Данное сочинение было признано одним из лучших на районном конкурсе творческих работ,посвященных годовщине ВОВ.Сочинение содержит объемный фактический материал с указанием названий конкретных мест исторических событий в определенной местности и повествует о подвиге регулировщиц в годы войны ,а также о значимости фронтовых дорог.
Вложение | Размер |
---|---|
Сочинение о Великой Отечественной войне "Фронтовые дороги Победы". | 48.52 КБ |
Каждый день приближает нас к 70-той годовщине Победы в Великой Отечественной войне – Победы над фашистскими захватчиками. Победы, омытой кровью миллионов павших на полях сражений, замученных, убитых жестокими пытками в плену, в концлагерях. Победы, доставшейся горем матерей, вдов, слезами детей. Победой, добытой непосильным трудом тружеников тыла. В преддверии 70 годовщины Великой Победы мы думаем о судьбах нашей Родины, которая щитом встала против фашистской орды, сплотила мир ради мира на земле. Вторая мировая война унесла 50 миллионов человеческих жизней, из них 27 миллионов - наши соотечественники. «Никто не забыт, и ничто не забыто», - говорим мы каждый год, отмечая Великий день Великой Победы. К победе причастны все воины советской армии - от рядового солдата до маршала Советского Союза, все труженики тыла - какого бы возраста они ни были и где бы они ни трудились. Все дальше мы уходим от войны. Мы не были ее современниками. Знаем о ней из книг, кинофильмов, экспонатов музеев. Каким далеким кажется это событие. С каждым годом все меньше остается в живых людей, защитивших свое Отечество в грозную пору. Какими же были фронтовые дороги Победы? Как же выглядела "Маруся - регулировщица"? Чтобы ответить на эти вопросы необходимо проникнуть в саму суть данной темы, попытаться пройти те самые Великие победные дороги.
На рассвете 22 июня 1941 года без объявления войны германская армия всей своей мощью обрушилась на советскую землю. Началась Великая Отечественная война, продолжавшаяся 1418 дней и ночей. Впереди была Победа. А дорога к ней лежала через смерть, кровь, сражения, поражения. Эти дороги пролегали через каждый город и село, где бы они ни находились, через сердце каждого солдата, через каждую пядь земли. Это были дороги горя и слез. Но только они могли привести к Победе. К Великой Победе!
Большую роль в победе, в успехах наступлений наших войск сыграли разведчики, связисты, летчики, танкисты, простые солдаты и скромные труженики войны. На защиту родины встали и женщины, молодые девушки. Они не могли не откликнуться на общее горе, так как понимали, что для них работы на фронте хватит. Они нужны раненым, нужны на кухне, в прачечной. И женщины уходили на фронт. Они подносили снаряды, были снайперами, летчиками… Они были солдатами. В тылу женщины запрягались вместо лошадей в телеги, сани, тянули за собой плуги. Они были на полях и фермах, чтобы накормить фронт, страну. Женщины военного времени – скромные и красивые своей юностью, непобедимой женственностью, которую не убила, а только ярче высветила война.
На развилке дорог Ростов-Донецк и Матвеев - Курган – Больше - Крепкая, на восточной окраине Матвеева - Кургана стоит удивительный памятник девушкам-воинам, без которых в те грозовые годы, годы разрухи и бездорожья не обходились войска, идущие в наступление. Они служили в особых войсках – это военные регулировщицы.
Памятник был открыт накануне 9 мая 1973 года. Скульптор этого памятника В. И. Перфилов. Основание памятника высотой 1,5 м, на котором стоит скульптура женщины-регулировщицы высотой 2,5м. Такой же памятник установлен в Германии, в Берлине. Установили его в память о регулировщицах 28-й армии генерал-лейтенанта Герасименко, принимавших активное участие в боях за освобождение района. Жест регулировщицы означает "проезд разрешаю", и обращен он в сторону танка Александра Ерошина, который первым ворвался в освобождаемый Матвеев- Курган.
Жители Матвеева - Кургана утверждают, что именно на этом месте неизвестная девушка-регулировщица простояла двое суток, направляя передвижение наших войск, пока не упала без сознания от переутомления и истощения.
