Проектная работа о литературных мистификациях Н.В.Гоголя.
Вложение | Размер |
---|---|
mistifikatsii_v_proizvedeniyah_n._v._gogolya.doc | 673.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г. Московский Ленинского муниципального района Московской области.
Проектная работа
по литературе на тему:
«Мистификации в произведениях Н. В. Гоголя»
Работу выполнила:
Ученица 9 “Б” класса
МОУ СОШ №1 Г. Московский
Платова Анна Сергеевна.
Работу проверила:
Учитель русского языка и литературы
Жиравова Ирина Михайловна.
г. Московский 2012 год.
I. Влияние окружения на творчество Н. В. Гоголя.
II. Мистификации в произведениях Н. В Гоголя.
III. Перед смертью Н. В. Гоголя.
Ответы на тест.
Введение
XIX век, признанный Золотым веком русской литературы, известен выдающимися писателями. Среди них Николай Василевич Гоголь – широко признанный классик, прозаик и драматург, со своеобразным стилем, юмористическими и мистическими произведениями. Я выбрала предметом исследования творчество Н. В Гоголя для своей работы, так как считаю, что на его примере можно наиболее полно раскрыть тему литературных мистификаций.
Сам о своём таланте Гоголь отзывался: “У меня только то и выходило хорошо, что взято было мной из действительности, из данных, мне известных”. Но образы, созданные им, были больше, чем просто записанные наблюдения. Герои его повестей были целостными личностями, полностью раскрытыми Николаем Васильевичем. Многие имена его литературных типов были близки и понятны народу и перешли в разговорный язык как имена нарицательные.
Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в Сорочинцах, на границе Полтавского и Миргородского уездов Полтавской губернии. Николаем его назвали в честь чудотворной иконы Святого Николая. Согласно семейному преданию он происходил из старинного украинского казацкого рода и был потомком известного казака Остапа Гоголя. Ряд исследователей считают, что происхождение от Остапа Гоголя могло быть сфальсифицировано дедом Николая Васильевича, Афанасием Демьяновичем Гоголь-Яновским, для получения им дворянства, так как священническая родословная была непреодолимым препятствием для приобретения дворянского титула. Как видно, мистификации Николая Васильевича Гоголя начинаются уже с его происхождения.
В 1818 году Николая Васильевича отдают к одному из лучших местных учителей в Полтавское уездное училище для подготовки к Нежинской гимназии высших наук, в которую он поступил в 1821 году. Надо отметить, что Гоголь не был прилежным учеником, но, тем не менее, делал успехи в русской словесности и, обладая хорошей памятью, готовился к экзаменам за несколько дней.
Несмотря на то, что Николай Васильевич любит свою родину, для воплощения его стремлений принести пользу на государственной службе переезжает в Санкт-Петербург (1828 г.). А позднее, после выпуска сборника «Миргород» в 1835 году, путешествует по Европе, и, хотя, ему остаётся чужда жизнь заграницы, но её природа и искусство интересны для Гоголя. В сумме Николай Васильевич прожил за границей около 12 лет, а Рим, где он провёл больше всего времени, стал для него второй родиной. Здесь Гоголь заканчивает первый том «Мёртвых душ», который задумал ещё в Санкт-Петербурге, и повесть «Шинель»…
Гоголь до сих пор интересует литературоведов и историков своей биографией, незаурядными способностями, а также загадочностью своего внутреннего мира. Ещё многие пытаются понять, чем вызвана его склонность к фантастике, религии и мистификациям, под действием ли нервных потрясений, имевших место в его жизни (Гоголь с детских лет не отличался крепким здоровьем. Смерть в детстве его младшего брата Ивана и безвременная кончина отца, несомненно, наложили отпечаток на его душевное состояние) или это было особенностью его характера.
В своей работе я постаралась отобразить основные черты литературных мистификаций Н. В. Гоголя, тесно связанных с мистикой и религией. Также здесь показаны некоторые причины, которые принято считать, положили начало этому направлению в творчестве писателя.
Фотопортрет Н.В.Гоголя.
Автор К.А.Фишер
Влияние окружения на творчество Н. В. Гоголя
Наибольшее влияние на формирующуюся личность, взгляды и предпочтения ещё в детстве оказали среда, в которой жил автор, окружение близких людей, семья.
Считается, что на формирование патриотизма Гоголя, которое явно выделяется в большей части его произведений, повлияла мать писателя, Мария Ивановна при рождении Косяровская. Из её биографии известно, что она родилась в 1791 году и была выдана замуж в возрасте 14 лет, а также её современники поговаривали, что она была первой красавицей в Полтаве.
