Работа написана с душой. Чувствуется,что девушки работали над ней с интересом.
Вложение | Размер |
---|---|
poety-frontoviki.doc | 498.5 КБ |
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №1392 имени Д.В. Рябинкина.
Исследовательская работа.
Тема: Строка, оборванная пулей. ( По произведениям поэтов, не вернувшихся с войны).
Выполнили: Фролова Алина и Нечипорук Юлия 11 «Б» класс.
Руководитель: Сергеевых Светлана Анатолиевна
2015 год.
Оглавление.
1. Павел Коган и Михаил Кульчицкий на полях сражений.
2.Тематика и проблематика произведений поэтов.
3. Общее в произведениях Когана и Кульчицкого, свидетелей грозных исторических событий.
Выводы по теме.
Введение.
Все мы знаем, какую цену заплатил советский народ за победу над фашизмом. 26 миллионов граждан потеряла страна - это примерно три современных Москвы по количеству жителей. Среди тех, кто не вернулся с полей сражений, были и наши писатели. Жаль, что пуля оборвала жизнь многих из них.
2015 год объявлен годом литературы, и нам кажется, что нужно напомнить о тех, кто внес свой вклад в литературное наследие, ушел в 1941 г. на фронт и не вернулся с войны. Приближается юбилей Победы, кое-кому на Западе хочется принизить роль нашей страны в разгроме фашизма, посеять сомнения в души молодежи, но мы, поколение 2000-х, не дадим отнять нашу Победу, забыть тех, кто разгромил гитлеровскую Германию.
Актуальность: В преддверии Дня Победы очень своевременно обращение к теме, которую мы выбрали. Знать о тех, кому мы обязаны мирным небом над головой, – наш долг.
Цель: Донести до молодежной аудитории правду суровых лет войны через произведения поэтов, не вернувшихся с полей сражений, раскрыть духовный мир П.Когана и М.Кульчицкого.
Задачи:
1. Прочитать произведения П.Когана и М.Кульчицкого, погибших в боях за Родину. 2. Осмыслить содержание стихотворений данных авторов.
3. Сопоставить произведения обоих авторов, чтобы понять, каков был духовный мир каждого из них.
Гипотеза: Очевидцы событий всегда более эмоционально реагируют на то, что видят, и стремятся вызвать ответное чувство у тех, кто их слушает, читает. Свидетели таких потрясений, как война,- люди, которым нельзя не верить. П.Коган и М.Кульчицкий не только талантливые поэты, но и настоящие граждане советской страны, люди с активной жизненной позицией.
Методы:
1. Чтение произведений Когана и Кульчицкого, знакомство с биографией каждого из них..
2. Сопоставительный анализ прочитанных текстов.
3. Обобщения, сделанные в ходе проведенной работы.
Основная часть.
Советские писатели уходили на фронт практически с первых дней войны. Из тысячи с лишним литераторов более 400 не вернулись с поля боя, 21 человек удостоен звания Герой Советского Союза. Мы хотим перечислить фамилии некоторых поэтов-фронтовиков.
Как видно по датам жизни, 7 поэтов из 20 перечисленных навечно остались молодыми, погибли в боях. Мы обращаем внимание на составленную нами диаграмму. По ней хорошо видно, соотношение между поэтами, дожившими до Дня Победы, и теми, кто ее не дождался.
Поводом обращения к творчеству П.Когана и М.Кульчицкого стало стихотворение С.Груздевой «Кульчицкие и Коганы», которое нам очень понравилось.
Мальчиков с интеллигентными лицами,
Впаянных в землю гуманитариев,
Спеть не посмевших любовные арии...
Господи, да и успевших влюбиться ли?!
Как же мне жаль эти головы светлые:
Рдеют кровинки на стеблях на ровненьких...
Недолюбившие и неотцветшие -
Сбитые влёт - со звенящими тоненько
Строчками лирики, зрелой позицией
Мальчика-воина - звёздного крошева...
Тех, неоплаканных и неутешенных -
Что в мясорубку войны были вброшены...
Делали то, что во сне только снится нам, -
С трепетным сердцем сражались за Родину
Темноволосые Миши Кульчицкие...
Павлы прекрасные... светлые... Коганы.
Когда мы прочитали стихотворение Светланы Груздевой, решили провести небольшой опрос среди сверстников и учителей. Задали им всего 2 вопроса: «Кто такие Павел Коган и Михаил Кульчицкий? Что вам о них известно?» К сожалению, из 15 опрошенных учеников только 2 человека сказали, что Коган и Кульчицкий - поэты, но, о чем они писали, ребята не знали.
