Драконы – наверное, самые известные волшебные существа в литературе. Эти наводящие ужас чудовища обычно бывают самыми серьёзными противниками из всех, с которыми сражается герой. Убить дракона – значит стать королём. (Джон Клют, литературовед)
Вложение | Размер |
---|---|
drakony.docx | 53.45 КБ |
Министерство образования и науки, молодежи и спорта
Автономной Республики Крым
Управление образования Симферопольского городского совета
Симферопольский городской методический центр
Симферопольского городского совета
Направление: литература
Драконы вчера и сегодня
Работу выполнила:
Коломиевская Евгения Фёдоровна
учащаяся 8-А класса
общеобразовательной школы
I-III ступеней № 27 г. Симферополя
Научный руководитель:
Негуляева Марина Геннадьевна,
учитель русского языка
общеобразовательной школы
I-III ступеней № 27 г. Симферополя
г. Симферополь – 2014 г.
Cодержание :
I.Введение. Постановка целей, задач. Определение темы и новизны исследования в соотнесении с аргументацией выбора темы.
1.1.Практическая направленность______________________________ 3 II. Основная часть. Образ дракона в литературе: прошлое, настоящее, будущее_______________________________________________________ 4
1.Образ дракона в мифологии Древнего мира, в эпоху Средневековья, а также в эпоху Возрождения_____________________________________________ 6
- Древняя Греция: мифы о драконоборцах ___________________________ 7
- Легенды и мифы о драконах у народов Западной Европы ____________ _8
- Изображение дракона в Библии как отголосок языческой традиции ____ 11
- Русь. Сказки. Легенды. Победа Георгия Победоносца над змием, изображение на иконах. Драконы в русском устном народном творчестве.______________________________________________________ 11
2. XX век. Драконы остаются. Возникновение жанра фэнтези.___________ 13
Возрождение темы драконов в литературе. ___________________________14
3. Заключение. Общие и частные выводы.____________________________ 15
4. Список использованной литературы. ______________________________ 19
Введение
Практическая направленность.
Драконы – наверное, самые известные волшебные существа в литературе. Эти наводящие ужас чудовища обычно бывают самыми серьёзными противниками из всех, с которыми сражается герой. Убить дракона – значит стать королём. (Джон Клют, литературовед) По гипотезе некоторых учёных (А. Леруа-Гурана, В. Я. Проппа [3.3.]формирование мифологического образа дракона относится примерно к тому же периоду, когда более ранние мифологические символы животных уступили место богам, соединяющим в себе черты человека и животного. В образе дракона соединяются образы животных, первоначально воплощавших два противоположных и отличных от земного мира — верхний (птицы) и нижний (змеи ). Дракон может считаться дальнейшим развитием образа мифологического змея — основные признаки и мифологические мотивы, связывавшиеся с драконом, в главных чертах совпадают с теми, которые характеризовали змея, например, Змей Горыныч. Итак, образ или персонаж дракона имеет глубокие корни в литературе, искусстве, начиная со времён возникновения устного народного творчества и мифологии разных народов. Тема драконов жива и сегодня. Каким предстаёт в наше время дракон на страницах произведений современных писателей?
Основная часть
Образ дракона в литературе: прошлое, настоящее, будущее.
Дракон есть существо изначально сказочное, присущее мифам любого народа – от мифов аборигенов Австралии с их Радужным змеем до кусающего самого себя за хвост Ермундгада викингов Скандинавии – везде мы увидим нечто ползучее, могучее и змееподобное. Сколько раз пытались найти у всех этих сказаний что-то общее, придумывали версии о динозаврах, встреченных нашими предками, о неких природных явлениях типа смерча или торнадо, но найти единый корень легенд о драконах все равно затруднялись. Драконы – ближние слуги черного бога, славянского Велеса. На них были возложены функции сторожевых собак Велеса в верхнем мире, они выполняли его приказы и поручения. Драконы имели вид огромных змей, как самостоятельные боги они не почитались, но во всех ритуалах, связанных с Велесом, им отводилась значительная роль. Особенно велика была роль Драконов в обрядах плодородия. Сегодня, казалось бы, исчерпанный образ дракона, если не обретает новую жизнь, то определённо связывается многими исследователями с устойчивостью, «живучестью» древней традиции и продолжает свою жизнь в жанре фентези. Тема работы « Драконы вчера и сегодня» выбрана по нескольким причинам. Во-первых, потому что сам персонаж имеет древние корни, берущие начало во временах язычества и даже в более ранних, во-вторых, имеет яркое и самобытное продолжение практически в каждой исторической эпохе развития человечества и культурных источниках, не только в письменных, но и в изобразительных, в-третьих, образ дракона никогда не решался однозначно, и, наконец, в-четвёртых, исследование темы и анализ имеющихся источников показал, что в настоящий момент нет глубоких обобщающих исследований именно взаимосвязи возникновения образа дракона и многочисленных его трансформаций в мировой литературе. В рамках данной работы будет предпринята попытка рассмотреть бытование образа в литературе русской и европейской. Цели данного исследования: проследив развитие образа, начиная с мифов до состояния вопроса в современной литературе, определить:
во-первых, чем вызван стойкий интерес к образу дракона в истории литературы; во-вторых, какова роль образа дракона в изображении образа героя;
Задача: на основе текстов произведений мифологического жанра: легенд, сказаний, былин, сказок, сказаний разных народов, а также произведений современной литературы, используя мнения исследователей по теме работы, сделать окончательный вывод сообразно целей данного исследования. Практическая ценность данного исследования может выражаться в возможности использовать материал для углубленного изучения мифологии как одного из разделов истории литературы .
