Интервью создано в ходе занятий клуба "Юнкор"
Вложение | Размер |
---|---|
intervyu_s_m.yu_.lermontovym.doc | 115 КБ |
«Интервью с М.Ю.Лермонтовым»
подготовлено ученицей 11 «Г» класса,
ГБОУ Школа № 879 (ЮАО г. Москвы)
Таптыковой Елизаветой
Ваши глаза закрыты. Вы полностью расслаблены. Расслаблены ваши руки, ваши ноги до кончиков пальцев. Сейчас я буду медленно считать до десяти, и, когда я закончу, вы заснете и будете рассказывать мне обо всем, что увидите во сне. Мы перенесёмся на столетия назад, и вы увидите себя тем, кем были в прошлой жизни… Один, два, три, четыре, пять…
Я мужчина. Мне около тридцати. Я в необычайно красивом городе, похожем на Петербург. Иду по набережной, закованной в гранит. Мимо проезжают извозчики, люди одеты в странные платья. На мне как будто фрак… Похоже, что я попал в девятнадцатый век, в пушкинское время. Захожу в парадную какого-то дома, в первом этаже длинный бесконечный коридор с бесчисленными дверями, ведущими в комнаты-кабинеты. Я точно знаю, куда идти, где меня ждут. Открываю дверь с табличкой «Главный редактор», навстречу, вскочив из-за стола, несется пожилой человек небольшого роста, полноватый, с усами, уже почти седыми. Похоже, сейчас он собьет меня с ног!
«А, это ты! Наконец-то. Есть дельце, могу поручить только тебе. В Петербурге только и разговоров, что про последние шестнадцать строк «Смерти поэта» Лермонтова, про его дуэль с Барантом. Ну, про странности Лермонтова, про «Маскарад» мы уже слыхали. Многие знающие считают, что поэт он весьма заурядный. Но эти его шестнадцать строк! Вот что, ты разыщи его да разузнай, что за человек, что за характер. В обществе разные толки ходят… А то неровен час, сошлет его государь за этакий произвол, и не узнает никто, что за фигура была. Ну, с Богом, выполняй».
Снова коридор. Улица. Извозчик. Я еду. Карета останавливается около небольшого серого дома на углу улицы. Я поднимаюсь по мрачной лестнице, в конце которой меня встречает слуга. Мы идём через большую, со вкусом, но скромно обставленную гостиную. Кабинет. Почти темно, только в глубине комнаты горит свеча. Подхожу ближе. Это он, я вижу его. Он некрасив. Одно плечо будто выше другого, большая голова, цвет лица болезненный, желтый в мерцании свечи. Но, Бог мой, глаза, какие глаза – большие, тревожно блестящие! Он приглашает сесть напротив. С трудом выдерживаю взгляд его, тяжёлый, неприветливый. Невольно вспоминаю слова, сказанные о Лермонтове Николаем Огаревым: «В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от этих больших и неподвижно-темных глаз. Их тяжелый взор странно не согласовался с выражением почти по-детски нежных и выдававшихся губ».
Я волнуюсь, сердце бьется очень часто. Неудобство мое было вызвано тем, что Лермонтов, оказывается, наделен большой проницательной силой, а я для него – раскрытая книга, вызывающая лишь простое любопытство, о чем она может рассказать, не более того. Достаю бумагу, перо. Он пододвигает чернильницу.
- Михаил Юрьевич, я знаю, что род Лермонтовых известен в России с 17 века, расскажите подробнее о своих корнях.
- Род Лермонтовых существовал и в средние века. После междоусобных распрей между Малькольмом и Макбетом в 11 веке он стал богатым и могущественным. К сожалению, я мало знаю о своих дальних предках. Я бы хотел на мгновение обернуться вороном, чтобы посетить развалины замков в туманных горах Шотландии и забытые могилы дальних заморских предков. Кстати сказать, один из них, Томас Лермонт - владелец замка Эрсельдоун на южной границе Шотландии - снискал в XIII веке большую славу как стихотворец и провидец. А Вальтер Скотт прославил его в поэме «Томас Рифмач». Согласно легенде, сэр Томас был еще мальчиком посвящен феями в искусство магии: он собирал народ вокруг векового дерева и, сидя под ним, читал свои баллады и предсказывал будущее; так, предрек он внезапную смерть шотландского короля Альфреда III; когда его жизнь подошла к концу, он удалился, следуя двум белым оленям, посланным, чтобы принять его в царстве фей, и навсегда исчез с ними в лесах
- Тогда объясните, откуда в ваших стихах испанский колорит? И почему некоторые из писем вы так странно подписываете М. Lerma?