Затем, мы опросили 18 учителей. К нашему удивлению, на поставленные нами вопросы ответили всего 4 человека. Многие из них путали Павла Когана с Леонидом Коганом, известным скрипачом. Некоторые считали Когана пианистом. Тогда мы поняли, что не зря взялись за этот проект, мы должны рассказать о Павле Когане и Михаиле Кульчицком, чтобы и ребята, и взрослые знали, каких талантливых людей отняла у нас война.
Нас порадовал тот факт, что учителя и ученики, не дав ответа на наши вопросы, начали интересоваться, кто такие Коган и Кульчицкий, искать информацию в Интернете.
Мы же обратились к биографиям этих людей и выяснили, что в их судьбах много сходного. Оба учились в литературном институте, посещали семинар Ильи Сельвинского. На фронт они попали практически в одно и то же время, имели звание лейтенанта. Оба поэта погибли в двадцатичетырехлетнем возрасте. Посмертно П.Коган был награжден мемориальной медалью литературного конкурса им. Н. Островского в 1968 году. Его произведения широко известны не только у нас в стране, но и за рубежом. Посмертная слава пришла и к Кульчицкому.
Оба поэта стали свидетелями грозных исторических событий, они в них и участвовали. И мы предположили, что многие стихи Когана и Кульчицкого посвящены описанию военных будней. Когда же мы обратились к произведениям поэтов, неожиданно для себя обнаружили, что стихов о войне у них мало. Из Интернет- источников удалось выяснить, что фронтовые произведения П.Когана не сохранились. Даже строки «Мы кончены, мы отступили. // Пересчитаем раны и трофеи» не о войне. Стихотворение, из которого они взяты, написано в 1936 г. В нем П.Коган размышляет о времени и о себе. Поэт говорит о том, что век командует людьми и перед ним приходится отступать, но лишь для того, чтобы принять бой, «лица не закрывая, // Лицом к лицу и не прося пощады». А об отступлении поэт говорит так: «Мы отступали медленно и честно». Далее Коган пишет:
Мы били в лоб. Мы не стреляли сбоку.
Но камень бил, но резала осока,
Но злобою на нас несло из окон
И горечью нас обжигала песня.
Поэту тяжело осознавать, что время изменило «потомков викингов», «честнейших превратило в подлецов», но он не намерен сдаваться, предпочитая, смерть бесчестию:
Я понимаю все. Я не спорю.
Высокий век идет высоким трактом
Я говорю: «Да здравствует история!»
И головою падаю под трактор.
Но вот какие наброски найдены в тетрадях Когана:
Разрыв-травой, травою-повиликой
Мы прорастем по горькой, по великой,
По нашей кровью политой земле…
Вероятно, эти строки написаны в годы войны, так как в них есть ощущение близкой смерти и веры в то, что она не будет напрасной. Не бесследно исчезнут «с поверхности земли» защищавшие ее люди. Перекликаются со строками о разрыв-траве вот эти:
Нам лечь, где лечь,
И там не встать, где лечь.
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
И, задохнувшись "Интернационалом",
Упасть лицом на высохшие травы.
И уж не встать, и не попасть в анналы,
И даже близким славы не сыскать.
Апрель 1941.
Обратите внимание на дату написания этого стихотворения. Еще не началась Великая Отечественная война, но поэт чувствует ее приближение, понимает, что многие погибнут в борьбе с врагом, а страха не испытывает. Это и не удивительно Павел Коган был так воспитан, что верил в свой народ, свою Родину. Его любимым героем был Николай Щорс (бывший офицер, воевавший на стороне красных, талантливый полководец и мужественный человек). Коган хотел написать поэму «Щорс», но успел только сделать вступление к ней. Нас привлекли строки, в которых Коган говорит о верности Николая Щорса своему долгу:
Он жил. Он думал. Часто падал.
Но веку он не изменял.
Павел Коган был верен не только веку, но и своим жизненным принципам. Честный человек, он не мог оказаться в стороне, когда опасность нависла над его Родиной. По состоянию здоровья П.Коган не был призван в армию, он был близоруким, но поэт добился того, чтобы его отправили на фронт. На войну он ушел добровольцем, прекрасно понимая, что может погибнуть. Но разве способен поступить иначе человек, написавший следующие строки:
Я - патриот. Я воздух русский,
Я землю русскую люблю,
Я верю, что нигде на свете
Второй такой не отыскать,
Чтоб так пахнуло на рассвете,
Чтоб дымный ветер на песках...
И где еще найдешь такие
Березы, как в моем краю!