1.1.Образ дракона в мифологии Древнего мира, в эпоху Средневековья, а также в эпоху Возрождения.
Удивительных существ поначалу породило человеческое воображение. Их создавали ,чтобы исследовать свойства человеческой натуры- любовь, жестокость, отвагу и страх ,а также объяснить такие природные явления как бури, засуха и наводнения. Такое слияние вымысла и действительности придало мифическим животным особую энергетику и способность легко преодолевать границу между миром реальности и фантазии. Откуда берёт свои корни персонаж дракона? Весь его внешний вид по описанию схож с доисторическими животными - динозаврами: диплодок, тираннозавр, ихтиозавр, птеродактиль. «Хищная голова этого чудовища с маленькими, пылающими, словно угли, глазами невольно заставила вспомнить страшных химер, которые могли зародиться только в воображении средневековых художников. Его полуоткрытый длинный клюв был усажен двумя рядами острых зубов. …Словом, это был тот самый дьявол, которым нас пугали в детстве»,- читаем мы в «Затерянном мире» Конан Дойла. [3] Здесь же указания автора на своего рода «знакомство» людей с этими жуткими существами, знакомство, о котором недвусмысленно говорит не только литература, но и история мирового искусства, прежде всего, изобразительного. « Как же это могло случиться, ведь птеродактили исчезли с лица Земли примерно 100миллионов лет назад, задолго до появления homo sapiens? Возможно, когда-нибудь в результате совместных исследований историков культуры, философов, антропологов, специалистов в области психологии творчества мы и получим ответ на этот вопрос. Сейчас мнения исследователей сошлись на том, что образы динозавров – грозных владык Земли далёкого прошлого, каким-то образом сохранились в генетической памяти человечества. В результате в фольклоре и мифологии многих стран возникли «страшные» истории о различных чудищах. Центральное место среди них занимают, бесспорно, драконы – по Ожегову, «сказочное чудовище в виде крылатого огнедышащего змея», - в образе которого соединились черты летающего ящера птеродактиля и гигантских рептилий динозавров».[4.1.] Считается, что дракон представляет собой развитие мифологического образа змея, культ которого существовал в религиях народов всего мира. Первоначально мифологический змей по внешнему виду напоминал реально существовавших пресмыкающихся. Затем, по мере изменения смысловой нагрузки образа, он стал превращаться в летающее крылатое существо,
в чьём облике сочетались признаки разных животных: голова (или несколько голов) и туловище пресмыкающегося (змеи, ящера, крокодила), крылья птицы; кроме того, многие черты «заимствовались» у рыбы, льва, даже у козла и собаки. Первоначально дракон изображался как существо в одинаковой степени людям и полезное, и опасное. Но постепенно его образ был переосмыслен, и он всё чаще представал как символ зла, воплощение отрицательного начала . Подтвердить вышесказанное можно, опираясь на исследование А. Ликум «Всё обо всём», опубликованном в Москве в 1994 году, где автор ищет ответ на вопрос, каков источник, прообраз драконов: «…Надо заметить, что иногда люди действительно верили в то, что драконы существуют. До Колумба мореплаватели редко отваживались бороздить воды незнакомых морей именно из-за страха перед огромными монстрами, якобы обитающими в морских пучине, способными проглотить корабль целиком вместе с экипажем… Разумеется, они ошибались, и драконы существовали и существуют лишь в легендах и волшебных сказках. Тогда почему же люди считали их реальными существами? Одно из возможных объяснений заключается в том, что некогда, в доисторические времена, на Земле водились огромные животные. Самые ужасные из них, динозавры, исчезли с планеты задолго до появления на ней человека. Однако вполне вероятно, что во времена пещерных людей на Земле продолжали еще встречаться разные рептилии гигантских размеров, - вот и они-то и стали прообразами сказочных драконов.[1.1.]