- А вы и об этом знаете. Извольте, удовлетворю ваше любопытство. Это мечта, юношеская чарующая фантазия - родство с испанским герцогом Лерма. Шотландия - "моя", я "последний потомок отважных бойцов", но в то же время мне не чужда испанская страстность, свободолюбие. Да и фамилии созвучны… Отмечается даже внешнее сходство: темные глаза, плотно сомкнутый рот, высокий лоб, печаль… Я написал портрет Лермы, когда работал над «Испанцами», год не расставался, не мог закончить. Все пытался передать наше внутренне сходство, общую скорбь, скрытую усилием воли, как одежда скрывает тело.
-Почему же вы поступили в школу гвардейских прапорщиков? Вы хотели подражать отцу?
- Расскажите, какое место в вашей жизни занимает Кавказ? Когда впервые состоялось Ваше знакомство с ним?
(Лермонтов задумывается, точнее, уходит в воспоминания, по его лицу пробегает едва уловимая улыбка)
Мне было всего четыре года отроду, когда моя бабушка привезла меня в этот чудный край. Дорога туда была невозможно утомительной, но она говорила, что только кавказские минеральные воды обладают целительными свойствами. Кавказ для меня - родной край… всё там меня удивляет: люди, пейзажи, необыкновенный воздух. Кстати, первая любовь пришла ко мне именно в 10 лет во время такой поездки. Я часто бывал там в детстве, и каждый раз, когда надо было уезжать, мечтал остаться там навсегда.
Михаил Юрьевич, ходят слухи, что поэзия – не единственный ваш талант. Правда ли, что вы удивительно музыкальны и неплохо владеете кистью?
- Вы дворянин и офицер, стало быть, целиком принимаете кодекс чести, существующий в светском обществе, и отлично знаете дуэльные правила. Со времён Петра I дуэли в России были запрещены. Наказание за участие в дуэлях приравнивалось к наказанию за убийство. Почему же, несмотря на это, вы дрались с Э. Барантом?
16 февраля был бал у графини Лаваль. Барант потребовал у меня объяснений по поводу якобы сказанных мною в разговоре с "известной особой" "невыгодных вещей" о нём. Мы обменялись колкостями. Барант заявил мне: "Если бы я был в своём отечестве, то знал бы, как кончить это дело". Я счел намёк на русские законы оскорбительным для национального достоинства страны и поэтому ответил: "В России следуют правилам чести так же строго, как и везде, и мы меньше других позволяем оскорблять себя безнаказанно". И вскоре получил вызов. Военно-судная комиссия расследовала дело и пришла к выводу, что ваш покорный слуга "вышел на дуэль не по одному личному неудовольствию, но более из желания поддержать честь русского офицера". Э. Барант во всех гостиных обвинял меня во лжи. Он счёл для себя оскорбительным слух о том, что противник посмел выстрелить в воздух. 22 марта я пригласил Баранта для объяснений на Арсенальную гауптвахту, где ещё раз подтвердил правдивость своих показаний и предложил новую дуэль. Барант же при свидетелях отказался от своих претензий. Но его мать заявила великому князю Михаилу Павловичу, что этот несносный бретер Лермонтов вызвал Баранта на вторую дуэль. Это осложнило дело. Меня обвинили не только в повторном вызове, но и в противозаконном свидании с Барантом на гауптвахте.
Вас не пугает возможность ссылки? И вообще, чего вы боитесь? Смерти?
Стук в дверь. Лермонтов умолк. Заходит слуга. «Михаил Юрьевич. К вам пришли. Я сказал, не велено пускать, но они утверждают, что пришли препроводить вас к Бенкендорфу».
- Я вынужден прервать нашу беседу. Скорее всего, шеф жандармов опять потребует от меня письменного извинения перед Барантом. Я опять откажусь. Впереди Кавказ. Сам царь избрал для меня место службы - Тенгинский пехотный полк, который всегда там, где опасно, где против нас воюют гордые горцы. Прощайте.
- Но мы не закончили разговор, может быть, все-таки потом, позже…
- Читайте мои стихи. Я весь там.
… Пять, четыре, три, два, один. Можете открыть глаза, вы проснулись.
Сказка об осеннем ветре
Карты планет и спутников Солнечной системы
Спасибо тебе, дедушка!
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Филимоновская игрушка