Я б сдох как пес от ностальгии
В любом кокосовом раю.
Человек живет не только любовью к Родине, в его душе есть место и другим чувствам. Читая лирику Когана, мы открыли для себя удивительного поэта, человека светлой души и большого таланта. Свидетельством тому является, на наш взгляд ,не легендарная «Бригантина», а стихотворение «Девушка взяла в ладони море...»
Девушка взяла в ладони море,
Море испарилось на руках.
Только соль осталась, но на север
Медленные плыли облака.
А когда весенний дождь упал
На сады, на крыши, на посевы,
Капли те бродячие впитал
Белый тополиный корень.
Потому, наверно, ночью длинной
Снится город девушке моей,
Потому от веток тополиных
Пахнет черноморской тишиной.
Жаль, что преждевременно ушёл из жизни Павел Коган, да и не только он Поэт многое успел бы еще сделать, но пуля оборвала его жизнь и строки ненаписанных стихотворений.
В лирике М. Кульчицкого нередко звучат иные мотивы, чем в произведениях П. Когана, но многое поэтов объединяет, о чем мы скажем чуть позже. А теперь несколько слов о стихотворениях Михаила Кульчицкого. О войне у него написано несколько произведений, одно из которых – «Столица». Оно создано в октябре 1941 г. Враг уже стоит на подступах к Москве, в 20-х числах октября в городе введено осадное положение. Судьба города висит на волоске. Фашисты рвутся к Москве, так как понимают, что потеря столицы для советского народа – поражение в войне. Поэт М.Кульчицкий уверен, что Москва не будет взята гитлеровцами, потому что:
Здесь каждый дом стоит, как дот,
И тянутся во мгле
Зенитки с крыши в небосвод,
Как шпили на Кремле.
Читаешь «Столицу» и думаешь: «Какими удивительными были советские люди! Михаил Кульчицкий не мог назвать себя москвичом, так как родился поэт в Харькове, но он любил город, который воспели А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов». Не случайно в стихотворении мы находим строки:
И каждый взрыв или пожар
В любом твоём дому
Я ощущаю как удар
По сердцу моему.
Ощущение кровной близости с уходящими на фронт москвичами передается в четверостишии:
И чертят небо над Москвой
Прожекторов лучи.
И от застав шагают в бой
Родные москвичи.
Стихотворение покоряет искренностью веры в то, что столица выстоит, а с ней и весь народ: люди сплотились в борьбе за общее дело. Поэт пишет, что «даже кажутся тесней дома вокруг Кремля». В настоящий момент пока на окнах «белые кресты мелькают второпях», но Михаил Кульчицкий утверждает:
Такой же крест оставишь ты,
Москва, на всех врагах.
Самое известное стихотворение М. Кульчицкого – «Мечтатель, фантазёр, лентяй - завистник». Оно было написано незадолго до гибели автора. Стихотворение представляет собой монолог лирического героя, который обращается к самому себе словами, «мечтатель, фантазёр, лентяй - завистник». На войне быть трудно мечтателем, оторванным от реальных событий. «Пули в каску безопасней капель» быть не могут. Но страха не испытывают фантазёры. Абстрагируясь от действительности, они воспринимают происходящее как нечто сказочное, нереальное. Пули представляются всадниками, пролетающими со свистом вертящихся пропеллерами сабель мимо.
Мечтатель своеобразно воспринимает и слово «лейтенант». Ему представляется уверенный в себе человек, знающий топографию и без колебаний идущий вперёд. Но фантазёр прозревает в экстремальной ситуации. У Кульчицкого в стихотворении есть замечательные строки:
Война ж совсем не фейерверк,
А просто трудная работа
когда,
черна от пота,
вверх
спешит по пахоте пехота.
Заметим, что мы следуем авторскому варианту строки, редакторам наследия поэта почему- то захотелось заменить слово «спешит» словом «скользит», чем справедливо возмутился Лев Аннинский.
Суровы фронтовые будни. Нет в приведённых выше строчках романтического пафоса, которым были проникнуты начальные строки стихотворения. Солдатский труд тяжёл, «черна от пота», идущая по пахоте пехота. Двигаться в плохой обуви по скользкой земле нелегко. Грязь на подошвах такая, что бойцы с трудом передвигают озябшие ноги. Но пехотинцы не останавливаются, честно выполняют свой солдатский долг, не думая о наградах, Не до орденов сейчас, когда страна в опасности. Важно одно: «была бы Родина с ежедневными Бородино». Когда читаешь это стихотворение, понимаешь: невозможно сломить народ, гордящийся славой своих предков и берущий с них пример. Жаль, что дорого приходится платить за победу.