Древняя Греция: мифы о драконоборцах
В европейской литературе драконы впервые появились в легендах и сказаниях Древней Греции. Давайте рассмотрим, какими предстают драконы в древнегреческой литературе, какую роль, сюжетную, художественную, они выполняют. Драконы представлялись ужасными чудовищами, наводившими страх на жителей тех мест, где они появлялись. Обычная роль дракона - уничтожение посевов, жилых домов и поедание всего живого, которое ему встречается, от животных до человека. Отзвуки драконьей темы слышны в приключениях многих героев Эллады. Кадм, брат Европы, которую похитил Зевс, обернувшийся быком, - вступил в бой с драконом, растерзавшим его спутников, не испугался сверкающих огнем глаз, пасти, усаженной тройным рядом ядовитых зубов, из-за которых высовывалось тройное жало. Кадм убил дракона и, по совету Афины Паллады, вырвал у него зубы и посеял их. Из этих зубов выросли вооруженные воины, они начали кровавую междоусобную битву, с уцелевшими. Кадм основал город Фивы. Но недолго длилась спокойная жизнь героя. Боги разгневались на него, и он вместе с женой Гармонией был вынужден покинуть Фивы. И тогда Кадм вспомнил побеждённое чудовище и понял, что причина его несчастий в том, что он убил дракона, посвящённого богу войны Аресу. В отчаянии герой воззвал к небесам, моля обратить его самого в змея. И тут же тело его вытянулось, покрылось чешуёй, ноги стали извивающимся змеиным хвостом. Верную жену Кадма боги также обратили в змею… Дракон встретился на пути Ясона, предводителя аргонавтов, отправившихся в Колхиду за золотым руном. Ээт, царь Колхиды, решив погубить героя, выдвинул условие: Ясон должен был распахать поле и засеять его зубами дракона, убитого Кадмом, когда же из зубов вырастут воины, сразиться с ними. Если бы не дочь Ээта, волшебница Медея, Ясон не выдержал бы это испытание. А потом она провела Ясона ночью в священную рощу и усыпила с помощью заклинаний страшного дракона, который охранял золотое руно. Но самый известный драконоборец в древнегреческой мифологии – Геракл. Его вторым подвигом стало сражение с Лернейской гидрой, чудовищем с телом змеи и девятью драконьими головами (она родилась от исполинской Ехидны и Тифона, у которого вообще было сто драконьих голов). Бой был тяжёлым: на месте головы, сбитой палицей героя, тут же вырастали две новые, и если бы не племянник Геракла Иолай не начал прижигать горящими деревьями шеи гидры, то кто знает, чем закончился бы поединок. Одиннадцатым подвигом Геракла был спуск в царство мёртвых, откуда он привёл стража Аида, трёхголового пса Кербера – у него на шее извивались змеи, а хвост оканчивался головой дракона с огромной пастью. Широко известен дракон из древнегреческих мифов – девятиглавая Гидра. Она пожрала множество прекрасных молодых девушек, прежде чем погибла от руки Геракла. Другим драконом, описанным древними греками, была Химера: чудовище с огнедышащей пастью, которое сразил молодой воин Беллерофон с помощью своего крылатого скакуна Пегаса. Таким образом, древнегреческие мифы дают яркое представление о том, каким видели древние греки дракона: злое, многоглавое, многоглазое чудовище, обладающее магической силой, противостоящее человеку, призванное уничтожить его. Но гуманистическая направленность древнегреческих мифов всегда выводила человека победителем, делала его героем в борьбе с чудовищем.
Легенды и мифы о драконах народов Западной Европы.
