чапаевске. Афанасий Тимофеевич имел бронь и работал шофером на оборонном заводе. В 1942г. бронь сняли и в июле отправили на фронт сразу под Сталинград.
Участвовал в Сталинградской битве, был водителем самоходки на базе автомобиля с гусеничными траками, в составе зенитно-артиллерийского дивизиона, гвардии красноармеец. Однажды осенью Афанасий Тимофеевич вез командира батареи на передовую. При переезде через железную дорогу разорвался один тракт. Командир отправился в штаб на попутных, а водитель остался ремонтировать тракт. На станции нашел подручные материалы и, отремонтировав гусеничный тракт, добрался до Штаба (Приложение 13). За находчивость был награжден орденом «За Отвагу».
Также участвовал в сражениях на Орловско- Курской дуге. В рядах 1-го Украинского фронта под командованием маршала Конева форсировал Днепр на Бруклинском плацдарме, южнее города Киева. Участвовал в Ясско-Кишиневской операции, форсировал Одер. Войну закончил в Германии в городе Дрездене. Оттуда форсированным маршем двинулись на помощь восставшей Праге. Был контужен, лечился в госпитале в Праге, где военные медики спасли зрение. Вернулся с фронта в декабре 1945 года. Боевой путь отмечен наградами: «За отвагу», «За оборону Сталинграда», « За победу над Германией», «За освобождение Праги». После войны жил и работал в родном селе шофером, комбайнером, в животноводстве. Вырастил шестерых детей.
Заключение
Священная война унесла тысячи жизней лучших его сынов и требовала неимоверного напряжения воли всего советского народа, его Вооруженных Сил.
Массовый героизм, патриотизм обеспечили победную весну 1945 года. В этом я убедилась, когда изучала подвиги простых сельских жителей, которые бок о бок жили с моим прадедом. Я получила большое удовольствие от работы над своей темой. Ведь, я очень много общалась с близкими людьми настоящих героев, о жизни которых мало кто знал, а, тем более, - о их подвигах.
В своей работе я рассказала о подвигах людей, казалось бы, совсем неприметных профессий. Фронтовые шоферы были самые настоящие герои, потому что занимались доставкой грузов в любой обстановке: будь это бомбежки, обстрелы или затишье на фронтах. Это уж когда и как везло.
И, формируя свою работу, я очень много узнала о своих земляках - простых людях, у которых за плечами настоящие подвиги. А ведь эти люди жили в нашем поселке, и никто о их фронтовых верстах было мало информации, и, благодаря моему труду, я думаю многие об этом узнают к празднованию Дня Победы. В честь подвигов воинов-водителей воздвигают памятники по крупным городам России и в настоящее время, несмотря на то, что Великая Отечественная война была так давно – 70 лет назад. Поставленной цели своего труда, я считаю, что достигла, т.к. раскрыла трудности военных верст шофера и изучила подвиги земляков на военных дорогах.
Список литературы
Сказка об одной Тайне
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Эта весёлая планета
Извержение вулкана
Сочинение