Живя до и после школы на каникулах с ней в деревне среди обстановки украинского быта, Гоголь проникся жизнью, обычаями и историей этой среды и позднее отображал это в своих произведениях. Во многом влияние матери сказалось на религиозности и склонности писателя к мистике, которые только усиливались к концу жизни. Николай Васильевич позднее часто обращался к ней из Петербурга за новыми бытовыми подробностями для своей писательской деятельности.
Письма ее представляют большой интерес для истории русской литературы первой половины XIX века. Они не так сильны фактами, но наполнены большой эмоциональностью. Филолог и искусствовед С.Н. Дурылин в 1928 году опубликовал письма М.И. Гоголь к Аксаковым. В предисловии к ее письмам исследователь обращает внимание на то, что Мария Ивановна в отличие от других «литературных» матерей была не просто родительницей Гоголя, а именно матерью писателя, «любящей писательство сына, гордящейся им и искренне и глубоко дорожащей и при жизни сына, и особенно после его смерти избранным кругом его друзей-писателей».
Мария Ивановна не только горячо любила сына, но и понимала его значение как драматурга, пытавшегося реалистичными образами своих книг достучаться до равнодушных людей, напомнить о человечности, отзывчивости, наставить на истинный путь. Эта характеристика матери Николая Васильевича имеет особую ценность, так как круг людей, понимавших это, был ограничен. Многих друзей Гоголя расстраивало, что существует непонимание «высокого достоинства» даже среди людей его круга, и что в Гоголе видят только комического писателя, что глубокое и серьезное значение «Мертвых душ» было понято немногими. А ещё нельзя недооценивать его роль литератора во время формирования литературного русского языка, когда Гоголь наряду с Пушкиным оформил новые художественные типы (в том числе тип «лишнего человека»), темы которых будут раскрываться многими писателями ХХI века.
Интерес же к театру и актёрской деятельности полагают пробудил отец Николая Васильевича, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский (1777-1825 гг). Он был человеком выдающимся, знал множество языков, писал стихи на украинском и русском языках. Отец Николая Васильевича посвятил первую половину жизни государственной службе, а к концу жизни был директором и актёром домашнего театра Дмитрия Прокофьевича Трощинского, министра и члена Государственного совета, дальнего родственника Гоголь-Яновских, писал пьесы об украинском народном быте и сказках. До нас дошёл только «Простак, или Хитрость женщины, перехитренная солдатом» (опубликована в журнале “Основа”, 1862), в то время как об остальных его работах (“Собака-овца”) сохранились только воспоминания современников Василия Афанасьевича. Также о Василии Афанасьевиче отзывались как о «бесподобном рассказчике». Этот пример отца также оставил след на личности Николая Васильевича.
Кроме семьи на Гоголя крайне повлиял А.С. Пушкин. Александр Сергеевич был очень привередлив на знакомства, а похвастаться дружбой с ним могли во всей России два-три человека, но они оказались духовно близки, и Пушкин с удовольствием обращался с молодым писателем.
Гоголь происходил из хуторских, захудалых дворян, не имел ни хороших манер, ни блестящего образования, ни вида и звания, но Александр Сергеевич почувствовал в нем такой талант, который всё искупал, так что Николай Васильевич оказался для Пушкина подарком судьбы. Также Гоголя хорошо зарекомендовал П.А.Плетнёв, писав Пушкину: "Надобно тебя познакомить с молодым писателем, который обещает что-то очень хорошее. Я нетерпеливо желаю подвести его к тебе под благословение. Он любит науки только для них самих и, как художник, готов для них подвергать себя всем лишениям. Это меня трогает и восхищает". Но Николай Васильевич ещё за два года до этого письма, по приезду в Петербург, собирался представиться Пушкину.
Тогда Гоголь пришёл сам, без приятелей или рекомендаций постучал с улицы в дверь дома, где жил поэт. Слуга ответил, что барин почивает. Гоголь подумал, что Пушкин всю ночь писал стихи - но слуга объяснил, что тот играл в карты. Это нанесло удар по Гоголю. Он всю жизнь был идеалистом, но в том молодом возрасте это был ещё больший шок. Николай Васильевич идеализировал Пушкина, представляя поэта только в окружении "облака вдохновения".