В годы Великой Отечественной войны регулировщики следили за порядком на дорогах. На развилках они показывали наиболее короткую и безопасную дорогу. Это теперь на подъездах и выездах к населенному пункту стоит указатель. А тогда этого ничего не было. Водителям было трудно узнавать путь, особенно ночью. На это уходило время, часто немалое. Бесперебойное движение машин - главная задача регулировщиков. За этим строго следили в штабах армии и фронта. Сведения о движении машин требовали каждый день. В некоторых местах устанавливали контрольно-пропускные пункты, где регулировщики проверяли документы. В Брянске поставлен памятник шоферу на полуторке.
Невольно возникает вопрос : " Легко ли им было ?" Я думаю, что тяжел и опасен был их труд. Много шоферов погибло на дорогах при доставке грузов на передовую. А девушки - регулировщицы стояли в любую погоду. Дежурили по несколько часов, сами готовили себе еду, чистили оружие. Часто в свободное время их направляли на дополнительный пост или на патрулирование дорог. Но, несмотря на все трудности, они не унывали: шутили, смеялись, пели любимые песни. Наверное, они не раз слышали в свой адрес: " Привет, красавица!".
Эти маленькие штрихи объясняют нашу Победу - все, от рядового, до генерала, выполняли свой долг.
В начальный период войны в основу дорожного обеспечения Советской Армии был положен опыт, накопленный дорожной службой в предвоенные годы. Однако небывалый масштаб операций и высокая маневренность боевых действий поставили перед дорожниками новые сложные задачи. С первых дней войны интенсивность движения войск и автомобильного транспорта по автомобильным дорогам превзошла все ожидания. Потребовалось обеспечить восстановление, а в отдельных случаях и строительство новых автомобильных дорог, организацию на них движения большой интенсивности. Силы и средства дорожной службы Советской Армии, фронтов и армий оказались не в состоянии справиться с возросшими задачами. Недостатки в дорожном обеспечении действующей армии и ее тыла рассматривались в Государственном Комитете Обороны СССР. На основе постановления ГКО в июле автодорожный отдел Генерального штаба был развернут в Автомобильно-дорожное управление Советской Армии, а в штабах фронтов и армий сформированы автодорожные отделы, подчиненные начальнику Тыла Советской Армии (фронта, армии).
Постановление также предусматривало организацию десяти военно-автомобильных дорог центра: семь маршрутов, отходящих от Москвы (на Ленинград, Великие Луки, Смоленск, Довск, Брянск, Горький, Ярославль), и три южных маршрута (Курск, Козелец; Харьков, Киев, Одесса). Для обслуживания этих дорог дополнительно формировались 8 дорожно-эксплуатационных полков, 11 военно-дорожных и мостовых батальонов, 5 управлений военно-автомобильных дорог с дорожными комендатурами, а для осуществления перевозок — 50 отдельных автотранспортных батальонов. Транспортные части предполагалось передавать военно-автомобильным дорогам центра для организации перевозок, как это практиковалось в период военных действий 1939/40 г. на Карельском перешейке.
Кроме частей, формируемых центром, ряд армий и фронтов за счет внутренних ресурсов формировали дорожные части своим распоряжением. На 22 августа 1941 г. Северный фронт сформировал три дорожно-строительных и один мостостроительный батальон, Северо-Западный фронт — пять дорожно-строительных батальонов, Западный фронт — два дорожно-строительных батальона, один дорожно-эксплуатационный батальон, роту регулирования и управление фронтовой военно-автомобильной дороги (ВАД) с несколькими комендатурами, Юго-Западный фронт — дорожно-эксплуатационный полк. Постановлением ГКО от 15 сентября 1941 г. в системе Гушосдора НКВД было решено создать Управление строительства и содержания автомобильных дорог глубокого тыла, а также шесть управлений военно-дорожных работ с подчиненными им тридцатью военно-дорожными отрядами. Использование управлений военно-дорожных работ осуществлялось по указанию Автомобильно-дорожного управления Советской Армии и согласованию с автодорожными органами фронтов. Одновременно Гушосдору НКВД были подчинены республиканские и местные дорожные органы. Это способствовало концентрации усилий всех дорожных организаций страны на решении главных задач — подготовке и содержанию основных дорог, необходимых для передвижения войск и воинских перевозок. Формирование дорожных частей шло по двум линиям: по линии Наркомата обороны — отмобилизование дорожно-эксплуатационных частей и небольшого количества дорожно-строительных и мостостроительных батальонов и по