Западные драконы чаще всего опасны. Они настолько свирепы, то их нередко сравнивают с дьяволом. Подобно драконам востока, они неразрывно связаны с водой, но разрушительные наводнения они приносят чаще, чем живительные дожди. Драконы Запада, в отличии от их восточных собратьев, обычно выслеживают и убивают .Обратимся к Библейским сюжетам. Святой Михаил боролся с дьяволом в облике дракона и низверг его с небес. Самым известным победителем драконов считается святой Георгий .Легенда гласит, что в его времена(примерно 2000 лет назад) в одно озере жил ужасный дракон, требовавший приносить ему в жертву людей Святой Георгий, проезжая мимо, увидел, что на съедение дракону ведут царевну. В одних вариантах легенды говориться, что святой сразу убил дракона ,а в другом- привёл в столицу и убил на виду у всего народа. Но далеко не все драконы Запада были злыми. Когда родился Утер Пендрагон, отец короля Артура, в небе возникли два золотых дракона, возвещающие о рождении правителя. Изображения драконов появились на щитах и боевых знамёнах. Англичане больше всего писали о драконах. Драконы появляются в фольклоре Британских островов еще до вторжения римлян. Известна сказка о короле Ллидде, во время правления которого над островом каждый год бились два дракона, красный и белый. По словам волшебника Мерлина, красный символизировал народ Британии, а белый – саксов, то есть захватчиков, пришельцев. Святой Георгий, покровитель Англии, знаменит именно победой над драконом (что символизировала победу над иностранными завоевателями). Поэт Эдмунд Спенсер описывает дракона, встреченного «Рыцарем Красного Креста» [10,11]:
Тело его чудовищно, ужасающе и огромно, Раздуто от злобы и яда и запёкшейся крови; В чешую из бронзы одето, как в стальные доспехи, Так что ничто не может его проткнуть: Тело его не достать ни ударом меча, Ни копья заострённому жалу. Крылья его как два паруса, полные ветра, Готовые быстро его пронести над землёй. Хвост его длинный, закрученный в сотню колец, В красных и чёрных чешуйках,
Заметает всю землю, скользит у него за спиною, И на конце у него два шипа: Оба смертельно остры – Намного острее, чем сталь. Развёрстая пасть изрыгает дыхание ада, В каждой челюсти по три ряда железных зубов, С них ещё капает кровь и свисают сырые кишки Только что сожранных жертв.
Здесь отметим, что именно в эпоху Средневековья начинает складываться и получает развитие такой жанр литературы как фантастика. И, как указывают многие исследователи истории возникновения этого жанра, начало ему положили легенды и мифы о существах, которые наводили ужас на людей, противостояли им и имели вид, ничем не схожий с человеческим. И конечно, в первую очередь называется дракон . Обратим внимание, что, как отмечалось выше, англичане больше всего писали о драконах, им принадлежит и первенство в некотором разрушении образа чудовища. В сказке Эндрю Лэнга «Леди драконесса» жуткое чудовище оказывается прелестной принцессой, которую заколдовал волшебник, и для того, чтобы снять заклятие, надо было всего-навсего поцеловать ее… [12] Герой сказки Кеннета Грэма «Дракон-лежебока» - отнюдь не воплощение жестокости, напротив, он весьма дружелюбен, хотя и застенчив, склонен к меланхолии и вдобавок пишет стихи. [4]
Считаем необходимым, сделать некоторые выводы.
1.Одна из целей данной работы – определить, какова роль образа дракона для изображения образа героя, его человеческих качеств. Делаем вывод, что дракон всегда, во всех легендах и сказаниях, был главным испытанием, которое боги посылали герою, как бы проверяя его физическую силу, силу воли, мужество, преданность кому-либо или чему-либо. 2.В английской литературе, где начинается развитие жанра фэнтези ещё в эпоху Средневековья, происходит и разрушение представления о драконах как исключительно злобных существах. Дракон приобретает человеческие черты: дружелюбен, застенчив, склонен к меланхолии, «пишет стихи», другие - «плохо себя ведут». Очевидно, время, когда создавались эти литературные сказки, характеризовалось началом поворота от засилья инквизиции вниманием к человеку, его природе, т.е путь от требований к позиции писателя в Средние века к эпохе Возрождения, когда общество вспомнило гуманистические традиции эпохи Античности.
Рассмотрим ещё несколько примеров.
Беовульф, главный герой крупнейшего англосаксонского эпоса, отважный рыцарь из племени гаутов, избавляет короля данов Хродгара от двух жутких чудовищ. Третий великий подвиг Беовульфа – бой с драконом, который постоянно нападал на страну гаутов. Важно отметить, что между первыми двумя победами и боем с драконом проходит пятьдесят лет. Беовульф превратился в старика, но отважно вышел на бой. Дракон был стражем клада, хранимого три столетия. На кладе лежало древнее проклятие, которое Боевульф нарушил по неведению. Победа над зверем, покрытым бронёй и изрыгавшим пламя, чудовищем, самое дыхание которого было ядовитым, могла быть достигнута только ценой жизни героя, и Беовульф идёт на смерть ради спасения своей родины. Зигфрид, герой знаменитого немецкого героического эпоса, тоже сражался с драконом. После победы над чудовищем Зигфрид омылся в его крови и стал неуязвим – кроме одного места между лопатками, куда прилип липовый листок. В это-то место несколько лет спустя и был нанесен предательский удар, от которого Зигфрид погиб. Драконы не могли не появиться в легендах «артуровского цикла» - произведений 13-14 веков о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола. В бой с драконами вступали храбрейшие рыцари короля Артура, среди которых первое место занимал Ланселот Озерный. Т. Мэлори в книге «Смерть Артура» так описывал этот поединок: «Вот поднял сэр Ланселот надгробную плиту, и выполз наружу ужасный, мерзкий дракон, изрыгавший из пасти бешеное пламя. Тогда сэр Ланселот обнажил меч и долго бился с тем драконом, и под конец, после долгих и тяжких трудов, сэр Ланселот дракона убил».[10] Таким образом, герой, победивший дракона, приобретал особый статус и считался носителем звания, титула непобедимого, бесстрашного воина, что продолжает традиции мифологии: герой, человек особых качеств, сражается и побеждает.
Изображение дракона в Библии .
В немалой степени традиции европейского христианского искусства – изображать дракона как воплощение вековечного зла – является отголоском язычества. Традиция эта заложена Библией. Например, роль змея в грехопадении Адама и Евы (Книга Бытия). В «Откровении Иоанна Богослова» упоминается «большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на голове его семь диадем». С чудовищем воюет архангел Михаил и его ангелы, победившие «древнего змея, называемого диаволом и сатаною». Ангел, сошедший на землю, «взял дракона, змея древнего и который есть сатана и дьявол, и сковал его на тысячу лет». В конце концов, дракон был ввергнут в «озеро огненное и серное», чтобы «мучиться день и ночь во веки веков».
Русь. Победа Георгия Победоносца над змием, изображение на иконах. Драконы в русском устном народном творчестве. На Руси дракон (Змей Горыныч, стоглавое чудовище, Василиск, Змей огнедышащий) один из часто встречающихся персонажей. Дракон – действующее лицо преданий о Георгии Победоносце, великомученике, герое многочисленных сказаний у христианских народов (в русском фольклоре он называется Егорий Храбрый) и у мусульман. Обычно его изображают на иконах в виде юноши на белом коне, поражающем копьем дракона. Со времени царствования Дмитрия Донского святой Георгий считается покровителем Москвы. Дракон в фольклоре разных народов, как Восточной Европы, так и Западной, изображается преимущественно как жестокое, злобное и коварное чудовище. В сказках и легендах с ним бьются не только прославленные герои (в русском фольклоре это Добрыня Никитич, Алеша Попович, Никита Кожемяка), но и простые, до этого никаких подвигов не совершавшие люди. Вспомним сказку «Иван – крестьянский сын и чудо – Юдо». Если следовать логике, народ выделяет из своей среды не обязательно прославленного богатыря, а простого человека, силу которому даёт «мать сыра земля», «живая и мёртвая вода». Делаем важный вывод – в русской мифологии героем мог стать любой человек, преданный своей родине, а не обязательно знатный рыцарь или сеньор. Я хочу процитировать высказывание В.Я Проппа, литературоведа, исследователя русского устного народного творчества, который называет дракона (или змея) в числе главных противников героя сказки – вместе с ведьмой, чертом, разбойниками: В фольклоре … змей предстает не только воплощением жестокости и неудержимой злобы, но также весьма хитрым и коварным, способным, чтобы сбить с толку людей, оборачиваться другими животными – например, козой. Но бывает, что и люди обманывают змея. В одной сказке цыган обращает его в бегство, выжимая кусок творога и делая вид, что это камень; в другой его обыгрывают в карты; в третьей загадывают загадки, непостижимые для существа с «первой сигнальной системой». В таких сказках змей показан глуповатым, недалеким, а то и простодушно-наивным, похожим на деревенского паренька, которого обманывают ушлые городские люди». (В.Я. Пропп «Морфология волшебной сказки»)[5.1] Русские былины повествуют, что живет крылатый семиглавый дракон Горыныч на Сорочинских горах в глубокой пещере. Хранит он там разные сокровища и похищенных девиц, за которыми летает на Святую Русь. Не раз сходились в битвах с Горынычем богатыри, сам Добрыня много раз бился с ним и одерживал победу. На Руси драконов чаще называли огненным змеем. Например, в 1092 году летописец записал: «Стали темны облака, и протянулся из-за них змей великий, голова в огне, а головы три, и пошел от него дым, и начался шум..." Чудо-Юдо славянских народных сказок — дракон страшный, многоглавый, могучий, огромных размеров . Обратимся за разъяснениями к множеству источников по поводу значения слова «Юдо».Мы выяснили, что оно восходит к древнеиндийскому слову «йадас» — водяное животное. Действительно, Чудо-Юдо связан с водной стихией. Появляется Чудо-Юдо всегда из воды. Вот как это описано в одной сказке: «Утка крякнула, берега звякнули, море всколыхалось — лезет Чудо-Юдо, змей шестиглавый». В другой народной сказке описана встреча на Калиновом мосту, что перекинут через реку Смородину, Чуда-Юда и русского богатыря Ивана Быковича — коровьего сына. Это имя встречается и в других славянских сказках. Известно морское чудовище Чудо-Юдо рыба-кит. Его создал на основе преданий и легенд о подводных гигантах Петр Ершов и поселил в своем «Коньке-Горбунке». Этот крылатый южнославянский дракон живет на скалах, порой в пещерах, а иногда — прямо на облаке. Летая, он изрыгает огонь. Тело огняника покрыто блестящей, отливающей всеми красками чешуей. Огонь отражается в ней, и полет дракона выглядит как блеск молнии. На землю опускается он с шумом и громом, рассыпаясь искрами. Несомненно, что с образом огняника народное сознание отождествляло грозу. Предание приписывает дракону богатырскую силу, знание целебных и приворотных трав, обладание несметными богатствами и умение обольщать особ женского пола. Так и хочется предостеречь: «Девушки! Бойтесь любви огняника: она приносит горе, болезнь и смерть». Таким образом, драконы – мифологические существа живут в русском народном устном творчестве и обладают почти такими же свойствами, что и драконы западноевропейского эпоса: несущие смерть и разрушения огнедышащие чудовища. Однако отметим, что образы драконов в русской мифологии наделены ещё и хитростью, коварством, умением обольщать, способностью превращаться, принимать чужой облик. Примечательна ещё одна черта – драконы могут быть и глуповатыми и, если так можно сказать, наивными, их можно обмануть. Очевидно, этим можно признать большую изобретательность, которую проявляли наши предки. Нельзя не отметить ещё одной особенности: в русских сказках усилено, в сравнении с мифами других народов, патриотическое начало. Русский богатырь сражается за родную землю, которая помогает ему, в отличие от героя западно-европейского, отстаивающего жизнь, честь и достоинство, как правило, своего короля или прекрасной дамы.
2. XX век. Драконы сейчас. Возникновение жанра фэнтези
В XX веке наблюдается сохранение традиций: английская литература ознаменовывается появлением нового имени, яркого самобытного писателя – Роберта Руэла Толкина. Филолог по образованию, он «поселяет» драконов на страницах своих произведений, и они становятся самыми знаменитыми персонажами современной фантастики. Дракон Смог из повести «Хоббит» в незапамятные времена сжег город Дейл и захватил сокровища гномов. Хитрый и жестокий, лживый и коварный, Смог страшен еще и тем, что от него можно заразиться «драконьей болезнью» - жадностью, корыстолюбием, застилающими рассудок. «Хоббит» был переведён и издан в 1976 году, а в 1982-м вышла первая часть «Властелина колец». Тема дракона получает своё новое развитие, в другом своём произведении Толкин дракон, помимо прямой угрозы жизни человека, способен погубить человека изнутри, т.е. заразить его смертоносными, на взгляд автора, пороками: жестокостью, жадностью, способностью к предательству, мстительностью. Писатель в своих «Летописях Средиземья» описывает события, которые происходят в Средиземье на протяжении многих веков. Одни из главных персонажей этих событий – драконы, которые созданы силами зла, и потому несут с собой разрушение, хаос, смерть. Мы видим параллель между миром человека и образом дракона. То, что дракон перенимает человеческие черты говорит о том, что авторы фэнтези сознательно «сближают» фантастику и реальность, возникает обострённое чувство опасности, сюжет становится более занимательным. XX век – время расцвета фантастической литературы, активно использующей волшебную сказку. Революция в технике, освоение космоса, открытие и использование атомной энергии повлекло за собой обращение к многовековой сказочной традиции. И как следствие – бурное развитие поджанра фэнтези. Дракон и единорог становятся самыми популярными персонажами. Это объяснимо: при создании мира иной реальности, мира волшебного, не имеющего, согласно законам жанра, аналогий с нашей повседневностью, дракон необходим как воплощение небывалого. Очевидно, новое мышление, мировоззрение дало художникам возможность по-новому взглянуть на традиционный образ: дракон из вечного врага постепенно превращается в существо, способное сосуществовать с человеком в его мире, не противостоять ему, а помогать выжить.
Возрождение темы драконов в литературе.
Хочется отметить, что в писатели XX столетия использовали образ дракона как показатель психологического состояния человеческого общества. Подтверждений этому множество. Приведём пример известной сказки Евгения Шварца «Дракон». Пьеса была написана в 1943 году и воспринималась как антивоенное и антифашистское произведение. Но, по мнению исследователя жанра фэнтези Г.И. Широкова, «…пьеса Шварца по прошествии более полувека приобрела новое звучание…Она, скорее психологична, нежели политична…».[5.1] Это подтверждает вывод, о котором говорилось выше и что определяется целями данной работы: во- первых, насколько изображение дракона помогает раскрыть образ человека, во-вторых, в XX веке образ дракона играет роль показателя психологического состояния общества или отдельного человека. В определенной степени многие писатели, обращавшиеся к «драконьей теме». Одни из них, изображая жутких чудовищ, поначалу, может быть, хотели усилить фантастичность создаваемого мира, подчеркнуть доблесть героя. Но в конце концов приходили к тому (а иные писатели задумывали это изначально), что дракон начинает выполнять роль зеркала, которое показывает – проясняя и укрупняя – черты не звериные, а человеческие: мужество и трусость, любовь и жестокость, верность и вероломство, самоотверженность и коварство. И многое другое, из чего, собственно, и состоит человеческая жизнь. Попытаемся, опираясь на материал произведений, объяснить особенность жанра фэнтези. Нам представляется, что в произведениях фэнтези важна исключительно высокая роль отдельной личности, способность героя не только изменять ход событий вокруг себя, но и непосредственно влиять на судьбы мира. Наибольшую популярность в России приобрела «историческая фэнтези». О близости фантастики к историческому роману критики вели речь ёще в советские времена. А в предисловии к сборнику рассказов С.Логинова «Быль о сказочном звере» (1990 год) прямо говорится, что описываемые события, фантастические для читателя, в глазах персонажей выглядят исторически правдивыми .[7.1.] Образ дракона в литературе XX века меняется , что вполне закономерно: меняется мировоззрение писателя, требование времени меняет вкусы читателя. XX век – век глобальных исторических и технических революций заставил человека по-новому оценить своё место в быстроменяющемся мире, пробудил его интерес к самому себе .
3. Заключение. Общие и частные выводы.
Цель исследовательской работы, на наш взгляд достигнута: мы проследили и проанализировали развитие образа, начиная со времён Древней Греции до конца XX столетия. Нам удалось определить, что неугасающий интерес к «драконьей теме» в литературе вызван самой природой предмета рассмотрения. Дракон – «крылатый змей, огнедышащее чудовище, соединяющее в себе части тел разных животных» не мог не волновать воображение, не пробуждать фантазию в народном сознании, будь то мифы или легенды; ни в сознании средневекового автора, также находящегося в плену иллюзий о существовании неких тёмных сил; ни у современного писателя, вооружённого знаниями о законах природы и шагнувшего в космическое пространство. Такова, очевидно, власть этого необычного создания человеческого сознания. Безусловно, открытием проведённого исследования можно считать вывод о том, что, образ дракона, изменяясь с течением времени проделал путь от внешнего к внутреннему: в мифологии, отчасти в литературе Средних веков, дракон – проявление внешних, неведомых сил, враждебных человеку, в XX веке с его обострённым вниманием к внутреннему миру человека – дракон может «поселиться» в подсознании человека, стать олицетворением его пороков: агрессии, алчности, жадности, коварства, вероломства, жажды власти.
В качестве доказательств приведём выводы, сделанные в ходе работы.
- Древнегреческие мифы дают яркое представление о том, каким видели древние греки дракона: злое, многоглавое, многоглазое чудовище, обладающее магической силой, противостоящее человеку, призванное уничтожить его. Но гуманистическая направленность древнегреческих мифов всегда выводила человека победителем, делала его героем в борьбе с чудовищем.
- Дракон всегда, во всех легендах и сказаниях, был главным испытанием, которое боги посылали герою, как бы проверяя его физическую силу, силу воли, мужество, преданность кому-либо или чему-либо.
- В английской литературе, где начинается развитие жанра фэнтези ещё в эпоху Средневековья, происходит и разрушение представления о драконах как исключительно злобных существах. Дракон приобретает человеческие черты: дружелюбен, застенчив, склонен к меланхолии, «пишет стихи», другие - «плохо себя ведут». Очевидно, время, когда создавались эти литературные сказки, характеризовалось началом поворота от засилья инквизиции вниманием к человеку, его природе, т.е путь от требований к позиции писателя в Средние века к эпохе Возрождения, когда общество вспомнило гуманистические традиции эпохи Античности.
- Герой, победивший дракона, приобретал особый статус и считался носителем звания, титула непобедимого, бесстрашного воина, что продолжает традиции мифологии: герой, человек особых качеств, сражается и побеждает.
- В немалой степени традиции европейского христианского искусства – изображать дракона как воплощение вековечного зла – является отголоском язычества. Традиция эта заложена Библией.
- Именно в эпоху Средневековья начинает складываться и получает развитие такой жанр литературы как фантастика. И, как отмечают многие исследователи истории возникновения этого жанра, начало ему положили легенды и мифы о существах, которые наводили ужас на людей, противостояли им и имели вид, ничем не схожий с человеческим. И конечно, в первую очередь называется дракон.
-В русской мифологии героем мог стать любой человек, преданный своей родине, а не обязательно знатный рыцарь или сеньор. -Драконы – мифологические существа живут в русском народном устном творчестве и обладают почти такими же свойствами, что и драконы западно-европейского эпоса: несущие смерть и разрушения огнедышащие чудовища. Однако отметим, что образы драконов в русской мифологии наделены ещё и хитростью, коварством, умением обольщать, способностью превращаться, принимать чужой облик. Примечательна ещё одна черта – драконы могут быть и глуповатыми и, если так можно сказать, наивными, их можно обмануть. Очевидно, этим можно признать большую изобретательность, которую проявляли наши предки. Нельзя не отметить ещё одной особенности: в русских сказках усилено, в сравнении с мифами других народов, патриотическое начало. Русский богатырь сражается за родную землю, которая помогает ему, в отличие от героя западноевропейского, отстаивающего жизнь, честь и достоинство, как правило, своего короля или прекрасной дамы. - В литературе ХХ века дракон, помимо прямой угрозы жизни человека, способен погубить человека изнутри, т.е. заразить его смертоносными, на взгляд автора, пороками: жестокостью, жадностью, способностью к предательству, мстительностью. - Самое трудное, самое мучительное – борьба с драконом в человеческой душе, со злом, которое в живёт в самом человеке. -Дракон начинает выполнять роль зеркала, которое показывает – проясняя и укрупняя – черты не звериные, а человеческие: мужество и трусость, любовь и жестокость, верность и вероломство, самоотверженность и коварство. И многое другое, из чего, собственно, и состоит человеческая жизнь. Образ дракона в литературе XX века претерпевает изменения, что вполне закономерно: меняется мировоззрение писателя, требование времени меняет вкусы читателя. XX век – век глобальных исторических и технических революций заставил человека по-новому оценить своё место в быстроменяющемся мире, пробудил его интерес к самому себе . Образ дракона продолжает волновать писателей-фантастов, читатели ждут новых произведений, новых поворотов в теме. Наступивший XХI век, очевидно, сделает свои открытия, т.к. переосмысление окружающей действительности, переоценка ценностей, несомненно, будут сделаны и в наступившем столетии. Удастся ли человеку победить дракона в себе? Не сотворит ли он новых чудовищ в себе или в своём сознании? Какое продолжение «драконьей темы» нам ожидать? На эти вопросы попытаются ответить фантасты и ознаменуют тем самым своё видение человека и его роли в XXI веке.
4. Список использованной литературы.
Художественные тексты:
1.Евгений Шварц «Дракон»
2.«Зигфрид – победитель чудовищ». Немецкий героический эпос.
3.К. Дойл. «Затерянный мир»
4.Кеннета Грэма «Дракон-лежебока»
5.Мифы Древней Греции. Составитель 7.Русский героический эпос. Былины. Легенды. Сказания. Составитель Пропп В. Я.
6.Р. Р. Толкин «Хоббит»
7.Р. Р. Толкин .«Летописях Средиземья»
8.Русский героический эпос. Былины. Легенды. Сказания. Составитель Пропп В. Я.
9.Сказание о Беофульфе. Англосаксонский эпос.
10.Т. Мэлори «Смерть Артура»
11.Эндрю Лэнга «Леди драконесса»
12.Э. Спенсер «Королева фей».
13. Эдмунд Спенсер «Рыцарь Красного Креста»:
Исследования, монографии, публикации:
1.1.А. Ликум «Всё обо всём»,
2.1.Иванов В. В., Топоров В. Н. «Исследования в области славянских древностей». М., 1974;
3.1.Кирпичников А. И. «Св. Георгий и Егорий Храбрый. Исследование литературной истории христианской легенды». СПБ, 1879;
4.1.Ожегов "Словарь
5.1.Пропп В. Я. «Исторические корни волшебной сказки». Л., 1946;
6.1.Рыстенко А. В. «Легенда о Св. Георгии и драконе в византийской и славяно-русской литературах». 1909, т. 112;
7.1.С.Логинова «Быль о сказочном звере»
8.1.Широков Г.И. Что скрывается за словом «фэнтези».
Притча о гвоздях
А теперь — мультфильм
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Почта
Ледяная внучка