Пушкин был на десять лет старше Гоголя. Встретились они, когда Пушкину был тридцать один год, а Гоголю - двадцать один. Пушкин недавно женился. Жизнь его изменилась - поэт остепенился, оставил дружеские пирушки, стал писать больше рассказов, чем стихов. "Маленькое сокровище" - так назвала Гоголя одна из подруг Пушкина, красавица Смирнова. К моменту знакомства у Гоголя уже была готова первая часть "Вечеров на хуторе близ Диканьки". В России одновременно появилось два рассказчика - Гоголь и Пушкин. Мечты Гоголя сбылись - он обрёл дружбу с первым поэтом России! Великий поэт в зените своей славы навещал малоизвестного молодого сочинителя. Пушкин требовал новых рассказов, рылся в бумагах Гоголя, выуживал и читал их. Гоголь сочинял всё по-своему, выдумывал новые слова, использовал малороссийские выражения, нарушал правила правописания и грамматики. Получалось смешно и увлекательно - "неправильный" язык Гоголя передавал приключенческий и волшебный дух его историй. Предания старины, легенды о пугачевском бунте, о царствовании Петра Первого и славе предков вдохновляли Пушкина. Гоголь знал образ жизни, облик культуры, который сохранялся с незапамятных времён. Когда он писал о запорожских казаках и изображал исторические события, то нередко ошибался на столетие в ту или иную сторону. Кто-то ставил ему это в вину.
Когда Пушкин встретился с Гоголем, тот был увлечён историей Малороссии и народными легендами. Надо ли удивляться, что Пушкин и Гоголь коротко сошлись? Те, которых ничего не трогало, кроме своих интересов, не могли понять, почему Пушкин так внимателен к Гоголю. Пушкин увлекался не только рассказами Гоголя, он пытался "прочитать" самого Гоголя, получше узнать "хитрого малоросса".
Гоголь со своими смешными рассказами, с весёлыми "безделками" оказался владельцем неоценимых сокровищ. Пушкин и его друзья это почувствовали. Но в то время историческая наука ещё не была так развита, чтобы можно было оценить значение рассказов Гоголя. Интерес к его историям объясняли "забавностью" их содержания. Гоголь смотрел на своих современников из глубины веков, на столичную жизнь - из хуторской. Это позволяло ему наблюдать за внешней, парадной жизнью со скрытой усмешкой. Преимущества Гоголя состояли в том, что он был выходцем из другого мира, почти иностранцем. Страна обитания Гоголя терялась где-то во тьме веков, в глубине души, на просторах причерноморских степей. Пушкин внимательно прислушивался к сообщениям из этой "страны" - приглядывался к Гоголю, вчитывался в его тексты, вслушивался в слова. Гоголь вёл себя с Пушкиным так мило и хитро, что выклянчил у него несколько сюжетов, которые тот придумал для себя. Гоголь ссылался на отсутствие достойных тем и высоких идей, которые бы его могли увлечь, на хандру и невозможность писать, сумел разжалобить Пушкина и получил от него сюжеты комедии "Ревизор" и поэмы "Мёртвые души". Эти вещи стали главными свершениями Гоголя. Пушкин шутя жаловался друзьям, что "хитрый малоросс украл" у него лучшие сюжеты. Успех комедии в Москве и Петербурге позволил Гоголю собрать деньги для поездки в Италию, о которой он давно мечтал. Гоголь решил, что тёплый климат и путешествия помогут его сочинительству. С детства привык он к переездам, и сидеть на одном месте в Петербурге ему наскучило.
Попав в Париж, из России пришла страшная весть: Пушкин погиб на дуэли с Дантесом 29 января 1837 года.
Гоголь был поражен. Его не интересовали сплетни и разговоры вокруг дуэли. Его потряс итог: мир остался без Пушкина, и сам он остался без Пушкина. Он писал друзьям: «Мне дорого было его вечное и непреложное слово. Ничто не предпринимал, ничего не писал я без его совета. Все, что есть у меня хорошего, всем этим я обязан ему. И теперешний труд мой есть его создание». Насколько искренни были слова Гоголя – трудно сказать. Ведь друзьями они с Пушкиным никогда не были. Но писатель очень ценил Александра Сергеевича как поэта и старшего наставника, который, не навязывая своей точки зрения, помогал ему становиться собой
Всё это окружение наложило отпечаток на литературный стиль Гоголя, в том числе и на мистификационную направленность, его мировоззрение и характер, но, тем не менее, дало развиваться и вне рамок этого влияния, самостоятельной и неординарной личностью.