линии Гушосдора НКВД — дорожно-строительные и мостостроительные батальоны, военно-дорожные управления и отряды, управления уполномоченных Гушосдора при фронтах и головные дорожные отделы (годоры) при армиях, а также головные дорожные базы. Дорожное обеспечение зимней кампании 1941/42 г., и особенно в ходе наступления под Москвой, было первым крупным испытанием для дорожных войск и органов управления дорожной службы. Условия работы тыла в этот период были чрезвычайно сложными. Отступавший противник всеми способами стремился задержать наступление наших войск, разрушая мосты, применяя завалы и массовое минирование дорог. На дорогах Западного фронта фашисты разрушили до 250 мостов общей длиной более 5 км, среди них значительные по длине и сложные по конструкции мосты через реки Волга, Угра, Руза, Протва, Шоша, канал имени Москвы и другие. Восстановление дорог приходилось вести в 30-градусные морозы и метели днем и ночью. Военные дорожники работали по 12–15 часов в сутки, выполняя нормы выработки на 150 и более процентов, и отважно сражались с просочившимися группами немецко-фашистских войск. В конце осени 1941 г. дорожные войска Западного фронта содержали 1190 км фронтовых и 990 км армейских военно-автомобильных дорог. Примечательно, что в ноябре этого года фронтовые военно-автомобильные дороги находились восточнее, а армейские — западнее Москвы. Вокруг Москвы была подготовлена кольцевая военно-автомобильная дорога, соединившая все радиальные автомобильные и железнодорожные коммуникации столицы. Общее протяжение кольца превышало 125 км, из них 28,6 км дороги было построено заново. На кольцевом обходе было наведено пять наплавных мостов через р. Москва и два моста через Оку.
За время битвы под Москвой военные дорожники Западного фронта построили и восстановили 264 автодорожных моста общим протяжением свыше 5 тыс. пог. м, обеспечили снегозащиту на протяжении 14,3 тыс. км дорог. За время наступления по военно-автомобильным дорогам этого фронта прошло 900 тыс. автомобилей, 850 тыс. из них были обеспечены горючим на заправочных пунктах и около 15 тыс. автомобилей получили техническую помощь.
Исключительно тяжелой была задача военных дорожников на Ленинградском фронте, когда транспортная связь с Ленинградом оказалась возможной только через Ладожское озеро. Построенная по решению ГКО и Военного совета Ленинградского фронта шестиполосная ладожская ледовая военно-автомобильная дорога протяженностью около 30 км стала знаменитой Дорогой жизни. Ее начальником был назначен генерал-майор интендантской службы А. М. Шилов. Дорога работала днем и ночью. Сплошным потоком по ней шли тысячи и тысячи машин. В отдельные дни интенсивность движения достигала 10 тыс. автомобилей в сутки. Лед выдерживал не более 10–14 суток такого движения, а затем его переключали на свежие полосы. В течение зимы строилось до 60 таких полос-дорог. Их общая протяженность составляла 1770 км, из которых 1650 подвергались снегоочистке360. На трассе были развернуты два пункта технической помощи, шесть обогревательных, два заправочных. Посты регулирования устанавливались в среднем через каждый километр трассы, обозначенной, кроме того, большим количеством сигнальных фонарей-мигалок, а также дорожных знаков и указателей. На всем протяжении дороги была обеспечена телефонная связь, позволявшая центру регулирования управлять движением на трассе. Все эти работы проводились под огнем врага, в ледяную стужу. За пять зимних месяцев по Дороге жизни проследовало в Ленинград и обратно более 150 тыс. автомобилей, 10 тыс. подвод, около 500 тракторов, бронеавтомобилей и танков361.
Развертывание автомобильных войск в начале Великой Отечественной войны осуществлялось в тяжелых условиях, когда отмобилизование войск и тыла, особенно в западных районах страны, осложнялось неблагоприятным для Советской Армии ходом боевых действий.
Основным источником пополнения автомобильного парка армии являлась мобилизация автомобилей из народного хозяйства. Формирование автомобильных войск осложнялось распыленностью автомобилей по мелким автохозяйствам. К началу войны в стране насчитывалось около 223 тыс. автохозяйств, из них 85,2 процента мелких, имевших по 1–4 автомобиля 322. В силу вынужденного отхода войск была потеряна значительная часть мобресурсов в западных районах страны. Автомобильные части приходилось комплектовать за счет изъятия автотранспорта даже из боевых частей. Моторизованные дивизии реорганизовывались в стрелковые, а освобождавшийся транспорт использовался для создания армейских автомобильных батальонов.
