В своей работе Полина, ученица 6 класса, попыталась проанализировать интересный рассказ малоизвестного детского писателя Павла Рудина "Косички в облаках".
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_rasskaza_pavla_rudina.doc | 51.5 КБ |
ХIV открытая городская научная конференция молодых исследователей
Особенности рассказа Павла Рудина «Косички в облаках»
Автор: ученица 6 класса
МБОУ СОШ №121
Никифорова Полина,
Научный руководитель:
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №121
Осипова Любовь Михайловна,
Снежинск 2014
Введение
Павел Рудин – современный детский писатель, по профессии врач. В настоящее время живет в Снежинске. Писать стал недавно. Его произведения отличаются легкостью, плавностью, понятностью для детского круга читателей. В своих рассказах П.Рудин поднимает очень важные вопросы, но делает это ненавязчиво, так чтобы читатель сам догадался, переосмыслил, сделал для себя выводы. Его рассказы предназначены как для детей, так и для старшего поколения. Вот почему мы решили проанализировать рассказ «Косички в облаках», чтобы уяснить, в чем же своеобразие языка данного произведения, почему книги данного автора интересны широкому кругу читателя.
Объект исследования: рассказ П.Рудина «Косички в облаках»
Предмет исследования: художественное своеобразие произведения.
Цель: определить особенности рассказа.
Задачи:
- провести художественный анализ данного произведения;
- выяснить, каковы особенности жанра, структуры и стилистических приемов, используемых автором.
Методы и приемы исследования:
- анализ жанра рассказа, как художественного произведения;
- составление сравнительной характеристики главных героев;
- выявление жизненно важных проблем, поднимающихся в рассказе;
-анализ языковых особенностей произведения
Данная работа является актуальной, так как необходимо показать, что даже детское произведение, короткий рассказ несет в себе очень глубокий смысл. Поэтому читать необходимо внимательно, вглядываясь в каждое слово, каждую фразу, использованную художником слова. Ведь каждый автор в своем произведении скрывает смысл, который становится понятным лишь при «глубоком» прочтении.
События в рассказе развиваются следующим образом: автору срочно необходимо было прилететь в столицу для участия в конференции. И все бы ничего, но рассказчик «панически боялся самолетов». Самое банальное начало произведения вводит нас в сказку. В сущности, сказка и родилась в самолете. Сказки, которые мы знаем и любим, родились в лесу, в горах, на берегу моря – там, где обитают люди. В сказке П.Рудина лишь небо, облака и самолет. Почему? Давно замечено, что человек, попав в экстремальную ситуацию, находясь на грани жизни и смерти, словно заново переживает, переосмысливает свою жизнь, дает ей суровые оценки, пытаясь выявить в ней самое ценное, настоящее и отмести мишуру. Человек по-новому воспринимает и саму жизнь: что в ней главное, а что случайно.
Так все-таки сказка или рассказ?
Рассказ – это литературное произведение повествовательного характера и малого объема. В основе рассказа лежит какое-то событие, происшествие, которое происходит за короткое время. Персонажей в рассказе обычно немного.
Сказка – жанр литературного творчества, основанный на вымысле.
Честно говоря, очень тяжело решить, к какому же жанру относится это произведение, но чем больше углубляешься в текст, понимаешь, что это сказка-быль. По сути, автор перемешал сказку и рассказ в одном произведении, и у него это хорошо получилось.
Почему это сказка понятно без лишних комментариев: девочка, живущая на облаке, чудеса, происходящие с главным героем. Но почему же автор настойчиво называет свое творение рассказом? Мне кажется потому, что он сам до конца верил, что все это происходит с ним на самом деле, это не волшебство, а реальность.
Рассказчик оказывается один на один со своими страхами. Он пытается скрыть свою неуверенность, скованность, но у него это плохо получается. И вдруг появляется ОНА. Обыкновенная девочка, белые волосы, голубые глаза, смотрит на героя за окошком иллюминатора. Сон? Нет, исключено.
И здесь происходит самое интересное и необычное. Взрослый человек поддается искушению узнать, что это за чудо. Он вылезает из самолета сквозь стенку. Девочка, а в рассказе у нее нет имени, приглашает рассказчика погулять. Она привязывает самолет на ленточку, «чтоб он никуда не улетел».
Рассказчику тяжело отбросить свои страхи, полностью довериться Девочке, почувствовать то, что его окружает сейчас. Он на все смотрит с осторожностью, опаской, некой пред рассудительностью. Поэтому значение образа героини в произведении особое – она подобен рентгеновскому лучу, помогающему человеку увидеть то, что скрыто от поверхностного взора. Поэтому тема детства с его незамутненностью взгляда, кристально чистым и ясным сознанием, и свежестью чувств занимает центральное место в повести. Поистине – "устами ребенка глаголет истина".
Ребенок, живущий на облаке учит взрослого человека жизни и показывает красоту окружающего мира. Для девочки, живущей на облаке, мир прост; не стоит придумывать лишние преграды, стоит только верить себе и своим чувствам. «Я же тебе говорила. Почему ты меня не слушаешь?»
Главному герою очень тяжело довериться маленькой Девочке, ведь он же намного опытнее и для всего у него есть конкретное правильное объяснение, но она переворачивает мироощущение и мировосприятие главного героя.
Диалоги Девочки и рассказчика показывает, насколько они разные люди: то что волнует взрослого, совсем не интересно ребенку.
«-Я гоню свое облако.
-Куда?
-Туда»
Понимая это, автор избегает излишней ненужной и непонятной информации. Главный герой, общаясь с ней, заражается ее беспечностью, веселостью.
Девочка живет на белом пушистом облаке. Появившись на свет, она уже знает, что ей необходимо делать: везти свое облако, ухаживать за ним, смотреть, чтоб оно не испачкалось. И выясняется, что ее облачко пачкается, когда пролетаешь над «коробочками» - домами людей. Рассказчику становится стыдно, ведь из-за тех, кто живет на земле, очень тяжело приходится Девочке и ее сестрам, и братьям.
Люди должны заботиться о чистоте и красоте своей планеты, сообща беречь и украшать ее, не дать погибнуть всему живому. Так ненавязчиво, возникает в сказке еще одна важная тема – экологическая, которая является очень актуальной для нашего времени.
Для Девочки даже маленький воздушный шарик, залетевший в ее облако, - это друг, она хочет ему помочь, чтобы он стал большим и веселым; а когда почувствовала, что его надо отпустить, отпускает. Не каждый взрослый человек способен на такой поступок: не держать того, кто тебе дорог, найти в себе силы сделать лучше для него, а не для себя.
Ребенок преподает урок взрослому человеку, становится его мудрым наставником.
С одной стороны, Девочка учит рассказчика, показывает ему, что на мир можно смотреть проще, с другой стороны, автор тоже привносит в ее жизнь нечто новое. Он показывает, что в жизни все главное, не бывает ненужных моментов; может быть, он ее учит серьезности, той взрослой серьезности, какую приобретаешь в течении всей жизни. И она учится, она готова принять его советы со свойственной ей легкостью. Автор заплетает ей косички, и от этого Девочка становится еще лучше, красивее.
Главная героиня обладает способностью видеть истинную сущность окружающего мира. Она смотрит на мир не предвзято.
«А куда вам спешить? У вас ведь нет облаков»
Люди среди вечной суеты "взрослой" жизни не вспоминают о человеческом счастье. «По-моему вы создаете себе много лишних забот, без которых можно обойтись».
Постоянно руководствуясь разумом, они забывают прислушаться к самому главному – к голосу собственного сердца. А маленькая девочка сумела показать ему совершенно новый мир человеческих взаимоотношений, отношений детства; мир тоже сложный, но более богатый чувствами и каким-то внутренним пониманием красоты окружающих людей и природы.
В конце прогулки автору тяжело расставаться с Девочкой, он понимает, что «такое путешествие дается лишь раз в жизни» и может быть они больше не увидятся, но, чтоб не огорчать ее, они договариваются о следующей встрече.
И спустя много лет они действительно встречаются. Но, если в начале автор был рад вновь увидеть Девочку, то, чем больше они разговаривают и гуляют, он с грустью понимает, что эта встреча последняя. Девочка не изменилась внешне, но за определенный промежуток времени увидела много нового. И ей, конечно, многое непонятно. «Одних животных можно убивать, а других нельзя».
Ребенок ощущает себя частицей мира природы. «Для меня земля одна, это вы ее делите на страны и континенты». Для нее странно, почему в одном месте так, а в другом по-другому. И автор не может ей объяснить или даже не хочет, потому что это действительно странно. Взрослый человек понимает окружающую действительность с точки зрения разных факторов, конечный из которых в любом случае будет непонятен детскому разуму. У детей все намного проще. Это главное отличие взрослого от ребенка.
В конце рассказа главные герои обмениваются подарками: автор дарит анютины глазки, а Девочка отдает ему комочки снега, состоящие из снежинок. Она сама их выращивала и отдала самое лучшее своему другу.
Почему автору посчастливилось встретиться с Девочкой на облаке? Мне кажется потому, что он сам еще верил в сказки, рассказывал их своим дочерям, и где-то в глубине души оставался тем наивным ребенком. И кстати сказать, автор перестал бояться летать на самолете. Может быть потому, что каждый полет был возможностью встретиться с НЕЙ, с Девочкой с косичками, живущей на облаке.
Детство находится где-то рядом и приходит в минуты самого страшного отчаяния и одиночества. Оно подойдет как ни в чем не бывало, как будто оно и не покидало нас на эти долгие годы, сядет рядом на корточки и спросит, с любопытством глядя на разбитый танк: "А что это за зверь?" Тогда все встанет на свои места, и к уже взрослому человеку вернется та ясность и прозрачность, бесстрашная прямота суждений и оценок, какая бывает только у детей.
В рассказе очень богатый язык. Автор использует «живые, легкие» диалоги. Делает он это для того, чтобы наиболее близко показать реальность происходящей ситуации.
Язык его произведения естественен и выразителен: «идти было мягко и легко», «разверзлась пропасть», «ветер-баловник», «облако-громада», «облака хорошее, послушное, вредное, капризное, ленивое»,
В такой манере выражать свои мысли заключена тайна, она по-новому рассказывает старые истины, открывает их подлинный смысл, заставляя читателей задуматься.
Сам рассказ читается легко, на одном дыхании. Автор использует простые предложения, понятные для маленького читателя.
Мы чувствуем присутствие автора, верящего в добро и разум, в скорую пору, когда жизнь на земле изменится. Можно говорить о своеобразной мелодике повествования, грустной и задумчивой, строящейся на мягких переходах от юмора к серьезным раздумьям, на полутонах, прозрачных и легких, подобно акварельным иллюстрациям сказки, созданным самим писателем и являющимся неотъемлемой частью художественной ткани произведения.
Заключение
Данное произведение написано как для детей, так и для взрослых.
Не все доступное взрослым откроется сразу детям. Но дети читают эту книгу с удовольствием, так как она привлекает их простотой изложения, рассчитанной на ребенка, той особой, присущей именно этой сказке атмосферой духовности, дефицит которой так остро ощущается в наши дни.
Так же детям близко видение авторского идеала в детской душе. Только в детях видит самую ценную, ничем не замутненную основу человеческого бытия. Ибо только дети умеют видеть вещи в их истинном свете, не считаясь с их "практической пользой"!
Главное, для чего написана сказка, это то, чтобы эту истину запомнили дети и не прошли мимо основного: надо быть верным в любви и дружбе, нужно прислушиваться к голосу сердца, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мир.
Литература
Всему свой срок
Развешиваем детские рисунки дома
Сказочные цветы за 15 минут
Именинный пирог
Император Акбар и Бирбал