Стихи П.Когана и М.Кульчицкого мы нашли в книге «Имена на поверке». Один из составителей сборника напомнил, что традиция – выкликать на поверке, как живых в строю, тех, кто геройски отдал жизнь за Отчизну, - родилась в Тенгинском полку, где служил М.Ю. Лермонтов. При чтении произведений П.Когана и М. Кульчицкого нам показалось, что поэты продолжили многие традиции гениального предшественника. Лермонтовские мотивы слышны и в «Бригантине» П. Когана, и в «Самом таком» М.Кульчицкого. В будущем мы продолжим исследование в этом направлении, а пока поговорим о том общем в творчестве П. Когана и М. Кульчицкого, что нам удалось выяснить.
Стихи обоих поэтов проникнуты любовью к Родине. П. Коган называет Россию « светлой звездой», хотя и «болью старинной». Трудно в русской литературе найти поэта, у которого не болела бы душа за родную страну. В этом отношении П. Коган не исключение. Он прямо говорит о том, что является патриотом и не представляет себе жизни без России. «Я бы сдох как пес от ностальгии в любом кокосовом краю», - пишет он.
М.Кульчицкий тоже горячо и открыто говорит о любви к Родине. Поэт словно выдыхает слова «Я очень сильно люблю Россию» (это первая строчка из поэмы «Самое такое»). Прямо сразу с самого главного начинается разговор, что уже не даёт права автору брать мельче. Образ Родины возникает выразительно, хотя поэт очень скупо использует изобразительные средства: «С длинными глазами речек», «Под взбалмошной причёской колосистого цвета». Родина как любимая девушка со своим, близким поэту характером. В её чертах резко проступают решительность, цельность поколения. Эта девушка готова выйти с оружием в руках и стать на защиту своего юного счастья.
И Кульчицкий, и Коган понимали, что родине грозит опасность. В 1937 году Павел Коган пишет стихотворение «Мы не заметили, как сразу сукном армейским начинался год», проникнутое предчувствием беды. Можно предположить, что репрессии этого страшного года повлияли на мироощущение поэта. Но сукно армейское не случайно упоминается. « В воздухе пахнет грозой» войны, армии придётся защищать народ и страну. А М.Кульчицкий в 1939 году в неоконченной поэме «Бессмертие» пишет:
Военный год стучится в двери
Моей стране. Он входит в дверь.
Какие беды и потери
Несёт в зубах косматый зверь?
Поэты готовы были защищать Родину так, как это делали их любимые герои. Для П.Когана и М.Кульчицкого примером для подражания стал Николай Щорс. У обоих поэтов есть произведения, посвящённые герою гражданской войны. Мы не будем говорить сейчас о том, как в наше время переосмысливаются события прошлых лет. Тогда романтики-поэты воспринимали гражданскую войну иначе, чем наши современники.
Это имя в бой водило,
Этот зов не стерся -
Смелый голос командира
Николая Щорса!
Так говорит о своем герое М.Кульчицкий. А вот что пишет П.Коган, который хочет быть похожим на Щорса:
Так пусть же в горечь и в награду
Потомки скажут про меня:
"Он жил. Он думал. Часто падал.
Но веку он не изменял".
Много схожих мыслей мы находим у поэтов не только в гражданской лирике. Как замечательно писали они о любви, нравственных ценностях, творчестве. На наш взгляд, одно из лучших стихотворений у Павла Когана - «Ну, как же это мне сказать?» В этом произведении передана целая гамма эмоций: и робость от того, что трудно признаться лирическому герою в своем чувстве, и радость от того, что «на сердце карусель», и восхищение от того, что в жизнь вошла та, у которой «звенят…глаза»
Ну, как же это мне сказать,
Когда звенит трамвай,
И первая звенит гроза,
И первая трава,
И на бульварах ребятня,
И синий ветер сел
На лавочку,
И у меня
На сердце карусель,
И мне до черта хорошо,
Свободно и легко,
И если б можно, я б ушел
Ужасно далеко,
Ну, как же это мне сказать,
Когда не хватит слов,
Когда звенят твои глаза
Как запах детских снов,
Когда я знаю все равно -
Все то, что я скажу,
Тебе известно так давно,
И я не разбужу
Того, что крепко, крепко спит.
Но не моя ж вина,
Что за окном моим кипит
Зеленая весна.
Но все равно такой порой,
Когда горит закат,
Когда проходят надо мной
Большие облака,
Я все равно скажу тебе
Про дым, про облака,
Про смену радостей и бед,
Про солнце, про закат,
Про то, что, эти дни любя,
Дожди не очень льют,
Что я хорошую тебя
До одури люблю.