По состоянию на 1 августа 1941 г. было вновь сформировано и развернуто за счет существующих авточастей и депо 120 автотранспортных частей и соединений, в том числе 5 автомобильных бригад, 8 отдельных и 6 запасных и учебных автополков, 54 отдельных автомобильных батальона, 14 батальонов и рот бензоцистерн, 12 отдельных автомобильных рот, 18 эвакуационных рот. В качестве резерва Главного Командования в июле 1941 г. в районе Москвы были сформированы 14-я автомобильная бригада (в составе семи автотранспортных батальонов) и пять отдельных автобатальонов. К началу августа в них находилось около 4 тыс. автомобилей 323. В сентябре 1941 г. ЦК ВКП(б) и Советское правительство приняли решение о дополнительной мобилизации 30 тыс. автомобилей из народного хозяйства для укомплектования автотранспортных частей действующей армии.
В первые месяцы войны в тяжелой обстановке маневренных оборонительных боев автотранспортные части широко привлекались для обеспечения маневра войск. Выполнялись крупные перевозки соединений и частей оперативного масштаба. Так, 24 июня 1941 г. четыре стрелковые дивизии были перевезены из района Барановичей в район Слонима и введены в бой с прорвавшимися частями противника. Это была первая массовая оперативная перевозка войск автотранспортом в ходе войны. Созданный на Южном фронте оперативный резерв транспортных частей (до 1000 автомобилей) осуществлял массовые перевозки стрелковых полков и дивизий на угрожаемые участки фронта. В общей сложности в июне и июле 1941 г. в этом фронте были перевезены 23 стрелковые дивизии.
Особенно крупные оперативные перевозки войск выполнены автотранспортом в ходе оборонительного сражения под Москвой. 14-я автобригада резерва Ставки Верховного Главнокомандования в июле 1941 г. перевезла шесть стрелковых дивизий из района Москвы в. район Вязьмы — на расстояние от 120 до 300 км326. В конце декабря 1941 г. этой же бригадой, 10-м автомобильным полком и двумя отдельными автотранспортными батальонами на помощь войскам Ленинградского фронта было перевезено четыре стрелковых дивизии со всем военным имуществом, вооружением и боеприпасами из района Люберцы, Красково, Малаховка, Томилино в район Осташково — на расстояние свыше 450 км327. Столь крупная перевозка войск в условиях снежных заносов явилась для автотранспортных частей серьезным экзаменом, и они успешно сдали его.
В ходе наступательных операций второго периода войны выявилась необходимость дальнейшего совершенствования организации дорожного обеспечения. Первостепенное значение для решения этого вопроса имело создание в июне 1943 г. самостоятельной дорожной службы Советской Армии, начиная с центра и кончая армиями. Это значительно облегчило решение ряда вопросов руководства службой и способствовало более гибкому управлению частями дорожных войск, которые утвердились как новый специальный род войск.
Во втором периоде войны задачи по дорожному обеспечению войск возросли и усложнились. На каждом километре подготавливавшейся военно-автомобильной дороги выполнялся значительно больший объем работ, чем в первом периоде. Если в 1941 г. в среднем на километр дороги строилось 1,4 пог. м моста, то в 1943 г. — 2,3 пог. м. Соответственно увеличились объемы восстановления земляного полотна и дорожных покрытий, а также расход строительных материалов.
Особое значение приобрели фронтовые и армейские военно-автомобильные дороги, наращиваемые непосредственно за наступающими войсками. В ходе наступательных операций огромного размаха обычным делом стало быстрое восстановление мостов через такие крупные реки, как Дон, Ока, Десна, Березина, Днепр и другие. Только через Днепр было построено 45 мостов общей длиной 17 тыс. пог. м367, в том числе мосты у Киева, Кременчуга и Днепропетровска — длиной около километра каждый. Наряду с сооружением низководных и наплавных мостов дорожные войска строили на военно-автомобильных дорогах центра и высоководные мосты, рассчитанные на многолетнюю эксплуатацию.
Увеличился и объем работы дорожно-комендантской службы. На дорожно-комендантские участки (так назывались подразделения, обслуживающие ВАД), рассчитанные на обслуживание дороги протяжением 50 км, нередко возлагалась ответственность за обеспечение 60–90 км дороги. Управления военно-автомобильных дорог вместо 300 км содержали 400 и даже 500 км дорог. Круглые сутки действовали на военно-автомобильных дорогах посты регулирования и контрольно-пропускные, продовольственно-питательные, медицинские и заправочные пункты, пункты технической помощи, отдыха и обогрева.