Мистификации в произведениях Н. В. Гоголя
Настоящим началом писательской карьеры Гоголя можно считать «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повести были выпущены в двух томах в 1831 и 1832 годах. Конечно, до этого Николай Васильевич уже имел подобный опыт - поэма “Ганц Кюхельгартен”, но произведение, написанное ещё в годы учёбы в Нежинской гимназии, получив отрицательные, язвительные отзывы, было уничтожено самим Гоголем. В то время как “Вечера..” были восприняты почти всеми с восторгом, в том числе писателями того времени. Сам Пушкин отмечал: “…Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!.. Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился…”
“Вечера на хуторе близ Диканьки” положили начало к дальнейшему творчеству Гоголя. Здесь его художественный мир странен и необычайно весел. Недаром издатели хихикали, когда набирали “Ночь перед Рождеством”. Послужило такому успеху обращение Николая Васильевича к своей родине, весёлой, наполненной народной стихийной жизнью, легендами, людьми, резко отличающимися от столичных, как ему представлялось. И Гоголь всё больше видит контраст между жизненным укладом, моральными качествами людей, живя в Петербурге, где он не смог проявить себя на сцене, и где государственная служба, к которой он стремился, из-за которой покинул родные края, была столь бессодержательна.
Особой чертой “Вечеров на хуторе близ Диканьки” является то, что они, якобы, собирались и были изданы пасичником Рудым Паньком. Гоголь и до этого использовал псевдонимы (В. Алов, Г. Янов и т.п.), но здесь это имя играет роль больше, чем просто псевдоним. Рассказ ведётся от лица простого человека, жившего среди мест, про которые он рассказывает свои невероятные легенды. Несомненно, рассказ, ведущийся из уст, можно сказать, свидетеля этих мистических событий добавляет особую атмосферу и заставляет ещё больше погружаться в чтение произведения.
Мир реальный и фантастический одновременно открывается в это время читателю. Черти и ведьмы в “Вечерах на хуторе близ Диканьки” ощутимы, как живые люди. Но светлый юмор Гоголя, пронизывающий повести на всём их протяжении, в конце концов, представляет всё это зло сказочным, слабым и ничтожным, едва ли способным выиграть в борьбе против чистой и широкой души русского человека. Из-за этого даже после прочтения жутких описаний моментов беззакония бесовской силы атмосфера разгульной весёлости в повестях продолжает вызывать улыбку.
Гоголь показывает в своих произведениях разницу, что даже страшная, неизведанная сила фантастических существ, таких как ведьмы и черти, кажется меньшим злом для русского народа, достойным смеха, чем зло реального мира, идущее от людей, делая их мелочными, жадными, ненавидящей себе подобных, как это видно в комедии “Ревизор” и романе “Мёртвые души”.
Также Гоголь использует мистификации в сочетании с мистикой как средство воздействия на читателя и в сборнике повестей “Петербургские повести”. Рассмотреть это можно на одной из повестей этого сборника – “Шинель”. Сначала Николай Васильевич ведёт крайне реалистичное повествование о заурядной жизни среднестатистического чиновника, слегка с зауженным кругозором, но довольствующимся своей работой, ревностно исполняющим обязанности и не требующим большего. Такое живое описание заставляет думать, что на самом деле был такой человек, вводя читателя в заблуждение. И, читая, уже не замечаешь, как начинают происходить вещи из ряда фантастики, которые не должны иметь место в заурядном жизнеописании обычного чиновника. Но заметив, что какое русло принимает сюжет, читатель только больше погружается в этот мистический мир, созданный Гоголем. Усиляя таким образом повествование, в повести “Шинель” Николай Васильевич, как и во многих других произведениях, показывает отрицательные стороны чиновничества. Так Гоголь повествует фантастическую историю о том, как через заколдованную шинель человек, просто увлечённый своей работой, приобщился к кругу своих коллег, мелочных чиновников, забывших про мораль и заботящихся только о себе, погибает. С помощью мистической стороны истории он сравнил, то как в преданиях и сказках тёмные силы губят людей с духовным падением людей, которые нравственно обедняются в этом городе “мёртвых душ” Петербурге, забывают о человечности, товариществе.
Из-за такого приёма повести Гоголя многие принимают просто за забавные сказки, но, используя мистификации в своих произведениях, писатель хотел не только позабавить читателя, но и другим путём привлечь внимание к проблемам общества, к застоям его укладов. К сожалению, под конец жизни, Николай Васильевич, обессиленный физически и духовно, сам стал сомневаться, что возможно изменить людей, уже настолько нравственно павших, и что он сможет достучаться них.
Иллюстрации к сборнику “Вечера на хуторе близ Диканьки”.