Стихотворение очень искреннее и светлое, наверное, потому что душа у поэта чистая и нежная.
У М.Кульчицкого есть удивительное стихотворение «Творчество». Поэт говорит в нём как будто не о самом себе. Он наблюдает за художником, пишущим картину. Смотрит, как тот работает. Творческий процесс трудоёмок. Художник сначала набрасывает карандашом лёгкими штрихами пейзаж, потом контуры штрихов покрывает красками. И вот рождается картина, которая вспыхивает и гудит, как набат. Но работа закончена. Вдруг «всё сделалось и скучно и привычно». Что «всё»? Что имеет в виду поэт? Мир вокруг стал «будним», необычным его делают творцы. Хочется провести аналогию между лирическим героем стихотворения и самим поэтом. А не ощущает ли М.Кульчицкий себя человеком, близким художнику? На наш взгляд, такое ощущение у поэта есть. «Простой восход солнца» он воспринимает необычно. А в обыденном необыкновенное могут видеть только настоящие поэты.
Я видел, как рисуется пейзаж:
Сначала легкими, как дым, штрихами
Набрасывал и черкал карандаш
Траву лесов, горы огромный камень.
Потом в сквозные контуры-штрихов
Мозаикой ложились пятна краски,
Так на клочках мальчишеских стихов
Бесилась завязь - не было завязки.
И вдруг картина вспыхнула до черта -
Она теперь гудела как набат.
А я страдал - о, как бы не испортил,
А я хотел - еще, еще набавь!
Я закурил и ждал конца. И вот
Всё сделалось и скучно и привычно.
Картины не было - простой восход
Мой будний мир вдруг сделал необычным.
Картина подсыхала за окном.
Можно было бы поговорить о художественных особенностях произведений Павла Когана и Михаила Кульчицкого. Но мы не ставили перед собой цель произвести литературоведческий анализ стихотворений данных авторов. Мы хотели познакомить с творчеством каждого из них своих сверстников, вызвать интерес к судьбам талантливых поэтов, не доживших до Дня Победы.
Заключение.
Обратившись к творчеству П.Когана И М.Кульчицкого, мы поняли, что надо глубже изучать наше культурное наследие. Если бы не прочитанное случайно стихотворение Светланы Груздевой, мы бы долго не узнали, кто такие П.Коган и М.Кульчицкий. А теперь мы открыли для себя удивительных поэтов. Чтение произведений П.Когана и М Кульцичкого духовно обогатило нас. Стихи врезались в память. Хотелось бы продолжить работу по теме исследования, обратиться к творчеству других поэтов, защищавших нашу Родину и навеки оставшихся молодыми. А в память о Павле Когане и Михаиле Кульчицком мы написали стихотворение, которым и завершаем наш рассказ.
Они шли в бой, когда нас не было на свете,
России-матушке желавшие служить
И понимавшие: они теперь в ответе
За тех, кто после боя будет жить.
Вот Коган падает, сражённый пулей,
Но слышит чьи-то голоса:
«Тебя мы не забудем, Павел,
И бригантина не опустит паруса.»
Под Трембачёвом в битве жаркой
Погиб Кульчицкий, молодой поэт,
Над миром пролетев звездою яркой,
Составив с Коганом талантливый дуэт.
«Война – …не фейерверк, а …трудная работа».
Как верно, Миша, ты сказал!
А ещё запах гари, крови, пота…
Война – трагедия. Ты это доказал,
Когда стихи писал между боями,
В атаку шёл, не прячась за других.
Ты, Миша, вечно будешь с нами:
Поэт всегда «живее всех живых».
Список литературы:
3. http://rupoem.ru
6. Имена на поверке. Стихи воинов, павших на фронтах Великой Отечественной войны. М.: Молодая гвардия,1975
7. Коган, Павел Давыдович - статья из «Краткой литературной энциклопедии».
8. Казак В. Лексикон русской литературы XX века. М.: РИК Культура,1996.
9.Кульчицкий Михаил. Вместо счастья: Стихотворения. Поэмы. Воспоминания о поэте. Сост., подгот. текста и прим. О.В.Кульчицкой и М.М.Красикова. - Харьков: Прапор, 1991
10. Кульчицкий Михаил. Рубеж. – М.: Молодая гвардия,1975.
11. Строки, добытые в боях. – М.: Советский писатель,1989
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Философские стихи Кристины Россетти
Нора Аргунова. Щенята
Что общего у травы и собаки?
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца