Мир русских сказок и былин представляется мне древним глубоким колодцем. Подойдёшь к срубу, наклонишься, с замиранием сердца посмотришь вниз, познаешь невиданное да неслыханное... А уж слова благостного точно водицы зачерпнёшь!.. Душу омоет, оживит, исцелит.
Вложение | Размер |
---|---|
soch_meshcheryakov_kriterii_dobra_i_zla.doc | 38 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением
Предметов гуманитарного и технического уровней Дзержинского района
Г.Волгограда
Сочинение-рассуждение
Критерии добра и зла в русских сказках
Работу выполнил:
Ученик 7 «И» класса
Мещеряков Кирилл Максимович
Учитель:
Бондаревская Елена Алексеевна
2015г.
Мир русских сказок и былин представляется мне древним глубоким колодцем. Подойдёшь к срубу, наклонишься, с замиранием сердца посмотришь вниз, познаешь невиданное да неслыханное... А уж слова благостного точно водицы зачерпнёшь!.. Душу омоет, оживит, исцелит.
И уж тот, кому откроется тайна этого колодца, никогда не совершит дурного, не унизится до подлости.
Именно русские народные сказки и былины учат нас, "нанотехно-логичных" людей, разделять такие понятия, как добро и зло, дают возможность подключить фантазию, представить себя на месте героя.
Злой, плохой замечается как-то сразу. Мы безошибочно распознаём бессердечных злодеев. Если на страницах книги встречаются, например, Баба Яга, Кощей или Идолище Поганое, обязательно ожидаем борьбы с представителями "светлых сил".
По-иному обстоят дела с добрыми персонажами. Они какие-то разные. К счастью, в ту эпоху, когда "сказка сказывалась", рассказчики постарались придать положительным героям особенные черты, симпатичные слушателю, а позднее - читателю.
Добрый в сказке- это тот, кто всегда посочувствует и ни при каких обстоятельствах не причинит вреда слабому. Например,
Иван царевич пожалел лягушку-неприметное скользкое существо-и среди братьев лучшую жену получил. Но не уберёг! Вот и пришлось ему Василису возвращать: по лесам-болотам хаживать да добротою своею себе помогать. Тут медведя не тронул ("у него детки малые"),там щуку в море отпустил. Добрым был. За это сказка его и наградила. Все звери, которых Иван царевич не обидел, помогли ему и смерть Кощея добыть, и жену вернуть.
А что было бы с Мартынкой из сказки "Волшебное кольцо", если б он на последние деньги не купил у мужичка собаку, кошку и, наконец, змею? Добрый. Похвально. Но и ему счастье далось не сразу. Опять же через трудности прошёл герой с помощью спасённых им животных. "Как аукнет- ся, так и откликнется"- старая сказочная истина.
Сказка проверяет на прочность даже детей. Не смогла Машенька уберечь братца ( "Гуси-лебеди") - делать нечего: ищи! И здесь испытание: нужно из беды вызволять печку, речку, яблоню. И по правилам они отплатили девочке добром. Братец возвращён, подарки от родителей получены.
Есть, правда, и такие сказки ("Жадная старуха" ,"Золотая рыбка"), где добрый герой-Старик вроде бы заслуживает счастья: спас волшебное дерево в лесу, отпустил рыбку. Но рядом с ним обязательно оказывается злая ненасытная Старуха. И если Старик идёт на поводу у Старухи, сказочный мир наказывает и его.
Пожалуй, только один любимый всеми Емеля-дурак ( "По щучьему велению") наслаждается прелестями волшебства на протяжении всего хода повествования. Отказался сварить уху из щуки (наверное, лениво было утруждаться) -и вот, пожалуйста! Рыба-на свободе, Емеля-обладатель лучшего в мире средства передвижения и прочего, прочего, прочего. И всё-таки хорошо, что в финале щука забирает у Емели своё слово. Пусть теперь своё нежданное счастье сумеет удержать.
Мне кажется, что лучше всего передают бескорыстное проявление добра по отношению персонажей друг к другу сказки о животных. Возьмём, к примеру, отважного Петуха ("Заячья избушка").Он не ждёт никаких поощрений. Просто защищает от Лисы слабого Зайца и требует справедливости. Вызволил из беды - значит добрый.
Но самые любимые мною - героические сказки и былины с участием богатырей! Здесь лучше всего видна граница между добром и злом. Мне приятно осознавать, что именно русские люди так здорово расправляются со злобной нечистью, которой, как обычно, "тьма - тьмущая" и "с хоботами железными, и изрыгает огонь и дым". В таких произведениях хорошо видно,каким должен быть настоящий герой, и как выглядит враг. Только разница в том, что в сказках события и персонажи вымышлены, а былины сохраняют реальность.
Есть такая сказка - "Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо" .С самого начала мы понимаем, что именно Иван способен проявить себя в борьбе со злом. Не хотели родители младшенького отпускать на бой со страшилищем! Хороши его братья, но не болеют душой за землю русскую. В самый неподходящий момент не в силах бороться со сном. А Иван тут как тут! Лихо расправляется и с шести-, и с девяти-, и с двенадцатиголовыми чудищами, хоть и "на бой не сгодился".
Да и смекалкой Бог его не обидел. Иван быстро соображает, что перины пуховые и яблони с наливными плодами ни с того ни с сего в чистом поле не появляются. Он и с жёнами вражескими безобразными не церемонится. Освободил мир от скверны, получил уважение народа - вот и награда.
А уж о героях былин- Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алёше Поповиче- и говорить нечего! Вот с кого хочется брать пример: и одеяние завидное, и палицами снабжены стопудовыми. А главное -"крест кладут по-писаному, ведут поклоны по-учёному", относятся с должным почтением к родителям, друг к другу, дорожат службой при княжеском дворе. И сами "добры молодцы", и кони у них "добры".
Враги земли русской в былинах ведут себя одинаково. До поражения они сильны, коварны, жестоки. До того как богатыри вступают с ними в бой, наносят страшный вред всему государству. Например, Змей (в былине "Добрыня и Змей") берёт в плен людей, душит женщин, "сиротает малых детушек". Соловей-разбойник (в былине "Илья Муромец и Соловей-разбойник") запирает на тридцать лет черниговскую дорогу, опустошает целый край. Былинный Змей и плавает, и летает, и ползает; Соловей-разбойник наводит страх на мирное население своим смертельным свистом и рёвом.
Но тут-то мы и видим, как любят создатели былин национальных борцов с силами зла! Иногда одному богатырю удаётся совершить нечеловеческое: например, уложить " сорок тысяч татаровей поганых". А если палица из рук выпадет, берёт татарина за ноги и им же остальных ворогов избивает. Нет ничего на свете, с чем бы не справился русский богатырь- добрый воин.
Гордостью наполняется сердце, когда подумаешь, что на твоей земле жили такие люди. И поневоле спросишь себя: а что мешает нам творить добро ?.. И почему иногда с трудом отделяем хорошее от плохого? Русские народные былины и сказки помогут -дадут ответ.
Петушок из русских сказок
Снегири и коты
Есть ли лёд на других планетах?
Ёжикина Радость
Мост Леонардо