Перед смертью Н.В.Гоголя. Заключение
Как известно, Гоголь, если и не боялся, то очень часто и с молодости ещё задумывался о смерти. Так и не известно от чего умер писатель, но некоторые придерживаются мнения, что это было душевная болезнь. Указанием на это могло быть то, что из-за страха быть похороненным заживо (Гоголь даже просил не придавать его тело земле, пока не удостоверятся, что это не летаргический сон) у него проявлялись нарушения сна и угнетённые нервозные состояния.
Также незадолго до смерти он сжёг второй том “Мёртвых душ”. Сам он потом признался, что хотел сжечь только часть рукописей, но как тёмные силы заставили уничтожить всё. Это была великая задумка Гоголя, образцом для которой послужила поэма Данте в трёх частях (“Ад”, “Чистилище”, “Рай”). Он хотел показать, как «мёртвые души», мелочные, жадные и испорченные люди, которые заполонили русскую землю, преобразятся, нравственно очистятся, пройдя испытания страданием.
И чтобы воплотить эту задумку Гоголь произвёл огромный труд. Это было сильной нагрузкой на психику, но его состояние усугубили нервные потрясения, произошедшие, как раз, когда он готовил к печати собрание своих сочинений. У Николая Васильевича начался некий духовный кризис. Работа над вторым томом “Мёртвых душ” стала тяжёлым испытанием для него. Отрицательные герои получились гораздо реальнее, чем положительные, и их было сложно представить в противоположном виде. Позже Гоголь обвинил себя в том, что зря оклеветал Россию, населив “Мёртвые души” морально уродливыми людьми и не сумев превратить их в положительных героев.
Тем временем его скосила болезнь, так и не определённая, и он уже не мог ничего больше как усердно молиться по ночам. Но, даже будучи в полном бессилии, отказывается от всякого лечения, и усилия врачей были напрасны. Николай Васильевич измученный физической болью и душевным смятением умирает 21 февраля 1852 года, не дожив месяца до 43 лет. Последними его словами, сказанными в полном сознании, были: “Как сладко умирать!”
В его бумагах нашли наброски духовного завещания и молитвы, предсмертные записи… В завещании Николай Васильевич советовал сёстрам открыть в своей деревне приют для бедных девиц, а по возможности превратить его в монастырь. Также было обнаружено обращение к друзьям, где Гоголь умолял их быть не мёртвыми, а живыми душами и следовать по пути, указанному Господом. Николай Васильевич хотел, чтобы хоть его друзья, коллеги-писатели не забывали о морали и не опускались до мелочных людей, погрязших во лжи и собственной выгоде. Он не смог закончить “Мёртвые души”, чтобы сказать это в художественной форме, ставя пример Чичикова и остальных помещиков, поэтому оставил это послание в качестве духовного завещания.
Но на протяжении своей жизни Гоголь всегда старался не забывать о том, кто он, откуда, и что такое быть человеком, быть “живой душой”. Он хотел, чтобы русские люди тоже это помнили и были примером моральных ценностей для других народов. И в истории навсегда сохранится и будет ассоциироваться с его именем тот литературный стиль, совмещающий мистику с мистификацией, через который он на протяжении всего своего творчества призывал людей духовно очистится, изменить бесчеловечные устои общества, в котором они живут.
Тест.
А) “Ревизор”
Б) “Ганц Кюхельгартен”
В) “Вечера на хуторе близ Диканьки”
А) 1818
Б) 1821
В) 1822
А) Проза, поэзия
Б) Комедия, поэзия
В) Проза, драма
А) Пасичник Рудый Панько
Б) В. Алов
В) Г. Янов
А) “Вечера на хуторе близ Диканьки”
Б) “Петербургские повести”
В) “Миргород”
А) А. С. Пушкин
Б) Мария Ивановна Гоголь, мать
В) Пётр Плетнёв
А) Алова
Б) Яновская
В) Косяровская
А) 1765
Б) 1777
В) 1780
А) «Простак, или Хитрость женщины, перехитренная солдатом»
Б) «Собака-овца»
А) Париж
Б) Рим
В) Берлин
Ответы на тест.
Список использованной литературы:
Произведения Н. В. Гоголя:
1. Сборник повестей “Вечера на хуторе близ Диканьки”
2. Поэма “Мёртвые души”
3. Сборник повестей “Петербургские повести”
Сайты:
ru.wikipedia.org
www.litmir.net
xreferat.ru
Рождественские подарки от Метелицы
Сказка "12 месяцев". История и современность
Злая мать и добрая тётя
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Чья проталина?