Большую роль в репатриации советских граждан сыграли развернутые на военно-автомобильных дорогах пункты обслуживания и специальные сборно-пересыльные пункты. Они обеспечивали сбор репатриантов, питание и перевозку их попутным транспортом. Только на военно-автомобильных дорогах 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов за 1944 год и два месяца 1945-го было обслужено 223 тыс. репатриируемых советских граждан. Самоотверженный труд военных дорожников в годы Великой Отечественной войны являлся неотъемлемой составной частью героического ратного труда всех советских воинов по разгрому врага. О масштабе работы, проделанной дорожными войсками в годы войны, можно судить по следующим данным. Общее протяжение военно-автомобильных дорог, обслуживавшихся ими, составило около 360 тыс. км. Воины-дорожники построили, восстановили, усилили и отремонтировали свыше 100 тыс. км дорог и более 1 млн. пог. м автодорожных мостов. На пунктах обслуживания, развернутых на военно-автомобильных дорогах Ставки Верховного Главнокомандования, фронтов и армий, было обеспечено питанием 32,8 млн. военнослужащих и оказана медицинская помощь более 1,1 миллиона раненых и больных. Через пункты технической помощи и пункты заправки горючим прошло 2 млн. автомобилей. А всего по военным дорогам в годы войны проследовало 127 млн. автомобилей.
Самоотверженная деятельность военных дорожников неоднократно отмечалась в приказах Верховного Главнокомандующего. Их героический труд за годы войны получил высокую оценку Коммунистической партии и Советского правительства. Более 21 тыс. солдат, сержантов, офицеров и генералов дорожных войск были награждены орденами и медалями; 25 дорожным частям присвоены почетные наименования Днепровских, Борисовских, Неманских, Виленских, Карпатских, Ковельских, Кенигсбергских и других; 55 дорожных частей награждены орденами Советского Союза. Дважды орденоносный 126-й мостостроительный батальон 3-го Украинского фронта в 1945 г. представлял дорожные войска на Параде Победы на Красной площади в Москве.
Опыт дорожного обеспечения в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. показал его возросшую роль, позволил сделать важный вывод о необходимости заблаговременной .
Годы Великой Отечественной войны, когда страна воевала от мала до велика, не забудутся никогда. Ведь это наша история, память сердца. Хочется поклониться всем тем, кто воевал и умирал на фронтах Великой Отечественной войны для того, чтобы продолжалась мирная жизнь, чтобы спокойно спали дети, чтобы радовались, любили, были счастливы люди. Пусть будет только мир! Советские солдаты спасли это мир.
Советские солдаты взяли оружие, чтобы спасти все, что им дорого, спасти себя, свой народ и свою страну. Наш народ оказался в нечеловеческих условиях: война принесла горе, страдания, слезы, явилась чрезвычайным и особым испытанием для людей. Но мы выстояли и победили. Нужно помнить всегда павших на боевом посту и живых, тех, кому удалось вернуться, пройдя нелегкие дороги войны. Сегодня все меньше и меньше остается людей, которые пережили Великую Отечественную войну. Пока живут раненные войной люди, их память – мост между войной и миром. Обязанность молодых – хранить эту память, перенимать их опыт, ответственность за само существование человечества на Земле.
Я считаю выбранную тему сочинения актуальной, так как она касается великих событий, прошедших через судьбу многих людей, в том числе моих прадедов, участвовавших в ВОВ. Тема Великой Отечественной войны – необычная тема… Необычная, потому что никогда не перестанет волновать людей, бередя старые раны и душу болью сердца. Необычная, потому что память и история в ней слились воедино.
Я, как и все мои ровесники, не знаю войны. Не знаю и не хочу войны. Но ведь ее не хотели и те, кто погибал, не думая о смерти, о том, что не увидят больше, ни солнца, ни травы, ни листьев, ни детей. Дата 9 Мая наполняет мое сердце гордостью за подвиг многонационального советского народа, выигравшего битву с фашизмом, и печалью: миллионы сыновей и дочерей Отечества навсегда остались лежать в своей и чужой земле. Мое сердце обливается кровью, когда я слышу рассказы наших ветеранов о том, как жестоко пытали и убивали людей.
Люди! Покуда сердца стучатся, -
Помните!
Какой ценой завоевано счастье, -
Пожалуйста, помните!
Глупый мальчишка
Лавовая лампа
Денис-изобретатель (отрывок)
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Кто должен измениться?